СОСТАВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

<

090114 1435 1 СОСТАВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ Федеральное Собрание-парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Он состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы. Формально Совет Федерации не является верхней палатой парламента, а Государственная Дума — нижней (это не установлено Конституцией). Государственная Дума и Совет Федерации имеют разные статусы, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, Регламенте Государственной Думы, Регламенте Совета Федерации и действующих федеральных законах.

Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов.

В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации независимо от их места проживания на территории России.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. В соответствии со статьей 101 Конституции Российской Федерации Государственная Дума в начале первой сессии образует из числа депутатов палаты комитеты. В обязательном порядке Государственная Дума образует: Комитет по конституционному законодательству судебно-правовой реформе и правам человека; Комитет по социальной политике; Комитет по бюджету, налогам и финансам; Комитет по вопросам собственности и предпринимательской деятельности; Комитет по аграрной политике; Комитет по вопросам экологии и природопользования; Комитет по международным делам и обороне; Комитет по вопросам безопасности; Комитет по образованию, науке и культуре; Комитет по делам общественных объединений, религиозных организаций и средств массовой информации; Комитет по внутренней организации деятельности палаты. Но общее количество комитетов не должно превышать 15, а в случае необходимости могут образовываться и другие комитеты.

В настоящее время в Государственной Думе дополнительно созданы: Комитет по экономической политике, Комитет по делам женщин, семьи и молодежи, Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками, Комитет по делам национальностей, Комитет по делам Федерации и региональной политике, Комитет по вопросам местного самоуправления, Комитет по организации работы Государственной Думы, Комитет по информационной политике и связи, Комитет по вопросам геополитики, Комитет по промышленности, строительству, транспорту и энергетике.

Государственная Дума вправе создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей. По истечении установленного срока или выполнении порученного палатой задания комиссия прекращает свою работу.

Государственная Дума формирует комитеты на основе принципа пропорционального представительства фракций и групп депутатов.

Численный состав каждого комитета определяется Государственной Думой, но не может быть менее 25 депутатов палаты.

Комитет может для более детального рассмотрения вопросов, а также по основным направлениям своей деятельности образовывать подкомитеты.

В соответствии со ст.18 Регламента комитеты Государственной Думы: разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты; организуют и проводят парламентские слушания; способствуют проведению в жизнь положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов; решают вопросы организации своей деятельности; рассматривают иные вопросы, относящиеся к ведению Государственной Думы.

Порядок деятельности комитетов определяется Конституцией Российской Федерации, Регламентом и Законом Российской Федерации о комитетах палат Федерального Собрания.

В соответствии со ст. 28 Регламента депутатское объединение в Государственной Думе, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по общефедеральному избирательному округу и одномандатным избирательным округам именуется фракцией. Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовать депутатские группы, которые обладают равными правами. Депутаты Государственной Думы, не вошедшие ни в одно из депутатских объединений при их регистрации, в дальнейшем могут войти в любое из них с согласия его членов.

Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одном депутатском объединении. В настоящее время в Государственной Думе существуют следующие фракции и депутатские группы: Фракция аграрной партии России, Фракция «Выбор России», Фракция демократической партии России, Фракция политического движения «Женщины России», Фракция коммунистической партии Российской Федерации, Фракция либерально-демократической партии России, Фракция партии Российского единства и согласия, Фракция «ЯБЛоко», Депутатская группа «Новая региональная политика», Депутатская группа либерально-демократический союз «12 декабря» (данное перечисление по понятным причинам является достаточно условным).

Ст. 96 Конституции Российской Федерации гласит: «1.Государственная Дума избирается сроком на четыре года.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами».

Однако в заключительных и переходных положениях Конституции Российской Федерации подчеркнуто, что Государственная Дума первого созыва избирается сроком на два года.

2. ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ

 

 

В соответствии со ст. 38 Регламента Государственная Дума собирается на сессии, как правило: весеннюю — с 12 января по 20 июля; осеннюю — с 1 октября по 25 декабря.

Государственная Дума правомочна начать свою работу, если общее число избранных в нее депутатов не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы ( ч.2 ст.49 Регламента).

В соответствии со ст.96 ч.3 Конституции Российской Федерации первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат, а в дальнейшем до избрания Председателя или заместителя Председателя Государственной Думы председательствуют представители всех избирательных объединений.

Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания, но Президент России может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока (ст. 30 Регламента).

На первом заседании Государственная Дума открытым голосованием большинством голосов избирает: Счетную комиссию, Временную комиссию по контролю за электронной системой голосования, Временную комиссию по Регламенту, Временный секретариат и Мандатную комиссию Государственной Думы. А также на первом заседании депутаты проводят выборы Председателя Государственной Думы, его заместителей. Заседание Государственной Думы может быть открыто, если на нем присутствует более половины от общего числа депутатов палаты.

Заседания проводятся открыто, гласно, освещаются в печати, по радио и телевидению; на заседания приглашаются представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, представители средств массовой информации, независимые эксперты, ученые и специалисты, необходимые для дачи заключений по рассматриваемым палатой вопросам.

Депутаты могут принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено председательствующим на заседании Государственной Думы, Президентом России, комитетом или депутатским объединением в Государственной Думе, Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства России.

Заседания стенографируются. Представители прессы, радио и телевидения на закрытые заседания палаты не допускаются.

Заседания проводятся в соответствии с принятой Конференцией Государственной Думы общей программой сессии Государственной Думы, утвержденной на ее первом заседании и заблаговременно разосланной депутатам, и календарем рассмотрения вопросов на очередной месяц, утвержденным Конференцией Государственной Думы.

Продолжительность и порядок проведения заседаний палаты определяются Регламентом.

Внеочередному рассмотрению на заседании Государственной Думы подлежат: послания и обращения Президента России, а также проекты законов и иных нормативно-правовых актов, внесенных в качестве срочных Президентом и Правительством Российской Федерации; проекты законов, возвращенные на повторное рассмотрение Государственной Думы; проекты законов о ратификации международных договоров; проекты Регламента Государственной Думы и постановлений Государственной Думы о внесении в него изменений и дополнений; опросы о выражении доверия Правительству Российской Федерации.

<

Во время сессии Государственной Думой проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа депутатов в комитетах и комиссиях, фракциях и депутатских группах, а также с избирателями.

Работа Государственной Думы осуществляется в строго определенные дни недели. Пленарные заседания Государственной Думы проходят в среду и в пятницу; конференция собирается еженедельно во вторник во второй половине дня; комитеты заседают каждый понедельник и четверг; во вторник депутаты работают в комитетах, во фракциях и депутатских группах, а также проводятся парламентские слушания; каждая четвертая неделя месяца отводится для работы депутатов с избирателями.

Во время парламентских каникул могут быть созваны внеочередные заседания Государственной Думы, которые назначаются Советом палаты по требованию Президента России, а также по требованию фракции или группы депутатов, поддержанному не менее чем 1/5 общего числа депутатов Совета Федерации.

На любом открытом или закрытом заседании палаты вправе присутствовать: Президент России или полномочный представитель Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании, Председатель Правительства, члены Правительства, члены Конституционного, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты, Уполномоченный по правам человека, Генеральный прокурор, Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Другие лица могут присутствовать на закрытых заседаниях только по специальному приглашению.

На заседаниях палаты ведутся протоколы и стенограммы. Протокол подписывается председательствующим на заседании.

Стенограммы заседаний Государственной Думы подлежат официальному опубликованию, кроме стенограмм закрытых заседаний. В Конституции России дан перечень оснований для проведения совместных заседаний Совета Федерации и Государственной Думы.

Особое значение имеет обсуждение на совместных заседаниях палат посланий Президента России, содержащих законодательную инициативу или законодательные предложения.

Основанием для проведения совместных заседаний являются также послания Конституционного Суда и выступления руководителей иностранных государств.

В соответствии со статьей 101 Конституции Российской Федерации Государственная Дума по вопросам своего ведения проводит парламентские слушания, которые проводятся по инициативе Конференции Государственной Думы, комитетов Государственной Думы, по инициативе группы не менее пятидесяти депутатов.

На парламентских слушаниях обсуждаются: законопроекты, требующие широкого публичного обсуждения; международные договоры, представленные на ратификацию; федеральный бюджет; важнейшие проблемы внутренней и внешней политики.

Парламентские слушания заканчиваются принятием по обсуждаемому вопросу рекомендаций.

Рекомендации принимаются путем одобрения большинством депутатов, принявших участие в слушаниях.

Парламентские слушания, как правило, открыты для представителей средств массовой информации и общественности и публикуются в печати.

На закрытых парламентских слушаниях обсуждаются вопросы, затрагивающие сведения, отнесенные к государственной тайне. Материалы закрытых парламентских слушаний предназначаются только для депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, а также государственных органов, представители которых принимали участие в парламентских слушаниях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ДЕПУТАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

 

Основной функцией и содержанием депутатского мандата является представительство. В Государственной Думе депутат представляет народ.

Характер депутатского мандата определяется тем, что в Конституции признан принцип парламентаризма (ст.94), а также отсутствуют такие институты, как наказы избирателей депутатам и отзыв депутатов избирателями.

Таким образом, мандат депутата — это свободный мандат, т.е. избиратели не могут определять позицию депутата, он жестко не связан правовыми обязательствами перед своими избирателями.

Следует отметить особый характер деятельности депутатов: они как народные представители осуществляют законодательную власть, их деятельность носит политический характер.

В ст. 97 Конституции Российской Федерации закреплен статус депутата:

«1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3.Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.»

Однако в заключительных и переходных положениях Конституции Российской Федерации указано, что депутат Государственной Думы первого созыва может одновременно являться членом Правительства Российской Федерации.

На депутатов Государственной Думы — членство в Правительстве Российской Федерации не распространяются положения настоящей Конституции о неприкосновенности депутатов в части ответственности за действия (или бездействие), связанные с выполнением служебных обязанностей.

В ст.20 Регламента Государственной Думы указано, что каждый депутат Государственной Думы, за исключением Председателя, его заместителей, руководителей депутатских объединений и депутатов Государственной Думы — членов Правительства Российской Федерации , обязан состоять в одном из комитетов Государственной Думы, причем только в одном.

В статье 41 ч.3 Регламента указано, что депутат

Государственной Думы обязан присутствовать на ее заседаниях. Если депутат не имеет возможности присутствовать на заседаниях, то он заблаговременно информирует об этом Председателя Государственной Думы.

В разделе П «Общий порядок работы Государственной Думы» в ст.42 Регламента указано, что выступающий на заседаниях не вправе нарушать правила депутатской этики — употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов и других лиц, допускать необоснованные обвинения, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям.

В случае нарушения указанных правил председательствующий предупреждает выступающего, а в случае повторного нарушения лишает его права выступления в течение всего дня заседания.

На заседаниях Государственной Думы депутаты вправе участвовать в прениях, вносить предложения, замечания и поправки по существу обсуждаемых вопросов, предлагать кандидатуры и высказывать свое мнение по кандидатурам должностных лиц, избираемых назначаемых или утверждаемых Государственной Думой, задавать вопросы, давать справки.

В соответствии с законом депутат Государственная Думы руководствуется Конституцией России, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, регламентом палаты, предвыборной программой и своими убеждениями (ст.2 Закона).

Срок полномочий депутата начинается со дня его избрания и прекращается с момента начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных ст.4 Федерального закона, а именно: письменного заявления депутата о сложении своих полномочий; утраты депутатом гражданства России, вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении депутата; признание депутата недееспособным решением суда, вступившим в законную силу; смерти депутата; объявления гражданина, являющегося депутатом, умершим решением суда, вступившим в законную силу; роспуска Государственной Думы в случаях, предусмотренных ст.ст.111 и 117 Конституции Российской Федерации.

Формами депутатской деятельности депутата Государственной Думы являются: участие в заседаниях Государственной Думы; в совместных собраниях палат Федерального Собрания Российской Федерации, проводимых в случаях, предусмотренных частью 3 ст.100 Конституции Российской Федерации; участие в работе комитетов и комиссий палаты, согласительных комиссий, создаваемых Государственной Думой; участие в выполнении поручений Государственной Думы и ее органов; участие в парламентских слушаниях; обращение с депутатским запросом; участие в работе депутатских объединений — фракций и депутатских групп; обращение с вопросом к членам Правительства Российской Федерации на заседании Государственной Думы; работа с избирателями.

В ст.8 Закона указано, что депутат Государственной Думы поддерживает связь с избирателями в регионе, определенном соответствующим депутатским объединением.

В целях обеспечения прав, свобод и законных интересов своих избирателей депутаты Государственной Думы: рассматривают поступившие от них предложения, заявления и жалобы, способствуют в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов; ведут прием граждан; изучают общественное мнение и при необходимости вносят предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения; информируют избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации; взаимодействует с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, с депутатами законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, с политическими партиями и иными общественными объединениями.

Депутаты Государственной Думы имеют право законодательной инициативы. Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции России может вносить группа численностью не менее одной пятой депутатов Государственной Думы.

Порядок осуществления права законодательной инициативы депутатом Государственной Думы определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и регламентом Государственной Думы.

Депутат Государственной Думы имеет право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым палатой, а также комитетом, комиссией данной палаты, членами которых они являются.

Депутаты Государственной Думы вправе присутствовать на всех заседаниях Совета Федерации. Депутат, группа депутатов Государственной Думы вправе обращаться с запросом к Правительству Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю центрального банка Российской Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти, руководителям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов. Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, должны дать ответ на него в устной (на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения или в иной, установленный палатой, срок.

Депутат, группа депутатов Государственной Думы вправе обращаться с вопросом к любому члену Правительства на заседании Государственной Думы.

Депутат пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских. Депутат имеет право на получение и распространение информации. В частности, при обращении депутата в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, на предприятия, в учреждения, организации, должностные лица обеспечивают депутата по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, консультациями специалистов, безотлагательно предоставляют им необходимую информацию и документацию независимо от степени их секретности в соответствии с федеральным законодательством о государственной тайне. Депутаты имеют преимущественное право выступать по вопросам депутатской деятельности в государственных средствах массовой информации; материалы, представляемые депутатом по поручению палаты, подлежат обязательному опубликованию не позднее семи дней после обращения.

Часть 1 статьи 98 Конституции гласит: «Члены Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.» Личный досмотр не является уголовно-процессуальным действием; согласно законодательству правом производить досмотр обладают работники органов внутренних дел, федеральной службы контрразведки, таможенной службы Российской Федерации. Часть 2 той же статьи рассматривает вопрос о лишении неприкосновенности, который «решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания».

В ст. 7 Регламента отмечено, что данная процедура проводится на основании заключения Мандатной комиссии решением Государственной Думы, если за это решение проголосовало две трети от общего числа депутатов Государственной Думы».

Под привлечением к уголовной ответственности имеется в виду вынесение следователем постановления о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого. Таким образом, депутатская неприкосновенность не является основанием для отказа в возбуждении уголовного дела и производстве определенных следственных действий.

В ст.18 ч.2 Федерального закона указано, что «неприкосновенность депутата распространяется на его жилое, служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы».

В связи с осуществлением депутатских полномочий жизнь и здоровье депутата подлежат обязательному государственному страхованию за счет федерального бюджета на сумму годового денежного вознаграждения; вместе с тем, органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях гибели депутата и причинения депутату увечья или иного повреждения здоровья, повлекших стойкую утрату трудоспособности, а также ежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы между ежемесячным денежным вознаграждением депутата на момент выплаты компенсации и назначенной пенсией без зачета выплат страховых сумм по государственному страхованию.

Депутат Государственной Думы: освобождается на срок своих полномочий от призыва на военную службу и на военные сборы; имеет гарантии трудовых прав: сохранение общего и непрерывного трудового стажа, стажа работы по специальности, предоставление по окончании срока депутатских полномочий прежней или равноценной работы; имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск, медицинское и бытовое обеспечение, служебное и жилое помещение, бесплатный проезд, внеочередное поселение в гостинице и иные права, закрепленные Федеральным законом.

Статья 27 ч.1 Закона указывает на права депутата в случае роспуска Государственной Думы. » В случае роспуска Государственной Думы в соответствии со статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации депутаты Государственной Думы, кроме депутатов, являющихся членами Правительства Российской Федерации, получают единовременное денежное пособие за весь период, оставшийся до завершения первоначального срока полномочий депутатов первого созыва, из расчета их ежемесячного денежного вознаграждения на день прекращения депутатских полномочий; в этом случае на депутатов Государственной Думы распространяются гарантии трудовых прав, изложенные в частях второй, третьей и четвертой статьи 24 настоящего Федерального закона». Федеральным законом установлена ответственность за невыполнение требований настоящего закона.

За оскорбление депутата, клевету, либо » распространение информации о его депутатской деятельности в искаженном виде»; за неправомерное воздействие на депутата, членов его семьи и других его родственников, выраженное в виде насилия или угрозы применения насилия влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством (статьи 43, 44 настоящего Закона).

Статья 42 закрепляет ответственность, предусмотренную действующим законодательством, за невыполнение законных требований депутата Государственной Думы должностными лицами и другими работниками органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений либо создание им препятствий в осуществлении депутатской деятельности, а равно предоставление им заведомо ложной информации или несоблюдение установленных настоящим законом сроков порядка предоставления информации и ответов на запросы и обращения депутата.

 

Список используемых источников

 

1. Конституция Российской Федерации. М. 1993.

2. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания — парламента Российской Федерации.

3. Федеральный закон «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» N 3-ФЗ от 8 мая 1994.

4. Баглай М. В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов. – М.: Норма, 1998.

5. Государственное право РФ: Учебник /Под ред. О.Е. Кутафина. –М., Юридическая литература, 1996.

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.65MB | MySQL:120 | 1,834sec