СУЩНОСТЬ, ПРАВОВАЯ ОСНОВА И ПРИНЦИПЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

<

100414 2144 1 СУЩНОСТЬ, ПРАВОВАЯ ОСНОВА И ПРИНЦИПЫ ОПЕРАТИВНО РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОперативно-розыскная деятельность имеет три основных значения: во-первых, собственно как специфический вид юридической государственной деятельности правоохранительных органов и спецслужб по противодействию преступности и обеспечению национальной безопасности; во-вторых, как самостоятельная юридическая наука, основанная на комплексных междисциплинарных знаниях; в-третьих, как самостоятельная учебная дисциплина в системе юридического образования.

В условиях демократизации и гуманизации общества крайне важно развитие правовой и нормативной базы, регулирующей оперативно-розыскную деятельности правоохранительных и специальных служб в нашей стране.

В последние годы существенно обогатилась теория науки, продолжает накапливаться ценный материал оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Возникла необходимость масштабного анализа и обобщения тех новаций, которые характеризуют современную ОРД. Это продиктовано повышением социальной значимости ОРД в условиях качественного и количественного изменения состояния преступности в нашей стране и связанными с этим потребностями оперативно-розыскной практики.

В интересах уголовного процесса результаты ОРД используются для подготовки и осуществления двух видов действий: следственных и судебных. Причем их использование возможно как на этапе подготовки, так и на этапе непосредственного проведения.

Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Теоретическому анализу в данной деятельности посвящены научные труды таких ученых как В.М. Атмажитов, В.И. Басков, Ю.С. Блинов Ю.С., С.С. Галахов, В.Ю., Голубовский, В.Г., Гриб, А.И. Гуров, С.В. Дяьков, В.И. Елинский, Р.А. Журавлев, В.П. Илларионов, А.П. Исиченко, Ю.Ф. Кваша, И.А. Клмиов, К.В. Сурков, Е.В. Токарев, А.Е. Чечетин, А.В. Шахматов и др.

В ст. 1 ФЗ об ОРД определено, что ОРД – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Оперативно-розыскная — разновидность социально полезной человеческой деятельности юридической, т.е. часть опосредованной правом государственно-властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально полезных задач и функций.

Наконец, ОРД — разновидность деятельности государства. Только Российская Федерация в лице высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти (в пределах их компетенции) может наделять правом осуществлять ОРД каких-либо субъектов, возлагать на них определенные обязанности и осуществлять контроль за реализацией законодательных норм в ОРД.

В «узком» смысле слова ОРД – это основанный на федеральном законодательстве вид социально полезной юридической государственной деятельности уполномоченных на то законодателем субъектов, представляющий собой систему поведенческих актов конспиративного и гласного применения специальных сил, средств и методов, а также совершения ОРМ и оперативно-тактических действий и принятия оперативно-значимых решений, осуществляемый с целью защиты человека и общества от преступных посягательств при наличии объективного затруднения или невозможности достижения этой цели посредством реализации иных законных средств.

В «широком» смысле слова в определении ОРД изменяется содержание одного из основных ее субъективных элементов – цели. Вместо ее узкой, направленности (защита охраняемых законом объектов от преступных посягательств) целью данной деятельности выступает обеспечение безопасности человека и общества (разумеется, включая и государство).

Таким образом, в определении ОРД можно выделить две группы
признаков: объективные и субъективные. Субъективные признаки динамичны, подвижны. Они могут меняться в зависимости от воли законодателя. К ним относятся: установление той или иной («узкой» или «широкой») цели такой деятельности: условие регулирования общественных отношений в ОРД на уровне закона (всех или их части – большей или меньшей); запрет или, наоборот, разрешение на применение тех или иных специальных сил, средств и методов (совершение ОРМ); определение пределов гласности (или конспиративности) в ОРД.    

Наличие в этой деятельности различных правовых отношений определяет ее комплексный характер, где можно выделить определенные виды. Основными из них являются:

1) оперативно-розыскной процесс (как сугубо оперативно-розыскная работа);

2) административная оперативно-проверочная работа, т.е. обеспечение административно-правовых режимов с помощью оперативно-розыскных сил, средств, методов и действий. Внутри основных видов ОРД в зависимости от решения тех или иных задач различаются подвиды. Суть тех из них, которые непосредственно указаны в ст. 2 ФЗ об ОРД, заключается в том, что эта деятельность осуществляется:

– для предупреждения совершения общественно опасных противоправных деяний;

– для выявления, пресечения и раскрытия преступлений;

– с целью розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания.

Кроме того, в ОРД различают иные виды (не основные). Например, в ст. 2 ФЗ об ОРД указан один из них — добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации (дополнительным он является в силу того, что основной способ добывания информации — это разведывательная и контрразведывательная работа), кроме того, в ст. 2 содержится указание о том, что она может проводиться для поиска без вести пропавших граждан.

ОРД (в «широком» смысле слова) является одним из наиболее эффективных средств государства в достижении поставленной цели с помощью применения специальных сил и средств. Отсюда следует, что ОРД как определенный компонент социально-правовой системы зависит от содержания социально-политического строя общества. Поэтому ОРД можно представить как системную составляющую политики государства, взаимосвязанную с фактическими усилиями ее субъектов и участников по решению задач и достижению своих целей посредством применения специальных сил, средств и методов. Эта деятельность характеризуется единством теоретического познания «конспиративно-гласной» реальности и практического преобразования оперативно-розыскных отношений. Причем в зависимости от понимания ее в «широком» или «узком» смысле слова в ОРД, как в достаточно сложной социально-правовой системе, можно выделить те или иные аспекты. Они весьма многообразны, но все же их можно систематизировать, отнеся к собственно оперативно-розыскной, социально-политической и духовной сферам российского общества.

Различные аспекты ОРД структурно выглядят следующим образом:

– непосредственно практическая деятельность, направленная на применение специальных сил и средств для защиты охраняемых объектов;

– составляющая информационной работы, предназначенной утолить информационный «голод» государственных органов власти России;

– организационная деятельность, реализуемая в управлении практической работой оперативников;

– научная работа;

– педагогическая деятельность, призванная применять полученные наукой знания в практической ОРД.

Под формой понимается внешнее выражение содержания данной деятельности. ОРД проводится в двух взаимодополняющих формах — гласно и негласно. Должностные лица государственных органов, осуществляющих ОРД, могут официально (гласно) представлять интересы конкретного государственного органа или выступать от его имени. Наряду с этим оперативник или лицо, содействующее проведению ОРД, могут осуществлять свои правомочия, предоставленные ФЗ об ОРД, в негласной форме.

Использование в борьбе с преступностью негласных оперативно-розыскных средств и методов наряду с гласными является вынужденной, защитной мерой общества и государства. Как правило, подготовку и совершение умышленных тяжких и особо тяжких преступлений достаточно хорошо конспирируют (в частности, при совершении преступлений против жизни человека и безопасности государства). Поэтому общество и государство не только одобрили применение против общественно опасных деяний лиц, совершающих преступления, систему законных ОРМ, но и обязали своих представителей (субъектов) осуществлять такого рода деятельность. При ином подходе было бы весьма затруднительно обеспечить неотвратимость уголовной ответственности для лиц, совершающих умышленные преступления скрытно, с различными ухищрениями.

Социальная роль состоит в том, что ОРД в границах своего предмета предназначена обеспечивать реализацию правоохранительной (юрисдикци-онной) функции российского права, т.е. защищать присущими ей специфическими средствами человека, общество и государство от преступных посягательств. В этом заключается важнейшее проявление социальной роли ОРД.

Для выяснения сущности и содержания ОРД как относительно самостоятельного явления общественной жизни проведем сравнительный анализ ее и смежных с ней явлений. Из достаточно широкого спектра таковых представляется актуальным сравнить оперативно-розыскную с социальной и юридической, контрразведывательной и разведывательной, уголовно-процессуальной и административно-процессуальной деятельностью, а также с частной детективной деятельностью.

Принцип — это основа, начало общественного явления, в частности отрасли права или вида деятельности. Принципы ОРД — это руководящие идеи, основополагающие начала, выработанные сыскной практикой, выраженные в нормах законодательных актов, регулирующих общественные отношения в области ОРД, и отражающие политические, экономические и социальные закономерности развития современного российского обществами равно нравственные и правовые представления россиян относительно сущности, цели, задач и процедур осуществления ОРД.

Значение принципов ОРД состоит в том, что именно в принципах находит свое выражение сущность этого вида государственной юридической деятельности. Причем определение данных принципов имеет не только теоретико-познавательное, но и прикладное значение. Так, руководствуясь не чем иным, как принципами, правоприменитель должен оценивать поведение субъектов ОРД. Кроме того, базируясь на принципах, должны восполняться пробелы правового регулирования ОРД.

По степени конкретизации различают принципы ОРД: выработанные оперативно-розыскной практикой и определенные законодателем. Причем последние делят на принципы, непосредственно указанные в ст. 3 ФЗ об ОРД, и на опосредованные, т.е. вытекающие из содержания норм оперативно-розыскного законодательства.

По широте распространения различают принципы ОРД, характерные для всей юридической деятельности (законность, гуманизм, соблюдение прав человека и гражданина, равенство перед законом, вневедомственный контроль), деятельности по борьбе с преступностью (оперативность, всесторонность, полнота и объективность производства дела; ее осуществление только уполномоченными на то субъектами; сочетание гласности и негласности), только сыскной деятельности, включая оперативно-розыскную (конспиративность, привлечение конфидентов, соразмерность оперативно-розыскного реагирования).

<

Отметим и то, что в ст. 3 ФЗ об ОРД непосредственно названы четыре принципа ОРД: конституционные принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также принципы конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Однако в науке о праве известно, что принципы существуют независимо от способа отражения их в законодательных актах. Анализируя текст ФЗ об ОРД, можно прийти к выводу, что в данном случае законодатель избрал так называемый смешанный вариант. Это означает, что только часть принципов ОРД указана им непосредственно в ст. 3. Остальные принципы, выработанные оперативно-розыскной практикой, вытекают из содержания норм ФЗ об ОРД, других законодательных и некоторых подзаконных нормативных правовых актов в области регулирования ОРД.

Таким образом, систему принципов ОРД в зависимости от второго критерия образуют следующие принципы:

1) непосредственно перечисленные в ст. 3 ФЗ об ОРД. Это два общеправовых (законность; уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина) и два межотраслевых (конспирация; сочетание гласных и негласных методов и средств);

2) наличие которых в ОРД вытекает из содержания правовых норм, частично изложенных в ФЗ об ОРД и других законодательных и ведомственных нормативных правовых актах. В их число входят два общеправовых (гуманизм; равенство прав человека и гражданина перед законом), три межотраслевых (конспирация; сочетание гласных и негласных методов и средств; осуществление ОРД только уполномоченными на то законом субъектами) и три отраслевых (оперативность, или наступательность; всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств ДОУ; применение конфидентов).

Все принципы ОРД самостоятельны, причем среди них нет главных и второстепенных. Внутри системы принципов не может и не должно быть противопоставления одного принципа другому.

Основа деятельности есть базовая, фундаментальная часть правового регулирования всех возникающих в ней обществённых отношений. Причем правовая основа — это не единая часть всех источников правового регулирования оперативно-розыскных отношений, а только важнейший фрагмент одного из них — нормативного акта.

Согласно воле законодателя, изложенной в ст. 4 ФЗ об ОРД, правовую основу составляют Конституция, ФЗ об ОРД, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти (ч. 1). Кроме того, органы, осуществляющие ОРД, издают в пределах своих полномочий в соответствии с российским законодательством нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения ОРМ (ч. 2).

Следовательно, правовая основа ОРД двухуровневая: часть составляющих ее актов относится к законам, а другая — к подзаконным актам.

Система нормативных правовых источников, составляющих правовую основу ОРД. Совокупность нормативных правовых актов в области ОРД (их насчитывается несколько сотен) можно систематизировать на пять групп (в зависимости от юридической силы и роли, которую они играют в регулировании розыскной работы).

К первой группе относятся Конституция и федеральные конституционные законы.    

Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции (см. ч. 1 ст. 15). Конституционное положение о прямом действии ее норм имеет непосредственное отношение к осуществлению Х)РД. Так, в гл. 2 Конституции определяются основные права и свободы человека и гражданина (см. ст. 17—64), составляющие основу правового статуса личности в РФ. В частности, согласно ч. 2 ст. 23 каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. В ст. 25 изложено предписание о том, что жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных ФЗ или на основании судебного решения (именно о таких случаях возможных ограничений прав граждан говорится применительно к ОРД). Причем права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены ФЗ только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (см. ч. 3 ст. 55). Вместе с тем Конституцией каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (см. ч. 1 ст. 46).

 

Из числа федеральных конституционных законов, принятых в РФ, выделим Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации». В нем установлено, что военные суды в пределах своих полномочий и порядке, установленном ФЗ, рассматривают дела и материалы, связанные с ограничением конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища (см. ч. 7 ст. 7).

Вторую группу, или «ядро» правовой основы, составляют нормы самого ФЗ об ОРД.

В третью группу нормативных актов входят другие ФЗ. Во-первых, к ним относят только те законы, которые регулируют группы общественных отношений, возникающих в ОРД. В частности, в их число включены УК, УПК, Закон о государственной тайне, ФЗ о прокуратуре и о государственной защите. Во-вторых, их перечень в ФЗ об ОРД носит открытый характер (ст. 4) и может пополняться новыми законодательными актами.

К четвертой группе актов правовой основы относятся иные, кроме законов, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти: Президента РФ (например, Указ от 12 июля 1995 № 673 «Об упорядочении организации и проведения ОРМ с использованием технических средств»); представительного и законодательного органа России (палат парламента); Правительства РФ (например, постановление от 14 октября 1996 г. № 1190 «Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола»).

Пятую группу составляют нормативные акты органов, осуществляющих ОРД. К этим актам применяются общие требования. Так, ФЗ об ОРД требует, чтобы эти акты издавались (см. ч. 2 ст. 4): строго в соответствии с законодательством РФ; в пределах полномочии конкретного ОРО; только по вопросам регламентации организации и тактики проведения ОРМ. Кроме того, те нормативные акты данной группы правовой основы ОРД, которые затрагивают права и законные интересы граждан или носят межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Минюсте России.

Все эти акты должны иметь соответствующую форму. Они издаются
федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных актов в виде писем и телеграмм не допускается. Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.    

В зависимости от субъекта, издавшего тот или иной нормативный акт, в этой группе выделяют акты, принимаемые: конкретным министерством или ведомством; совместно министерствами и ведомствами по тем или иным сторонам обеспечения ОРД.

 

Среди открытых совместных ведомственных нормативных правовых актов известны:    

– Положение о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности ОПГ. Приложение к приказу Генерального прокурора РФ от 17 мая 1995 г. № 32, министра внутренних дел РФ от 12 мая 1995 г. № 199, директора ФСБ России от 18 мая 1995 г. № 73 и директора Департамента налоговой полиции РФ от 22 мая 1995г. №278;

– Инструкция «О порядке представления результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд», утвержденная приказом ФСНП России, ФСБ России, МВД России, ФСО России, ФПС России, ГТК России, СВР России от 13 мая 1998 г. № 175/ 226/336/201/410/56;

– межведомственная Инструкция об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации по линии Интерпола, утвержденная совместным приказом МВД России, Минюста России, ГТК России, ФСБ России, ФСНП России, ФПС России от 26 июня 2000 г. № 648/184/560/353/257/302. Правовую основу ОРД следует отличать от оперативно-розыскного законодательства.

 

2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Оперативно-розыскной орган — функционирующая в соответствии с оперативно-розыскным законодательством в рамках определенного правоохранительного органа (МВД России и др.) или специальной службы России (СВР России и др.) система его оперативных подразделений и должностных лиц, включая первых руководителей, предназначенная непосредственно полностью или частично осуществлять ОРД или ее контролировать (оперативно-розыскной орган в ФЗ об ОРД назван как «орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность»).

ОРО решают определенные ФЗ об ОРД задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами России (см. ч. 4 ст. 13 ФЗ об ОРД).

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона о прокуратуре координатором деятельности ОРО в борьбе с преступностью выступает Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Система оперативно-розыскных органов. Согласно ФЗ об ОРД (с изменениями на 2003 г.) в России насчитывается восемь ОРО, компетентных проводить ОРД.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 13 право непосредственного и полного осуществления ОРД на территории РФ предоставлено восьми ОРО. Ими являются оперативные подразделения:

– органов внутренних дел РФ;

– органов Федеральной службы безопасности;

– федеральных органов государственной охраны;

– таможенных органов РФ;

– Службы внешней разведки РФ;

– Министерства юстиции РФ;

– органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

В России никто, кроме указанных в ч. 1 ст. 13ФЗ об ОРД подразделений государственных органов, не вправе осуществлять ОРД комплексно, с применением всего арсенала средств и методов ОРД. Кроме того, согласно ч. 2 ст. 13 ФЗ об ОРД право на частичное осуществление ОРД предоставлено оперативным подразделениям органа внешней разведки Минобороны России (ГРУ ГШ ВС).

Законодатель поставил специальные условия для проведения ОРМ подразделениями ГРУ.

Во-первых, ОРМ ими проводятся только в целях обеспечения их безопасности.

Во-вторых, ОРМ проводятся ГРУ только в случае, если их проведение не затрагивает полномочий органов, осуществляющих ОРД полностью.

ОРО следует отличать от некоторых других государственных и негосударственных субъектов. Так, отличие ОРО от правоохранительных органов заключается в том, что, с одной стороны, не все ОРО являются сугубо правоохранительными (ими нельзя назвать ГРУ), а с другой — не все правоохранительные органы являются ОРО (в частности, органы прокуратуры не полномочны осуществлять ОРД).

Отличны ОРО и от субъектов дознания, в частности, в число последних входят такие субъекты, которые в соответствии с ФЗ об ОРД не являются ОРО: дознаватели органов службы судебных приставов; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании; руководители геолого-разведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания; главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ (см. ч. 1 и ч. 3 ст. 40, ч. 3 ст. 151 УПК).

Весомо отличие ОРО от российских контрразведывательных и разведывательных органов. Согласно действующему ФЗ не все ОРО одновременно являются и контрразведывательными, и разведывательными — и первыми, и вторыми одновременно выступают только органы ФСБ России, СВР России и ГРУ ГШ ВС РФ.

Оперативное подразделение — это организационно-штатное звено, входящее в структуру соответствующего российского правоохранительного органа или спецслужбы, в функциональные обязанности которого входит решение оперативно-розыскных, контрразведывательных или разведывательных задач, предусмотренных федеральными законами.

Оперативные подразделения конкретного ОРО структурированы в соответствующие организационно-административные единицы. Это может быть оперативно-розыскное, оперативно-поисковое, оперативно-техническое, контрразведывательное, разведывательное или информационно-аналитическое отделение (группа), отдел, служба, управление, главное управление, а равно подразделение собственной безопасности и др. В различных ОРО неодинаково определены структура оперативных подразделений и их названия, что вызвано спецификой решения конкретных задач ОРД.

Перечень оперативных подразделений определяется нормативными правовыми актами соответствующих ОРО, перечисленных в ст. 13 ФЗ об ОРД.

В зависимости от полноты осуществления ОРМ различают два основных вида этих подразделений: 1) осуществляющие ОРД полностью и 2) проводящие только часть ОРМ.

– Оперативные подразделения конкретных ОРО (ст. 13 ФЗ об ОРД.):

– Оперативные подразделения ОВД;

– Оперативные подразделения органов ФСБ;

–Оперативные подразделения федеральных органов государственной охраны;

Оперативные подразделения таможенных органов России;

Оперативные подразделения Минюста России;

Оперативные подразделения органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Оперативные подразделения СВР России, органа внешней разведки Минобороны России.

 

3. ЗАДАЧИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

 

Цели ОРД указаны в ст. 1 ФЗ об ОРД: а) защита человека (гражданина) от преступных посягательств (его жизни и здоровья, прав и свобод); б) защита собственности от преступных посягательств; в) обеспечение безопасности общества и государства (в аспекте защиты от лиц, совершающих преступления).

Направляя ОРД на достижение социально полезных целей, законодатель особо выделил интересы человека и гражданина (жизнь, здоровье, права и свободы), поставив их на первое место в перечне объектов защиты. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Защита жизни человека от преступных посягательств с помощью оперативно-розыскных средств и методов наполняет конституционное положение о том, что каждый имеет право на жизнь (см. ч. 1 ст. 20 Конституции), реальным содержанием. Наряду с этим признанные и гарантированные в главе 2 Конституции права и свободы человека и гражданина непосредственно поставлены государством под охрану от преступных посягательств. В частности, таким «охранным» средством является осуществление ОРД в необходимых и допустимых законом случаях.

С помощью ОРД государство осуществляет охрану собственности (собственность — экономическая категория, отражающая право владения имуществом). Причем в соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Целью ОРД является также обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств. В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О безопасности» под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Задачами ОРД являются требующие разрешения поручения (волеизъявление, наказ) законодателя, предусмотренные ФЗ об ОРД и другими законодательными актами, составляющими оперативно-розыскное законодательство, посредством выполнения которых достигается цель ОРД (защита от преступных посягательств). Следовательно, задачи ОРД есть определенный этап в достижении цели этой деятельности и одновременно способ такого достижения.

По степени реализации угроз в отношении защищаемых объектов задачи в ОРД классифицируют на две группы защиты от преступных посягательств:

– непосредственные — выявление, раскрытие, пресечение преступлений, а также розыск лиц (в связи с совершением преступления);

– опосредованные — предупреждение совершения преступлений, добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, и розыск без вести пропавшего. По функциональной направленности задачи ОРД классифицируют на четыре группы:

– превентивного назначения. В эту группу включены задачи: предупреждение совершения преступлений (общей и частной превенции) и добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности РФ;

– обнаружения. Здесь известны задачи выявления преступлений и их раскрытия;

– пресечения. Данную группу задач составляют прежде всего те, которые непосредственно указаны в ФЗ об ОРД. К ним относятся: изъятие предметов, материалов и сообщений при проведении ОРМ и прерывание предоставления услуг связи в соответствующих случаях (ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД);

– розыска. Известны задачи розыска лица, скрывающегося от органов дознания, следствия и суда, уклоняющегося от уголовного наказания, а также без вести пропавшего.

С учетом рассмотрения задач в системе с целями ОРД среди первых главенствующее положение занимает группа задач превентивного назначения. Только предупредив совершение общественно опасного деяния, можно «стопроцентно» достигнуть цели ОРД — защиты соответствующего объекта от преступного посягательства.

Все задачи ОРД взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем каждая из лих автономна, имеет конкретное содержание, обусловленное прежде всего способом решения, влечет определенные юридически значимые последствия.

Функции ОРД (как функции отраслевые) — это предусмотренные ФЗ отдельные направления ОРД, различаемые в зависимости от ее конкретных правовых целей.

В силу сложности и многогранности ОРД в ней следует различать отдельные виды соответствующих функций. Их, в частности, можно разделить на основные и дополнительные.

Основные функции:

– предупреждение совершения преступлений, по которым предварительное следствие обязательно;

– обнаружение преступлений;

– розыск лица, совершившего преступление (по факту данного преступления или лица, скрывающегося от органов дознания, следствия или суда либо уклоняющегося от уголовного наказания), а также предметов, сохранивших на себе следы преступления, похищенного имущества и др.;

– разрешение ДОУ;

– содействие уголовному судопроизводству;

– содействие исполнению уголовного наказания.

Кроме того, в зависимости от предусмотренных в ФЗ об ОРД целей защиты соответствующих объектов (см. ст. 1) в ОРД можно выделить следующие основные направления работы: а) защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств; б) защита собственности от преступных посягательств; в) обеспечение безопасности общества и государства (в аспекте защиты от лиц, совершающих преступления).

К дополнительным функциям относятся обеспечение прав, интересов и безопасности участников ОРД и уголовного судопроизводства, обеспечение ОРД, оперативно-служебное руководство производством по ДОУ, обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства в соответствии с ФЗ, розыск лиц, без вести пропавших, содействие международным правоохранительным организациям и органам иностранных государств в соответствии с национальным оперативно-розыскным законодательством и международными договорами России.

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

  • выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
  • осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
  • добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

    Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

    Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Конституция РФ: Принята 12 дек. 1993 г. М., 1993.
  2. Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Российской Федерации N 144-ФЗ от 12 августа 1995 г (с изменениями от 18 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г., 20 марта 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г.) // Российская газета 18 августа 1995 г.
  3. Алферов В.Ю., Ильиных В.Л., Федюнин А.Е. Оперативно-розыскная деятельность. М., 2003.
  4. Криминалистика / Под ред. Н.П. Яблокова. М., 2004.
  5. Куперман А.И., Миронов Ю.В. Безопасность дорожного движения: Справочное пособие. – М.: Высшая школа, 2000. .
  6. Оперативно-розыскная деятельность / Под ред. Горяинова К.К., Овчинского В.С., Шумилова А.Ю. – М.: Юрайтъ, 2004.
  7. Уголовное право в России Особенная часть: Учебник / Отв. ред. Б.В. Здравомыслов. – М.: Юристъ, 2004.
  8. Шумилов А.Ю. Основы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности. –М., 2004.
  9. Юридическая энциклопедия. – М.: Олимп; ООО Издательство АСТ-ЛТД 1998.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.02MB | MySQL:117 | 1,468sec