ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ И ИХ ТОЛКОВАНИЕ

<

091914 0122 1 ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ И ИХ ТОЛКОВАНИЕНорма права – это исходящее от государства и им охраняемое общеобязательное формально-определенное предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и являющееся государственным регулятором общественных отношений.

Поскольку нормы права — одна из разновидностей социальных норм, на них распространяются общие черты, присущие этим нормам.

В современной юридической литературе норма права тоже определяется как правило или мера должного поведения. Но вместе с тем выделяются и раскрываются и другие ее формально-юридические признаки.

Среди них: а) непосредственная связь норм права с государством (издаются или санкционируются государством); б) выражение ими государственной воли; в) всеобщий и предоставительно-обязывающий характер правовых норм; г) строгая формальная определенность предписаний, содержащихся в нормах права; д) многократность применения и длительность действия правовых норм; е) их строгая соподчиненность и иеархаичность; ж) охрана норм права государством; з) применение государственного принуждения в случае нарушения содержащихся в нормах права велений.

В настоящее время доминирует, и не без оснований, идея трехзвенной структуры правовой нормы. То есть норма права состоит не из двух, а из трех составных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции.

Научная и практическая ценность классификации правовых норм зависит от обоснованного выбора ее критериев, оснований. Юридические нормы можно подразделить на виды по различным основаниям.

По функциональной роли в механизме правового регулирования нормы права классифицируются на исходные нормы и нормы-правила поведения, общие и специальные.

С учетом функциональной роли юридических норм в правовом регулировании их подразделяют также на общие и специальные. Такое деление отражает тот факт, что и те и другие, будучи предписаниями общего характера, различаются между собой по степени общности и сфере действия.

По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) юридические нормы подразделяются на нормы государственного, административного, финансового, земельного, гражданского, гражданско-процессуального, трудового, уголовного и иных отраслей права.

В зависимости от их прямой связи и принадлежности к различным институтам нормы права определяются соответственно в рамках каждой в отдельности отрасли права.

В гражданском праве в зависимости от принадлежности к различным институтам выделяются группы норм права, регулирующие отношения, касающиеся ценных бумаг, различных гражданско-правовых сделок, исков, права собственности и других вещных прав.

Отраслевые нормы делятся на материальные и процессуальные. Различие между ними в том, что первые отвечают на вопрос «что регулируют нормы права?», а вторые – «как?».

По методу правового регулирования нормы права классифицируются на императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные.

Содержание методов правового регулирования составляют в основном следующие способы воздействия на поведение субъектов.

По субъекту правотворчества, то есть в зависимости от органа, издавшего те или иные юридические нормы, они подразделяются на законодательные нормы, обладающие высшей юридической силой, и подзаконные нормы, содержащиеся в подзаконных нормативных актах, издаваемых на основе и во исполнение закона.

По этому основанию различают нормы права, которые содержатся в законах и подзаконных актах (постановлениях правительства, приказах министров и т. д.). В свою очередь, нормы, содержащиеся в законах, подразделяются на нормы конституционных и нормы текущих- (обычных) законов.

По сфере действия нормы права разграничиваются на нормы общего действия (значения), ограниченного действия, локальные.

В зависимости от времени действия нормы права подразделяются на нормы постоянного действия, или обычные нормы (действуют до их отмены в установленном порядке), и нормы временного действия (указывается срок, по истечении которого они теряют юридическую силу).

По месту действия нормы делятся на те, которые распространяются на всю территорию страны, и действующие на части территории. В России это нормы, действующие на всей территории Федерации, нормы, действующие на территории ее субъектов, нормы местного значения (в пределах определенной административно-территориальной единицы или региона, скажем, Крайнего Севера).

В зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм права, они подразделяются на общие и специальные нормы.

По характеру и степени определенности диспозиции правовые нормы классифицируют на абсолютно определенные, относительно определенные и бланкетные нормы.

Получило распространение деление правовых норм на основании особенностей их структурных элементов. Так, по форме выражения диспозиции нормы права подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Своеобразный вид правовых норм, выделяемых в зависимости от особенностей диспозиции, составляют бланкетные нормы, в которых содержатся лишь общее направление, своего рода каркас правила поведения, тогда как его конкретизация, наполнение определенным содержанием поручается соответствующему государственному органу.

Бланкетные нормы отличаются от других правовых норм тем, что они устанавливают правила поведения лишь в самой общей форме, никак не конкретизируя их.

В зависимости от характера и степени определенности предусмотренных в норме санкций нормы права подразделяют на нормы с абсолютно определенными, относительно определенными, альтернативными и кумулятивными санкциями.

Наряду с рассмотренными основаниями классификации в юридической литературе предлагаются и некоторые иные критерии деления правовых норм.

Классификация юридических норм способствует выявлению и практическому использованию их богатейших, разносторонних возможностей в осуществлении и совершенствовании правового регулирования, а следовательно, и постоянно возрастающей роли в развитии общества.

Реализация права, т.е. претворение правовых предписаний в жизнь, в поведение людей, невозможно без уяснения содержания юридических норм, выяснения воли законодателя, заключенной в них. Этот процесс выявления воли в юридической науке и практике определяется понятием «толкование права».

В юридической науке и практике употребляется термин «толкование права (или закона)». С одной стороны, он обозначает определенную интеллектуально-волевую деятельность по установлению подлинного содержания норм права в целях их реализации. С другой стороны, под толкованием понимается результат мыслительного процесса, который фиксируется в совокупности языковых высказываний, отражающих содержание норм права.

Толкование права — это интеллектуально-волевая деятельность по установлению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования. Оно включает в себя два самостоятельных компонента: уяснение и разъяснение.

Задача толкования норм права может быть определена следующим образом: «толкование должно воспроизвести те представления и понятия, которые связывал с данной нормой её создатель» 1.

В юридической науке и практике различают следующие виды толкования: грамматический, систематический, логический, историко-политический, специально-юридический, телеологический и функциональный.

Грамматическое толкование. После уяснения смысла слов и терминов устанавливается смысл предложений, посредством которых сформулирована норма права. Для этого сопоставляются грамматические формы слов (род, число, 1 падеж…), выявляются связи между словами и предложением, устанавливаются синтаксическая и морфологическая структура предложений (знаки препинания, соединительные и разъединительные союзы и др.).

Логическое толкование – это толкование правового акта по его смыслу с использованием логических приемов, интерпретатор оперирует материалом только самой нормы, не обращаясь к другим средствам.

Систематическое толкование заключается в уяснении смысла толкуемой нормы путем сопоставления ее с иными нормами.

Цель историко-политического толкования – установить смысл норм права, исходя из условий их возникновения.

Специально-юридическое толкование. Выражение воли законодателя, содержащейся в нормах права, осуществляется не только с помощью общепотребительных слов, но и специфических терминов.

Телеологическое (целевое) толкование – это уяснение смысла закона в связи с его целевым назначением.

При функциональном толковании рассматриваются условия и факторы, в которых функционирует, действует, реализуется толкуемая норма и которые оказывают влияние на ее содержание.

Буквальное толкование. Буквальное (адекватное) толкование означает полное соответствие словесного выражения норм права с ее действительным смыслом.

Ограничительное и распространительное толкование. При ограничительном толковании содержание нормы права оказывается уже ее текстуального выражения.

При распространительном толковании содержание (смысл) толкуемой нормы оказывается шире ее текстуального выражения.

В зависимости от субъектов, дающих толкование, и обязательности толкования различают официальное и неофициальное толкование.

Официальное толкование дается уполномоченными на то государственными органами, его результаты обязательны для всех субъектов права, формулируется оно в специальном акте (разъяснении).

Официальное толкование подразделяется на аутентическое и легальное.

Неофициальное толкование – это толкование норм индивидуальными применителями (гражданами, юридическими лицами), оно носит частный характер и не является юридически обязательным. Сила его только в глубине анализа, в убедительности и обоснованности. Неофициальное толкование подразделяют на обыденное, профессиональное и доктриальное.

 

 

2. ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ФОРМА

 

В современной научной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества.

Поэтому более точной будет следующая формулировка: государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества всех его граждан.

<

Представители социологического определения понятия государства выделяют три его признака: 1) совокупность людей — народ; 2) господствующую над ними власть: 3) территорию как предел действия этой власти. Во взаимосвязи эти признаки образуют понятие о Государстве как соединении людей под одной властью в пределах определенной территории.

Форма государства всегда выступает как непосредственное выражение его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова в конечном счете и его форма.

Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть.

в настоящее время под формой государства понимают организацию государственной власти и ее устройство. В то же время форма государства характеризуется неразрывной связью с его содержанием.

Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др.

Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и; политического (государственного) режима.

Следовательно, понятие формы государства охватывает:

а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;

в) методы и способы осуществления государственной власти.

При рассмотрении формы государства важно иметь в виду, что форма государства, так же как его сущность и содержание, никогда не оставалась и не остается раз и навсегда установленной, неизменной.

Форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

К числу последних можно отнести признаки, характеризующие порядок формирования и организацию высших органов государственной власти или, иначе говоря, форму правления. Эту сторону формы государства определяют:

  • структура и полномочия высших органов государственной власти страны;
  • порядок их образования и взаимоотношений между собой;
  • степень участия населения в формировании этих органов и влияние на принимаемые ими решения.

    Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и выделяют монархические и республиканские формы правления. «Монархия и республика как основные формы правления доказали исключительную живучесть, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории»1.

    В свою очередь, монархии делятся на абсолютные и ограниченные.

    Республикой (лат. Res publica — общественное дело) называется такое государство, в котором верховная власть в стране принадлежит избранным на определенный срок органам государственной власти.

    Смешанная (полупрезидентская) республика характеризуется сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления.

    Форма государственного устройства представляет собой внутреннее деление государства на составные части — административно-территориальные единицы, автономные культурные, политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер соотношения государства в целом и отдельных ее частей.

    При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства — конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.

    Унитарное государство — это целостное централизованное государство, административно-территориалъные единицы которого (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами.

    Федеративное государство (федерация) — сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.

    Конфедерация — это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств — Членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.

    3. ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ. ПРИНЦИПЫ, ЗВЕНЬЯ, СТРУКТУРЫ

     

    В 10-й статье Конституции Российской Федерации закреплен важнейший принцип организации власти в демократическом государстве — принцип разделения властей на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную в судебную.

    Судебная власть — это самостоятельная и независимая сфера публичной власти, характеризуемая следующими признаками: исключительностью; самостоятельностью и независимостью; осуществляется посредством судопроизводства; процессуальным порядком реализации судебных действий, решений и документов, определенным законом; обязательностью судебных решений; подзаконностью;

    Судебная власть — это предоставленные специальным органам государства — судам — полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.

    Суд — государственный орган, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданская, административных и некоторых других категорий дел в установленном законом процессуальном порядке.

    Согласно ст. 118 Конституции РФ правосудие в России осуществляется только судом на принципах, закрепленных в:

    Федеральной Конституции (гл. 1, 2, 7);

    Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» (декабрь 1996 г.);

    Федеральном конституционном законе 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон «О статусе судей в Российской Федерации»;

    Федеральном конституционном законе 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации».

    Основные принципы судопроизводства:

    а) судебная власть — самостоятельная часть государственной власти (ст. 10 Конституции РФ) — осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

    б) судьи, которыми могут быть лишь граждане Российской Федерации, отвечающие требованиям ст. 119 Конституции РФ, независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону;

    в) единство статуса судей;

    г) судьи несменяемы;

    д) судьи неприкосновенны;

    е) судопроизводство открытое;

    ж) судопроизводство осуществляется на основе самостоятельности и равноправия сторон;

    з) в случаях, предусмотренных законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных, народных и арбитражных заседателей;

    и) равенство всех перед законом и судом;

    к) состязательность сторон;

    л) никто не может быть лишен права на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст. 47 Конституции);

    м) каждый человек считается невиновным, пока его вина не установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 49 Конституции);

    н) никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление (ст. 50 Конституции);

    о) закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет;

    п) финансирование федеральных судов и мировых судей производится только из федерального бюджета.

    Конституционные принципы правосудия– это закрепленные Конституцией Российской Федерации или следующие из ее норм общие основополагающие начала, определяющие содержание организации и деятельности государственных органов, реализующих судебную власть.

    В своей совокупности принципы правосудия образуют систему и в неразрывной связи друг с другом.

    Принцип законности. Вытекает из ч.2 ст. 15 Конституции РФ, где говорится, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

    Принцип осуществления правосудия только судом закреплен ч.1 ст. 118 Конституции РФ. В России нет и не может быть государственных или общественных органов, которые имели бы право рассматривать уголовные, гражданские и другие дела.

    Принцип независимости судей и подчинения их только Конституции РФ и федеральному закону закреплен в-ч. 1 ст. 120 Конституции РФ. Законы «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 5), «О судоустройстве РСФСР» (ст. 12), «Обарбитражных судах в РФ» (ст. 6) также содержат подобные положения как гарантию самостоятельности судов.

    Принцип равенства перед законом и судом закреплен ч. 1 ст. 19 Конституции РФ: государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностною положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

    Принцип права каждому гражданину на обращение в суд. Этот принцип обеспечения каждому гражданину права на обращение в суд за защитой своих интересов закреплен в ст. 46 Конституции РФ.

    Принцип обеспечения подозреваемому в обвиняемому права на защиту берет свое начало в ряде статей Конституции РФ, которые определяют право на защиту в случаях уголовного преследования.

    И, наконец, ст. 48 Основного закона гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, причем в ряде случаев, предусмотренных законом, данная помощь оказывается бесплатно.

    Принцип презумпции невиновности сформулирован в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

    Принцип гласности судопроизводства — открытое разбирательство дел во всех судах — закреплен в ч. 1 ст. 123 Конституции РФ, ст.2 Закона «О судебной системе Российской Федерации», ст. 14 Закона «О судоустройстве РСФСР» как одна из гарантий доступа всех граждан к правосудию.

    Принцип государственного или национального языка судопроизводства и обеспечения пользования родным языком при осуществлении правосудия.

    Принцип участия граждан в осуществлении правосудия определен ч. 5 ст. 32 Конституции РФ, где указано, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

    Принцип охраны чести и достоинства личности следует из ст. 2 Конституции РФ, провозгласившей человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства.

    Принцип непосредственности и устности судопроизводства является демократическим принципом, согласно которому исследование, обсуждение всех вопросов, подлежащих рассмотрению судом, оглашение всех постановлений суда по уголовным и гражданским делам производятся устно, непосредственно в судебном заседании.

    Согласно Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. в Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов Федерации.

  • К федеральным судам относятся:
  • Конституционный Суд Российской Федерации;
  • Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

    Высший Арбитражный суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

  • К судам субъектов Российской Федерации относятся:
  • Конституционные (уставные) суды субъектов Федерации;
  • мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов.

    Система федеральных судов общей юрисдикции включает три группы судов.

    Первая группа — Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые, областные, суды автономной области, автономных округов, городов федерального значения, районные суды, осуществляющие правосудие по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным им.

    Вторая группа — военные суды, создаваемые по территориальному принципу, по месту дислокации войск и флотов, осуществляющие судебную власть в войсках и формированиях.

    Третья группа — специализированные суды, которые благодаря специализации судей способны быстрее и правильнее рассматривать определенные категории гражданских и административных дел.

    Система арбитражных судов делится на три уровня:

  • Высший Арбитражный суд;
  • федеральные арбитражные суды округов;
  • арбитражные суды республик, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов федерального значения.

     

     

     

     

     

     

     

     

    4. НОТАРИАТ

     

    Защита субъектных прав и охраняемых законом интересов граждан в Российской Федерации возложена на различные государственные органы, к которым относится нотариат.

    Нотариат представляет систему органов к которым относятся нотариальные конторы (государственные и частные), органы исполнительной власти в населенных пунктах, где нет нотариусов, консульские учреждения.

    Ежедневно к нотариусам и должностным лицам на которых возложено выполнение некоторых нотариальных действий обращаются тысячи граждан и представители юридических лиц за удостоверением сделок, за засвидетельствованием копий документов или за совершением других нотариальных действий.

    Актуальной нотариальной функцией стало сначала перехода нашей страны к рыночным экономическим отношениям.

    Основы законодательства о нотариате приняты в 1993 году, на их основании в России произошло реформирование нотариата. Этот закон включил в себя все ценное и положительное из прошлого законодательства, но есть и значительное количество новых норм и институтов, изменилась его организация и структура, наряду с нотариусами, работающими в государственных конторах нотариальные действия теперь совершают нотариусы, занимающиеся частной практикой.

    Функции нотариальных контор состояли в следующем: совершение и засвидетельствование договоров сделок и векселей; удостоверение бесспорных обстоятельств; принятие документов и хранение их и др.

    Совершая нотариальное действие, нотариус должен был разъяснить сторонам их права и обязанности, проверять законность заключаемой сделки.

    Основы законодательства РФ о нотариате содержат общие положения, регулирующие организацию и деятельность нотариата.

    Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой (ст. 1 Основ). Нотариальный округ (территория деятельности нотариуса) устанавливается в соответствии с административно–территориальным делением Российской Федерации. В городах, имеющих районное или иное административное деление, нотариальным округом является вся территория города.

    Должность нотариуса учреждается и ликвидируется органом юстиции совместно с нотариальной палатой. Количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется Министерством юстиции или по его поручению министерствами юстиции республик, краев, областей (ст. 7 Основ). В составе государственных нотариальных контор работают старшие нотариусы, нотариусы, консультанты.

    Закон содержит определенные требования к кандидату на должность нотариуса. Для того, чтобы получить назначение, гражданин Российской Федерации должен иметь высшее юридическое образование, пройти стажировку в течение одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдать квалификационный экзамен и получить лицензию на право нотариальной деятельности. Нотариус не вправе: заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской, он не может оказывать посреднические услуги при заключении договоров (ст. 6 Основ).

    Среди правоохранительных органов России немаловажное значение имеет нотариат. Предметом нотариальной деятельности является удостоверение бесспорных фактов. Совершая нотариальные действия, нотариусы не используют принцип публичности, им запрещается разглашать сведения, которые стали известны в связи с совершением нотариальных действий, за исключением случаев предусмотренных Основами о нотариате.

    Нотариус несет самостоятельную имущественную ответственность за ущерб, причиненный в результате неправильного совершения им нотариального действия. Сложность его труда значительно возросла. Если до 1990 года основными нотариальными действиями были удостоверение различных документов, то в настоящее время это сложные действия, как удостоверение договоров отчуждения жилых помещений, это исполнительные надписи, протесты векселей, засвидетельствование верности перевода с одного языка на другой.

    5. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ КАК ПРАВООТНОШЕНИЕ. УКАЖИТЕ ЕГО СТРУКТУРУ

     

    Договором купли-продажи называется договор, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать имущество в собственность другой стороне (покупателю), которая обязуется уплатить за него определенную денежную сумму (ст. 454 ГК).

    Договор купли-продажи является консенсуальным, поскольку считается заключенным с момента, когда стороны достигли соглашения по всем существенным условиям.

    Договор купли-продажи порождает обязательство по возмездному отчуждению имущества за покупную цену в виде денежной суммы, что позволяет отграничить его от других договоров гражданского права.

    Основные признаки обязательства из договора купли-продажи: возмездность, бесповоротная смена собственника (или иного правообладателя).Элементы договора – его стороны, предмет, цена, срок, форма и содержание, т.е. права и обязанности стороны

    Единственное существенное условие договора купли-продажи — предмет договора. Договор может быть заключен на куплю-продажу товаров, имеющихся в наличии у продавца в момент заключения договора, а также товаров, подлежащих изготовлению в будущем либо уже существующих, но не принадлежащих продавцу в момент заключения договора. Предмет купли-продажи должен считаться установленным, если содержание договора позволяет определить наименование и количество товаров.

    Основной для продавца является обязанность по передаче товара покупателю, конкретное содержание которой раскрывается в параграфе 1 главы 30 ГК.

    Основу содержания обязательства из купли-продажи образуют встречные по отношению к обязанностям продавца по передаче товара обязанности покупателя принять товар и оплатить его.

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Конституция РФ. Принята 12 дек. 1993. М., 2003
  2. Конституция РФ: Принята 12 дек. 1993 г. М., 1993.
  3. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г.// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  4. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  5. УК РФ. М., 1996.
  6. Гражданское право: Учебник /Под ред. Е.А., Суханова В 2-х тт.Т.1. М. 2003.
  7. Гражданское право России: Курс лекций / Под ред. О.Н. Садикова М., 2001. Ч. 1
  8. Гражданское право /Под ред. Ю. К Толстого, А. П Сергеева. СПб. 2002.
  9. Гражданское право- Словарь справочник / Под ред. М Тихомирова. М. 2002
  10. Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация. М., 1995.
  11. Лазарев В.В. Общая теория государства и права. М., 2003.
  12. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997.
  13. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. М. 2000.
  14. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. –М.: НОРМА, 2001.
  15. Теория государства и права/ Под ред. М.Н. Марченко М., 2002
  16. Теория государства и права. Екатеринбург, 1998.
  17. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 1979.
  18. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. -М.: Интерстиль, 2003
  19. Юридический энциклопедический словарь. М., 1984.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.96MB/0.00151 sec

WordPress: 22.87MB | MySQL:123 | 1,820sec