ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<

093014 0323 1 ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИОсобое распространение референдумы получили в ХХ столетии. Это было обусловлено ростом правовой и политической культуры, гражданской зрелости населения, демократизацией политических режимов, наличием технических возможностей (связь, средства массовой информации) для проведения подобных мероприятий.

Проведение референдумов в отдельных странах зависит от национальной культуры и традиций. Например, референдум никогда не проводился в США на федеральном уровне, Нидерландах, Индии, Германии после Второй мировой войны, в Великобритании этот институт почти не применялся. По числу проведенных после Второй мировой войны референдумов Италия в Европе уступает лишь Швейцарии. В отличие от ее соседей – Франции и Швейцарии – референдум в Италии длительных традиций не имеет. Регулярно референдумы проводятся в Швейцарии, Норвегии. Со времени принятия в 1848 году первой швейцарской Конституции в стране было проведено больше референдумов, чем во всех остальных государствах мира вместе взятых (более 400 раз референдум использовался на федеральном уровне). Можно сказать, что в Швейцарии референдум является основным институтом в функционировании политической системы.

Институт референдума в России был известен Конституции СССР 1936 г. Правда, определялся референдум там как всенародный опрос, однако таким определением вряд ли стоит пользоваться, ибо, как вытекает из понятия «опрос», результат голосования в данном случае, скорее всего не имеет обязательного значения ни для публичной власти, ни для граждан. Так же упоминается референдум и в Конституции РСФСР 1978 г., однако стал применяться сравнительно недавно. Первый общероссийский референдум был проведен 17 марта 1991 г. Его формула содержала два вопроса: о сохранении Союза ССР и о введении поста Президента в России. На оба этих вопроса большинство россиян ответили положительно.

Вторым стал общероссийский референдум 25 апреля 1993 г. о доверии Президенту и парламенту.

И, наконец 12 декабря 1993 г. состоялся референдум по принятию новой Конституции Российской Федерации. В нем приняло участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированных избирателей, или 54,8%. За принятие Конституции проголосовало 32 млн. 937 тыс. 630 избирателей, или 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании. Это означало, что Конституция Российской Федерации принята.

Поскольку референдум в соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации является «высшим непосредственным выражением власти народа1», является одним из важнейших средств прямой демократии, на референдуме могут решаться принципиально важные вопросы жизни страны и всего народа, такие как принятие новой Конституции – все это говорит, о большой практической значимости выбранной темы.

Целью данной работы является стремление показать какую роль играет и какое место занимает референдум как одна из форм прямой (непосредственной) демократии в системе народовластия на местном уровне как базовый элемент местного самоуправления. В работе основное внимание уделяется таким вопросам как право участия в местном референдуме, инициатива и назначение местном референдума, организация местного референдума, а также определение результатов и правовые последствия местного референдума.

Задачи работы:

– анализ законодательного регулирования местного самоуправления в Российской Федерации;

– рассмотрение порядка и особенности проведения местного референдума на территории Краснодарского края.

Методологической основной работы выступили Конституция Российской федерации, Федеральные законы и Законы Краснодарского края, регулирующие институт местного референдума, порядок и организацию его проведения.

Теоретической базой исследования являются работы отечественных авторов, исследующих механизм проведения местно референдума, среди которых – Аболонин Е.С., Баглай М.В., Козлова Е.И., Комарова В.Ф., Кутафин О.Е., Постовой Н.В., Фадеев В.Л. и др.

1.1. Референдум как форма непосредственной демократии

 

В соответствии с частью 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации Российская Федерация есть демократическое государство. Термин «демократия» – производное от двух греческих слов – demos – народ и cratos – власть и переводится буквально «власть народа». Демократия определяется как народовластие, форма политического, государственного устройства, основанная на признании народа как источника власти, его права принимать участие в решении общественных, государственных вопросов, на признании принципов свободы, равенства и других прав граждан, предусматривающая введение правовых и процедурных гарантий их реализации во всех сферах жизни общества1.

В Конституции Российской Федерации указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ч.1. ст.3). Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия.

Каждая из двух категорий «народ» и «власть», составляющих понятия «народовластие», сложна и требует специального рассмотрения.

С юридической точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства совокупности людей к соответствующему государству. Народ образует физический субстрат государства.

Власть есть возможность распоряжаться или управлять кем-либо, подчинять своей воле других. Власть как явление социальное возникает вместе с возникновением общества и существует во всяком обществе, поскольку всякое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение2.

С возникновением государства возникает и государственная власть как один из существенных признаков государства. Государственная власть имеет в качестве своих основных элементов общую волю и силу, способную обеспечить подчинение этой общей воле всех членов общества.

Признание народа верховным носителем всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах.

Конституция Российской Федерации закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, — указывается в части 4, статьи 3. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону»1.

Таким образом, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т.е. гражданами государства поскольку она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие как форма государства и способ правления превращается таким образом в организационный принцип обладания властью и ее осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.2

В зависимости от формы волеизъявления народа в соответствии с частью 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации различаются две формы демократии: прямая (непосредственная) и представительная – осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют (весь народ, население, проживающее на той или иной территории). Причем, некоторые специалисты в области конституционного права России считают, что нельзя говорить о приоритете той или иной формы демократии, так как они равным образом важны для реализации народовластия.1

Непосредственная демократия исходит из того, что в демократическом государстве воля народа и государственная власть должны быть тождественны, что сам народ должен непосредственно участвовать в принятии важных политических решений, осуществлении власти. Таким образом, непосредственная демократия является формой прямого волеизъявления народа или каких-либо групп населения.

При непосредственной демократии народ изъявляет свою волю в форме: референдума; выборов; всенародных и иных обсуждений проектов законов, других важных вопросов государственной жизни; правотворческой инициативы; участия в управлении делами общества через органы местного самоуправления, общественные организации, собрания и сходы граждан и др.; индивидуальных или коллективных обращений (петиций) в органы государственной власти и местного самоуправления.

«Высшим непосредственным выражением власти народа»2 – указывается в Конституции Российской Федерации (ч.3 ст. 3), – являются референдум и свободные выборы.

Термин «референдум» происходит от латинского «referendum» – «то, что должно быть сообщено».

Согласно Федеральному конституционному закону «О референдуме в Российской Федерации» от 10 октября 1995 г.3, референдум – это всенародное голосование граждан России по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан на референдуме, защите демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.

Самыми активными и действенными формами народного участия в управлении делами государства и местного сообщества являются голосование на выборах и референдумах.

Референдум и выборы – это институты прямой демократии, которые похожи по целям и субъектам, но различаются по объектам и результатам. Цель у них – выражение воли народа. Субъективный состав – граждане, которые имеют право принимать участие в референдуме и в выборах.

Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах.1

Основное отличие процедуры выборов от процедуры референдума состоит в объекте волеизъявления избирателей. При выборах это кандидат в депутаты представительного органа или на какую-нибудь должность. При референдуме объект волеизъявления – не человек (кандидат), а определенный вопрос – принятие закона, поправок к нему, его отмена либо какая-нибудь проблема, касающаяся государства, региона или территории.

На практике проведение выборов является главным средством обеспечения состязательности и реальности политического процесса, дозволенной и узаконенной формой политической борьбы, которая в процессе ее реализации не должна выходить за рамки конституционных установлений. В Российской Федерации, как и во всех демократических государствах, проведение выборов является основной формой и способом мирной борьбы за обладание государственной властью.

Различают следующие виды референдума.

В зависимости от содержания законопроекта выделяют конституционный и обыкновенный референдумы. На конституционный выносят вопросы, связанные с принятием новой конституции или внесением в нее поправок. На обыкновенном или законодательном референдуме решается вопрос о принятии того или иного текущего закона или изменении закона, ранее утвержденного на референдуме.

По времени проведения различают превентивный (дозаконодательный) и утверждающий (послезаконодательный) референдумы.

Кроме того, референдумы могут быть обязательными и факультативными. На первый выносятся вопросы, прямо указанные в Конституции, поскольку иначе как путем референдума они решены быть не могут. На втором решаются вопросы, вынесение которых на всенародное обсуждение не обязательно. Такой референдум происходит по инициативе либо государственных органов, либо избирателей.

По территориальному признаку различают референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум.

Стоит обратить особое внимание, что в референдуме Российской Федерации имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день проведения референдума Российской Федерации 18 лет.

Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения референдума Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладает всей полнотой прав на участие в референдуме Российской Федерации.

Не имеет права участвовать в референдуме Российской Федерации гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

Референдум Российской Федерации проводится на всей территории Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления, при тайном голосовании. Каждый участник референдума Российской Федерации обладает одним голосом.

Важно отметить, что гражданин Российской Федерации голосует на референдуме Российской Федерации лично. Участие в референдуме Российской Федерации является свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе референдума Российской Федерации никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

 

 

 

1.2. Система местного самоуправления и ее компетенция

 

Согласно Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется в различных организационных формах (ст. 130)1. В своей совокупности эти формы образуют систему местного самоуправления в рамках соответствующих муниципальных образований, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни. Единство системы местного самоуправления обусловлено тем, что она основывается на демократических принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, строится с учетом роли и функций местного самоуправления в обществе и государстве, а также исторических и иных местных традиций и определяется населением соответствующих муниципальных образований самостоятельно.

Единство данной системы проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между различными формами ее осуществления, а также в том, что все ее организационные формы находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В рамках этой взаимосвязи и взаимозависимости одни формы являются производными от других или связаны между собой отношениями руководства; подотчетности и ответственности или подотчетности и подконтрольности. Между всеми организационными формами местного самоуправления существует тесная организационно-правовая связь.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в отличие, например, от государственных органов Российской Федерации, образующих единую систему в рамках государства, местное самоуправление образует единую систему лишь в рамках соответствующих муниципальных образований, а система местного самоуправления, сложившаяся в одном муниципальном образовании, совершенно независима от аналогичной системы в любом другом муниципальном образовании. Закон об общих принципах организаций местного самоуправления запрещает подчиненность одного муниципального образования другому. Аналогичным образом складываются и взаимоотношения между органами самоуправления этих образований.

Закон закрепляет несколько групп организационных форм, посредством которых осуществляется местное самоуправление в Российской Федерации.

К первой группе относятся формы непосредственной демократии, используемые в системе местного самоуправления. Непосредственная демократия в системе местного самоуправления осуществляется посредством различных форм прямого волеизъявления населения или его отдельных групп, проживающих в границах районов, городов, районов в городах, поселков, сельских поселений, в которых осуществляется местное самоуправление. Она играет особую роль в его реализации, которая определяется прежде всего тем, что посредством таких форм прямой демократии, как выборы, собрания населения и ряда других, обеспечиваемся формирование и функционирование всех важнейших звеньев системы местного самоуправления — его органов. Имея это в виду, можно сказать, что в практике местного самоуправления формы непосредственной и представительной демократии переплетаются, дополняя друг друга. Кроме того, роль непосредственной демократии в осуществлении местного самоуправления определяется тем, что некоторые ее формы (местные референдумы, собрания (сходы) граждан и др.) входят в систему местного самоуправления, составляя ее неотъемлемую часть.

Вторую группу составляют выборные и другие органы местного самоуправления, на которые возлагается основная повседневная работа по осуществлению местного самоуправления на территории соответствующих муниципальных образований.

Органы местного самоуправления выступают одной из основ демократической системы управления обществом, позволяющей демократизировать аппарат управления и решать местные вопросы с гораздо большей эффективностью по сравнению с централизованной системой управления; обеспечивать учет интересов малых сообществ при проведении государственной политики; оптимально сочетать интересы и права человека и интересы регионов и государства в целом1.

В третью группу входят формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, центральное место в которой занимает территориальное общественное самоуправление. Многочисленные, разнообразные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления служат массовой опорой местного самоуправления, укрепляют его связи с населением. В их деятельности проявляется непосредственная гражданская инициатива населения, питаемая устойчивыми интересами различных общественных групп. Они трансформируют эти интересы и традиции в активное гражданское поведение, практическую работу1.

 

1.3. Понятие и предмет местного референдума

 

Местный референдум — голосование граждан, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, отнесенным законодательством к компетенции местного самоуправления. Референдум проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации, а также уставами муниципальных образований. Он является высшим непосредственным выражением воли участвующих в его проведении граждан.

Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Таким образом, местный референдум является способом непосредственного решения населением наиболее важных для местного самоуправления вопросов.

Конституция РФ закрепляет референдум в качестве одной из форм осуществления местного самоуправления (ст. 130)2. Она признает за каждым гражданином Российской Федерации право участвовать в референдуме (ст. 32). Гарантии свободного волеизъявления граждан на референдуме, защиты права на участие в референдуме устанавливает Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»3.

Основные вопросы организации и проведения местных референдумов регулируются Законом об общих принципах организации местного самоуправления (ст. 22)4. Так, им установлено, что в местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе. Голосование осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

<

Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Федерации. Такой закон — «О местном референдуме в Краснодарском крае» — принят, например, решением Законодательного собрания 25 ноября 1997 г.

В соответствии с законодательством о местном референдуме на референдум не могут выноситься вопросы, касающиеся досрочного прекращения или продления срока полномочий, приостановления полномочий органов местного самоуправления, а также проведения досрочных выборов органов местного самоуправления либо их отсрочки; формирования состава органов местного самоуправления, персонального состава этих органов; избрания, утверждения, назначения либо дачи согласия на назначение на должность или освобождение от должности депутатов и должностных лиц; принятия или изменения соответствующего бюджета, исполнения и изменения финансовых обязательств муниципального образования; принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения. Кроме того, на референдум не могут быть вынесены Вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования, а также связанные с ограничением или отменой общепринятых прав и свобод человека и гражданина, с конституционными гарантиями реализации прав и свобод.

В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, постоянно проживающие на территории, на которой проводится референдум, и обладающие избирательным правом.

В списки для участия в местном референдуме в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, законами субъектов Федерации включаются иностранные граждане, достигшие 18 лет, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводится референдум.

Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в местном референдуме в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, рода и характера занятий запрещаются. Не имеют права участвовать в местном референдуме граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если эти военнослужащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного муниципального образования, при проведении референдума не включаются в списки участников референдума и не учитываются при определении числа участников данного референдума.

Согласно общим принципам проведения местного референдума граждане участвуют в референдуме непосредственно и лично, голосование за других лиц не допускается; участие в референдуме является добровольным; никто не вправе оказывать воздействие на граждан с целью принудить их к участию или неучастию в референдуме; голосование осуществляется тайно; граждане участвуют в референдуме на равных основаниях по месту своего постоянного проживания; каждый гражданин имеет один голос.

Важнейшим требованием, связанным с подготовкой и проведением местного референдума, является гласность. Законом установлено, что деятельность органов местного самоуправления, государственных и общественных органов, участвующих в организации и проведении местного референдума, должна осуществляться открыто и гласно. Все решения, касающиеся местного референдума, а также вопросы, выносимые на референдум, подлежат опубликованию местными средствами массовой информации в течение семи дней с момента их принятия соответствующими органами.

Правовая основа проведения местного референдума в Краснодарском крае основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставе Краснодарского края, Законе Краснодарского края «О местном самоуправлении в Краснодарском крае», Законе Краснодарского края «О местном референдуме».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПОРЯДОК И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

 

2.1. Инициатива и порядок назначения местного референдума

 

В Краснодарском крае согласно Закону «О местном референдуме» инициатива проведения местного референдума принадлежит1: 1) не менее одной трети от общего числа депутатов представительного органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования; 2) главе муниципального образования; 3) любому гражданину или группе граждан, имеющих право на участие в местном референдуме; 4) общественным объединениям, зарегистрированным органом юстиции Краснодарского края не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения в представительный орган местного самоуправления с инициативой проведения местного референдума, устав которых предусматривает участие в референдуме; 5) избирательным объединениям, зарегистрированным в соответствии с законодательством органами юстиции.

Следует заметить, что для назначения местного референдума в представительный орган местного самоуправления должны быть представлены подписи не менее пяти процентов от числа граждан, имеющих право на участие в референдуме, в поддержку инициативы его проведения.

Для сбора должности инициатор референдума может образовывать инициативную группу в количестве не менее десяти человек для сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума.

В случае, если инициатором проведения референдума выступает избирательное объединение, то руководящий орган избирательного объединения либо руководящий орган его регионального, местного отделения, местной организации является инициативной группой по проведению референдума независимо от своей численности.

Инициативная группа обращается в представительный орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования с ходатайством о регистрации группы, в которой указываются:

— формулировка вопроса либо текст проекта нормативного правового акта, предлагаемого инициативной группой для вынесения на местный референдум;

— фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории данного муниципального образования.

К ходатайству прилагается протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы по проведению местного референдума, или решение съезда (конференции) общественного либо избирательного объединения с инициативой проведения местного референдума.

Представительный орган местного самоуправления, установив соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям настоящего Закона, в течение пятнадцати дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы и выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации.

В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается мотивированное решение представительного органа местного самоуправления. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

В то же время следует заметить, что основанием для отказа в регистрации инициативной группы может быть только нарушение инициативной группой положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Устава Краснодарского края, Закона «О местном референдуме» Краснодарского края и устава муниципального образования.

Представительный орган местного самоуправления в течение 7 дней со дня регистрации инициативной группы формирует комиссию референдума муниципального образования в порядке, определенном статьей 14 Закона «О местном референдуме Краснодарского края».

С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа имеет право добровольно и самостоятельно собирать подписи участников референдума в поддержку инициативы проведения местного референдума. При этом учитываются лишь подписи, собранные после регистрации инициативной группы. Расходы по сбору подписей несет инициативная группа.

Регистрационное свидетельство, выданное инициативной группе, действительно в течение тридцати пяти дней. Форма регистрационного свидетельства утверждается избирательной комиссией Краснодарского края.

Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на местный референдум.

В случае вынесения на референдум проекта нормативного правового акта лицо, собирающее подписи, должно представлять текст этого проекта участнику референдума по его первому требованию.

После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства инициативная группа подсчитывает число собранных подписей участников референдума, о чем составляется итоговый протокол инициативной группы.

Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы и экземпляр итогового протокола инициативной группы передаются уполномоченными инициативной группы в комиссию референдума муниципального образования.

Комиссия референдума муниципального образования проверяет соответствие всех поступивших документов требованиям Закона «О местном референдуме» Краснодарского края не позднее семи дней со дня поступления подписных листов, после чего информирует инициативную группу о результатах проведенной проверки и принятом решении.

В случае соответствия порядка выдвижения инициативы проведения референдума требованиям Закона «О местном референдуме» Краснодарского края, устава муниципального образования комиссия референдума муниципального образования в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению референдума документов направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего решения в представительный орган местного самоуправления для принятия решения о назначении референдума. Копия решения комиссии референдума муниципального образования направляется также инициативной группе.

Далее, в случае соответствия порядка выдвижения инициативы проведения референдума требованиям Закона «О местном референдуме» представительный орган местного самоуправления муниципального образования не позднее пятнадцати дней со дня получения от комиссии референдума муниципального образования документов обязан принять решение о проведении местного референдума.

Принятое представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования решение о назначении местного референдума не менее чем за шестьдесят дней до дня голосования, но не позднее чем через шесть дней со дня его принятия публикуется в средствах массовой информации. В тот же срок публикуется проект нормативного правового акта или иного вопроса, выносимого на референдум.

Местный референдум не может быть назначен ранее двух и позднее трех месяцев со дня опубликования решения представительного органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования о его назначении (ст. 10 Закона «О местном референдуме»)1. Этот срок может быть продлен вышеназванным представительным органом местного самоуправления, если в течение ближайших двух месяцев предусмотрено проведение референдума Российской Федерации, Краснодарского края или выборов в органы государственной власти Российской Федерации, Краснодарского края.

При этом, следует отметить, что местный референдум на территории Краснодарского края назначается только на календарный выходной день, не допускается назначение референдума на праздничный день.

По ходатайству представительного органа местного самоуправления разрешение на совмещение даты проведения местного референдума с датой проведения референдума Российской Федерации, Краснодарского края или выборов в органы государственной власти Российской Федерации, Краснодарского края дается Законодательным Собранием Краснодарского края.

Подготовку и проведение местного референдума осуществляют: 1) комиссия референдума муниципального образования; 2) участковые комиссии референдума.

В списки участников референдума на участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования правом на участие в референдуме.

В списки участников референдума для участия в местном референдуме в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами Краснодарского края включаются иностранные граждане, достигшие возраста 18 лет и не подпадающие под действие пункта 2 статьи 3 настоящего Закона, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводится референдум.

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список участников референдума на конкретном участке референдума является факт его постоянного или преимущественного проживания на территории этого участка.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования Краснодарского края, если эти военнослужащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного муниципального образования, при проведении местного референдума не включаются в списки участников референдума и не учитываются при определении числа участников референдума.

Формирование и уточнение сведений о зарегистрированных участниках референдума осуществляются главой муниципального образования, а в отношении избирателей-военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других участников референдума в случае, если они проживают на территории расположения воинской части, – командиром воинской части. Указанные сведения направляются главой муниципального образования в комиссию референдума муниципального образования, а командиром воинской части – в комиссию референдума муниципального образования или участковую комиссию референдума сразу после назначения дня голосования или после образования этих комиссий. Список участников референдума составляется комиссией референдума муниципального образования, в том числе с использованием государственной автоматизированной информационной системы, в порядке, установленном Законом Краснодарского края «О местном референдуме», отдельно по каждому участку референдума на основании сведений, представляемых по установленной форме главой муниципального образования, командиром воинской части.

Гражданин Российской Федерации включается в список участников референдума только на одном участке референдума.

Сведения об участниках референдума, включаемые в список участников референдума, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, по адресам участников референдума). В списке указываются фамилии, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет – дополнительно день и месяц рождения), адрес места постоянного или преимущественного проживания участника референдума. Список участников референдума подписывается председателем и секретарем комиссии референдума муниципального образования, а после передачи указанного списка в участковую комиссию референдума – также председателем и секретарем участковой комиссии референдума. На участках референдума, образованных на территории воинской части, список участников референдума подписывается председателем и секретарем участковой комиссии референдума. Список участников референдума заверяется соответственно печатями комиссии референдума муниципального образования и участковой комиссии референдума.

Комиссия референдума муниципального образования передает по акту участковым комиссиям референдума списки участников референдума конкретного участка референдума не позднее чем за 25 дней до дня голосования.

Участковая комиссия референдума производит уточнение списка участников референдума в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия комиссий референдума с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) участников референдума.

Список участников референдума представляется участковой комиссией референдума для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

Гражданин Российской Федерации, обладающий правом на участие в местном референдуме, вправе заявить в участковую комиссию референдума о невключении его в список участников референдума, о любой ошибке или неточности в списке участников референдума. В течение 24 часов, а в день голосования – в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия референдума обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Исключение гражданина из списка избирателей после его подписания председателем и секретарем комиссии референдума муниципального образования производится только на основании сведений, полученных от соответствующих органов, осуществляющих регистрацию (учет) участников референдума. При этом в списке участников референдума указываются дата исключения гражданина из списка и причина такого исключения. Данная запись заверяется подписью председателя участковой комиссии референдума. Решение участковой комиссии референдума может быть обжаловано в комиссию референдума муниципального образования или в суд (по месту нахождения участковой комиссии референдума), которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день голосования немедленно.

Вносить какие-либо изменения в списки участников референдума после окончания голосования и начала подсчета голосов участников референдума запрещается.

Согласно ст. 13 Закона «О местном референдуме» Краснодарского края местный референдум проводится одновременно на всей территории соответствующего муниципального образования. Для проведения голосования и подсчета голосов участников референдума образуются участки референдума.

Участки референдума образуются главой муниципального образования с учетом местных условий по согласованию с комиссией референдума муниципального образования на основании данных о численности участников референдума, зарегистрированных на территории участка референдума, из расчета не более чем 3 тысячи участников референдума на каждом участке не позднее чем за 30 дней до дня голосования на местном референдуме.

В местах временного пребывания участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день референдума в плавании, могут образовываться участки референдума в срок не позднее чем за 30 дней, а в исключительных случаях – не позднее чем за 5 дней до дня голосования1.

Военнослужащие голосуют на общих участках референдума. В воинских частях участки референдума могут образовываться в случаях, а также в порядке и сроки, которые установлены федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Законом.

Списки участков референдума с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых комиссий референдума и помещений для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее чем за 25 дней до дня голосования на местном референдуме.

Статья 16 указанного закона определяет полномочия комиссии референдума муниципального образования:

— обеспечивает подготовку и проведение местного референдума;

— осуществляет контроль за соблюдением законности проведения референдума;

— координирует деятельность участковых комиссий референдума;

— составляет списки участников референдума;

— контролирует своевременность и правильность уточнения списков участников референдума и представление этих списков для ознакомления граждан;

— содействует средствам массовой информации в проведении мероприятий, направленных на разъяснение содержания вопроса, вынесенного на референдум;

— обеспечивает изготовление бюллетеней для голосования и снабжение ими участковых комиссий референдума;

— устанавливает единую нумерацию участков для голосования на референдуме;

— распределяет между участковыми комиссиями референдума денежные средства, выделяемые на его подготовку и проведение, обеспечивает контроль за целевым расходованием этих средств;

— получает от участковых комиссий референдума протоколы о результатах голосования на референдуме;

— устанавливает итоги голосования на референдуме;

— осуществляет официальное опубликование результатов референдума;

— рассматривает жалобы и заявления на решения и действия (бездействие) участковых комиссий референдума, принимает по ним мотивированные решения;

— осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Полномочия комиссии референдума муниципального образования прекращаются по истечении трех месяцев со дня проведения местного референдума.

Следующая статья 17 говорит о полномочиях участковой комиссии местного референдума Краснодарского края:

— оповещает участников референдума об адресе и номере телефона комиссии, времени ее работы, а также о дне, месте и времени голосования;

— уточняет списки участников референдума по участку проведения местного референдума;

— проводит ознакомление участников референдума со списками участников референдума, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в указанных списках и решает вопрос о внесении в них изменений и дополнений;

— обеспечивает подготовку и надлежащее оборудование помещения для проведения голосования;

— контролирует соблюдение на территории участка референдума правил размещения агитационных материалов;

— организует голосование на участке референдума;

— производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования по участку референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его в комиссию референдума муниципального образования;

— рассматривает жалобы (заявления) на нарушения Закона «О местном референдуме», принимает по ним мотивированные решения;

— осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Статья 19 определяет гласность в деятельности комиссий референдума. Согласно данной статьи решения комиссий референдума публикуются в местной печати и передаются другим средствам массовой информации. Комиссии референдума доводят до сведения граждан итоги голосования и результаты местного референдума.

В день проведения местного референдума в помещениях участков референдума с момента начала работы участковых комиссий референдума до окончания оформления документов об итогах голосования на участках референдума вправе присутствовать наблюдатели, направленные инициативной группой, общественными объединениями, уполномоченные представители инициативной группы, члены комиссии с правом совещательного голоса, а также представители средств массовой информации.

Наблюдатель вправе1:

— знакомиться со списками участников референдума;

— находиться в помещении для голосования соответствующего участка референдума в день голосования в любое время;

— присутствовать при голосовании участников референдума вне помещения для голосования;

— наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки участников референдума, бюллетеней для голосования на референдуме, выданных участникам референдума, погашенных бюллетеней для голосования на референдуме;

— наблюдать за подсчетом голосов участников референдума на участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержания бюллетеней для голосования;

— знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем для голосования на референдуме при подсчете голосов участников референдума;

— наблюдать за составлением комиссией референдума протокола об итогах голосования и иных документов;

— обращаться к председателю участковой комиссии референдума, а в случае его отсутствия — к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

— знакомиться с протоколом участковой комиссии референдума об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий референдума об итогах голосования и результатах референдума, изготавливать либо получать от соответствующей комиссии референдума копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в соответствующие комиссии референдума, либо составленных указанными комиссиями, в том числе списка лиц, присутствовавших при голосовании. По требованию наблюдателя комиссия референдума обязана выдать или заверить указанные копии;

— обжаловать действия (бездействие) участковой комиссии референдума в комиссию референдума муниципального образования или в суд;

— присутствовать при повторном подсчете голосов участников референдума в соответствующих комиссиях.

Наблюдатель не вправе:

— выдавать участникам референдума бюллетени для голосования на референдуме;

— расписываться за участника референдума по его просьбе в получении бюллетеней для голосования на референдуме;

— заполнять за участника референдума по его просьбе бюллетени для голосования на референдуме;

— предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

— принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии референдума с правом решающего голоса подсчете бюллетеней для голосования на референдуме;

— совершать действия, препятствующие работе комиссии референдума;

— вести агитацию среди участников референдума;

— участвовать в принятии решений соответствующей комиссией референдума.

Представители средств массовой информации вправе знакомиться с протоколом комиссии референдума муниципального образования, участковой комиссии референдума об итогах голосования или результатах референдума, изготавливать либо получать от соответствующей комиссии референдума копии указанных протоколов и приложенных к ним документов. По требованию представителя средства массовой информации комиссия референдума обязана заверить копию протокола об итогах голосования или результатах референдума.

Согласно ст. 21 органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, организации, учреждения соответствующего муниципального образования, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям референдума содействие в реализации ими своих полномочий, в том числе в предоставлении необходимых для проведения референдума помещений, транспорта, средств связи, технического оборудования, а также предоставлять сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий референдума в течение 5 дней, а за пять дней до дня проведения местного референдума и в день его проведения незамедлительно.

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением референдума, осуществляется за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования (ст. 23)1.

Граждане, общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за проведение или против проведения референдума, за участие в референдуме или против участия в нем, за или против вопроса, выносимого на местный референдум. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную вражду и ненависть. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Запрещается проводить агитацию, распространять любые агитационные материалы: органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным служащим, лицам, замещающим государственные или муниципальные должности, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей; военнослужащим при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей; благотворительным организациям и религиозным объединениям; членам комиссий местного референдума с правом решающего голоса. Агитация начинается со дня опубликования решения представительного органа местного самоуправления о назначении референдума и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. В день проведения голосования агитация запрещается (ст. 25).

 

 

 

2.2. Порядок проведения референдума

 

Порядок голосования приведен в ст. 281. Согласно нему о времени и месте голосования, досрочного голосования участковая комиссия референдума оповещает граждан не позднее чем за 20 дней до дня проведения местного референдума. На всех участках по проведению референдума голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени.

Если на участке референдума проголосовали все зарегистрированные участники референдума, участковая комиссия референдума может прекратить голосование до 20 часов.

Участнику референдума, который в день голосования будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти в участковую комиссию референдума, на участке референдума, на котором он включен в список участников референдума, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня для голосования на референдуме в помещении комиссии референдума муниципального образования за 15 – 4 дня до дня голосования или участковой комиссии референдума – за 3 – 1 день до дня голосования. Комиссия референдума обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления участника референдума, обеспечить сохранность бюллетеня для голосования на референдуме и учет голоса участника референдума при установлении итогов голосования и определении результатов референдума.

Каждый участник референдума голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение бюллетеня для голосования производится в кабине, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме данного участника референдума.

Если участник референдума не имеет возможности самостоятельно заполнить бюллетень для голосования, он вправе пригласить в кабину для голосования любое лицо, за исключением членов комиссий референдума, уполномоченных инициативной группы по проведению референдума и наблюдателей.

Участковая комиссия референдума обязана обеспечить возможность участия в голосовании всем участникам референдума, в том числе тем участникам референдума, которые по состоянию здоровья либо другим уважительным причинам не могут прибыть на участок референдума и сделали по этому поводу заявление в устной или письменной форме.

Непосредственный подсчет голосов участников референдума осуществляется по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням для голосования на референдуме членами участковой комиссии референдума с правом решающего голоса.

При непосредственном подсчете голосов участковая комиссия референдума отделяет бюллетени для голосования на референдуме неустановленной формы. Бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются. В первую очередь производится подсчет бюллетеней для голосования на референдуме, находившихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования.

Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются бюллетени для голосования на референдуме, по которым невозможно установить волеизъявление участника референдума (бюллетени, в которых в квадратах под вариантами волеизъявления голосующего отметки не проставлены ни в одном из них либо проставлены в обоих; бюллетени со следами подчистки или иного способа подделки отметки). В случае возникновения сомнений при признании бюллетеня недействительным участковая комиссия референдума решает вопрос голосованием, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов комиссии и заверяется печатью комиссии.

Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов, подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу производятся отдельно.

 

2.3. Подведение итогов

 

В 5 главе Закона «О местном референдуме» Краснодарского края говорится об порядке установления итогов референдума.

Комиссия референдума муниципального образования после получения протоколов всех участковых комиссий референдума путем суммирования данных вышеназванных протоколов не позднее чем в трехдневный срок со дня голосования определяет его результаты. Суммирование содержащихся в протоколах участковых комиссий референдума данных осуществляют непосредственно члены комиссии референдума муниципального образования.

Данные протоколов участковых комиссий референдума после их получения комиссией референдума муниципального образования вводятся в программный комплекс Государственной автоматизированной системы «Выборы» для их обработки и получения предварительной информации о результатах голосования. Данные результаты являются предварительной информацией, не имеющей юридического значения.

Комиссия референдума муниципального образования признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие не менее 50 процентов участников референдума.

Вопрос, выносимый на референдум, считается принятым, если по результатам голосования в его поддержку высказалось более 50 процентов участников референдума, принявших участие в голосовании.

Если на референдум вносились альтернативные варианты вопросов и ни один из указанных вариантов не получил необходимого числа голосов, а также, если в голосовании приняло участие менее 50 процентов участников референдума, то все варианты считаются отклоненными.

Решением комиссии референдума муниципального образования итоги голосования по отдельным участкам референдума могут быть признанными недействительными из-за допущенных нарушений настоящего Закона, существенно повлиявших на итоги голосования.

В случае внесения на местный референдум альтернативных вариантов решения вопроса в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан, принявших участие в референдуме, поданных за каждый из вариантов, а также число голосов граждан, принявших участие в референдуме, поданных против всех вариантов.

Комиссия референдума муниципального образования признает итоги голосования, результаты местного референдума недействительными1:

— в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления участников референдума;

— в случае, если они признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части участков референдума;

— по решению суда.

Комиссия референдума муниципального образования направляет общие данные о результатах референдума в средства массовой информации в течение суток после определения результатов референдума.

Решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня его официального опубликования.

Официальное опубликование результатов референдума, а также данных о количестве голосов участников референдума, поданных за позиции «да» и «нет», осуществляется комиссией референдума муниципального образования не позднее одного месяца со дня голосования.

Комиссия референдума муниципального образования публикует данные, которые содержатся в протоколе о результатах референдума, и данные, которые содержатся в протоколах участковых комиссий референдума об итогах голосования, на основании которых определялись результаты референдума. Официальное опубликование полных данных о результатах референдума осуществляется в течение трех месяцев со дня голосования.

Решение, принятое на местном референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении какими-либо органами (должностными лицами) государственной власти либо местного самоуправления.

Решение, принятое на местном референдуме, действует на всей территории соответствующего муниципального образования и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме данного муниципального образования, но не ранее двух лет после его принятия либо признано недействительным в судебном порядке.

Решение, принятое на местном референдуме, регистрируется в органе местного самоуправления в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов соответствующего уровня.

Если для реализации решения, принятого на местном референдуме, требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки такового акта.

Таким образом, были рассмотрены и исследованы основные особенности организации и проведения местных референдумов на территории Краснодарского края, которые базируются на основных принципах демократического устройства.

 

В атмосфере эйфории, упоения быстрыми и легкими победами демократия стала рассматриваться как абсолютная ценность и универсальная модель, применимая как в развитых странах Запада, прошедших долгий исторический путь формирования совершенного парламентаризма, так и среди отсталых этнических групп Африки, не знавших порой даже государственности.

Следует отметить, что демократические методы и принципы нельзя просто заимствовать, перенять: они должны быть органически освоены, стать осознанной необходимостью, частью национального склада жизни, а это происходит в ходе длительной социальной эволюции.

В демократических государствах, к числу которых относится и Россия, проведение референдума является одной из основных форм участия народа в контроле за осуществлением государственной власти.

Референдум является, одним из важнейших средств прямой, непосредственной демократии. В принципе он имеет преимущества перед представительной демократией, то есть такой формой, при которой волю народа выражают и облекают в законы и иные акты избранные населением представители – депутаты парламента, члены местных органов самоуправления. Референдум дает возможность народу выразить свою волю непосредственно, путем голосования. Однако значение референдума не следует переоценивать. Вопросы, выносимые на референдум, могут быть не всегда доступными для всесторонней оценки со стороны рядовых избирателей, они могут не просчитать всех политических последствий принимаемого решения. Проведение референдума требует полной гласности, справедливой публикации различных мнений, большой предварительной работы по разъяснению формулы референдума и его последствий.

Референдум занимает особое место в политической жизни страны, региона, области, края, его исход во многом определяет дальнейшее развитие государства или местного образования на несколько лет. Следует отметить, что референдум может изменить если не характер государственной власти, то характер и направление ее деятельности. Важно отметить, что на референдуме могут решаться ключевые вопросы жизни страны, региона, края. Также необходимо подчеркнуть, что одобрение на референдуме какого-то проекта решения придает ему высшую юридическую силу, ибо речь идет о прямом волеизъявлении народа. Одновременно это означает и поддержку существующей государственной власти, ее легитимацию, факт удостоверения ее соответствия чаяниям и интересам народа, большинства населения.

Референдум как непосредственное народное волеизъявление имеет, конечно, преимущество перед представительной демократией, в частности, парламентским способом решения общественных и государственных проблем. Однако, важно подчеркнуть, что преимущество это – не абсолютное, о нем мы можем говорить лишь при соблюдении определенных условий. Во-первых, выносимый на референдум вопрос должен быть вполне доступным для понимания рядового избирателя. Как правило, решение принимаемое путем референдума, – это прежде всего политическое решение, хотя и облачаемое в определенную юридическую форму. Во-вторых, до референдума оно должно быть обстоятельно разъяснено через средства массовой информации избирателям с указанием желаемых и возможных нежелательных последствий.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М., 2003.
  2. О референдуме в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 года с изменениями от 27 сент. 2002 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №42. Ст. 3921.
  3. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон №67-ФЗ от 12 июня 2002 года // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
  4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон № 154-ФЗ от 28 августа 1995 г (с изм. и доп. ФЗ от 22 апреля 1996 г № 38-ФЗ, ФЗ от 26 ноября 1996 г № 141-ФЗ, ФЗ от 17 марта 1997 г № 55-ФЗ, ФЗ от 27 сентября 2002 г.) // СЗ РФ. №35. Ст. 3508
  5. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ ( в ред. ФЗ от 06. 10. 2004 № 53 -ФЗ) // СЗ РФ. 2103. № 40. Ст. 3822
  6. Устав Краснодарского края / В ред. Законов Краснодарского края от 18.07.1997 № 95–КЗ, от 04.01.2001 № 331–КЗ, от 10.05.2001 № 355–КЗ, от 07.08.2001 № 393–КЗ, от 22.08.2001 № 405–КЗ.

  7. О местном референдуме: Закон Краснодарского края № 109-КЗ от 09 дек. 1997 г ( с изм. и доп. от 05.11.1999 г № 211- КЗ)

  8. Аболонин Е.С. Муниципальное право. М., 2004.

  9. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2004.
  10. Ковешников Е.М. Муниципальное право. СПб., 2003
  11. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003.
  12. Комарова В.Ф. Формы непосредственной демократии в России. М., 1998.
  13. Конституция Российской Федерации: научно-практический комментарий / Под ред. Топорнина Б.Н. М., 1999.
  14. Конституция Российской Федерации: проблемный комментарий / Отв. ред. Четвернин В.А. М., 2002.
  15. Кутафин О.Е., В.И. Фадеев. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2002.
  16. Народовластие в России – очерк истории и современного состояния / Под ред. Ю.А. Дмитриева М., 2002.
  17. Постовой Н.В. Муниципальное право. М., 2003
  18. Шабров О.Ф. Политическая система: демократия и управление обществом // Государство и право. 1999. №5.
  19. Фадеев ВЛ. Муниципальное право России. М., 2004.

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.02MB/0.00040 sec

WordPress: 24.53MB | MySQL:122 | 1,844sec