ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АНТИМОНОПОЛЬНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

<

091014 0113 1 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АНТИМОНОПОЛЬНОМ РЕГУЛИРОВАНИИСистема государственного регулирования экономикой, сформированная во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурентной среды на рынке товаров и услуг. При этом одним из главных инструментов, ограничивающих монополистическую деятельность, основой, создающей гарантии для существования конкуренции, является антимонопольное законодательство.

Антимонопольное законодательство — комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.

Первый в России антимонопольный нормативный акт – Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят 22 марта 1991 года в последующих редакциях.

Закон явился основой для формирования в Российской Федерации антимонопольного законодательства, подготовки и принятия соответствующих нормативных документов. К таким документам следует отнести Правила рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства (утверждены приказом ГКАП России от 12 мая 1994 г. № 53), Закон о дополнении Уголовного кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Условием свободы конкуренции является ст. 8 Конституции РФ, дающая правовые гарантии единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности. Беспрепятственное осуществление предпринимательской деятельности и запрещение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, закреплено в ст. 34 Конституции РФ, а ст. 74 этой же Конституции запрещает установление таможенных границ и сборов, а также иных препятствий, затрудняющих свободное перемещение товаров и услуг.

В систему нормативно-правовых актов, регулирующих конкуренцию и монополистическую деятельность на рынке товаров и услуг, входят отдельные нормы ГК РФ. Так, п. 1 ст. 10 не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке, а п. 1 ст. 1033 по договору коммерческой концессии предусматривает возможность обязать пользователя не конкурировать с право-обладателем на территории, на которую распространяется действие договора. Если же будет установлено, что эти ограничительные условия противоречат антимонопольному законодательству, то по требованию антимонопольного органа они могут быть признаны недействительными.

Отдельный блок составляют акты о Государственном Реестре предприятий-монополистов и о специальном регулировании их деятельности. Правовые основы антимонополизма содержатся в Законах о предприятиях и предпринимательской деятельности, об арбитражном суде, арбитражном процессе, в нормативных, документах, регулирующих процесс приватизации.

Нормы права, призванные укреплять свободу конкуренции и ограничивать всевластие монополий, содержатся также в федеральных законах: от 18 июля 1995 г. «О рекламе»; от 19 июля 1995 г. «О естественных монополиях»; от 7 февраля 1992 г. в редакции от 9 января 1996 г. «О защите прав потребителей», от 29 июня 1999 г. «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»; от 14.04.1998 г. «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами».

В ряду названных антимонопольных законов основным является Закон о конкуренции, который определяет не только организационные, но и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение надлежащих условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Сфера применения данного Закона весьма широка, то есть его нормы распространяются на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации, участниками которых являются российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Закон не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав, кроме случаев, когда соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничения конкуренции. Его действия не распространяются и на отношения, связанные с монополистической деятельностью, с недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг.

Нормативно-правовую основу регулирования и контроля деятельности естественных монополий составляют законы и иные нормативные акты, принимаемые как федеральными органами государственной власти, так и субъектами Российской Федерации по вопросам, которые находятся в их исключительном ведении или в совместном ведении с Российской Федерацией.

Определяющая роль отводится ФЗ РФ «О естественных монополиях», принятому 19.07.1995 г. и заложившему правовые основы регулирования и контроля деятельности естественных монополий в Российской Федерации. Кроме того, приняты нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, складывающиеся в отдельных сферах естественных монополий. Это, в частности, ФЗ РФ «О железнодорожном транспорте в РФ» от 10.01.2003 г.1; ФЗ РФ «О связи» от 16.02.1995 г.2; ФЗ РФ «Об энергоснабжении» от 15.03.1996 г.3; ФЗ РФ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 10 марта 1995 г.4; ФЗ РФ «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03. 1995 г.

Функции регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий согласно Закону «О естественных монополиях», осуществляют федеральные органы Российской Федерации, которые вправе создавать свои территориальные органы и наделять их правомочиями в пределах своей компетенции. В соответствии с этим Указами Президента РФ от 29.11.1995 г. № 1194 была образована Федеральная энергетическая комиссия РФ1, от 26.02.1996 № 276 — Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий на транспорте2, постановлением правительства РФ от 10.11.1996 г. № 1343 утверждено положение о Федеральной службе РФ по регулированию естественных монополий в области связи3. Однако в структуре федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента РФ от 22 сентября 1998 г. № 1142, были упразднены федеральная служба России по регулированию естественных монополий в области связи и федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте, а их функции переданы Министерству РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Органы регулирования естественных монополий не только формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, но могут также применять к ним такие методы воздействия на их деятельность, как ценовое регулирование, осуществляемое посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня; определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Таким образом, естественные монополии находятся под контролем двух федеральных структур — антимонопольных органов и специальных органов регулирования деятельности естественных монополий.

Антимонопольное регулирование в сфере финансовых услуг регулируется законом ФЗ РФ № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»4. В Законе «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» в ст. 5 впервые дано определение понятия рынка финансовых услуг как сферы деятельности финансовых организаций на территории Российской Федерации или ее части, определяемой, исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям.

2. ИСТОРИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИИ

 

В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности. Сегодня мы понимаем, что чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции конкурентов. Именно конкуренция превращает экономическую систему страны в саморегулирующийся аппарат, недаром Адам Смит назвал ее «невидимой рукой рынка».

Еще совсем недавно в централизованно-плановой экономике нашей страны такие понятия, как конкуренция и монополия, были абсолютно неприменимыми, находились под запретом. Считалось, что современные проблемы конкуренции, имеющие место в рыночной экономике, не имеют практического значения для деятельности социалистических предприятий, поскольку им чужды методы капиталистической системы хозяйствования.

Конкуренция, например, определялась как «антагонистическая борьба между частными товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, которая неизбежно сопровождается анархией и стихией, осуществляется жестокими и хищническими методами, ведет к разрушительным экономическим и социальным последствиям»1.

На первый взгляд, такая характеристика конкуренции может показаться верной, ибо, как образно заметил Ф. Хайек, «часто против конкуренции возражают на том основании, что она «слепа». Однако, замечает автор, нелишне при этом напомнить, что древние изображали богиню правосудия с завязанными глазами, что служило символом ее беспристрастия и справедливости. У конкуренции, быть может, немного общего со справедливостью, но одно общее достоинство у них есть — и та, и другая «не взирают на лица»1.

«В условиях развитого рынка, — пишет С.Э. Жилинский, – конкуренция есть постоянная гонка без финиша, когда нельзя остановиться, отдохнуть от изнурительного соперничества»2.

Первая попытка создания антимонопольного законодательства в России предпринималась еще в 1908 г. За образец был взят действовавший в США закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей встретили проект закона в штыки и сумели сорвать его принятие.

В результате преобразований в Российской Федерации разрушены устои государственного монополизма, характер монополизации, структура рынков претерпели изменения. По отдельным товарным группам удалось ликвидировать дефицит, возникли первые конкурентные рынки.

<

В России на сегодняшний день наблюдается очень высокая степень монополизации рынка. Так, в машиностроении 85% крупных предприятий являются полными монополистами в производстве некоторых видов продукции. В нашей стране монополизм в течение десятилетий насаждался «сверху» государством. Поэтому демонополизация является важнейшей предпосылкой формирования рынка и отношений конкуренции между предприятиями.

Юридическая основа для борьбы с монополиями и недобросовестной конкуренцией появилась в России только в 1991 г., когда был принят Закон
«О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Этот закон устанавливает, что:

1) запрещаются действия фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан;

2) запрещаются монопольные сговоры о ценах, изъятие товаров с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничения доступа на рынок конкурирующих фирм;

3) подлежат наказанию фирмы, занимающиеся недобросовестной конкуренцией, в частности: распространяющие ложные сведения о товарах и фирмах своих конкурентов, чтобы отпугнуть от них покупателей; обманывающие покупателей относительно реальных свойств и качества своего товара; незаслуженно принижающие в своей рекламе качество товаров своих конкурентов; незаконно использующие для своих товаров чужие названия и товарные знаки, а также копирующие форму, упаковку и внешнее оформление товаров своих конкурентов; похищающие у своих конкурентов их коммерческие секреты, а также техническую, производственную и торговую информацию;

4) контроль за деятельностью монополистов осуществляет Государственный комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный комитет);

5) при нарушении требований законодательства Антимонопольный комитет вправе расторгнуть любой хозяйственный договор, потребовать от монополиста возместить причиненные его действиями убытки, а также наложить на виновную фирму штраф в размере до 1 млн. руб.

Законом установлено понятие «доминирующее положение», то есть исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Доминирующим может быть признано положение такой фирмы, доля которой на рынке составляет 65% и более. Установлен перечень акций, которые трактуются как злоупотребление доминирующим положением. К ним отнесены изъятие товаров из обращения в целях создания дефицита, навязывание условий, невыгодных контрагенту или не относящихся к предмету договора, создание препятствий к доступу на рынок конкурентов, нарушение установленного порядка ценообразования. В качестве соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, признаются сговоры о ценах на товары и услуги, о ценах на аукционах и торгах, о разделе рынка, об ограничении доступа к рынку.

Законом установлен государственный контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства.

Этот закон действует и в настоящее время.

В 1995 г. отечественные фирмы получили право возбуждения дел по обвинению в демпинге с целью вытеснения конкурентов с российского рынка. Это явилось результатом постепенно совершенствующегося в нашей стране набора методов борьбы с монополизмом.

Вести работу в этом направлении антимонопольным органам России придется еще долго, пока они найдут наиболее действенные именно для нашей страны способы поддержки конкуренции и ограничения монополистических проявлений. Ведь первые попытки регулирования деятельности монополий, предпринятые в нашей стране в 1992—1993 гг., особого успеха не принесли. Стало ясно, что особая структура российского хозяйства, о которой мы говорили выше, снижает действенность методов, вполне успешно работающих в странах с развитыми экономическими системами рыночного типа.

Вот почему весной 1994 г. правительство утвердило совершенно новую модель антимонопольной политики, предложенную в «Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации». Отныне в России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесены к одной из трех категорий:

1) естественные монополии;

2) разрешенные монополии;

3) временные монополии.

Естественными монополиями теперь в нашей стране будут считаться отрасли или фирмы, обладающие двумя признаками:

а) они производят продукцию или услуги, которые невозможно импортировать из-за рубежа или привести из других регионов страны;

б) они действуют на рынке, где создание конкурентной среды за счет увеличения числа фирм-производителей экономически неэффективно.

Реально в эту категорию попали такие отрасли, как электроэнергетика и теплоэнергетика, газовая промышленность, железные дороги, нефтепроводы, система водоснабжения и т. п.

Разрешенными монополиями будут считаться отрасли и фирмы, обеспечивающие нужды государства в обороне и безопасности либо производящие некоторые специфические виды продукции, где сокращение числа фирм-производителей облегчает государству контроль за качеством и продажами этой продукции.

В эту категорию попадают отрасли оборонной промышленности, а также фирмы, производящие ликероводочные и табачные изделия (акцизные товары, требующие лицензирования) и лекарства.

Временными монополиями будут признаваться отрасли и фирмы, которые оказались доминирующими производителями на рынках своих товаров в силу проводившейся ранее в стране политики укрупнения предприятий, а не благодаря большей эффективности своей работы.

Именно временные и естественные монополии и будут теперь предметом особого внимания Антимонопольного комитета Российской Федерации и правительства в целом. Хозяйственная практика последних лет убедительно показала, что именно такие фирмы и отрасли влияют на развитие отечественной экономики наиболее негативно, именно они несут большую долю вины в раскручивании «маховика» инфляции.

Можно привести пример, роста цен на продукцию или услуги естественных монополистов по сравнению с ценами в целом по промышленности. При этом ускоренный рост цен в отраслях — естественных монополистах нельзя списать на удорожание потребляемых ими ресурсов.
Так, в первом квартале 1994 г. затраты предприятий
связи из-за роста цен повысились:

по электроэнергии — в 1,5 раза,

по материальным ресурсам — в 1,8 раза,

по транспортным операциям — в 2,5 раза.

Но при этом тарифы на собственные услуги связисты повысили в 2,7 раза, что позволило им соответственно увеличить зарплату
своим работникам в 2,4 раза (намного больше, чем в других отраслях).

В итоге доставка газет и журналов стала в России стоить уже дороже, чем собственно подписка на них, а многие органы печати вынуждены были ввести такую странную форму распространения своих изданий, как «подписка с получением непосредственно в редакции».

Аналогичную практику проводят и другие естественные российские монополии. В силу этого заработная плата, например, в электроэнергетике сейчас выше средней по промышленности в 4—5 раз (в зависимости от региона страны и ценовой политики действующей там местной энергетической системы). Примерно настолько же выше средней и зарплата на железнодорожном транспорте, и лишь немногим уступают в гонке зарплат работники связи.

Но каким образом Россия будет бороться со своими естественными и временными монополиями?

Что касается естественных монополий, то для
регулирования их деятельности предусмотрено создавать на 3 года специальные федеральные агентства. Эти агентства имеют право установить естественным монополистам:

— перечень потребителей, которых они обязаны обслуживать;

— уровень и структуру цены;

— план инвестирования в расширение производства.

Иными словами, в отраслях с естественной монополией свобода рыночного поведения будет ограничена, и на смену ей придет государственное экономическое управление.

Именно на такой основе правительство России в октябре 1995 г. приняло, например, решение о «замораживании» цен (то есть запрещении их повышения) в отраслях — естественных монополистах до конца года. «Замораживанию» подверглись цены на газ
и электроэнергию, а также железнодорожные тарифы и тарифы на
перекачку нефти и нефтепродуктов по трубопроводам.

По отношению к временным монополиям будет проводиться иная политика. Для ослабления их власти над рынком государство намеревается осуществлять следующие меры:

— запретить формирование финансово-промышленных групп, способных захватить доминирующее положение на местных товарных рынках отдельных регионов страны;

— запретить,
уже существующим финансово-промышленным, группам
включать в свой состав предприятия, занимающие доминирующее положение на местных товарных рынках отдельных
регионов
страны;

— поощрять импорт взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, а также стран ближнего и дальнего зарубежья, чтобы ослабить доминирование монополиста на рынке;

— проводить принудительное разукрупнение фирм-монополистов с созданием на их основе нескольких независимых и конкурирующих фирм;

— поощрять новое строительство, а также создание малых фирм, если это может помочь снижению степени монополизации рынка.

При этом реально наиболее действенным методом решения задачи улучшения конкурентной ситуации на внутренних рынках России является максимальное их открытие для товаров зарубежных фирм. Беда лишь в том, что эту «лечебную процедуру» крайне трудно дозировать, а последствия ее неоднозначны. Дело в том, что отечественные предприятия пока полностью проигрывают соревнование с зарубежными конкурентами по соотношению «цена – качество» при сравнении аналогичных товаров (российские товары в пересчете на сопоставимый уровень качества стоят дороже зарубежных).

Поэтому вторжение на внутренний рынок больших партий зарубежных товаров приводит к тому, что отечественные фирмы вообще «теряют рынок» (так произошло, например, с российскими производителями телевизоров и магнитофонов после появления в магазинах больших партий электроники из Юго-Восточной Азии).

Конечно, появление на рынке более качественных и относительно более дешевых товаров выгодно для покупателей. И они (действуя вполне рационально) будут покупать именно зарубежные изделия. Но государство не может не считаться с тем, что такое развитие событий приведет к краху не только отдельных российских фирм, но и целых отраслей национальной экономики. А это грозит взрывом безработицы, для рассасывания которой у страны пока нет средств.

В итоге правительству России приходится постоянно действовать по принципу «шаг вперед — два назад»: то открывать внутренний рынок для поставок зарубежных товаров, чтобы усмирить отечественных монополистов, то снова «прикрывать дверь», чтобы не допустить полной гибели отечественной промышленности.

Именно из-за этого, например, в России за последние годы так часто менялись условия ввоза иностранных легковых автомобилей, конкурирующих с отечественными «Жигулями», «Москвичами» и «Волгамии». Правительство то повышало государственные пошлины на импорт машин, то снижало их, что соответственно вызывало относительное удорожание или удешевление иномарок по сравнению с продукцией отечественного автомобилестроения.

Проблема монополий в России еще не решена, и быстрого ее решения в короткий срок не предвидится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОТРАСЛЕВОЕ ФОРМИРОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Проблемы правовой охраны конкурентных отношений заняли достойное место в отечественной юридической науке лишь в последние десять-пятнадцать лет, поскольку это сравнительно новое правовое явление в нашей системе права. В данном русле некоторые ученые предлагают использовать термин «конкурентное право». Например, К.Ю. Тотьев под антимонопольным правом понимает систему федеральных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность субъектов конкуренции и монополий с целью защиты частных и публичных интересов на основании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ1. По мнению ученого, термин «антимонопольное право» подчеркивает конечную и позитивную цель правового регулирования – создание условий для развития, поддержки и защиты конкуренции2.

 Большой интерес представляет точка зрения С.А. Паращука, который, пользуясь термином «законодательство о конкуренции и монополии», подразделяет последнее на акты конкурентного законодательства и акты законодательства о государственных и естественных монополиях. При этом антимонопольное законодательство, как считает ученый, в свою очередь, включает в себя нормативные правовые акты, традиционно содержащие две основные группы правовых норм: нормы антимонопольного законодательства и нормы законодательства о недобросовестной конкуренции. По мнению автора, в условиях недостаточного развития конкурентных отношений на отечественных рынках существует необходимость в выделении еще одной, третьей группы норм, содержащихся в актах антимонопольного законодательства, направленных прежде всего на развитие и стимулирование самих конкурентных отношений3.

   С.А. Паращук подчеркивает, что традиционные области конкурентного законодательства (т. е. антимонопольное правовое регулирование и правовая защита от недобросовестной конкуренции) не всегда четко различаются между собой. Действительно, российскими законами о конкуренции на товарных и финансовых рынках нормы о недобросовестной конкуренции отнесены к антимонопольному законодательству, что, по мнению ученого, весьма спорно, поскольку указанные области правового регулирования конкуренции имеют существенные отличия по задачам, субъектам регулирования и иным основаниям1. Таким образом, антимонопольное законодательство и законодательство о недобросовестной конкуренции – самостоятельные области конкурентного законодательства, что не было учтено российским законодателем.

На состав антимонопольного законодательства имеются разные точки зрения. Все они могут быть разделены на две группы: «антимонопольное законодательство в узком смысле» и «антимонопольное законодательство в широком смысле»2.

Антимонопольное законодательство в узком смысле используется для обозначения нормативных правовых актов, перечень которых приведен в ст. 1.1. и 2 Закона о конкуренции: Конституция РФ; названный Закон; федеральные законы, регулирующие отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках финансовых услуг; Указы Президента РФ, не противоречащие Закону о конкуренции и названным федеральным законам; Постановления Правительства РФ, принимаемые на основании и во исполнение Закона о конкуренции, федеральных законов и Указов Президента РФ.

В связи с этим В.И. Еременко справедливо замечает, что от антимонопольного законодательства отсечены нормативные правовые акты, принимаемые федеральным антимонопольным органом, в связи с чем можно поставить под сомнение легальность последних3

В антимонопольное законодательство в широком смысле, помимо норм вышеуказанных актов, входят все нормы о развитии (защите) конкуренции и регулировании монополий, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных актах. Так, например, А.Н. Варламова рассматривает законодательство о конкуренции как законодательные акты, которые регулируют конкурентные отношения (собственно законодательство о конкуренции) и иные акты, содержащие нормы антимонопольной и конкурентной направленности. К последним, по ее мнению, относятся: частично законодательство о ценообразовании, законодательство об иностранных предпринимателях, налоговое законодательство, законодательство о малом предпринимательстве и иное законодательство предпринимательской направленности, так или иначе влияющее на создание и положение конкурентоспособных хозяйствующих субъектов1.

Антимонопольное законодательство в настоящее время состоит из следующих актов: Конституции РФ, провозглашающей и гарантирующей поддержку конкуренции; Гражданского кодекса РФ, создающего основу свободного развития предпринимательства и развития конкуренции и одновременно запрещающего ее ограничение; Закона о конкуренции и иных нормативных актов различного правового уровня, в которых конкуренция рассматривается как непосредственный объект правового регулирования; нормативных актов, определяющих права и обязанности органов, ответственных за развитие конкурентных отношений; нормативных актов, регулирующих деятельность организаций-монополистов; нормативных актов, регулирующих деятельность естественных монополий; нормативных актов, направленных на демонополизацию экономики, в первую очередь Государственной программы демонополизации и развития конкуренции на рынках РФ; положений нормативных актов других областей законодательства, которые воздействуют на развитие конкурентных отношений, – законодательства о защите прав потребителей, о ценообразовании, таможенном регулировании и др.; нормативных актов, создающих основу развития предпринимательской деятельности и косвенно оказывающих влияние на развитие конкурентных отношений (законодательство, регулирующее положение новых структур: ФПГ, торговых домов, новых форм торговли, а также малого бизнеса); актов разного правового уровня, создающих основу практического применения тех или иных положений Закона о конкуренции2.

В иерархической лестнице нормативных правовых актов верхнее положение занимает Конституция Российской Федерации, которая регулирует наиболее важные, основополагающие общественные отношения в сфере конкуренции между страховыми организациями. Согласно ст. 34, каждый человек в Российской Федерации имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, однако при этом не допускается такая экономическая деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Одной из основ конституционного строя нашего государства является гарантия поддержки единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, конкуренции, свободы экономической деятельности (п. 1 ст. 8).

Сердцевиной российского антимонопольного законодательства является Закон о конкуренции, принятый 22 марта 1991 г., с последующими изменениями и дополнениями. Что касается сферы действия этого Закона, то он распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Закон применяется и в тех случаях, когда действия и соглашения, совершаемые либо заключаемые указанными лицами за пределами Российской Федерации, приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут за собой другие отрицательные последствия на рынках в Российской Федерации (п. 1 ст. 2).

Из сферы действия Закона исключены отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках финансовых услуг, за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках. Данные отношения регулируются иными федеральными законами (п. 3 ст. 2), то есть Федеральным законом о защите конкуренции на рынке финансовых услуг.

Федеральный закон о защите конкуренции был принят с огромным опозданием – только в 1999 г., а 30 декабря 2001 г. в него были внесены изменения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция РФ: Принята 12 дек. 1993 г. М., 1993.
  2. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г.// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  4. Об акционерных обществах: ФЗ РФ № 208-ФЗ от 26.12.1995 (в ред. от 08.04.2004) // СЗ РФ.1996. № 1, ст. 1.
  5. О банках и банковской деятельности: ФЗ РСФСР № 395-1 от 02.12.1990 (в ред. ФЗ № 58-ФЗ от 29.06.2004) // СЗ РФ 1996. № 6, ст. 492.
  6. О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации: ФЗ РФ // СЗ РФ. 1995. № 16. Ст. 1316.
  7. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: Закон РСФСР в ред. Законов РФ от 24.06.1992 № 3119-1; от 15.07.1992 № 3310-1; Федеральных законов от 25.05.1995 № 83-ФЗ; от 06.05.1998 № 70-ФЗ; от 02.01.2000 № 3-ФЗ; от 30.12.2001 № 196-ФЗ; от 21.03.2002 № 31-ФЗ; от 09.10.2002 № 122-ФЗ) // СЗ РСФСР. 1991. № 22. Ст. 1977.
  8. О защите конкуренции на рынке финансовых услуг: ФЗ № 117-ФЗ от 4 июня 1999 г. ФЗ РФ (в ред. ФЗ от 30.12.2001 № 196-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 17, ст. 1918.
  9. О рекламе: ФЗ № 108-ФЗ от 18.07.1995 (в ред. ФЗ от 30.12.2001 № 196-ФЗ) // СЗ РФ. 1995. № 30. ст. 2864
  10. Положение о МАП: утверждено Постановление правительства Российской Федерации от 12.07.99 г. № 793 // СЗ РФ. 1999, № 29, ст. 3756.
  11. Авдашева С.Б., Аронин В.А., Ахполов И.К. и др. Под ред. А. Г. Цыганова. Конкуренция и антимонопольное регулирование.– М.: Логос, 2004.
  12. Варламова А.Н. Правовое регулирование конкуренции в России. М., 2000.
  13. Жилинский С.Э. Правовые основы предпринимательской деятельности // Предпринимательское право. М., Норма-ИНФРА-М., 1998.
  14. Еременко В.И. Антимонопольное законодательство Российской Федерации//Государство и право. 2001. № 3.
  15. Предпринимательское право / Отв. Ред. С.А. Зинченко, Г.И. Колесник.–Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
  16. Паращук С.А. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции и монополии). Учебно-практическое пособ. М., 2002
  17. Политэкономический словарь. М., 1983.,
  18. Пугинский Б.И. Коммерческое право.– М.: Юрайт-Издат, 2004.
  19. Тотьев К.Ю. Антимонопольное право (правовое регулирование деятельности субъектов конкуренции и монополий). Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003.
  20. Хайек Ф. Дорога к рабству. Полифакт-референдум. Мн. 1990.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.96MB/0.00034 sec

WordPress: 21.89MB | MySQL:125 | 1,678sec