Заполните таблицу, внимательно изучив гл. 8 ФЗ 131. Выберите правильный и наиболее точный ответ.
1. Размер указанных субвенций, предоставляемые из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, установленных ФЗ № 131, определяется |
1. законом субъекта; 2. представительным органом МСУ муниципального района по единому для всех поселений, входящих в состав данного муниципального района, нормативу в расчете на одного жителя либо потребителя бюджетных услуг соответствующего поселения |
2. Состав собственных доходов местных бюджетов может быть изменен федеральным законом |
1. только в случае изменения установленного ФЗ № 131 перечня вопросов местного значения; 2. только в случае изменения установленного ФЗ № 131 перечня вопросов местного значения и (или) изменения системы налогов и сборов РФ |
3. Федеральный закон, предусматривающий изменение состава собственных доходов местных бюджетов, вступает в силу |
1. с начала очередного финансового года, но не ранее чем через три месяца после его принятия; 2. с начала очередного финансового года |
4. Учет операций по распределению доходов от налогов и сборов в соответствии с нормативами отчислений, установленными в соответствии с ФЗ № 131, осуществляется в порядке |
1. установленном законом субъекта РФ; 2. установленном Правительством РФ; 3. установленном Бюджетным кодексом РФ |
5. Вопросы введения и использования разовых платежей граждан решается |
1. главой администрации; 2. законом субъекта РФ; 3. на местном референдуме (сходе граждан) |
ОТВЕТ
1. Размер указанных субвенций, предоставляемые из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, установленных ФЗ № 131, определяется |
2. представительным органом МСУ муниципального района по единому для всех поселений, входящих в состав данного муниципального района, нормативу в расчете на одного жителя либо потребителя бюджетных услуг соответствующего поселения (ст. 63 ч. 3) |
2. Состав собственных доходов местных бюджетов может быть изменен федеральным законом |
2. только в случае изменения установленного ФЗ № 131 перечня вопросов местного значения и (или) изменения системы налогов и сборов РФ (ст. 55 ч. 3) |
3. Федеральный закон, предусматривающий изменение состава собственных доходов местных бюджетов, вступает в силу |
1. с начала очередного финансового года, но не ранее чем через три месяца после его принятия (ст. 55 ч. 3) |
4. Учет операций по распределению доходов от налогов и сборов в соответствии с нормативами отчислений, установленными в соответствии с ФЗ № 131, осуществляется в порядке |
3. установленном Бюджетным кодексом РФ (ст. 55 ч. 5) |
5. Вопросы введения и использования разовых платежей граждан решается |
3. на местном референдуме (сходе граждан) (ст. 56 ч. 2) |
ЗАДАНИЕ 2
Мэр г. Владивостока обратился в суд с заявлением о признании недействительной ст. 20 Закона Приморского края от 23 апреля 1997 г. «О краевом бюджете на 1997 год», считая, что положение о выплате ежемесячных пособий на детей из бюджетов городов и районов края, а не из бюджета субъекта РФ противоречит федеральному законодательству.
Определением судьи Приморского краевого суда в принятии заявления отказано по п. 1 ст. 219 ГПК РФСР со ссылкой на неподведомственность делу суду общей юрисдикции, заявителю было рекомендовано обратиться в арбитражный суд. Правильно ли решение суда?
РЕШЕНИЕ
Следует признать решение суда неверным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 20 Закона Приморского края от 23 апреля 1997 г. «О краевом бюджете на 1997 год» расходы на выплату единого ежемесячного пособия на каждого ребенка должны быть предусмотрены в бюджетах городов и районов края.
Данное положение краевого закона является нормативным, поскольку им установлено типовое правило поведения, которое распространяется на неопределенный круг субъектов правоотношений и рассчитано на неоднократное применение.
Согласно ст. 22 АПК РФ дела по спорам о признании недействительными нормативных актов органов власти к подведомственности арбитражных судов не отнесены, в связи с чем указание судьи о подведомственности данного дела арбитражному суду необоснованно.
При отказе в принятии заявления мэра г. Владивостока судья ссылался на то, что в силу ст. 32 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. No. 4807-1 «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев и областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» в случае нарушения соответствующим вышестоящим органом власти положений данного Закона соответствующий представительный или исполнительный орган власти вправе обратиться за защитой своих прав в арбитражный суд.
Вместе с тем это положение Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. не может трактоваться как вводящее специальную процессуальную норму, отличную от общих положений АПК РФ о подведомственности дел арбитражным судам. В тех случаях, когда между органами власти различных уровней возникает спор по бюджетным вопросам индивидуального экономического характера, не связанный с оспариванием нормативных актов соответствующего органа власти, согласно ст. 22 АПК РФ такой спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Как предусмотрено ст. 46 Федерального закона от 28 августа 1995 г. No. 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», орган местного самоуправления имеет право обжаловать нормативные акты органов государственной власти субъекта Российской Федерации в суд общей юрисдикции.
В соответствии с ч. 1 ст. 60 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. No. 2449-1 «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации» данное дело подсудно Приморскому краевому суду по первой инстанции.
ЗАДАНИЕ 3
Может ли комитет по управлению имуществом органа МСУ быть одним из учредителей закрытого акционерного общества?
Как отнести п. 1 ст. 10 ФЗ «Об акционерных обществах» с п. 3 ст. 29 ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ»
ОТВЕТ
В соответствии со ст. 130 Конституции Российской федерации местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч.1). Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы (ст.132, ч.1). Органы государственной власти могут вмешиваться в дела местного самоуправления лишь в случаях, когда речь идет о нарушении прав населения и только в рамках предусмотренных законом процедур.
В соответствии со п. 1 ст. 10 ФЗ «Об акционерных обществах»: «учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении.
Государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями общества, если иное не установлено федеральными законами».
В соответствии с ч. 4 ст. 59 ФЗ «ФЗ «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.1995 (в ред. от 06.04. 2004 №17-ФЗ) органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Следовательно, органы местного самоуправления могут выступать учредителями закрытого акционерного общества только в случаях, установленных федеральными законами.
Определяя соотношение п. 1 ст. 10 ФЗ «Об акционерных обществах» с п. 3 ст. 29 действующего ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» следует отметить следующее.
П. 1 ст. 10 ФЗ «Об акционерных обществах» определяется , что учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении.
Государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями общества, если иное не установлено федеральными законами.
В ФЗ № 131 от 6 октября 2003 года говорится о собраниях граждан: «Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
Собрание граждан, проводимое во вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления».
ЗАДАНИЕ 4
Заполните таблицу «Доходы местных бюджетов от региональных и федеральных налогов и сборов», изучив гл. 8 ФЗ № 131
ОТВЕТ
1. Доходы от региональных налогов и сборов зачисляются в местные бюджеты по налоговым ставкам, установленным |
(ст. 58) Законами субъектов Российской федерации в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, а также по нормативом отчислений в соответствии с частями 2 и 3 статьи 58, частью 2 статьи 60 и часть. 3 статьи 61 настоящего ФЗ, за исключением случаев, установленных частью 5 ст. 60 и ч. 4 ст. 61 настоящего ФЗ. |
2. В бюджеты поселений, входящих в состав муниципального района, могут зачисляться доходы от региональных налогов и сборов, |
Ч. 4 ст. 57 … установленными нормативными правовыми актами представительного органа муниципального района, могут зачисляться доходы от местных налогов и сборов, подлежащие зачислению в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах в бюджеты муниципальных районов. |
3. Доходы от региональных налогов и сборов зачисляются в бюджеты городских округов по налоговым ставкам и (или) нормативам отчислений, установленным |
Ч. 4 ст. 58 законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для зачисления дохода от соответствующего федерального налога (сбора) в бюджеты поселений и установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для зачисления дохода от соответствующего федерального налога (сбора) в бюджеты муниципальных районов, за исключением случая, установленного частью 4 статьи 61 настоящего Федерального закона. |
4. В местные бюджеты могут зачисляться доходы от федеральных налогов и сборов, подлежащие зачислению в бюджет субъекта РФ в соответствии с |
Ст.59 1. Доходы от федеральных налогов и сборов зачисляются в местные бюджеты по нормативам отчислений в соответствии с частями 2 — 4 настоящей статьи, частью 2 статьи 60 и частью 3 статьи 61 настоящего Федерального закона и (или) по налоговым ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением случаев, установленных частью 5 статьи 60 и частью 4 статьи 61 настоящего Федерального закона. 2. Бюджетным кодексом Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации о налогах и сборах устанавливаются единые для всех поселений или муниципальных районов налоговые ставки и (или) нормативы отчислений для зачисления |
Продолжение табл.
4. В местные бюджеты могут зачисляться доходы от федеральных налогов и сборов, подлежащие зачислению в бюджет субъекта РФ в соответствии с |
доходов от определенного вида федерального налога (сбора) в соответствующие местные бюджеты. 3. В местные бюджеты в соответствии с едиными для всех поселений или муниципальных районов данного субъекта Российской Федерации нормативами отчислений, установленными законом субъекта Российской Федерации, могут зачисляться доходы от федеральных налогов и сборов, подлежащие зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Установление указанных нормативов законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и (или) иным законом субъекта Российской Федерации на ограниченный срок не допускается. |
5. В бюджеты поселений, входящих в состав муниципального района, могут зачисляться доходы от федеральных налогов и сборов, подлежащие зачислению в бюджеты муниципальных районов в соответствии |
Ч. 4 ст. 59 В бюджеты поселений, входящих в состав муниципального района, в соответствии с едиными для всех данных поселений нормативами отчислений, установленными решениями представительного органа муниципального района, могут зачисляться доходы от федеральных налогов и сборов, подлежащие зачислению в бюджеты муниципальных районов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законом субъекта Российской Федерации. Установление указанных нормативов решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год или иным решением на ограниченный срок не допускается. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Конституция Российской Федерации: Принята всеобщим народным голосованием 12 декабря 1993 г.
-
ФЗ «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.1995 (в ред. от 06.04. 2004 №17-ФЗ) // СЗ РФ, 1996. №1 Ст. 1.
-
ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ ( в ред. ФЗ от 06. 10. 2004 № 53 -ФЗ) // СЗ РФ. 21003. № 40. Ст. 3822
-
Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: — М.: Изд-во «Юристъ», 2004.
-
Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. – М., 2003.
-
Славин М.М. Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования. / Под ред. Шеремета К.Ф., 2003.
-
Шеремет К.Ф. Становление правовой базы местного самоуправления в Российской Федерации // Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования: Учебное пособие / Под ред. К.Ф. Шеремета, И.И. Овчинникова. М., 1998. С. 48
-
Шугрин Е. Муниципальное право. – Новосибирск: Изд-во» Новосибирского университета», 2003.
-
Ясюнас В.Л. Основы местного самоуправления. – М.: Изд-во «Ось-89»,2000.