ЗНАЧЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК В ТЕОРИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

<

091914 2101 1 ЗНАЧЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК В ТЕОРИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКАВ последнее десятилетие в российском обществе много говорят и пишут о правах человека, активно обсуждают на всех уровнях — от Президента России до простых граждан, — охотно о них говорят даже те, кто их постоянно нарушает. Внимание к этой проблеме заметно увеличилось в связи с тем, что несколько лет назад, в 1998 г., объявленном Годом прав человека, мир отмечал 50-летний юбилей Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН.

Права человека не созданы искусственно и не возникли внезапно, сами собой; они сформировались вследствие многочисленных исторических причин, развивших психологическую потребность человека в свободном использовании имеющихся у него возможностей: работать, мыслить, выражать собственное мнение, заниматься творчеством.

Права человека отражают меру его свободы и ответственности.

Место, которое занимают права человека в культуре общества вообще и в политической культуре в частности, во многом определяется характером политического режима, уровнем социально-экономического развития страны, законами и историческими традициями, а также особенностями менталитета граждан. Вся история развития человечества, по сути, аккумулируется и отражается в защищенности личности, населения, всего сообщества — иными словами, в правах человека. Если рассматривать их в аспекте соотношения личности и государства, то они служат пределом осуществления государственной власти.

Тема прав человека и их защиты — актуальна не только для России, но и для большинства стран мира. Новым проявлениям угнетения (например, информационной манипуляции человеческим сознанием), безусловно, будут корреспондировать новые формы противодействия. Важность всестороннего и глубокого исследования системы прав и свобод человека в достаточно сложных социально-экономических и политических условиях реформирования российского общества не вызывает никакого сомнения.

Среди духовных ценностей современного мира права человека занимают одно из наиболее важных мест. Кроме того, ситуация с правами человека становится важным показателем развития стран, тирующихся на демократические правовые ценности, которые могли стать важнейшим фактором стратегии мирового устойчивого развития. Таким образом, проблема охраны и защиты прав человека стоит чрезвычайно остро во всем мире, и особенно в России, которая тол давно, с 1993 г., вступила на путь демократических преобразований и формирования правового и социального государства.

Актуальность данного исследования подтверждается нижеследующими обстоятельствами.

Во-первых, личные права и свободы человека и гражданина, как мы уже подчеркнули, – наивысшая ценность, как в государстве, так и во всем мире, а потому исследование их конституционных основ приобретает особую важность.

Во-вторых, права и свободы человека — развивающееся явление. Генезис развития права и свобод, определение тенденций такого развития позволят определить базис современного правового общества и законотворческого процесса. Нашли ли в Конституции РФ отражение права и свободы человека и гражданина «третьего поколения»?

В-третьих, представляет интерес выявление и анализ проблематики законодательного регулирования, создания механизмов и реализации, конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Права человека внетерриториальны и вненациональны, их признание, реализация и защита являются не только внутренним делом того или иного государства — они давно превратились в объект международного интереса и правового регулирования. Права человека — это не принадлежность какой-то одной группы людей, народа, идеологии, религии, а общекультурное завоевание всех людей. Это нравственная основа, фундамент любого общества и государства.

Именно в понятии, особенностях и реализации прав человека общественная наука и прогрессивные движения обрели стержень, глубокий человеческий, общегосударственный и правовой смысл. Рассматриваемая проблематика правового регулирования реализации указанных прав является сложной, многоплановой и имеет большое количество аспектов. И в этом смысле она представляет значительный интерес для юридической науки и практики, а также для преподавания в различных учебных заведениях теория прав человека.

Необходимо отметить, что в российской теории государства и права проблемы прав и свобод человека и гражданина, взаимодействие правового государства и указанных прав и свобод личности и прав человека, и отдельные аспекты теории прав человека давно разрабатываются в трудах С.С.Алексеева, М.И.Байтина, А.А.Безуглова, А.Б.Венгерова, Н.В. Витрука, Д.А.Керимова, Г.Н.Комковой, В.В.Лазарева, О.Э.Лейста, Е.А. Лукашевой, А.В.Малько, Г.В.Мальцева, Н.И.Матузова, В.С.Нерсесянца, А.С.Пиголкина, Т.Н.Радько, В.А.Четвернина, В.С.Шевцова и других.

В то же время теоретики государства и права почти не говорят о теории прав человека как о новой юридической науке, хотя в процессе многочисленных исследований прав и свобод человека и гражданина ученые-юристы так или иначе касаются многих общетеоретических, концептуальных аспектов данного актуального направления научного знания. Так, Д.А. Керимов в рамках проблем общей теории права и государства рассматривает теоретические аспекты жизнедеятельности личности в правовом государстве. При этом он акцентирует свое внимание на личности как на «наивысшей ценности, главном, основном звене гражданского общества, которое играет решающую роль во всех сферах общественных отношений»1.

B.C. Нерсесянц специально исследует в контексте политико-правовой мысли ряд проблем исторического развития «начал свободы и права в человеческих отношениях», акцентируя свое внимание на «современных концепциях о правовом статусе личности, о господстве права и верховенстве закона, о гражданском обществе и правовом государстве»2.

С.С. Алексеев, говоря о глобальном в современном понимании прав человека, анализирует методологические проблемы прав человека, «когда они возводятся на уровень категорий объективного права (а отсюда «полнокровных» субъективных юридических прав). При этом права человека исследуются не только в качестве субъективного, но и в качестве объективного права — нормативного институционного образования»3.

В то же время следует отметить, что Е.А. Лукашева говорит о теории прав человека как о науке, но конкретно она ее не определяет. Правда, отмечает, что «предметом данной науки является одна из важнейших ценностей человеческой цивилизации, охватывающая самые различные аспекты индивидуального и общественного бытия, — права человека»4.

Сегодня, отталкиваясь от указанных и иных научных обобщений и исследований, можно утверждать, что права человека занимают центральное место в системе социально-гуманитарного и юридического знания Они многообразны, так как отражают многогранную природу человека, сочетающую в себе биологическое, социальное, правовое и духовное начала, а также изменяющиеся условия его существования. Это делает необходимым выделить права человека в особую науку и в самостоятельную область философско-правового знания. При этом предмет этой науки необходимо рассматривать, на наш взгляд, с общих, социальных позиций и с сугубо юридических позиций.

Предметом данной науки с общих, социальных позиций являются права человека как неотъемлемое свойство личности, феномен мировой культуры и цивилизации, важнейшее условие развития индивида и применения его творческих сил и способностей.

В этом смысле теория прав человека как наука раскрывает их общечеловеческую ценность, она концентрирует внимание обучающихся на человеке, его неотъемлемых свойствах и их роли в развитии личности, общества и человечества. Права человека имеют большое значение для гуманизации и гуманитаризации всей системы образования. Человек становится созидателем осмысленного бытия, а тем самым познание объективного мира превращается в познание характеристик самого субъекта. Одной из таких важнейших характеристик человека являются его основные права, свободы и обязанности, реализация которых является главным источником социального прогресса и выживания человечества в современных исторических условиях.

Концептуальную основу теории прав человека в этом аспекте составляет положение о том, что права человека являются основой человеческого существования и сосуществования. Они являются всеобщими, неделимыми, взаимосвязанными. Именно права человека делают нас людьми. Они являются теми принципами, при помощи которых мы создает священный дом для человеческого достоинства. Права человека не чужды ни одной культуре и естественны для всех народов. Терпимость и милосердие всегда служили идеалами государственного управления и человеческого поведения. Сегодня мы называем эти идеалы правами человека.

Когда речь идет о правах человека как естественных, неотъемлемых свойствах, имеются в виду те права, которые выражают жизненно важные потребности и интересы, без обеспечения которых человек не может сформироваться как уникальная личность, активный участник, а не пассивный свидетель исторического развития. Чем больше у человека прав, тем реальнее его свобода, тем шире возможности выбора целей и средств их осуществления. Права человека — это проявление свободы во всех сферах жизнедеятельности личности. В связи с этим следует вспомнить слова русского философа Н. Бердяева1 о том, что человек изначально свободен, если он человек. Свободу нельзя ни из чего вывести, в ней можно лишь изначально пребывать. Свобода человеческой личности, писал он, принадлежит человеку как духовному существу. «Неотъемлемые права человека, устанавливающие границы власти общества над человеком, определяются не природой, а духом. Это духовные права, а не естественные права, природа никаких прав не устанавливает». «Естественные» права действительно означают не нечто природное в буквальном смысле, а их социально-духовную сущность, которая имеет решающее значение для формирования личности. Они столь же важны для сохранения человеческого естества как возможность и необходимость есть, пить, дышать.

Если отнять у человека право на жизнь, свободу совести и убеждений, безопасность, развитие, уважение человеческого достоинства, невмешательство в личную жизнь, право на участие в решении общественных вопросов, владение и распоряжение своей собственностью, включая интеллектуальную, или же право на сопротивление угнетению и несправедливости и ряд других жизненно важных прав, то человеческая личность просто исчезнет.

Под личностью в теории права подразумевался человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторических видов деятельности. Правовое положение личности определялось рядом принципов. С ними был связан весь механизм существования личности. Основной принцип заключался во взаимной ответственности государства и личности. Он выражался в том, что государство определяло характер прав и обязанностей личности и закрепляло их в законе. Права и обязанности коррелировались с ответственностью, что в итоге определяло меру социальной свободы личности в обществе. Границы, меры социальной свободы были шире, поскольку нравственные характеристики связывались с осмыслением и реализацией собственного положения субъекта .

Принцип гармоничного сочетания меры свободы и меры ответственности личности обусловили подчинение всех личных интересов общественным. Государство осуществляло его через закрепление прав и обязанностей личности. Общественный интерес воздействовал на личность определенным образом. Он слагался не из общих интересов личности, а формировался произвольно. Причем в отечественной теории права был найден компромиссный термин. Это и есть понятие «общественный интерес». В нем отражались наиболее значимые интересы социальной общности. Наука скрывала, что именно заключается в данной формулировке. Отсутствовал механизм его осуществления и проявления в деятельности отдельной личности.

Следующим не менее значимым принципом существования личности в обществе является принцип законности.

Общественные отношения посредством законности были урегулированы строгим соблюдением законов, выражающих волю и интересы народа. Этот принцип представлял собой несколько иное по природе явление, поскольку раскрывал не внутренние закономерности личности, а обеспечивал реальное осуществление, проявление этих элементов вовне.

Отечественная теория права рассматривала неразрывно правовое положение личности, права и свободы социальной общности. Содержание правового статуса личности определялось социально-экономическими отношениями, характером собственности, принципами производства, распределения и потребления материальных благ.

Иными словами, изучение характеристик личности приводило к выводу о существовании ее в строго ограниченных рамках.

В современный период права человека являются общесоциальным понятием, отражающим наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности. В связи с этим в рамках науки о правах человека можно выделить следующие главные признаки рассматриваемых прав человека: они возникают и развиваются на основе природы человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества; складываются объективно и не зависят от государственного признания; принадлежат индивиду от рождения; имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются естественными (как воздух, земля, вода и т.д.); являются непосредственно действующими; признаются высшей социальной ценностью; выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания; представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между личностью и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению и получать определенные блага; их признание, соблюдение и защита является обязанностью государства.

<

Данный подход к проблеме прав человека разделяется многими теоретиками государства и права. К примеру, профессор Л.С. Явич пишет, что «права человека — это социальный феномен, отражающий важные черты, свойства, качества человеческой личности, обусловленные данной ступенью исторического развития общества»1.

Права человека — сложное, многоплановое явление мировой культуры и цивилизации. Они имеют негативное и позитивное значение. В первом случае это права от принуждения, вмешательства в личную жизнь, порабощения, дискриминации, социальной несправедливости и т.д. Во втором случае это права «для» самовыражения, самоопределения, реализации своих творческих способностей, всестороннего развития, участия в общественной жизни, достойного существования и т.д. В конечном счете все человеческие права направлены на обеспечение свободы личности.

Свобода человека имеет много форм проявления и определений. Одно из наиболее ярких и четких ее определений содержится во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. В ней сказано: «Свобода состоит в праве делать все, что не вредит другому: таким образом, осуществление каждым человеком его собственных прав не имеет никаких других границ, кроме тех, которые обеспечивают другим членам общества пользование такими же правами». То есть свобода — это способность и возможность человека активно действовать в соответствии со своим выбором и в целях обеспечения своих потребностей и интересов, важнейшими из которых являются стремление быть самим собой, развивать и использовать свои созидательные потенции, формировать в себе подлинно человеческие качества. Среди этих качеств первостепенное значение имеют свобода воли, стремление к независимости, самоутверждению и достижению высоких общественных духовно-нравственных идеалов.

Таким образом, можно сказать, что с точки зрения общих, социальных аспектов рассматриваемой науки права человека — это общественно и морально обоснованные и поддержанные правом требования отдельных индивидов или социальных групп к обществу и государству на основании их принадлежности к человечеству в целях обеспечения свободного, всестороннего развития личности.

Отсюда можно заключить, что права человека, прежде всего, являются объектом изучения гуманитарно-правового знания. Само слово «гуманитарно-правовой» происходит от слов — человек, человеческий, правовой. Это знание непосредственно обращено на человека, служит изучению его природы, важнейших свойств и их эволюции. Оно включает философию, право,
религию, этику, психологию, гражданскую историю, литературу и искусство, живые языки. То есть гуманитарно-правовое знание дает возможность целостного, всестороннего изучения человека, помогает понять сущность, место и роль человека в развитии природного и социального бытия, раскрыть его созидательные возможности.

Гуманитаризация и гуманизация образования способствует очеловечиванию получаемых в процессе обучения знаний во всех областях науки, развивает самосознание обучающихся, создает возможность давать своим поступкам и стремлениям правовую и нравственную оценку. Это ведет к усилению практического значения юридических и гуманитарных дисциплин, укреплению их связи с реальной жизнью.

Отсюда можно заключить: что ключевым понятием теории прав человека является «уважение человеческого достоинства», то есть представление о самоценности личности, ее уникальности. Это означает, что права человека носят этический характер и предполагают высокий уровень духовно-нравственного развития общества. То есть ценность прав человека должна быть осознана, стать частью внутреннего мира человека. Это, в свою очередь, создает условия для превращения прав человека в потребность, жизненный ориентир. Его достижение предполагает утверждение определенных социальных отношений, благодаря которым соединяются два основных начала в человеке: духовное и социальное.

По существу, когда речь идет о правах человека, имеются в виду права «другого», ибо в обществе, где не признаются права любого человека, никаких прав быть не может. Это своего рода общественный договор, соглашение о взаимном уважении неотъемлемых прав каждого. Это и выражается в отношениях между людьми, человеком, обществом и государством по поводу признания у каждого человека естественных, присущих ему как человеческому существу жизненно важных свойств, потребностей и интересов. Их обеспечение предполагает соответствующие практические действия. Вне социальных отношений их быть не может, как не может быть и обязанностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ЛИЧНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

 

Во всем мире возрастает теоретический и практический интерес к правам человека, которые по мере своего развития наполняются новым содержанием, ориентируемым на определенный уровень человеческих потребностей и состояние общества.

Основной задачей российского общества на современном этапе развития признается становление правового демократического государства, одним из принципов которого является правовая защищенность человека. «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Данное положение ст. 2 Конституции РФ должно стать исходным при анализе всех проблем, затрагивающих права личности. Исторически первыми признаются те либеральные ценности, которые были сформулированы в эпоху буржуазных революций, а затем получили свое закрепление в законодательстве большинства государств. Речь идет о личных правах и свободах.

Личные права человека — важнейшая составляющая института прав и свобод и одна из самых актуальнейших тем, исследуемых не только юристами, но и философами, политологами, социологами. Анализ личных прав имеет большое значение для науки и законотворчества, а также и для правоприменительной практики, связанной с реализацией и защитой человека, развитием его индивидуальности. В отличие от политических, социальных, экономических и культурных прав через личные права и свободы определяется положение личности как индивида – существа биопсихосоциального. Человек понимается как разумное психофизиологическое и биосоциальное существо, которое обладает сознанием, волей, честью, достоинством, а также правосубъектностью, что делает его субъектом права.

Выделяет два подхода к определению природы личных прав человека: естественно-правовой, основанный на концепции естественного происхождения личных прав, и позитивистский, согласно которому личные права определяются и закрепляются государством, как и права, относящиеся к другим группам.

Личные права и свободы относят к «первому поколению» прав и свобод человека. В соответствии с нормами международного права их нередко именуют также «гражданскими правами». Здесь вполне очевидна связь с понятием «гражданского общества», отождествляемого в целом «со сферой частных интересов и потребностей». В рамках гражданского общества «реализуется большая часть прав и свобод человека». В свою очередь, именно личные (гражданские) права и свободы «призваны обеспечить свободу и автономию индивида как члена гражданского общества, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства… Эта категория прав характеризуется тем, что государство признает свободу личности в определенной сфере отношений, которая отдана на усмотрение индивида и не может быть объектом притязаний государства… Эти права… призваны юридически защитить пространство действия частных интересов, гарантировать возможности индивидуального самоопределения и самореализации личности»

Конституции Российской Федерации личные права и свободы человека закрепляются в статьях 19 – 29, их перечень значительно расширен по сравнению с предыдущими основными законами страны.

Личные права и свободы весьма разнообразны, однако их характеризуют некоторые общие особенности:

1) личные права и свободы обеспечивают охрану жизни, свободы, достоинства, неприкосновенности человека и другие ценности, неразрывно связанные с его индивидуальными, частными интересами;

2) личные права и свободы носят естественный характер, они обусловлены самим фактом появления человека на свет, его человеческим «естеством». В действующей российской конституции закреплены «все основные естественные права (на жизнь, на неприкосновенность личности, на частную собственность, свободу слова и др.). Это значит, что позитивное право все больше сливается с естественным правом» ;

3) личные права и свободы принадлежат каждому индивиду вне зависимости от наличия гражданства государства. Это права и свободы человека;

4) личные права и свободы «неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (часть 2 статьи 17 Конституции Российской Федерации). Однако формулировку о неотчуждаемости следует рассматривать в контексте с другими нормами международного права и внутреннего законодательства. Так, в соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции России, права и свободы, включая личные, могут быть ограничены, но только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения могут допускаться, в частности, в отношении граждан, проходящих военную службу, что должно компенсироваться соответствующими льготами, то есть предоставлением иных прав и свобод (прежде всего, материального характера). Ограничения прав и свобод могут выступать в качестве меры наказания за совершенные правонарушения. Естественно, что в этом случае человек утрачивает определенное благо, как правило, безвозмездно.

2. Право на жизнь – важнейшее личное право человека, предопределяющее все остальные права. Оно налагает на государство ряд серьезных обязанностей:

а) отказ от войн и боевых действий как средства разрешения международных и внутренних противоречий; ограничение участия граждан в вооруженных конфликтах;

б) проведение миролюбивой внешней политики, направленной на разоружение, прекращение производства оружия массового поражения;

в) эффективная борьба с преступностью, терроризмом. Причем на современном этапе такая борьба становится обязанностью всего мирового сообщества;

г) борьба с производственным травматизмом, обеспечение противопожарной, технологической безопасности, безопасности на транспорте;

д) снижение детской смертности, профилактика заболеваемости, наркомании и алкоголизма, доступность медицинской помощи, обеспечение ее высокого уровня. Может ли быть лишение человека жизни правомерным?
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, допускается лишение жизни, когда оно является результатом абсолютно необходимого применения силы: а) для защиты любого лица от противоправного насилия; б) для осуществления законного ареста или предотвращения побега лица, задержанного на законных основаниях;
в) для подавления, в соответствии с законом, бунта или мятежа.
В Российской Федерации и целом ряде других стран законным способом лишения жизни признается также смертная казнь. Конституция России 1993 года значительно сузила рамки применения этой исключительной меры наказания, которая может устанавливаться только за особо тяжкие преступления против жизни. Кроме того, в Основном законе страны отражено стремление государства к полной отмене смертной казни.

Тенденцию к отмене смертной казни в мирное время отражает и международно-правовая практика. Статья 1 Протокола № 6 к европейской Конвенции по правам человека гласит, в частности: «Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к такой мере наказания или казнен». Однако Протокол № 6 не был ратифицирован Федеральным Собранием, и в Уголовном кодексе Российской Федерации по-прежнему сохраняются пять составов преступления, в качестве наказания за которые может применяться смертная казнь.

3. Право на охрану государством достоинства личности Указанное право означает особую обязанность государства по отношению к человеку как высшей ценности. Ничто, то есть никакие иные ценности, цели, интересы, не может служить основанием для умаления человеческого достоинства. Каждый, независимо от уровня своего образования, социального положения, интеллектуального потенциала и прочих индивидуальных особенностей, имеет право на уважительное отношение к себе со стороны окружающих. Гарантом этого уважительного отношения и выступает государство.

Право на достоинство личности (ст.21 Конституции РФ) охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве» – провозглашено в ст.1 Всеобщей декларации прав человека.

Право на достоинство конкретизируется и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст.3): «Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию». Конституция РФ дополняет: «никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам» (п.2 ст.21).

Достоинство – это не просто высокопарная формальная категория. Достоинство личности, как отмечается в преамбуле Международного пакта о гражданских и политических правах, является свойством, присущим всем членам человеческой семьи, из которого вытекают все неотъемлемые права и на котором основываются свобода, справедливость и всеобщий мир. «Под достоинством личности понимается осознание самим человеком и окружающими факта обладания неопороченными нравственными и интеллектуальными качествами. Достоинство личности определяется не только самооценкой субъекта, но и совокупностью объективных качеств человека, характеризующих его репутацию в обществе (благоразумие, нравственные установки, уровень знаний, обладание социально полезными навыками, достойный образ жизни и т. п.)»1.

Непосредственно охране достоинства посвящены два ключевых международных акта: Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г., Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г.

В понятие «унижающие человеческое достоинство обращение или наказание», согласно разъяснениям Европейского Суда и Комиссии по правам человека, включается обращение и наказание такого рода, которое направлено на то, чтобы вызвать у жертвы чувство страха, подавленности и неполноценности, оскорбить, унизить их или сломить их физическое и моральное сопротивление1. Достоинство гражданина может пострадать при проведении освидетельствований, экспертиз, личных обысков, получении образцов для сравнительного исследования. Ущерб достоинству гражданина могут причинить незаконные и неэтичные методы осмотра и обследования обнаженного тела или получения биологических объектов. Унижают человеческое достоинство и производимые без достаточных оснований задержание и арест, осмотр и выемка корреспонденции.

Как подчеркивается в ст.2 Конвенции ООН, каждое Государство-участник предпринимает эффективные законодательные, административные, судебные и другие меры для предупреждения актов пыток на любой территории под его юрисдикцией. При этом никакие исключительные обстоятельства, какими бы они ни были, будь то состояние войны или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, не могут служить оправданием пыток. Приказ вышестоящего начальника или государственной власти не может служить оправданием пыток.

Охрана государством достоинства личности выражается в том, что оно четко определяет основания и формы ограничения неприкосновенности личной жизни граждан. Так, справедливое и законное требование следователя о представлении доказательств, осуществляемое в установленных уголовно-процессуальным законом случаях и порядке, не может рассматриваться как ущемление достоинства личности, как оскорбление.

4. Право на свободу и личную неприкосновенность Право на свободу означает возможность совершать любые правомерные действия. Соответственно, лишение свободы в самом широком его смысле (вид уголовного наказания, административный арест, содержание под стражей в качестве меры пресечения и т. д.) не дает индивиду возможности действовать по собственному усмотрению.

Конституция России (ст. 22), как и важнейшие международно-правовые акты, закрепляет не только право на свободу, но и право на личную неприкосновенность — важнейшую гарантию против произвольного, неправомерного лишения человека свободы. «Арест, заключение под стражу и содержание под стражей, — гласит Конституция, — допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов»

5. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений . Публичная власть не может быть абсолютной. Существует определенная сфера, вторжение, вмешательство в которую является недопустимым ни для кого. Речь идет о частной жизни человека. Правовое государство не только не вмешивается в эту жизнь, но и охраняет ее от чьего-либо незаконного посягательства.

В петиции № 6825/74 европейская Комиссия по правам человека заявила, что право на уважение частной жизни является правом на невмешательство в личную жизнь, правом жить так, как хочется, без предания огласке подробностей личной жизни. Оно включает также, в определенной степени, право на установление и поддержание отношений с другими людьми, особенно в эмоциональной сфере, для развития и реализации личности человека.
Напротив, тоталитарное государство, насаждая мнимый коллективизм, стремится до предела ограничить сферу частной жизни.

Но неприкосновенность частной жизни — это лишь часть своеобразного индивидуального суверенитета человека. В соответствии со статьей 12 Всеобщей декларации прав человека никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или от таких посягательств.

Статья 24 (часть 1) Конституции России: «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».

6. Неприкосновенность жилища . Конституция Российской Федерации (ст. 25) подвергает особой правовой охране жилище. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

7. Право человека определять и указывать свою национальную принадлежность, пользоваться родным языком, выбирать язык общения, воспитания, обучения и творчества . Закрепление этого права в Конституции Российской Федерации (статья 26) вытекает из принципа равенства прав и свобод человека независимо от национальности. Таким образом, принадлежность лица к той или иной этнической общности утрачивает какое-либо государственно-правовое значение, переходит в сферу сугубо личных интересов индивида.

8. Право на свободу передвижения . В соответствии со статьей 13 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах каждого государства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну. Конституция Российской Федерации (статья 27) также гарантирует свободу передвижения внутри и за пределами государства, но с некоторыми особенностями.

Внутри страны право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства имеет «каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации». Все люди могут свободно выезжать за пределы Российской Федерации, а беспрепятственно возвращаться обратно могут только россияне.

Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации может быть ограничено: в пограничной полосе; в закрытых военных городках;
в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

9. Свобода совести, свобода вероисповедания . Каждый человек вправе исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Впервые особое правовое закрепление получила тайна исповеди. Отныне она охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди.

10. Свобода мысли и слова . Свобода мысли не поддается контролю вообще. Никакие современные достижения науки и техники (например, детектор лжи) не способны дать полного представления о внутреннем мире человека. Не допускается принуждение к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них, даже если эти мнения и убеждения расходятся с действующими в государстве законами, существующими в обществе моральными, нравственными представлениями.

Конституция России, международно-правовые акты закрепляют также возможность свободного выражения мысли — свободу слова. Однако здесь существует важное ограничение. Согласно статье 20 Всеобщей декларации прав человека всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом. Всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, также должно быть запрещено законом.

Со свободой мысли и слова неразрывно связано право каждого человека искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Конституция предусматривает в данной сфере лишь одно ограничение — в отношении сведений, составляющих государственную тайну.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение работы подведем итоги проделанному исследованию.

1. Права и свободы – высшая ценность, признаваемая, соблюдаемая и защищаемая государством.

2. Конституционные права и свободы — есть представленная Конституцией возможность поведения человека и соответствующая ему обязанность государства, физических и юридических лиц не нарушать, не препятствовать реализации этих прав и свобод.

3. Личные права и свободы принадлежат на равном основании всем физическим лицам, находящимся на территории России, независимо от того является ли то или иное лицо гражданином, иностранцем или лицом без гражданства.

4. Для современной Российской Федерации по-прежнему свойственны нарушения личных прав и свобод. Как подчеркивают правозащитники, реализация норм о правах и свободах человека сильно хромает, но, видите ли, это удел не только нашей Конституции, но и любой другой. Конечно, особенно характерен такой отрыв для вновь созданных государств, еще не имеющих демократических традиций и корней, таких как новая Россия. Когда принимается новый закон, это еще не значит, что на следующий день граждане просыпаются, и все в государстве идет по букве закона.

5. Как мы уже подчеркивали, основная проблема практической реализации прав и свобод граждан, их защите, заключается в правовом нигилизме абсолютного большинства граждан России. По-прежнему большинство граждан Российской Федерации считают, что отстаивать свои права «бесполезно». Достаточно вспомнить известную поговорку «Закон, что дышло, куда повернешь, так и вышло». Поэтому и получается, что не создаются прецеденты защиты прав, продолжаются нарушения.

С другой стороны, ведь если есть права и механизмы их защиты, то нет препятствий к их реализации. И именно низкий уровень правосознательности большинства населения, допускающего или молчаливого соглашающего с попранием их прав, и является основной проблемой их реализации и защиты!

Таким образом, для того, чтобы в России изменилось отношение к личным правам и свободам, необходимо развивать правосознание общества и каждого конкретного человека. А на это уйдут десятилетия, впрочем, для этого нужно еще создать предпосылки.

6. В заключение подчеркнем, что основополагающим принципом гражданского общества является правило «Право плюс обязанности, свобода плюс ответственность». Это значит, что при рассмотрении прав человека и гражданина, необходимо акцентировать внимание и на его обязанностях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1976 г. — №17(1831). — Ст. 291.
  2. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.)
  3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. — М.: 1978 г. — вып. XXXII. — с. 36.
  4. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (18 декабря 1992 г.) // Сборник «Действующее международное право» т. 2
  5. Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (Страсбург, 26 ноября 1987 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 7 сентября 1998 г., №36, — Ст. 4465.
  6. Декларация прав ребенка (провозглашена Резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года)
  7. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Бюллетень международных договоров. — март 2001 г. — №3.
  8. Факультативный протокол принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень международных договоров, март 1993 г. — № 1
  9. Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств (Страсбург, 5 ноября 1992 г.)
  10. Протокол №1 к Европейской конвенции по Предупреждению пыток и Бесчеловечного и Унижающего Достоинство Обращения или Наказания (Страсбург, 4 ноября 1993 г.)
  11. Протокол №4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод «Об обеспечении некоторых иных прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и Протокол №1 к ней» (Страсбург, 16 сентября 1963 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации — 18 мая 1998 г. — № 20 — Ст. 2143
  12. Протокол №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Париж, 20 марта 1952 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации — 18 мая 1998 г. — № 20 — Ст. 2143
  13. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 26 мая 1995 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации — 29 марта 1999 г. — № 13 — Ст. 1489
  14. Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств (утв. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г.) // Библиотечка Российской газеты — Выпуск № 22 – 23 — 1999г.
  15. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: НОРМА, 2001. С. 668-669.
  16. Бердяев Н. Судьба России. М., 1990.
  17. Водолагин С. Конвенция о правах человека как составная часть правовой системы России // Российская юстиция. — №8. — август 2001 г.
  18. Головастикова А.Н. Права человека .–М.: Эксмо, 2006.
  19. Керимов Д.А. Проблемы общей теории права и государства. Т. 3. М., 2003.
  20. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В.Лазарев. — СПС «Гарант». 2003.
  21. Нерсесянц B.C. Права человека в истории политико-правовой мысли // Права человека. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999.
  22. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Окунькова Л.А. — М.: Издательство БЕК, 2004.
  23. Права человека. / Отв. ред. — член-корр. РАН, д.ю.н. Лукашева Е.А. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999.
  24. Явич Л.С. Сущность права. Л., 1985.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.18MB | MySQL:123 | 1,627sec