Государственное предприятие заключило договор

<

010715 0108 1 Государственное предприятие заключило договорГосударственное предприятие заключило договор с коммерческой фирмой на реализацию излишнего оборудования. Еще до того, как стороны приступил к выполнению договорных обязательств, государственное предприятие было преобразовано в казенное. Госкомимущество РФ запретил предприятию исполнять договор и потребовал его расторжения. Коммерческая фирма требует исполнения договора под угрозой применения штрафных санкций, ссылаясь на то, что решение о преобразовании предприятия в казанное не может затрагивать обязательства, возникшее до того, как статус предприятия был изменении.

Спор поступил на рассмотрение арбитражного суда. Как решить дело?

 

Решение

 

Так, согласно ст. 29 ФЗ № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 г. унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Не является реорганизацией изменение вида унитарного предприятия, а также изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества. В устав унитарного предприятия вносятся соответствующие изменения.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 ФЗ № 161-ФЗ в Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (государственное предприятие), муниципальное предприятие;

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.

Преобразование государственного предприятия в казенное является сменой вида унитарного преобразования и в соответствии с ч. 4 ст. 29 ФЗ № 161-ФЗ, оно не является реорганизацией и, следовательно, нет оснований для отказа от исполнения принятых обязательств.

На основании ст. 18 ФЗ № 161-ФЗ государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

<

ч. 2 ст. 18 ФЗ № 161-ФЗ устанавливает, что государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия. Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

Сделки, совершенные унитарными предприятиями с нарушением указанных требований, являются ничтожными (ст. 168 ГК РФ).
Данные нормы комментируемого Закона соответствуют сложившейся судебной практике применения законодательства об унитарных предприятиях. Например, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 25 февраля 1998 г. N 8 отметил, что, поскольку закон устанавливает принцип специальной (целевой) правоспособности унитарных предприятий, действия предприятия по распоряжению закрепленным за ним имуществом собственника должны быть обусловлены прежде всего задачами его уставной деятельности и целевым назначением предоставленного для выполнения этих задач имущества.

Для государственного или муниципального предприятия установлена необходимость получения согласия собственника только в отношении его недвижимого имущества, а также отдельных видов сделок.

п. 3 Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 г. N 648 устанавливает, что при государственной регистрации сделок федеральных государственных унитарных предприятий с недвижимым имуществом в качестве документа, подтверждающего согласие собственника на распоряжение этим имуществом, представляется письмо Минимущества России или его соответствующего территориального органа.

Движимым имуществом государственное и муниципальное предприятие вправе распоряжаться самостоятельно.

Ограничения на распоряжение имуществом унитарных предприятий предусмотрены также в ст. 295, 296 ГК РФ. Сделки, совершенные унитарными предприятиями без согласия собственника, когда это согласие необходимо в соответствии с ГК РФ или настоящим Законом, являются ничтожными.

В ст. 19 ФЗ № 161-ФЗ федеральное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства Российской Федерации или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.

Казенное предприятие субъекта Российской Федерации вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа местного самоуправления.

Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия.

В соответствии со ст. 18 ФЗ № 161-ФЗ унитарное государственное предприятие было вправе реализовать свое движимое имущество без согласия собственника. Договор о реализации был заключен до решения преобразования, предприятие не было реорганизовано, и следовательно, предприятие обязано исполнить обязательство, возникшее до момента его преобразования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача № 18

 

Общество с ограниченной ответственностью «Ренессанс» выиграло торги по продаже пакета акций акционерного общества, созданного на базе приватизированного государственного предприятия. Между Обществом и фондом имущества был заключен договор купли-продажи пакета акций.

Однако в дальнейшем Общество, ссылаясь на временные денежные затруднения, не внесло в установленный срок денежные средства за приобретенный по договору пакет акций

Фонд имущества, руководствуясь ст. 30 Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», объявил о признании договора купли-продажи пакета акций недействительным и вторично вынес его на торг. Общество считает, что в данном вопросе необходимо руководствоваться ст. ст. 166 – 181 ГК. которыми предусматривается возможность признания сделки недействительной только в тех случаях, когда сама сделка противоречит требованиям закона или правового акта. В данном же случае имеет место задержка в исполнении договора купли-продажи, который сам по себе не противоречит ни закону, ни иному правовому акту. Поэтому отсутствуют и основания для признания этого договора недействительным. Возникший спор был перенесен на рассмотрение арбитражного суда.

Какими нормами гражданского права должен руководствоваться суд при решении данного спора?

 

Решение

 

На основании ст. 30 Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» № 1531-1 (с изменениями от 5 июня, 24 июня 1992 г., 24 декабря 1993 г., 17 марта 1997 г.)
сделки по приобретению приватизируемых государственных и муниципальных предприятий признаются недействительными при определенных условиях, включая, отказа покупателя о от внесения платежа за купленное предприятие или долю (пай, акции) в капитале акционерного общества (товарищества).

В ст. 168 ГК РФ указано, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Руководствуясь нормами Гражданского кодекса РФ, в частности ст. 168 ГК РФ, суд должен применить ст. 30 Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» № 1531-10, ввиду несвоевременной оплаты, должен принять решение о непризнании сделки недействительной.

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.9MB/0.00111 sec

WordPress: 21.61MB | MySQL:114 | 2,796sec