Несостоятельность (банкроство) коммерческих организаций – содержание, формирование нормативной базы

<

010114 2207 1 Несостоятельность (банкроство) коммерческих организаций – содержание, формирование нормативной базы


1.1. Исторические аспекты понятия банкротства

 

Обращение к российским традициям гражданско-правового регулирования банкротства представляется мне необходимым, поскольку современный этап развития этого института представляет не что иное, как продолжение тех традиций, которые закладывались в России на протяжении многих столетий.

Своими корнями институт несостоятельности уходит в далекое прошлое. Первые отголоски конкурсных отношений можно обнаружить в римском праве. Поскольку у древних отсутствовали развитые хозяйственные и имущественные связи, а также механизм оценки имущества, обеспечение обязательств в то время носило личностный характер: «…чтобы добыть кредит, плебею оставалось только заложить себя и детей в кабалу кредиторов». В случае неисполнения требований о возврате кредита, должник поступал в личное распоряжение кредитора, причем последний был вправе убить должника и разрубить его тело на части. С течением времени в римском праве появляются нормы, дающие право кредитору обратить взыскание на имущество должника, но, тем не менее, это не избавляло его от личной долговой расправы.

В России истоки зарождения института несостоятельности можно найти в «Русской Правде». Так, например, статья 69 регулирует тот случай, когда у должника несколько кредиторов, и он не в состоянии им заплатить. Способом получения денег служила продажа должника на «торгу», но при условии, что несостоятельность должника возникла вследствие несчастного стечения обстоятельств. Полученные денежные средства распределялись между кредиторами в соответствии с установленными правилами.

Дальнейшее упоминание об институте несостоятельности содержится только в Соборном уложении 1649 года, хотя и оно практически повторяет то, что было заложено в «Русской правде».

Переломным моментом в регулировании отношений несостоятельности стал ХVIII век. Именно в этот период создается большое количество законодательных актов, кодификация которых была завершена в 1800 году изданием Устава о банкротах.

Устав, состоящий из двух частей: «Для купцов и другого звания торговых людей, имеющих право обязываться векселями» и «Для дворян и чиновников», выделял три вида несостоятельности: несчастную, неосторожную и злостную, содержал новые нормы о порядке признания недействительными некоторых сделок, совершенных банкротом, регламентировал последствия несостоятельности, состоящие в лишении банкрота большинства прав. Устав о банкротах широко применялся на практике, но в процессе его применения были выявлены «разные неудобства и недостатки, в отвращение коих было принято решение создать новый Устав».1

Устав о банкротах 1832 года четко определивший в качестве критерия несостоятельности неоплатность, просуществовал вплоть до 1917 года.

После революции понятие несостоятельности в российском праве отсутствовало, однако в период НЭПа судам приходилось рассматривать иски, связанные с несостоятельностью должников, пользуясь при этом нормами Устава 1832 г. Во избежание таких недоразумений в ряд статей Гражданского Кодекса 1922 г. о залоге, поручительстве, займе, было введено понятие несостоятельности, но отсутствие механизма применения данных норм не дало никакого положительного результата.

28 ноября 1927 года Декретом ВЦИК и СНК РСФСР Гражданский процессуальный кодекс был дополнен главой 37 «О несостоятельности частных лиц физических и юридических».2 Согласно этому Декрету дела рассматривались в исковом порядке. Устанавливался срок один год с момента принятия иска к рассмотрению судом. Отстранив кредиторов как от участия в конкурсе, так и от назначения управляющего, государственные учреждения взяли на себя исполнение этих функций. Законодательство периода НЭПа представляло собой аномалию конкурсного права, поскольку защищало не законные интересы отдельных кредиторов, а общий хозяйственный результат. Со свертыванием НЭПа постепенно перестали применяться и конкурсные законы, поскольку существование института несостоятельности несовместимо с монополией государственной собственности и развитием плановых начал в экономике.1

Переход страны в условия рыночной экономики и интенсивное развитие предпринимательской деятельности потребовали принятия законодательной базы, защищающей интересы участников экономического оборота от последствий систематического неисполнения недобросовестной стороной принятых на себя обязательств. Помимо ответственности, в виде уплаты штрафов, пени и т.д., установленной Гражданским Кодексом РСФСР, Основами гражданского законодательства РСФСР и рядом нормативных актов, за неисполнение принятых на себя обязательств необходимы были меры более жесткого характера, такие как признание должника несостоятельным (банкротом). Правовую базу для осуществления принудительных мер, вплоть до ликвидации несостоятельного предприятия в случаях, когда проведение реорганизационных мер экономически не целесообразно или они не дали положительного результата, создал принятый Верховным Советом Федерации 19 ноября 1992 года и введенный в действие с 1 марта 1993 года Закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий».2

Основная цель включенного в 1992 г. в российское право института несостоятельности заключалась в том, что из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты (в случае их ликвидации), задерживающие развитие рыночных отношений и стимулирующие рост неплатежей.

Уже 1 марта 1993 г., в день вступления закона в силу, в арбитражные суды было подано большое количество заявлений от кредиторов с одинаковыми исковыми требованиями: «прошу признать предприятие банкротом…» Динамика дел этой категории выглядит следующим образом: в 1993 году было рассмотрено не многим более 100 дел; в 1994 г. – 240 дел; в 1995 г. – 1.108 дел; в 1996 г. – 2.618 дел; в 1997 г. – 4.320 дел. Число должников, ежегодно признаваемых несостоятельными (банкротами), увеличилось за этот период с 50 в 1993 году до 2.200 в 1997 году. В 1997 году в отношении 850 организаций арбитражными судами были применены реорганизационные процедуры.1 Для рассмотрения первых дел о банкротстве привлекались американские специалисты, имеющие на тот момент наибольший практический опыт по делам данной категории. Так, например, в США с июня 1993 г. по июнь 1994 г. было возбуждено 845.257 дел.

Институт банкротства служит мощным стимулом эффективной работы предпринимательских структур, гарантируя одновременно экономические интересы кредиторов, а так же государства как регулятора рынка.

 Основы института банкротства в российском законодательстве были заложены Законом РФ от 19 ноября 1992 года № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Документ содержал разделы, регулирующие рассмотрение дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия в арбитражном суде, реорганизационные процедуры, мировое соглашение, неправомерные действия должника, собственника предприятия-должника, кредитора и иных лиц, внесудебные процедуры. Закон 1992 года разрабатывался в условиях отсутствия основополагающих законодательных актов, регулирующих новые экономические и правовые отношения и отсутствия самой практики таких отношений. Гражданским кодексом РФ были закреплены основы правового регулирования банкротства индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» привел законодательство о банкротстве в соответствие с ГК РФ и существующей практикой, ввел новые понятия, изменил процедуры банкротства, значительно расширил меры, направленные на сохранение должника; установил особенности банкротства отдельных категорий юридических лиц, а также граждан, включая индивидуальных предпринимателей.

Практика применения закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» с первых шагов показала его несовершенство, значительные пробелы. Отсутствие механизма реализации создавало определенные трудности в его исполнении. Так, например, в соответствии с п. 1 ст. 6 закона РФ от 19.11.92 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» прежде чем подать иск в арбитражный суд, кредитор обязан направить должнику заказной почтой извещение с уведомлением о вручении. В уведомлении должны содержаться требования к должнику в недельный срок со дня его получения выполнить свои обязательства, а также предупреждение о том, что в случае их невыполнения в течение указанного срока кредитор обратится в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия. И только после получения кредитором уведомления о вручении извещения он может обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве). А как быть в случае, если кредитор перестал получать почту (поменял адрес или просто сбежал)? Закон об этом умалчивал. Судьи же отказывались принимать заявления к производству, если не соблюден так называемый претензионный порядок, даже если на уведомлении о вручении стоит отметка почты о невозможности вручения.

Изучая вопрос становления института банкротства в России нельзя обойти вниманием и такой орган как Федеральное управление по делам о несостоятельности (ФУДН), созданное Постановлением Правительства РФ от 20 сентября 1993 № 9261 при Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом.

Попытка реформирования института несостоятельности (банкротства) и приведения его в соответствие с требованиями времени была предпринята в 1995 году, когда был подготовлен проект нового федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Создавая новый закон «О несостоятельности (банкротстве)» законодатель, изучив существующие в развитых зарубежных странах институты несостоятельности, и учтя опыт применения старого законодательства, выработал ряд принципиально новых положений, не свойственных предыдущему закону.

 Распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2001 г. N 1696-р в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен проект новой редакции федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

В октябре 2002 году был принят новый закон Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

 

 

1.2. Современное правовое регулирования института банкротства в РФ

 

Значение современного законодательство о банкротстве выражается в трех составляющих: во-первых, оно направлено на оздоровление экономики, путем фильтрации неработоспособных организаций, во-вторых, оно направлено на защиту прав кредиторов и, в-третьих, оно должно способствовать восстановлению и профилактике финансовой устойчивость хозяйствующих субъектов.

Несмотря на то, что общие нормы о банкротстве сосредоточены в Гражданском кодексе Российской Федерации (часть первая) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января 2003 г.), более чем оправдано существование специального закона. Более того, как показывает практика, с каждым новым законом, последующий, становится объемнее и более содержательнее. Это говорит о том, что законодатель стремится самым подробным образом урегулировать правоотношения банкротства.

В настоящее время на правовое регулирование института банкротства направлены десятки, сотни разноуровневых нормативных актов. Центральное место среди них занимает специальный законодательный акт – Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Вышеуказанный Федеральный закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок, и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

На основе названного закона строится весь институт банкротства, или как говорили до революции – конкурсное право.

В число законодательных актов, так или иначе затрагивающих вопросы банкротства необходимо включить также: Уголовный кодекс РФ (ст.195); Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»; Федеральный закон от 8 июля 1999 г. N 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций» (с изм. и доп. от 21 марта 2002 г.); Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»; Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изм. и доп. от 2 января 2000 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г.); Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изм. и доп. от 11 июля, 31 декабря 1998 г., 21 марта 2002 г.); Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изм. и доп. от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г.) и др.

Важно подчеркнуть, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательными актами о банкротстве, применяются правила международного договора Российской Федерации. К отношениям, регулируемым Федеральным законом о банкротстве, с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (п. 4, 5 Закона).

Наряду с законодательными актами, правовое регулирование института банкротства строится и на подзаконных нормативных актах. В частности можно выделить:

— Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. N 301 «Об утверждении Положения о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству»;

— Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 100 «Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих» и мн. др. подзаконные акты, которые принимаются в части не противоречащей новому закону.

 

1.3. Понятие (несостоятельности) банкротства юридических лиц

 

В законе «О несостоятельности (банкротстве)» (от 26.10.2002 № 127-ФЗ) дано определение банкротства.

Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредитором по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательны платежей (банкротство).

Экономическая несостоятельность (банкротство) – это неплатежеспособность предприятия, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная хозяйственным судом или правомерно объявленная должником в соответствии с законодательством.

Банкротство предопределено самой сущностью рыночных отношений, которые всегда связаны с риском потерь, неопределенностью достижения поставленных целей или возможностью постановки ошибочных целей. Рисковые ситуации могут возникнуть на всех стадиях хозяйственного процесса: от закупки и доставки сырья, материалов, комплектующих изделий до производства и продажи готовой продукции. Их причинами могут быть: неплатежеспособность потребителей, невыполнение договорных обязательств поставщиками ресурсов, длительные задержки с оплатой счетов за поставленную продукцию, некачественное по различным причинам производство продукции, некомпетентность управленческого персонала и многое другое.

Эти потери ведут к уменьшению прибыльности капитала и возникновению финансовых средств, что усугубляется, если кредиторы не возобновляют финансирование. Тогда предприятие должно выплатить не только проценты, но и сумму основного долга. В условиях же отсутствия наличных средств появляется проблема ликвидности активов. Это состояние называют технической неплатежеспособностью. Уже на этой стадии возможно обращение кредиторов в суд о признании предприятия банкротом. Смысл банкротства состоит в том, что из хозяйственного оборота исключаются неплатежеспособные предприятия. Поскольку экономическая несостоятельность одного предприятия сказывается на финансовом положении других субъектов хозяйствования, являющихся его контрагентами, то банкротство позволяет субъектам хозяйствования улучшить свои дела и достичь финансовой стабильности.

Без процедуры банкротства экономика не может быть эластичной. Именно экономическая ответственность, формой реализации которой выступает банкротство, заставляет хозяйствующих субъектов работать эффективно. В противном случае финансовые, трудовые и материальные ресурсы через рыночную инфраструктуру переходят от неэффективно к успешно работающим предприятиям. В этом проявляется жесткость рыночных механизмов регулирования экономических процессов. Таким образом, банкротство предприятий и определенный уровень безработицы являются своего рода платой за результативность производственно-хозяйственной деятельности. Предприятие, не способное к конкуренции, не нашедшее свое место на рынке товаров и услуг, не имеющее собственных сил провести санацию и реструктуризацию, должно в конце концов прекратить свое существование, чтобы дать возможность на его месте возникнуть другому, более конкурентоспособному предприятию.

К принципиально новым моментам правового регулирования порядка банкротства в Российской Федерации относятся следующие:

1) расширен круг лиц, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами); Закон N 127-ФЗ расширил круг хозяйствующих субъектов, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами). Так, согласно пункту 2 статьи 1 Закона N 127-ФЗ действие закона распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.

2) изменен размер денежного требования к должнику, при котором может быть возбуждено дело о признании должника банкротом;

Изменен размер денежных требований к должнику, при котором может быть возбуждено дело о банкротстве. На основании пункта 2 статьи 6 Закона N 127-ФЗ дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику:

юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 000 рублей;

гражданину в совокупности составляют не менее 10 000 рублей.

Ранее в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона 1998 года N 6-ФЗ размер этих требований составлял 500 и 100 минимальных размеров оплаты труда, то есть в настоящий момент 50 000 рублей и 10 000 рублей соответственно. Как видим, размер требований существенно изменился по отношению к юридическим лицам (в настоящий момент увеличен в 2 раза), однако установление жестко фиксированной денежной суммы требований в рублях в условиях инфляции и изменяющейся покупательной способности денежных средств считаем необоснованным.

3) расширен круг лиц, участвующих в процессе банкротства. Появились следующие процессуальные фигуры:

— представитель учредителей (участников) должника — председатель совета директоров (наблюдательного совета) или иного аналогичного коллегиального органа управления должника, либо лицо, избранное советом директоров (наблюдательным советом) или иным аналогичным коллегиальным органом управления должника, либо лицо, избранное учредителями (участниками) должника для представления их законных интересов при проведении процедур банкротства;

— представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия – лицо, уполномоченное собственником имущества должника – унитарного предприятия на представление его законных интересов при проведении процедур банкротства;

— представитель комитета кредиторов – лицо, уполномоченное комитетом кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени комитета кредиторов;

— представитель собрания кредиторов – лицо, уполномоченное собранием кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени собрания кредиторов;

— административный управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления.

4) изменены процессуальные сроки при банкротстве;

5) изменился порядок ведения реестра требований кредиторов, в частности, теперь реестр требований кредиторов может вести реестродержатель – профессиональный участник рынка ценных бумаг;

6) ужесточены профессиональные требования к арбитражным управляющим, появились нормы об их ответственности;

7) появились саморегулируемые организации арбитражных управляющих как институт повышения квалификации и контроля за деятельностью арбитражных управляющих;

8) появилась новая процедура банкротства – финансовое оздоровление;

9) регламентированы новые меры по восстановлению платежеспособности должника в рамках внешнего управления: размещение дополнительных обыкновенных акций должника и замещение активов должника;

10) регламентированы особенности заключения мирового соглашения во всех процедурах банкротства;

11) регламентированы особенности банкротства стратегических предприятий и организаций и субъектов естественных монополий;

12) упразднена такая процедура банкротства как добровольное объявление о банкротстве должника;

13) изменена очередность удовлетворения требований кредиторов начиная с требований третьей очереди;

14) введена возможность перехода от конкурсного производства к внешнему управлению;

15) иные существенные изменения и новшества.

Закон также устанавливает признаки банкротства и юридического, и физического лица являются:

Признаками банкротства и юридического, и физического лица согласно ст. 3 указанного Закона являются:

1. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

2. Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

3. Положения, предусмотренные пунктами 1 и 2, применяются, если иное не установлено законом.

Это основные признаки банкротства, указанные в ст. 3 ФЗ № 127-ФЗ. Кроме того, если иное не предусмотрено, дело о банкротстве может быть возбуждено, если:

требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда,

а к должнику — гражданину — не менее 100 000 рублей, а также имеются признаки банкротства, указанные выше.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод: несостоятельным должен быть признан должник, имущества, и в том числе денежных средств, которого не хватает для погашения требований всех кредиторов в полном объеме и в нужные сроки.

Процедуры банкротства, как правило, проводятся при участии государства. Его задача состоит в том, чтобы сделать эту процедуру как можно безболезненней для общества, однако при этом естественный процесс банкротства неэффективных, а порой и убыточных предприятий не должен искусственно сдерживаться через механизм дотаций. В этом случае упускается возможность санации и реструктуризации предприятий и оздоровления экономики в целом.

В мировой практике процедура банкротства состоит в том, что кредиторы (физические и юридические лица, которым должно данное предприятие) добиваются санации или ликвидации банкрота. Собственники предприятия теряют право собственности на имущество предприятия-банкрота, а созываемое собрание кредиторов решает судьбу предприятия. При этом могут быть использованы два варианта: ликвидация предприятия; санация.

<

В случае ликвидации предприятия право собственности в отношении имущества передается в судебном порядке уполномоченному на то лицу (органу) – ликвидатору (или синдику), задача которого состоит в продаже целого предприятия или его части с целью удовлетворения требований кредиторов.

На практике иногда возникают случаи, когда рыночная цена имущества предприятия не может компенсировать средства кредиторов, вложенные в ликвидируемое предприятие. Тогда кредиторы на свой риск пробуют провести санацию предприятия, то есть возобновить его работу, но при смене аппарата управления и проведении комплекса оздоровительных мероприятий.

 

 

 

 

2. ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА коммерческих организаций. ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ И УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ КРЕДИТОРОВ

 

2.1. Механизм и основные процедуры банкротства

 

Современное законодательство о банкротстве, используя в разных странах различные приемы, решает ряд важных вопросов1:

1. Охрана интересов кредиторов от недобросовестных действий должника.

2. Охрана интересов одних кредиторов от недобросовестных действий других кредиторов.

3. Охрана интересов должника от недобросовестных действий его кредиторов.

В европейском законодательстве существует четыре варианта выхода из состояния банкротства.

1. Административное управление. Суд назначает администратора (обычно это юрист или бухгалтер) управлять предприятием с целью максимально увеличить его стоимость, это может включать увольнение менеджеров, продажу частей дела и полную остановку деятельности предприятия. Назначение администратора, как правило, используют большие фирмы. Задача администратора (управляющего) – спасти фирму.

2. Административная ликвидация. Залоговые кредиторы назначают ликвидаторов. Залоговый кредитор – это кредитор, например банк, дающий заем под гарантированный залог. В качестве последнего может выступать недвижимость, которой владеет фирма (например, здание ее конторы). Ликвидатор в значительной степени играет роль администратора, с той лишь разницей, что его первоочередной задачей является обеспечение достаточного количества средств для расчетов с кредиторами. Спасение предприятия не является основной задачей, однако если фирму можно спасти, то это делается.

3. Добровольная ликвидация. Компания по собственной инициативе перестает заниматься бизнесом, а держатели акций назначают ликвидатора для продажи активов компании, чтобы расплатиться с кредиторами.

4. Недобровольная ликвидация. Схожа с добровольной, но инициатором банкротства выступают кредиторы. После их обращения в суд назначаются ликвидаторы. Они принимают управление и проводят процедуру банкротства.

Кроме того, предприятие может прийти к соглашению с кредиторами без суда. Этот способ известен как добровольная договоренность.

Законодательство устанавливает следующие процедуры банкротства:

защитный период;

конкурсное производство;

мировое соглашение.

2.1.1. Наблюдение

 

Для российского законодательства, введение наблюдения в процесс банкротства является совершенно новой процедурой. Как отмечает О. Никитина: «Ее смысл состоит в том, что на момент принятия арбитражным судом к производству заявления о банкротстве должника еще не ясно, является ли он фактически несостоятельным (т.е. в состоянии ли он удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме), а введение наблюдения и ограничение полномочий его руководителя позволит установить платежеспособность должника и сохранить его имущество. Кроме того, процедура наблюдения является разумным компромиссом между соблюдением интересов организации-должника и кредиторов»1.

С момента вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения:

приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью и морального вреда, вступивших в законную силу до момента вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения;

запрещается удовлетворение требований участника должника — юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников, выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов.

В период наблюдения необходимо провести анализ финансового состояния должника. Он проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

Если в результате анализа финансового состояния должника установлена недостаточность принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, кредиторы вправе принять решение о введении внешнего управления только при определении источников покрытия судебных расходов.

По окончании наблюдения арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, или выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу.

 

2.1.2. Финансовое оздоровление

 

В ходе процедуры наблюдения должник, учредителя (участники) должника, собственник имущества должника — унитарного предприятия, а также иное третье лицо (лица), по согласованию с должником, вправе обратиться к собранию кредиторов и (или) к арбитражному суду с ходатайством о введении финансового оздоровления. Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд назначает административного управляющего.

Должник не вправе без согласия собрания (комитета) кредиторов совершать сделки:

связанные с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, с внесением указанного имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или с распоряжением таким имуществом иным образом;

связанные с распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 10 процентов балансовой стоимости активов должника;

связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника. Должник не вправе без согласия собрания (комитета) кредиторов и лица, предоставившего обеспечение, принимать решения о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника.

К ходатайству должника о введении процедуры финансового оздоровления должника должны быть приложены:

1) план финансового оздоровления должника с указанием предлагаемого срока (сроков) финансового оздоровления;

2) график погашения задолженности;

3) доказательства обеспечения третьими лицами исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности.

План финансового оздоровления, должен предусматривать способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности, в ходе финансового оздоровления.

План финансового оздоровления, при его наличии, подлежит одобрению Собранием кредиторов. Он может предусматривать продажу предприятия (бизнеса) должника или части имущества должника. График погашения задолженности, утверждаемый арбитражным судом, является односторонним обязательством должника погасить задолженность перед кредиторами.

Не позднее чем за пятнадцать дней до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения финансового оздоровления. К отчету должника прилагаются: баланс должника на последнюю отчетную дату; отчет о прибылях и убытках должника; реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований; документы, подтверждающие погашение требований кредиторов; заключение временного управляющего по отчету руководителя должника; жалобы кредиторов, чьи требования не были погашены.

2.1.3. Внешнее управление

 

Процедура внешнего управления не является для нашего законодательства новой, но с момента ее появления в российском законодательстве она претерпела значительные изменения. Впервые данная процедура появилась в Указе Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур». Еще одним документом, предшествующим Закону о банкротстве 1992 г. было распоряжение Госкомимущества РФ от 5 ноября 1992 г. № 717-р «Об утверждении типового положения о проведении конкурса по продаже предприятия-банкрота и его имущества».

Арбитражный суд по итогам рассмотрения отчета руководителя должника, либо отчета административного управляющего, либо ходатайства Собрания кредиторов вправе вынести определение о введении внешнего управления в случаях:

1) установления реальной возможности восстановления платежеспособности должника;

2) если после представления указанных отчетов либо после проведения собрания кредиторов, на котором было принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, появились обстоятельства, дающие основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена.

Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать двух лет.

Если с момента введения финансового оздоровления до момента рассмотрения арбитражным судом вопроса о введении внешнего управления прошло более 18 месяцев, арбитражный суд не вправе выносить определение о введении внешнего управления.

Внешнее управление вводится на срок не более восемнадцати месяцев, который может быть продлен, не более чем на шесть месяцев.

По ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный срок внешнего управления может быть сокращен.

С момента введения внешнего управления:

прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;

внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить лицу, исполнявшему до даты введения внешнего управления обязанности руководителя должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, установленных трудовым законодательством. План внешнего управления

Для осуществления своих полномочий временному управляющему необходимо получение в государственном органе Российской Федерации по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению соответствующей лицензии. Требование о наличии лицензии у арбитражного управляющего – новое в нашем законодательстве. Положения о лицензировании вводятся с 1 марта 1999 года. «До этого времени, при рассмотрении выдвинутых кандидатур целесообразно ориентироваться на лиц, имеющих аттестат специалиста по антикризисному управлению. Вместе с тем не исключена возможность назначения арбитражного управляющего из числа сотрудников государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению»1.

Не позднее одного месяца с момента своего назначения внешний управляющий должен разработать план внешнего управления, который представляется на утверждение Собранию кредиторов.

План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника. Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии признаков банкротства.

Реализация плана внешнего управления не должна приводить к прекращению хозяйственной деятельности должника, за исключением случаев, когда к покупателю имущества должника переходят обязанности по уплате текущих платежей должника.

Мерами по восстановлению платежеспособности должника могут быть: перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; взыскание дебиторской задолженности; продажа части имущества должника; уступка прав требования должника; исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника — юридического лица или третьим лицом (третьими лицами); размещение дополнительных акций должника; продажа предприятия (бизнеса) должника; замещение активов организации; иные способы восстановления платежеспособности должника.

2.1.4. Конкурсное производство

 

Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях удовлетворения требований кредиторов, также как и судебная санация, не является новой для российского законодательства.

Начальным моментом открытия конкурсного производства является принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом

За принятием арбитражным судом решения о признании должника банкротом следует открытие конкурсного производства. Оно вводится сроком на один год. Срок конкурсного производства может продлеваться не более чем на шесть месяцев.

При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего.

Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства.

К отчету конкурсного управляющего прилагаются: документы, подтверждающие продажу имущества должника; реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов; документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

Одним из важных моментов нового закона является законодательное закрепление продолжительности срока проведения конкурсного производства: основного – 1 год и дополнительного — 6 месяцев, но в случае необходимости и при наличии веских оснований арбитражный суд вправе продлить указанные сроки. Многие юристы (В. Витрянский, О. Никитина, В. Петрова и др.) отмечают практическое значение данной нормы. Ранее действующий закон не содержал подобных ограничительных сроков, что позволяло конкурсным управляющим растягивать ликвидационную процедуру на долгие годы, получая при этом довольно высокое вознаграждение.

Открытие конкурсного производства в отношении должника – банкрота означает, что:

— срок исполнения всех денежных обязательств, а также отсроченных обязательных платежей считается наступившим;

— прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности;

— сведения о финансовом состоянии должника прекращаются относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной;

— снимаются ранее наложенные аресты имущества должника, введение новых арестов и иных ограничений по распоряжению имуществом не допускается;

— совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника допускается с ограничениями предусмотренными главой 6 закона о банкротстве;

— все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.

Необходимо помнить, что после опубликования конкурсным управляющим сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ» и в официальном издании органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, требования кредиторов могут быть предъявлены только путем обращения в установленный срок к конкурсному управляющему, но никак не путем обращения в суд. «Надо иметь в виду, что под предъявленными требованиями кредиторов понимаются требования всех кредиторов, предъявленные к должнику в деле о банкротстве с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, в том числе и на стадии внешнего управления и конкурсного производства. При этом требования, предъявленные в процедурах наблюдения или внешнего управления, не должны повторно предъявляться во внешнем управлении или в конкурсном производстве. Видимо, предъявленными можно признать также требования граждан, по которым арбитражным судам направлены судебными приставами-исполнителями исполнительные листы»1.

2.1.5. Мировое соглашение

 

Известный в настоящее время российскому законодательству институт мирового соглашения был предусмотрен еще в законе о банкротстве 1992 года, однако в силу имевших место существенных недостатков в правовом регулировании практически не применялся в арбитражно-судебной практике2.

Мировое соглашение представляет собой соглашение сторон о прекращении судебного спора на основе взаимных уступок. Его суть состоит в окончании процесса путем мирного урегулирования спора, т.е. достижения определенности в отношениях между сторонами на основе свободного волеизъявления самих сторон.

Заключение мирового соглашения между должником и кредиторами допускается на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве, в том числе и после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Сторонами мирового соглашения являются должник и конкурсные кредиторы

На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение.

Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов. Мировое соглашение заключается в письменной форме.

Для утверждения мирового соглашения необходимо соблюдение ряда требований и условий.

Во-первых, это соблюдение требований, предъявляемых к форме и содержанию мирового соглашения. Мировое соглашение должно быть совершено в письменной форме и подписано его сторонами.

Поскольку мировое соглашение представляет собой сделку между должником и кредиторами, ее условия должны содержать положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника.

Во-вторых, это погашение задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очередей.

В-третьих, это обязательное приложение к заявлению об утверждении мирового соглашения, подаваемого должником, внешним или конкурсным управляющим в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения, определенных документов: текста мирового соглашения; протокола собрания кредиторов; списка всех конкурсных кредиторов с указанием их адресов и сумм задолженности; документы, подтверждающие погашение задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди; письменные возражения конкурсных кредиторов, которые не принимали участия в голосовании по вопросу о заключении мирового соглашения или голосовали против заключения мирового соглашения.

«В целях защиты прав конкурсных кредиторов, не принимавших участия в голосовании, а также голосовавших против заключения мирового соглашения, статья 122 закона устанавливает императивную норму, согласно которой содержащиеся в мировом соглашении условия удовлетворения требований конкурсных кредиторов должны быть равными для каждой очереди вне зависимости от выраженного в голосовании отношения к мировому соглашению»1.

Предусматриваются некоторые особенности в процедуре банкротства следующих категорий должников: 1) градообразующих; 2) сельскохозяйственных; 3) страховых организаций; 4) организаций оборонной промышленности; 5) профессиональных участников рынка ценных бумаг; 6) кредитных организаций; 7) субъектов естественных монополий; 8) гражданина; 9) индивидуальных предпринимателей; 10) крестьянского (фермерского) хозяйства; 11) ликвидируемого должника; 12) отсутствующего должника.

 

2.2. Основания ликвидации юридического лица

 

Как любое юридическое лицо, предприятие, имеющее своей целью извлечение прибыли, в определенный момент времени возникает в установленном законом порядке, однако также в любой момент может быть прекращено путем ликвидации. В случае ликвидации, в отличие от явления реорганизации, все права и обязанности предприятия прекращаются без перехода в порядке правопреемства к другим лицам.

Как представляется, факт ликвидации предприятия имеет в ряду остальных фактов хозяйственной жизни особое правовое и экономическое значение, так как влечет за собой чрезвычайно серьезные последствия. Практика девяностых годов показывает, что в указанном периоде в экономике Российской Федерации сложилась напряженная ситуация, вызванная, отчасти, растущим числом фактов прекращения коммерческих предприятий различных форм собственности и направлений деятельности, следствием которых стало широкомасштабное неисполнение разного рода имущественных и неимущественных обязательств перед другими юридическими лицами и гражданами.

Ликвидация представляет собой прекращение деятельности юридического лица без правопреемства, т.е. прекращение как самого юридического лица, так и его прав и обязанностей.

Все случаи ликвидации можно подразделить на ликвидацию добровольную и принудительную. Первый вариант возможен в случае вынесения соответствующего решения самим юридическим лицом, т.е. его участниками либо органом юридического лица, имеющим в силу учредительных документов необходимые для этого полномочия. Принудительная ликвидация происходит по решению суда. Некоторые юристы в качестве самостоятельной разновидности выделяют вынужденную ликвидацию, решение о которой юридическое лицо обязано принять в случае признания судом недействительной регистрации юридического лица.

Порядок ликвидации юридических лиц предусмотрен Гражданским кодексом. Устанавливая определенную последовательность и сроки осуществления действий в процессе ликвидации, этот порядок имеет своей целью обеспечение прав кредиторов ликвидируемого юридического лица и в свою очередь защиту ликвидируемой организации от злоупотреблений и необоснованных требований со стороны кредиторов. В Законе о государственной регистрации юридических лиц установлен более конкретный срок: Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме (эта форма и другие утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439) уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Так, в частности, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (решением должно быть оформлено Протоколом) в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо с достижением цели, ради которой оно создано.

В принудительном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению суда в случаях:

1) грубого нарушения закона при создании (нарушение носит неустранимый характер);

2) осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом;

3) иных неоднократных или грубых нарушениях закона или иных правовых актов;

4) систематического осуществления общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям;

5) признания судом юридического лица банкротом.

Требование о ликвидации юридического лица по перечисленным основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому законом предоставлено право на предъявление подобного требования.

В случае признания судом регистрации юридического лица недействительной ликвидация данного лица осуществляется по решению его учредителей (участников) или органа, уполномоченного на то учредительными документами. Подобная ликвидация не относится к добровольной. Налоговый (регистрирующий) орган согласно ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (далее – Закон № 129-ФЗ) вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона или иных правовых актов, если нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц. Кроме того, налоговые органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей (налогов и сборов). В этом случае налоговые органы по отношению к должникам являются кредиторами.

Для каждой формы организации установлены общие и индивидуальные основания принудительной ликвидации юридического лица. Рассмотрим правила принудительной ликвидации хозяйственных обществ, созданных в форме общества с ограниченной ответственностью, установленные Гражданским кодексом РФ и соответствующими законами об этих обществах.

1) Общество с ограниченной ответственностью (далее – общество), число участников которого превысило предел, подлежит преобразованию в акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока – ликвидации в судебном порядке.

2) Уставный капитал общества на момент его регистрации должен быть оплачен участниками не менее чем наполовину. Оставшаяся неоплаченной часть уставного капитала оплачивается участниками общества в течение первого года его деятельности. При нарушении этой обязанности общество должно либо объявить об уменьшении своего уставного капитала и зарегистрировать уменьшение в установленном порядке, либо прекратить свою деятельность путем ликвидации. Если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества с ограниченной ответственностью окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала и зарегистрировать уменьшение в установленном порядке. Если стоимость указанных активов становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.

Рассмотрим порядок ликвидации общества.

Общество с ограниченной ответственностью относится к юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права.

Принятие решения о ликвидации общества относится к исключительной компетенции общего собрания его участников согласно ст. 33 Закона об обществах с ограниченной ответственностью. Решение по вопросу о ликвидации общества должно приниматься всеми его участниками единогласно.

В случае неполной оплаты уставного капитала общества в течение года с момента его государственной регистрации общество с ограниченной ответственностью должно объявить об уменьшении своего уставного капитала или принять решение о ликвидации (ст. 20 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). Решение об уменьшении уставного капитала является обязательным и подлежит регистрации в установленном порядке. Однако налоговый орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе отказать во внесении в учредительные документы изменений, связанных с уменьшением уставного капитала общества, при отсутствии доказательств уведомления об этом его кредиторов (копий извещений, газетной публикации и т. п.). В этом случае уменьшение уставного капитала следует считать несостоявшимся. Для общества же наступают последствия, предусмотренные в п. 5 ст. 20 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, и оно будет рассматриваться как лицо, намеренно не принимающее решения об уменьшении своего уставного капитала или ликвидации в разумный срок. Налоговый орган, в свою очередь, вправе предъявить требование в суд о ликвидации юридического лица.

Решение общего собрания участников общества о его добровольной ликвидации и назначении ликвидационной комиссии принимается по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительного органа или участника общества.

Учредители (участники) общества или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом об обществах с ограниченной ответственностью.

При добровольной ликвидации завершение дел общества возлагается на ликвидационную комиссию, которая после назначения становится единственным органом, имеющим право действовать от имени общества, в том числе и выступать в суде. Персональный состав ликвидационной комиссии определяется по согласованию с органом государственной регистрации, то есть налоговым органом по месту регистрации общества. Субъектом правоотношений остается общество, находящееся в состоянии ликвидации, поэтому все сделки, заключаемые в данный период от его имени, должны содержать указание, что общество находится в состоянии ликвидации. Члены ликвидационной комиссии несут ответственность за вред, причиненный их действиями в процессе ликвидации юридического лица.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению обществом, то есть функции и права органов ликвидируемого общества. Задачей ликвидационной комиссии (ликвидатора) является завершение деятельности общества в установленный срок с наименьшим ущербом для его контрагентов, учредителей или участников. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.

Общество с ограниченной ответственностью должно уведомить Единый государственный реестр юридических лиц о своей ликвидации и представить документы. Документы представляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения (ст. 9 Закона № 129-ФЗ). Уполномоченным лицом, то есть заявителем, является руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о его ликвидации, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица (ст. 20 Закона № 129-ФЗ). К уведомлению прилагается решение о ликвидации.

Регистрирующий (налоговый) орган вносит в государственный реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, либо государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате реорганизации данного юридического лица.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о его ликвидации, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора. Кроме того, они обязаны уведомить регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса по формам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439.

 

2.3. Порядок удовлетворения требований кредиторов

 

Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» можно оценить как важную ступень в реализации конституционного принципа экономических отношений, заключающегося в равной защите всех форм собственности.

Особенно наглядно это проявилось в положениях названного Закона, которыми регулируется очередность удовлетворения требований кредиторов. Как известно, ранее действовавший ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривал пять очередей требований кредиторов. Требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды, относившиеся к четвертой очереди, удовлетворялись преимущественно перед требованиями конкурсных кредиторов пятой очереди.

    Новый Закон предусматривает три очереди требований кредиторов, в том числе:

  • первая очередь — требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также компенсация морального вреда;
  • вторая очередь — выходные пособия и оплата труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, вознаграждения по авторским договорам;
  • третья очередь — требования других кредиторов.

        Тем самым, обеспечена равная защита требований по обязательным платежам, иными словами, требований государства, и требований конкурсных кредиторов.

        Прежде чем приступить к анализу порядка удовлетворения требований кредиторов названных очередей, следует остановиться на изменениях в перечне и порядке удовлетворения внеочередных требований.

        Перечень внеочередных расходов, предусмотренный прежним ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», – судебные расходы, расходы по выплате вознаграждения арбитражным управляющим, текущие и эксплуатационные платежи должника – дополнен новыми видами:

  • расходы, связанные с выплатой вознаграждения реестродержателю;
  • расходы на проведение мероприятий по недопущению техногенных и
  • экологических катастроф либо гибели людей в случае, если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой такие последствия.

    К числу судебных расходов отнесены расходы на опубликование сообщений, предусмотренных ст. 28 и 54 Закона.

    Следует отметить, что перечень расходов конкурсного производства, относящихся к внеочередным, не является исчерпывающим.

    Постановлением Конституционного Суда РФ от 12.03.2001 № 4-П была признана не соответствующей Конституции РФ ст. 56 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 г., поскольку она позволяла вводить на стадии возбуждения производства по делу о банкротстве наблюдение на основании заявления о признании должника банкротом. В этой связи новым Законом в период, в течение которого возникающие требования кредиторов относятся к внеочередным, включен период с даты принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до введения процедуры наблюдения.

    Законодатель счел необходимым особо оговорить, что задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства, также относится к внеочередным расходам.

    Впервые в Законе «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г. предусмотрено, что очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим денежным обязательствам должника определяется в соответствии со ст. 855 ГК РФ, т. е. в календарной очередности. При недостаточности денежных средств на расчетном счете должника списание денежных средств осуществляется в следующей очередности1:

  • в первую очередь для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
  • во вторую очередь для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторским договорам;
  • в третью очередь для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям во внебюджетные фонды;
  • в четвертую очередь платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;
  • в пятую очередь удовлетворение других денежных требований.

    Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

    Новым Законом разрешен вопрос об удержаниях из заработной платы, часто вызывавший споры между должником и, например, профсоюзными органами. Ранее этот вопрос был разъяснен Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.06.2001 № 64. В соответствии с п. 5 ст. 134 Закона при оплате труда работников должника, продолжающих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства, а также принятых на работу в ходе конкурсного производства, конкурсный управляющий должен производить удержания, предусмотренные законодательством (алименты, подоходный налог, профсоюзные и страховые взносы и другие), и платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральными законами.

    Перечень требований первой очереди дополнен требованиями, связанными с компенсацией морального вреда. Данные требования удовлетворяются в размере, установленном судебным актом. Учитывая отсутствие каких-либо оговорок, следует полагать, что к таковым относятся требования по возмещению морального вреда, возникшего из любых правоотношений в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Помимо перечисленных в ст. 150 ГК РФ и подлежащих защите нематериальных благ, речь может идти о компенсации морального вреда в случаях, предусмотренных законами, в том числе Законом РФ «О защите прав потребителей», Трудовым кодексом, КоАП, УПК, Семейным кодексом.

    Важные изменения внесены новым Законом в порядок удовлетворения требований кредиторов второй очереди. Если ранее суммы, не выплаченные лицам, работающим по трудовому договору, до вступления в силу решения арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, включались в общую сумму задолженности перед кредиторами второй очереди, то теперь они отнесены к текущим требованиям.

    В соответствии со ст. 137 Закона требования кредиторов третьей очереди включают в себя требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

    В случае, если должником в период после вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства не в полном объеме уплачены обязательные платежи, требования, не погашенные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, погашаются вне очереди.

    Внутри третьей очереди предусмотрен особый порядок удовлетворения требований кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей. Названные требования учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.

    Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, учитываются в составе требований кредиторов третьей очереди.

    Как указано в ст. 134, 138 Закона, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами после продажи предмета залога, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

    В этой связи арбитражным управляющим необходимо будет вести раздельный учет обязательств перед кредиторами первой и второй очереди в период до и после заключения каждого договора залога.

    Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются в составе требований кредиторов третьей очереди.

    Таким образом, в рамках процедуры банкротства, осуществляемой по новому Закону, кредиторы, требования которых обеспечены залогом, утратили существенную часть своих привилегий по сравнению с прежним ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», поскольку ранее их требования погашались в преимущественном порядке за счет реализации не только предмета залога, но и любого другого имущества должника (п. 3 ст. 109).

    Впервые ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г. урегулирован вопрос об определении состава и размера денежных обязательств и обязательных платежей, выраженных в иностранной валюте. В соответствии со ст. 4 Закона они определяются в рублях по курсу, установленному Центральным банком РФ на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

    Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением случаев, предусмотренных для удовлетворения обеспеченных залогом имущества должника требований кредиторов.

    Новым Законом закреплена возможность погашения требований кредиторов путем перечисления денежных средств на счет (вклад) кредитора или (при невозможности такого способа погашения) внесения денежных средств конкурсным управляющим в депозит нотариуса по месту нахождения должника.

    Статьей 142 Закона подробно урегулирован порядок удовлетворения требований кредиторов каждой очереди, заявленных после закрытия реестра или возникших в период конкурсного производства. Требования кредиторов первой очереди, заявленные до окончания расчетов со всеми кредиторами (в том числе после закрытия реестра), но после завершения расчетов с кредиторами первой очереди, заявившими свои требования в установленный срок, подлежат удовлетворению до удовлетворения требований кредиторов последующих очередей. До полного удовлетворения указанных требований кредиторов первой очереди погашение требований кредиторов последующих очередей приостанавливается.

    В случае, если такие требования были заявлены до завершения расчетов с кредиторами первой очереди, они подлежат удовлетворению после завершения расчетов с кредиторами первой очереди, заявившими свои требования в установленный срок, при наличии денежных средств на их погашение.

    Требования кредиторов второй очереди, заявленные до окончания расчетов со всеми кредиторами (в том числе после закрытия реестра), подлежат удовлетворению в аналогичном порядке.

    Дополнительной гарантией реализации прав кредиторов, чьи требования не были признаны конкурсным управляющим и рассматриваются в арбитражном суде на момент начала расчетов с кредиторами соответствующей очереди, является положение Закона, в соответствии с которым конкурсный управляющий обязан зарезервировать денежные средства в размере, достаточном для пропорционального удовлетворения требований таких кредиторов.

    Требования кредиторов третьей очереди, заявленные в надлежащий срок, но установленные арбитражным судом после начала погашения требований кредиторов третьей очереди, подлежат удовлетворению в размере, предусмотренном для погашения требований кредиторов третьей очереди.

    Новым Законом урегулированы различные способы прекращения обязательств, предусмотренные ГК РФ, в процессе конкурсного производства. Так, в качестве отступного может быть предоставлено только имущество должника, не обремененное залогом. Зачет требования, а также погашение требования предоставлением отступного допускается лишь при условии соблюдения очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов. Погашение требований кредиторов путем заключения соглашения об отступном возможно только в случае согласования данного соглашения с собранием (комитетом) кредиторов. Закон содержит запрет на прекращение обязательств должника путем заключения соглашения о новации обязательства в конкурсном производстве.

    Фактически Законом введен новый способ прекращения обязательств. Так, погашенными считаются требования кредиторов, не признанные конкурсным управляющим, если кредитор не обращался в арбитражный суд или такие требования признаны арбитражным судом необоснованными.

        Безусловно, в процессе применения ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г. выяснится немало вопросов, требующих разъяснений, но нельзя не признать того обстоятельства, что он содержит более понятный, подробно регламентированный порядок удовлетворения требований кредиторов.

     

    СПИСОК используемой ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г. М., 1993.
  2. Европейская конвенция 1990 г. «О некоторых международных аспектах банкротства» // Российская газета, № 5.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации: Ч. 1 от 30 ноября 1994 г. // Сборник федеральных и конституционных законов, 1995 г. Выпуск № 2.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации, Ч. 2 от 26 янв. 1996 г. // СЗ РФ, 1996 г. № 5, Ст. 410.
  5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 5 апреля 1995 г. // Сборник федеральных и конституционных законов, 1995 г. Выпуск № 10.
  6. О несостоятельности (банкротстве) предприятий: ФЗ РФ от 19 ноября 1992 № 3929-1 // Российская газета. 1992. 25 ноября.
  7. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 8.02.98г. №6-ФЗ // Российская газета, 1998, № 11.
  8. О несостоятельности (банкротстве): ФЗ РФ от 26 окт. 2002 г. // Российская газета.. 2002. 30 окт.
  9. Об акционерных обществах: Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ с изм. и доп. от 13 июня 1996 г. // СЗ Российской Федерации 1996, № 25, Ст. 2957.
  10. О федеральном управлении по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом // САПП, 1993, № 39, Ст. 39
  11. Распоряжение ФСДН РФ от 14 мая 1998 г. № 7 – р «Об утверждении Типового положения о территориальных органов Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению».
  12. Письмо Высшего Арбитражного суда РФ от 25 апреля 1995 года № С1-7 / ОП –237 по обзору практики, применения Арбитражными судами Законодательства о несостоятельности (банкротства). // Вестник Арбитражного Суда РФ. 1995 № 7.
  13. Бунич П. Новый Закон о банкротстве: шансов для спасения больше // Экономика и жизнь. Январь, 1998. № 4.
  14. Весенева З. Н. Знакомьтесь – Закон о банкротстве // Аргументы и факты. 2002. №3.
  15. Витрянский В.В. Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве) // Специальное приложение к Вестнику Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1998. № 2.
  16. Галкин А. Вопросы защиты интересов кредитов – физических лиц в делах о несостоятельности (банкротстве) // Антикризисное управление, 2001.
  17. Гражданское право / Под ред. Сергеева А.П. и Толстого Ю. К. М., 2003. Ч. 1.
  18. Добровольский А. А. Свод общеимперских положений о торговой и неторговой несостоятельности. М., 1999.
  19. Законодательство Древней Руси: Российское законодательство X – XX веков. Т. 1, М., 1984.
  20. Жилинский С. Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). М., 1998.
  21. Коммерческое право / Под ред. Попондопуло В., Яковлевой В.Ф. СПб., 2002.
  22. Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный) / Под ред. Садикова О. Н. М., 2003.
  23. Куртис Б. Мастерс, Эдвин В. Паксол. Принципиальные различия законов о банкротстве США и Российской Федерации // Бизнес-Ревью, 2000., № 9.
  24. Малышев К. И. Исторический очерк конкурсного процесса. С-Пб., 2000.
  25. Никитина О. Банкротство под наблюдением // Бизнес-адвокат. 1998. № 14.
  26. Обзор применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» 1997 г., №10.
  27. Об итогах работы арбитражных судов РФ в 1997 г. // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1998. № 4.
  28. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ 2002, № 9.
  29. Собрание узаконений РСФСР 1927 г. № 123
  30. Телюкина М. В. Развитие законодательства о несостоятельности и банкротстве // Юрист. 1997. № 11.
  31. Хозяйственное право / Под ред. Мартемиянова В. С. М., 2004.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.04MB/0.00130 sec

WordPress: 23.18MB | MySQL:118 | 1,799sec