Основания, способы и формы государственного регулирования коммерческой деятельности

<

010815 1637 1 Основания, способы и формы государственного регулирования коммерческой деятельностиГосударственное регулирование коммерческой деятельности преследует цели: становление рыночных отношений в сфере коммерческой деятельности; осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности, в частности за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности и для борьбы с незаконной практикой тайного предпринимательства; проведение налогообложения; получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики; предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности; создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие коммерческой деятельности и, в конечном итоге, обеспечение устойчивого экономического роста.

В целом основная задача государственного регулирования заключается в поддержании стабильности рынка и обеспечении его социальной направленности, что может быть реализовано с помощью определенных принципов.

Применение принципов механизма государственного регулирования коммерческой деятельности будет зависеть от той модели рыночной экономики. В условиях социально ориентированной рыночной экономики основными принципами являются динамичность, системность, стабильность, адаптивность, гибкость, рациональность (оптимальность), оперативность, ответственность, достоверность, эффективность и др.

Принципы механизма регулирования необходимо соотносить с теми приоритетами, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь.

Для развивающегося общества со смешанной экономикой характерны: социальная ориентированность экономики; рост уровня жизни различных социальных слоев и групп; выполнение государством функций по поддержке и развитию социальной сферы или обеспечению предпосылок ее развития, созданию систем социальных гарантий и защиты для различных слоев населения.

Важное значение в условиях реализации социально ориентированной модели рыночной экономики имеет социальная функция государственного регулирования; объем перераспределения совокупного общественного продукта с учетом различных социальных групп должен быть достаточен для достижения цели государственного регулирования. Государство должно выступать гарантом социально незащищенных слоев населения (участников войны, инвалидов, многодетных семей и т.д.).

Государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов.

Свои регулирующие функции государство выполняет, применяя разнообразные методы и формы воздействия на коммерческую деятельность в стране, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Мировой опыт позволяет говорить о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования.

Обычно выделяют три главные формы воздействия государства на коммерческую деятельность.    

Экономические регуляторы являются основными в рыночной экономике. Здесь нет прямого вмешательства государства в деятельность субъектов рынка. Цели, которые ставит перед собой государство, достигаются не принуждением, а созданием (посредством определенной экономической политики) такой экономической среды, которая заставляет предпринимателей действовать в желательном для государства русле.

Административные регуляторы коммерческой деятельности. Их применение в рыночной экономике необходимо, но они носят подчиненный характер по сравнению с экономическими регуляторами.

Административные регуляторы коммерческой деятельности связаны с принуждением, прямым подчинением хозяйствующих субъектов решениям государственных органов. Это, например, директивное регулирование цен, зарплаты, условий труда, валютное и антимонопольное регулирование. Однако административные регуляторы следует использовать осторожно, так как чрезмерное их применение опасно перерождением рыночной экономики в административно-командную.

На практике административные и экономические методы не только противоположны, но и взаимосвязаны. Преобладание тех или иных методов зависит от исторической обстановки и от тех задач, которые необходимо решать.

Правовые регуляторы направлены на создание законодательной
базы, «правил игры» и осуществление контроля за их исполнением. Особое значение имеет правовая основа предпринимательства — движущей силы развития рыночной экономики. При этом используются прямые и косвенные методы.

Выделяют косвенные (экономические) и прямые (административные) методы государственного регулирования коммерческой деятельности.

Прямое вмешательство означает, прежде всего, существование государственного сектора экономики, его размеры могут служить (правда, не абсолютно) критерием экономической роли государства. Прямое вмешательство государства выражается и в принятии законодательных актов, призванных упорядочить отношения между рыночными субъектами. Сюда относятся самые различные законы, ограничивающие деловую активность, Гражданский и Налоговый кодексы и др. К прямому вмешательству коммерческой деятельности можно отнести и систему государственных закупок, гарантирующих нужным государству фирмам сбыт продукции и выгодную цену. Государство может напрямую и полностью финансировать (целевое финансирование) региональных программ в депрессивных районах, освоение космоса и т.д.

Косвенное вмешательство коммерческой деятельности предполагает проведение государством определенной экономической политики: бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, амортизационной, валютной, таможенной и т.д.

Преобладают экономические методы, среди которых в первую очередь выделяют денежно-кредитную политику. Основные инструменты денежно-кредитной политики — норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и занятость, оказывать ощутимое воздействие на движение курса акций.

Значительная роль отводится налоговой политике, без которой невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение доходов. К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, помогающая осуществить структурные преобразования производства, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы.

Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального дохода передается от относительно богатых к относительно бедным слоям населения. Эта тенденция не претерпела существенных изменений и сохраняется на сегодняшний день.

Экономические методы государственного регулирования коммерческой деятельности не ограничивают свободу предпринимательского выбора.

Экономические методы коммерческой деятельности регулирования адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее — косвенно на производителей и потребителей товаров и услуг.

Важное место в воздействии государства на экономические процессы занимает государственное предпринимательство. Сущность данного метода состоит в том, что государство выступает как крупный предприниматель. Сфера государственного предпринимательства достаточно широка, но в основном оно развито в таких отраслях, где срок окупаемости и капиталоемкость сравнительно высоки. Это –энергетика, транспорт, связь, добывающая промышленность, т.е. отрасли низкорентабельные и поэтому менее привлекательные для частного предпринимательства. Предприятия данных отраслей малоэффективные не потому, что государственные. Они становятся государственными, потому что они малоэффективные.

Наблюдается рост государственного сектора в экономике, причинами которого являются необходимость поддержания национальной обороны, инфраструктурное обеспечение макроэкономических процессов, рост народонаселения, урбанизация, охрана окружающей среды и т.п.

По мере развитая и усложнения рыночной экономики повышается роль государственного программирования. Правительства свои основные задачи на определенные временные этапы стали формировать в виде государственных программ. Для их реализации создаются экономические центры с привлечением ученых, специалистов, представителей центральных банков, союзов предпринимателей, профсоюзов. Такие программы утверждаются парламентами, где заслушиваются отчеты о ходе их выполнения.

Экономическое программирование, или индикативное (рекомендательное) планирование, – это процесс ориентации государства на развитие общественного производства посредством регулярного и комплексного воздействия на его структуру в соответствии с предусмотренным вариантом социально-экономического развития. Опыт программирования экономики имеют многие страны. При программировании осуществляется ранжирование приоритетов, между которыми, как правило, существует противоречие (например, противоречие между установкой на полную занятость и установкой на отсутствие инфляции).

Все многообразие экономических методов государственного регулирования находит применение:

– в бюджетной политике (регулирование государственных расходов, выпуск государственных внутренних займов, осуществление государственных закупок, поддержка государственного предпринимательства);

– в кредитно-денежной политике (нормирование банковских резервов, регулирование учетной ставки банковского процента, проведение операций на валютном рынке, контроль за денежной массой);

– в фискальной политике (регулирование системы государственного и муниципального налогообложения доходов и имущества физических и юридических лип);

– в социальной политике (установление минимальных ставок оплаты труда, размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.).

Все рассмотренные выше экономические методы государственного регулирования направлены главным образом на национальное хозяйство.

Вместе с тем в распоряжении государства имеются и иные, не менее эффективные инструменты во внешнеэкономической политике (законодательное установление ставок таможенных пошлин и обменных курсов валют, использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений). Чем глубже страна интегрирована в систему мирохозяйственных связей, тем больше их значимость в мировой экономике.

Административные методы регулирования базируются на властно-распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого регулирования можно выделить меры по лицензированию и квотированию, субсидии, субвенции, дотации, льготное кредитование, инвестиции со стороны государства. Целью таких методов является достижение приоритетов экономического развития, защита общественно необходимых секторов экономики и отдельных групп населения.

К административным методам регулирования экономики следует отнести прямой государственный контроль над монопольными рынками. Там, где государственная монополия признана естественной, оправдано полномасштабное администрирование. Здесь имеются в виду директивное планирование производства, издержек и цен, прямой контроль под качеством и потребительскими свойствами товаров и услуг, гарантированное материально-техническое снабжение (фундаментальная наука, оборона, энергетика, железные дороги и т.д.).

Административное регулирование необходимо при разработке жестких стандартов, гарантирующих населению жизнь в условиях экологической безопасности, при установлении гарантированного минимума заработной платы и пособий по безработице, при выработке нормативных актов, направленных на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. Применение здесь прямых методов считается экономически оправданным и в целом не противоречит принципам, лежащим в основе рыночных отношений.

Государство осуществляет прямое воздействие на размер, структуру и направления развития национального рынка путем государственного заказа.

В группе административных методов регулирования особое место занимают правовые методы. Государство возлагает на себя обязанности гаранта, обеспечивающего правовые нормы поведения индивида, фирмы, госучреждений в системе рыночных отношений. Оно устанавливает правила «экономической игры» для фирм — производителей и потребителей, создает необходимую правовую базу для эффективного функционирования экономики.

Разграничение между экономическими и административными методами государственного регулирования до некоторой степени условно.

В заключение следует отметить, что применяя различные методы при выполнении своих функций, государство не должно забывать о требованиях, которые предъявляет к этим методам рыночная система хозяйствования, а именно:

– исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи (натуральное распределение ресурсов и предметов потребления, фондирование, всеобщий контроль над ценами и т.д.);

– влиять на рынок можно, и лучше экономическими методами;

– экономические регуляторы не должны заменять или ослаблять рыночные стимулы;

– необходимо постоянно контролировать приносимые используемыми
государством методами положительные или отрицательные эффекты;

– необходимо учитывать национальную специфику.

<

В мировой экономической науке понятие государственного вмешательства в рыночную экономику связано со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении. Например, очень велика доля государственных расходов в общем объеме валового национального продукта; растут налоги, поступающие в государственную казну; имеет место и система государственного предпринимательства; значительна роль государства в перераспределении национального дохода. С помощью налогов государство не только пополняет казну, но и регулирует определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы стимулирует фирмы, удовлетворяет социальные потребности.

Однако истинное влияние государства на национальную экономику нельзя оценить по такте формальный показателям, как доля валового национального продукта, распределяемого через государственный бюджет, объем государственных закупок, удельный вес государственной собственности, количество налогов, поступающих в государственный бюджет. Влияние государства на рыночные процессы в первую очередь определяется совершенством правовой формы — степенью разработки и обеспечения выполнения законов.

Таким образом, в рыночной экономике у государства есть свои проблемы, а у рынка — своя. Вопросы о том, что, как и для кого производить, решает не только рывок, во и государство. Однако решает оно эти вопросы на основе рыночного механизма.

Теперь обратимся в последствия и пределам государственного вмешательства в экономику.

Возможности и границы эффективности госрегулирования не могут получить точной количественной оценки уже потому, что они имеют много аспектов. Многие проявления эффективности госрегулирования, например социальная стабильность в обществе, вообще не имеют однозначных количественных параметров. Кроме того, практически невозможно вычленить вклад каждого из трех «слоев» хозяйственного механизма в обеспечение приемлемых темпов экономического роста, увеличение занятости или повышение эффективности общественного производства. Вследствие этого можно предложить лишь некоторые качественные оценки возможностей и границ госрегулирования.

Госрегулирование в целом, безусловно, доказало свою высокую эффективность. После того, как оно было встроено в хозяйственный механизм капиталистического общества, развитие стран Запада характеризуется высокой экономической динамикой, быстрым ростом эффективности общественного производства, более или менее, умеренной безработицей, заметным повышением уровня и качества жизни населения, смягчением противоречий и достаточной социальной стабильностью. Всем этим рыночно-государственнорегулируемый, социально ориентированный современный капитализм выгодно отличается от капитализма свободной конкуренции.

В то же время эффективность госрегулирования далеко не безгранична. Так, оно не может преодолеть цикличность капиталистического воспроизводства, порождающую в понижательных фазах цикла (кризис, депрессия) массу тяжелых экономических и социальных проблем. В течение длительных периодов оно не в состоянии, несмотря на все усилия, обеспечить приемлемого, социально терпимого уровня безработицы, а тем более полной занятости самодеятельного населения. Именно так обстоит дело в последние два десятилетия XX в., когда сдвиги в технологической базе производства и обострение мирохозяйственной конкуренции привели на Западе к свертыванию производства и уменьшению количества рабочих мест в ряде отраслей и ускорению замещения живого труда трудом, овеществленным в дополнительных элементах основного капитала (машинах, оборудовании и т.п.). При безработице, которая в последние два десятилетия в большинстве стран Запада колеблется в пределах 10—12% и более, неуклонно обостряется проблема финансирования системы социального страхования и ее поддержания на достигнутом качественном уровне.

Можно с уверенностью предположить, что госрегулирование в странах с развитой рыночной экономикой и впредь будет двигаться в замкнутом пространстве «магического четырехугольника». Вместе с тем оно будет поддерживать систему рыночно-государственно-регулируемого, социально ориентированного капитализма, включая его институты политического плюрализма и демократии, в дееспособном, более или менее стабильном состоянии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Содержание коммерческого договора

 

Коммерческий договор является разновидностью гражданско-правового договора.

Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420 ГК).

Данное определение характеризует договор как дву- или многостороннюю сделку, на основании которой возникает гражданско-правовое обязательство. Понятие «договор» используется в нескольких значениях.

Договором именуют не только сделку, но и само возникающее из нее обязательственное правоотношение, а также письменный документ, в котором закреплены условия сделки.

Понятие «договор» как правоотношение применяется, в частности, когда говорят об исполнении договора. Например, в ст. 717 ГК закрепляется право заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора подряда.

В значении документа понятие «договор» использовано в ст. 431 ГК, где указывается, что «при толковании условий договора судом применяется буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений».

Коммерческим (торговым) договором является возмездный договор, предусматривающий передачу товара продавцом — субъектом коммерческой деятельности покупателю для использования в его собственной предпринимательской или иной не связанной с личным, семейным, домашним потреблением деятельности, либо последующей реализации, либо опосредующий реализацию товара в указанных целях.

Коммерческие договоры как договоры совершаемые в процессе предпринимательской деятельности, направлены на извлечение сторонами определенной выгоды и всегда носят возмездный характер (ст. 423 ГК).

При этом не являются коммерческими безвозмездные сделки, хотя иногда субъекты коммерческой деятельности совершают с приобретателями их продукции безвозмездные сделки. Например, в рекламных целях часто предлагается купить партию какого-либо товара и получить определенную часть бесплатно либо оплатить товар по пониженной цене и т.п. Однако такие подарки делаются всегда не с целью одарить приобретателя товара, а с целью создания интереса к продукции, побуждения к ее приобретению.

На коммерческий договор распространяют в полном объеме общие положения ГК о договорах, в том числе о свободе договора (ст. 1, 421 ГК).

Содержание принципа свободы договора раскрывается в ст. 421 ГК включает:

– свободу принятия решения о заключении договора и выбора контрагента;

– свободу формирования условий договора;

– заключения договора как предусмотренного законодательством, так и включающего в себя элементы различных поименованных договоров (смешанных договоров), а также возможность заключения непоименованного в законодательстве договора.

Выделяются и иные составляющие принципа свободы договора, прямо не отраженные в ст. 421 ГК, но вытекающие из положений гражданского законодательства.

В частности, к проявлениям свободы договора относят:

– возможность заявления требования о расторжении договора только по соглашению сторон либо по требованию одной из сторон;

– невозможность изменения последствий неисполнения договора, предусмотренных соглашением, по решению судебных органов;

– применение за нарушение договора чисто гражданской ответственности.

На коммерческие договоры распространяются правила гл. 28 ГК «Заключение договора». Коммерческий договор, по общему правилу, считается, заключенным, если сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Если договор является реальным, он считается заключенным с момента передачи вещи. Договор, подлежащий государственной регистрации, признается заключенным после осуществления такой регистрации (ст. 432 ГК).

Поскольку по коммерческим договорам реализуется главным образом движимое имущество, большинство коммерческих сделок не требует государственной регистрации. Требование о регистрации должно соблюдаться в договорах, способствующих осуществлению торговой деятельности и предусматривающих использование объектов права промышленной собственности (товарного знака и т.п.).

Практически все торговые договоры являются консенсуальными и считаются заключенными с момента достижения соглашения сторон по всем существенным условиям и придания им установленной законом формы , а при наличии требования о государственной регистрации – при соблюдении этого требования.

Так как коммерческие отношения возмездны, и сторонами коммерческих договоров являются субъекты предпринимательской деятельности, конструкция реального договора, при которой законодатель не желает обременять одну из сторон правоотношения обязанностью осуществить определенное действие, неприемлема.

Процесс заключения коммерческого договора, как при согласовании условий, так и при оформлении более сложен, нежели в бытовой сфере, в том числе при реализации товаров гражданам-потребителям. Сложность коммерческих договоров состоит в том, что обычно они предполагают не одновременную с заключением договора передачу товара, а его передачу покупателю через определенное время.

В коммерческих договорах, как правило, речь идет о приобретении не единичного экземпляра, а партий товаров, подготовленных для последующей реализации, в частности, через розничную торговую сеть. Коммерческий договор часто заключается на длительный срок.

Условия коммерческих договоров обычно разрабатываются сторонами совместно, что предполагает проведение определенных согласительных процедур.

Коммерческие договоры должны заключаться в письменной форме. Обязательность письменной формы коммерческого договора обосновывается также тем, что, во-первых, как правило, одной из сторон в них является юридическое лицо, во-вторых, даже при отсутствии в числе субъектов юридических лиц, коммерческие договоры по сумме обычно превышают 10 минимальный размер оплаты труда (ст. 161 ГК).

Письменная форма договора считается соблюденной, если стороны составили и подписали единый документ либо произвели обмен письмами, телеграммами, электронными и т.д. документами (ст. 434 ГК). Составление договора в виде единого документа требуется в основном только при реализации недвижимости (ст. 550, 560 ГК) В иных случаях любой способ документального оформления признается правильным при условии, что существует возможность достоверно установить, что документ исходит от стороны договора. Соответственно, если документ направлен юридическим лицом, он должен быть подписан уполномоченным лицом (руководителем организации) и иметь печать организации.

Порядок заключения договора принято разделять в зависимости от того, находятся стороны в непосредственном контакте, т.е. возможно непосредственное изъявление и восприятие воли — договоры между присутствующими сторонами, либо момент изъявления воли разъединены во времени — договор между отсутствующими.

Заключение договора между отсутствующими сторонами не означает обязательно их пространственную разъединенность, а подразумевает разрыв в моменте проявления воли. Договор, заключаемый между пространственно разъединенными сторонами, имеющими, возможность непосредственного общения и проявления воли, будет считаться договором между присутствующими сторонами (например, если стороны заключают договор, пользуясь телефонной связью или электронной почтой). Нормы гл. 28 ГК ориентированы на заключение договора между отсутствующими сторонами, поскольку именно в данной ситуации имеют место самостоятельные оферта и акцепт. Под офертой понимается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое содержит все существенные условия будущего договора и которое достаточно определенно выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение (ст. 435 ГК). Согласно ст. 432 ГК существенными являются условия о предмете договора, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Акцептом признается полное и безоговорочное принятие адресатом оферты (ст. 438 ГК). Если ответ о принятии предложения содержит предложения по изменению определенных условий, он с точки зрения законодательства является новой офертой (ст. 443 ГК). В таких случаях первоначальная оферта теряет силу.

Во внешнеторговых отношениях действует более гибкая схема, позволяющая ускорить процесс заключения договора. Согласно п. 2 ст. 19 Венской конвенции о договорах международной купли-продажи, если ответ на оферту, который имеет целью служить акцептом, содержит дополнительные требования или отличные условия, не меняющие существенно условия оферты, он будет рассматриваться как акцепт, если только оферент без неоправданной задержки не уведомит о несогласии с внесенными изменениями. В случае молчания оферента предполагается, что договор заключен с учетом изменений и дополнений, предложенных акцептантом.

Договор считается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта(п. 1 ст.433ГК).

Таким образом, можно выделить три стадии заключения договора «между отсутствующими»:

1) направление предложения, достаточно определенно выражающего намерение лица его направившего заключить договор и содержащего все существенные условия будущего договора, т.е. оферты (п. 1 ст. 435 ГК);

2) получение оферты лицом, которому она предназначена;

3) направление получившим оферту лицом акцепта (п. 1 ст. 438 ГК).

Если договор полежит государственной регистрации, он считается заключенным с момента такой регистрации (п. 3 ст. 433 ГК). Согласование его условий и надлежащее оформление, если одна из сторон уклоняется от его регистрации, позволяет контрагенту требовать в судебном порядке вынесения решения о регистрации сделки (п. 3 ст. 164 ГК). В договорах, подлежащих государственной регистрации, акцепт и оферта должны быть заключены только в виде единого документа. Предшествующая составлению единого договора переписка не имеет правового значения, поэтому преддоговорной переписке сторон не может придаваться значения оферты и акцепта.

Вместо направления акцепта, в коммерческой деятельности, адресат часто предпринимает действия по выполнению указанных в оферте условий – конклюдентные действия. Законодатель признает за такими действиями силу акцепта (п. 3 ст. 438 ГК). При этом письменная форма сделки считается соблюденной (п. 3 ст. 434 ГК).

К договору применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 ГК РФ. Однако этот юридико-технический прием, используемый для экономичности изложения законодательного материала, не порождает тождества сделки и договора. Договор получил в ГК РФ широкое самостоятельное регулирование. Общие положения о договоре, его заключении, определении условий, порядке исполнения, изменении и расторжении, закрепленные в подразделе 2 части первой ГК РФ, применимы лишь к договорным соглашениям и уже никак не относятся к сделкам. В силу этого термины «договор» и «сделка» не могут рассматриваться как синонимы.

В условиях господства позитивистской концепции права преобладающей стала трактовка договора как акта правоприменения (нор-моприменения). В соответствии с ней для объяснения сущности договора используются категории «юридический факт», «правоотношение», «институт права» и т. п., выработанные для построения позитивистской картины права. Между тем «договорное право существенно отличается от других областей права» (В. Ансон). Договорные соглашения не определяют порядок исполнения тех или иных норм, а условия договора не воспроизводят нормы права. Поэтому договор попросту невозможно объяснить на основе понятий «юридический факт», «правоотношение» и других категорий нормоведения. Если юридический факт приводит в движение нормы закона, относящиеся к соответствующему действию или событию, то договор сам предусматривает права и обязанности, создаваемые волеизъявлением его участников.

Законом закреплено общее правило, согласно которому условия договора определяются соглашением сторон. Исключение составляют случаи, когда содержание соответствующего договорного условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК РФ). Таким образом, определение содержания договора происходит не на основе избрания сторонами приемлемых норм права, а в результате самостоятельной выработки конкретных правил взаимосвязанной деятельности и придания им значения взаимных прав и обязанностей.

Необходимыми признаками договора, нашедшими закрепление в законе, служат наличие согласованной сторонами общей цели их взаимосвязанной деятельности и достижение соглашения по всем существенным условиям договора. Цель договорных контрагентов не только получает определение в договоре, но и становится юридически закрепленной в результате его заключения. Согласованная цель упорядочивает приложение усилий сторон; достижению цели подчиняются все условия договора.

Заключение договора ставит субъектов в юридическую зависимость друг от друга. В правовой литературе всегда отмечалось значение договора как средства (инструмента) налаживания огромного множества конкретных правовых связей самого разнообразного содержания, непосредственное осуществление которых опирается на механизм государственного принуждения. Функция установления договором юридической связи между его участниками в виде обязательства позволяет контрагентам реализовать на данной основе свои интересы и потребности, сочетая их между собой, закреплять их и в случае надобности защищать.

Другой функцией договора является определение в нем самими сторонами подлежащих совершению действий, выполнение которых направлено на достижение цели договора. Эти действия составляют предметное содержание договорного обязательства, о котором в предельно общем виде говорится в п. 1 ст. 307 ГК РФ: «передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т. п. либо воздержаться от определенного действия». Субъекты сами конкретно устанавливают то, что должно быть сделано ими в силу договора.

Заключаемый договор обеспечивает правовую регламентацию действий, подлежащих выполнению участниками обязательства, придает им значение субъективных прав и обязанностей. Сформулированные в таком виде условия договора приобретают характер правового алгоритма, юридически выраженной и обязательной программы взаимосвязанных действий лиц. В силу правовой природы договор заключает в себе возможность государственного принуждения к его соблюдению путем применения мер воздействия, предусмотренных законом и самим договором.

ГК РФ закрепил принцип свободы договора, проявления которого достаточно разнообразны. Возможность свободного заключения договоров, самостоятельного определения их содержания является одним из аспектов прав собственности и личной свободы. Они представляют собой основу проявления личной инициативы в сфере коммерции и иного предпринимательства.

Рассмотрение принципа свободы договора обычно не сопровождается показом того, для решения каких задач предназначен этот принцип, зачем он, собственно, необходим. В этой связи надлежит отметить, что договорная свобода позволяет субъектам полнее использовать регулятивные возможности, правовой потенциал договора, решать на его основе сложные и масштабные задачи экономического и социального характера.

При выработке условий договора субъекты в настоящее время способны более полно учитывать и выражать свои хозяйственные возможности и экономические интересы. Вместе с тем договор не должен пониматься как правовое выражение наличествующих факторов производства. Он призван служить одним из главных правовых средств совершенствования хозяйственных отношений, развития экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача

 

База оформила договор с машиностроительным заводом на поставку сборно-разборных металлических гаражей. В договоре стороны определили качество, цену и срок поставки гаражей. Относительно качества было указано, что оно должно соответствовать техническим условиям, которые находятся на утверждении Министерства машиностроения, а потому к договору приложены быть не могут.

К сроку поставки машиностроительный завод гаражей не поставил, заявленную покупателем претензию отклонил, пояснив, что он не может осуществлять производство гаражей, так как технические условия Министерством еще не утверждены.

Покупатель обратился в арбитражный суд с требованиями к заводу возместить убытки за недопоставленные гаражи.

Вопросы:

1. Как определяется качество продукции?

2. Какую ответственность несет субъект хозяйствования в случае реализации продукции ненадлежащего качества?

3. Какое решение должен вынести арбитражный суд?

 

Ответ

 

Прежде всего, заметим, что условия данного договора поставки не регулируется ФЗ «О защите прав потребителя» от 7 февраля 1992 № 2300–1 в ред. ФЗ  от 23.11.2009 № 261-ФЗ, которые ориентирован на потребителей – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности Преамбула ФЗ «О защите прав потребителя». По условию задачи, договор поставки был заключен между двумя юридическими лицами – базой и машиностроительным заводом.

Договор поставки регулируется параграфом 3 Главы 30 ГК РФ.

Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, что и указано в условии задачи.

Качество продукции определяется в соответствии с положениями ст. 469 ГК РФ, ст. 470 ГК РФ. Так согласно ст. 470 ГК РФ Товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 ГК РФ, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются.

В случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 ГК РФ, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока).

Гарантия качества товара распространяется и на все составляющие его части (комплектующие изделия), если иное не предусмотрено договором купли-продажи.

Последствия поставки товара ненадлежащего качества предусмотрены ст. 518 ГК РФ, согласно которой покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 ГК РФ, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества.

Покупатель (получатель), осуществляющий продажу поставленных ему товаров в розницу, вправе требовать замены в разумный срок товара ненадлежащего качества, возвращенного потребителем, если иное не предусмотрено договором поставки.

Качество продукции при приеме продукции осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке приема продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утв. Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 № п-7), согласно п. 2 которой в целях сохранности качества поставляемой продукции, создания условий для своевременной и правильной приемки ее по качеству объединение и его производственная единица, предприятие, организация-изготовитель (отправитель) обязаны обеспечить:

а) строгое соблюдение установленных правил упаковки и затаривания продукции, маркировки и опломбирования отдельных мест;

б) отгрузку (сдачу) продукции, соответствующей по качеству и комплектности требованиям, установленным стандартами, техническими условиями, чертежами, рецептурами, образцами (эталонами). Продукция, не прошедшая в установленном порядке проверку по качеству, а также продукция, отгрузка которой была запрещена органами, осуществляющими контроль за качеством продукции, и другими уполномоченными на то органами, поставляться не должна;

в) четкое и правильное оформление документов, удостоверяющих качество и комплектность поставляемой продукции (технический паспорт, сертификат, удостоверение о качестве и т.п.), отгрузочных и расчетных документов, соответствие указанных в них данных о качестве и комплектности продукции фактическому качеству и комплектности ее;

г) своевременную отсылку документов, удостоверяющих качество и комплектность продукции, получателю. Эти документы высылаются вместе с продукцией, если иное не предусмотрено Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными для сторон правилами или договором. В случаях, предусмотренных стандартами, техническими условиями, основными и особыми условиями поставки, другими обязательными для сторон правилами и договором, изготовитель (отправитель) обязан при отгрузке (сдаче) продукции в упакованных или затаренных местах вложить в каждое тарное место документ, свидетельствующий о наименовании и качестве продукции, находящейся в данном тарном месте;

д) строгое соблюдение действующих на транспорте правил сдачи грузов к перевозке, их погрузки и крепления, а также специальных правил погрузки, установленных стандартами и техническими условиями.

Отвечая на вопрос: какую ответственность несет субъект хозяйствования в случае реализации продукции ненадлежащего качества, необходимо обратиться к ст. 475 ГК РФ, в которой перечислены последствия передачи товара ненадлежащего качества. В случае, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:

– соразмерного уменьшения покупной цены;

– безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;

– возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:

– отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;

– потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

Требования об устранении недостатков или о замене товара, указанные в пунктах 1 и 2 ст. 475 ГК РФ, могут быть предъявлены покупателем, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства.

В случае ненадлежащего качества части товаров, входящих в комплект (статья 479 ГК РФ), покупатель вправе осуществить в отношении этой части товаров права, предусмотренные пунктами 1 и 2  статьи 475 ГК РФ.

Правила, предусмотренные статьей 478 ГК РФ, применяются, если ГК РФ или другим законом не установлено иное.

Для ответа на вопрос: какое решение должен вынести арбитражный суд?, необходимо обратиться к положениям ст. 463 ГК РФ и 521 ГК РФ. В ст. 463 ГК говорится, что последствия неисполнения обязанности передать товар, в случае, если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи.

Ст. 521 ГК РФ устанавливает, что установленная законом или договором поставки неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в последующих периодах поставки, если иной порядок уплаты неустойки не установлен законом или договором.

Таким образом, суд руководствуясь ст. ст. 463, 521 ГК РФ, должен удовлетворить требования базы в части возмещения убыток за недопоставленные гаражи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 25 декабря 1993 г.
  2. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 27 декабря 2009 № 352-ФЗ) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г. №14-ФЗ (в ред. ФЗ от 09.04.2009 № 56-ФЗ, от 17.07.2009 № 145-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  4. Инструкция о порядке приема продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утв. Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 № п-7 //Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1975.
  5. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. – М.: НОРМА, 2008.
  6. Основы предпринимательской деятельности: Учебное пособие / Под ред. В.М.Власовой. – М.: ЮНИТИ, 2009.
  7. Пугинский Б.И. Коммерческое право России. – М. : Зерцало, 2010.


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.89MB | MySQL:119 | 1,544sec