ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ, РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ

<

010815 1636 1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ, РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИЛюбая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи.

Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Изменения в хозяйственном законодательстве формируют новые правоотношения хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти и делают правовой механизм их регулирования более эффективным.

В данной работе будут рассмотрены следующие вопросы:

– понятие и признаки субъектов хозяйственной (предпринимательской) деятельности;

– порядок и основные этапы создания субъектов хозяйственного (предпринимательского) права;

– государственная регистрация хозяйствующих субъектов;

– виды субъектов хозяйственного (предпринимательского) права;

– граждане как субъекты предпринимательского права;

– особенности правового положения индивидуальных предпринимателей;

– организационно-правовые формы субъектов хозяйственной деятельности: хозяйственные товарищества и общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия;

– государства (Российская Федерация), субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления как субъекты хозяйственного (предпринимательского) права;

– ликвидация хозяйствующего субъекта; основания и порядок проведения ликвидации; удовлетворение требований кредиторов при ликвидации.

 

Субъектами (участниками) регулируемых нормами права хозяйственных отношений являются граждане и юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Эти отношения регулируются преимущественно гражданским, административным и финансовым законодательством.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Оно определяет правовое положение участников гражданского (хозяйственного) оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на интеллектуальную собственность, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием.

Гражданское право использует, помимо законодательных актов, обычаи делового оборота, аналогии законов и аналогии права, что расширяет возможности формирования альтернативных правоотношений. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством. В случаях, когда отношения не могут быть урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применяемый к ним обычай делового оборота, используется закон, регулирующий сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

Права и обязанности сторон в хозяйственных отношениях, регулируемых гражданским правом (гражданские права и обязанности), возникают:

из договоров и иных сделок, предусмотренных законом или не противоречащих ему;

из актов государственных органов власти и органов местного самоуправления, предусмотренных законом в качестве основания для возникновения таких прав;

из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;

в результате приобретения имущества на законных основаниях;

в результате создания научной и (или) научно-технической продукции;

вследствие причинения вреда другому лицу;

вследствие неосновательного обогащения.

Защита гражданских прав (прав участников хозяйственных отношений) осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты прав; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношений; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел суд, арбитражный суд или третейский, а в некоторых случаях, предусмотренных законом, — орган исполнительной власти и управления в административном порядке.

В рыночной экономике важным условием достижения предприятием успеха и условием его развития являются предпринимательство и предпринимательский стиль деятельности.

В Гражданском Кодексе Российской Федерации так определяется предпринимательская деятельность: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная функциональная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве: а) собственника каких-либо объектов, недвижимости и т. д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в аренду, и т. д.); б) наемного работника, продающего свою рабочую силу (токарь на заводе, учитель в школе и т. д.); в) индивидуального производителя («свободный» художник, живущий на доходы от реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности, и т. д.); г) государственного или муниципального служащего; д) менеджера (управляющий чужим предприятием); е) пенсионера (пассивная форма участия в общественном производстве как следствие прошлой активности); ж) учащегося или студента (как подготовительный этап к участию в будущем общественном производстве в какой-либо конкретной форме); з) безработного (как вынужденная форма неучастия или приостановки участия в общественном производстве); и) занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, милиция, госбезопасность); к) вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др.).

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.

010815 1636 2 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ, РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ010815 1636 3 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ, РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИСтруктуру категории «предпринимательство» можно представить в виде схемы:

010815 1636 4 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ, РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ

 

010815 1636 5 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ, РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ

010815 1636 6 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ, РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ010815 1636 7 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ, РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ010815 1636 8 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ, РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ010815 1636 9 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ, РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ

 

 

010815 1636 10 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ, РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ010815 1636 11 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ, РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ010815 1636 12 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ, РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ010815 1636 13 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ, РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ010815 1636 14 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ, РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ010815 1636 15 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ, РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ

010815 1636 16 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ, РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ010815 1636 17 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ, РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ010815 1636 18 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ, РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ010815 1636 19 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ, РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ010815 1636 20 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ, РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ010815 1636 21 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ, РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ010815 1636 22 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ, РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ010815 1636 23 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ, РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ010815 1636 24 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ, РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ

 

 

 

Рис. 1. Структура категории предпринимательства

 

Предпринимательство — это поиск новых сфер рационализации и выгодного вложения ресурсов, осуществление новых комбинаций в производстве, движение на новые рынки, создание новых продуктов. Оно нацелено на получение прибыли сверх среднего уровня путем наиболее полного удовлетворения потребностей на основе достижения успеха и лидерства в той или иной сфере экономической деятельности — в создании новой продукции и технологии, в производстве или маркетинге. Неотъемлемой частью предпринимательства являются предвидение, обоснованный риск и стратегическое управление. В силу этого предпринимательство становится активным фактором развития производства.

Ведущими мотивами предпринимательства являются: мотивы предпринимательских реакций; мотивы внутрифирменного предпринимательства; мотивы конкуренции и кооперации в развитии продукции и технологии; мотивы предпринимательского риска.

Эти и другие мотивы предпринимательства способствуют трансформации предприятий приростного типа в предприятия предпринимательского типа.

Для оптимизации прибыли в хозяйственной деятельности предприятия предпринимательского типа важное значение имеют мотивы предпринимательских реакций и предпринимательского риска.

К наиболее известным моделям принятия стратегических решений (стратегического управления) относятся модели стратегического планирования, выбора стратегических позиций в конкуренции, управления на основе ранжирования стратегических задач и управления по слабым сигналам. Основной моделью для оптимизации прибыли в краткосрочной и долгосрочной перспективе является модель выбора стратегических позиций предприятия (компании, фирмы) в конкуренции.

К физическим лицам отнесены граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица под свою имущественную ответственность. Эта группа лиц представлена индивидуальными предпринимателями и крестьянскими хозяйствами

Индивидуальные предприниматели – лица, осуществляющие коммерческую деятельность на основе принадлежащей им собственности, не посредственно управляющие ею и несущие полную имущественную ответственность за ее результаты

Индивидуальные предприниматели в наибольшей степени приближены к рыночному спросу. Непосредственно работая с потребителями и поставщиками, они способны быстро реагировать на самые незначительные колебания конъюнктуры. Осуществляя производство в незначительных масштабах, они могут быстро переориентировать его на выпуск более конкурентоспособной продукции. Оперативность и гибкость – важнейшие преимущества индивидуальной формы предпринимательской деятельности.

Вместе с тем, она имеет и ряд недостатков: 1) отдельный предприниматель не в силах организовать крупное производство, так как его финансовые возможности ограничены; 2) ограничение у него возможности в получении всей возможной экономии от масштаба производства; 3) низкая эффективность менеджмента; 4) полная хозяйственная ответственность предпринимателя., что как бы делает его заложником своего «дела».

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Учредительными документами юридического лица являются его устав (для акционерных обществ), учредительный договор (для полных товариществ и товариществ на вере) или устав и учредительный договор (для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью). Учредительный договор заключается, а устав утверждается его учредителями.

Юридические лица подлежат государственной регистрации, которая осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» (от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных данных физических лиц и их идентификационных номеров налогоплательщиков.

Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством РФ.

Ответственность юридического лица. Юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных законодательством либо учредительными документами юридического лица.

Если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или суда.

Реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.

<

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического липа в соответствии с передаточным актом.

Учредители (участники) или орган юридического лица, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.

Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который было создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер; по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или .грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, ликвидируется также вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

Учредители (участники) или орган юридического лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый Государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Учредители (участники) или орган юридического лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый Государственный реестр юридических лиц.

При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности: в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам; в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица; в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды; в пятую очередь рассчитываются с другими кредиторами в соответствии с законом.

При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекавших средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков или других кредитных учреждений, привлекавших средства граждан.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

 

 

 

 

 

2. ВИДЫ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРАВА

 

Организационно-правовые формы предприятий определены Гражданским кодексом РФ. Особенности способа действий предприятий (организаций) различных организационно-правовых форм установлены федеральными законами «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ (в ред. от 27 февраля 2003 г.), «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 31 декабря 1998 г. № 193-ФЗ (в ред. от 21 марта 2002 г.), «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» от 19 июля 1998 г. № 115-ФЗ (в ред. от 21 марта 2002 г.). «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ, «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ (в ред. от 21 марта 2002 г.).

Предприятия, поскольку они ведут производственно-хозяйственную деятельность, являются коммерческими организациями, то есть преследуют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, что позволяет им обеспечивать самофинансирование своего научно-технического и производственного развития. Чем выше степень предпринимательского поведения предприятия, тем больше шансов на получение прибыли и выше темпы развития. К коммерческим организациям относятся полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия. Все они являются юридическими лицами.

Хозяйственные товарищества и общества. Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.

Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на правах собственности.

В некоторых случаях хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества).

Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, акционерного общества работников (народного предприятия), общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.

Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица.

Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.

Финансируемые собственниками учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом.

Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах, за исключением открытых акционерных обществ. Хозяйственные товарищества и общества могут быть учредителями (участниками) других хозяйственных товариществ и обществ, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Хозяйственные товарищества, а также общества с ограниченной и дополнительной ответственностью не вправе выпускать акции.

Участники хозяйственного товарищества или общества вправе:

участвовать в управлении делами товарищества или общества, за исключением предусмотренных законодательством случаев;

получать информацию о деятельности товарищества или общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном учредительными документами порядке;

принимать участие в распределении прибыли;

получать в случае ликвидации товарищества или общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.

Участники хозяйственного товарищества или общества обязаны:

вносить вклады в порядке, размерах, способами и в сроки, которые предусмотрены учредительными документами;

не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности товарищества и общества.

При преобразовании товарищества в общество каждый полный товарищ, ставший участником (акционером) общества, в течение двух лет несет субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам, перешедшим к обществу от товарищества.

Полное товарищество. Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

Товарищество на вере. Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников — вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Общество с ограниченной ответственностью. Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Общество с дополнительной ответственностью. Обществом с дополнительной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.

Акционерное общество. Гражданский кодекс РФ устанавливает, что акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерное общество работников (народное предприятие). Народным предприятием признается общество, созданное путем преобразования коммерческой организации на основании договора между ее участниками и работниками предприятия. В нем работникам предприятия принадлежит пакет акций, номинальная стоимость которых составляет более 75% уставного капитала.

Дочернее хозяйственное общество. Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Зависимое хозяйственное общество. Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или более 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Производственные кооперативы. Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц.

Помимо коммерческих организаций предпринимательскую деятельность могут вести некоммерческие организации, однако лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. К таким организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, финансируемые собственником учреждения.

Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных прав могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Если на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, то она (он) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

Некоммерческие организации также могут объединяться на добровольной основе в ассоциации (союзы). Такие ассоциации (союзы) будут некоммерческими организациями.

Простое товарищество. Правовой институт простого товарищества установлен Гражданским кодексом РФ. По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. Срок действия простого товарищества определяется соглашением сторон, но может и отсутствовать в договоре (простое товарищество в этом случае подразумевается бессрочным).

Главной особенностью договора простого товарищества является то, что его участники не выступают по отношению одно к другому в роли должников и кредиторов, как это имеет место в других договорах. Участники этой сделки юридически не обособляют имущество, используемое ими для совместной деятельности, и потому отвечают по общим долгам всем своим личным имуществом в долевом или солидарном порядке.

Вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи. Вклады товарищей предполагаются равными по стоимости, если иное не следует из договора простого товарищества или фактических обстоятельств. Денежная оценка вклада товарища производится по соглашению между товарищами.

Следует отметить, что общее имущество товарищей не служит гарантией удовлетворения их кредиторов по общим обязательствам. Поэтому допускается внесение в качестве вкладов не только реального имущества, но и профессиональных и иных знаний, а также умений и навыков, деловых связей и деловой репутации.

При ведении общих дел каждый товарищ вправе действовать от имени всех товарищей, если договором не установлено, что ведение дел осуществляется отдельными участниками либо совместно всеми участниками договора..

Если участник товарищества совершил сделку по ведению общих дел с превышением своих полномочий (например, получив на нее согласие большинства, но не всех товарищей), остальные участники все равно будут считаться обязанными по такой сделке, так как их контрагенты (третьи лица) не обязаны знать об ограничениях на совершение сделки, касавшихся данного товарища.

Договор простого товарищества прекращается по истечении срока или по достижении цели, для которой он заключается, а также по другим обстоятельствам (объявление какого-либо из товарищей банкротом, выход из товарищества одного из участников, выдел доли товарища по требованию его кредитора, в случаях, если договором или последующим соглашением не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными товарищами).

При прекращении действия договора возникает необходимость решения двух вопросов:

а)    об ответственности по общим обязательствам, существующим перед третьими лицами;

б)    о разделе общего имущества или возврате имущества, переданного в общее пользование.

Раздел общего имущества осуществляется по правилам, установленным Гражданским кодексом РФ для раздела долевой собственности.

Договором простого товарищества может быть предусмотрено, что его существование не раскрывается для третьих лиц (негласное товарищество). В отношениях с третьими лицами каждый из участников негласного товарищества отвечает всем своим имуществом по сделкам, которые он заключил от своего имени в общих интересах товарищей. В отношениях между товарищами обязательства, возникшие в процессе их совместной деятельности, считаются общими.

В настоящее время рассматриваемая форма предпринимательской деятельности пока не нашла широкого распространения в Российской Федерации. Образование простых товариществ, по-видимому, целесообразно в первую очередь в форме консорциумов, создаваемых на определенный срок в интересах выполнения крупных проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

 

На протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал все большее значение государственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях, принадлежащих государству производится от одной пятой до трети валового национального продукта.

Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как: обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса, и т.д.

Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической инфраструктуры:

  • энергетика,
  • транспорт,
  • связь.

    Но не только это: государства осваивают программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса. Государственные инвестиции в экономику, в отдельных странах достигли огромных размеров: в Швеции — до 1/4, Италии и Великобритании — до 1/3, в Австрии и Франции — свыше 40 % общего объема капитальных вложений. Практически на средства государства ведутся фундаментальные научные исследования.

    Располагая финансами, государство выступает по отношению к частному сектору в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку.

    К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также: предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры, помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве, проведение региональной политики создания в экономически отсталых районах промышленных предприятий, увеличение числа рабочих мест, охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий, строительство очистных сооружений, развитие фундаментальных научных исследований, производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.

    Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства, мотивы. Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру. Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств перед акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т.д. Конкуренция в сфере коммерческой деятельности недопустима еще и потому, что частный сектор втягивается в коррупцию: через взятку чиновнику можно добиться больших результатов, чем за счет снижения издержек.

    Для последних десятилетий стало характерным формирование смешанных государственно-частных предприятий и корпораций, имеющих акционерную форму.

    Проблема государственной собственности и ее границ все больше преобразуется в проблему пределов и форм государственного контроля, его возможности реально влиять на поведение экономических субъектов.

    Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут и должны разрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим:

    1. Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.

    2. Стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций.

    3. Координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды.

    4. Создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение.

    5. Выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом.

    6. Поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.

    Ни одна из перечисленных задач не может быть решена на уровне предприятия, корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогатива исключительно государства.

    Говоря о тенденциях развития предпринимательства, различные авторы предлагают свои вариации направленные на процесс оптимизации государственного и государственно-частного предпринимательства. Основные из них могут быть обозначены как следующие: а) определить оптимальные рамки государственного предпринимательства; б) провести реорганизацию управления государственной собственностью; в) установить общественный контроль за эффективным и по назначению расходованием государственных средств, а также использованием государственного имущества; г) привлекать к управлению государственной собственностью органы местного самоуправления, профсоюзы, общества потребителей и др.; д) разработать единый реестр государственной собственности как на территории Российской Федерации, так и за рубежом; е) ввести обязательный аудит государственной собственности; и) упорядочить механизм управления государственным имуществом; к) четко разделить все акционерные общества с государственным участием на две группы:

    — акционерные общества, государственный пакет акций которых целесообразно реализовать в ближайшее время (в течение года) путем его продажи;

    — акционерные общества, государственный пакет акций которых целесообразно сохранить в течение относительно длительного времени;

    л) шире практиковать передачу акций акционерного общества с контрольным пакетом акций у государства в доверительное управление непосредственному руководству АО; м) развивать новые модели предпринимательской деятельности государства, основанные на различных формах сочетания государственной и частной собственности, т.е. развитие экономики смешанного типа; н) введение на макроуровне системы индикативного (договорного) планирования с установлением ряда обязательных показателей для казенных предприятий.

    Итак, во-первых, государственное предпринимательство необходимо даже в условиях рыночной экономики. Во-вторых, приоритетно государственное предпринимательство, в условиях рыночной экономики, должно осуществляться: обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей; стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций; координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды; создание производственной и социальной инфраструктуры; поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.

    Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Это имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Унитарное предприятие может быть основано на праве хозяйственного ведения (хозяйственной самостоятельности) и на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие). Имущество предприятия на праве хозяйственного ведения может принадлежать Федерации» субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Имущество казенного предприятия является федеральной собственностью.

     

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    В заключение, подводя итог и суммируя все, изложенное в данной работе выше, необходимо отметить, что, согласно действующему законодательству, в РФ могут быть следующие организационные формы предпринимательства и его субъекты:

    1)Индивидуальное – это индивидуальные предприниматели без образования юридического лица;

    2)Товарищества (партнерства) – это хозяйственные товарищества (полное товарищество и товарищество на вере);

    3)Хозяйственные общества (с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акционерное общество);

    4)Производственный кооператив (артель);

    5)Унитарные предприятия (государственные, муниципальные, казенные);

    6)Некоммерческие организации (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, учреждения, фонды, союзы, и ассоциации).

    Проводя анализ основных особенностей вышеуказанных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, а также прав и обязанностей отдельных субъектов предпринимательства и их учредителей и членов в соответствии с законодательством РФ, можно сделать вывод о том, что в настоящее время наиболее удобными формами предпринимательской деятельности, направленными на получение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, являются: индивидуальное предпринимательство и хозяйственные общества.

    Они могут наиболее гибко реагировать на изменение внешних факторов, таких как конъюнктура рынка, изменения законодательства, отношения с партнерами и т.д. Участники (учредители) хозяйственных обществ не несут чрезмерной ответственности по обязательствам общества, к примеру, по сравнению с хозяйственными товариществами.

    Не случайно, при создании в России рыночной инфраструктуры, начиная с 1991 года, наибольшее распространение и развитие получили именно такие формы предпринимательской деятельности. Они начали наиболее интенсивно развиваться с 1992 года, в основном, в виде малого предпринимательства в сферах торговли и посреднических услуг. Именно малые предприятия стали залогом продвижения России по пути построения рыночных отношений.

    Однако, без поддержки государства малое предпринимательство в России не сможет активно развиваться.

    Предпринимательство как особая форма экономической активности, как конкретная форма обеспечения самозанятости части населения, и создания новых рабочих мест пользуется правительственной поддержкой во всех промышленно развитых странах.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Конституция РФ: Принята всеобщим голосованием 12 декабря 1993 года. М., 2003.
  2. Гражданский кодекс РФ. Ч.1 от 30 ноября 1994. /// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г // СЗ РФ. № 24. Ст. 406.
  4. Об акционерных обществах: ФЗ от 26 декабря 1995 г // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 411.
  5. О государственной поддержке малого предпринимательства: Закон РФ от 14.06.1995, в ред. ФЗ РФ от 21.03.2002 // СЗ РФ. 1995. № 25. Ст. 2343; 2002; № 12, Ст. 1093.
  6. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Закон от 14.11.2002 №161-Ф3 // Российская газета от 03.12.2002
  7. О крестьянском (фермерском) хозяйстве: Закон РСФСР от 22.11.1990 в ред. ФЗ РФ от 21.03.2002 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 26. Ст. 324; СЗ РФ 2002, № 12, Ст. 1093.
  8. О несостоятельности (банкротстве): ФЗ РФ от 26 окт. 2002 г. // Российская газета от 30 окт. 2002.
  9. Об обществах с ограниченной ответственностью: ФЗ от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ (в ред. ФЗ от 21.03.02. № 31-ФЗ) // СЗ РФ. 1998. № 7 Ст. 785
  10. Авилов Г. Е. Хозяйственные товарищества и общества в Гражданском кодексе России. В кн.: Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: Сборник памяти С.А. Хохлова / Отв. ред. А.Л. Маковский; Исследовательский центр частного права. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2000, С. 176-202
  11. Бусыгин А. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для ВУЗов.– М.: ИНФРА-М, 2003.
  12. Гамбаров Ю.С. Курс гражданского права. Т. 1. СПб., 2006.
  13. Голубев Ю.Н. и др. Предпринимательство: истоки, проблемы, перспективы. – М., 2004.
  14. Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Н.К. Толстого. М., 2005.
  15. Зинченко С А., Шапсугов Д.Ю., Корх С.Э. Предпринимательство и статус его субъектов в современном российском праве. Ростов-на-Дону, 2002.
  16. Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. М.,2005.

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.01MB/0.00042 sec

WordPress: 21.84MB | MySQL:121 | 1,683sec