Понятие инвестиций, инвестиционной деятельности . Их виды и особенности

<

010815 1704 1 Понятие инвестиций, инвестиционной деятельности . Их виды и особенности Согласно ст. 1 ФЗ ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ [6] (в ред. Федеральных законов от 02.01.2000 № 22-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 24.07.2007 № 215-ФЗ) инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;

инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;

капитальные вложения — инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты;

инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план);

приоритетный инвестиционный проект — инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации;

срок окупаемости инвестиционного проекта — срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретает положительное значение;

совокупная налоговая нагрузка — расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде ввозных таможенных пошлин (за исключением особых видов пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами в соответствии с законодательством Российской Федерации), федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации) инвестором, осуществляющим инвестиционный проект, на день начала финансирования инвестиционного проекта.

Под экономическими инвестициями понимается инвестирование с целью получения прибыли, а под потребительскими — вложение средств для удовлетворения тех либо иных потребностей в будущем, например, потребности в жилье, выделяют и так называемые интеллектуальные инвестиции (вложение средств в подготовку кадров, передачу опыта, ноу-хау, совместные научные разработки и др.).

Закон от 26 июня 1991 г. № 1488-I «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», заложив законодательную основу собственно инвестиционной деятельности, призван вместе с другими законами определять правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации.

Статья 1 определяет инвестиционную деятельность как вложение инвестиций (или инвестирование) и совокупность практических действий по реализации инвестиций. В качестве инвестиций Законом рассматриваются:

денежные средства;

целевые банковские вклады;

паи, акции и другие ценные бумаги;

технологии, машины и оборудование; лицензии, в том числе на товарные знаки;

кредиты и займы;

интеллектуальные ценности, а также любое другое имущество или имущественные права, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.

Определение инвестиций находится во взаимосвязи с их фактическим осуществлением, с учетом этого фактора инвестиции подразделяются на:

– прямые (вложения непосредственно в производство товаров, работ, услуг, строительство и реконструкцию объектов и другие реальные инвестиции);

ссудные (предоставление займов, кредитов);

портфельные» (приобретение ценных бумаг).

В составе реальных инвестиций выделяют:

– инвестиции, идущие на замену изношенного или устаревшего оборудования (по объему они соответствуют амортизационным отчислениям и служат сохранению величины капитала);

– инвестиции, идущие на развитие производства, на его расширение и повышение научно-технического уровня (они подразделяются на экстенсивные капиталовложения — направлены на увеличение производственных мощностей без изменения технологии и организации производства, и интенсивные — направленные на создание новых производственных мощностей или переоснащение действующих на новой технологической основе. Эти инвестиции приводят к созданию нового реального капитала или увеличению действующего);

– инвестиции в запасы (к таким инвестициям относят вложение средств в сырье, вспомогательные материалы, продукцию поставщиков, необходимость в них может возникнуть при увеличении объемов производства).

Под финансовыми инвестициями, как уже отмечено, понимаются вложения в кредитно-финансовой сфере, включая операции с ценными бумагами. Осуществление финансовых инвестиций связано с привлечением и использованием средств юридических и физических лиц. На практике не только крупные, но и средние, и мелкие предприятия прибегают к различным источникам заимствования, в том числе к банковским кредитам, заимствованию средств на финансовых рынках и т.д. Выбор источников финансирования зависит от различных факторов: отрасли и сферы деятельности, размера предприятия, технологических особенностей его деятельности, специфики выпускаемой продукции, характера государственного регулирования и налогообложения бизнеса, связи с рынком и т.д. Как показывает зарубежный опыт, важное место в структуре внешних источников финансирования занимает эмиссия ценных бумаг и, прежде всего, акций и облигаций. В современных развитых странах облигационная масса корпораций составляет, как правило, от 10—15 до 60—65 процентов общих объемов эмиссии корпоративных ценных бумаг, что свидетельствует о важной роли облигаций как альтернативного источника инвестиций. Как перспективный источник дополнительных инвестиционных ресурсов для реального сектора экономики, корпоративные облигации рассматриваются в Росси

Согласно ФЗ от 09.07.1999 № 160-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002№ 31-ФЗ, от 25.07.2002 № 117-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 22.07.2005 № 117-ФЗ, от 03.06.2006 № 75-ФЗ, от 26.06.2007 № 118-ФЗ, от 29.04.2008 № 58-ФЗ) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
иностранная инвестиция — вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации;

<

прямая иностранная инвестиция — приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации; осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности

 

Государственная инвестиционная политика – это совокупность действий, направленных на улучшение инвестиционного климата и обеспечение финансирования национальной экономики.

Инвестиционный климат состоит из:

инвестиционных рисков,

инвестиционного потенциала.

Основной задачей государства является снижение рисков: политических, социальных, финансовых, криминальных, экологических и проч. – и улучшение (или сохранение) факторов потенциала: трудового, научного потребительского, ресурсного.

Инвестиционная политика – это действия по привлечению средств из различных источников: иностранные и отечественные инвестиции (привлечение средств населения, стимулирование заинтересованности банковского сектора в предоставлении кредитов для реального сектора экономики).

В зависимости от масштабности следует различать:

инвестиционную политику на макроуровне;

инвестиционную политику на региональном уровне;

Они очень тесно связаны между собой и дополняют друг друга.

Сегодня переход к новому инвестиционному режиму связан с необходимостью разработки новой инвестиционной политики, адекватной изменившимся экономическим условиям.

Основные направления инвестиционной политики включают:

– проведение децентрализации инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;

– переход от безвозвратного финансирования предприятий к кредитованию их на платной и возвратной основе, позволяющий инвестору с одной стороны уже иметь гарантию на возврат собственных денежных средств, несмотря на производственное состояние предприятия, а с другой – за это получить еще и прибыль;

– сохранение роли государства как инвестора в области важнейших производств, социальной сфере, общественно значимых объектов, то есть в инфраструктурных проектах народно-хозяйственного значения и их финансовое стимулирование посредством предоставления налоговых льгот или налогового кредита;

– усиление контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета, направленных на инвестиции, необходимое для борьбы с бюрократией, то есть это позволит с достоверностью говорить о приходе денежных средств до пункта назначения, а не оседании их в «карманах» чиновников;

– использование централизованных инвестиций на реализацию эффективных и быстро окупающихся проектов, расширение практики их долевого финансирования;

– стимулирование частных и иностранных инвестиций для привлечения иностранного капитала на российский рынок;

– совершенствование нормативной базы с целью создания инвесторам наиболее приемлемый им и благоприятный законодательно-инвестиционный климат;

– предоставление гарантий и страхование инвестиций, что позволит инвестору приобрести уверенность в возврате денежных средств, что затем спровоцирует его на очередное инвестирование.

Используя методы государственного регулирования, можно:
снизить или повысить инвестиционную активность в стране, создать для инвестиций более выгодные условия в реальном секторе экономики или, наоборот, в сфере биржевых спекуляций, предопределить отраслевую структуру инвестиций в реальный сектор экономики.

Рассмотрим методы инвестиционной политики государства через призму инвестиционного законодательства РФ.

Главные принципы инвестиционного законодательства закладываются на федеральном уровне, что непосредственно влияет на инвестиционный климат.

Основными законодательными актами, регламентирующими инвестиционную политику государства в РФ, являются:

ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 02.01.2000 № 22-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 24.07.2007 № 215-ФЗ), определяющий правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности. В нём определяются уже перечисленные выше формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. Также проводится различие между понятиями «инвестиции» и «капитальные вложения».

ФЗ от 30.12.1995 № 225-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.01.1999 № 19-ФЗ, от 18.06.2001 № 75-ФЗ, от 06.06.2003 № 65-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 29.12.2004 № 199-ФЗ) «О соглашениях о разделе продукции», устанавливающий правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации.

ФЗ от 09.07.1999 № 160-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002№ 31-ФЗ, от 25.07.2002 № 117-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 22.07.2005 № 117-ФЗ, от 03.06.2006 № 75-ФЗ, от 26.06.2007 № 118-ФЗ, от 29.04.2008 № 58-ФЗ) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»

Федеральный закон от 29 апреля 2008 года № 57-ФЗ г. «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» . Данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с осуществлением иностранными инвесторами или группой лиц инвестиций в форме приобретения акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также с совершением иных сделок, в результате которых устанавливается контроль иностранных инвесторов или группы лиц над такими хозяйственными обществами.

«Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2008 № 161-ФЗ) – определяет основные положения по расходам на государственные инвестиции. Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.


Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, осуществляться с использованием следующих форм и методов (в соответствии с законодательством Российской Федерации):


1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

– совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

– установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

–защиты интересов инвесторов;

– предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

– расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

– создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

– принятия антимонопольных мер;

– расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

– развития финансового лизинга в Российской Федерации;

– проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

– создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов [17, c. 44] ;

2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

– разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета [17, c. 44];

– формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета. Порядок формирования указанного перечня определяется Правительством Российской Федерации [17, c. 44];

– размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, либо на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов. Порядок размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации;

– проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;

– разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;

– выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;

– вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

– предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государство в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности: обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности; гласность в обсуждении инвестиционных проектов; право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц; защиту капитальных вложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 25 декабря 1993 года.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2008 № 161-ФЗ)
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. — №32. – Ст. 3301;
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 26 января 1996г. №14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — №5. — Ст. 410.
  5. Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (с изменениями от 19 июня 1995 г., 25 февраля 1999 г., 10 января 2003 г.). Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР от 18 июля 1991 г., № 29, ст. 1005.
  6. ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 26.11.1998 № 182-ФЗ, от 08.07.1999 № 139-ФЗ, от 07.08.2001 № 121-ФЗ, от 28.12.2002 № 185-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 28.07.2004 № 89-ФЗ, от 07.03.2005 № 16-ФЗ, от 18.06.2005 № 61-ФЗ, от 27.12.2005 № 194-ФЗ, от 05.01.2006 № 7-ФЗ, от 15.04.2006 № 51-ФЗ, от 27.07.2006 № 138-ФЗ, от 16.10.2006 № 160-ФЗ, от 30.12.2006 № 282-ФЗ, от 26.04.2007 № 63-ФЗ, от 17.05.2007 № 83-ФЗ, от 02.10.2007 № 225-ФЗ, от 06.12.2007 № 334-ФЗ, от 06.12.2007 № 336-ФЗ, от 27.10.2008 № 176-ФЗ) // СЗ РФ. № 17. 1996. Ст. 1918.
  7. ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 02.01.2000 № 22-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 24.07.2007 № 215-ФЗ) // КонсультантПлюс.
  8. ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 № 225-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.01.1999 № 19-ФЗ, от 18.06.2001 № 75-ФЗ, от 06.06.2003 № 65-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 29.12.2004 №199-ФЗ) // КонсультантПлюс.
  9. ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 25.07.2002 № 117-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 22.07.2005 № 117-ФЗ, от 03.06.2006 № 75-ФЗ, от 26.06.2007 № 118-ФЗ, от 29.04.2008 №58-ФЗ) // КонсультантПлюс.
  10. ФЗ от 29 апреля 2008 года № 57-ФЗ г. «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» // КонсультантПлюс.


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.81MB | MySQL:124 | 1,563sec