Понятие торговой организации с иностранными инвестициями ее правовой статус

<

010815 1731 1 Понятие торговой организации с иностранными инвестициями ее правовой статусСогласно ст. 2 ФЗ РФ от 25 июня 1999 г. «Об иностранный инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ иностранный инвестор — иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами;

В статье 4 указанного Закона определен правовой режим деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.

Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Филиал иностранного юридического лица, созданный на территории Российской Федерации, выполняет часть функций или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица (головная организация) при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам.

Дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями не пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом, при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации.

Иностранный инвестор, коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на территории Российской Федерации, в которой иностранный инвестор (иностранные инвесторы) владеет (владеют) не менее чем 10 процентами доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале указанной организации, при осуществлении ими реинвестирования пользуются в полном объеме правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом.

Российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом.

Коммерческая организация утрачивает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня выхода иностранного инвестора из состава ее участников (при наличии нескольких иностранных инвесторов в составе ее участников — в случае выхода всех иностранных инвесторов). С этого дня указанная коммерческая организация и иностранный инвестор утрачивают правовую защиту, гарантии и льготы, установленные настоящим Федеральным законом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Гарантии и льготы, предоставляемые торговым организациям с иностранными инвестициями по Федеральному закону РФ от 25 июня 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»

 

Гарантии торговым организациям с иностранными инвестициями установлены в статья 5 – 15 ФЗ РФ от 25 июня 1999 г. «Об иностранный инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ, льготы перечислены в статьях 16 – 17 указанного закона

В ст. 5 ФЗ № 160-ФЗ устанавливается гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации. Иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством РФ.

В следующей статье 6 ФЗ № 160-ФЗ установлена гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации. Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу установлена в ст. 7 ФЗ № 160-ФЗ. Иностранный инвестор в силу договора вправе передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг), а на основании закона или решения суда обязан передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг) другому лицу в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

<

Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями устанавливается в ст. 8 ФЗ № 160-ФЗ. Имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации. При реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки.

Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ установлена в ст. 9 ФЗ № 160-ФЗ. В том случае, если вступают в силу новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, изменяющие размеры ввозных таможенных пошлин (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами в соответствии с законодательством Российской Федерации), федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации), либо вносятся в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации изменения и дополнения, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов либо устанавливают режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций в Российской Федерации по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта за счет иностранных инвестиций, то такие новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также изменения и дополнения, вносимые в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, не применяются в течение сроков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, в отношении иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты за счет иностранных инвестиций, при условии, что товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями, используются целевым назначением для реализации приоритетных инвестиционных проектов.

В статье 10 ФЗ № 160-ФЗ устанавливается гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором. Спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, разрешается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде).

Статья 11 ФЗ № 160-ФЗ устанавливает гарантию использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм.

Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции устанавливается в статье 12 ФЗ № 160-ФЗ.

Согласно ст. 13 ФЗ № 160-ФЗ иностранный инвестор вправе приобрести акции и иные ценные бумаги российских коммерческих организаций и государственные ценные бумаги в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.

В статье 14 ФЗ № 160-ФЗ иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество или доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале приватизируемой организации на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества.

Статья 15 устанавливает гарантию предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество. Приобретение иностранным инвестором права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В статье 16 и 17 ФЗ № 160-ФЗ определены льготы предоставляемые коммерческим организациям с иностранными инвестициями.

Согласно ст. 16 ФЗ № 160-ФЗ льготы по уплате таможенных платежей предоставляются иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Льготы и гарантии, предоставляемые иностранному инвестору субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления устанавливаются в соответствии со ст. 17 ФЗ № 160-ФЗ. Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.

 

3. Создание и ликвидация торговых организаций с иностранными инвестициями

 

Особенности создание и ликвидации коммерческих организаций с иностранными инвестициями установлены в статьях 20 – 22 с ФЗ РФ от 25 июня 1999 г. «Об иностранный инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ

Статья 20. Создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями определяется статьей 20 указанного закона. Создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются на условиях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, за изъятиями, которые могут быть установлены федеральными законами в соответствии с пунктом 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, согласно которому изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Следует заметить, что юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

Законодательству известно несколько способов (порядков) создания юридических лиц. В условиях рыночной организации оборота основным становится явочно-нормативный (или нормативно-явочный, иногда называемый также заявительным либо регистрационным) способ их создания. Он исключает необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица. Учредители «являются» в регистрирующий орган, который не вправе отказать им в регистрации создаваемой организации при отсутствии каких-либо нарушений правовых норм с их стороны. В таком порядке создается большинство юридических лиц.

  Прекращение деятельности юридического лица  происходит  в  результате его реорганизации или ликвидации (добровольной или по решению суда)  и,  как правило, носит окончательный характер. Реорганизация юридического лица осуществляется в таких формах, как: слияние нескольких юридических лиц в одно; присоединение одного или нескольких юридических лиц к другому; разделение юридического лица на несколько самостоятельных организаций; выделение из состава юридического лица (не прекращающего при этом своей деятельности) одного или нескольких новых юридических лиц; преобразование юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую (п. 1 ст. 57 ГК).

Статья 21 посвящена порядку создания и ликвидация филиала иностранного юридического лица посвящена статья 21 ФЗ 25 июня 1999 г. № 160-ФЗ. Филиал иностранного юридического лица создается в целях осуществления на территории Российской Федерации той деятельности, которую осуществляет за пределами Российской Федерации головная организация, и ликвидируется на основании решения иностранного юридического лица — головной организации. Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в статье 24 ФЗ РФ от 25 июня 1999 г., осуществляет аккредитацию филиала иностранного юридического лица. Филиалу иностранного юридического лица может быть отказано в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 24 ФЗ РФ от 25 июня 1999 г. правительство Российской Федерации определяет федеральный орган исполнительной власти, ответственный за координацию привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации.

Требования к положению о филиале иностранного юридического лица определены в ст. 22 ФЗ РФ от 25 июня 1999 г. Головная организация представляет в федеральный орган исполнительной власти, указанный в статье 24 ФЗ РФ от 25 июня 1999 г., положение о филиале иностранного юридического лица и другие документы, перечень и требования к содержанию которых с учетом пунктов 2 и 3 статьи 22 утверждаются Правительством Российской Федерации. В положении о филиале иностранного юридического лица должны быть указаны наименования филиала и его головной организации, организационно-правовая форма головной организации, местонахождение филиала на территории Российской Федерации и юридический адрес его головной организации, цели создания и виды деятельности филиала, состав, объем и сроки вложения капитала в основные фонды филиала, порядок управления филиалом. В положение о филиале иностранного юридического лица могут быть включены другие сведения, отражающие особенности деятельности филиала иностранного юридического лица на территории Российской Федерации и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Оценка вложения капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица производится головной организацией на основе внутренних цен или мировых цен. Оценка вложения капитала осуществляется в валюте Российской Федерации. Величина стоимостной оценки вложения капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица должна быть указана в положении о филиале иностранного юридического лица.

Филиал иностранного юридического лица имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации со дня его аккредитации. Филиал иностранного юридического лица прекращает предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации со дня лишения его аккредитации.

Задача

 

При создании торговой организации с иностранными инвестициями возникли вопросы: 1) какие документы необходимо подготовить для ее государственной регистрации; 2) в какой орган следует обратиться за государственной регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями; 3) в каких случаях коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть отказано в государственной регистрации и в каком порядке может быть обжалован такой отказ.

 

Решение

 

Согласно п. 2 статьи 20 Федерального закона от 09.07.1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», в редакции Федерального закона № 31-ФЗ юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом Федеральным законом № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

Правительство Российской Федерации в пункте 4 постановления от 19.06.2002 г. № 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц» поручило Минюсту России и МНС России внести в установленном порядке предложения об организации государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Заявителю по данному вопросу, с документами о государственной регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями необходимо обращаться в инспекцию МНС России.

Таким образом, коммерческие организации с иностранными инвестициями, созданные после вступления в силу Закона № 129-ФЗ приобретут права юридического лица только после внесения регистрирующим органом соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

В соответствии с пунктом г) статьи 12 Закона № 129-ФЗ учредитель – иностранное юридическое лицо в подтверждении своего статуса представляет в регистрирующий орган выписку из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны или иное равное по юридической силе доказательство.

Документы, выданные и имеющие юридическую силу на территории одного государства, могут быть использованы на территории другого государства только после их надлежащего удостоверения, если иное не предусмотрено международно-правовыми договорами и соглашениями.

Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 предусмотрено, что документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным органом в пределах их компетенции согласно установленной форме и скреплены официальной печатью, не требуют на территории другой договаривающейся стороны какого-либо удостоверения (легализации). В отношении таких документов может быть потребован только их нотариально удостоверенный перевод.

Необходимые документы для регистрации коммерческого предприятия с иностранными инвестициями:

Учредителем выступает юридическое лицо: 1. Свидетельство о регистрации компании или выписка из Торгового реестра страны-происхождения компании; 2. Устав иностранной компании или иной документ, заменяющий Устав. 3. Справка из банка о наличии открытого расчетного счета компании и ее платежеспособности. 4. Решение об учреждении предприятия с иностранными инвестициями в РФ. 5. Справка о присвоении номера налогоплательщика. 6. Доверенность на лицо, представляющее интересы компании по регистрации.

Учредителем выступает физическое лицо: 1. Паспорт гражданина с действительной визой пребывания в РФ. 2. Справка из банка, подтверждающая платежеспособность гражданина. 3. Бизнес-сертификат.

Представляемые документы должны быть легализованы или иметь проставленный апостиль, а также переведены на русский язык и заверены нотариусом.

Список литературы

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. — №32. С. 3301.
  2. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  3. ФЗ РФ от 25 июня 1999 г. «Об иностранный инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ
  4. Гражданское право. В 2-х томах. Том 1. Учебник /Под ред. Е.А.Суханова. М., 2007.
  5. Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности. М., 2000.

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.93MB/0.00031 sec

WordPress: 23.86MB | MySQL:117 | 1,420sec