Правовой механизм защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности

<

123113 2236 1 Правовой механизм защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности

1. ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1.1. Понятие монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции

 

Сущностной характеристике монополистической деятельности посвящен второй раздел Закона о конкуренции1, однако само определение ее дано в ст. 4 первого раздела этого Закона. Она рассматривается как противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Следует подчеркнуть, что в последней редакции Закона содержание монополистической деятельности существенно изменено по сравнению с тем, которое давалось в прежней редакции, особенно, когда речь идет о таком ее признаке, как соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов, которые могут привести к ограничению конкуренции. Раскрывая глубинную сущность монополистической деятельности, законодатель указывает на ее основные признаки:

1) злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта в том случае, если доля его товара на рынке составляет 65 % и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что его положением на рынке не является доминирующим. В то же время не признается доминирующим положение хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке определенного товара не превышает 35 %.

Закон о конкуренции запрещает хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, такие действия (бездействие), которые могут иметь своим результатом недопущение, ограничение или устранение конкуренции. К числу таких действий (бездействия) Закон, в частности, относит: изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке с последующим повышением цен; навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора; создание условий доступа на товарный рынок, которые ставят в неравное положение одних хозяйствующих субъектов по сравнению с другими (дискриминация); создание входных (выходных) барьеров на рынок и с рынка; установление и поддержание монопольно высоких (низких) цен и др.

В то же время Закон предусматривает действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, которые в исключительных случаях могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект от его действий превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка;

2) соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию. Законом запрещается заключение договоров или осуществление согласованных действий хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара либо взаимозаменяемых товаров (субститутов), которые приводят или могут привести к поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок, наценок; повышению, снижению или поддержанию цен на аукционах и торгах, разделу рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров; ограничению доступа на рынок или устранению с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей, отказу от заключения договоров с определенными продавцами и покупателями.

Однако, если совокупная доля хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара не превышает 35 %, то вышеуказанные положения к ним не применяются.

В качестве монополистической может быть признана также любая координация предпринимательской деятельности коммерческих организаций, если она имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции.

3) акты и действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, если они направлены на отграничение конкуренции. Органам власти всех уровней запрещается принимать акты или совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

4) соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, если они направлены на ограничение конкуренции.

Поэтому Законом о конкуренции запрещается заключение в любой форме соглашений при осуществлении согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в результате которых имеются или могут иметь недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов (ст. 8 Закона о конкуренции).

Новеллой в Законе о конкуренции являются антимонопольные требования к проведению конкурса на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и нужд местного самоуправления. Не допускается при проведении конкурса создание преимущественных условий участия в конкурсе для отдельных участников конкурса, участие в конкурсе организаторов конкурса, их сотрудников и аффилированных лиц, необоснованное ограничение доступа к участию в конкурсе и др. Нарушение данных правил является основанием для признания судом конкурса недействительным.

Определение недобросовестной конкуренции содержится в ст. 4 Закона о конкуренции и означает любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить (или причинили) убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Известный русский юрист Г.К. Гинс под недобросовестной конкуренцией понимал «пользование принадлежащим каждому правом соревнования, которое сопровождается способами, морально недопустимыми, понижающими деловую порядочность купцов в отношении друг к другу и подрывающими доверие к купцам со стороны потребителей»1.

Конкретные формы проявления недобросовестной конкуренции содержатся в ст. 10 Закона о конкуренции2.

Первая форма — распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту или нанести ущерб его деловой репутации.

Вторая форма недобросовестной конкуренции — введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качеств товара.

Третья форма — некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов, в основе которого лежат ненавязчивые, но искаженные представления о качестве товара, его потребительских свойствах, т.е. преувеличение его действительных достоинств.

Четвертая форма, обозначенная в Законе, — продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг.

Пятая форма — получение, использование, разглашение научно-технической производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Перечень запрещенных форм недобросовестной конкуренции, установленных в Законе о конкуренции, не является исчерпывающим. В частности, к формам недобросовестной конкуренции относится также ненадлежащая реклама, т.е. недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации (ст. 2 ФЗ РФ «О рекламе» от 18 июля 1995 г.1).

 

1.2. Цели, методы и механизм антимонопольного регулирования

 

Начиная анализ формирования правового механизма антимонопольного регулирования в России следует отметить, что социально-экономические системы очень инерционны, и поэтому практически невозможно совершить резкий переход от одной системы к другой без тщательно продуманной концепции и программы такого перехода. Чрезвычайно высокая степень монополизации советской экономики, сложившаяся вследствие многолетней политики концентрации и узкой предметной специализации производства, отсутствие частной собственности стало одним из главных препятствий на пути формирования рынка, развития конкуренции и предпринимательства.

Для преодоления такого положения и, прежде всего, в целях формирования конкурентной среды потребовалось создание системы нормативно-правовых актов, направленных на защиту свободной конкуренции и ограничение монополистической деятельности. Первым шагом в решении задачи по формированию законодательного регулирования конкуренции и монополий стало дополнение ст. 17 Конституции РСФСР в 1990 г. нормой, обязывающей государство не допускать монополизма на начальном этапе формирования рыночной экономики.

Российская правовая система пошла по пути формирования законодательства, представленного как общими и специальными законами, так и множеством подзаконных актов. В частности, 22 марта 1991 г. был принят Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных крынках», который затем дополнялся и изменялся1.

В ходе реализации антимонопольных мер преследуются следующие основные цели:

1. Обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации

2. Обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.

3. Снижение барьеров входа на товарные рынки

4. Создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.

5. Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.

    Достижение поставленных целей реализуется посредством применения сложившихся в мировой практике методов, основными из которых можно выделить следующие: применение ограничительных мер, контроль за усилением экономической концентрации, запрет на недобросовестную конкуренцию, запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию, использование государственного реестра.

<

Условием свободы конкуренции является ст. 8 Конституции РФ, дающая правовые гарантии единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности. Беспрепятственное осуществление предпринимательской деятельности и запрещение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, закреплено в ст. 34 Конституции РФ, а ст. 74 этой же Конституции запрещает установление таможенных границ и сборов, а также иных препятствий, затрудняющих свободное перемещение товаров и услуг.

В систему нормативно-правовых актов, регулирующих конкуренцию и монополистическую деятельность на рынке товаров и услуг, входят отдельные нормы ГК РФ. Так, п. 1 ст. 10 не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке, а п. 1 ст. 1033 по договору коммерческой концессии предусматривает возможность обязать пользователя не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора. Бели же будет установлено, что эти ограничительные условия противоречат антимонопольному законодательству, то по требованию антимонопольного органа они могут быть признаны недействительными.

Нормы права, призванные укреплять свободу конкуренции и ограничивать всевластие монополий, содержатся также в федеральных законах: от 18 июля 1995 г. «О рекламе»; от 19 июля 1995 г. «О естественных монополиях»; от 7 февраля 1992 г. в редакции от 9 января 1996 г. «О защите прав потребителей», от 29 июня 1999 г. «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»; от 14.04.1998 г. «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами».

В ряду названных антимонопольных законов основным является Закон о конкуренции, который определяет не только организационные, но и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение надлежащих условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Сфера применения данного Закона весьма широка, то есть его нормы распространяются на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации, участниками которых являются российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. В то же время настоящий Закон не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав, кроме случаев, когда соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничения конкуренции. Его действия не распространяются и на отношения, связанные с монополистической деятельностью, с недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг.

Наряду с антимонопольными законами важную роль в регулировании конкуренции и монополий занимают подзаконные акты — Указы Президента РФ, постановления правительства РФ, приказы и инструкции федеральных антимонопольных органов РФ.

 

 

2. ИНСТИТУТ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

2.1. Система антимонопольных органов и их полномочия

 

Государственная политика, направленная на формирование рыночных отношений, призвана содействовать развитию товарных рынков и конкуренции, а также принимать необходимые меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Для реализации этих задач в структуре федеральных органов исполнительной власти был образован государственный антимонопольный комитет РФ, преобразованный затем в Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства с его территориальными управлениями. Для осуществления своих функций федеральный антимонопольный орган наделен конкретными полномочиями, которые содержатся в Законе о конкуренции, а также Положении о МАП, утвержденном постановлением правительства Российской Федерации от 12.07.99 г. № 7931. Для осуществления своих полномочий МАП создает свои территориальные управления, которые действуют на основании Положения, утвержденного приказом министра МАП от 5.12.02 г. № 8002.

Антимонопольные органы наделены широкими полномочиями, направленными на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства о защите прав потребителей, о рекламе, а также, в пределах своей компетенции, законодательства о естественных монополиях и о товарных биржах и др.

При наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольные органы вправе выдать предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства, принимать решения о привлечении коммерческих и некоммерческих организаций и их руководителей, индивидуальных предпринимателей, а также должностных лиц к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в случаях и в порядке, которые установлены законодательством об административных правонарушениях и др.1.

К полномочиям федеральных антимонопольных органов относится право на получение необходимой информации, которую по их требованию обязаны предоставлять им руководители коммерческих и некоммерческих организаций, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане и индивидуальные предприниматели. В свою очередь антимонопольные органы, получившие сведения, составляющие коммерческую тайну, обязаны не разглашать такую информацию, в противном случае причиненные их действиями убытки предпринимателям подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Важная роль отводится антимонопольным органам в осуществлении контроля за доминирующим положением хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 % и подлежащих включению в реестр. Порядок формирования и ведения реестра утвержден постановлением правительства РФ от 15.02.1996 г. № 154. Включение в Реестр вовсе не означает, что хозяйствующий субъект является монополистом, это лишь способ государственного контроля за соблюдением им антимонопольного законодательства. Его деятельность может быть признана монополистической, если будет установлено, что он злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке2.

Решение о включении в Реестр или исключении из Реестра оформляется приказом министра Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Реестр является открытым, и сведения, содержащиеся в нем, могут предоставляться всем заинтересованным юридическим и физическим лицам. Кроме того, МАП ежегодно публикует Реестр по состоянию на 1 января каждого года.

Законом о конкуренции в редакции от 09.10.2002 № 122-ФЗ1 значительно усилен государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций, за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, за принудительным разделением (выделением) коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, за соглашениями и согласованными действиями хозяйствующих субъектов, ограничивающими конкуренцию.

Следует отметить, что деятельность антимонопольных органов как органов исполнительной власти поставлена под контроль судебных органов, и хозяйствующие субъекты, органы власти и управления могут обжаловать в суд или арбитражный суд любые предписания и решения антимонопольных органов.

 

2.2. Защита конкуренции на рынке финансовых услуг

 

До принятия Государственной Думой 4 июня 1999 г. ФЗ РФ № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» 2 отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынке ценных бумаг, рынке банковских услуг, рынке страховых услуг и рынке иных финансовых услуг, регулировались нормами права, содержащимися в отдельных законодательных актах: ст. 30, ст. 51 ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг»1, ст. 31 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»2, ст. 10 ФЗ РФ «Об акционерных обществах»3, ФЗ РСФСР «О банках и банковской деятельности»4.

В Законе «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»в ст.5 впервые дано определение понятия рынка финансовых услуг как сферы деятельности финансовых организаций на территории Российской Федерации или ее части, определяемой, исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям.

К ограничению конкуренции на рынке финансовых услуг в Российской Федерации могут привести действия и соглашения, совершаемые участниками рынка, злоупотребляющими доминирующим положением или прибегающими к использованию методов недобросовестной конкуренции.

Недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг, между финансовыми организациями может выражаться в следующих действиях:

– распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другой финансовой организации либо нанести ущерб ее деловой репутации;

– некорректном сравнении финансовой организацией предоставляемых ею финансовых услуг с финансовыми услугами, предоставляемыми другими финансовыми организациями;

– получении, использовании и разглашении информации, составляющей служебную или коммерческую тайну, без согласия ее владельца, если такие действия не предусмотрены законодательством Российской Федерации (ст. 15 Закона о защите конкуренции).

 

2.3. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

 

Закон о конкуренции обязывает коммерческие и некоммерческие организации и их руководителей, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также индивидуальных предпринимателей выполнять действия, предусмотренные решением или предписанием антимонопольного органа, в установленный срок.

За нарушения антимонопольного законодательства указанные лица несут гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность.

Гражданско-правовая ответственность выражается в возмещении хозяйствующему субъекту убытков, причиненных монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией, наступившей в результате принятия неправомерного акта органа власти и управления, в том числе и антимонопольного органа.

Убытки, причиненные хозяйствующему субъекту в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе убытки, причиненные в результате издания ими правовых актов в нарушение антимонопольного законодательства, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в порядке, предусмотренном ст. 16 и ст. 15 ГК РФ.

Убытки, причиненные неправомерными действиями (бездействием) хозяйствующего субъекта, подлежат возмещению также в соответствии с гражданским законодательством.

Доход, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом, чьи действия признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией, подлежат взысканию в федеральный бюджет в судебном порядке по иску антимонопольного органа1.

Административная ответственность хозяйствующих субъектов, должностных лиц (руководителей) хозяйствующих субъектов, должностных органов власти за нарушение административного законодательства выражается в наложении административного штрафа. Например, действия должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ или должностных лиц органов местного самоуправления, направленные на незаконное ограничение свободы торговли, влекут наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти МРОТ (ст. 14.9 КоАП РФ)1. Непредставление в антимонопольные органы заявлений, ходатайств, сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством, либо представление заведомо недостоверных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти МРОТ, а на юридических лиц — от пятисот до пяти тысяч МРОТ (ст. 19.8 КоАП РФ).

Органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях в области антимонопольного законодательства, являются Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и его территориальные управления. Они рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.3,14.6, частями 1 и 2 статьи 14.8, статьей 14.9, частью 2 статьи 19.5, статьей 19.8 КоАП РФ.

За виновные противоправные деяния, нарушающие антимонопольное законодательство, должностные лица федеральных органов исполнительной власти и руководители хозяйствующих субъектов несут уголовную ответственность. Так, ст. 178 УК РФ2 предусмотрена уголовная ответственность за монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно ограничения конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен. Мера наказания применяется к виновным лицам в зависимости от совершения ими конкретных деяний.

 

2.4 Правовое регулирование естественных монополий

 

Федеральный закон «О естественных монополиях» 1 выделяет субъекты естественных монополий в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Наличие естественных монополий в народном хозяйстве, являющихся базой всей экономики, означает, что не существует реальной возможности избежать доминирующего положения на рынке какого-либо определенного предприятия. Поэтому возникает необходимость выработки правового механизма регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий. Основная цель такого регулирования и контроля заключается в том, чтобы воспрепятствовать получению этими структурами сверхприбыли.

Нормативно-правовую основу регулирования и контроля деятельности естественных монополий составляют законы и иные нормативные акты, принимаемые как федеральными органами государственной власти, так и субъектами Российской Федерации по вопросам, которые находятся в их исключительном ведении или в совместном ведении с Российской Федерацией.

Определяющая роль отводится ФЗ РФ «О естественных монополиях», принятому 19.07.1995 г. и заложившему правовые основы регулирования и контроля деятельности естественных монополий в Российской Федерации. Кроме того, приняты нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, складывающиеся в отдельных сферах естественных монополий. Это, в частности, ФЗ РФ «О железнодорожном транспорте в РФ» от 10.01.2003 г.1; ФЗ РФ «О связи» от 16.02.1995 г.2; ФЗ РФ «Об энергоснабжении» от 15.03.1996 г.3; ФЗ РФ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 10 марта 1995 г.4; ФЗ РФ «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03. 1995 г.

Функции регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий согласно Закону «О естественных монополиях», осуществляют федеральные органы Российской Федерации, которые вправе создавать свои территориальные органы и наделять их правомочиями в пределах своей компетенции. В соответствии с этим Указами Президента РФ от 29.11.1995 г. № 1194 была образована Федеральная энергетическая комиссия РФ5, от 26.02.1996 № 276 — Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий на транспорте6, постановлением правительства РФ от 10.11.1996 г. № 1343 утверждено положение о Федеральной службе РФ по регулированию естественных монополий в области связи7. Однако в структуре федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента РФ от 22 сентября 1998 г. № 1142, были упразднены федеральная служба России по регулированию естественных монополий в области связи и федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте, а их функции переданы Министерству РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Органы регулирования естественных монополий не только формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, но могут также применять к ним такие методы воздействия на их деятельность, как ценовое регулирование, осуществляемое посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня; определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Таким образом, естественные монополии находятся под контролем двух федеральных структур — антимонопольных органов и специальных органов регулирования деятельности естественных монополий.

За нарушение Закона о естественных монополиях виновные несут гражданско-правовую и административную ответственность. Субъект естественной монополии в случае нарушения данного закона обязан не только прекратить нарушения, но также уплатить административный штраф и возместить причиненные убытки. Полученную в результате нарушения настоящего закона прибыль субъект естественной монополии обязан перечислить в федеральный бюджет в срок, установленный решением органа регулирования естественной монополии.

Субъекты естественных монополий несут ответственность в виде административных штрафов за: завышение цен (тарифов); неисполнение решения (предписания), выданного органом регулирования естественной монополии; представление в органы регулирования естественной монополии недостоверных сведений; непредставление в срок по требованию органа регулирования естественной монополии документов или иной информации, необходимой для осуществления его деятельности.

Если действиями субъекта естественной монополии, нарушающими настоящий закон, причинены убытки другому хозяйствующему субъекту – эти убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция РФ: Принята 12 дек. 1993 г. М., 1993.
  2. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г.// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  4. Кодекс об Административных Правонарушениях РФ: Принят 30 дек. 2001 г. Вступил в действие 01 июля 2002 г.// СЗ РФ. 2002. №. Ст. 1.
  5. УК РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 08.12.03 № 169-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954
  6. Об акционерных обществах: ФЗ РФ № 208-ФЗ от 26.12.1995 (в ред. от 08.04.2004) // СЗ РФ.1996. № 1, ст. 1.
  7. О банках и банковской деятельности: ФЗ РСФСР № 395-1 от 02.12.1990 (в ред. ФЗ № 58-ФЗ от 29.06.2004) // СЗ РФ 1996. № 6, ст. 492.
  8. О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации: ФЗ РФ // СЗ РФ. 1995. № 16. Ст. 1316.
  9. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: Закон РСФСР в ред. Законов РФ от 24.06.1992 № 3119-1; от 15.07.1992 № 3310-1; Федеральных законов от 25.05.1995 № 83-ФЗ; от 06.05.1998 № 70-ФЗ; от 02.01.2000 № 3-ФЗ; от 30.12.2001 № 196-ФЗ; от 21.03.2002 № 31-ФЗ; от 09.10.2002 № 122-ФЗ) // СЗ РСФСР. 1991. № 22. Ст. 1977.
  10. О защите конкуренции на рынке финансовых услуг: ФЗ № 117-ФЗ от 4 июня 1999 г. ФЗ РФ (в ред. ФЗ от 30.12.2001 № 196-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 17, ст. 1918.
  11. О железнодорожном транспорте в РФ: ФЗ РФ от 10.01.2003 г. // Российская газета. 2003. 18 января.
  12. Об организации страхового дела в Российской Федерации: Закон РФ № 4015-1 (в ред. Закона от 21.06.2004 № 57-ФЗ) // Российская газета от 12 января 1993 г.
  13. О рекламе: ФЗ № 108-ФЗ от 18.07.1995 (в ред. ФЗ от 30.12.2001 № 196-ФЗ) // СЗ РФ. 1995. № 30. ст. 2864
  14. О связи: ФЗ РФ от 16.02.1995 г.// СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 600.
  15. О рынке ценных бумаг: ФЗ № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 г (в ред. ФЗ № 58-ФЗ от 29.06.2004 ) // СЗ РФ. 1996. № 17 ст. 1918
  16. Об энергоснабжении: ФЗ РФ от 15.03.1996 г. // Российская газета. 1996. 10 апреля.
  17. Положение о МАП: утверждено Постановление правительства Российской Федерации от 12.07.99 г. № 793 // СЗ РФ. 1999, № 29, ст. 3756.
  18. Об утверждении положения о территориальном управлении Министерства Российской Федерации по Антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России): Приказ от 05.12.2002 г № 800 (в ред. Приказа МАП РФ от 04.09.2003 № 289)// Российская газета, 2002, 25 декабря.
  19. Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. 1997. №6. С. 3–12
  20. Авдашева С.Б., Аронин В.А., Ахполов И.К. и др. Под ред. А. Г. Цыганова. Конкуренция и антимонопольное регулирование.– М.: Логос, 2004.
  21. Вильсон Дж., Цапелик В. Естественные монополии России //Вопросы экономики. 2003. № 9.
  22. Гинс Г.Л. Новые проблемы в праве и основные проблемы современности. Харбин, 2000.
  23. Государственная антимонопольная политика: практический опыт и задачи совершенствования законодательства // Российский экономический журнал. 2000. №3.
  24. Дерябина М. Реструктуризация российской экономики через передел собственности и контроля. — // Вопросы экономики. – 2001. -№ 10. –С.55-64
  25. Дойников И.В. Предпринимательское (хозяйственное) право. М., 2004.
  26. Зинченко С.А., Шапсугов Д.Ю., Корх С.Э. Предпринимательство и статус субъектов в современном российском праве.–Ростов-на-Дону: СКАГС. 2004.
  27. Кирюшкина Г.А., А.В. Михайлов. Антимонопольное законодательство — элемент госрегулирования процессов экономической концентрации // Российский экономический журнал. 1998. № 11.
  28. Лаптев В.В. Предпринимательское право: Понятие, субъекты–М.: Юристъ, 2004.
  29. Макаров Н.Д., Рябов Е.А. Предпринимательское право. М., 2004.
  30. Предпринимательское право / Отв. Ред. С.А. Зинченко, Г.И. Колесник.–Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
  31. Никифоров А.А. Концепция антимонопольной политики и реформа // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6., Экономика. — 1998. — №1. — С.14-30.
  32. Пугинский Б.И. Коммерческое право.– М.: Юрайт-Издат, 2004.
  33. Чувилин Е, Дмитриева В. Государственное регулирование и контроль цен в капиталистических странах, //Финансы и статистика. 2001. N 5.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.97MB/0.00055 sec

WordPress: 22.28MB | MySQL:122 | 3,822sec