Цели и задачи прокурорского надзора

<

081814 2316 1 Цели и задачи прокурорского надзораЦель деятельности прокуратуры заключается в создании на территории Российской Федерации такого режима законности, который позволил бы обеспечить верховенство и соблюдение Конституции, исполнение законов, действующих на территории России, а также сформировать надежный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.

Достижение указанной цели осуществляется с помощью решения основных задач, стоящих перед Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему нижестоящими прокурорами. Эти задачи можно сгруппировать в три блока.

Задачи по обеспечению единства правового пространства в государстве:

— достижение единообразия и точности при исполнении действующего на территории РФ законодательства;

— обеспечение соответствия издаваемых на территории государства нормативно-правовых актов Конституции и федеральному законодательству;

— гарантированное соблюдение на всей территории РФ прав и свобод человека и гражданина;

— обеспечение судебной защиты нарушенных интересов государства путем подачи исков в арбитражные и гражданские суды.

Задачи по осуществлению борьбы с преступностью:

— обеспечение реализации принципа неотвратимости уголовной ответственности за совершенные преступления. Решение этой задачи достигается путем осуществления органами прокуратуры от имени государства уголовного преследования, в том числе и поддержания государственного обвинения в суде, в соответствии с полномочиями, предоставленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

— достижение согласованного взаимодействия различных правоохранительных структур государства в борьбе с преступностью;

— обеспечение законности исполнения назначенного судом наказания или иных мер принудительного характера.

Перечислим также организационные задачи:

— обеспечение оперативного поступления информации об имеющих место различных правонарушениях, организация на должном уровне работы с жалобами и заявлениями граждан;

— установление эффективного сотрудничества с правоохранительными органами других стран для обеспечения эффективности уголовного преследования транснациональных преступных группировок; розыска и экстрадиции преступников, скрывающихся за рубежом; оказания правовой помощи по гражданским и семейным делам гражданам России, находящимся за рубежом; организации обмена положительным опытом работы между прокуратурами различных стран;

— обеспечение населения достоверной информацией о состоянии законности и эффективности борьбы с правонарушениями как в отдельном регионе, так и в целом по РФ; обобщение практических материалов по ведению прокурорского надзора и организация обмена опытом работы с целью повышения эффективности деятельности;

— подготовка высококвалифицированных кадров для структур органов прокуратуры РФ; организация работы по повышению их квалификации с привлечением для этого как ученых, так и опытных практических работников прокуратуры.

Решение стоящих перед прокуратурой задач осуществляется через организацию ее деятельности по следующим основным направлениям:

1) обеспечению общего надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов;

2) осуществлению уголовного преследования в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством-РФ;

3) координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

4) участию в соответствии с процессуальным законодательством РФ в рассмотрении судами гражданских, арбитражных и административных дел, опротестованию противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений;

5) рассмотрению и разрешению в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений граждан;

6) участию прокуратуры в правотворческой деятельности;

7) участию прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;

8) организации издания специальной литературы;

9) обеспечению прямых связей в пределах предоставленной компетенции с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничества с ними, заключения соглашений по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участия в разработке международных договоров РФ;

10) осуществлению деятельности по подготовке и повышению квалификации прокурорско-следственных кадров.

Прокурорский надзор как отрасль права представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих деятельность прокурора по обеспечению верховенства Конституции, соблюдению и исполнению законов, защите прав и свобод граждан, законных интересов личности, общества и государства.

Предметом правого регулирования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере исполнения законов всеми субъектами права, а также деятельность органов прокуратуры по обеспечению режима законности в РФ. Методом правового регулирования служит предусмотренная законом совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных приемов, способов и средств осуществления прокурором своих полномочий.

В ст. 3 Закона о прокуратуре содержится положение, в соответствии с которым правовую основу организации и деятельности органов прокуратуры составляют Конституция, данный Закон, другие федеральные законы и международные договоры РФ.

Конституция определяет принципы организационного построения и непосредственной деятельности самой прокуратуры. Так, в ст. 129 Конституции сказано, что прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

В этой же статье Конституции определен порядок назначения и освобождения от должности Генерального прокурора РФ, а также нижестоящих прокуроров. Данным конституционным положением закреплена независимость прокурорского надзора от иных ветвей государственной власти и обеспечено ее самостоятельное функционирование. Кроме того, оно способствует построению вертикали управления в системе органов прокуратуры таким образом, что надзор за соблюдением законности осуществляется на всех уровнях власти независимо от местнических сепаратистских тенденций.

Однако специфика федеративного устройства российского государства и сложившиеся к моменту принятия Конституции социально-политические условия обусловили тот факт, что в ч. 3 ст. 129 Конституции закреплено положение, согласно которому прокуроры субъектов РФ назначаются на должность только после согласования с органами власти субъекта РФ. Однако органы власти субъектов РФ не имеют права принимать никаких правовых актов и решений относительно организации и деятельности прокуратуры, так как в соответствии С п. «о» ст. 71 Конституции законодательство и управление прокуратурой относится исключительно к ведению РФ.

Таким образом, в Конституции определены принципиальные вопросы организационного построения системы органов прокуратуры и далее в ней указано, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом. Им является Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».

Закон о прокуратуре состоит из VII разделов, которые включают в себя 54 статьи. В этом Законе определены цели и задачи деятельности органов прокуратуры, ее основные функции, принципы организации и работы, система и структура органов прокуратуры, полномочия Генерального прокурора РФ и нижестоящих прокуроров, порядок назначения и освобождения их от должности.

Закон определяет предмет прокурорского надзора относительно каждого из его основных направлений (отраслей), полномочия прокурора и средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. В нем также содержатся нормы, устанавливающие порядок прохождения службы в органах прокуратуры, ее кадровый состав, меры правовой и социальной защиты сотрудников.

Учитывая, что прокурорский надзор охватывает широкую сферу правоотношений, деятельность прокурора по отдельным направлениям регламентируется нормами, содержащимися в иных федеральных законах.

Так, ст. 30 Закона о прокуратуре содержит правило, согласно которому полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.

Например, в соответствии со ст. 21 Закона об ОРД по требованию прокурора, осуществляющего надзор за законностью деятельности органов, обеспечивающих ОРД, руководители этих структур обязаны представить им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий. Неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за ОРД, влечет за собой установленную законом ответственность должностных лиц.

Полномочия прокурора по осуществлению уголовного преследования, а также по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия определены в ст. 37 УПК.

Нормы, регламентирующие деятельность прокурора в административном судопроизводстве, закреплены в КоАП. Например, в его ст. 25.11 содержатся указания на полномочия прокурора, который вправе:

1) возбуждать производство по делу об административном правонарушении;

2) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;

3) приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

Международные договоры РФ содержат достаточно большое количество норм, регламентирующих организацию и деятельность органов прокуратуры. К подобного рода нормативным актам необходимо, например, отнести Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.93.

Регламентируют вопросы деятельности органов прокуратуры и соответствующие указы Президента РФ. К ним, в частности, можно отнести указы Президента РФ от 18.04.96 № 567 «Об утверждении Положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью», а также от 30.06.97 № 659 «Об утверждении Положения о классных чинах прокурорских работников Российской Федерации».

Важную роль в организации и деятельности прокуратуры играют нормативные правовые акты, исходящие от Генерального прокурора РФ. Закон о прокуратуре предоставляет Генеральному прокурору РФ право издавать обязательные для исполнения всеми сотрудниками прокуратуры приказы, распоряжения, указания и инструкции, определяющие и разъяснение вопросы организации деятельности органов прокураты, а также реализации мер материального и социального «печения прокурорских работников. Указанные норматив-правовые акты занимают особое место в деятельности органов прокуратуры, поскольку принимаются в соответствие с текущей оперативной обстановкой, складывающейся в результате непосредственной работы прокуратуры по реализации своих полномочий, а также управлению всей системой ее органов.

Нормативные правовые акты, издаваемые Генеральным Прокурором РФ, должны соответствовать следующим требованиям: во-первых, приниматься уполномоченным на это должностным лицом прокуратуры Генеральным прокурором или его заместителями); во-вторых, не противоречить Конституции и федеральному законодательству; в третьих, обязательными для исполнения всеми прокурорами и прокуратуры. Обязательное значение эти норные правовые акты имеют и для иных должностных органов, поднадзорных прокуратуре.

 

2. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры

 

Конституция Российской Федерации 1993 г. устанавливает лишь наиболее общие принципы организации в деятельности Прокуратуры РФ, оставляя регулирование всех остальных вопросов правового статуса этого органа за федеральными законами, в частности «О прокуратуре Российской Федерации», «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.

Деятельность прокуратуры РФ строится в соответствии со следующими принципами1:

– принципом единства, означающим, что прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную систему органов.

– принципом централизации органов прокуратуры, означающим, что эти органы составляют централизованную систему, в которой нижестоящие органы прокуратуры подчиняются всем вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Вышестоящие прокуроры осуществляют руководство и контроль за деятельностью нижестоящих прокуроров.

– принципом независимости органов прокуратуры, состоящим в том, что органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений. В соответствии с принципом независимости прокуроры и следователи органов прокуратуры не могут быть членами выборных в иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Как следствие, прокуроры а следователя в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

– принципом законности, означающим, что органы прокуратуры реализуют свои функции в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.

– принципом гласности, заключающимся в открытости деятельности органов прокуратуры, доступности для граждан, средств массовой информации. Выражается в информировании населения через средства массовой информации о назначении прокуроров, о состоянии законности и деятельности прокуратуры по обеспечению прав и свобод граждан. В то же время принцип гласности не должен вступать в противоречие с требованиями законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Система и структура органов прокуратуры

 

Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура РФ является уникальным инструментом, позволяющим, с одной стороны, сохранять единое законодательное пространство федеративного государства, с другой стороны — системой, способной быстро и эффективно осуществлять правозащитную функцию, восстанавливая нарушенные права и законные интересы граждан, общественных организаций, государства.

Единство и централизация Прокуратуры РФ обеспечивается:

<

– наличием общих целей и задач;

– установленным порядком назначения прокуроров;

– финансированием всех органов прокуратуры за счет средств федерального бюджета;

– подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору России.

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют1:

– Генеральная прокуратура РФ;

– прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры;

– научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами;

– прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

 

081814 2316 2 Цели и задачи прокурорского надзора

 

081814 2316 3 Цели и задачи прокурорского надзора081814 2316 4 Цели и задачи прокурорского надзора

081814 2316 5 Цели и задачи прокурорского надзора

081814 2316 6 Цели и задачи прокурорского надзора081814 2316 7 Цели и задачи прокурорского надзора

081814 2316 8 Цели и задачи прокурорского надзора081814 2316 9 Цели и задачи прокурорского надзора081814 2316 10 Цели и задачи прокурорского надзора081814 2316 11 Цели и задачи прокурорского надзора081814 2316 12 Цели и задачи прокурорского надзора081814 2316 13 Цели и задачи прокурорского надзора

081814 2316 14 Цели и задачи прокурорского надзора081814 2316 15 Цели и задачи прокурорского надзора081814 2316 16 Цели и задачи прокурорского надзора081814 2316 17 Цели и задачи прокурорского надзора

 

 

081814 2316 18 Цели и задачи прокурорского надзора

081814 2316 19 Цели и задачи прокурорского надзора081814 2316 20 Цели и задачи прокурорского надзора081814 2316 21 Цели и задачи прокурорского надзора

081814 2316 22 Цели и задачи прокурорского надзора081814 2316 23 Цели и задачи прокурорского надзора

 

081814 2316 24 Цели и задачи прокурорского надзора081814 2316 25 Цели и задачи прокурорского надзора081814 2316 26 Цели и задачи прокурорского надзора

081814 2316 27 Цели и задачи прокурорского надзора081814 2316 28 Цели и задачи прокурорского надзора

 

Рис. Система органов прокуратуры России

 

В основе построения системы прокурорских органов лежит административное и национально-государственное устройство, установленное Конституцией РФ, в соответствии с которым в каждом из субъектов Российской Федерации имеется соответствующая прокуратура.

В число специализированных прокуратур, включенных в систему прокуратуры Российской Федерации, входят военные, природоохранные прокуратуры, прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, а также прокуратуры, осуществляющие надзор в закрытых административно-территориальных образованиях и на режимных объектах.

Во главе военных прокуратур стоит Главная военная прокуратура, входящая на правах структурного подразделения в Генеральную прокуратуру. Структуру военной прокуратуры составляют1:

– Главная военная прокуратура;

– прокуратуры военных округов, групп войск, флотов;

– прокуратура Ракетных войск стратегического назначения;

– прокуратура Федеральной пограничной службы РФ;

– прокуратуры других войск, приравненные к прокуратурам субъектов РФ;

– прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам городов и районов.

Возглавляет органы военной прокуратуры заместитель Генерального прокурора РФ — Главный военный прокурор. Структуру и штаты органов военной прокуратуры устанавливает Генеральный прокурор РФ.

Главный военный прокурор и подчиненные ему прокуроры обладают в пределах своей компетенции полномочиями, установленными Федеральным законом «О прокуратуре РФ», и осуществляют их независимо от командования и органов военного управления.

Приказом Генерального прокурора РФ № 19-III от 5 февраля 2001 г. «О частичном изменении структуры и штатного расписания аппарата Генеральной прокуратуры РФ» созданы управления Генеральной прокуратуры РФ в семи федеральных округах, которые также дислоцируются в центрах этих округов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2011 г. №1004 «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации был создан Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации.

Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации (далее — Следственный комитет) является органом прокуратуры Российской Федерации, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

Основными задачами Следственного комитета являются:

1) разработка мер по формированию государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

2) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

3) обеспечение законности при производстве предварительного следствия и защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

5) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению;

6) обеспечение в пределах своих полномочий международно-правового сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

Следственный комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Следственный комитет осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему Главное следственное управление Следственного комитета, следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные следственные управления Следственного комитета, в том числе военные следственные управления Следственного комитета по военным округам, флотам, Ракетным войскам стратегического назначения и другие военные следственные управления Следственного комитета, приравненные к следственным управлениям Следственного комитета по субъектам Российской Федерации, а также следственные отделы Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним специализированные следственные отделы Следственного комитета, в том числе военные следственные отделы Следственного комитета по объединениям, соединениям, гарнизонам и другие военные следственные отделы Следственного комитета, приравненные к следственным отделам Следственного комитета по районам, городам.

В системе Следственного комитета в соответствии с законодательством Российской Федерации могут образовываться научные и образовательные учреждения, а также иные организации, создаваемые для обеспечения деятельности Следственного комитета.

Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

В отсутствие Генерального прокурора РФ или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель.

Срок полномочий Генерального прокурора РФ 5 лет. Полномочия Генерального прокурора РФ по руководству системой прокуратуры Российской Федерации указаны в ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

В число полномочий Генерального прокурора РФ входит назначение прокуроров всех звеньев системы прокуратуры РФ. В соответствии со ст. 129 Конституции РФ назначение прокуроров субъектов Федерации осуществляется по согласованию с органами государственной власти этих субъектов.

Прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, назначаемые Генеральным прокурором РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Требования, предъявляемые к прокурорским работникам. Условия порядок приема на службу в органы и учреждения прокуратуры

 

В соответствии со ст. 40 ФЗ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» служба в органах и учреждениях прокуратуры является федеральной государственной службой. Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются настоящим Федеральным законом. Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры (далее также — работники) регулируются законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Порядок прохождения службы военными прокурорами регулируется настоящим Федеральным законом, Федеральным законом »О воинской обязанности и военной службе» и Федеральным законом »О статусе военнослужащих».

Работники вправе обжаловать вышестоящему руководителю и (или) в суд решения руководителей органов и учреждений прокуратуры по вопросам прохождения службы.

Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, условия и порядок приема на службу в органы и учреждения прокуратуры в ст. 40.1 ФЗ о прокураторе. Согласно данной статьи прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

На должности помощников прокуроров прокуратур районов, городов и приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений.

Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

– имеет гражданство иностранного государства;

– признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

– лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

– имело или имеет судимость;

– имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей;

– состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

– отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Лица принимаются на службу в органы и учреждения прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.

Лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования с оплатой обучения Генеральной прокуратурой Российской Федерации, а также прокурорские работники, обучающиеся в очной аспирантуре с сохранением денежного содержания, предусмотренного абзацем вторым пункта 3статьи 43.4 настоящего Федерального закона, обязаны в соответствии с заключенными с ними договорами проработать в органах или учреждениях прокуратуры не менее пяти лет. При увольнении из органов или учреждений прокуратуры до истечения указанного срока, за исключением случаев увольнения по состоянию здоровья, в связи с призывом на действительную военную службу, увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет, в связи с ликвидацией органа или учреждения прокуратуры, сокращением численности или штата работников (далее — организационно-штатные мероприятия), указанными лицами полностью возмещаются затраты на их обучение.

На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее трех лет.

На должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее пяти лет.

Генеральный прокурор Российской Федерации вправе в исключительных случаях назначать на должности прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур лиц, имеющих опыт работы по юридической специальности на руководящих должностях в органах государственной власти.

Статья 40.2 ФЗ о прокуратуре устанавливает ограничения, связанные со службой в органах и учреждениях прокуратуры

На лиц, занимающих должности, указанные в абзаце втором пункта 1 статьи 40 настоящего Федерального закона, распространяются ограничения, установленные статьей 11 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации».

В соответствии со ст. 40.3 ФЗ о прокураторе проводится испытание при приеме на службу в органы прокуратуры.

Лицам, впервые принимаемым на службу в органы прокуратуры, за исключением лиц, окончивших образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования, в целях проверки их соответствия занимаемой должности может устанавливаться испытание на срок до шести месяцев. Продолжительность испытания определяется руководителем соответствующего органа прокуратуры, в компетенцию которого входит назначение на соответствующую должность, по соглашению с лицом, принимаемым на службу. Срок испытания в процессе прохождения службы может быть сокращен или продлен в пределах шести месяцев по соглашению сторон. В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда испытуемый отсутствовал на службе по уважительным причинам. Срок испытания засчитывается в стаж службы в органах прокуратуры.

Лица, указанные в пункте 1 статьи 40.3. Закона о прокурате, зачисляются на соответствующую должность без присвоения классного чина и в период испытания исполняют возложенные на них служебные обязанности.

При неудовлетворительном результате испытания работник может быть уволен из органов прокуратуры или по согласованию с ним переведен на другую должность.

Если срок испытания истек, а работник продолжает исполнять возложенные на него служебные обязанности, он считается выдержавшим испытание и дополнительные решения о его назначении на должность не принимаются.

Статья 40.4 ФЗ о прокуратуре посвящена присяге прокурора (следователя). Согласно данной статьи, лицо, впервые назначаемое на должность прокурора, принимает Присягу прокурора следующего содержания:

«Посвящая себя служению Закону, торжественно клянусь:

свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления;

непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора;

активно защищать интересы личности, общества и государства;

чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей;

строго хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;

постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры.

Сознаю, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры».

Порядок принятия Присяги прокурора устанавливается Генеральным прокурором Российской Федерации.

В соответствии со ст. 40.5 ФЗ о прокураторе Генеральный прокурор Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности:

а) в Генеральной прокуратуре Российской Федерации — начальников главных управлений, управлений и отделов и их заместителей, советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, помощников и помощников по особым поручениям Генерального прокурора Российской Федерации, помощников по особым поручениям первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, старших прокуроров и прокуроров главных управлений, управлений и отделов и их помощников.

Назначение работников на иные должности может производиться заместителями Генерального прокурора Российской Федерации;

б) прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров в порядке, определенном пунктом 1статьи 13 настоящего Федерального закона;

в) заместителей прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров;

г) прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров;

д) директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры Российской Федерации (далее — научные и образовательные учреждения прокуратуры) и их заместителей.

Прокурор субъекта Российской Федерации, приравненные к нему прокуроры назначают на должность и освобождают от должности:

а) работников аппарата соответствующей прокуратуры, за исключением своих заместителей;

б) заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров.

Прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры назначают на должность и освобождают от должности работников, не занимающих должности прокуроров.

Директора (ректоры) научных и образовательных учреждений прокуратуры назначают на должность и освобождают от должности научных и педагогических работников научных и образовательных учреждений прокуратуры (далее — научные и педагогические работники), а также иных работников указанных учреждений, за исключением своих заместителей.

В соответствии со ст. 41 ФЗ О прокураторе аттестация прокурорских работников проводится для определения их соответствия занимаемой должности и в целях повышения квалификации прокурорских работников, укрепления служебной дисциплины.

Аттестация прокурорских работников проводится для определения их соответствия занимаемой должности и в целях повышения квалификации прокурорских работников, укрепления служебной дисциплины.

Аттестации подлежат прокурорские работники, имеющие классные чины либо занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

Порядок и сроки проведения аттестации прокурорских работников устанавливаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

Научные и педагогические работники подлежат аттестации в порядке, определяемом Генеральным прокурором Российской Федерации, с учетом особенностей научной и педагогической деятельности.

Прокурорам, научным и педагогическим работникам в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы пожизненно присваиваются классные чины. Генеральным прокурором Российской Федерации могут быть присвоены классные чины и другим работникам.

Порядок присвоения классных чинов определяется Положением о классных чинах прокурорских работников, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача

 

Работница камвольного комбината Травина имеет семимесячного ребенка. В связи со срочностью работ старший мастер Никулина предложила Травиной работать в ночную смену. Последняя отказалась, сославшись на то, что ее ребенок болен и нуждается в уходе и кормлении. Никулина потребовала, чтобы Травина подчинилась ее распоряжению и пригрозила в противном случае поставить перед администрацией вопрос об ее увольнении. Травина была вынуждена согласиться и проработал всю ночь. Позднее она обратилась к прокурору района с жалобой о нарушении ее трудовых прав. Как должен прокурор отреагировать на жалобу? Составьте акт реагирования.

 

РЕШЕНИЕ

Прежде всего следует выявить нарушение трудового законодательства в исследуемой ситуации.

Статья 259 ТК РФ предоставляет гарантии беременным женщинам и лицам с семейными обязанностями при направлении в служебные командировки, привлечении к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

Запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин.

Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

Гарантии, предусмотренные частью второй настоящей статьи, предоставляются также матерям и отцам, воспитывающим без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, работникам, имеющим детей-инвалидов, и работникам, осуществляющим уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением.

Таким образом, требования старшего мастера о выходе Травиной в ночную смену является неправомерным.

В соответствии со ст. 28 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17. 01. 1992 №2201-1 прокурор должен принести представление на противоречащий закону правовой акт, нарушающий права человека и гражданина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Директору камвольного комбината

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

об устранении нарушений ст. 259 ТК РФ «Гарантии беременным женщинам и лицам с семейными обязанностями при направлении в служебные командировки, привлечении к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни

 

«

 

В прокуратуру обратилась гражданка Травина, работница камвольного комбината по поводу нарушения ее трудовых прав.

 

Работница камвольного комбината Травина имеет семимесячного ребенка. В связи со срочностью работ старший мастер Никулина предложила Травиной работать в ночную смену. Травина отказалась, сославшись на то, что ее ребенок болен и нуждается в уходе и кормлении.

Мастер Никулина потребовала, чтобы Травина подчинилась ее распоряжению и пригрозила в противном случае поставить перед администрацией вопрос об ее увольнении. Травина была вынуждена согласиться и проработал всю ночь.

При этом были нарушены трудовые права Травиной, как женщины с семейными обязанностями и имеющей ребенка в возрасте до тех лет.

Статья 259 ТК РФ предоставляет гарантии беременным женщинам и лицам, исполняющим семейные обязанности, при направлении в служебные командировки, привлечении к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, в соответствии с которыми привлечение к работе в очное время женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено и медицинскими рекомендациями. При этом женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от привлечения в ночное время. Таким образом, требования старшего мастера о выходе Травиной в ночную смену является неправомерным.

Как было выяснено, администрация камвольного комбината не ознакомила гражданку Травину в письменной форме с правом отказаться от привлечения к работе в ночное время и не получено ее письменное согласие на выполнение данной работы.

 

На основании изложенного и руководствуясь ст. 28 Федерального Закона «О прокуратуре РФ»

ПРЕДЛАГАЮ:

 

1. Безотлагательно рассмотреть данное представление.

2. В течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

3. О результатах принятых мер сообщить прокурору Ленинского района г. Краснодара.

 

Прокурор Ленинского района г. Краснодара

младший советник юстиции С.А.Бажутов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г., одобрен Советом Федераций 26 декабря 2001 г. Официальный текст. М., 2011.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.01 № 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1).
  4. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
  5. Александров А.С. Прокурорский надзор. – Н.Новгород: Изд. Нижегородской академии МВД России, 2009.
  6. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для ВУЗов. М., 2011.
  7. Гельдибаев М.Х. Прокурорский надзор. СПб.: Питер, 2011.
  8. Григорьева Н.В. Прокурорский надзор.–М.: Инфра-М., 2011.
  9. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М., 2011.
  10. Коваленко А.И. Конституционное право Российской Федерации. — М.: Артания, 2010.
  11. Прокурорский надзор / Под общ. Ред. Ю.Е, Винокурова.–М.: Юрайт-М., 2011.
  12. Российский прокурорский надзор / Под ред. А.Я. Сухарева.-М.: НОРМА, 2011.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1MB/0.00039 sec

WordPress: 21.76MB | MySQL:120 | 1,568sec