ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

<

081814 2311 1 ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬПредмет прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, сформулирован в ст. 29 Закона «О прокуратуре Российской Федерации». В этой статье указано, что предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. В то же время с учетом изменений, внесенных в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», предмет прокурорского надзора следует понимать шире, чем законность проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий или законность отдельных решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Предметом прокурорского надзора является в целом законность оперативно-розыскной деятельности как вида государственной правоохранительной деятельности.

Оперативно-розыскная деятельность определяется как «вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее — органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств» (ст.1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»1). Статьей 2 этого же Федерального закона определены задачи оперативно-розыскной деятельности. К ним относятся: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Исчерпывающий перечень государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, содержится в ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». К ним отнесены оперативные подразделения: органов внутренних дел Российской Федерации; органов федеральной службы безопасности; федеральных органов государственной охраны; таможенных органов Российской Федерации; службы внешней разведки Российской Федерации; федеральной службы исполнения наказаний; органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов, указанных в пунктах 1, 2, 4, 6 — 9 части первой статьи 13 Закона.

Пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, определяются содержанием Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», приказами и указаниями Генерального прокурора РФ.

Статья 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» содержит перечень сведений, которые могут быть представлены прокурору лишь при определенных условиях.

Прокурорский надзор за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.

По требованию указанных прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Часть 3 упомянутой статьи указывает, что сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

В настоящее время действующим является приказ Генерального прокурора РФ от 25 апреля 2000 г. № 56 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность». Этот приказ определил, что проверки законности проведения оперативно-розыскных мероприятий и принимаемых при этом решений могут осуществляться также в плановом порядке и по жалобам граждан. Приказ сохраняет ранее установленные основания проведения проверок и определяет, что оперативно-служебные документы об осуществлении контрразведывательной деятельности органами ФСБ и СВР России могут быть истребованы только в порядке надзора в связи с поступлением в прокуратуру материалов, информации и обращений граждан, свидетельствующих о нарушении этими органами законодательства Российской Федерации. В органах внешней разведки Министерства обороны РФ и Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ прокурор вправе изучать только те оперативно-служебные документы, которые заведены в связи с обеспечением собственной безопасности.

Определяя пределы прокурорского надзора, следует также учитывать, что прокурор не должен подменять руководителя государственного правоохранительного органа, оперативные подразделения которого наделены правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Исходя из этого в предмет прокурорского надзора не включаются те вопросы организации и тактики оперативно-розыскной деятельности (например, вопросы рационального использования сил и средств), которые не входят в понятие «исполнение закона».

Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, имеет существенные особенности в сравнении с организацией прокурорского надзора по иным направлениям деятельности прокуратуры. Это связано, во-первых, со спецификой деятельности оперативных подразделений, входящих в состав различных органов. Во-вторых, ст. 3 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в качестве принципов этой деятельности называет в том числе конспирацию, сочетание гласных и негласных методов и средств, что также необходимо учитывать при организации прокурорского надзора.

Специфика деятельности оперативных подразделений различных ведомств учитывается при разграничении полномочий территориальных и специализированных прокуроров по осуществлению надзора за исполнением законов в сфере оперативно-розыскной деятельности.

Военные прокуроры осуществляют надзор за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» органами Федеральной службы безопасности в Вооруженных Силах РФ, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках). На военных прокуроров возлагается также надзор за исполнением законов оперативными подразделениями Федеральных органов государственной охраны, Службы внешней разведки РФ, органа внешней разведки Министерства обороны РФ, Надзор за исполнением законов оперативными подразделениями органов Федеральной пограничной службы РФ осуществляют специализированные военные прокуратуры Федеральной пограничной службы России.

Прокуроры субъектов РФ и подчиненные им транспортные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов в оперативных подразделениях органов МВД на транспорте, а также в оперативных подразделениях таможенных органов. Кроме этого прокуроры субъектов РФ и подчиненные им прокуроры закрытых административно-территориальных образований и прокуроры по надзору за исполнением законов на спецобъектах осуществляют прокурорский надзор за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативными подразделениями органов МВД и ФСБ, действующими в этих закрытых административно-территориальных образованиях и на объектах.

Часть 4 ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» обязывает прокуроров обеспечить защиту сведений, содержащихся в предоставляемых документах и материалах. В этих целях Генеральной прокуратурой РФ разработана специальная Инструкция об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам оперативно-розыскной деятельности. Эта инструкция утверждена приказом Генерального прокурора РФ от 25 апреля 2000 г. № 56.

Статья 30 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» не содержит перечня полномочий прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Эта норма указывает лишь, что полномочия устанавливаются другими федеральными законами.

В Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», как это уже было указано, прокурорскому надзору посвящена ст. 21. Но и в этой статье не изложены все полномочия прокурора по осуществлению надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности. По этой причине перечень полномочий прокурора закрепляется приказами Генерального прокурора РФ, исходя из содержания Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», определившего полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Кроме того, уголовно-процессуальное законодательство определяет полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Перечислим полномочиями обладает прокурор, осуществляющий надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

<

Это, в первую очередь, полномочия по выявлению нарушений законов. К ним относится право проводить проверки исполнения законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Приказом Генерального прокурора РФ от 25 апреля 2000 г. № 56 определено, что проверки могут проводиться как на основании информации о неисполнении органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требований закона либо на основании жалоб граждан, так и в плановом порядке с учетом состояния законности в этой сфере деятельности. При этом, как это следует из приказа Генерального прокурора № 56, при проведении проверок необходимо обращать внимание на следующие обстоятельства: а) законность и обоснованность решений производстве или прекращении оперативно-розыскных мероприятий, а также использования результатов оперативно-розыскной деятельности; б)обязательность заведения и регистрации дел оперативного учета; в)    соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде; г) наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; д)    возможность осуществления только тех оперативно-розыскных мероприятий, перечень которых определен Федеральным законом; е) наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе на проведение которых разрешение дано судом; ж)    соблюдение условий и порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий; з)    своевременность уведомления судьи о проведении оперативно-розыскных мероприятий, которые по закону проводятся на основании постановления судьи, но проведены без судебного решения в случаях, не терпящих отлагательства; и) законность привлечения граждан к сотрудничеству на конфиденциальной основе и соблюдение принципа добровольного согласия органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

К полномочиям, направленным на выявление нарушений закона, относится и право прокурора требовать представления оперативно-служебных документов, включающих в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств. По требованию прокурора должны также представляться учетно-регистрационная документация и ведомственные нормативные акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий (ч. 2 ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Полномочия, направленные на устранение нарушений законов, допущенных органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, определены Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (в гл. 1 разд. III) и приказом Генерального прокурора РФ от 25 апреля 2000 г. № 56. К этим полномочиям относятся: 1) право давать письменные указания об осуществлении тех или иных оперативно-розыскных мероприятий либо требовать их прекращения; 2) право опротестовывать незаконные и необоснованные постановления руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в том числе и о передаче результатов оперативно-розыскной деятельности следователю, органу дознания, прокурору или в суд; 3) право отменять незаконные и необоснованные постановления следователя (органа дознания) о возбуждении уголовного дела; вынесенные в порядке реализации результатов оперативно-розыскной деятельности; 4) право опротестовывать противоречащие закону ведомственные правовые акты руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; 5) право вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; 6) право требовать от руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, отстранения подчиненных им оперативных работников от дальнейшего ведения оперативных проверок в случае нарушения ими закона.

При обнаружении признаков преступления прокурор проводит проверку по правилам, определенным ст. 144 УПК РФ, и решает вопрос о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников оперативных подразделений.

Прокурор, используя свои полномочия, предоставленные ему законодательством, должен принимать своевременные меры к пресечению нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при осуществлении оперативно-розыскной деятельности; восстановлению нарушенных прав, возмещению причиненного вреда и при наличии оснований к привлечению виновных должностных лиц к установленной законом ответственности.

Самостоятельным направлением деятельности прокурора является надзор за исполнением требований закона при использовании результатов оперативно-розыскной деятельности.

2. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ

 

Уголовное судопроизводство представляет собой урегулированную нормами уголовно-процессуального права деятельность уполномоченных на то государственных органов и должностных лиц, направленную на выявление, раскрытие преступлений, изобличение лиц, виновных в их совершении, и назначении им справедливого наказания. В основе уголовного судопроизводства лежат три основные процессуальные функции: обвинение, защита и разрешение уголовного дела.

К участникам уголовного судопроизводства, осуществляющим функцию обвинения, согласно УПК относятся прокурор, следователь, начальник следственного отдела, орган дознания, дознаватель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представитель соответственно потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя. В соответствии с ч. 1 ст, 37 УПК прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Уголовное преследование имеет властно-распорядительный характер и непосредственно связано с ограничением конституционных прав и свобод личности в уголовном процессе, применением мер процессуального принуждения, которые существенно затрагивают законные права и интересы участников уголовного судопроизводства. В Конституции закреплено, что человек, его права и свободы — это высшая ценность, а признание, соблюдение и их защита являются обязанностью государства. Этим объясняется то обстоятельство, что прокурор не только наделен полномочиями на осуществление уголовного преследования, но и обязан обеспечить действенный надзор за соблюдением законности предварительного расследования.

Под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная нормами уголовно-процессуального права деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования.

Таким образом, прокурорский надзор за соблюдением законности в данном случае решает две задачи. С одной стороны, он служит средством обеспечения верховенства Конституции и защиты прав и свобод граждан, а с другой — осуществляет надзор за правильным соблюдением закона, позволяет эффективно проводить уголовное преследование, так как в случае нарушения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правил проведения следственных действий полученные сведения не будут иметь доказательственного значения.

Осуществляя надзор за соблюдением законности предварительного расследования и являясь в досудебном производстве руководителем уголовного преследования, прокурор обязан:

  1. обеспечить единый подход к организации прокурорского надзора за всеми органами предварительного следствия и дознания независимо от их ведомственной принадлежности;
  2. незамедлительно реагировать на выявленные нарушения законов на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющем признаки преступления, до принятия прокурором окончательного решения (утверждения обвинительного заключения, направления дела в суд, для применения принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия, проверки законности решения о прекращении, а также отказе в возбуждении уголовного дела);
  3. в полной мере реализовать важнейшую обязанность прокуроров — защиту прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений. Прокуроры должны внимательно подходить к рассмотрению их жалоб и заявлений, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению морального и материального ущербов;
  4. обеспечить своевременность и законность решения следователя и дознавателя по результатам проверки каждого сообщения о преступлении;
  5. принять все возможные меры к обеспечению законности при применении мер процессуального принуждения;
  6. осуществлять надзор за своевременностью и правильностью проведения следственных действий;

    7) установить действенный надзор за законностью и обоснованностью прекращения уголовного дела и уголовного преследования, строго руководствуясь при этом требованиями уголовно-процессуального закона. Безотлагательно отменять постановления о приостановлении предварительного следствия, прекращении уголовного дела или уголовного преследования, если не исчерпаны все возможные средства для сбора доказательств и изобличения виновных.

    К объектам прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства относятся государственные органы и должностные лица, наделенные в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством полномочиями осуществлять предварительное следствие и дознание.

    В соответствии со ст. 150 УПК предварительное расследование осуществляется либо в форме предварительного следствия, либо в форме дознания. Предварительное следствие производится следователями соответственно прокуратуры, органов внутренних дел и федеральной службы безопасности.

    Другим объектом, на деятельность которого распространяются надзорные полномочия прокурора, является орган дознания. В соответствии со ст. 40 УПК к органам дознания относятся:

    – органы Министерства внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законодательством полномочиями по осуществлению ОРД;

    – Главный судебный пристав РФ, Главный военный судебный пристав, Главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;

    – командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

    – органы Государственной противопожарной службы РФ.

    Предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, является соблюдение:

  7. прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления уголовного преследования;
  8. установленного законом порядка разрешения заявлений и сообщений о совершаемых, совершенных и готовящихся преступлениях;
  9. законности проведения предварительного расследования;
  10. законов при принятии решений органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

    Законодательно установлены также пределы прокурорского надзора.

    1. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание, согласно п. 31 ст. 5 УПК могут осуществлять Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и помощники прокуроров, которые участвуют в уголовном судопроизводстве. Вместе с тем представляется правильным, что помощники прокурора имеют право по поручению надзирающего прокурора принимать участие в проверке исполнения требований уголовно-процессуального закона органами дознания и предварительного следствия. Однако они не вправе принимать окончательные решения, так как согласно ч. 6 ст. 37 УПК полномочия прокурора по надзору за соблюдением законности предварительного расследования исполняют прокуроры района, города, их заместители, приравненные к ним прокуроры и вышестоящие прокуроры.

    2.    Надзор прокурора осуществляется только в рамках УПК и Закона о прокуратуре и касается исключительно процессуальных аспектов. Вмешиваться в организационно-распорядительную деятельность органов, проводимых предварительное следствие и дознание, прокурор не имеет права.

    3.    Указания надзирающего прокурора не всегда являются безусловными для исполнения. В случае несогласия с решениями или указаниями прокурора следователь в соответствии с ч. 3 ст. 38 УПК вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих
    возражений. В этих случаях последний отменяет указание нижестоящего прокурора или поручает производство предварительного следствия по данному уголовному делу другому следователю.

    Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами. Указания Генерального прокурора РФ по вопросам предварительного следствия и дознания, не требующие законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

    В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

    1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

  11. возбуждать уголовное дело и в порядке, установленном УПК, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;
  12. участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия;
  13. давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела в соответствии со ст. 146 УПК;
  14. давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании
    судебного решения;
  15. разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы;
  16. отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК при производстве предварительного расследования;
  17. изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя другому с обязательным указанием оснований данного действия;
  18. передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением правил подследственности, предусмотренных ст. 151 УПК, с обязательным указанием оснований такой передачи;
  19. отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя в порядке, установленном УПК;
  20. поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
  21. продлевать срок предварительного расследования;
  22. утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу;
  23. утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;
  24. возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
  25. приостанавливать или прекращать производство поуголовному делу.

    Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю, данные в порядке, установленном УПК, являются обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 38 УПК.

    Для устранения выявленных в ходе осуществления прокурорского надзора нарушений законности органами дознания и предварительного следствия прокурор уполномочен применять следующие средства правового реагирования

    Представление. Данное правовое средство прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона в уголовном судопроизводстве имеет двойное назначение.

    Указание. Это правовое средство является наиболее распространенной формой прокурорского реагирования, которое, как правило, носит профилактический характер и способствует недопущению совершения следователем или дознавателем нарушений требований уголовно-процессуального законодательства.

    Письменное требование (поручение, запрос). При осуществлении прокурорского надзора в досудебных стадиях уголовного процесса прокурор вправе истребовать у следователя уголовное дело для его проверки. Указанное полномочие прокурора реализуется посредством направления письменного требования (поручения, запроса) начальнику следственного отдела и обязательно для исполнения.

    Постановление. В случаях, предусмотренных УПК, прокурор наделен правом вынести соответствующее постановление. Согласно п. 25 ст. 5 УПК постановлением в досудебных стадиях уголовного судопроизводства является решение прокурора, следователя, дознавателя, вынесенное при производстве предварительного расследования. Обвинительное заключение и обвинительный акт имеют другую правовую природу и постановлениями не являются.

    Согласие прокурора. Уголовно-процессуальным законодательством России предусмотрен судебный порядок получения разрешения на проведение следственных действий (обыск, выемка, осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц и т.д.), которые затрагивают основные конституционные права и свободы граждан, а также на применение к подозреваемому (обвиняемому) мер уголовно-процессуального принуждения (наложение ареста на имущество, временное отстранение от должности, избрание меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста и т.д.),

    Принятие некоторых процессуальных решений также требует непосредственного санкционирования прокурором. Например, прокурор утверждает решение следователя, дознавателя о прекращении производства по уголовному делу, а также обвинительное заключение или обвинительный акт и направляет уголовное дело в суд.

    Официальное извинение реабилитированному. Прокурор от имени государства приносит официальное извинение реабилитированному за причиненный ему в результате незаконного уголовного преследования вред. Вместе с тем УПК предусматривает следующие правовые средства возмещения реабилитированному морального вреда. Так, по письменному указанию прокурора средства массовой информации, опубликовавшие сведения о задержании реабилитированного, его временном отстранении от должности, осуждении, обязаны в течение 30 суток сделать сообщение о реабилитации.

    По требованию реабилитированного, а в случае его смерти — его близких родственников или родственников суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны в срок не позднее 14 суток направить письменные сообщения о принятых решениях, оправдывающих гражданина, по месту его работы, учебы или жительства.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  26. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.
  27. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.01 № 174-ФЗ ( в ред. от 31.10.2002) // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1).
  28. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
  29. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 г. (ред. Федерального закона от 02.12.2005 N 150-ФЗ)// СЗ РФ. 1995.
  30. Воронцов С.А. Правоохранительные органы Российской Федерации. М., 2004.
  31. Гельдибаев М.Х. Прокурорский надзор. – СПб.: Питер, 2004.
  32. Григорьева Н.В. Прокурорский надзор.–М.: Инфра-М., 2006.
  33. Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы РФ. Учебник. М., 2004.
  34. Осипкин В.Н. Организация и методика прокурорского надзора за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2005.
  35. Российский прокурорский надзор / Под ред. А.Я, Сухарева.-М.: НОРМА, 2005.

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.96MB/0.00202 sec

WordPress: 23.01MB | MySQL:122 | 1,516sec