Раскройте сущность функции координации деятельности правоохранительных органов, выполняемых прокуратурой РФ. Изложите понятие, формы и методы координации, а также организацию работы координационных совещаний

<

082414 1558 1 Раскройте сущность функции координации деятельности правоохранительных органов, выполняемых прокуратурой РФ. Изложите понятие, формы и методы координации, а также организацию работы координационных совещанийВ соответствии со ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность органов внутренних дел РФ, органов Федеральной службы безопасности, органов налоговой полиции, органов таможенной службы и других правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Для осуществления взаимодействия ее участников и реализации координационных функций прокуроры наделяются соответствующими организационно-управленческими правомочиями, определяемыми Положением о координации деятельности правоохранительных органов1. Необходимость согласованных усилий правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью диктуется самим объектом взаимодействия, изначально представляющим собой чрезвычайно сложный негативный феномен социальной жизни.

В Концепции судебной реформы в Российской Федерации прямо утверждалось, что «постепенное отмирание общенадзорной функции прокуратуры не может повлиять на состояние законности в стране, если переход к рынку обеспечит внутренние естественные стимулы соблюдения законов»2.

. Как указано в ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в целях обеспечения координационной деятельности Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры: созывают координационные совещания, организуют рабочие группы, истребуют статистическую и Другую необходимую информацию, осуществляют иные полномочия в соответствии с Положением о координационной деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом РФ.

Наряду с наделением прокуратуры указанной функцией и рядом правомочий по ее осуществлению (ст. 8 Закона) Положение от 18 апреля 1996 г. довольно основательно раскрывает цели координации, ее основные направления, круг участников проведения согласованных мероприятий. В нем излагаются императивные требования и принципы координации, методы и формы сотрудничества, определяется порядок проведения организационных мероприятий, формирования и реализации рабочих планов, процедура принятия и исполнения решений координационного совещания и др.

В Положении подчеркивается, что координация осуществляется путем разработки и проведения согласованных действий, направленных на своевременное выявление, раскрытие, пресечение и предупреждение преступлений, устранение обстоятельств, способствующих их совершению. Актуальность объединения усилий в своевременном раскрытии преступлений, изобличении и наказании преступников стала особенно очевидной в условиях возросшей организованности преступного мира, криминализации нарождающихся рыночных отношений. Причины криминальной активности, особенно в экономике, носят разноплановый характер. Однако, исходя из требований законности, не выдерживает критики сложившаяся уголовно-правовая практика, в результате которой «не работают» многие новые статьи Уголовного кодекса РФ, предусматривающие ответственность за преступления «рыночной» окраски: лжепредпринимательство, легализация противоправно приобретенного имущества, невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте и многие другие. Причины такого положения носят в основном субъективный характер и упираются в низкий уровень профессионализма оперативно-розыскных и следственных кадров. Однако до сих пор отмечается ненадлежащее оперативное сопровождение расследуемых дел подразделениями по борьбе с экономической преступностью, явно слабы ведомственный контроль органов МВД и прокурорский надзор за рассмотрением заявлений и сообщений о преступлениях экономической направленности. Оперативно-розыскные и следственные аппараты крайне медленно поворачиваются в сторону экономики, слабо оснащаются профессионально подготовленными кадрами профильной ориентации, научно-техническими средствами, оргтехникой. А подобная расстыковка правоохранного взаимодействия лишь поощряет преступников.

Это лишь один пример разбалансированностй процессуальной «цепочки».

Поэтому важное значение придавалось усилению координации и взаимодействия правоохранительных органов при проведении совместных мероприятий по борьбе с организованной преступностью в сфере экономики и коррупцией. Основные усилия направлялись на создание межведомственных следственно-оперативных групп по расследованию преступлений указанной категории и повышение роли и качества прокурорского надзора за ходом их расследования.

В большинстве регионов созданы постоянно действующие следственно-оперативные группы для раскрытия и расследования особо тяжких преступлений. В ряде регионов, где было уделено особое внимание созданию постоянно действующих следственно-оперативных групп, улучшению взаимодействия работы по борьбе, с преступлениями против, личности, раскрываемость этой категории преступлений увеличилась.

Не менее серьезной проблемой координационных усилий является реализация задачи предупреждения преступлений, устранения обстоятельств, способствующих их совершению.

Основные направления координационной деятельности согласно Положению определяются как совместный всесторонний анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций, а также анализ деятельности по выявлению, расследованию, раскрытию, предупреждению и пресечению преступлений для определения основных направлений борьбы с преступностью.

Основные направления деятельности по борьбе с преступностью реализуются путем:

выполнения федеральных и региональных программ по борьбе с преступностью;

разработки совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями мероприятий и предложений по предупреждению преступлений;

подготовки и направления информации по вопросам борьбы с преступностью Президенту, Федеральному Собранию и Правительству РФ, другим органам государственной власти субъектов РФ, а также органам местного самоуправления;,

обобщения по согласованной программе практики применения законов по борьбе с преступными проявлениями и подготовки предложений по улучшению правоохранительной деятельности;

разработки предложений по совершенствованию юридического механизма борьбы с преступностью;

обобщения практики исполнения международных договоров и соглашений с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью;

изучения практики координации действий правоохранительных органов, распространения положительного опыта.

При координационных совещаниях в центре и регионах образованы постоянно действующие межведомственные рабочие группы по Приоритетным направлениям борьбы с преступностью, которые возглавляют заместители руководителей правоохранительных органов. Как правило, прокуроры выносят на рассмотрение координационных совещаний вопросы, актуальные для того или иного региона. Эти группы систематически анализируют ход выполнения постановлений координационных совещаний по направлениям своей деятельности, активно способствуют обмену информацией между правоохранительными органами по вопросам борьбы с преступностью и разрабатывают соответствующие скоординированные мероприятия.

Такие мероприятия увязываются с региональными программами борьбы с преступностью. Многие прокуроры субъектов Федерации, районов и городов принимают непосредственное участие в разработке соответствующих комплексных программ, в их реализации. Ход исполнения программ рассматривается на расширенных коллегиях, координационных совещаниях, рабочих встречах руководителей правоохранительных органов, а также органами исполнительной власти субъектов РФ.

В Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» определены субъекты (участники) координации. К ним законодатель отнес органы прокуратуры, внутренних дел, Федеральной службы безопасности, налоговой полиции, таможенной службы и других правоохранительных органов. В Положении же уточняется, что под «другими правоохранительными органами» понимаются «государственные органы, наделенные функциями дознания или предварительного следствия, а также процессуального надзора (контроля) за соблюдением законов при их осуществлении…».

Положение четко определяет принципы координационной деятельности. Она осуществляется на основе:

соблюдения законности;

равенства всех участников координационной деятельности в постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий;

самостоятельности каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему законодательством Российской Федерации полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и мероприятий;

гласности в той мере, в какой она не противоречит требованиям законодательства о защите прав и свобод человека и гражданина, о государственной и иной охраняемой законом тайне;

ответственности руководителей каждого правоохранительного органа за выполнение согласованных решений.

Таким образом, законодательством не только гарантируется равенство всех участников координационной деятельности, но и возлагается ответственность на руководителей соответствующих органов за исполнение согласованных решений.

Положение регламентирует и основные формы координационной деятельности правоохранительных органов. Она осуществляется путем:

проведения координационных совещаний руководителей правоохранительных органов;

текущего обмена информацией по вопросам борьбы с преступностью;

совместных выездов в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью, изучения и распространения положительного опыта;

создания следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений;

проведения совместных целевых мероприятий по выявлению и пресечению преступлений, а также по устранению причин и условий, способствующих их совершению; взаимного использования возможностей правоохранительных органов в повышении квалификации работников, проведения совместных семинаров, конференций; оказания взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности в процессе деятельности по борьбе с преступностью по основаниям и в порядке, предусмотренным законом; издания совместных приказов, указаний, подготовки информационных писем и ориентировок, иных организационно-распорядительных документов; издания совместных бюллетеней (сборников) и других информационных документов по обмену опытом в борьбе с преступностью; разработки и утверждения согласованных полугодовых (а при необходимости — перспективных) планов координационной деятельности.

Выбор названных и иных форм координации определяется ее участниками, исходя из конкретной обстановки.

От руководителей правоохранительных органов зависит выбор и использование иных форм, если они будут признаны целесообразными для достижения намеченных целей.

Особо следует остановиться на взаимодействии с судами и органами юстиции, которое несомненно предполагается, однако при непременном соблюдении принципов самостоятельности органов судебной власти, независимости судей и их подчинения только Конституции РФ и федеральному закону. Соответственно значительно сужены рамки взаимодействия. Оно может выражаться в виде:

взаимного информирования о состоянии преступности и судимости;

использования данных судебной статистики и материалов судебной практики при разработке согласованных действий по борьбе с преступностью;

совместной работы по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики;

проведения совместных семинаров и конференций, взаимного привлечения специалистов к мероприятиям по повышению квалификации;

направления совместных информационных писем, справок, обзоров;

участия в подготовке постановлений Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ;

участия председателей судов и руководителей органов юстиции в заседаниях координационных совещаний правоохранительных органов, в иных согласованных формах.

В этой связи как одну из форм положительного взаимодействия следует отметить подготовку совместно с судебными органами обзоров следственной и судебной практики по уголовным делам. В большинстве регионов председатели судов активно участвуют не только в работе координационных совещаний, но и в проведении межведомственных семинаров по повышению квалификации работников правоохранительных органов.

Законодательством регламентируются порядок организации координационной деятельности ее участников, процедура обсуждения, принятия и реализации выработанных решений, создание вспомогательных рабочих и контрольных структур. Основным органом, определяющим скоординированную стратегию борьбы с преступностью, является Координационное совещание.

Координационное совещание образуется в составе: председателя (прокурора) и членов (руководителей соответствующих правоохранительных органов по должности или лиц, исполняющих их обязанности). Совещание созывается председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, а также по инициативе одного из членов Координационного совещания.

На заседания могут быть приглашены другие работники правоохранительных органов, руководители ведомств, общественных объединений, ученые, представители средств массовой информации. Согласованное решение об этом принимается руководителями правоохранительных органов — членами Координационного совещания.

Члены Координационного совещания при обсуждении пользуются равными правами.


Решение Координационного совещания составляется в письменной форме и считается принятым, если оно одобрено руководителями правоохранительных органов, на которых возлагается его исполнение. Руководители правоохранительных органов организуют исполнение решений Координационного совещания, которые реализуются приказами, указаниями, распоряжениями и другими организационно-распорядительными мерами по каждому ведомству. Если в выполнении решения участвуют несколько правоохранительных органов, организационное обеспечение возлагается на орган, указанный первым.

Протокол Координационного совещания подписывается председателем, а решение — и руководителями тех органов, на которые возложено его исполнение.

Для подготовки вопросов Координационного совещания и участия в его работе могут привлекаться представители контролирующих, других государственных органов, общественных объединений.

Будучи уравненным в правах с другими членами Координационного совещания при принятии и реализации его решений, Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъектов Федерации, городов и районов, как председатели Совещания, наделены полномочиями:

созыва Совещания;

организации рабочих групп;

связи со средствами массовой информации;

назначения из числа работников аппарата прокуратуры ответственного секретаря Координационного совещания, который возглавляет секретариат Совещания.

Демократическая сущность Координационного совещания предопределяет широкую возможность каждого члена Координационного совещания проявить инициативу и волю в обсуждении и решении злободневных проблем борьбы с преступностью.

В частности, члены Совещания:

вносят для рассмотрения Совещанием предложения по вопросам, относящимся к предмету координации, с обоснованием необходимости их рассмотрения, путей и способов решения, а также проекты документов, иные материалы, необходимые для обсуждения и принятия решения;

участвуют в обсуждении и выработке решения по вопросам, вынесенным на рассмотрение;

определяют представителей для участия в рабочих группах и секретариате Координационного совещания;

вносят предложения об оценке эффективности выполнения совместных решений;

обеспечивают исполнение принятых решений в части, относящейся к сфере ведения и компетенции возглавляемого ими органа, информируют председателя о ходе выполнения разработанных мероприятий.

Что касается секретариата Координационного совещания, формирующегося из представителей всех правоохранительных органов, то наряду с организационно-техническим обеспечением скоординированной деятельности весьма важна его работа по подготовке проектов планов работы Совещания, анализу и обобщению хода выполнения ранее принятых решений, обеспечению оперативной связи с государственными учреждениями и общественными организациями, ориентированными на содействие укреплению правопорядка.

В заключение отметим, что с возложением на прокуратуру
координационной функции найдена в целом удачная и результативная форма более рационального объединения усилим государственных органов, стоящих на, переднем рубеже борьбы с преступностью.    

<

В прокуратурах субъектов Федерации сформированы секретариаты координационных совещаний. Они готовят материалы и проекты совместных документов, поддерживают постоянную оперативную связь с различными государственными и общественными учреждениями, В городских и районных прокуратурах организационная работа возложена, как правило, на одного из старших помощников прокурора.

Координация деятельности повсеместно осуществляется по планам. В процессе формирования планов запрашиваются предложения и мнения всех членов Координационного совещания.

Можно привести немало примеров делового конструктивного взаимодействия правоохранительных органов на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований.

Однако координационная база все еще находится на стадии становления, она нуждается в солидном научно-методическом оснащении, в системном плановом характере взаимодействия и синхронности организационных мер «силовых» ведомств. Пока не созданы устойчивые механизмы оперативного взаимодействия для прикрытия «горячих» участков криминальной и террористической активности.

ЗАДАЧА 2

При осуществлении надзора за расследованием уголовного дела по обвинению Хворостов в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 158 УК РФ заместитель прокурора района истребовал для проверки уголовного дело, находящиеся в производстве следователя РОВД Говорова. Ознакомившись с уголовным делом, заместитель прокурора посчитал, что поскольку Хвосторов снимает квартиру, не имея постоянного места жительства, то есть все основания полагать, что он может скрыться от следствия. Заместитель прокурора направила в суд ходатайство о применении к Хвосторову заключения под стражу. После этого он вернул следователю уголовное дело о своими указаниями о дальнейшем расследовании уголовного дела.

Следователь, узнав о возбуждении заместителем прокурора ходатайства перед судом, посчитал, что прокурор действовал незаконно. По мнению следователя, заместитель прокурора дело к своему производству не принимал и не имел права возбуждать перед судом ходатайство об избрании заключения под стражу. Он обжаловал прокурору района действия его заместителя.

В роли прокурора района примите решение.

Укажите полномочия прокурора при осуществлении надзора за предварительным следствием и дознанием.

Ответ

Наряду с судебной защитой охрана конституционных прав граждан с помощью средств прокурорского реагирования является одним из инструментов создания правового государства. При этом необходимо сознавать, что интересы государства и отдельных граждан в правовом государстве не должны противоречить друг другу.

Надзор за законностью осуществления предварительного следствия, дознания, оперативно-розыскной деятельности

Полномочия прокурора при осуществлении надзора за следствием, дознанием, оперативно-розыскной деятельностью определены в УПК РФ. В досудебных стадиях уголовного процесса в соответствии со ст. 37 УПК РФ прокурор от имени государства осуществляет уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и следствия. УПК РФ относит прокурора к участникам уголовного процесса со стороны обвинения.

Согласно ст. 21 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности от 12 апреля 1995 г. (в ред. ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ) ) прокурорский надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.

По требованию указанных прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

Прокуроры, указанные в части первой настоящей статьи, обеспечивают защиту сведений, содержащихся в представленных документах и материалах.

Неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за оперативно-розыскной деятельностью, влечет за собой установленную законом ответственность.

Задача прокурора состоит в обеспечении учетно-регистрационной дисциплины, законности сроков регистрации и сроков разрешения сообщений о преступлениях, законности способов проведения доследственной проверки материалов о совершенных преступлениях, в соблюдении сроков указанной проверки и, наконец, в законности принятых по существу решений.

Порядок приема и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях определен ведомственными инструкциями, принятыми практически во всех ведомствах, осуществляющих прием таких заявлений и сообщений, в том числе и в самой прокуратуре1.

Обеспечивая законность приема и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, прокурор:

а) обязан не реже одного раза в месяц проверять непосредственно в органах внутренних дел и иных органах исполнение законов и под законных актов при приеме и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях;

б) вправе требовать от должностных лиц материалы о совершенных преступлениях;

в) вправе получать объяснения от должностных лиц, ответственных за регистрацию заявлений и сообщений, а также за проведение доследственной проверки материалов;

г) вправе возбудить уголовное дело публичного и частно-публичного обвинения, а также дать согласие на возбуждение указанных уголовных дел следователем или дознавателем;

д) вправе возбудить дело частного обвинения без заявления потерпевшего, если преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами;

е) вправе продлить срок доследственной проверки материалов;

ж) вправе давать письменные указания по вопросам проведения доследственной проверки;

з) вправе отменить незаконное решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела или передаче его по подследственности.

Осуществляя проверку учетно-регистрационной дисциплины, прокурор для выявления нарушений закона изучает следующие документы: журналы и книги учета сообщений о преступлениях, происшествиях, журналы учета преступлений, учета информации, полученной по телефону, телеграфу, учета лиц, доставленных в орган внутренних дел, а также журнал учета материалов, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, и иные учетно-регистрационные документы.

Для повышения эффективности проверки указанные документы следует сопоставлять со сведениями о криминальных травмах, полученными из медицинских учреждений, с результатами медицинского освидетельствования трупов с признаками насильственной смерти, с данными об обращении граждан в страховые компании по поводу выплаты страховых сумм в связи с совершенными в отношении них преступными действиями, с материалами, полученными из средств массовой информации.

Большое значение для соблюдения законности в стадии возбуждения уголовного дела имеет соблюдение сроков проведения доследственной проверки. По общему правилу проверка должна быть проведена в течение трех суток с момента регистрации заявления или сообщения о преступлении. Указанный срок может быть продлен начальником органа дознания, начальником следственного отдела или прокурором до 10 суток по ходатайству следователя или дознавателя. При необходимости проведения ревизии или документальной проверки указанный срок может быть продлен прокурором до 30 суток (ст. 144 УПК РФ).

Надзирая за законностью проведения доследственной проверки, прокурор должен иметь в виду, что до возбуждения уголовного дела субъекты проверки вправе проводить ограниченное количество следственных действий. В соответствии со ст. 146 УПК РФ до возбуждения уголовного дела возможно лишь проведение осмотра места происшествия, освидетельствования и назначение экспертизы.

В соответствии с ч. 4 и 5 ст. 148 УПК РФ копия постановления следователя, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела направляется прокурору в течение 24 часов с момента его вынесения с целью проверки его законности и обоснованности.

По результатам доследственной проверки прокурор принимает одно из следующих решений:

  • дает согласие на возбуждение уголовного дела;
  • выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела;
  • выносит постановление о возвращении материалов для дополнительной проверки в пределах установленного срока.

    В соответствии с п. 2.7 Приказа Генерального прокурора РФ от 5 июля 2002 г. № 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства» для оперативного рассмотрения вопросов, связанных с дачей согласия на возбуждение уголовного дела, необходимо установить в нерабочее время дежурство прокурорских работников, правомочных принимать процессуальные решения.

    Согласно ст. 37 УПК РФ прокурор  является  должностным  лицом,  уполномоченным   в  пределах    компетенции,    установленной    УПК РФ,  осуществлять от имени государства уголовное  преследование  в  ходе   уголовного  судопроизводства,  а  также  надзор  за  процессуальной  деятельностью   органов   дознания   и   органов   предварительного следствия.  В ходе досудебного производства по уголовному делу  прокурор уполномочен:                                                       
    
    1) проверять  исполнение  требований  федерального  закона  при  приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;        
    
     2)  возбуждать  уголовное  дело  и  в  порядке,   установленном  УПК РФ,  поручать   его   расследование   дознавателю,  следователю, нижестоящему прокурору либо  принимать  его  к  своему  производству;                                                      
    
    3) участвовать в производстве предварительного расследования  и  в необходимых случаях  давать  письменные  указания  о  направлении  расследования,  производстве  следственных  и  иных  процессуальных  действий либо  лично  производить  отдельные  следственные  и  иные  процессуальные действия;                                           
    
    4) давать  согласие  дознавателю,  следователю  на  возбуждение  уголовного дела в соответствии со статьей 146 УПК РФ;  
    
    5) давать  согласие  дознавателю,  следователю  на  возбуждение  перед судом ходатайства об  избрании,  отмене  или  изменении  меры  пресечения либо  о  производстве  иного  процессуального  действия,  которое допускается на основании судебного решения;                
    
    6)  разрешать  отводы,   заявленные   нижестоящему   прокурору,  следователю, дознавателю, а также их самоотводы;                   
    
    7)   отстранять   дознавателя,   следователя   от   дальнейшего  производства расследования, если ими допущено нарушение  требований  настоящего Кодекса при производстве предварительного расследования;
    
    8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и  передавать  его следователю, передавать уголовное дело  от  одного  следователя  прокуратуры  другому  с  обязательным  указанием  оснований   такой  передачи;                                                          
    
    9) передавать уголовное дело от одного органа  предварительного  расследования другому в соответствии  с  правилами,  установленными  статьей 151 УПК РФ,  изымать  любое  уголовное  дело  у   органа предварительного расследования и передавать его  следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи;     
    
     10)  отменять  незаконные  или   необоснованные   постановления  нижестоящего  прокурора,  следователя,   дознавателя   в   порядке, установленном УПК РФ;                                  
    
     11)  поручать   органу   дознания   производство   следственных  действий,   а   также   давать   ему    указания    о    проведении  оперативно-розыскных мероприятий;                                  
    
    12) продлевать срок предварительного расследования;            
    
    13)  утверждать  постановление   дознавателя,   следователя   о  прекращении производства по уголовному делу;                       
    
    14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и  направлять уголовное дело в суд;                                   
    
    15)  возвращать  уголовное  дело  дознавателю,  следователю  со  своими указаниями о производстве дополнительного расследования;     
    
    16) приостанавливать или прекращать производство по  уголовному  делу;                                                              
    
    7) осуществлять  иные  полномочия,  предусмотренные  УПК РФ.                                                          
    
    Письменные указания прокурора органу дознания,  дознавателю,  следователю, данные в порядке,  установленном  УПК РФ,  являются    обязательными.    Обжалование    полученных    указаний  вышестоящему  прокурору  не  приостанавливает  их  исполнения,   за  исключением  случаев,  предусмотренных  частью  третьей  статьи  38  УПК РФ.                                                
    
    В ходе судебного производства по  уголовному  делу  прокурор  поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его  законность  и обоснованность, а в случаях, когда предварительное  расследование  проведено в форме дознания, прокурор вправе поручить поддержание от  имени государства обвинения в суде  дознавателю  либо  следователю,  производившему дознание по данному уголовному делу.                
    
     Прокурор  вправе  в  порядке  и  по   основаниям,   которые  установлены  УПК РФ,   отказаться   от   осуществления  уголовного преследования.                                          
    
    Полномочия  прокурора,  предусмотренные  рассматриваемой  статьей,  осуществляются  прокурорами  района,  города,   их   заместителями,  приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.        
    

    Надзирая за законностью производства предварительного расследования, прокурор на различных его этапах реализует свои властные полномочия.

    Он вправе истребовать от органов, осуществляющих следствие и дознание, любое уголовное дело, изучить его и дать по нему письменные указания следователю или дознавателю.

    Он вправе своим постановлением отстранить следователя и дознавателя от дальнейшего расследования уголовного дела, если ими нарушены требования УПК РФ при осуществлении расследования; вправе изымать любое дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать дело от одного следователя другому, от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами подследственности, с указанием причин такой передачи. Прокурор разрешает отводы, заявленные следователю, дознавателю и нижестоящему прокурору.

    Он выносит постановление об отмене любого незаконного или необоснованного постановления следователя и дознавателя, поручает расследование следователю или дознавателю, а также вправе лично произвести расследование.

    В процессе расследования прокурор вправе поручить органу дознания проведение следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Он вправе принять участие в производстве любого следственного действия, проводимого следователем и дознавателем, дать указание об избрании, изменении, отмене меры пресечения либо самостоятельно избрать, изменить, отменить меру пресечения, за исключением той, которая избирается на основании судебного решения.

    В отдельных случаях обязанность прокурора принять участие в следственных действиях диктуется приказами Генерального прокурора РФ. Так, в соответствии с п. 1.4 Приказа Генерального прокурора РФ от 18 июня 1997 г. № 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» при получении сообщения об убийстве, террористическом акте, бандитизме, массовых беспорядках необходимо обеспечить выезд работников прокуратуры на место происшествия для принятия мер по обеспечению квалифицированного расследования и раскрытия преступления, взаимодействия следователей и органов дознания.

    Прокурор продлевает сроки расследования и дает согласие на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей. В Приказе Генерального прокурора от 5 июля 2002 г. № 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства» определен порядок получения согласия прокурора. В соответствии с п. 7.2 данного Приказа для получения согласия Генерального прокурора РФ на представление суду ходатайства о продлении срока содержания под стражей свыше 12 месяцев необходимо подготовить и не позднее 30 суток до истечения годичного срока представить в Генеральную прокуратуру РФ соответствующие материалы с заключением об обоснованности и законности его продления. Не позднее 30 суток необходимо представлять в Генеральную прокуратуру РФ постановление следователя для продления Генеральным прокурором РФ или его заместителем срока следствия свыше 12 месяцев.

    Прокурор вправе приостановить и прекратить уголовное дело, а также обязан утвердить постановление о прекращении дела, вынесенное следователем и дознавателем. Он дает согласие следователю и дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства о проведении следственных и процессуальных действий, проводимых на основании судебного решения.

    В тех случаях, когда проведение обыска в жилище не требует отлагательства, он может быть проведен без судебного решения, но с уведомлением судьи и прокурора в суточный срок после проведения следственного действия. Проверяя законность проведения обыска, прокурор изучает постановление следователя, протокол этого следственного действия и иные материалы дела.

    Прокурор проверяет законность задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также законность привлечения лица в качестве обвиняемого. В соответствии с ч. 3 ст. 92 УПК РФ о произведенном задержании орган дознания, дознаватель и следователь сообщают прокурору в течение 12 часов с момента задержания.

    В соответствии с п. 1.6 Приказа Генерального прокурора РФ от 18 июня 1997 г. № 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» прокурор обязан ежедневно проверять законность содержания подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания и на гауптвахтах, практиковать проверки в нерабочее время. При этом необходимо пресекать случаи задержания подозреваемых в совершении преступлений на основании протоколов об административных правонарушениях и устанавливать фактическое время водворения граждан в изолятор временного содержания.

    В соответствии с ч. 9 ст. 172 УПК РФ копия постановления о привлечении в качестве обвиняемого направляется прокурору. Прокурор должен проверить это постановление с точки зрения фактического соответствия материалам дела, полноты и правильности формулировки обвинения, правильности квалификации содеянного, соблюдения норм уголовно-процессуального законодательства в процессе предъявления обвинения. Осуществляя надзор, прокурор вправе принять участие в допросе обвиняемого, дать указания об изменении обвинения.

    Прокурор рассматривает и разрешает жалобы на следователя, дознавателя и нижестоящего прокурора.

    Получив уголовное дело с обвинительным заключением или обвинительным актом, прокурор принимает одно из следующих решений:

  • утверждает обвинительное заключение или обвинительный акт и направляет дело в суд;
  • возвращает дело для производства предварительного расследования;
  • возвращает дело для пересоставления обвинительного заключения или пересоставляет его самостоятельно;
  • направляет дело вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду;
  • прекращает уголовное дело;
  • изменяет своим постановлением объем обвинения в сторону его уменьшения.

    Осуществляя процессуальное руководство при расследовании уголовных дел и надзирая за законностью расследования, прокурор принимает решения, которые находят свое выражение в актах прокурорского надзора.

    Актами прокурорского надзора в данной отрасли являются постановление, указание, требование, санкция (отказ в даче санкции), согласие на проведение определенных действий и принятие определенных решений (отказ в даче согласия).

    Прокурор дает согласие следователю и дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства:

  • об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста;
  • о производстве следующих следственных действий: а) осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих лиц; б) обыск в жилище; в) выемка в жилище; г) личный обыск, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 УПК РФ; д) выемка предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях; е) наложение ареста на корреспонденцию, разрешение о ее выемке и осмотре в учреждениях связи; ж) контроль и запись телефонных и иных переговоров; з) эксгумация трупа.
  • о применении иных мер процессуального принуждения, таких как временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности, наложение ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;
  • о производстве следующих процессуальных действий: а) продление срока содержания под стражей; б) помещение подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы.

    Прокурор санкционирует выемку документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну.

    Прокурор утверждает постановление следователя, дознавателя о прекращении производства по уголовному делу, обвинительное заключение или обвинительный акт и направляет дело в суд.

    Предметом надзора за оперативно-розыскной деятельностью (ОРД) в данной области является соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, соблюдение порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий и законность решений, принимаемых органами, осуществляющими такую деятельность.

    Пределы прокурорского надзора за ОРД ограничены. Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются прокурорам только с согласия перечисленных лиц за исключением случаев, требующих привлечения к уголовной ответственности (ч. 3 ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

    Прокурор не вмешивается в тактику и методику проведения оперативно-розыскных мероприятий, а проверяет лишь законность их проведения.

    Полномочия прокурора, осуществляющего надзор за ОРД:

  • требовать от руководителей органов, осуществляющих ОРД, предоставления оперативно-служебных документов, в том числе дел оперативного учета;
  • знакомиться с истребованными документами;
  • получать объяснения от должностных лиц, осуществляющих ОРД, по предмету проверки;
  • принимать участие в рассмотрении судом жалоб граждан на нарушение их прав в процессе осуществления ОРД, а также в рассмотрении ходатайств органов, осуществляющих ОРД, о даче согласия на проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан;
  • принимать меры прокурорского реагирования в связи с выявленными нарушениями закона.

    Сведения, содержащиеся в оперативно-служебных документах и составляющие государственную тайну, не подлежат разглашению.

    Правовыми основами, регулирующими осуществление надзора за оперативно-розыскной деятельностью, являются Конституция РФ, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», Закон о прокуратуре РФ, УПК РФ, ведомственные нормативно-правовые акты.

    Осуществляя надзор, прокурор проверяет, предусмотрено ли проведение оперативно-розыскного мероприятия законом. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» содержит исчерпывающий перечень оперативно-розыскных мероприятий: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент. Проведение иного оперативно-розыскного мероприятия является незаконным.

    В ходе проверки прокурор устанавливает наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий; такими основаниями являются:

  • наличие возбужденного уголовного дела; ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; сведения о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов;
  • поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;
  • запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности»;
  • постановление о применении в отношении защищаемых лиц мер безопасности, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством РФ;
  • запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ.

    При осуществлении прокурорского надзора проверяется законность прослушивания телефонных переговоров.

    Таким образом, руководствуясь ст. 37 УПК РФ ( ред. ФЗ от 01.06.2005 N 54-ФЗ, ст. 21 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 апреля 1995 г. (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) , ст. 33 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»: от 17 января 1992г. № 2202-1 (в ред. ФЗ от 15.07.2005 № 5-ФЗ), следует признать действия заместитель прокурора правомерными и прокурор района должен принять решение об отказе удовлетворения жалобы следователя.

    ЗАДАЧА 3

    Работница текстильной фабрики Жулова имеет ребенка в возрасте двух лет В связи со срочностью работ старший мастер цеха Груздева предложило Жуковой работать в ночную смену. Последняя отказалась, сославшись на то, что ее ребенок болен и нуждается в уходе и кормлении. Никулина потребовал, чтобы Жукова подчинилась ее распоряжению и пригрозила в противном случае поставить перед администрацией вопрос об ее увольнении. Жулова была вынуждена согласиться, и проработал всю ночную смену. Опасаясь повторения подобного, она на следующий день обратилась в профсоюзный комитет фабрики за защитой своих прав, но там ей отказали в защите, сославшись на производственную необходимость. Тогда Жулова на личном приеме у прокурора изложила ему свою жалобы. Из ее слов следовало, что такие случае бывали и ранее и не только в отношении нее. Прокурор попросил написать жалобу письменно и сдать в канцелярию. Жулова, опасаясь неприятных для себя последствий со стороны администрации предприятия, отказать письменно изложить факты нарушения ее трудовых прав.

    Как должен прокурор отреагировать на жалобу?

    Составьте акт прокурорского реагирования.

    Ответ

    Согласно ст. 96 ТК РФ женщины, имеющие  детей  в  возрасте  до  трех  лет,  инвалиды,  работники,  имеющие  детей-инвалидов,  а  также  работники,  осуществляющие   уход   за больными  членами  их   семей   в   соответствии   с   медицинским заключением, матери и отцы, воспитывающие  без  супруга  (супруги)  детей в возрасте до пяти лет, а  также  опекуны  детей  указанного возраста могут привлекаться к работе в ночное время  только  с  их  письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. 
    

    При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время (в ред. Федерального закона от 24.07.2002 N 97-ФЗ).

    Жулова не была в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время и тем самым нарушено ее право отказаться от работы в ночное время.

    Федеральную инспекцию труда

    ПРЕДПИСАНИЕ

    о необходимости проведения проверки соблюдения трудового законодательства на текстильной фабрике

    В прокуратуру обратилась с устным заявлением-жалобой гражданка Жулова , сообщившая о фактах нарушения трудового законодательства в отношении работы в ночное время.

    Работница текстильной фабрики Жулова имеет ребенка в возрасте двух лет В связи со срочностью работ старший мастер цеха Груздева предложило Жуковой работать в ночную смену. Последняя отказалась, сославшись на то, что ее ребенок болен и нуждается в уходе и кормлении. Никулина потребовал, чтобы Жукова подчинилась ее распоряжению и пригрозила в противном случае поставить перед администрацией вопрос об ее увольнении. Жулова была вынуждена согласиться, и проработал всю ночную смену. Опасаясь повторения подобного, она на следующий день обратилась в профсоюзный комитет фабрики за защитой своих прав, но там ей отказали в защите, сославшись на производственную необходимость.

    Согласно ст. 96 ТК РФ женщины, имеющие  детей  в  возрасте  до  трех  лет,  инвалиды,  работники,  имеющие  детей-инвалидов,  а  также  работники,  осуществляющие   уход   за больными  членами  их   семей   в   соответствии   с   медицинским заключением, матери и отцы, воспитывающие  без  супруга  (супруги)  детей в возрасте до пяти лет, а  также  опекуны  детей  указанного возраста могут привлекаться к работе в ночное время  только  с  их  письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. 
    

    При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время (в ред. Федерального закона от 24.07.2002 N 97-ФЗ).

    На основании изложенного и руководствуясь ст. 28 Федерального Закона «О прокуратуре РФ»

    ПОСТАНОВЛЯЮ:

    1. Безотлагательно рассмотреть данное предписание.

    2. В течение месяца со дня внесения представления провести проверку соблюдения трудового законодательства на текстильной фабрике

    3. Результаты проведенной проверки сообщить прокурору.

    Прокурор

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.01 № 174-ФЗ ( в ред. от 31.10.2002) // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1).
  3. ТК РФ от 31 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (от 09.05.2005 N 45-ФЗ)
  4. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
  5. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 18 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СЗ РФ. 1995. 14 авг. № 33. Ст. 3349.
  6. Приказ Генерального прокурора РФ от 20 февраля 2002 г. № 7 «Об организации исполнения Федерального закона «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» и переходе органов прокуратуры к работе в новых условиях уголовного судопроизводства».
  7. Приказ Генерального прокурора РФ от 18 июня 1997 г. № 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием».
  8. Приказ Генерального прокурора РФ от 26 июня 1997 г. № 34 «Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью».
  9. Приказ Генерального прокурора РФ от 5 июля 2002 г. № 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства».
  10. Приказ Генерального прокурора РФ от 21 октября 2003 г. № 45 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях».
  11. Указание Генерального прокурора РФ от 5 августа 2003 г. № 28-20 «Об организации рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора, осуществляющих уголовное судопроизводство».
  12. Приказ Генерального прокурора РФ от 25 апреля 2000 г. № 56 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»».
  13. Приказ Генерального прокурора РФ от 28 августа 2001 г. № 52-20 «Об организации надзора за исполнением законодательства, направленного на предупреждение преступных проявлений».
  14. Винниченко Н. А., Захарцев С. И., Рохлин В. И. Правовая регламентация использования результатов ОРД в уголовном судопроизводстве / Под ред. В. П. Сальникова. СПб., 2004.
  15. Дворянский А. М. и др. Надзор районного (городского) прокурора за соблюдением законности при расследовании преступлений. СПб., 1995.
  16. Гельдибаев М.Х. Прокурорский надзор. – СПб.: Питер, 2004.
  17. Григорьева Н.В. Прокурорский надзор.–М.: Инфра-М., 2006.
  18. Козусев А. Ф. Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности. М., 2001.
  19. Короткое А. П., Токарева М. Е. Прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела: Научно-практическое пособие // Прокурорская и следственная практика. 2004. № 1-2. С. 220-243.
  20. Настольная книга прокурора / Под ред. С. И. Герасимова. М., 2002.
  21. Осипкин В. Н. Организация и методика прокурорского надзора за соблюдением законности при оперативно-розыскной деятельности. СПб., 1997.
  22. Прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела / Под ред. А. П. Короткова, М. Е. Токаревой. М., 2002.
  23. Соловьев А. Б. и др. Прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании преступлений. М., 2000.
  24. Шалумов М. Надзор за следствием, дознанием и ОРД // Законность. 1999. № 10.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.01MB/0.00170 sec

WordPress: 22.2MB | MySQL:121 | 1,893sec