Раскройте сущность функции координации деятельности правоохранительных органов, выполняемых прокуратурой РФ. Изложите понятие, формы и методы координации, а также организацию работы координационных совещаний

<

081814 2305 1 Раскройте сущность функции координации деятельности правоохранительных органов, выполняемых прокуратурой РФ. Изложите понятие, формы и методы координации, а также организацию работы координационных совещанийВ соответствии со ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность органов внутренних дел РФ, органов Федеральной службы безопасности, органов налоговой полиции, органов таможенной службы и других правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Для осуществления взаимодействия ее участников и реализации координационных функций прокуроры наделяются соответствующими организационно-управленческими правомочиями, определяемыми Положением о координации деятельности правоохранительных органов1. Необходимость согласованных усилий правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью диктуется самим объектом взаимодействия, изначально представляющим собой чрезвычайно сложный негативный феномен социальной жизни.

В Концепции судебной реформы в Российской Федерации прямо утверждалось, что «постепенное отмирание общенадзорной функции прокуратуры не может повлиять на состояние законности в стране, если переход к рынку обеспечит внутренние естественные стимулы соблюдения законов»2.

. Как указано в ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в целях обеспечения координационной деятельности Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры: созывают координационные совещания, организуют рабочие группы, истребуют статистическую и Другую необходимую информацию, осуществляют иные полномочия в соответствии с Положением о координационной деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом РФ.

Наряду с наделением прокуратуры указанной функцией и рядом правомочий по ее осуществлению (ст. 8 Закона) Положение от 18 апреля 1996 г. довольно основательно раскрывает цели координации, ее основные направления, круг участников проведения согласованных мероприятий. В нем излагаются императивные требования и принципы координации, методы и формы сотрудничества, определяется порядок проведения организационных мероприятий, формирования и реализации рабочих планов, процедура принятия и исполнения решений координационного совещания и др.

В Положении подчеркивается, что координация осуществляется путем разработки и проведения согласованных действий, направленных на своевременное выявление, раскрытие, пресечение и предупреждение преступлений, устранение обстоятельств, способствующих их совершению. Актуальность объединения усилий в своевременном раскрытии преступлений, изобличении и наказании преступников стала особенно очевидной в условиях возросшей организованности преступного мира, криминализации нарождающихся рыночных отношений. Причины криминальной активности, особенно в экономике, носят разноплановый характер. Однако, исходя из требований законности, не выдерживает критики сложившаяся уголовно-правовая практика, в результате которой «не работают» многие новые статьи Уголовного кодекса РФ, предусматривающие ответственность за преступления «рыночной» окраски: лжепредпринимательство, легализация противоправно приобретенного имущества, невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте и многие другие. Причины такого положения носят в основном субъективный характер и упираются в низкий уровень профессионализма оперативно-розыскных и следственных кадров. Однако до сих пор отмечается ненадлежащее оперативное сопровождение расследуемых дел подразделениями по борьбе с экономической преступностью, явно слабы ведомственный контроль органов МВД и прокурорский надзор за рассмотрением заявлений и сообщений о преступлениях экономической направленности. Оперативно-розыскные и следственные аппараты крайне медленно поворачиваются в сторону экономики, слабо оснащаются профессионально подготовленными кадрами профильной ориентации, научно-техническими средствами, оргтехникой. А подобная расстыковка правоохранного взаимодействия лишь поощряет преступников.

Это лишь один пример разбалансированностй процессуальной «цепочки».

Поэтому важное значение придавалось усилению координации и взаимодействия правоохранительных органов при проведении совместных мероприятий по борьбе с организованной преступностью в сфере экономики и коррупцией. Основные усилия направлялись на создание межведомственных следственно-оперативных групп по расследованию преступлений указанной категории и повышение роли и качества прокурорского надзора за ходом их расследования.

В большинстве регионов созданы постоянно действующие следственно-оперативные группы для раскрытия и расследования особо тяжких преступлений. В ряде регионов, где было уделено особое внимание созданию постоянно действующих следственно-оперативных групп, улучшению взаимодействия работы по борьбе, с преступлениями против, личности, раскрываемость этой категории преступлений увеличилась.

Не менее серьезной проблемой координационных усилий является реализация задачи предупреждения преступлений, устранения обстоятельств, способствующих их совершению.

Основные направления координационной деятельности согласно Положению определяются как совместный всесторонний анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций, а также анализ деятельности по выявлению, расследованию, раскрытию, предупреждению и пресечению преступлений для определения основных направлений борьбы с преступностью.

Основные направления деятельности по борьбе с преступностью реализуются путем:

выполнения федеральных и региональных программ по борьбе с преступностью;

разработки совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями мероприятий и предложений по предупреждению преступлений;

подготовки и направления информации по вопросам борьбы с преступностью Президенту, Федеральному Собранию и Правительству РФ, другим органам государственной власти субъектов РФ, а также органам местного самоуправления;,

обобщения по согласованной программе практики применения законов по борьбе с преступными проявлениями и подготовки предложений по улучшению правоохранительной деятельности;

разработки предложений по совершенствованию юридического механизма борьбы с преступностью;

обобщения практики исполнения международных договоров и соглашений с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью;

изучения практики координации действий правоохранительных органов, распространения положительного опыта.

При координационных совещаниях в центре и регионах образованы постоянно действующие межведомственные рабочие группы по Приоритетным направлениям борьбы с преступностью, которые возглавляют заместители руководителей правоохранительных органов. Как правило, прокуроры выносят на рассмотрение координационных совещаний вопросы, актуальные для того или иного региона. Эти группы систематически анализируют ход выполнения постановлений координационных совещаний по направлениям своей деятельности, активно способствуют обмену информацией между правоохранительными органами по вопросам борьбы с преступностью и разрабатывают соответствующие скоординированные мероприятия.

Такие мероприятия увязываются с региональными программами борьбы с преступностью. Многие прокуроры субъектов Федерации, районов и городов принимают непосредственное участие в разработке соответствующих комплексных программ, в их реализации. Ход исполнения программ рассматривается на расширенных коллегиях, координационных совещаниях, рабочих встречах руководителей правоохранительных органов, а также органами исполнительной власти субъектов РФ.

В Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» определены субъекты (участники) координации. К ним законодатель отнес органы прокуратуры, внутренних дел, Федеральной службы безопасности, налоговой полиции, таможенной службы и других правоохранительных органов. В Положении же уточняется, что под «другими правоохранительными органами» понимаются «государственные органы, наделенные функциями дознания или предварительного следствия, а также процессуального надзора (контроля) за соблюдением законов при их осуществлении…».

Положение четко определяет принципы координационной деятельности. Она осуществляется на основе:

соблюдения законности;

равенства всех участников координационной деятельности в постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий;

самостоятельности каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему законодательством Российской Федерации полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и мероприятий;

гласности в той мере, в какой она не противоречит требованиям законодательства о защите прав и свобод человека и гражданина, о государственной и иной охраняемой законом тайне;

ответственности руководителей каждого правоохранительного органа за выполнение согласованных решений.

Таким образом, законодательством не только гарантируется равенство всех участников координационной деятельности, но и возлагается ответственность на руководителей соответствующих органов за исполнение согласованных решений.

Положение регламентирует и основные формы координационной деятельности правоохранительных органов. Она осуществляется путем:

проведения координационных совещаний руководителей правоохранительных органов;

текущего обмена информацией по вопросам борьбы с преступностью;

совместных выездов в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью, изучения и распространения положительного опыта;

создания следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений;

проведения совместных целевых мероприятий по выявлению и пресечению преступлений, а также по устранению причин и условий, способствующих их совершению; взаимного использования возможностей правоохранительных органов в повышении квалификации работников, проведения совместных семинаров, конференций; оказания взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности в процессе деятельности по борьбе с преступностью по основаниям и в порядке, предусмотренным законом; издания совместных приказов, указаний, подготовки информационных писем и ориентировок, иных организационно-распорядительных документов; издания совместных бюллетеней (сборников) и других информационных документов по обмену опытом в борьбе с преступностью; разработки и утверждения согласованных полугодовых (а при необходимости — перспективных) планов координационной деятельности.

Выбор названных и иных форм координации определяется ее участниками, исходя из конкретной обстановки.

От руководителей правоохранительных органов зависит выбор и использование иных форм, если они будут признаны целесообразными для достижения намеченных целей.

Особо следует остановиться на взаимодействии с судами и органами юстиции, которое несомненно предполагается, однако при непременном соблюдении принципов самостоятельности органов судебной власти, независимости судей и их подчинения только Конституции РФ и федеральному закону. Соответственно значительно сужены рамки взаимодействия. Оно может выражаться в виде:

взаимного информирования о состоянии преступности и судимости;

использования данных судебной статистики и материалов судебной практики при разработке согласованных действий по борьбе с преступностью;

совместной работы по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики;

проведения совместных семинаров и конференций, взаимного привлечения специалистов к мероприятиям по повышению квалификации;

направления совместных информационных писем, справок, обзоров;

участия в подготовке постановлений Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ;

участия председателей судов и руководителей органов юстиции в заседаниях координационных совещаний правоохранительных органов, в иных согласованных формах.

В этой связи как одну из форм положительного взаимодействия следует отметить подготовку совместно с судебными органами обзоров следственной и судебной практики по уголовным делам. В большинстве регионов председатели судов активно участвуют не только в работе координационных совещаний, но и в проведении межведомственных семинаров по повышению квалификации работников правоохранительных органов.

Законодательством регламентируются порядок организации координационной деятельности ее участников, процедура обсуждения, принятия и реализации выработанных решений, создание вспомогательных рабочих и контрольных структур. Основным органом, определяющим скоординированную стратегию борьбы с преступностью, является Координационное совещание.

Координационное совещание образуется в составе: председателя (прокурора) и членов (руководителей соответствующих правоохранительных органов по должности или лиц, исполняющих их обязанности). Совещание созывается председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, а также по инициативе одного из членов Координационного совещания.

На заседания могут быть приглашены другие работники правоохранительных органов, руководители ведомств, общественных объединений, ученые, представители средств массовой информации. Согласованное решение об этом принимается руководителями правоохранительных органов — членами Координационного совещания.

Члены Координационного совещания при обсуждении пользуются равными правами.


Решение Координационного совещания составляется в письменной форме и считается принятым, если оно одобрено руководителями правоохранительных органов, на которых возлагается его исполнение. Руководители правоохранительных органов организуют исполнение решений Координационного совещания, которые реализуются приказами, указаниями, распоряжениями и другими организационно-распорядительными мерами по каждому ведомству. Если в выполнении решения участвуют несколько правоохранительных органов, организационное обеспечение возлагается на орган, указанный первым.

Протокол Координационного совещания подписывается председателем, а решение — и руководителями тех органов, на которые возложено его исполнение.

Для подготовки вопросов Координационного совещания и участия в его работе могут привлекаться представители контролирующих, других государственных органов, общественных объединений.

Будучи уравненным в правах с другими членами Координационного совещания при принятии и реализации его решений, Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъектов Федерации, городов и районов, как председатели Совещания, наделены полномочиями:

созыва Совещания;

организации рабочих групп;

связи со средствами массовой информации;

назначения из числа работников аппарата прокуратуры ответственного секретаря Координационного совещания, который возглавляет секретариат Совещания.

Демократическая сущность Координационного совещания предопределяет широкую возможность каждого члена Координационного совещания проявить инициативу и волю в обсуждении и решении злободневных проблем борьбы с преступностью.

В частности, члены Совещания:

вносят для рассмотрения Совещанием предложения по вопросам, относящимся к предмету координации, с обоснованием необходимости их рассмотрения, путей и способов решения, а также проекты документов, иные материалы, необходимые для обсуждения и принятия решения;

участвуют в обсуждении и выработке решения по вопросам, вынесенным на рассмотрение;

определяют представителей для участия в рабочих группах и секретариате Координационного совещания;

вносят предложения об оценке эффективности выполнения совместных решений;

обеспечивают исполнение принятых решений в части, относящейся к сфере ведения и компетенции возглавляемого ими органа, информируют председателя о ходе выполнения разработанных мероприятий.

Что касается секретариата Координационного совещания, формирующегося из представителей всех правоохранительных органов, то наряду с организационно-техническим обеспечением скоординированной деятельности весьма важна его работа по подготовке проектов планов работы Совещания, анализу и обобщению хода выполнения ранее принятых решений, обеспечению оперативной связи с государственными учреждениями и общественными организациями, ориентированными на содействие укреплению правопорядка.

В заключение отметим, что с возложением на прокуратуру
координационной функции найдена в целом удачная и результативная форма более рационального объединения усилим государственных органов, стоящих на, переднем рубеже борьбы с преступностью.    

В прокуратурах субъектов Федерации сформированы секретариаты координационных совещаний. Они готовят материалы и проекты совместных документов, поддерживают постоянную оперативную связь с различными государственными и общественными учреждениями, В городских и районных прокуратурах организационная работа возложена, как правило, на одного из старших помощников прокурора.

<

Координация деятельности повсеместно осуществляется по планам. В процессе формирования планов запрашиваются предложения и мнения всех членов Координационного совещания.

Можно привести немало примеров делового конструктивного взаимодействия правоохранительных органов на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований.

Однако координационная база все еще находится на стадии становления, она нуждается в солидном научно-методическом оснащении, в системном плановом характере взаимодействия и синхронности организационных мер «силовых» ведомств. Пока не созданы устойчивые механизмы оперативного взаимодействия для прикрытия «горячих» участков криминальной и террористической активности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧА 2

 

При осуществлении надзора за расследованием уголовного дела по обвинению Хворостов в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 158 УК РФ заместитель прокурора района истребовал для проверки уголовного дело, находящиеся в производстве следователя РОВД Говорова. Ознакомившись с уголовным делом, заместитель прокурора посчитал, что поскольку Хвосторов снимает квартиру, не имея постоянного места жительства, то есть все основания полагать, что он может скрыться от следствия. Заместитель прокурора направила в суд ходатайство о применении к Хвосторову заключения под стражу. После этого он вернул следователю уголовное дело о своими указаниями о дальнейшем расследовании уголовного дела.

Следователь, узнав о возбуждении заместителем прокурора ходатайства перед судом, посчитал, что прокурор действовал незаконно. По мнению следователя, заместитель прокурора дело к своему производству не принимал и не имел права возбуждать перед судом ходатайство об избрании заключения под стражу. Он обжаловал прокурору района действия его заместителя.

В роли прокурора района примите решение.

Укажите полномочия прокурора при осуществлении надзора за предварительным следствием и дознанием.

 

Ответ

Наряду с судебной защитой охрана конституционных прав граждан с помощью средств прокурорского реагирования является одним из инструментов создания правового государства. При этом необходимо сознавать, что интересы государства и отдельных граждан в правовом государстве не должны противоречить друг другу.

Надзор за законностью осуществления предварительного следствия, дознания, оперативно-розыскной деятельности

Полномочия прокурора при осуществлении надзора за следствием, дознанием, оперативно-розыскной деятельностью определены в УПК РФ. В досудебных стадиях уголовного процесса в соответствии со ст. 37 УПК РФ прокурор от имени государства осуществляет уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и следствия. УПК РФ относит прокурора к участникам уголовного процесса со стороны обвинения.

Согласно ст. 21 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности от 12 апреля 1995 г. (в ред. ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ) ) прокурорский надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.

По требованию указанных прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

Прокуроры, указанные в части первой настоящей статьи, обеспечивают защиту сведений, содержащихся в представленных документах и материалах.

Неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за оперативно-розыскной деятельностью, влечет за собой установленную законом ответственность.

Задача прокурора состоит в обеспечении учетно-регистрационной дисциплины, законности сроков регистрации и сроков разрешения сообщений о преступлениях, законности способов проведения доследственной проверки материалов о совершенных преступлениях, в соблюдении сроков указанной проверки и, наконец, в законности принятых по существу решений.

Порядок приема и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях определен ведомственными инструкциями, принятыми практически во всех ведомствах, осуществляющих прием таких заявлений и сообщений, в том числе и в самой прокуратуре1.

Обеспечивая законность приема и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, прокурор:

а) обязан не реже одного раза в месяц проверять непосредственно в органах внутренних дел и иных органах исполнение законов и под законных актов при приеме и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях;

б) вправе требовать от должностных лиц материалы о совершенных преступлениях;

в) вправе получать объяснения от должностных лиц, ответственных за регистрацию заявлений и сообщений, а также за проведение доследственной проверки материалов;

г) вправе возбудить уголовное дело публичного и частно-публичного обвинения, а также дать согласие на возбуждение указанных уголовных дел следователем или дознавателем;

д) вправе возбудить дело частного обвинения без заявления потерпевшего, если преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами;

е) вправе продлить срок доследственной проверки материалов;

ж) вправе давать письменные указания по вопросам проведения доследственной проверки;

з) вправе отменить незаконное решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела или передаче его по подследственности.

Осуществляя проверку учетно-регистрационной дисциплины, прокурор для выявления нарушений закона изучает следующие документы: журналы и книги учета сообщений о преступлениях, происшествиях, журналы учета преступлений, учета информации, полученной по телефону, телеграфу, учета лиц, доставленных в орган внутренних дел, а также журнал учета материалов, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, и иные учетно-регистрационные документы.

Для повышения эффективности проверки указанные документы следует сопоставлять со сведениями о криминальных травмах, полученными из медицинских учреждений, с результатами медицинского освидетельствования трупов с признаками насильственной смерти, с данными об обращении граждан в страховые компании по поводу выплаты страховых сумм в связи с совершенными в отношении них преступными действиями, с материалами, полученными из средств массовой информации.

Большое значение для соблюдения законности в стадии возбуждения уголовного дела имеет соблюдение сроков проведения доследственной проверки. По общему правилу проверка должна быть проведена в течение трех суток с момента регистрации заявления или сообщения о преступлении. Указанный срок может быть продлен начальником органа дознания, начальником следственного отдела или прокурором до 10 суток по ходатайству следователя или дознавателя. При необходимости проведения ревизии или документальной проверки указанный срок может быть продлен прокурором до 30 суток (ст. 144 УПК РФ).

Надзирая за законностью проведения доследственной проверки, прокурор должен иметь в виду, что до возбуждения уголовного дела субъекты проверки вправе проводить ограниченное количество следственных действий. В соответствии со ст. 146 УПК РФ до возбуждения уголовного дела возможно лишь проведение осмотра места происшествия, освидетельствования и назначение экспертизы.

В соответствии с ч. 4 и 5 ст. 148 УПК РФ копия постановления следователя, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела направляется прокурору в течение 24 часов с момента его вынесения с целью проверки его законности и обоснованности.

По результатам доследственной проверки прокурор принимает одно из следующих решений:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.01 № 174-ФЗ ( в ред. от 31.10.2002) // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1).
  3. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
  4. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 18 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СЗ РФ. 1995. 14 авг. № 33. Ст. 3349.
  5. Приказ Генерального прокурора РФ от 20 февраля 2002 г. № 7 «Об организации исполнения Федерального закона «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» и переходе органов прокуратуры к работе в новых условиях уголовного судопроизводства».
  6. Приказ Генерального прокурора РФ от 18 июня 1997 г. № 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием».
  7. Приказ Генерального прокурора РФ от 26 июня 1997 г. № 34 «Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью».
  8. Приказ Генерального прокурора РФ от 5 июля 2002 г. № 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства».
  9. Приказ Генерального прокурора РФ от 21 октября 2003 г. № 45 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях».
  10. Указание Генерального прокурора РФ от 5 августа 2003 г. № 28-20 «Об организации рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора, осуществляющих уголовное судопроизводство».
  11. Приказ Генерального прокурора РФ от 25 апреля 2000 г. № 56 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»».
  12. Приказ Генерального прокурора РФ от 28 августа 2001 г. № 52-20 «Об организации надзора за исполнением законодательства, направленного на предупреждение преступных проявлений».
  13. Винниченко Н. А., Захарцев С. И., Рохлин В. И. Правовая регламентация использования результатов ОРД в уголовном судопроизводстве / Под ред. В. П. Сальникова. СПб., 2004.
  14. Дворянский А. М. и др. Надзор районного (городского) прокурора за соблюдением законности при расследовании преступлений. СПб., 1995.
  15. Гельдибаев М.Х. Прокурорский надзор. – СПб.: Питер, 2004.
  16. Григорьева Н.В. Прокурорский надзор.–М.: Инфра-М., 2006.
  17. Козусев А. Ф. Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности. М., 2001.
  18. Короткое А. П., Токарева М. Е. Прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела: Научно-практическое пособие // Прокурорская и следственная практика. 2004. № 1-2. С. 220-243.
  19. Настольная книга прокурора / Под ред. С. И. Герасимова. М., 2002.
  20. Осипкин В. Н. Организация и методика прокурорского надзора за соблюдением законности при оперативно-розыскной деятельности. СПб., 1997.
  21. Прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела / Под ред. А. П. Короткова, М. Е. Токаревой. М., 2002.
  22. Соловьев А. Б. и др. Прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании преступлений. М., 2000.
  23. Шалумов М. Надзор за следствием, дознанием и ОРД // Законность. 1999. № 10.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 21.67MB | MySQL:119 | 1,605sec