Система и структура органов Генеральной прокуратуры

<

081814 2302 1 Система и структура органов Генеральной прокуратурыПрокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ [1] и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура РФ является уникальным инструментом, позволяющим, с одной стороны, сохранять единое законодательное пространство федеративного государства, с другой стороны — системой, способной быстро и эффективно осуществлять правозащитную функцию, восстанавливая нарушенные права и законные интересы граждан, общественных организаций, государства.

Единство и централизация Прокуратуры РФ обеспечивается:

– наличием общих целей и задач;

– установленным порядком назначения прокуроров;

– финансированием всех органов прокуратуры за счет средств федерального бюджета;

– подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору России [4].

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют:

– Генеральная прокуратура РФ;

– прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры;

– научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами;

– прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры[4].

 

081814 2302 2 Система и структура органов Генеральной прокуратуры

 

Генеральная прокуратура структурно включает:

– Главное организационно-инспекторское управление;

– Организационное управление;

– Аппарат Генерального прокурора Российской Федерации;

– Инспекторское управление;

– Информационно-аналитическое управление;

– Управление кадров;

– Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства;

– Управление по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики;

– Управление по надзору за соблюдением прав и свобод граждан;

– Организационно-методический отдел;

– Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере;

– Главное управление по надзору за следствием;

– Управление по надзору за следствием в органах прокуратуры;

– Управление по надзору за следствием в МВД России и ФСКН России;

– Организационно-методический отдел;

– Отдел документационного обеспечения;

– Управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельности;

– Управление по надзору за расследованием особо важных дел;

– Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму;

– Управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции;

– Главное управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами;

– Управление по обеспечению участия прокуроров в кассационном производстве Верховного Суда Российской Федерации;

– Управление по обеспечению участия прокуроров в надзорной стадии уголовного судопроизводства;

– Отдел по поддержанию государственного обвинения;

– Организационно-аналитический отдел;

– Отдел документационного обеспечения;

– Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе;

– Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний;

– Правовое управление;

– Главное управление международно-правового сотрудничества;

– Управление экстрадиции;

– Управление правовой помощи;

– Управление международного права;

– Управление взаимодействия со средствами массовой информации;

– Первый отдел (на правах управления);

– Главное управление обеспечения деятельности органов и учреждений прокуратуры;

– Управление делами;

– Управление документационного и методического обеспечения;

– Управление по рассмотрению обращений и приему граждан;

– Отдел по приему граждан;

– Отдел по рассмотрению обращений;

– Информационно-справочный отдел;

– Отдел административно-хозяйственной и договорной работы;

– Отдел контрольно-ревизионной работы (на правах управления);

– Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Южном федеральном округе;

– Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе;

– Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Центральном федеральном округе;

– Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе;

– Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Приволжском федеральном округе;

– Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе;

– Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Сибирском федеральном округе;

– Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе;

– Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации» [14].

В основе построения системы прокурорских органов лежит административное и национально-государственное устройство, установленное Конституцией РФ, в соответствии с которым в каждом из субъектов Российской Федерации имеется соответствующая прокуратура[4].

В число специализированных прокуратур, включенных в систему прокуратуры Российской Федерации, входят военные, природоохранные прокуратуры, прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, а также прокуратуры, осуществляющие надзор в закрытых административно-территориальных образованиях и на режимных объектах[4].

Во главе военных прокуратур стоит Главная военная прокуратура, входящая на правах структурного подразделения в Генеральную прокуратуру. Структуру военной прокуратуры составляют:

– Главная военная прокуратура;

– прокуратуры военных округов, групп войск, флотов;

– прокуратура Ракетных войск стратегического назначения;

– прокуратура Федеральной пограничной службы РФ;

– прокуратуры других войск, приравненные к прокуратурам субъектов РФ;

– прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам городов и районов[10].

Возглавляет органы военной прокуратуры заместитель Генерального прокурора РФ — Главный военный прокурор. Структуру и штаты органов военной прокуратуры устанавливает Генеральный прокурор РФ.

Главный военный прокурор и подчиненные ему прокуроры обладают в пределах своей компетенции полномочиями, установленными Федеральным законом «О прокуратуре РФ» [2], и осуществляют их независимо от командования и органов военного управления.

Приказом Генерального прокурора РФ № 19-III от 5 февраля 2001 г. «О частичном изменении структуры и штатного расписания аппарата Генеральной прокуратуры РФ» [2] созданы управления Генеральной прокуратуры РФ в семи федеральных округах, которые также дислоцируются в центрах этих округов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2007 г. №1004 «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации был создан Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации.

Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации (далее — Следственный комитет) является органом прокуратуры Российской Федерации, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

Основными задачами Следственного комитета являются:

1) разработка мер по формированию государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

2) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

3) обеспечение законности при производстве предварительного следствия и защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

5) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению;

6) обеспечение в пределах своих полномочий международно-правового сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

Следственный комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о Следственном комитите.

Следственный комитет осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему Главное следственное управление Следственного комитета, следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные следственные управления Следственного комитета, в том числе военные следственные управления Следственного комитета по военным округам, флотам, Ракетным войскам стратегического назначения и другие военные следственные управления Следственного комитета, приравненные к следственным управлениям Следственного комитета по субъектам Российской Федерации, а также следственные отделы Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним специализированные следственные отделы Следственного комитета, в том числе военные следственные отделы Следственного комитета по объединениям, соединениям, гарнизонам и другие военные следственные отделы Следственного комитета, приравненные к следственным отделам Следственного комитета по районам, городам.

В системе Следственного комитета в соответствии с законодательством Российской Федерации могут образовываться научные и образовательные учреждения, а также иные организации, создаваемые для обеспечения деятельности Следственного комитета.

Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

В отсутствие Генерального прокурора РФ или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель.

Срок полномочий Генерального прокурора РФ 5 лет. Полномочия Генерального прокурора РФ по руководству системой прокуратуры Российской Федерации указаны в ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [2].

В число полномочий Генерального прокурора РФ входит назначение прокуроров всех звеньев системы прокуратуры РФ. В соответствии со ст. 129 Конституции РФ [1] назначение прокуроров субъектов Федерации осуществляется по согласованию с органами государственной власти этих субъектов.

Прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, назначаемые Генеральным прокурором РФ.

 

1.2. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры

 

Конституция Российской Федерации 1993 г. [1]устанавливает лишь наиболее общие принципы организации в деятельности Прокуратуры РФ, оставляя регулирование всех остальных вопросов правового статуса этого органа за федеральными законами, в частности «О прокуратуре Российской Федерации» [2], «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.

Деятельность прокуратуры РФ строится в соответствии со следующими принципами:

– принципом единства, означающим, что прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную систему органов;

– принципом централизации органов прокуратуры, означающим, что эти органы составляют централизованную систему, в которой нижестоящие органы прокуратуры подчиняются всем вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Вышестоящие прокуроры осуществляют руководство и контроль за деятельностью нижестоящих прокуроров;

– принципом независимости органов прокуратуры, состоящим в том, что органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений. В соответствии с принципом независимости прокуроры и следователи органов прокуратуры не могут быть членами выборных в иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Как следствие, прокуроры и следователя в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений;

<

– принципом законности, означающим, что органы прокуратуры реализуют свои функции в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;

– принципом гласности, заключающимся в открытости деятельности органов прокуратуры, доступности для граждан, средств массовой информации. Выражается в информировании населения через средства массовой информации о назначении прокуроров, о состоянии законности и деятельности прокуратуры по обеспечению прав и свобод граждан. В то же время принцип гласности не должен вступать в противоречие с требованиями законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне[4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1 Правовые основы деятельности Генеральной прокуратуры

 

Согласно ст. 3 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1991 г. № 2202-1 в ред. ФЗ от 28.11.2009 № 303-ФЗ[2],организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации определяются также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, принятыми в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

На прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами

Согласно ст. 129 Конституции РФ [1] прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации[10].

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

В соответствии со ст. 1ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» [2 прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

– надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

– надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

– надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

– надзор за исполнением законов судебными приставами;

– надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

– уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

– координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью[12].

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.

 

2.2 Генеральный прокурор: порядок назначения и полномочия

 

Согласно ст. 12 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1991 г. № 2202-1 в ред. ФЗ от 28.11.2009 № 303-ФЗ[2] Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Если предложенная Президентом Российской Федерации кандидатура на должность Генерального прокурора Российской Федерации не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент Российской Федерации в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора Российской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации приносит следующую присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий Генерального прокурора Российской Федерации свято соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, защищать права и свободы человека и гражданина, охраняемые законом интересы общества и государства» [2].

В отсутствие Генерального прокурора Российской Федерации или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель, а в случае отсутствия Генерального прокурора Российской Федерации и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей — один из заместителей Генерального прокурора Российской Федерации в соответствии с установленным распределением обязанностей между заместителями[2].

Срок полномочий Генерального прокурора Российской Федерации пять лет.

Сообщение о назначении Генерального прокурора Российской Федерации на должность и об освобождении его от должности публикуется в печати.

Генеральный прокурор Российской Федерации ежегодно представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации и Президенту Российской Федерации доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.

Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации указанный доклад Генеральный прокурор Российской Федерации представляет лично на заседании палаты.

Полномочия Генерального прокурора Российской Федерации по руководству системой прокуратуры Российской Федерации перечислены в ст. 17 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1991 г. № 2202-1 в ред. ФЗ от 28.11.2009 № 303-ФЗ[2].. Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников. Генеральный прокурор Российской Федерации в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации, определяет полномочия структурных подразделений, устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры, за исключением штата и структуры системы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры Российской Федерации и их заместителей.

Генеральный прокурор Российской Федерации несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры настоящим Федеральным законом.

 

 

 
 

РЕГЛАМЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Практическая деятельности Генеральной Прокуратуры Российской Федерации регулируется Регламентом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, который утвержден приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.04.2008 № 67[3], который устанавливает организацию и порядок деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации, приказами, указаниями, распоряжениями, положениями и инструкциями Генерального прокурора Российской Федерации.

Общее руководство Генеральной прокуратурой Российской Федерации осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации, которым издаются обязательные для исполнения всеми работниками прокуратуры организационно-распорядительные документы, определяются должностные обязанности заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, его советников, старших помощников и помощников по особым поручениям, начальников главных управлений, управлений и отделов на правах управлений или в составе управлений (далее — главные управления, управления и отделы), при необходимости — иных работников, устанавливается компетенция структурных подразделений, научных и образовательных учреждений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, утверждаются официальные символы Генеральной прокуратуры Российской Федерации и их описание[3].

Генеральный прокурор Российской Федерации является председателем коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, председателем Координационного совещания руководителей федеральных правоохранительных органов. В отсутствие Генерального прокурора Российской Федерации его обязанности исполняет Первый заместитель Генерального прокурора, а при его отсутствии — один из заместителей Генерального прокурора.

Заместители Генерального прокурора Российской Федерации в соответствии с установленным распределением обязанностей направляют и контролируют работу главных управлений, управлений и отделов, комиссий и советов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, принимают организационные, процессуальные и иные решения по отнесенным к их ведению вопросам, в том числе путем издания указаний и распоряжений[3].

Распределение обязанностей и взаимозаменяемость заместителей Генерального прокурора Российской Федерации устанавливаются приказами Генерального прокурора Российской Федерации.

Полномочия Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации — Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (далее — Следственный комитет) определяются федеральным законодательством и указами Президента Российской Федерации.

Председатель Следственного комитета, исходя из особенностей деятельности следственных органов Следственного комитета, самостоятельно устанавливает порядок деятельности подразделений Следственного комитета путем издания приказов, указаний и распоряжений, обязательных для исполнения всеми работниками Следственного комитета.

Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации является председателем коллегии Следственного комитета.

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации – Главный военный прокурор возглавляет Главную военную прокуратуру, является председателем ее коллегии, а порядок деятельности Главной военной прокуратуры определяется приказами, указаниями, распоряжениями Генерального прокурора Российской Федерации, Регламентом, а также издаваемыми на их основе организационно-распорядительными документами Главного военного прокурора[3].

В соответствии с утвержденными Генеральным прокурором Российской Федерации положениями о подразделениях руководители главных управлений, управлений и отделов организуют их работу, определяют служебные обязанности работников, устанавливают их взаимозаменяемость, организуют исполнение поручений Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей, а в необходимых случаях исполняют такие поручения лично, по согласованию с соответствующим заместителем Генерального прокурора Российской Федерации ходатайствуют о поощрении подчиненных работников или их привлечении к дисциплинарной ответственности[3].

Деятельность высшей аттестационной комиссии, аттестационной комиссии, конкурсной аттестационной комиссии федеральных государственных гражданских служащих Генеральной прокуратуры Российской Федерации регламентируется положениями и иными документами, утверждаемыми Генеральным прокурором Российской Федерации. Высшую аттестационную комиссию возглавляет заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, аттестационную комиссию — начальник управления кадров, конкурсную аттестационную комиссию — федеральный государственный гражданский служащий по поручению Генерального прокурора Российской Федерации[3].

Организация работы научно-консультативного совета при Генеральной прокуратуре Российской Федерации регулируется специальным организационно-распорядительным документом Генерального прокурора Российской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации имеет в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации полномочных представителей, определяет их компетенцию и формы деятельности. Порядок представительства Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации, в судах общей юрисдикции и арбитражных судах устанавливается Генеральным прокурором Российской Федерации в соответствии с процессуальным законодательством[3].

Взаимодействие Генеральной прокуратуры Российской Федерации с органами, организациями и учреждениями иностранных государств, международными органами и организациями, представительство в таких органах, организациях и учреждениях, а также переписка по вопросам международного сотрудничества осуществляются в порядке, установленном международными договорами, законодательством Российской Федерации, соглашениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации с зарубежными партнерами и актами Генерального прокурора Российской Федерации[3].

Деятельность Генеральной прокуратуры Российской Федерации осуществляется в условиях гласности в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, о государственной и иной охраняемой законом тайне.

Материалы для официальных сообщений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в средствах массовой информации, справки, обобщения о состоянии законности, борьбы с преступностью и т.п. передаются в управление взаимодействия со средствами массовой информации и общественностью после согласования с заместителями Генерального прокурора Российской Федерации. Ответственность за достоверность и полноту содержащихся в этих материалах сведений несут руководители подготовивших их подразделений[3].

Для решения стоящих перед органами прокуратуры задач руководители Генеральной прокуратуры Российской Федерации в пределах своих полномочий издают организационно-распорядительные документы, регулирующие вопросы организации и деятельности прокуратуры в целом, по отраслям надзора, исполнения требований законов и иных нормативных актов, прохождения службы, распределения обязанностей, порядка работы, реализации мер материального и социального характера и др. Проекты организационно-распорядительных документов готовятся в главных управлениях, управлениях и отделах на основании поручений руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации, решений коллегии, постановлений Координационного совещания или в порядке инициативы. В последнем случае к проекту документа прилагается рапорт на имя Генерального прокурора Российской Федерации с соответствующим обоснованием[3].

Информационно-аналитическая работа осуществляется в целях совершенствования организации и управления в системе прокуратуры Российской Федерации, определения приоритетных направлений деятельности, формирования планов, подготовки организационно-распорядительных и информационно-справочных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Главные управления, управления и отделы, Академия организуют систематический сбор, накопление и анализ информации о состоянии законности и правопорядка по направлению своей деятельности. В этих целях используются статистические показатели, материалы прокурорских проверок, уголовных, гражданских и арбитражных дел, производств об административных правонарушениях, данные контролирующих органов, обращения граждан, сообщения средств массовой информации и иные сведения, характеризующие состояние законности и правопорядка. По указанию Генерального прокурора Российской Федерации аналитические материалы могут быть опубликованы в виде сборника для ознакомления и использования в органах и учреждениях прокуратуры[3].

Ежегодно в срок до 1 февраля и 1 августа главные управления, управления и отделы Генеральной прокуратуры Российской Федерации в установленном порядке представляют в Академию обобщенные материалы, отражающие состояние законности и эффективность прокурорского надзора, просчеты и проблемы в правоприменительной практике, положительный опыт, с приложением необходимой информации, полученной в пределах их компетенции.

Главное организационно-инспекторское управление осуществляет информационно-аналитическую деятельность в целях организационного обеспечения Генерального прокурора Российской Федерации, готовит предложения по совершенствованию организации и повышению эффективности работы органов прокуратуры, организует государственное и ведомственное статистическое наблюдение и отчетность Генеральной прокуратуры Российской Федерации, сбор и анализ иной информации по вопросам оперативного управления в системе прокуратуры, оказывает методическую и практическую помощь по этим вопросам подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратурам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним специализированным прокуратурам[3].

Деятельность подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации осуществляется по предметному, зональному и (или) предметно-зональному принципам в соответствии с планами работы, разработанными на основе изучения положения дел.

Работа Генеральной прокуратуры Российской Федерации планируется на полугодие.

Направляемые прокурорам субъектов Российской Федерации поручения, связанные с выполнением решений коллегии, постановлений Координационного совещания, рассмотрением парламентских запросов, запросов высших должностных лиц государства или субъектов Российской Федерации, руководителей федеральных органов исполнительной власти, обращений по наиболее значимым вопросам управления государственным имуществом, бюджетными средствами, земельными ресурсами, фактам коррупции и злоупотребления служебным положением должностными лицами, о нарушениях законности работниками органов прокуратуры Российской Федерации, иные задания, не предусмотренные планом работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, подписываются Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями[3].

При отсутствии письменного поручения руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации главным управлением (управлением) в целях обоснования направления на места внепланового задания представляется мотивированный рапорт на имя Генерального прокурора Российской Федерации.

Задания и запросы, связанные с рассмотрением конкретного обращения либо при наличии поручения одного из руководителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации направляются за подписью начальника главного управления или самостоятельного управления.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется коллегия, возглавляемая Генеральным прокурором Российской Федерации. В состав коллегии по должности входят первые заместители и заместители Генерального прокурора Российской Федерации. По решению Генерального прокурора Российской Федерации в состав коллегии могут быть введены другие лица. Коллегия правомочна принимать решения при наличии кворума (не менее половины состава всех членов коллегии). В случае возникновения разногласий по обсуждаемому коллегией вопросу окончательное решение принимается Генеральным прокурором Российской Федерации[3].

Решения коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации обязательны для исполнения всеми прокурорскими работниками. Решения коллегии могут быть реализованы путем издания приказов Генерального прокурора Российской Федерации.

На заседаниях коллегии рассматриваются наиболее важные вопросы деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности и правопорядка, обсуждаются проблемы прокурорского надзора, организации и осуществления уголовного преследования, подбора и расстановки кадров, заслушиваются отчеты руководителей подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров[3].

По актуальным проблемам укрепления законности и противодействия преступности могут проводиться совместные заседания коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и коллегий федеральных органов исполнительной власти.

Решение коллегии, другие документы, подготовленные в соответствии с ним, незамедлительно направляются организационным управлением членам коллегии, начальникам главных управлений и управлений, ректору Академии, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур, которые в обязательном порядке доводят их содержание до сведения подчиненных работников, разрабатывают меры по их выполнению (в необходимых случаях с предварительным обсуждением на оперативном совещании), определяют ответственных исполнителей и организуют контроль исполнения, о чем в трехдневный срок с момента принятия соответствующего организационного решения информируют организационное управление[3].

Координационные совещания руководителей федеральных правоохранительных органов созываются Генеральным прокурором Российской Федерации и проходят под его председательством. Процедура подготовки и проведения Координационного совещания, а также осуществление контроля за реализацией принятых им постановлений определяется Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и Регламентом Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации[3].

Координационная деятельность по борьбе с преступностью соответствующих структур правоохранительных органов в федеральном округе осуществляется Главным управлением или управлениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, которые обеспечивают организацию и проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов в соответствующих федеральных округах. Созывают и возглавляют такие координационные совещания заместители Генерального прокурора Российской Федерации[3].

Контроль за исполнением приказов, указаний, распоряжений Генерального прокурора Российской Федерации, решений коллегии Генеральной прокуратуры, постановлений Координационного совещания руководителей федеральных правоохранительных органов, выполнением плановых мероприятий обеспечивают заместители Генерального прокурора Российской Федерации, начальники структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также организационное управление Главного организационно-инспекторского управления[3].

Контроль за соблюдением порядка и сроков рассмотрения поручений Генерального прокурора Российской Федерации (документы особого контроля) осуществляется также организационным управлением.

Контроль за исполнением поручений заместителей Генерального прокурора Российской Федерации осуществляется начальниками главных управлений, управлений и отделов.

Контроль за рассмотрением иных документов обеспечивается руководителями подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, давшими соответствующее поручение.

Контроль за своевременным получением информации о результатах рассмотрения документов, направленных Генеральным прокурором Российской Федерации Президенту Российской Федерации, в высшие органы государственной власти, федеральные министерства и ведомства, обеспечивается заместителями Генерального прокурора Российской Федерации по отнесенным к их ведению вопросам и начальниками главных управлений и управлений, подготовивших эти документы[3].

Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, должностных и иных лиц, а также парламентских запросов, запросов и обращений депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, организация приема заявителей устанавливаются действующим законодательством, Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, а также иными распорядительными актами Генерального прокурора Российской Федерации[3].

Каждое обращение должно получить объективное, всестороннее и своевременное разрешение в том подразделении, к компетенции которого относится решение вопроса.

Руководители главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации несут персональную ответственность за организацию работы с обращениями и приема граждан, должностных и иных лиц. Непосредственные исполнители несут ответственность за соблюдение требований организационно-распорядительных документов Генерального прокурора Российской Федерации при разрешении конкретных обращений[3].

Обращения, содержащие вопросы, относящиеся к компетенции органов предварительного расследования, поступившие в органы прокуратуры сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях, жалобы граждан на действия должностных лиц уполномоченных органов, отказавшихся принять и зарегистрировать сообщение о преступлении, регистрируются и рассматриваются в порядке, установленном соответствующими организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Поступившие в органы прокуратуры обращения и заявления, в которых заявители выражают несогласие с принятыми решениями и в связи с этим ставят вопрос о привлечении к уголовной ответственности судей, прокуроров, других должностных лиц при отсутствии конкретных данных о признаках преступления, разрешаются в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации[3].

Окончанием срока рассмотрения и разрешения обращений (запросов) считается дата направления письменного ответа автору о принятом решении.

Прием граждан и представителей юридических лиц осуществляется в установленные часы в Приемной Генеральной прокуратуры Российской Федерации в день обращения. К приему граждан могут привлекаться прокуроры главных управлений, управлений и отделов, которые будут разрешать обращение.

Порядок приема граждан в Главном управлении или управлениях в федеральных округах устанавливается самостоятельно в соответствии с организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации.

Прием Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем осуществляется по жалобам, ответы на которые ранее давались начальниками главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации. В случаях, когда такое решение принималось руководителями Генеральной прокуратуры, личный прием заявителя организуется по прямому указанию Генерального прокурора Российской Федерации или его первого заместителя[3].

График приема граждан заместителями Генерального прокурора Российской Федерации, начальниками главных управлений и самостоятельных управлений утверждается Генеральным прокурором Российской Федерации либо его Первым заместителем.

График приема граждан начальниками управлений, отделов (в составе главных управлений, управлений) утверждается руководителем подразделения, в структуру которого они входят.

Порядок рассмотрения обращений и приема граждан в следственных органах и в органах военной прокуратуры определяется соответствующими организационно-распорядительными документами Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации — Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и заместителя Генерального прокурора Российской Федерации — Главного военного прокурора[3].


 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 25 декабря 1993 г.
  2. ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1991 г. № 2202-1 в ред. ФЗ от 28.11.2009 № 303-Ф // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
  3. Регламент Генеральной прокуратуры Российской Федерации, который утвержден приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.04.2008 № 67 // Законность. 2008. № 7.
  4. Александров А.С. Прокурорский надзор. – Н.Новгород: Изд. Нижегородской академии МВД России, 2009.
  5. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для ВУЗов. М., 2007.
  6. Гельдибаев М.Х. Прокурорский надзор. СПб., 2010.
  7. Григорьева Н.В. Прокурорский надзор. М., 2010.
  8. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М., 2009.
  9. Коваленко А.И. Конституционное право Российской Федерации. М., 2008.
  10. Прокурорский надзор / Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. М., 2010.
  11. Прокурорский надзор / Под ред. О. А. Галустьяна, А. В. Ендольцевой, И. И. Сыдорука. М., 2010.
  12. Прокурорский надзор / Под ред. А. В. Ендольцевой, О. В. Химичевой. М., 2010.
  13. Российский прокурорский надзор / Под ред. А.Я. Сухарева. М., 2008.
  14. http://genproc gov. ru / Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.99MB/0.00039 sec

WordPress: 22.2MB | MySQL:116 | 1,654sec