Задачи органов прокуратуры в стадии надзора за исполнение законов при рассмотрении судами уголовных дел

<

081814 2304 1 Задачи органов прокуратуры в стадии надзора за исполнение               законов при рассмотрении судами уголовных делВ основе современного уголовного судопроизводства лежит конституционный принцип состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции). Принцип состязательности заключается в том, что один участник уголовного судопроизводства должен выполнять только одну уголовно-процессуальную функцию. В соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства прокурор относится к стороне обвинения, содержанием которой является осуществление функции уголовного преследования.

Уголовное преследование на различных этапах; уголовного судопроизводства имеет свои формы выражения. Так, на досудебных стадиях уголовного процесса уголовное преследование осуществляется в форме предварительного расследования, а в судебных стадиях — в форме поддержания государственного обвинения.

Уголовно-процессуальный кодекс, закрепив ведущую роль прокурора в уголовном преследовании, ввел новые процедуры уголовного судопроизводства, которые требуют существенного повышения качества поддержания государственного обвинения и укрепления корпуса государственных обвинителей. Как отмечается в Приказе Генерального прокурора РФ от 03.06.02 № 28 «Об организации работы прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства», эти новации уголовно-процессуального закона требуют от всех сотрудников органов прокуратуры, участвующих в судебном разбирательстве, высочайшей организации работы, профессионализма, личной ответственности. Активность и процессуальное мастерство государственного обвинителя в представлении и исследовании доказательств становятся решающим фактором в обеспечении неотвратимости наказания за совершенное преступление.

В связи этим всем заместителям Генерального прокурора РФ, прокурорам субъектов РФ, городов и районов, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам считать участие в рассмотрении уголовных дел судами одним из важнейших направлений в деятельности органов прокуратуры.

Перед всеми прокурорами, участвующими в рассмотрении судами уголовных дел, поставлены следующие задачи:

  1. постоянно совершенствовать работу по поддержанию государственного обвинения как одного из действенных средств борьбы с преступностью. Участие в судебном разбирательстве уголовных дел считать первостепенной служебной обязанностью всех прокурорских работников;
  2. обеспечивать участие прокуроров в судебном разбирательстве всех уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения, в том числе и в рассмотрении дел, возбужденных в соответствии с ч. 4 ст. 20 и ч. 3 ст. 318 УПК мировым судьей;
  3. руководителям прокуратур регулярно лично поддерживать государственное обвинение;
  4. государственным обвинителям всемерно способствовать установлению судом истины, необходимой для вынесения законного, обоснованного и справедливого решения;
  5. руководителям прокуратур обеспечивать участие государственных обвинителей в судебных заседаниях апелляционной инстанции по всем уголовным делам. Иметь в виду, что право апелляционного и кассационного обжалования судебных решений, не вступивших в законную силу, предоставлено исключительно государственному обвинителю;
  6. обращать особое внимание на совершенствование профессионального мастерства государственных обвинителей, в первую очередь прокуроров, не имеющих достаточного опыта участия в судебных процессах. В этих целях организовать надежную систему профессионального обучения, постоянно
    совершенствовать учебно-методический процесс, привлекая для проведения учебных мероприятий опытных практических работников и ученых-юристов; изучать и распространять положительный опыт работы; внедрять в практику хорошо зарекомендовавшие себя формы обучения, в том числе деловые игры; развивать и поощрять творческую активность прокуроров и стремление их к самосовершенствованию, повышать роль и ответственность руководителей прокуратур городского и районного звена за качественную подготовку государственных обвинителей к участию в судебных заседаниях;
  7. использовать средства массовой информации для пропаганды деятельности государственных обвинителей; обеспечивать достоверность материалов, подлежащих опубликованию, и их юридическую обоснованность.
  8. всем территориальным прокурорам, военным и иным специализированным прокурорам поддерживать постоянное взаимодействие и осуществлять обмен опытом по вопросам, возникающим в практике обеспечения участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел и принесения представлений на неправосудные судебные решения.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Б) Полномочия прокурора и формы прокурорского реагирования на нарушения закона в сфере надзора за исполнением законов органами следствия, дознания

     

    Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами. Указания Генерального прокурора РФ по вопросам предварительного следствия и дознания, не требующие законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

    В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

    1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

  9. возбуждать уголовное дело и в порядке, установленном УПК, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;
  10. участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия;
  11. давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела в соответствии со ст. 146 УПК;
    <
  12. давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании
    судебного решения;
  13. разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы;
  14. отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК при производстве предварительного расследования;
  15. изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя другому с обязательным указанием оснований данного действия;
  16. передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением правил подследственности, предусмотренных ст. 151 УПК, с обязательным указанием оснований такой передачи;
  17. отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя в порядке, установленном УПК;
  18. поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
  19. продлевать срок предварительного расследования;
  20. утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу;

    14)    утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;

  21. возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
  22. приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу.

    Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю, данные в порядке, установленном УПК, являются обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 38 УПК.

    Для устранения выявленных в ходе осуществления прокурорского надзора нарушений законности органами дознания и предварительного следствия прокурор уполномочен применять следующие средства правового реагирования.

    Представление. Данное правовое средство прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона в уголовном судопроизводстве имеет двойное назначение. Так, на досудебных стадиях уголовного процесса при осуществлении прокурором надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания представление адресуется руководителям органов, чьи подчиненные допустили выявленные нарушения закона. При этом в представлении может быть поставлен вопрос о привлечении виновных к ответственности. О принятых мерах прокурор предлагает уведомить его в месячный срок. В судебных стадиях представление — это акт прокурорского реагирования на судебное решение, вносимое прокурором в порядке, предусмотренном УПК.

    Указание. Это правовое средство является наиболее распространенной формой прокурорского реагирования, которое, как правило, носит профилактический характер и способствует недопущению совершения следователем или дознавателем нарушений требований уголовно-процессуального законодательства. Указание дается прокурором в письменном виде и может касаться как производства тех или иных следственных действий, проведение которых целесообразно с его точки зрения, так и характера избрания меры пресечения. Прокурор может дать указание следователю о том, как квалифицировать преступление, по которому следователь осуществляет производство, об объеме обвинения, направлении уголовного дела в суд или его прекращении и т.д.

    Следует отметить, что письменные указания прокурора органу дознания, следователю, данные в порядке, предусмотренном УПК, являются обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 38 УПК.

    Письменное требование (поручение, запрос). При осуществлении прокурорского надзора в досудебных стадиях уголовного процесса прокурор вправе истребовать у следователя уголовное дело для его Проверки. Указанное полномочие прокурора реализуется посредством направления письменного требования (поручения, запроса) начальнику следственного отдела и обязательно для исполнения.

    Постановление. В случаях, предусмотренных УПК, прокурор наделен правом вынести соответствующее постановление. Согласно п. 25 ст. 5 УПК постановлением в досудебных стадиях уголовного судопроизводства является решение прокурора, следователя, дознавателя, вынесенное при производстве предварительного расследования. Обвинительное заключение и обвинительный акт имеют другую правовую природу и постановлениями не являются.

    Например, если прокурор, проверив допустимость доказательства по уголовному делу, по ходатайству подозреваемого или обвиняемого или собственной инициативе придет к убеждению, что оно получено с нарушением требований уголовно-процессуального законодательства, то в этом случае он в соответствии с требованием ч, 3 ст. 88 УПК выносит постановление о признании данного доказательства недопустимым. После этого полученное с нарушениями доказательство не подлежит включению в обвинительное заключение или обвинительный акт.

    Согласие прокурора. Уголовно-процессуальным законодательством России предусмотрен судебный порядок получения разрешения на проведение следственных действий (обыск, выемка, осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц и т.д.), которые затрагивают основные конституционные права и свободы граждан, а также на Применение к подозреваемому (обвиняемому) мер уголовно-процессуального принуждения (наложение ареста на имущество, временное отстранение от должности, избрание меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста и т.д.),

    В соответствии со ст. 115 УПК для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества прокурор, а также дознаватель или следователь с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия.

    Таким образом, проверка прокурором целей и оснований для реализации такой меры уголовно-процессуального принуждения, как наложение ареста на имущество подозреваемого (обвиняемого) и его согласие на это, является необходимым условием для получения судебного решения на производство этого процессуального действия. Отказ в даче согласия должен быть мотивированным и изложен в письменной форме.

    Принятие некоторых процессуальных решений также требует непосредственного санкционирования прокурором. Например, прокурор утверждает решение следователя, дознавателя о прекращении производства по уголовному делу, а также обвинительное заключение или обвинительный акт и направляет уголовное дело в суд.

    Официальное извинение реабилитированному. Прокурор от имени государства приносит официальное извинение реабилитированному за причиненный ему в результате незаконного уголовного преследования вред. Вместе с тем УПК РФ предусматривает следующие правовые средства возмещения реабилитированному морального вреда. Так, по письменному указанию
    прокурора средства массовой информации, опубликовавшие сведения о задержании реабилитированном.

    По требованию реабилитированного, а в случае его смерти— его близких родственников или родственников суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны в срок не позднее 14 суток направить письменные сообщения о принятых решениях, оправдывающих гражданина, по месту его работы, учебы или жительства.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Задача

     

    В прокуратуру города поступили сведения о том, что в ПМК-63 при оформлении счетной документации допускается завышение объемов перевезенных грузов шоферами транспортного предприятия «Агропромтранс»,

    Проверкой было установлено, что Буйков работал в должности заместителя начальника ПМК-63 по снабжению, ненадлежаще исполнял свои служебные обязанности ввиду недобросовестного отношения к ним. На протяжении всего 1996 года Буйков систематически подписывал водителям транспортного предприятия «Агропромтранс» товарно-транспортные накладные доставку грузов на строительные объекты ПМК2-63 несмотря на то, что это входило в круг его должностных обязанностей. При подписании указанных накладных Буйков не проверял количество перевезенного груза, в результате чего водители завышали количество рейсов и перевезенных материалов. Это приводило к излишнему взысканию с заказчиков сумм за автоуслуги, законному начислению заработной платы шоферам и списанию горюче-смазочных материалов. Какое решение должен принять прокурор по результатам проверки?

     

    Решение

     

    Ненадлежащее выполняя обязанности, замначальника ПМК-63 причинил материальный вред предприятию.

    Согласно ст. 233 ТК РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными закон

    Согласно ст. 238 ТК РФ под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества.

    Работник несет материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им работодателю, так и за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам.

    По условию налицо халатное отношение к свои обязанностям со стороны замначальника, своим бездействием и невыполнением приносящего материальный ущерб своему предприятию (работодателю).

    В соответствии со ст. 24 ФЗ «О прокуратуре» прокурор должен принести представление должному лицу (руководству транспортного предприятия «Агропромтранс») для исправления выявленных нарушений.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Список использованной литературы

     

  23. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.
  24. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.01 № 174-ФЗ ( в ред. от 31.10.2002) // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1).
  25. Трудовой кодекс Российской Федерации от 21 декабря 2001 г. в ред. ФЗ от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1) Ст. 3.
  26. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
  27. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 г. (ред. Федерального закона от 02.12.2005 N 150-ФЗ)// СЗ РФ. 1995.
  28. Воронцов С.А. Правоохранительные органы Российской Федерации. М., 2004.
  29. Гельдибаев М.Х. Прокурорский надзор. – СПб.: Питер, 2004.
  30. Григорьева Н.В. Прокурорский надзор.–М.: Инфра-М., 2006.
  31. Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы РФ. Учебник. М., 2004.
  32. Осипкин В.Н. Организация и методика прокурорского надзора за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2005.
  33. Российский прокурорский надзор / Под ред. А.Я, Сухарева.-М.: НОРМА, 2005.

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.93MB/0.00150 sec

WordPress: 22.55MB | MySQL:116 | 1,583sec