ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА. ОБЫЧАИ И ЗАКОНЫ КАК ИСТОЧНИКИ ПРАВА

<

010515 1639 1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА. ОБЫЧАИ И ЗАКОНЫ КАК ИСТОЧНИКИ ПРАВА Римское частное право было представлено тремя ветвями, которые появились в различное время. Первую составляли нормы квиритского (цивильного) права (ius Quiritium), формирование и развитие которого приходится на VI в. – середину III в. до н. э. Нормы древнейшего права регулировали отношения исключительно между квиритами – римскими гражданами.

Расширение торговли, развитие сельского хозяйства, ремесел, частных имущественных отношений, в целом рабовладельческой системы хозяйства вызвали дальнейшее развитие частного права. Нормы квиритского права уже не в состоянии были регулировать развитые торгово-денежные отношения. Жизнь настоятельно требовала привести старые нормы в соответствие с новыми условиями и потребностями общества. Вот почему рядом с квиритским правом появилось преторское право (ius Praetorium), как вторая ветвь частного права. Она выросла из эдиктов магистратов, в особенности преторских эдиктов.

В ходе судебной деятельности преторы не отменяли и не изменяли нормы квиритского права, а лишь придавали нормам старых законов новое значение (лишали силы то или иное положение цивильного права). Осуществляя защиту новых отношений, преторы сделали шаг. С помощью эдиктов они стали заполнять пробелы цивильного права. Позднее преторские эдикты стали включать формулы, которые были направлены на изменение норм цивильного права, преторский эдикт указывал пути для признания новых отношений. Представляя средства защиты вопреки цивильному праву или в дополнение его, эдикт претора создавали новые формы права.

Нормы преторского права, так же как и нормы квиритского права, регулировали отношения между римскими гражданами. Однако в отличие от последних эти нормы были освобождены от формализма, религиозной обрядности и символики. Основой преторского права являлись принципы доброй совести, справедливости, гуманности, рационалистическое учение о естественном праве (ius naturale). В соответствии с естественным правом все люди равны и рождаются свободными. Непосредственно из принципа справедливости выводилось равенство римских граждан перед законом. Принцип гуманизма означал уважительное отношение к личности.

Торговый обмен между Римом и другими территориями Римского государства требовал создания правовых норм, приемлемых для совершения сделок с участием иностранцев. В республиканский период в силу этого появилась еще одна система частного права – «право народов» (ius gentium). Эта система впитала в себя институты римского права и нормы права Греции, Египта и некоторых других государств.

В отличие от квиритского и преторского права нормы «права народов» регулировали отношения между римскими гражданами и перегринами, а также между перегринами на территории Римского государства. Это право по сравнению с римским правом древнейшего периода отличалось простотой, отсутствием формальностей и гибкостью.

Исканное римское частное право и «право народов» длительное время дополняли друг друга. При этом существенным было влияние «права народов» на квиритское право, и последнее стало терять свои специфические черты. Постепенно происходило сближение всех трех систем права. Если в начале III в. н. э. Еще сохранялись некоторые различия между ними, то уже к середине IV в. все три системы образовали единое римское частное право.

Термин «источник права» кажется не используется ни в Институциях, ни в Дигестах. Но историк, Тит Ливий, употребляет его и, возможно, этим начинается жизнь данной правовой категории: «Законы XII таблиц являются источником всего публичного и частное права (fons omnis publici privatique iuris)».

Для современной юриспруденции понимание этого термина в разных его значениях: в материальном и формально-юридическом составляет существенную часть юридического образования. Различие этих значений есть отличие содержания права от формы познания действующего права.

Источник содержания правовой нормы по-разному определяется в зависимости от мировоззренческой позиции. Так, марксистское представление об этом предмете состоит в том, что содержание права определяется материальными (социально-экономическими) условиями жизни данного общества. Эти объективные условия являются главным фактором, формирующим волю господствующего класса, каковая выступает в виде действующего права.

Для Э. Канта источником права выступает категорический императив; для Фомы Аквинского — воля Бога. Главным источником мусульманского права признается Коран — совокупность правил, сообщенных Аллахом Мохаммеду. Для древних израильтян — это запись на скрижалях повелений Иеговы, сообщенных Моисею на горе Хорив; для современных — Тора (переработанное и дополненное в средние века законодательство Моисея).

То есть, когда мы говорим об источнике содержания права, мы обозначаем нечто, из чего происходит право, что формирует сущность правового повеления.

Но чаще всего нас интересует — из чего мы получаем знание о действующем праве. В таком случае мы говорим об источнике как о форме права, как о способе объективизации права. Иными словами, используем термин источник права в значении формально-юридическом, в отличие от первого значения — источник права в материальном смысле.

В Институциях (I.Кн.1.II.3) содержится описание системы источников римского права в формально-юридическом значении этого термина: «Состоит же наше право или из права писаного, или неписаного, как у греков: одни законы у них записаны, другие не записаны. Писаное право состоит из законов, решений плебса, решений сената, постановлений императоров, эдиктов должностных лиц и из ответов юристов».

Общая концепция римской правовой культуры предусматривала, что требования права определяются, во-первых, собственными для данного народа установлениями, или правом гражданским (или цивильным — jus civile, от civitas — горожане, граждане, или квиритским — от самоназвания римлян — квириты) в широком смысле, во-вторых — согласованностью с естественным разумом общежития, единообщим для всех народов, .или правом общенародным (jus gentium). Если первое считается главным источником политических и семейных установлений, то вторым «введены почти все договоры», оно служит основой для организации коммерции, оборота и т.д. Собственное данного народа право может состоять из писаного права и из неписаного: к последнему преимущественно относится обычай. Естественное право считается неизменным, ибо оно установлено Божественным провидением, выражает непреходящую общность условий общежития. В отличие от него право гражданское, или установленное народом, может изменяться «или безмолвным согласием народа, или другим позднейшим законом». Это писаное и изменяемое право и может считаться источником норм права в собственном смысле. Внутреннее подразделение, принятое в римской юриспруденции, отражало далее уже различия по форме образования этих норм: законы и постановления римского народа, определений Сената, указы должностных лиц, постановления государя, ответы или консультации правоведов.

Определяя источники права как способ, форму образования норм права, можно назвать следующие источники римского права: обычное право, законы народного собрания, постановления сената, императорские конституции, эдикты магистратов и деятельность юристов. Источники древнейшего периода. Самым древним источником права Рима было обычное право как совокупность правовых обычаев. Обычаи, или правила поведения, сложившиеся исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени, были распространены еще до образования государства. Однако их соблюдение не связывалось с государственным принуждением. Лишь с появлением государства эти правила поведения санкционируются государством, и их исполнение стало поддерживаться принудительной силой государственных органов. Нормы обычного права длительное время регулировали различные стороны общественных отношений. Даже после появления писаных источников права обычаи длительное время дополняли их.

Наряду с обычным правом уже в древнейший период появились законы (leges), как вторая форма источников права. Первыми законами были законодательные акты, принимавшиеся в республиканский период народными собраниями и утверждавшиеся сенатом. В 451 – 450 гг. до н. э. Была сделана запись обычаев, получившая название законов XII таблиц. В 326 г. до н. э. Был принят закон Петелия, отменивший долговое рабство и убийство должника за неуплату долга. Позднее был принят еще ряд законов.

Наибольшее значение для развития частного права имели эдикты магистратов, и в первую очередь преторов и курульных эдилов. Эдикты – обязательные правила, которые разрабатывались и устанавливались магистратами при вступлении в должность. В этих правилах магистраты излагали годовую программу своей судебной деятельности. Например, претор приказывал, в каких случаях он мог предоставить иск, а когда отказать в предоставлении его. Эдикт был действителен в течение года. По истечении этого срока вступал в силу эдикт вновь избранного магистрата. Однако новый магистрат, как правило, брал из программы своего предшественника удачные формулировки, приобретавшие из года в год устойчивую форму. Так магистраты создавали правовые нормы, которые приобретали общеобязательное значение.

<

Обычай — это правило поведения, сложившееся вследствие фактического применения в течение длительного времени. Обычай был основной формой регулирования поведения в государственном обществе в условиях родового строя. Соблюдение обычаев обеспечивалось мерами общественного воздействия на нарушителя. С разделением общества на классы и возникновением государства обычай становится источником права. Так, Законы XII таблиц, принятые в 450 г. до н.э., были первым писаным правом и первой записью обычаев (mores majorum — обычаи предков), существовавших еще при царях. Историю их создания нам передает Помпо-ний в Дигестах(Д.1.2-2 —4).
Анализ текста Законов XII таблиц подтверждает вывод о том, что это санкционированные римским государством обычаи. В них зафиксированы пережитки первобытности, более поздние традиции, восходящие к царским временам, а также результаты борьбы плебеев с патрициями. Свое название законы получили от того, что были написаны на двенадцати медных досках.
Законы XII таблиц оказали огромное влияние на последующее развитие римского общества и права. Старый, связанный с родовым устройством обычай был заменен писаным правом, закрепляющим частную собственность, рабство и неравноправие. Законы зафиксировали правовое различие патрициев и плебеев, патронов и клиентов, свободных и рабов, закрепили полноту отцовской власти, регулирование отношений между супругами, порядок опеки и наследования. Важным завоеванием плебеев были ограничение ссудного процента и некоторые другие привилегии.

Позднейшие римские юристы высоко оценили обычай как источник права. Юлиан писал, что прежний укоренившийся обычай заслуженно применяется как закон, и это право называется правом, установленным нравами. Сами законы связывают нас лишь в силу того, что они приняты по решению народа, но то, что народ одобрил, не записав, также связывает всех. Ибо какое имеет значение, объявил ли народ свою волю путем голосования или путем дел и действий (Д. 1.3.32.1). Обычное право пользовалось тем большим авторитетом, чем более доказано отсутствие необходимости придать ему письменную форму (Д. 1.3.36). Вместе с тем применение обычая было ограничено: долго применявшийся обычай следует соблюдать как право и закон в случаях, когда не имеется писаного (права) (Ульпиан — Д. 1.3.33).
Обычаи долго сохранялись в Древнем Риме. Однако их характер со временем менялся. Появились судебные обычаи и судебная практика. Новые социально-экономические условия в период империи придали обычаям новые задачи. Они стали средством отмены устаревших норм цивильного и кви-ритского права и таким образом расчищали место для новых норм права. В этом заключалась прогрессивная роль обычаев. Нормы обычного права стали обозначаться терминами:
обычная практика (usus); обычаи, сложившиеся в практике жрецов (commentarii pontificum); обычаи, сложившиеся в практике магистратов (commentarii magistratum). В императорский период появился термин consuetude (обычай).
Однако, несмотря на изменения характера обычаев, юридическую силу они приобретали лишь с санкции государства, таким образом превращаясь в государственную волю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СЕНАТУСКОНСУЛЬТЫ И ЭДИКТЫ МАГИСТРОВ

 

В период поздней республики в связи с падением роли народных собраний утратили свое значение и законы, принимаемые народными собраниями. Законодательные полномочия перешли к сенату.

С I до середины III в.н.э. сенатусконсульты становятся основной формой законодательства. Сам сенат при этом не обладает правом законодательной инициативы и своими постановлениями фактически только оформляет предложения принцепсов, которые в силу своей власти имели право провозглашать свою волю в виде устных или письменных речей в сенате. В сенатусконсультах нередко давались лишь общие принципиальные положения, которые преторы должны были осуществлять в своих эдиктах.
В состав сената входили представители высших кругов рабовладельческой знати. Они так же, как и сам принцепс, были выразителями интересов господствующего класса — рабовладельцев. Соответственно в постановлениях сената (сенатусконсультах) находила выражение их воля.

Уже в начале I в. н. э. Акты сената (сенатусконсульты) стали основной формой закона. Правда, сенат был лишен законодательной инициативы, и постановлениями, принимаемые этим органом, исходили от императора – принцепса и закрепляли его волю.

По мере укрепления императорской власти принимали силу закона распоряжения императора, или конституции (constitutiones). В начале III в. римский юрист Ульпиан подчеркивал: «То, что угодно принцепсу, имеет силу закона. То, что император постановил, несомненно, является законом».

Императорские конституции были четырех видов:

1) эдикты – общие распоряжения императора, обращенные ко всему населению Рима;

2) мандаты – инструкции, адресуемые должностным лицам (императорским чиновникам, правителям провинций и др.);

3) декреты – решения по судебным делам, которые рассматривались императором;

4) рескрипты – императорские распоряжения по отдельным вопросам, с которыми к нему обращались римские граждане и магистраты.

Особую роль играли декреты и рескрипты, поскольку они толковали нормы права.

В эпоху принципата одновременно с усилением власти прицепсов и возрастанием их законодательных полномочий стала терять значение деятельность преторов. Этому в немалой степени способствовало и то, что уже сформировались основные типы исков и способы защиты права.

Преторский эдикт не нуждался в дальнейшей разработке, он приобрел застывшую форму. В первой половине II в. по указанию императора был составлен окончательный текст преторского эдикта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ВИДЫ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РИМСКИХ ЮРИСТОВ

 

Самостоятельной формой правообразования в классический период являлась деятельность юристов.

В древнейший период юристами были жрецы — служители храмов (понтифики). Они составляли замкнутую касту, юридические познания держали в глубокой тайне, консультации предоставляли за определенное вознаграждение. Так продолжалось довольно долго, пока некий Гней Флавий, сын вольноотпущенника, не похитил книгу, в которой содержались иски и другие сведения о законах, и передал ее народу. Позже она получила название Флавия цивильное право. В благодарность народ избрал Флавия трибуном, сенатором и курульным эдилом (Д. 1.2.7). Лосле обнародования Флавием похищенных исков юриспруденция перешла в руки светских юристов.

В период республики, как, впрочем, и в другое время, юристы принадлежали к господствующему классу и, естественно, были выразителями его мировоззрения, часто зажимали высокое служебное положение. Свои консультации и иную юридическую помощь народу они осуществляли в форме советов, как следует поступать в тех или иных спорных ситуациях (respondere).

Cavere — консультации по вопросам заключения договоров и иных сделок, составления деловых документов и т.п.;

Agere — руководство процессуальными действиями сторон при рассмотрении споров.

Юристы пользовались авторитетом и популярностью, поскольку обладали глубокими познаниями права, были мастерами юридического анализа конкретных правоотношений, хотя их консультации в этот период носили еще чисто практический характер. Своими толкованиями закона они придавали отдельным нормам нужный смысл, необходимое направление и тем самым фактически создавали новые нормы. В силу авторитета юристов и их консультаций такие толкования приобретали почти общеобязательный характер и уже в республиканский период становились своеобразным источником права. Во всяком случае консультационная практика юристов, их научно-практические заключения оказывали непосредственное влияние на развитие права.

Однако высшего расцвета римская юриспруденция достигла в период принципата, когда центр правотворческой деятельности перемещается от преторов к юристам. Преторы как демократический институт республиканского Рима не вписывались в рамки принципата, постепенно утрачивая и авторитет, и нормотворческую активность. Поскольку юристы пользовались огромным уважением, то уже Август для придания устойчивости своей власти решает привлечь их на свою сторону. Наиболее выдающимся юристам он предоставляет право давать официальные консультации (jus publici respondendi).

Юристы, получившие такое право, дают консультации как бы от имени принцепса, опираясь на его авторитет, что придает консультациям официальный характер, а судьи основывают на них свои решения, принимая их как обязательные.

В таком союзе были заинтересованы обе стороны — и принцепсы, и юристы. Принцепсы в авторитете юристов нашли опору своей власти и активных проводников политики.

Юристы вырабатывали формулы для юридических действий, давали консультации частным лицам по юридическим вопросам и по ведению дел в судах. Осуществляя консультационную деятельность, они решали казусы и восполняли пробелы в праве. Юридические решения конкретных вопросов приобретали обязательное значение и стали распространяться на аналогичные ситуации. Существенное влияние на развитие права оказала деятельность таких юристов, как Лабеон, Капитон, Юлиан, Цельзы (отец и сын), Помпоний и др. В конце II — начале III в. римская юриспруденция достигла своей вершины. Фактически частное право в этот период получило свою законченную форму. В большой степени существенная развитость структуры и институтов права, высокий уровень техники выражения правовых норм и обоснованность правовых решений, точность формулировок и лаконичность — результат правотворчества юристов классического периода.

Практика предоставления отдельным выдающимся юристам права официального толкования законов продолжалась до начала V в н.э. Однако с установлением абсолютной монархии их правотворческая активность заметно упала. В 426 г. был принят закон «О цитировании юристов», в соответствии с которым в основу судебных решений можно было брать лишь сочинения Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая, Модестина и тех юристов, на которых ссылались эти авторы.

Классическая юриспруденция (I — III вв.н.э.) развивалась весьма бурно. В ее основе лежали две юридические школы — прокулианцев и сабинианцев. Первую возглавлял Лабеон, новатор в области права, оказавший продолжительное и плодотворное влияние на развитие юриспруденции. Школа названа по имени одного из его учеников и продолжателей — Прокула. Политическим противником Лабеона был Капитон, который стал основателем другой юридической школы, названной по имени его знаменитого ученика Мазурия Сабина — величайшего юриста I в.н.э., крупнейшего комментатора цивильного права.

Основные направления деятельности классической юриспруденции:

а) сочинения, посвященные разработке цивильного права (Сабина, Помпония, Павла, Ульпиана и др.);

б) комментарии к преторскому праву (Лабеона, Гая, Павла, Ульпиана и др.);

в) сборники сочинений юристов (дигесты), объединявшие цивильное и преторское право;

г) учебники по праву — институции (наибольшую известность приобрели Институции Гая — II в.н.э.), а также сборники правил (regulae), мнений (sentetiae);

д) сборники казусов «Вопросы» (Цельза, Помпония и др.)
и «Ответы» (Папиниана и др.).

Научно-практических произведений римских юристов до нас дошло чрезвычайно мало.

 

4. КОНСТИТУЦИИ ИМПЕРАТОРОВ КАК ИСТОЧНИК РИМСКОГО ПРАВА. КОДИФИКАЦИЯ ЮСТИНИАНА

 

С установлением абсолютной монархии (домината) правотворческая деятельность полностью сосредоточилась в руках императора как единого и неограниченного законодателя. Еще раньше Ульпиан провозгласил: «То, что решил принцепс, имеет силу закона», а сам «принцепс свободен от (соблюдения) законов» (Д. 1.4.1; Д. 1.3.31). Все другие формы правотворчества в этот период фактически прекратились. Постановления (повеления) императоров получили название конституции от латинского слова constitutio — повелеваю.

Законодательная власть императора рассматривалась уже как проявление божественной власти самого императора. Выраженная в законе воля первого лица в государстве тем самым приобрела безусловную направленность.

Сенат с конца III в. потерял свои законодательные полномочия. Еще раньше, с середины III в. утратила свое значение как источник права деятельности юристов. Последние не создавали уже правовых конструкций и превратились в чиновников, исполнявших волю императора. В 426 г. был принят закон, согласно которому обязательную силу по вопросам права имели лишь сочинения пяти юристов: Гая, Папиниана, Павла, Ульпиана и Модестина.
В условиях кризиса и разложения рабовладельческого общества к концу III в. приостановилось развитие частного права. В результате стирания границ между цивильным и преторским правом, с одной стороны, и «правом народов» – с другой, образования единой системой права были созданы условия для систематизации римского права. Первая систематизация была проведена частными лицами. В конце III в. вышли два кодекса – Гермогениана и Грегориана. В 438 г. была проведена первая официальная систематизация, был издан кодекс Феодосия. В период с 528 по 534 г. группа юристов под руководством Трибониани провела огромную кодификационную работу и создала три крупных сборника права (Институции, Дигесты и Кодекс), включавших несколько десятков книг. После этих кодификационных работ император Юстиниан издал ряд законов, получивших название «Новеллы» (т. е. новых законов). В XII в. полная кодификация Институций, Дигест и Новелл получила название «Свод гражданского права» (Corpus juris Civilis).

Еще в период принципата издавались конституции четырех видов: эдикты, декреты, рескрипты, мандаты. Императорские эдикты отличались от преторских. Последние представляли собой программу деятельности магистратов, в то время как императорский эдикт содержал постановление, обязательное для всего населения Римской империи. Декреты — решения императоров по конкретным судебным делам. Рескрипты — письменные ответы на поступившие императору запросы по различным делам. Мандаты — инструкции чиновникам по административным и судебным делам. В период домината мандаты уже вышли из практики правотворческой деятельности императоров. Декреты и рескрипты применялись как решения императора по конкретным делам. Таким образом, основной формой императорского правотворчества является эдикт. Императорские постановления стали называться законами — leges.

В этот же период предпринимаются первые частные попытки кодификации императорского законодательства, которого к тому времени накопилось достаточно много. В конце III в. (295 г.) принят Кодекс Грегориана, названный по имени его составителя, в котором были собраны конституции начиная от Адриана. Он получил официальное признание, но затем отменен Кодексом Юстиниана.

Как дополнение к Кодексу Грегориана вскоре принимается Кодекс Гермогениана, также названный по имени его составителя, состоящий из 120 конституций, разделенных по содержанию на 69 титулов.

Однако первым официальным собранием конституций был Кодекс Феодосия, принятый восточно-римским императором Феодосием II (402-450 гг.). В нем отражены изменения, происшедшие в государственной и частноправовой сфере рабовладельческого государства.

Институции были составлены в 533 г. на основе подобных сборников юристов, прежде всего юристов, прежде всего Гая. Институции имели силу закона, на них могли ссылаться судьи при вынесении решений. Одновременно они являлись элементарным учебником права. В Институциях они являлись элементарным учебником права. В Институциях излагались основные положения о лицах, вещах и юридических действиях. Источник состоял из четырех книг, разделенных на титулы, титулы впоследствии были разделены на параграфы. Книга первая была посвящена праву в целом, правовому положению лиц семейному праву — вещам и вещному праву, третья – наследованию, договорам и обязательствам, четвертая – деликтам и искам.

Дигесты (пандекты) были составлены в 530 – 533 гг. Это были выдержки из сочинений 40 юристов. Одну треть всего объема Дигест составляли извлечения из сочинений Ульпиана, одну шестую — из сочинений Павла.
Дигесты были разделены на пятьдесят книг, книги состояли из титулов, титулы – из фрагментов. Позднее ряд фрагментов был разделен на параграфы. Дигесты регулировали широкий круг общественных отношений.

Кодекс – собрание императорских конституций – был составлен в 529 г. (последняя редакция – 534 г.). Кодекс состоял из двенадцати книг, разделенных на титулы. Титулы объединяли императорские конституции, расположенные в хронологическом порядке. Распоряжения, включенные в каждый титул, были пронумерованы; длинные распоряжения разделены на параграфы. Книги 1, 9 – 12 были посвящены различным вопросам публичного права (церковного, административного, уголовного), книги 2 – 8 – частному праву.
Новеллы (кодификации Юстиниана) были составлены в 535 – 555 гг. и представляли распоряжения Юстиниана.

Эти распоряжения не были сведены в официальный сборник. Имелось несколько сборников, составленных частными лицами. Наиболее крупный из них включал 168 новелл, 153 из которых принадлежали Юстиниану. Конституции Юстиниана касались различных вопросов публичного и частного права.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Бартошек М. Римское право: понятия, термины, определения. М., 2003.
  2. Дождев Д.В. Римское частное право. М., 2007.
  3. Иоффе О.С., Мусин В.А. Основы римского гражданского права, Л., 1974.
  4. Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. М., 1978.
  5. Новицкий И.Б. Римское право. М., 2007.
  6. Новицкий И.Б. Римское частное право. М., 2003.
  7. Омельченко О.А. Основы римского права. М., 2003.
  8. Перетерский И.С. Дигесты Юстиниана. М., 1956.
  9. Савельев. В.А. Римское частное право. М., 2005.
  10. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. З.М. Черниловского. М., 2000.
  1. Черниловский З.М. Лекции по римскому частному праву. М., 1999

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.16MB | MySQL:112 | 1,388sec