НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ РАБОТЫ

<

082414 1757 1 НОРМАТИВНО ПРАВОВАЯ БАЗА СОЦИАЛЬНО МЕДИЦИНСКОЙ РАБОТЫВ соответствии с Декларацией ООН о правах человека и пониманием здоровья как состояния полного физического, духовного и социального благополучия Устав Всемирной организации здравоохранения гласит, что обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического и социального положения, а достижения каждого государства в улучшении и охране здоровья представляют ценность для всех. Право на здоровье приобрело характер одного из важнейших политических, социальных и экономических положений в современном мире.

Учитывая накопленный в нашей стране и зарубежных странах опыт по правовому обеспечению охраны здоровья населения, в Российской Федерации действующее законодательство в основном соответствует международным нормам и правилам.

В РФ основополагающими законами, регламентирующими охрану здоровья населения, являются Конституция РФ и «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993 г.).

В Основах четко определено понятие «охрана здоровья граждан»1 как совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Основными принципами охраны здоровья граждан определены: соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-социальной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и управления, предприятий и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» 1 регулируют отношения граждан, органов государственной власти и управления хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан. Законодательные акты всех субъектов Российской Федерации не должны ограничивать права граждан в области охраны здоровья, В Основах определены задачи законодательства в области охраны здоровья граждан, которые сводятся к определению ответственности и компетенции Российской Федерации, республик в составе РФ, автономных образований, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга по вопросам охраны здоровья граждан в соответствии с Федеральным договором, а также к определению ответственности и компетенции органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан; к правовому регулированию в области охраны здоровья граждан, деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения; к определению прав граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и установлению гарантий их соблюдения; к определению профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установлению гарантий их социальной защиты.

В Основах разграничены ответственности всех субъектов Российской Федерации за состояние здоровья населения. В частности, в компетенцию РФ в области охраны здоровья граждан входят: принятие и изменение федеральных законов в области охраны здоровья граждан и контроль за их исполнением; защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья; установление основ федеральной государственной политики в области охраны здоровья граждан, разработки и реализации федеральных программ по развитию здравоохранения, профилактики заболеваний, оказания медицинской помощи, медицинского образования населения и др.; установление структуры федеральных органов управления государственной системой здравоохранения, порядка их организации и деятельности; определение доли расходов на здравоохранение при формировании федерального бюджета, целевых фондов на охрану здоровья граждан, определения налоговой политики в области охраны здоровья граждан; природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности; организация государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, рассмотрение, разработка и утверждение федеральных санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического надзора; организация системы санитарной охраны территории РФ; спасение жизни людей и защита их здоровья при чрезвычайных ситуациях, информационное обеспечение обстановки в этих зонах; установление единой федеральной системы статистического учета и отчетности в области охраны здоровья граждан и социально-медицинской работы; установление стандартов качества социально-медицинской работы и контроля за их соблюдением; разработка и утверждение базовой программы обязательного медицинского страхования граждан РФ; установление страхового тарифа взносов на обязательное медицинское страхование граждан РФ — установление льгот отдельным группам населения в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении; координация деятельности органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан, охраны семьи, материнства, отцовства и детства; установление порядка производства медицинской экспертизы.

Действующие законы допускают отнесение и передачу отдельных полномочий РФ субъектам в составе РФ и территориальным органам управления. Субъекты в составе РФ определяют всю тактику в области охраны здоровья и медико-социального обеспечения граждан с учетом их особенностей. В соответствии с действующим законодательством граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану, здоровья, которое обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению, медико-социальной помощи. Граждане имеют право на получение информации о факторах, влияющих на здоровье и оказывающих на него вредное влияние.

Действующее законодательство определяет права граждан на медико-социальную помощь. В случаях, заболевания с утратой трудоспособности граждане имеют право на медико-социальную помощь, включающую профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь. Гражданам гарантируются меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.

Медико-социальная помощь обеспечивается медицинскими, социальными работниками и другими специалистами в учреждениях государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения и социальной защиты населения. Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в пределах программ обязательного медицинского страхования.

Законодательно закреплены нрава граждан пожилого возраста на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения и на лекарственное обеспечение, включая льготные условия.

В ст. 27 Основ1 отражены права инвалидов, в которые включаются медико-социальная помощь, реабилитация, обеспечение медикаментами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку, которые обеспечиваются в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, социальной защиты населения. Местные органы могут устанавливать для инвалидов дополнительные льготы. Важно отметить, что в данной статье оговорена возможность предоставления четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц одному из работающих родителей или лицам, их замещающим, для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет.

Определены права граждан при чрезвычайных ситуациях, предоставление бесплатной медицинской помощи, санаторно-курортного и восстановительного лечения, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий по преодолению последствий чрезвычайной ситуации. Важен вопрос обеспечения прав граждан (пациента) при оказании медико-социальной помощи. Пациент имеет право па уважительное и гуменное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала; выбор врача и лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования; создания соответствующих санитарно-гигиенических условий в период обследования, лечения в лечебно-профилактических учреждениях; проведение по просьбе больного консилиума и консультаций специалистов; облегчение боли, связанной с заболеванием или медицинским вмешательством; сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении; информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство; отказ от медицинского вмешательства; получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья; получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования; возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи; доступ к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав; предусмотрен допуск к пациенту священнослужителя, а в больничном учреждении обеспечение права на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения. В случае нарушения его прав пациент может обратиться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд.

Гражданину предоставляется право на ознакомление с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов; получение копий медицинских документов, отражающих состояние его здоровья.

В действующем законодательстве даются разъяснения о согласии и отказе от медицинского вмешательства. При отказе от медицинского вмешательства медицинские работники в доступной форме разъясняют гражданину или его законному представителю возможные последствия. Отказ оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином или его законным представителем» а также медицинским работником.

Оказание медицинской помощи, включающей медицинское освидетельствование, госпитализацию, наблюдение и изоляцию без согласия граждан или их законных представителей, допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а также лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, или лиц, совершивших общественно опасные деяния. Решение принимается врачом (консилиумом) или судом (при госпитализации).

Гражданам РФ гарантирована первичная медико-санитарная помощь (ПМСП), которая включает лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других неотложных состояний, проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинской профилактики важнейших заболеваний, санитарно-гигиеническое образование, проведение мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства. Объем ПМСП устанавливается местной администрацией в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Первичная медико-санитарная, помощь обеспечивается учреждениями муниципальной системы здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы, а также государственной и частной систем здравоохранения на основе договоров со страховыми медицинскими организациями. На основании нормативных актов Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, органов управления здравоохранением субъектов в составе РФ и правовых актов органов управления муниципальной системы здравоохранения устанавливается порядок оказания первичной медико-санитарной помощи. Финансирование первичной медико-санитарной помощи осуществляется за счет средств муниципального бюджета, целевых фондов.

<

В Основах определен порядок оказания скорой, медицинской помощи. Важно отметить, что скорая медицинская помощь осуществляется бесплатно и безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности. Служба скорой медицинской помощи создается в соответствии с порядком, который определяется Министерством здравоохранения РФ.

Здесь же определяется порядок оказания специализированной медицинской помощи, которая осуществляется врачами-специалистами при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий. Специализированная медицинская помощь оказывается в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих лицензию на этот вид деятельности. Министерство здравоохранения РФ, министерства здравоохранения республик в составе РФ устанавливают виды, объем и стандарты качества специализированной медицинской помощи. Специализированная медицинская помощь оказывается за счет средств бюджетов всех уровней, личных средств граждан и других источников, не запрещенных законом РФ. Отдельные виды дорогостоящей специализированной медицинской помощи определяются по перечню МЗ Российской Федерации. Перечень устанавливается ежегодно, финансируется за счет средств государственной системы здравоохранения.

Порядок оказания медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, определен в ст. 41 Основ законодательства1. Перечень социально значимых заболеваний, перечень и виды льгот при оказании медико-социальной помощи определяется правительствами Российской Федерации и республик в составе РФ и органами государственной власти территорий; виды, объем медико-социальной помощи устанавливаются министерствами здравоохранения РФ и республик в составе РФ. Финансирование медико-социальной помощи при социально значимых заболеваниях осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов охраны здоровья и иных источников, не запрещенных законодательством.

В законодательстве определяется порядок применения новых методов профилактики, диагностики, лечения, лекарственных средств, иммунобиологических препаратов и дезинфекционных средств и проведения биомедицинских исследований. Этот порядок устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации. Не разрешенные к применению, но находящиеся на рассмотрении в установленном порядке методы диагностики, лечение и лекарственные средства могут использоваться в интересах излечения пациента только после получения его письменного согласия, а для лиц до 15-летнего возраста — законного представителя.

Одним из важнейших аспектов социально-медицинской работы является обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами. Правительство РФ обеспечивает производство и закупку лекарственных средств и изделий медицинского назначения в соответствии с потребностями населения, а Министерство здравоохранения осуществляет контроль за их качеством. Правительство РФ и правительство субъектов РФ устанавливают категории граждан, обеспечиваемых на льготных условиях лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения индивидуального пользования. Лечащие врачи государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения наделены правами на выписку рецептов для лекарственного обеспечения граждан на льготных условиях.

В настоящее время на страницах медицинских изданий и периодической печати обсуждается вопрос о возможности разрешения эвтаназии, т. е. удовлетворении просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами. В ст. 45 Основ1 медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии, а лицо, сознательно побуждающее больного или осуществляющее эвтаназию, несет уголовную ответственность.

Основы не обошли вниманием и такой очень важный вопрос, как определение смерти человека. Только медицинский работник (врач или фельдшер) осуществляет констатацию смерти. Соответствующим положением, утвержденным МЗ РФ и согласованным с Министерством юстиции РФ, министерствами здравоохранения республик в составе РФ, устанавливаются критерии и порядок определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий.

В Основах определена медико-социальная экспертиза, которая проводится учреждениями системы социальной защиты населения для установления группы и причины инвалидности, степени утраты трудоспособности граждан, вида, объема и срока проведения их реабилитации, мер социальной защиты и рекомендаций по их трудовому устройству. Рекомендации медико-социальной экспертизы по трудовому устройству граждан являются обязательными для администрации предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности.

Гражданин или его законный представитель имеет право на приглашение по своему заявлению любого специалиста с его согласия для участия в проведении медико-социальной экспертизы. Заключение учреждения, производившего медико-социальную экспертизу, может быть обжаловано в суде. Определен также и порядок проведения военно-врачебной экспертизы, которая определяет годность к военной службе граждан по состоянию здоровья, устанавливает у военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) и уволенных с военной службы причинную связь заболеваний, ранений, травм с военной службой (прохождением военных сборов), назначает виды, объем, сроки осуществления медико-социальной помощи военнослужащим и их реабилитации. Правительство Российской Федерации определяет порядок организации и производства военно-врачебной экспертизы, а также требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу, и военнослужащих. Заключения военно-врачебной экспертизы являются обязательными для исполнения должностными лицами на территории РФ. Допускается производство независимой военно-врачебной экспертизы. Заключение учреждения, производившего военно-врачебную экспертизу, может быть обжаловано в суд.

Отдельная статья Основ посвящена судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизе, которая производится на основании постановления лица, производящего дознание, следователя, прокурора или определения суда. Судебно-медицинская экспертиза производится в медицинских учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, экспертом бюро судебно-медицинской экспертизы, а при его отсутствии — врачом, привлеченным для производства экспертизы. Судебно-психиатрическая экспертиза проводится в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, предназначенных для этой цели. Органы, назначившие судебно-медицинскую или судебно-психиатрическую экспертизу, могут удовлетворить ходатайство гражданина или его законного представителя о включении в состав экспертной комиссии дополнительно специалиста соответствующего профиля с его согласия заключения учреждений, производивших судебно-медицинскую и судебно-психиатрическую экспертизы, могут быть обжалованы в судебном порядке.

Впервые в Основах1 дается определение понятия «независимая медицинская экспертиза», которая проводится при несогласии граждан с заключением медицинской экспертизы по их заявлению. Правительство Российской Федерации утверждает положение о независимой медицинской экспертизе. Важно отметить, что экспертиза признается независимой, если производящие ее эксперт либо члены комиссии не находятся в служебной или иной зависимости от учреждения или комиссий, производивших медицинскую экспертизу, а также от органов, учреждений, должностных лиц и граждан, заинтересованных в результатах независимой экспертизы. Гражданам предоставлено право выбора экспертного учреждения и экспертов. В конфликтных случаях окончательное решение по заключению медицинской экспертизы выносится судом.

Медицинское страхование является формой социальной защиты населения в сфере охраны здоровья населения. Медицинское страхование (страховая медицина) — это система профилактических и лечебных мероприятий, осуществляемых за счет средств страхования здоровья граждан, формирующихся на основе периодических целевых денежных взносов.

Страховая медицина характеризуется децентрализованным управлением, прямым, участием потребителей в финансировании здравоохранения, разнообразием организационных форм, возможностью потребителей влиять на организацию медицинской помощи. Потребность в развитии страховой медицины определяется показателями общественного здоровья, экономическими трудностями в здравоохранении, в охране здоровья населения в целом, необходимостью повышения качества медицинской помощи, привлечения населения к управлению здравоохранением и решением многих других актуальных задач.

Цель медицинского страхования — повышение качества, расширение объема медицинской помощи населению за счет:

а)    радикального увеличения ассигнований на здравоохранение;

б)    децентрализации управления охраной здоровья населения;

в)    экономической заинтересованности и повышения ответственности медицинских работников за конечные результаты своей деятельности;

г)    заинтересованности предпринимателей в здоровом трудящемся;

д) экономической заинтересованности самого населения в сохранении здоровья.

Принципы медицинского страхования. Медицинскому страхованию подлежит все население (работающее и неработающее). Застрахованный, имеющий страховой полис, независимо от места проживания имеет право на получение медицинской помощи в любом медицинском учреждении России. Система обязательного медицинского страхования строится на безвозвратной основе, т. е. предприятию страховая сумма не возвращается, а идет на расширение услуг. Каждый гражданин имеет право на дополнительное медицинское страхование сверх установленного минимума. Эти взносы могут быть возвратными или частично возвратными.

В условиях медицинского страхования каждый гражданин имеет право выбирать страховую организацию, лечебно-профилактическое учреждение и врача. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательное и добровольное.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) является составной частью государственного социального страхования и обеспечением всех граждан Российской Федерации равными возможностями в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объемах и на условиях, соответствующих программе обязательного медицинского страхования.

В соответствие с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» каждый гражданин получает медицинские услуги в объеме, предусмотренном программами обязательного медицинского страхования, гарантирующими соответствующий объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи.

Гарантированный объем медицинской помощи предусматривает: 1) необходимую диагностическую, лечебную и консультативную медицинскую помощь всем категориям больных (с острыми и хроническими заболеваниями). 2) проведение профилактической работы (включая вакцинацию) среди декретированных контингентов населения. 3) диспансеризацию и реабилитацию больных, перенесших тяжелые заболевания и нуждающихся в этом виде медицинской помощи (III группа диспансерного учета).

Базовая программа обязательного медицинского страхования разрабатывается Министерством здравоохранения РФ и утверждается Правительством РФ.

Закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» определяет, что добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования, обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг (социальных, сервисных и т. д.) сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным, может осуществляться за счет средств застрахованного или за счет средств работодателя. Добровольное страхование может быть смешанным, Условиями договора может быть оговорена возвратность части страховых взносов при добровольном медицинском страховании. Размеры страховых взносов на добровольное медицинское страхование устанавливается по соглашению сторон. Тарифы на медицинские и иные услуги при добровольном медицинском страховании устанавливаются по согласованию сторон между страховой медицинской организацией и предприятием, организацией, учреждением или лицом, предоставляющим эти услуги.

В ст. 2 Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» определено, что в качестве субъектов медицинского страхования выступают: а) гражданин; б) страхователь; в) страховая медицинская организация; г) медицинское учреждение.

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право: а) на обязательное и добровольное медицинское страхование; б) выбор страховой медицинской организации; в) выбор медицинского учреждения и врача; г) получение медицинской помощи на всей территории РФ, в том числе за пределами постоянного места жительства; д) получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству программе обязательного медицинского страхования; е) предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба здоровью.

Медицинскую помощь в системе медицинскою страхования оказывают лечебно-профилактические учреждения с любой формой собственности, аккредитованные в установленном порядке, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами и строящие свою деятельность на основе договоров. Лечебно-профилактические учреждения могут осуществлять свою деятельность в рамках обязательного и добровольного медицинского страхования. Медицинские учреждения, выполняющие программы медицинского страхования, имеют право оказывать медицинскую помощь и вне системы медицинского страхования.

В настоящее время контроль качества медико-медицинской помощи населению осуществляется в рамках систем: а) ведомственного контроля; б) вневедомственного контроля.

Экспертиза временной нетрудоспособности граждан — вид медицинской экспертизы, основной целью которой является оценка состояния здоровья пациента, качества и эффективности проводимого обследования и лечения, возможности осуществлять профессиональную деятельность, а также определение степени и сроков временной утраты трудоспособности.

Экспертиза временной нетрудоспособности проводится в соответствии с «Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан» и «Положением об экспертизе временной нетрудоспособности» (Приложение № 1 к Приказу МЗ РФ № 5 от 13.01.95). Экспертиза временной нетрудоспособности осуществляется лечащими врачами, в лечебно-профилактических учреждениях, независимо от их уровня, профиля, ведомственной принадлежности и формы собственности, при наличии лицензии на данный вид медицинской деятельности.

В настоящее время действуют 5 уровней экспертизы временной нетрудоспособности: первый — лечащий врач; второй — клинико-экспертная комиссия лечебно-профилактического учреждения, возглавляемая заместителем руководителя по клинико-экспертной работе; третий — клинико-экспертная комиссия органа управления здравоохранением территории (города, района), входящей в субъект федерации. Возглавляет комиссию главный внештатный специалист по клинико-экспертной работе; четвертый — клинико-экспертная комиссия органа управления здравоохранения субъекта федерации.

В соответствии с «Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан» (Приказ Минздрава России № 206 от 19.10.94 и постановление Фонда социального страхования РФ № 21 от 19.10.94) документами, удостоверяющими временную нетрудоспособность и подтверждающими временное освобождение от работы (учебы), являются: листок нетрудоспособности (Ф.095-у), справки, установленной формы (Ф.095-у). По предъявлении листка нетрудоспособности назначается и выплачивается пособие по временной нетрудоспособности, беременности и родам.

Право на выдачу листков нетрудоспособности (справок) имеют лечащие врачи государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения; врачи, занимающиеся частной медицинской практикой (при наличии лицензии и удостоверения об окончании курса повышения квалификации по экспертизе временной нетрудоспособности); средние медицинские работники (по решению местных органов управления здравоохранением),

Охрана здоровья и медико-социальное обеспечение населения Российской Федерации. Здравоохранением России накоплен большой исторический опыт разработки теоретических основ и практической реализации принципов организации различных видов медицинской, в том числе первичной медико-санитарной помощи населению, берущий свое начало в земской медицине.

 

 

2. СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКАЯ РАБОТА С ЛИЦАМИ СТРАДАЮЩИМИ ЗАВИСИМОСТЬЮ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

 

Проблема зависимости от психоактивных веществ в последние годы не только не теряет своей актуальности, но, наоборот, становится все более значимой. Отмечается существенный рост числа больных алкоголизмом и наркоманией, преимущественно молодого возраста. Медики, психологи, социологи по-разному оценивают это явление. Для лечения наркологических больных, как правило, используется лекарственная терапия. Но получают свое развитие и другие методы, такие, как психотерапия и социально-психологическая реабилитация.

В последние годы ситуация с употреблением психоактивных веществ в
Российской Федерации значительно обострилась. В 1995 году по данным социологических исследований более 10% населения России злоупотребляло наркотическими веществами. К концу 90-х годов это количество увеличилось примерно на 30%. Но истинное количество наркоманов не известно никому, так как большая часть потребителей наркотиков остается за пределами государственных учреждений, а, соответственно, никем не учитывается.
Преимущественный возраст зависимых от психоактивных веществ ко-леблется от 14 до 29 лет (около 85% всех потребителей наркотических веществ). Особенный рост злоупотребления наркотическими веществами заметен среди подросткового контингента потребителей: впервые в конце 90-х годов число подростков, злоупотребляющих наркотическими веществами, обогнало число злоупотребляющих алкоголем (в крупных мегаполисах).
Эффективность же лечения зависимости от психоактивных веществ в России остается крайне низкой при больших затратах материальных, временных, энергетических и других ресурсов.

На практике оказалось, что профилактика зависимости в семье и образовательных учреждениях проводится на низком уровне, и зачастую, наоборот, способствует повышению интереса детей и подростков к психоактивным веществам. В то же время наркологическая служба не готова к широкому при-
менению реабилитационных мер, способствующих реинтеграции наркозависимых в общество, оказывая лишь медико-биологическую поддержку в виде
детоксикационной терапии.

Медико-социальная помощь склонным к систематическому употреблению алкоголя и наркотиков и не имеющих стойких признаков противоправного поведения, осуществляется в Центрах социально-психологической реабилитации.

Медико-социальная помощь с алкоголизмом и наркоманией, осуществляется в специализированных с учетом возраста отделениях Центров (отделов) медико-социальной реабилитации Министерства здравоохранения.

Для выполнения своих функций такое учреждение (Центр) должно включать следующие подразделения (комплексы):

а) консультативно-диагностический комплекс;

б) психокоррекционный и лечебно-оздоровительный комплекс;

в) комплекс реабилитационного обучения с организацией диагностического класса и дифференцированных форм педагогической реабилитации (индивидуальной, внеурочной);

г) комплекс социально-трудовой реабилитации;

д) комплекс реабилитации средствами эстетического воспитания, творческого самовыражения, развития способностей с психотерапевтической направленностью используемых приемов.

Центр должен иметь возможность обеспечивать определенный объем специализированной оздоровительной и психотерапевтической помощи с привлечением специалистов психиатрической и наркологической службы для проведения общего комплекса профилактических, педагогических и социально-реабилитационных мероприятий.

Формирование оптимальной позиции семьи и поддержка семье, когда ребенок начал употреблять психоактивные вещества.

Данное направление работы включает сочетание первично-профилактического и социально-профилактического подходов. Первично-профилактический подход опирается на методы семейного консультирования, на оказание психологической и социальной поддержки семье для установления постоянных контактов родителей с районным психиатром-наркологом. Социально-профилактический метод опирается на взаимодействие школы с районными комиссиями по защите прав несовершеннолетних, с инспекторами отделений профилактики правонарушений несовершеннолетних, потому что наиболее значимым становится срочное разъединение в районе школы группы наркотизирующихся подростков, которые могут вовлекать в наркотизацию все новых детей и подростков. Такая ранняя превентивная работа, ориентированная на пресечение влияния подростковых наркотизирующихся групп несомненно увеличивает возможности семье в контроле за поведением ребенка, который вступил на «путь первых проб».

Первичная профилактическая помощь семье, в которой ребенок «вступил на путь первых проб», должна носить уже комплексный характер с привлечением специалистов различного профиля. Первичная профилактическая работа педагога — классного руководителя, школьного психолога, социального педагога в этих случаях обязательно дополняется первичной профилактической помощью со стороны медиков, а именно, медицинской сестры и школьного врача. Наиболее оптимальной их помощь становится тогда, когда она проводится через организованный при школьном медицинском кабинете внутришкольный наркопост. Именно при нем может быть организован первичный профилактический учет детей и подростков, замеченных в приеме токсико-наркотических средств; при нем может быть также организована доклиническая диагностика состояний токсико-наркотического опьянения у учащихся в школе («Прогрессивные Био-Медицинские Технологии, ЛТД» в заботе о здоровье семьи — диагностические бесприборные экспресс-тесты для выявления наркотиков). На наш взгляд именно школьный врач должен выступать представителем со стороны школы, когда оказывается помощь родителям для установления контактов семьи с районным психиатром-наркологом для более квалифицированной оценки проблем ребенка, втягивающегося в алкоголизацию или наркотизацию. На наш взгляд, именно школьный врач может и должен через обучающие семинары для родителей, через индивидуальное семейное консультирование информировать родителей о возможности контролировать в семье с помощью тестов случаи с вероятным токсико-наркотическим опьянением у ребенка, который начал наркотизироваться и на стадии первых проб бывает убежден, что ему полностью удается скрыть эти случаи от родителей.

Первичная профилактическая помощь семье со стороны специалистов школы также дополняется участием школы в привлечении к оказанию помощи семье и инспекторов отделений профилактики правонарушений несовершеннолетних. Это преимущественно социально-профилактический аспект помощи семье и связан он с необходимостью пресечения каналов, по которым циркулируют наркотические средства в детско-подростковой среде вокруг школы. Этот аспект помощи также необходим в целях разъединения групп подростков, наркотизирующихся в районе школы, в необходимости исключения негативного влияния взрослых, когда, например, они являются активными участниками приобщения несовершеннолетних к приему наркотиков. Организуется взаимодействие различных специалистов при оказании первичной психопрофилактической и социально-профилактической помощи семье, в которой ребенок начал наркотизироваться, зам. директора школы по воспитательной работе.

Реализуется такое взаимодействие первичной профилактической и социально-профилактической помощи семье по следующим направлениям:

— организация и направление работы группы родительской поддержки для семей, в которых дети начали наркотизироваться;

— координация работы групп родительской поддержки с школьными медицинскими работниками в рамках школьного наркопоста при школьном медицинском кабинете, а также координация работы медицинских специалистов школы и школьного психолога, социального педагога с специалистами территориального центра социально-психологической поддержки и реабилитации, специалистами подразделений социальной профилактики (инспектора отделений профилактики правонарушений несовершеннолетних) для более действенной и эффективной помощи семье, в которой ребенок начал наркотизироваться;

— контроль соблюдения прав учащихся при осуществлении первичных профилактических мер в рамках помощи семье, включая выявление и внутришкольный учет учащихся, замеченных в употреблении психоактивных веществ; проведение в школьном медицинском кабинете доврачебной и врачебной (тестовой) диагностики случаев токсико-наркотического опьянения; ознакомление родителей с ее результатами и информирование их о значимости использования в домашних условиях тестового контроля случаев токсико-наркотического опьянения у ребенка.

Следует еще раз указать, что индивидуальная потребность в искусственном позитивном изменении с помощью ПАВ психического состояния, настроения, биотонуса определяется фундаментальными биологическими (психофизиологическими) механизмами, ответственными за переживания душевного и физического комфорта, удовольствия, успешной адаптации и самоактуализации. Недостаточность действия этих механизмов в рамках нормативного поведения может обуславливаться как личностной дефицитарностью (в плане содержательной и успешной активности, целенаправленных волевых усилий, интеллектуальных, творческих, адаптивных возможностей), так и средовой дефицитарностью, лимитирующей развитие личности и удовлетворение ее потребностей, а также чрезмерными средовыми требованиями (стрессогенные ситуации).

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция РФ: Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993. М., 1993.
  2. Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» 22 июля 1993 г. // СЗ РФ. 1993. № 33. Ст. 1318.
  3. ФЗ от 2.08.1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // СЗ РФ. 1995. №32. Ст. 3198.
  4. ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ» (с изм. и доп. от 29 декабря 2004 г.) // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.
  5. ФЗ от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (с изм. и доп. от 5 марта 2004 г.)
  6. ФЗ от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. 26 августа. 2004.
  7. Буянова М.О. Право социального обеспечения / Кобзаева С.И., Кондратьева З.А. М., 2005.
  8. Гусов К.Н. Право социального обеспечения. М., 2005.
  9. Желудков А.В. Право социального обеспечения. М., 2003.
  10. Основы социальной работы / Отв. Ред. В.Д. Павленок. М., 2003.
  11. Социальная работа / По ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
  12. Социальная работа: теория и практика / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина.–М.: ИНФРА-М, 2003.
  13. Теория и методика социальной работы/Под ред. П.Д. Павленка. — М.: ГАСБУ, 2003.
  14. Теория и методика социальной работы/Под ред. И.Г. Зайнышева. — Ч. 1, 2.- М.: МГСУ, 1999.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 21.77MB | MySQL:116 | 1,946sec