ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<

082414 1814 1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Основные направления и задачи развития системы реабилитации нашли отражение в федеральной комплексной программе «Социальная поддержка инвалидов» с входящими в ее состав целевыми программами «Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов», «Научное обоснование и информатизация проблем инвалидности и инвалидов», «Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности», «Разработка и производство средств протезирования, строительство, реконструкция и техническое перевооружение протезно-ортопедических предприятий», «Дети-инвалиды» и др.

Ограничение бюджетных ассигнований на социальные программы сдерживает не только выполнение запланированных мероприятий, требующих прямых финансовых вложений, но и разработку многих нормативных актов, касающихся социальной помощи и реабилитации инвалидов.

В целом на сегодняшний день имеется более 300 нормативных актов, в той или иной мере регулирующих различные аспекты социальной реабилитации инвалидов. Однако до создания единой научно обоснованной системы комплексной реабилитации еще очень далеко, конкретные механизмы реализации многих нормативных актов отсутствуют. Подготовка и принятие соответствующих нормативных правовых актов должны проводиться не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Российской Федерации, на уровне отдельных министерств и ведомств. Правовое регулирование предоставления инвалидам отдельных видов реабилитационных услуг и дополнительного материального обеспечения может проводиться на уровне отдельных предприятий и организаций, в том числе центральных обществ инвалидов. Все дальнейшие шаги в совершенствовании нормативно-правовой базы по проблемам инвалидности и инвалидов должны быть направлены на создание единого системного подхода в организации реабилитационных мероприятий, новых возможностей повышения материального состояния инвалидов, реализации государственных мер, направленных на действенную, всестороннюю и полную интеграцию их в современном обществе.

Система социальной реабилитации должна быть ориентирована как непосредственно на человека, нуждающегося в поддержке, на микросреду, в которой он проживает, так и в целом на общество, на поддержание и развитие инфраструктуры для инвалидов.

В этом плане встает много вопросов. Во-первых, отсутствуют данные об истинной потребности различных категорий инвалидов в видах, формах и объемах реабилитации, о медико-технических качествах реабилитационных изделий и их ассортименте. Существующие медико-социальные стандарты предоставления тех или иных видов помощи ограничиваются минимальным уровнем удовлетворения насущных потребностей. Несовершенна сама система сбора и анализа информации по проблемам инвалидов. Например, статистические данные по инвалидности содержат информацию по возрастной, нозологической структуре инвалидности и ее тяжести. Но нет сведений о характере и степени снижения уровня расстройств социальных функций и возможности самообеспечения. Актуальны установление единой системы учета инвалидов в Российской Федерации, в том числе детей-инвалидов, и организация на основе этой системы статистического наблюдения за социально-экономическим положением инвалидов, их демографическим составом, условиями жизнедеятельности и потребностями, а также создание единой информационной системы по проблемам инвалидности и инвалидов.

Многие инвалиды отказываются от проведения реабилитационных мероприятий, так как опасаются последующего возможного изменения или снятия группы инвалидности, что повлечет за собой потерю льгот. Важно соблюдение условия, чтобы повышение уровня социального функционирования инвалида в результате реабилитации не ставило самоцелью уменьшение объемов социальной поддержки. Необходимы большая информационно-разъяснительная работа среди инвалидов о преимуществах и целесообразности реабилитационных мероприятий, о методах реабилитации и возможностях их использования, о правах инвалидов и способах их реализации.

Социальная реабилитация подразумевает обеспечение инвалидов необходимыми техническими средствами и устройствами, облегчающими жизнеобеспечение. Однако предоставляемые инвалидам технические средства не удовлетворяют их потребности из-за своего низкого качества, ограниченного ассортимента или высокой стоимости. Налоговое законодательство не предоставляет каких-либо существенных льгот предприятиям, которые заняты производством изделий для инвалидов. Нет таких льгот и по импортным пошлинам на изделия для инвалидов, ввозимые из-за рубежа. Изъятие средств у предприятий в виде налогов не побуждает производителей работать эффективно, расширять выпуск продукции, наращивать доходы и вкладывать их в развитие производства. Вследствие этого качество выпускаемых реабилитационных изделий неудовлетворительное, а их номенклатура растет крайне медленно, несмотря на высокую потребность. Одной из задач комплексной реабилитации выступает развитие реабилитационной индустрии, продукция которой будет соответствовать мировым стандартам и удовлетворять потребности инвалидов.

Большое значение придается развитию образования, которое отвечает за процессы социализации личности, корригирует ее развитие и дает возможность приобрести профессиональные навыки, трудоустроиться и стать материально независимым и полноправным гражданином общества. В системе комплексной реабилитации профессиональная реабилитация по своей значимости возведена в ранг одного из приоритетных направлений государственной социальной политики по отношению к инвалидам.

К условиям, обеспечивающим интеграцию инвалидов в социум, относится создание безбарьерной среды. Изменения в градостроительстве, приспособление городской среды и транспорта к потребностям лиц, имеющим физические ограничения к передвижению, обеспечение доступности информации и информационных средств должны осуществляться всеми административными и хозяйственными структурами. Разработка соответствующей нормативно-правовой базы может стимулировать выполнение отдельных статей закона и развитие нового подхода к решению проблем инвалидов в ряде случаев без привлечения бюджетных средств.

В качестве приоритетной выдвигается задача организации службы реабилитации инвалидов. Начали активно создаваться реабилитационные центры и отделения в различных системах и ведомствах (образования, здравоохранения, социальной защиты населения, физкультуры и спорта). Созданы бюро медико-социальной экспертизы, которые разрабатывают индивидуальные программы реабилитации инвалидов.

Однако остается много проблем. Кроме финансово-экономических трудностей, возникающих при открытии каждого нового реабилитационного центра, встают вопросы как об оснащении его современными техническими средствами, так и о кадровом обеспечении. Положение о реабилитационном центре утверждено. Но разработка нормативов его деятельности и штатов отдана на усмотрение местных органов управления, которые не всегда имеют четкое представление о современных направлениях социальной реабилитации.

Специалистов, владеющих методами социальной реабилитации, слишком мало. Подготовка соответствующих кадров не отвечает требованиям времени. Например, практически отсутствует подготовка трудотерапевтов или оккупациональных терапевтов. В связи с этим большое значение приобретает подготовка института квалифицированных специалистов, осуществляющих медицинскую, социальную, педагогическую, психологическую и профессиональную реабилитацию. Эти специалисты должны владеть комплексом знаний как в области медицины, педагогики, так и в области социально-психологических проблем инвалидов, а также практическими навыками социотерапии лиц с ограниченными возможностями.

На сегодняшний день изданы единичные учебно-методические пособия по организации и методам комплексной социальной реабилитации, нет стандартов обеспечения современными индивидуальными техническими средствами.

В настоящее время вопросы жизнедеятельности конкретного инвалида курируются различными министерствами и ведомствами, которые имеют собственное финансирование и занимаются, как правило, с определенной группой населения. В каждом ведомстве разрабатывают и внедряют эффективные реабилитационные технологии, профильные своим направлениям деятельности. Целостный подход и межведомственное взаимодействие при проведении мер реабилитационного характера практически отсутствуют. Это негативно сказывается на реализации социальных программ, приводит к дублированию или, наоборот, односторонне направленной деятельности реабилитационных учреждений, относящихся к разным ведомствам. В результате единую проблему одного конкретного инвалида «решает» каждое ведомство в рамках своего профиля изолированно, тем самым разрывая одну проблему на множество не связанных между собой задач и создавая дополнительные трудности.

Назрела необходимость формирования в России единой федеральной системы комплексной социальной реабилитации инвалидов на основе межведомственного, организационно-управленческого подхода. Методологическим подходом к повышению эффективности социализации и интеграции инвалидов может стать формирование социального реабилитационного пространства, в котором любой объект социальной среды будет играть роль действенного реабилитационного фактора и создавать условия для проведения комплексной реабилитации с учетом реальных потребностей.

Для решения этой сложной проблемы требуют научного обоснования разработка структуры системы комплексной реабилитации и обеспечения функционального взаимодействия между учреждениями разных ведомств и министерств, совершенствование системы раннего выявления и профилактики инвалидности, разработка современных методов социальной реабилитации, аккумуляция и распространение накопленного опыта и достижений в .области реабилитации, обеспечение мониторинга и оценки эффективности реабилитационных мероприятий и многие другие направления научной и практической деятельности.

Потребность в научных исследованиях в области социальных проблем инвалидности крайне высока, но учреждения, занимающиеся этими вопросами, немногочисленны и не могут ее удовлетворить.

Одной из важных политических задач в области реабилитации выступает формирование отношения общества к проблеме инвалидности и собственно инвалидам. Практиковавшаяся на протяжении многих десятилетий изоляция инвалидов в специализированных учреждениях или в собственных семьях привела к тому, что общество как бы забыло о существовании инвалидов и не готово к встрече с ними ни психологически, ни в плане обеспечения полноправного доступа ко всем материальным и духовным благам. Неприятие обществом инвалидов, их дискриминация, восприятие инвалидов как иждивенцев, которые не могут сами себя обеспечить, являются негативными дополнениями к уже имеющимся проблемам и ставят препятствия на пути достижения социальной интеграции.

Эффективность социальной политики в отношении инвалидов во многом будет зависеть от готовности общества и каждого из его членов изменить существующее отношение к проблеме инвалидности, признать инвалидов как равноправных членов и содействовать в создании им равных возможностей и условий, обеспечивающих достойный уровень и качество жизни. Необходимы меры, направленные на повышение толерантности общества к лицам с ограниченными возможностями, проведение культуральных изменений и формирование эмоционального климата, способного улучшить нынешнее положение дел, генерировать солидарность и поддержку, создать новые взаимоотношения между людьми. Изменение общественного отношения к проблеме инвалидности станет гарантией совершенствования государственной политики в этой области и, главное, ее реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ И ПРОТЕЗНООРТОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

 

В 1958 г. была создана международная система организации реабилитации, в 1960 г. — международное общество по реабилитации инвалидов, которое является членом ВОЗ и работает в контакте с ООН, ЮНЕСКО и Международным рабочим бюро (МРБ).

Постепенно медицинская реабилитация дополнялась положениями социальной гигиены, психологии, педагогики, социологии и других дисциплин. В связи с этим стали выделять медицинскую, педагогическую, психологическую, профессиональную реабилитацию.

В 1969 г. в Дублине на XI Международном конгрессе по реабилитации были приняты директивы о социальном компоненте реабилитации. Основой концепции социальной реабилитации послужил подход к человеку как к биопсихосоциальному субъекту, который существует в конкретной социальной среде. Поэтому социальная реабилитация охватывает как социальные, социально-психологические аспекты жизни человека, так и общественные условия.

В 1982 г, ООН была принята Всемирная программа действий в отношении инвалидов, в которой предусматривались следующие направления:

-раннее обнаружение патологии диагностика и вмешательство;

  • медицинское обслуживание;
  • консультирование и оказание помощи в социальной области;
  • подготовка к самостоятельному индивидуальному уходу, не зависимому образу жизни;
  • обеспечение вспомогательными техническими средствами, средствами передвижения, социально-бытовыми приспособления ми и пр.;
  • специальные услуги в области образования;
  • услуги по восстановлению профессиональной трудоспособности (включая профессиональную ориентацию, профессионально-техническую подготовку, трудоустройство).

    Все дальнейшие международные документы в той или иной мере включали данные направления — меры медицинской реабилитации, профилактику ухудшения здоровья и усилия по его восстановлению; реабилитацию личности, восстановление социофункциональных способностей индивида; максимально скорое и полное возвращение инвалидов к трудовой деятельности; обеспечение внешних возможностей для интеграции инвалидов в общество; создание системы реабилитации, объединяющей централизованные (государственные) и децентрализованные ресурсы.

    Социальная реабилитация в настоящее время признается неотъемлемым правом инвалида и обязанностью общества перед инвалидом.

    Достижение основной цели реабилитации — восстановления человека как личности, включая физиологические, физические, психологические и социальные его функции, — возможно только при выполнении целого комплекса многоплановых реабилитационных мероприятий.

    Современное понимание реабилитации включает в себя комплекс социально-экономических, медицинских, психологических, педагогических, юридических, профессиональных и других мер, целью которых является скорейшее и наиболее полное восстановление утраченных человеком тех или иных функций, личного и социального статуса.

    Процесс реабилитации подразумевает включение трех этапов — реконвалисценции, адаптации (реадаптации) и ресоциализации.

    Реконвалесценция — это этап выздоровления с восстановлением нарушенных биологических и психологических функций организма. Процесс активного лечения направлен на устранение болезненных биологических (физиологических) патологических проявлений.

    Реабилитация имеет тесную взаимосвязь с восстановительным лечением с адаптацией и реадаптацией. Адаптация рассматривается как приспособление организма к условиям существования. Причем адаптация может происходить в виде пассивного приспособления потребностей личности к реальным обстоятельствам существующей обстановки или носить активный характер в виде изменения среды в свою пользу либо как целенаправленное взаимодействие личности и среды, приводящее к адаптационному эффекту. В процессе реабилитации необходимо стремиться именно к последней форме адаптации — обоюдовыгодному сотрудничеству между личностью и воздействующей социально-реабилитационной средой.

    Реадаптация понимается как приспособление к условиям жизни на новом функциональном уровне с использованием резервных, компенсаторных способностей. Это этап приспособления к быту, труду, обучению и другим различным средам обитания.

    Заболевание и инвалидность изменяют социальное положение человека и выдвигают перед ним новые проблемы психологического, личностного и социального плана. Человек с инвалидностью оказывается перед необходимостью переосмысления своей роли и значимости в жизни, приспособления к дефекту, переоценки жизненных ценностей, возможно, изменения профессии и установления новых взаимоотношений с окружающими. Эти проблемы сопряжены со значительными трудностями для человека. Содействие в их преодолении является одной из важнейших задач реабилитации — ресоциализацией.

    Ресоциализация рассматривается как этап восстановления разрушенных взаимоотношений индивида с макро- и микросредой. Это заключительный этап, который определяет эффективность всего предшествующего периода реабилитации и позволяет достичь интеграции в общество. Интеграция рассматривается как процесс включения индивида в различные типы социальных групп и социальных структур, во все сферы жизнедеятельности общества — от бытовой до политической.

    В отношении детей с врожденными дефектами или рано приобретенными нарушениями функций организма употребляют термин «абилитация». Абилитация направлена на формирование новых и усиление имеющихся физических, психических и социальных функций, которые по тем или иным причинам оказались неразвитыми у растущего ребенка.

    <

    Таким образом, различные формы реабилитации соответствуют трем классам последствий болезни (разработанным ВОЗ), которые проявляются одновременно или последовательно на трех взаимосвязанных уровнях:

  • органном, или биологическом, что выражается в отклонениях от нормального морфофункционального статуса и вызывает нарушения органов и систем;
  • организменном, вызывая ограничение способности к передвижению, общению, способности владеть телом или адекватно себя вести, что приводит к снижению работоспособности и самообслуживания;
  • социальном, вызывая социальную недостаточность, нарушение связей с семьей и обществом.

    В соответствии с этой концепцией последствий болезни просматриваются три точки приложения мер и три задачи реабилитации — функциональное, социально-бытовое и социальное, в том числе профессиональное, восстановление инвалидов.

    Медицинская реабилитация больных направлена на полное или частичное восстановление здоровья, на замедление патологического процесса, предупреждение осложнений, обострений и рецидивов заболевания. Людям с инвалидностью, с уже сложившимися стойкими, в большинстве случаев необратимыми, патологическими изменениями, нарушениями функций органов и систем она помогает развивать компенсаторные или замещающие функции, достигнуть и поддерживать оптимальный физический, психический и социальный уровень деятельности. От эффективности решения медицинских задач во многом зависит успех всех других методов реабилитационного воздействия.

    Социально-психологическая реабилитация предусматривает адаптацию больных и инвалидов к социальному окружению, повышение самосознания путем формирования адекватного отношения к своему заболеванию или физическому дефекту, повышение способностей к решению психологических проблем, налаживанию взаимоотношений с окружающими, в семьях, трудовых коллективах.

    Эффективность реабилитации напрямую зависит от степени личной заинтересованности и вовлеченности индивида в реабилитационный процесс. Поэтому социально-психологическая помощь, эмоциональная поддержка должны присутствовать на всех этапах реабилитации.

    Под педагогической реабилитацией понимают мероприятия обучающего, развивающего и воспитательного характера, направленные на то, чтобы инвалид приобрел социальный опыт, овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию и жизненному самообеспечению, социальными нормами поведения. К педагогическому аспекту реабилитации относятся коррекционмая педагогика, образование детей и взрослых с дефектами, затрудняющими процесс обучения, организация образовательных курсов/школ для больных, инвалидов и их родственников.

    Повысить уровень социального функционирования больного или инвалида призвана социальная реабилитация как метод психосоциального воздействия.

    Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на повышение уровня функциональных способностей в быту и социуме, восстановление разрушенных или утраченных инвалидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья или физического дефекта.

    Цель социальной реабилитации — ресоциализация с восстановлением социального статуса личности, способностей к бытовой, профессиональной и общественной деятельности, обеспечение социальной адаптации в условиях окружающей среды и обществе, достижение самостоятельности и материальной независимости.

    Осуществление реабилитационных мероприятий возможно только при условии обеспечения социальной защиты, т. е. системы гарантированных государством постоянных и долговременных экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

    Немаловажное значение в поддержании уровня жизни инвалидов имеет социальная помощь, которая представляет собой периодические или регулярные мероприятия, способствующие устранению или уменьшению социальной недостаточности. Она может осуществляться в виде периодических и единовременных выплат в денежной или натуральной форме (продукты, вещи), обеспечения необходимыми техническими средствами реабилитации, в виде пособий и льгот.

    Все предоставляемые инвалидам в соответствии с законодательством права и льготы подразделяются на группы в зависимости от формы и периодичности предоставления, от причин инвалидности, категории предоставляемых льгот и т.п.

    Важным составным элементом социальной защиты выступает правовая защита инвалидов. Концепция совершенствования профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов может быть реализована только при наличии действенных законодательных основ социальной и правовой защиты инвалидов, осуществлении формирования и регулирования системы реабилитации и трудоустройства, разработки механизмов деятельности и ответственности руководителей реабилитационных служб и предприятий.

    Профессиональная реабилитация ставит целью приобретение новой профессии или восстановление профессиональной трудоспособности лиц, утративших ее в той или иной степени. Профессиональная реабилитация включает профессиональную ориентацию, профессиональное образование, трудовую адаптацию и трудовое устройство, или трудовую занятость. Она предусматривает переобучение или обучение формам труда, доступным по состоянию здоровья; мероприятия, направленные на профессионально-производственную адаптацию инвалида, приспособление рабочего места к его функциональным возможностям на прежнем предприятии; организацию специальных цехов и предприятий с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем и т.д.

    В настоящее время профилактика и реабилитация относятся к единой системе и неразрывно связаны, так как определенные реабилитационные мероприятия одновременно носят и профилактический характер.

    Профилактику принято разделять на первичную, вторичную и третичную.

    Первичная профилактика направлена на предупреждение развития заболевания, производственных травм, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности. При этом обращается внимание на наследственность, протекание беременности и родов у матери (профилактика детской инвалидности), условия жизни и работы, вредные привычки. С социальной точки зрения этот вид реабилитации наиболее перспективен. Экономически он более рентабелен, так как позволяет перераспределять финансы с лечебной работы на профилактическую, менее затратную.

    Вторичная профилактика проводится после завершения острого периода заболевания или лечения последствий травмы, в период ремиссии хронического заболевания. Ее цель — снижение темпов развития хронических патологических процессов, предотвращение инвалидизации и осложнений. Медико-социальная реабилитация будет более эффективна у больных до наступления инвалидности, особенно среди детей. Своевременно проведенные реабилитационные мероприятия позволяют улучшить состояние здоровья и функционирование у 50 — 60 % детей.

    Организационно-методические аспекты реабилитации отражены в основных ее принципах:

    -единство психосоциальных и биологических методов воздействия;

  • раннее начало реабилитационных мероприятий;
  • ступенчатость, преемственность и комплексность оказываемой помощи;
  • непрерывность и завершенность;
  • целесообразность и индивидуальный подход в проведении
    реабилитации;
  • гибкость в системе реабилитационных воздействий.

    Каждый этап и вид реабилитации должны быть ориентированы на конкретную реально возможную задачу, о которой должен знать больной (инвалид) и к достижению которой он должен стремиться вместе со специалистами, так как неоправданный оптимизм или пессимизм могут дискредитировать реабилитацию как вид помощи и причинить ему вред. Достижение ожидаемого эффекта повышает уверенность в собственных силах и возможностях, позволяет успешно двигаться шаг за шагом к намеченной окончательной цели. Стратегической целью будут повышение самосознания личности и ее социальной активности, адаптация к новым условиям жизни или возвращение к прежнему полноценному уровню социального функционирования с восстановлением семейных, трудовых и других социальных связей.

    Все построение реабилитационных мероприятий должно быть таким, чтобы включить самого пациента в лечебно-восстановительный процесс, вызвать у него стремление к саморазвитию и самостоятельности, максимально привлечь к участию в восстановлении утраченных функций или социальных связей, трудовых, семейных и др. Это поможет избавиться от пассивности, чувства беспомощности и зависимости. Активное участие пациента в реабилитации позволит определять более адекватные конкретные методы работы, учитывать его индивидуальные способности и возможности, в случае необходимости своевременно корректировать процесс, повышать ответственность личности за полученный результат.

    Главная цель реабилитации — достижение максимально независимого образа жизни и улучшение ее качества. Она достигается не путем компенсации социальной недостаточности, а активным преодолением последней и проявлением максимально возможной личностной самореализации.

    Установление правильного диагноза и предполагаемого реабилитационного прогноза позволяет определить цель и задачи реабилитации, ее перспективность, наметить стратегию и тактику, разработать план терапевтической интервенции для каждого пациента с учетом его индивидуальных потребностей и возможностей.

    Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) — это комплекс оптимальных для индивида реабилитационных мер, предусматривающий конкретные формы, способы, используемые средства, сроки и длительность проведения мероприятий, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, интеграцию инвалида в общество.

    Процесс планирования включает следующее:

  • определение стратегии работы — близкой и дальней перспективы, конечной цели работы;
  • координацию деятельности всех участников реабилитационного процесса, контроль над выполнением намеченной программы, получение информации о семьях и с места работы о возникающих проблемах и способах их решения;
  • контакт с медицинскими службами;
  • обеспечение социальной помощи;
  • поиск помощников в реабилитационной работе.

    ИПР состоит их трех разделов (программ): медицинской, профессиональной и социальной реабилитаци .

    На каждого пациента, нуждающегося в проведении реабилитационных мероприятий, бригадой специалистов заполняется специальная карта реабилитации с использованием рубрикатора для оценки зависимости пациента от окружающей среды (физиологические и социальные функции). В бригаду включаются те специалисты, которые необходимы в каждом конкретном случае.

    Главным связующим звеном в работе бригады специалистов служит многомерный диагноз, объединяющий различные подходы с точки зрения каждой специальности. Многоосевая диагностика включает в себя анализ клинико-функциональных, профессионально-трудовых, социально-бытовых и психологических данных и позволяет сформулировать конкретный для каждого пациента план реабилитации, предусматривающий весь комплекс необходимых мероприятий. Естественно, что такой комплекс может быть реализован только работой на основе содружества всех членов бригады, которые своими знаниями и опытом дополняют друг друга. Выделение основных проблем пациента касается определенного временного и реабилитационного этапа. Задачи действий формируются поэтапно с ориентировкой на конечную стратегическую цель. Очень важным для ведения реабилитационного процесса является выработка единого мнения.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. СТРУКТУРА СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

    Для проведения реабилитации инвалидов в России создается специальная система. В настоящее время она находится в стадии формирования и не имеет еще достаточно проработанной правовой базы и хорошо развитой инфраструктуры, однако ее организационная схема уже оформляется. Она включает органы государственной власти независимо от ведомственной принадлежности, органы местного самоуправления, учреждения различного профиля, осуществляющие деятельность в сфере реабилитации инвалидов.

    В системе социальной реабилитации инвалидов можно выделить три уровня управленческих и исполнительских компонентов, негосударственные структуры, а также вертикальные и горизонтальные связи между ними.

    Деятельность по социальной реабилитации инвалидов организуется на федеральном, региональном и местном уровнях соответствующими органами исполнительной власти и местного самоуправления и осуществляется находящимися в их ведении учреждениями. Органы исполнительной власти и учреждения имеют разную ведомственную принадлежность и осуществляют функции в сфере социальной реабилитации инвалидов в соответствии с направлением своей основной деятельности.

    К органам исполнительной власти и учреждениям, в компетенцию которых входит деятельность, способствующая включению инвалидов в социум, направленная на полноценную реализацию ими своих человеческих прав, на обеспечение возможности обрести независимое существование, могут быть отнесены органы и учреждения социальной защиты населения, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, архитектуры и градостроительства.

    Каждый из них осуществляет социальную реабилитацию инвалидов в своей сфере, своими методами и средствами, но все должны использовать единую методологическую основу и преследовать единую цель — социальную интеграцию инвалидов. Сфера деятельности каждого из них в области социальной реабилитации инвалидов устанавливается с учетом структуры органов власти каждого уровня на основе их ведомственной принадлежности, а также с учетом разделения полномочий между федеральным, региональным и местным уровнем.

    В целом федеральные, региональные и муниципальные органы власти и управления имеют сходные направления деятельности в сфере социальной реабилитации инвалидов, но осуществляемые органом каждого уровня в пределах его компетенции и полномочий. Это следующие направления:

  • реализация единой государственной политики в сфере реабилитации инвалидов (региональными и муниципальными органами — с учетом социально-экономических, географических и климатических особенностей);
  • разработка и принятие нормативных актов соответствующего
    уровня по социальной реабилитации инвалидов;
  • контроль за соблюдением законодательства в области социальной реабилитации инвалидов;
  • определение расходов на социальную реабилитацию инвалидов за счет средств соответствующего бюджета;
  • включение мероприятий по социальной реабилитации инвалидов в целевые программы соответствующего уровня;
  • применение единых научных и методических основ социальной реабилитации инвалидов, соблюдение преемственности на всех уровнях и во всех направлениях реабилитации;

    -создание учреждений соответствующего уровня, осуществляющих деятельность в сфере социальной реабилитации инвалидов, и руководство ими;

    — организация обучения специалистов в области социальной реабилитации инвалидов на базе единых требований.

    Разделение полномочий между федеральными и региональными органами исполнительной власти в рассматриваемой сфере определено Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а между региональными и муниципальными органами — законами о социальной защите инвалидов, принятыми в субъектах Российской Федерации.

    В структуру системы социальной реабилитации инвалидов входят также реабилитационные учреждения различных организационно-правовых форм и форм собственности. Правовой основой их деятельности служит совместное постановление Минтруда, Минздрава и Минобразования России «Об утверждении Примерного положения о реабилитационном учреждении» (1996).

    Среди реабилитационных учреждений выделяют следующие:

  • государственные, которые учреждают федеральные органы
    власти или органы власти субъекта Российской Федерации;
  • муниципальные, которые учреждают органы местного самоуправления;
  • негосударственные, которые учреждают общественные или
    религиозные организации, физические или юридические лица.

    На основе ведущего направления деятельности реабилитационные учреждения могут быть классифицированы следующим образом:

  • реабилитационно-экспертные;
  • реабилитационно-образовательные;
  • реабилитационно-социальные;
  • реабилитационно-медицинские;
    -реабилитационно-производственные.

    Однако это разделение весьма условно, поскольку деятельность по социальной реабилитации инвалидов осуществляется в каждом из них, так как социально значимый эффект присутствует во всех реабилитационных мероприятиях. Кроме того, реабилитационные учреждения, осуществляющие свою деятельность исключительно в каком-либо одном направлении, количественно существенно сократились, уступив место учреждениям, осуществляющим комплексную реабилитацию. Мероприятия по социальной реабилитации инвалидов все в большей степени включаются в деятельность реабилитационных учреждений любой направленности. В первую очередь это относится к мероприятиям социально-средового, социально-бытового, психологического, юридического, социокультурного, спортивно-оздоровительного характера.

    К задачам реабилитационно-экспертного учреждения относятся определение реабилитационного потенциала инвалидов и составление индивидуальных программ реабилитации.

    К задачам реабилитационных учреждений другой направленности относятся детализация индивидуальных программ реабилитации инвалидов, составление индивидуальных планов реабилитации по каждому направлению и их реализация.

    Для решения поставленных задач оптимальная структура реабилитационных учреждений может включать следующие подразделения:

    отдел программирования процесса реабилитации, который изучает структуру потребностей, круг интересов, уровень притязаний инвалидов, оценивает возможности самостоятельной жизнедеятельности, с учетом полученных результатов разрабатывает содержание и порядок проведения процесса реабилитации;

    отдел социально-бытовой адаптации, который проводит мероприятия по восстановлению способностей инвалида к ведению хозяйства, независимой бытовой деятельности, самообслуживанию, по подбору бытовых технических средств и обучению пользованию ими, разработке индивидуальных решений оборудования жилья, адаптационному обучению семьи. Для выполнения этих функций оборудуются кабинеты по обучению навыкам приготовления и приема пищи, выполнения санитарно-гигиенических процедур, одевания, ухода за жильем, чтения, письма, домашних игр, создаются кабинеты для обучения пользованию бытовыми техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения;

    отдел социально-средовой ориентации, который предназначен для определения структуры наиболее развитых функций инвалида, на основе которых осуществляется общественная, семейная и профессиональная деятельность. В процессе социально-средовой ориентации проводится обучение персональной сохранности, социальной коммуникативности, навыкам проведения культурного отдыха и досуга, привлечение к занятиям физкультурой, спортом, туризмом, стимулируется побуждение к здоровому образу жизни. Для осуществления этих функций оборудуются кабинеты по оценке проблем семьи и обучению навыкам семейной жизни, по определению потребностей инвалидов в различных видах социальной помощи и взаимодействию с социальными службами, по обучению пользованию специальными средствами коммуникации, оказанию логопедической, психологической помощи. Для проведения рекреационных мероприятий оборудуются помещения для отдыха и развлечений — аудио-, видео- и библиотека, музыкальный, танцевальный, спортивный залы, кабинеты для занятий кружков и секций, кафетерий;

    отдел психологической реабилитации, который предназначен для определения структуры и степени нарушения психики инвалида, особенностей личности, установки на реабилитацию, уровня социальной адаптации, для проведения психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий, психологического консультирования. Для решения этих задач оборудуются кабинеты по психодиагностике социально-психологических особенностей, асоциальных наклонностей, способностей к адаптации в микро- и макросоциальной среде, кабинеты для индивидуальных, семейных и групповых консультаций, занятий и тренингов;

    отдел профессиональной реабилитации, который предназначен для реализации мер вовлечения инвалида в активную трудовую деятельность. К таким мерам относятся профессиональная ориентация по вопросам выбора профессии, ее соответствия возможностям и наклонностям инвалида; формирование положительной трудовой установки; определение рекомендуемых видов и форм трудовой деятельности; профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве. С целью осуществления этих мер оборудуются кабинеты для освоения различных профессий, оценки профессиональной пригодности, определения оптимального уровня производственных нагрузок, обучения навыкам предпринимательской деятельности, активного поведения на рынке труда и повышения конкурентоспособности;

    отделение медицинской реабилитации, которое предназначено для осуществления комплекса мер, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных психофизиологических функций посредством восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования, а также для медицинского контроля реабилитационных и спортивно-оздоровительных мероприятий;

    информационно-консультативное отделение, которое предназначено для консультирования инвалидов, членов их семей, общественных организаций по вопросам реабилитации, оказания правовой помощи, для информирования инвалидов в доступной форме об их правах и обязанностях, представления интересов инвалидов в различных инстанциях. В отделении оборудуются кабинеты консультативно-правового просвещения, кабинет статистики, ведутся статистическая отчетность, ее анализ;

    организационно-методическое отделение, которое предназначено для методического обеспечения деятельности реабилитационных учреждений различных типов, видов и уровней.

    Кроме перечисленных, в состав реабилитационного учреждения могут также входить опытно-конструкторские мастерские по изготовлению и ремонту технических средств реабилитации, культурно-досуговый и спортивно-оздоровительный комплексы. В зависимости от ведущего направления деятельности реабилитационного учреждения в нем могут преобладать те или иные структурные подразделения, предназначенные для различных аспектов реабилитации инвалидов.

    К числу учреждений, осуществляющих функции по социальной реабилитации инвалидов, относятся следующие:

  • федеральные научно-практические центры медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
  • региональные центры медико-социальной экспертизы и ре
    абилитации инвалидов;

    -центры реабилитации инвалидов;

  • центры социального обслуживания;
  • стационарные учреждения социального обслуживания;
  • центры социально-психологической помощи населению;
  • протезно-ортопедические предприятия;
  • центры технических средств реабилитации инвалидов;
  • специализированные реабилитационно-производственные предприятия инвалидов;
  • специализированные центры медицинской реабилитации;
  • стационарные, амбулаторные и диспансерные лечебно-профилактические учреждения;
  • санаторно-курортные учреждения;
  • коррекционные и специализированные детские дошкольные
    учреждения (отделения, группы);
  • коррекционные и специализированные учреждения (отделения, группы) начального и среднего общего образования;
  • коррекционные и специализированные учреждения (отделения, группы) начального профессионального, среднего специального и высшего образования;
  • учреждения образования разного уровня, осуществляющие интегрированное воспитание, образование и профессиональное обучение инвалидов;
  • центры профессиональной ориентации и реабилитации инвалидов при органах занятости населения;
  • методические центры профориентации и трудоустройства инвалидов;
  • центры социальной помощи семье и детям;
  • центры социальной реабилитации детей и подростков;

    -учреждения социокультурной реабилитации инвалидов (библиотеки, клубы, дома культуры, дворцы детского творчества, центры культуры и искусства, центры народного творчества, музеи, театры);

    —    физкультурно-оздоровительные учреждения (физкультурные диспансеры, стадионы, спортивные школы, спортивно-оздоровительные центры, туристические базы, физкультурные клубы).

    В настоящее время в субъектах Российской Федерации появляются новые разнообразные типы учреждений социальной реабилитации, отражающие приоритеты региональной политики в отношении инвалидов, а также экономические, географические, демографические, социологические и иные особенности региона. Реабилитационные учреждения должны располагаться в зданиях, оборудованных для беспрепятственного доступа инвалидов с любыми ограничениями жизнедеятельности, располагающих основными видами коммунального благоустройства.

    Учреждения социальной реабилитации могут осуществлять свою деятельность в различных режимах. Наиболее распространенными являются амбулаторный, стационарный, режим дневного пребывания, временного пребывания, постоянного проживания, выходного дня, диспансерного наблюдения.

    В системе социальной реабилитации инвалидов имеются учреждения различной ведомственной принадлежности. Однако учреждения системы социальной защиты населения занимают среди них особое место. Согласно Закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» они осуществляют координацию реабилитационной деятельности, обеспечивают преемственность и оценивают эффективность проведенного комплекса реабилитационных мероприятий. Наряду с этим на учреждения социальной защиты населения возложено осуществление одного из важнейших аспектов реабилитации — социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации инвалидов.

    В последние годы создание реабилитационных учреждений в субъектах Российской Федерации происходит весьма интенсивно. В настоящее время создано более 160 учреждений и отделений, осуществляющих мероприятия по социальной реабилитации инвалидов.

    Однако в связи с экономическими, социальными, политическими сложностями последних лет развитие сети учреждений социальной реабилитации инвалидов происходит на территории нашей страны весьма неравномерно.

    Наиболее развита сеть реабилитационных учреждений в субъектах Российской Федерации Центрального и Приволжского федеральных округов. В Центральном федеральном округе существенно выделяются Москва и Московская область, имеющие по 28 реабилитационных учреждений (отделений). Наряду с этим в Рязанской области учреждения реабилитации инвалидов в системе социальной защиты населения вообще отсутствуют. В Приволжском федеральном округе наилучшие показатели развития сети учреждений социальной реабилитации инвалидов отмечены в Нижегородской и Пермской областях.

    При создании учреждений социальной реабилитации инвалидов в субъектах Российской Федерации соблюдаются общие принципы и методологические подходы к деятельности по реабилитации инвалидов и в то же время учитываются региональные особенности и потребности как социально-экономического, так и географического характера.

    В последние годы одним из важных направлений медицинской реабилитации инвалидов стала реконструктивная хирургия. Она позволяет путем сложных хирургических операций восстанавливать структуру и функции органов, предотвращая или уменьшая последствия врожденных или приобретенных дефектов, снижая тем самым ограничения жизнедеятельности. К таким операциям относятся реконструкции при врожденных аномалиях конечностей, позвоночника, внутренних органов, сосудов, операции по пересадке органов и тканей — почек, костного мозга, кожи, роговицы глаза и др., которые становятся все более распространенными. Значительное число реконструктивных операций относится к эндопротезированию, т.е. встраиванию в структуру органов внутренних протезов, сочетающих биологическую совместимость с тканями и адекватное механическое поведение, т.е. практически имплантантов.

    Организационно-правовой основой проведения медицинской реабилитации посредством реконструктивной хирургии служит приказ Минздрава России «Об организации оказания высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи в учреждениях здравоохранения федерального подчинения». Согласно этому приказу ежегодно разрабатываются плановые объемы высокотехнологичных видов операций и квоты субъектов Российской Федерации в медицинские учреждения федерального подчинения. Направление больных и инвалидов в рамках квот осуществляется органами здравоохранения субъектов федерации, сверх квот могут быть направлены инвалиды за счет средств субъекта Российской Федерации, собственных или спонсорских средств. В Перечень высокотехнологичных видов медицинской помощи, финансируемых из федерального бюджета, входит ряд реконструктивных операций, показанных инвалидам для преодоления ограничений жизнедеятельности: реконструктивно-пластические операции после ожогов и сложных комбинированных травм кисти; рентгенэндоваскулярная вальвулопластика, коронаропластика;    протезирование артерий нижних конечностей; реконструктивные операции при рубцовых стенозах трахеи; реконструктивно-пластические операции при травмах и ожогах органа зрения;     реконструктивно-пластические операции при тяжелых формах перинатальной патологии глаз у детей; реконструктивно-пластические операции при врожденных, приобретенных дефектах и деформациях челюстно-лицевой системы; эндопротезирование крупных суставов; реплантация крупных сегментов конечностей с аутотрансплантацией тканевых комплексов; реплантация пальцев кисти; лечение грубых деформаций позвоночника у детей с применением биологических трансплантатов и металлических конструкций; этапные реконструктивные операции, сочетающиеся с аппаратной коррекцией длины и формы конечностей при системных заболеваниях, дефектах костей и пороках развития конечностей у детей; реконструктивно-восстановительные операции на тазобедренных суставах у детей; реконструктивно-пластические операции при злокачественных опухолях; трансплантация почки, печени, сердца, костного мозга; реконструктивные операции при рубцовых стенозах гортани и трахеи у детей; кохлеарная имплантация; оперативное вмешательство при офтальмологической патологии с использованием аллопланта.

    Реконструктивная хирургия — весьма перспективное направление медицинской реабилитации, однако пока недостаточно развитое в России.

    Одним из важнейших видов медицинской реабилитации является протезирование. Оно направлено на восполнение утраченных или врожденно отсутствующих органов и их функций с помощью искусственных аналогов. Протезирование конечностей осуществляется в России много лет. В настоящее время вопросы протезирования конечностей, молочных желез, ортезирования опорно-двигательного аппарата находятся в ведении Минтруда России, вопросы глазного и ушного протезирования — в совместном ведении Минтруда России, Минздрава России, органов социальной защиты и здравоохранения субъектов Российской Федерации.

    По данным 2004 г., в России число граждан, нуждающихся в различных видах протезно-ортопедической помощи, составило более 1 млн человек, из них 724,3 тыс. — инвалиды.

    Оказание инвалидам протезно-ортопедической помощи осуществляется в соответствии с инструкцией «О порядке обеспечения населения протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения и средствами, облегчающими жизнь инвалидов» (1991). Протезирование конечностей инвалидам осуществляется бесплатно, обеспечение ортопедической обувью — в зависимости от группы инвалидности и сложности изделия — бесплатно или со скидкой.

     

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Конституция РФ: Принята на всенародном референдуме 12 дека. 1993 г. М., 2000.
  2. Основы законодательства РФ от 22.07.1993 г. «Об охране здоровья граждан» // Собрание законодательства РФ. 1993. № 33. Ст. 1318.
  3. ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах» // Собрание законодательства РФ. 1995. №3. Ст. 168.
  4. ФЗ от 2.08.1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // Собрание законодательства РФ. 1995. №32. Ст. 3198.
  5. ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ» ( с изм. и доп. От 29 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.
  6. ФЗ от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

     

  7. Постановление Правительства РФ от 13.08.1996 г. № 965 «О порядке признания граждан инвалидами» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 34. Ст. 4127.
  8. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации. Правовое регулирование. М., 2004.
  9. Буянова М.О. Право социального обеспечения / Кобзаева С.И., Кондратьева З.А. М., 2005.
  10. Воронин Ю.В. Новый порядок исчисления и увеличения пенсий // Пенсия. 1997. № 8. С. 5.
  11. Гусов К.Н. Право социального обеспечения. М., 2005.
  12. Желудков А.В. Право социального обеспечения. М., 2003.
  13. Комплексная реабилитация инвалидов / Под ред. Т.В. Зозуля. М. , 2005.

     

  14. Наберушкина Э.К. Политика в отношении инвалидов // Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России. М., 2002.
  15. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ / Под общ. ред. Н.А. Волгина, С.В. Калашникова. М., 2005.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1MB/0.00042 sec

WordPress: 22.41MB | MySQL:118 | 3,121sec