Понятие социального обеспечения

<

082414 1817 1 Понятие социального обеспечения Актуальность темы исследования определяется следующими положениями. Право социального обеспечения, как самостоятельная отрасль права сформировалась относительно недавно. В настоящее время функционирование отрасли права социального обеспечения стало реальностью. В условиях, когда заново формируется российская государственная система социального обеспечения, она приобретает особое значение. В настоящее время право социального обеспечения является самостоятельной отраслью в системе российского права, которая сформировалась во второй половине XX в.

Переход Российской Федерации к рыночной экономике отразился на системе социального обеспечения. Новая система создается на базе концепций и программ, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Конституция РФ 1993 г. закрепляет права человека в области социального обеспечения. В соответствии с действующей Конституцией РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. При этом медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.

Содержание понятия социального обеспечения, его параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в нашем государстве.

Россия должна проводить социальную политику такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. К ним относятся прежде всего Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина 1948 г., а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (18 сентября 1973 г.). В соответствии с этими актами каждый член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень (включая предметы первой необходимости, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного обстоятельства утраты средств к существованию по не зависящим от него причинам.

<

Формирование современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета указанных основных положений международных норм. В развитие этого Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этой политикой охраняются труд и здоровье людей, осуществляется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Задачи исследования:

– дать общую характеристику права и определить содержание права социального обеспечения;

– рассмотреть и охарактеризовать источники социального обеспечения;

– охарактеризовать проблемы реформирования источников права социального обеспечения.

Курсовая работа включает введение, трех глав, заключение и список использованной литературы.

В первой главе дано понятие социального обеспечения, рассмотрены предмет, метод и система права социального обеспечения. Дана характеристика принципов права социального обеспечения. Вторая глава посвящена анализу источников права социального обеспечения. Приводится понятие «источников социального права», приведена их классификация. Дана общая характеристика основных источников права социального обеспечения. В третьей главе рассмотрена проблема реформирования источников права социального обеспечения в связи с проводимой в последние годы реформы социального обеспечения в Российской Федерации.

Нормативно-правовой базой исследования являются международно-правовые акты, Конституция РФ, федеральные законы и другие нормативно-правовые документы, регулирующие сферу социального обеспечения и защиты в Российской Федерации.

Теоретической базой исследования являются работы таких авторов как Андреев В.С., Алексеев С.С., Батыгин К.С., Буянова М.О., Гусов К.Н., Догадов В.М., Иванова Р.И., Мачульская Е.Е., Шайхатдинов В.Ш. и др.

 

Правовые источники, регулирующие отношения по социальному обслуживанию, являются составной частью источников права социального обеспечения. Источники права составляют предмет фундаментальных исследований как общей теории права, так и любой отраслевой правовой науки.

Источник права — это способ воплощения нормативно-юридических норм, выражающий государственную волю и зависящий от формы государства его политического режима, посредством которых устанавливаются, изменяются или отменяются правила поведения общего характера (правовые нормы). Иначе говоря, источники права формируются в процессе нормотворческой деятельности государства и являются итогом нормотворческой деятельности уполномоченных на то государственных органов. Поэтому вполне правомерно отождествление понятий источника права с правовым нормативным актом.

Источниками права социального обеспечения следует считать нормативные акты, являющиеся результатом правотворческой деятельности компетентных органов, выражающих волю государства, направленные на регулирование отношений, возникающих в связи с материальным обеспечением граждан из средств федерального бюджета и специализированных государственных фондов.

В общей теории права нормативные акты принято подразделять на виды в зависимости от органов, их принимающих, и, следовательно, от их юридической силы. В этой связи среди источников права социального обеспечения следует различать: а) Конституцию РФ (конституции и уставы субъектов РФ); б) законы РФ (законы субъектов РФ); в) нормативные акты Президента РФ (акты органов власти субъектов РФ); г) постановления и распоряжения Правительства РФ (акты органов управления субъектов РФ); д) приказы и инструкции министерств и ведомств Российской Федерации (ее субъектов). Среди них существенное значение имеют акты Министерства здравоохранения и социального развития РФ; е) нормативные акты органов местного самоуправления; ж) нормативно-правовые акты организаций (коллективные договоры, приказы работодателя).

Особое место в системе иерархии источников занимают социально-партнерские соглашения, заключаемые между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

Определяющей основой всего российского законодательства, всей правовой системы является Конституция РФ. Она представляет собой вершину целостной пирамиды законодательных актов нашей страны. Содержащиеся в Конституции РФ нормы выступают главным источником всех отраслей российского права, в том числе и права социального обеспечения.

Система важнейших федеральных источников права в сфере социального обеспечения граждан (законов РФ) формируется в результате правотворческой деятельности высшего органа государственной власти нашей страны — Федерального Собрания РФ, в частности его нижней палаты — Государственной Думы РФ (ст. 108 Конституции РФ).

Следующими по своей значимости и юридической силе федеральными источниками права социального обеспечения являются указы Президента РФ, носящие нормативный характер. Эти акты призваны конкретизировать, вносить изменения и дополнения в действующее законодательство.

В правовом регулировании отношений по социальному обеспечению большую роль играют акты, издаваемые высшим исполнительным органом государственной власти — Правительством РФ. Эти нормативные акты принимаются на основе законов РФ и указов Президента РФ (ст. 115 Конституции РФ).

Особое место среди источников права социального обеспечения занимают акты Министерства здравоохранения и социального развития. Акты этого министерства по вопросам социального обеспечения представляют собой функциональные источники права, поскольку других государственных органов, на которые специально возлагалась бы функция государственного управления социальным обеспечением, сейчас в стране нет.

 


 

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.91MB/0.00049 sec

WordPress: 22.64MB | MySQL:121 | 1,384sec