ТРУДОВАЯ ПЕНСИЯ ПО ИНВАЛИДНОСТИ: ПОНЯТИЯ, ОСНОВАНИЯ НАЗНАЧЕНИЯ И РАЗМЕРЫ

<

082414 1806 1 ТРУДОВАЯ ПЕНСИЯ ПО ИНВАЛИДНОСТИ: ПОНЯТИЯ, ОСНОВАНИЯ НАЗНАЧЕНИЯ И РАЗМЕРЫ


В настоящее время пенсии по инвалидности делятся на трудовые, которые назначаются застрахованным гражданам, и на пенсии по государственному пенсионному обеспечению, которые назначаются военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф. Нетрудоспособным гражданам, в том числе и инвалидам, не имеющим права на пенсию по инвалидности, может назначаться социальная пенсия.

В настоящее время при установлении инвалидности определяется теперь не группа инвалидности (отражающая не только потерю способности к тому или иному труду, но и учитывающая весь спектр ограничений жизнедеятельности человека), а ограничение способности к трудовой деятельности I, II и III степени, определяемой по медицинским показаниям. Такой подход, по мнению многих специалистов и представителей организаций инвалидов, чреват многими проблемами. Данная легальная формулировка не позволяет принимать во внимание высокую адаптационную способность людей с различного рода физическими недостатками, а также их дополнительную нуждаемость в материальной поддержке общества в связи с необходимостью преодолевать ограничения их жизнедеятельности. Кроме того, новый подход, зафиксированный в законодательстве, требует массового переосвидетельствования инвалидов, в том числе тех из них, которым инвалидность установлена пожизненно. При этом порядок признания лица инвалидом, установление периода инвалидности, степени ограничения способности к трудовой деятельности и все другие ключевые вопросы отнесены к компетенции исполнительной власти, а не законодательной.

В настоящее время при установлении группы инвалидности степень ограничения трудоспособности берется в комплексе вместе с другими ограничениями жизнедеятельности, а при определении I группы инвалидности вопрос о трудоспособности вообще не принимается во внимание. Критерием для установления группы инвалидности является такое нарушение здоровья со стойким, значительно выраженным расстройством функций организма, которое приводит к резко выраженному ограничению хотя бы одной из следующих категорий жизнедеятельности: способности к самообслуживанию, к передвижению, ориентации, общению, контролю за своим поведением и т. д.

Трудовая пенсия по инвалидности назначается лицам, застрахованным в соответствии с Законом № 166-ФЗ.

Право на пенсию не зависит от причин инвалидности, продолжительности страхового стажа, а также того, работает инвалид или нет. Главное, чтобы инвалид имел какой-либо период работы, включаемый в страховой стаж в соответствии со ст.10 Закона № 173-ФЗ.

При наличии права на пенсию по нескольким основаниям по выбору заявителя назначается одна из них (кроме случаев назначения двух пенсий одновременно, указанных в ст. 3 Закона 166-ФЗ). Если инвалид имеет право и на трудовую, и на социальную пенсии, то по его желанию назначается более выгодная для его пенсия. Данный выбор стал возможен в связи с принятием Установления Минтруда России от 7 мая 2002 г. № 34 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения пункта 4 статьи 5 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Если инвалид получает страховые выплаты в соответствии с Законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», это не лишает его права на пенсию по инвалидности. При этом причины инвалидности не влияют ни на условия пенсионного обеспечения, ни на размер пенсии.

Размеры пенсий по инвалидности определяются в соответствии со ст. 15 и 30 Закона № 173-ФЗ. Хотя упомянутый Закон отмечает, что право на пенсию не зависит от продолжительности страхового стажа, однако имеющийся у инвалида стаж существенно влияет на размер его пенсии. Так, при конвертации пенсионных прав застрахованных (ст. 30 Закона) и определении расчетного размера трудовой пенсии стажевый коэффициент у инвалидов III и II степени составляет 0,55. Он повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх 25 лет у мужчин и сверх 20 лет у женщин, но не более чем на 0,20 (п. 2 ст. 30 Закона). Для инвалидов I степени стажевый коэффициент составляет 0,30.

Трудовая пенсия по инвалидности, как и пенсия по старости, может состоять из следующих частей:

  • базовой;
  • страховой;
  • накопительной.

    Лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подп. 1, 3 и 4 п. 2 и п. 3 ст. 9 Закона № 173-ФЗ, размер базовой части трудовой пенсии по инвалидности определяется в иных суммах.

    Законодательство позволяет повысить базовую часть пенсии инвалиду любой степени ограничения трудоспособности. Однако учтены будут только не более трех нетрудоспособных членов семьи. Кроме того, существенное отличие Закона № 173-ФЗ заключается в том, что в нем нет прежних ограничений. Так, при увеличении базовой части пенсии могут быть учтены нетрудоспособные члены семьи, получающие какой-либо вид пенсии, но находящиеся на иждивении инвалида. Если в семье один ребенок, а оба родителя являются пенсионерами, то базовая часть пенсии каждого родителя устанавливается в повышенном размере. Пенсионеры, являющиеся одновременно получателями двух пенсий, имеют право на повышение при наличии нетрудоспособных ненов семьи применительно к двум пенсиям. Страховая часть трудовой пенсии по инвалидности определяется по формуле:

    СЧ = ПК/(Т хК),

    где СЧ — страховая часть трудовой пенсии;

    ПК — сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается страховая часть трудовой пенсии. В связи с этим страховые взносы учитываются до даты установления инвалидности;

    Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (пункт 5 статьи 14 Закона № 173-ФЗ);

    К — отношение нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) по состоянию на указанную дату к 180 месяцам.

    Нормативная продолжительность страхового стажа при достижении инвалидом возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста, начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев.

    Указанный коэффициент введен для корректировки периода выплаты пенсий в целях недопущения снижения размеров пенсий инвалидов (см. в Приложении таблицу).

    При определении страховой части пенсии по инвалидности учитываются взносы, перечисляемые на финансирование указанной части пенсии.

    Закон № 173-ФЗ не предусматривает пенсий при неполном стаже работы, поэтому независимо от группы инвалидности и продолжительности страхового стажа каждый инвалид может получить трудовую пенсию.

    Накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности определяется по формуле:

    НЧ/ ПН/Т,

    где НЧ — накопительная часть трудовой пенсии;

    ПН — сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его лицевого счета по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается накопительная часть трудовой пенсии;

    Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (п. 9 ст. 14 Закона № 173-ФЗ).

    В соответствии с п. 5 ст. 8 Закона № 173-ФЗ при наличии пенсионных накоплений накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности устанавливается застрахованному лицу не ранее достижения им возраста, предусмотренного п. 1 ст. 7 Закона № 173-ФЗ, т. е. в 60 и 55 лет (соответственно мужчинам к женщинам). Инвалидам с детства, имеющим ограничения способности к труду III и II степени, при наличии накоплений накопительная часть пенсии устанавливается независимо от возраста инвалида. Лицам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), диспропорциональным карликам и инвалидам по зрению, имеющим ограничения к трудовой деятельности III степени, накопительная часть пенсии устанавливается не ранее достижения ими возраста, предусмотренного ст. 28 Закона № 173-ФЗ.

    Появилась норма, которая ограничивает право на трудовую пенсию по инвалидности в связи с обстоятельствами, при которых наступила инвалидность. Причем эти факты должны установлены в судебном порядке, т.е. приговором или решением суда, вступившим в законную силу.

    При этом порядок признания органами Государственной медико-социальной экспертизы гражданина инвалидом, порядок установления периода инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности, порядок установления времени наступления инвалидности или смерти кормильца с совершением гражданином уголовно наказуемого деяния либо умышленным Занесением им ущерба своему здоровью утверждаются Правительством. Пока такой порядок не установлен.

    Пенсия по инвалидности назначается со дня признания лица инвалидом, если обращение за ней последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня признания его инвалидом (подп. 2 п. 4 ст. 19 Закона № 173-ФЗ), Если со дня установления инвалидности до обращения за назначением пенсии прошло 12 месяцев, то пенсия назначается со дня обращения за ней.

    Перерасчет пенсий по инвалидности производится по правилам ст. 20 Закона в следующем порядке:

  • при установлении более высокой степени ограничения способности к трудовой деятельности базовая часть пенсии пересматривается со дня изменения группы (степени) инвалидности,
  • при установлении более низкой степени ограничение способности к трудовой деятельности базовая часть пенсии пересматривается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, по который была установлена предыдущая степень ограничения способности к трудовой деятельности.

    Закон № 173-ФЗ не предусматривает перерасчета страховой части трудовой пенсии в случае изменения степени ограничения способности к трудовой деятельности.

    Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 30 Закона при конвертации пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности I степени (III группы), стажевый коэффициент составляет 0,30.

    Таким образом, не вся сумма взносов, уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации, будет принята во внимание при определении величины расчетного пенсионного капитала инвалиду III группы. Поэтому при изменении степени ограничения способности к трудовой деятельности эту величину необходимо уточнить. Это корреспондирует с п. 5 ст. 17 Закона № 173-ФЗ, допускающим уточнение сведений о сумме страховых взносов, уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации, принятых во внимание при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала.

    При неявке инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование в орган медико-социальной экспертизы выплата пенсии по инвалидности приостанавливается на 3 месяца начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок (подп. 2 п. 1 ст. 21 Закона). В случае прохождения лицом переосвидетельствования и подтверждения его инвалидности в течение трех месяцев (со дня приостановки выплаты пенсии) выплата пенсии возобновляется со дня, с которого лицо вновь признано инвалидом (п. 4 ст. 21 Закона).

    Если инвалид пропустил срок переосвидетельствования по уважительной причине, то выплата пенсии возобновляется со дня, с которого соответствующее лицо вновь признано инвалидом, независимо от срока, прошедшего после приостановления выплаты трудовой пенсии (п. 5 ст. 21 Закона).

    В случае признания инвалида трудоспособным выплата пенсии по инвалидности прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок инвалидности либо наступила трудоспособность лица (подп. 3 п. 1 ст. 22 Закона).

    Восстановление пенсии в этом случае производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, а котором получено заявление о восстановлении выплаты пенсии со всеми необходимыми документами (подп. 2 п. 2 ст. 22 Закона). При восстановлении выплаты пенсии право на пенсию не пересматривается. Однако размер ее определяется заново с учетом пп. 2—5 ст. 17 и ст. 20 № 173-ФЗ. Сумма базовой и страховой частей пенсии в этом случае составляет 660 руб.

    По желанию заявителя пенсия может быть не восстановлена, а назначена вновь. Это усматривается из содержания подп. 2 п. 2 ст. 22 Закона. Поэтому в некоторых случаях инвалиду выгоднее вновь назначить трудовую пенсию по инвалидности со сроков, предусмотренных п. 4 ст. 19 Закона, а не восстанавливать ее. При этом 1 заново определяется размер пенсии. Иногда требуются дополнительные документы. Понижающий коэффициент (К) в этом случае определяется на новую дату установления инвалидности.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. ЛЬГОТЫ ПО СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

     

    <

    Спецификой Российской Федерации является то, что существований в СССР уровень социальной защиты человека и предоставления социальных услуг был одним из самых высоких в мире. Сложившаяся в СССР система социальной защиты и социальных услуг, основанная на социалистических принципах общественного распределения из централизованных фондов, гарантировала практическую защиту от всей совокупности социальных рисков, относительно приемлемый для большинства населения уровень жизни и удовлетворяла основной набор социальных потребностей граждан. Проблема состоит в том, что старые механизмы социальной защиты и социального обслуживания не соответствуют рыночным отношениям и в условиях рынка являются неэффективными1.

    Парадокс социальных и экономических реформ на постсоветском пространстве состоит в том, что большинство вновь образованных государств, в том числе и Россия, не смогли в новых условиях отказаться от сложившейся в СССР системы социальных гарантий и государственных механизмов их обеспечения. Это привело к тому, что, с одной стороны, система социальной защиты оказалась фактически неспособной решать поставленные перед ней задачи, а с другой, стала тормозом развития для объективно нуждающихся, по профессиональному признаку, рыночных отношений. Старые механизмы социалистического перераспределения в рыночных условиях не работают. Катастрофичность положения не позволяет снизить социальную нагрузку на бизнес, который в условиях высокой социальной обремененности так и не может полностью стать рыночным, уходит в тень, не выполняет своих социальных функций. Существенным является и то, что жесткие рамки нерыночных социальных механизмов государства препятствуют формированию рынка труда, развитию рыночных механизмов социальной защиты и структурной перестройки экономики.

    Таким образом, перед социальной политикой стоят задачи приостановки социальной деградации, сохранение эффективных механизмов и социальных стандартов прошлого и модернизация механизмов реализации социальных функций, адаптация социальной сферы к рынку.

    Развал системы бытовых и рекреационных услуг населению (особенно в сельской местности) не компенсируется рынком. И этих услуг не будет, пока платежеспособность населения не сделает их рентабельными. В этом случае необходимы усилия государства не только по созданию условий роста доходов, но и по экономическому, фискальному и административному стимулированию такой деятельности.

    Существующая сегодня система социальной защиты, созданная в 1991 — 1998 гг., не только включает в себя неэффективные, нерыночные механизмы, но и несет груз популистских решений 1989—1998 годов. Кроме того, эта система была прочно привязана к условиям высокой инфляции, что было совершенно оправдано в тот период времени.

    Многие социальные выплаты имеют сплошной характер и не связаны с оценкой реальной нуждаемости. В период высокой инфляции и невозможности проведения денежных компенсаций вслед за ростом цен на многие вилы услуг возникло значительное количество льгот для большинства населения, которые настоящее время не играют никакой социально-защитной функции, но создают значительную нагрузку на бюджеты всех уровней, что усугубляется недостаточной организацией их финансирования.

    Упорядочивание всех льгот является политически трудным, но объективно совершенно необходимым. Без замены существующей системы социальных пособий и льгот на четко разделенные три категории: для объективно нуждающихся, по профессиональному признаку, льготы за особые заслуги, с жестким разграничением источников их финансирования дальнейшая модернизация социальной защиты не возможна.

    Ряд авторов считают, что социальные льготы представляют «собой социальные гарантии отдельным категориям населения». Это утверждение делается на основании того, что социальные льготы, как и социальные гарантии, предоставляются без учета индивидуальной нуждаемости и обеспечиваются за счет бюджета. Совпадение этих формальных признаков социальных льгот и социальных гарантий не может служить основанием их отождествления, поскольку эти механизмы обеспечивают решение разных задач. Если социальные гарантии являются формой социальной защиты граждан и служат недопущению снижения определенных социальных показателей, при этом они обладают гибкостью и зависят от финансовых возможностей бюджета, а также имеют тенденцию к увеличению своих значении, то социальные льготы могут рассматриваться как механизмы социальной защиты весьма условно, только для отдельных социально-демографических групп без связи с реальной нуждаемостью, и как временная мера. По своей сути эта форма безадресного предоставления социальных благ и услуг. В любом случае социальные льготы могут рассматриваться как суррогатный механизм социальной защиты1.

    Исторически существующие территориальные различия в социальном положении граждан значительно усилились в последнее десятилетие, и эта тенденция продолжает нарастать.

    Сложившаяся трехуровневая структура власти (федеральный, региональный и муниципальный уровни) и соответствующая им система управления социальными процессами и распределения социальных функций не представляет собой органическое единство социального государства, поскольку происходит перекрытие компетенции, несовпадение распределения объемов ответственности и ресурсов, отсутствуют адекватные механизмы учета территориальных социально-экономических особенностей.

    Большинство законов, которые принимались в течении 90-х гг. XX в. далеко не всегда в должной мере определяли и регулировали полномочия и ответственность органов власти различных уровней по их исполнению, что не способствовало их выполнению. В качестве примера РФ приведем практику выполнения Закона «О медицинском страховании граждан в РФ, где недостаточно четко определены плательщики страховых взносов за неработающее население, механизмы данных платежей и ответственность за неплатежи. Поэтому возникла ситуация, при которой страховые платежи за неработающее население практически не осуществлялись.

    Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 5 августа 2004 г., одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 8 августа 2004 г. и подписан Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 22 августа 2004 г.

    Как отмечается в преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ (далее — ФЗ-122 или ФЗ № 122 от 22 августа 2004 г.), он «принимается в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами вопросов местного значения».

    В законе «решаются задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, обеспечения экономической безопасности государства и приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой».

    И еще процитируем следующее принципиально важное положение этого закона. В соответствии с ФЗ-122 при переходе к системе социальной защиты граждан «субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны:

    при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правого, имущественного положения, а также других обстоятельств;

    реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования;

    предоставлять гражданам возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений;

    не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц».

    Учитывая вышеперечисленные цели и задачи Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, а также его ключевые положения, комментарий структурирован по разделам и главам, отражающим особенности ФЗ-122 и специфику реализации применительно к разным сферам государственной социальной деятельности, различным направлениям социальной политики и социальным группам общества.

    ФЗ-122 вносит изменения в действующее законодательство; регламентирует деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по исполнению законов и упорядочивает их ответственность за исполнение российского законодательства.

    Часть поправок, вносимых им в социальные законы (см., например, ст. 44, ст. 63, ст. 125) регламентирует замену натуральных льгот денежными компенсациями. Замена натуральных льгот предусмотрена и в поправках к другим законодательным актам, регулирующим деятельность в различных отраслях.

    Еще одна проблема, регулируемая рассматриваемым законом, это проблема финансовой ответственности органов государственной власти федерального уровня и уровня субъекта Федерации, а также органов муниципальной власти. Часть поправок посвящена определению и уточнению расходных обязательств органов власти, связанных с исполнением законодательства. Определение расходных обязательств по исполнению законов — достаточно новое обстоятельство для современной российской действительности1.

    Правовой основой проводимой социальной реформы стали несколько федеральных законов и нормативных правовых актов. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ не является основным содержательным законом. Он только упорядочивает все законодательство исходя из норм федеральных законов от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и от 6 октября 2003 г. № 73-ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1. Кроме этого, принят ряд других законов и подзаконных актов, обеспечивающих правовое регулирование социальных отношений. В их число входит, например, Федеральный закон от 2 декабря 2004 г. № 155-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения реализации прав граждан на накопительную часть трудовой пенсии».

    Принципы социальной реформы в ФЗ-122:

    замена льгот в натуральной форме на денежные компенсации;

    сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан;

    учет специфики правового, имущественного, а также иных обстоятельств, определяющих положение граждан в целях проведения социальной реформы;

    реализация принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства;

    предоставление гражданам возможности в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений;

    недопущение при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц.

    Эти принципы должны в одинаковой форме реализовываться на федеральном, региональном и местном уровнях власти. В то же время закон не содержит реализацию этих принципов в плане определения механизма их исполнения в полном объеме.

    Основной вектор содержания ФЗ-122 установление нового правового режима функционирования сложившейся системы социальной защиты населения, которая меняет форму своего проявления — вместо социальных льгот в натуральной форме вводятся денежные компенсации в виде разовых выплат. Таким образом, содержание ФЗ-122 направлено не на установление новых видов социальной поддержки и защиты населения, а на изменение формы реализации такой защиты.

    Законодатель изменил форму предоставления или отменил многие льготы, обеспечение которых было нереальным по причине недостаточности средств в бюджетах (п. 8 ст. 6 ФЗ-122).

    В отношении инвалидов упразднены права на:

    предоставление специальных средств передвижения, включая обеспечение автомобильным транспортом и транспортными средствами с ручным управлением, лошадьми с упряжью и гужевыми транспортными средствами. Соответственно отменены ежегодные денежные компенсации расходов, связанные с эксплуатацией указанных транспортных средств;

    освобождение от уплаты арендной платы за землю и помещение для хранения средств передвижения, имеющихся в их личном пользовании;

    дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты;

    санаторно-курортное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида на льготных условиях;

    получение на тех же условиях второй путевки для сопровождающего лица для инвалидов I группы и детей-инвалидов, нуждающихся в санаторно-курортном лечении;

    50-процентную скидку за пользование телефоном и ради-отрасляционной точкой;

    бесплатный проезд на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси;

    50-процентную скидку со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года;

    на бесплатный проезд к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородных внутрирегиональных маршрутов для инвалидов 1 и II групп и детей-инвалидов, для детей-инвалидов и сопровождающих их лиц;

    обеспечение транспортными средствами для целевых социальных нужд инвалидов;

    ежегодную денежную компенсацию транспортных расходов для целевых социальных нужд инвалидов;

    предоставление за счет бюджетов всех уровней льгот по уплате федеральных налогов, сборов, пошлин и других платежей всероссийским общественным объединениям инвалидов, их организациям, находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным обществам и товариществам, уставный капитал которых состоит из вклада указанных общественных объединений инвалидов.

    Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, а также компенсация затрат родителей на эти цели соответственно ФЗ-122 являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.

    Взамен ранее действовавших выше указанных льгот новой статьей 28.1 определяется введение ежемесячной денежной выплаты инвалидам, размер которой будет зависеть от степени ограничения к трудовой деятельности:

    инвалидам, имеющим III степень ограничения способности к трудовой деятельности, — 1400 руб.;

    инвалидам, имеющим II степень ограничения способности к трудовой деятельности, детям-инвалидам — 1000 руб.;

    инвалидам, имеющим I степень ограничения способности к трудовой деятельности, — 800 руб.;

    инвалидам, не имеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, — 500 руб.

    Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации по решению Правительства РФ.

    Выплаты в указанных выше размерах, в случаях отказа инвалидов от набора социальных услуг («социального пакета»), начнут производиться, начиная с 2006 г. С 1 января по 31 декабря 2005 г. будет осуществляться предоставление набора, и потому ежемесячные денежные выплаты будут выплачиваться в следующих размерах:

    инвалидам, имеющим III степень ограничения способности к трудовой деятельности, — 950 руб.;

    инвалидам, имеющим II степень ограничения способности к трудовой деятельности, — 550 руб.;

    инвалидам, имеющим I степень ограничения способности к трудовой деятельности, — 350 руб.;

    детям-инвалидам — 550 руб.;

    инвалидам, не имеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, — 50 руб.

    Очевидно, что предлагаемые взамен льгот компенсации реально не в состоянии покрыть все целевые социальные расходы граждан, которые неизбежно возникнут в связи с отменой вышеперечисленных льгот.

    Рассматриваемым ФЗ-122 были внесены изменения в ряд законов, регулирующих социальные гарантии и льготы, предоставляемые инвалидам, включая «Основы законодательства об охране здоровья в Российской Федерации». Из указанного ФЗ-122 исключены нормы, которые закрепляли за инвалидами, в том числе детьми-инвалидами и инвалидами с детства, право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения, на уход на дому, а также на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения.

    Новые аспекты появились в решении вопросов и их правовом обеспечении в сфере жилья и коммунальных услуг для инвалидов. Согласно новой статье 28.2, обеспечение мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилья и коммунальных услуг Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных статьей 17 настоящего Федерального закона.

    Нормы, регулирующие набор социальных услуг, внесены в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) в виде главы 2 «Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг».

    Инвалиды войны, инвалиды и дети-инвалиды получили право на получение государственной социальной помощи в виде набора.

    В состав набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:

    1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании (пункт 1 части 1 статьи 62 закона);

    2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (пункт 2 части 1 статьи 62 закона).

    При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III степени, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд

    на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

    Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения на следующий год, обратившись с заявлением до 1 октября текущего года в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату. При этом можно отказаться как от получения указанных услуг полностью, так и от одной из двух.

    На оплату предоставления гражданам набора социальных услуг направляется 450 рублей в месяц, в том числе:

    на оплату социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 62 настоящего Федерального закона, — 400 рублей;

    на оплату социальной услуги, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 62 настоящего Федерального закона, — 50 рублей.

    Эта сумма (соответственно, по выбору каждого человека — 400 руб., 50 руб. или 450 руб.) будет вычитаться из ежемесячной денежной выплаты.

    Средства, направляемые на оплату предоставления набора социальных услуг, удерживаются из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты, установленной взамен отмененных льгот.

    Таким образом, например, инвалид войны, имеющий право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере 2000 руб. (см. об этом ниже), будет получать 2000 руб. в месяц только в том случае, если он отказывается от всех социальных услуг. Если инвалид хочет получать дополнительную медицинскую помощь в «натуральном виде», то его компенсация составит 1600 руб.; если он хочет пользоваться бесплатным проездом на железнодорожном транспорте, то его компенсация составит 1950 руб.; если же он хочет пользоваться обоими льготами, то его компенсация составит 1550 руб.

    В развитие ФЗ-122 были приняты значимые для упорядочения предоставления набора социальных услуг следующие нормативные акты:

    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «О порядке ведения федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи» от 16 ноября 2004 г. № 195;

    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации» от 30 ноября 2004 г. № 294.

    В заключение следует отметить, что монетизация преследовала три основные цели. Первая и, безусловно, социально справедливая необходимость перевода натуральных льгот в денежный эквивалент оправдывалась тем, что льготники находились в неравном положении по фактическому использованию этих льгот. Во-вторых, заменив бесплатный проезд на городском транспорте денежными выплатами, предполагалось, что льготники станут расплачиваться живыми деньгами. Эти средства помогли бы модернизации устаревшего муниципального транспортного парка. В-третьих, предполагалось, что монетизация льгот поможет более эффективно работать механизму распределения и взаимодействия федерального и регионального бюджетов. Конечной целью монетизация является оптимизация всей системы социальной защиты населения, ее ориентация на наиболее нуждающихся граждан, обеспечение адресности и социальной справедливости.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ЗАДАЧА

     

    Сыну Волковой 12 лет. Он ребенок-инвалид. Для лечения ему потребовалось дорогостоящее лекарство. Врач отказался его выписать , сославшись на то, что это лекарство не входит в перечень лекарств, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно.

    Правомерны ли действия врача?

     

    РЕШЕНИЕ

     

    Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют категории граждан, указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3699) в редакции ФЗ от 22 августа 2004 года « 122-ФЗ.

    В соответствии с п. 9 ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» дети-инвалиды являются получателями социальной помощи в виде социального набора.

    Согласно ст. 6.2 указанного Закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:

    1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;

    2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

    При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III степени, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

    Перечень лекарственных средств, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, а также перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

    Действия врача неправомерны, так как в случае, если лекарственное средство не входит в Перечень, но оно жизненно необходимо больному, врач согласовывает решение выписать рецепт с врачебной комиссией ЛПУ. Решение, которой утверждает главный врач ЛПУ.

    Перечень лекарственных средств утвержден приказами Минздравсоцразвития России от 2 декабря 2001 года № 296 и от 24 декабря 2004 года № 321. Перечень включает 1870 препаратов по торговым наименованиям.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Конституция РФ: Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993. М., 1993.
  2. ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ» ( с изм. и доп. От 29 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.
  3. ФЗ от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3699) в редакции ФЗ от 22 августа 2004 года « 122-ФЗ.
  4. ФЗ от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. 26 августа. 2004.
  5. Буянова М.О. Право социального обеспечения / Кобзаева С.И., Кондратьева З.А. М., 2005.
  6. Гусов К.Н. Право социального обеспечения. М., 2005.
  7. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ / Под общ. ред. Н.А. Волгина, С.В. Калашникова. М., 2005.
  8. Протасова В.Г. Льготы отдельным категориям граждан. М., 2004.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.2MB | MySQL:120 | 1,570sec