ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОЙ НОРМЫ

<

081914 0124 1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОЙ НОРМЫПонятие нормы права относится к числу важнейших категорий теории государства и права.

Нет в правовой системе другого составного элемента, который был бы связан с иными столь тесно и непосредственно, как нормы права. Любое правовое явление раскрывает и проявляет себя определенным образом только во взаимоотношении и взаимодействии с правовыми нормами. Прежде всего через них, на их основе происходит воздействие государства на правовую систему общества в целом и на составляющие элементы в отдельности.

Значительное внимание разработке учения о юридической норме было уделено видными представителями правовой науки в дореволюционной России (Н.М. Коркунов, Ф.В, Тарановский, Г.Ф. Шершенев и др.). Свое дальнейшее развитие оно получило в работах советских современных российских ученых (Ирг Александров, С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, М.И. Байтин, В.М. Баранов, П.Е. Недбайло, И.Н. Сенякин, Пиголкин, А.Ф. Шебанов и др.).

Право состоит из действующих в данном обществе юридических или правовых норм.

Актуальность темы исследования определяет то положение, что юридическая норма – первичная клеточка права, частица содержания, исходный, структурный элемент его системы. Именно поэтому естественно, что норме права свойственны все основные черты права как особого социального явления. Однако из этого положения не следует, что понятия права и нормы права совпадают. Право и единичная юридическая норма соотносятся между собой как общее и отдельное, которые наряду с чертами сходства имеют и свои особенности.

Отдельно взятая правовая норма или группа норм еще не есть право. Право – это система юридических норм, которая в наиболее полном и общем виде выражает в этих нормах государственную волю, ее общечеловеческий и классовый характер, пронизана едиными закономерностями и принципами, обусловленными экономической и политической структурой общества.

С учетом вышесказанного сформулируем основные задачи исследования:

– выяснить сущность и основные признаки правовой нормы;

– проанализировать особенности структуры юридической нормы с учетом различных теоретических подходов, имеющихся в юридической науке;

– исследовать соотношение нормы права и статьи закона;

– привести классификацию и основные характеристики видов правовых норм.

Цель работы – исследование нормы права как особой разновидности социальных норм и признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное право, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.

Цель и задачи работы определили структуру работы, которая состоит из введения, основной части, состоящей из четырех глав, заключения и списка литературы.

Теоретической базой выступила нормативно-законодательная и теоретическая литература таких авторов как Коркунов Н.М., Корельский В.М., Лазарев В.В., Лившиц Р.З., Лейст В.О., Марченко М.Н., Пиголкина А.С. и др.

 

 

 

1.

Норма права является образцом (моделью) типового общественного отношения, которое устанавливается государством. Она определяет границы возможного или должного поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных взаимоотношениях. Норма права предусматривает свободу участников регулируемых общественных отношений в двояком смысле:

– во-первых, как способность воли субъекта сознательно избирать тот или другой вариант поведения (внутренняя свобода);

– во-вторых, как возможность действовать вовне, преследовать и осуществлять определенные цели во внешнем мире (внешняя свобода)1.

В современной юридической литературе норма права тоже определяется как правило или мера должного поведения. Перечислим формально-юридические признаки, характеризующие правовые нормы, среди которых: а) непосредственная связь норм права с государством (издаются или санкционируются государством); б) выражение ими государственной воли; в) всеобщий и предоставительно-обязывающий характер правовых норм; г) строгая формальная определенность предписаний, содержащихся в нормах права; д) многократность применения и длительность действия правовых норм; е) их строгая соподчиненность и иеархаичность; ж) охрана норм права государством; з) применение государственного принуждения в случае нарушения содержащихся в нормах права велений2.

Следует отметить, что любая единичная правовая норма приобретает качество, свойственное праву в целом только будучи включенной в его общую систему. Правовая норма можно сказать является относительно самостоятельным явлением, которое обладает собственными специфическими особенностями, углубляющими и конкретизирующими наши представления о праве, его понятии, сущности и содержании, о механизме регулятивного воздействия на общественные отношения.

Характерными чертами правовых норм следует отнести следующее:

1. Норма права единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением государственной воли.

Независимо от словесной формулировки, в которой выражена та или иная правовая норма (правомочие, веление, дозволение, запрет и т. п.), всегда представляет собой властное общеобязательное предписание государства относительно возможного и должного, разрешаемого и запрещаемого поведения людей.

2. Норма права отличается от других социальных норм свойственной только ей формальной определенностью, которая проявляется, прежде всего, в том, что правовая норма издается или санкционируется государством и выражается в той или иной установленной или признаваемой им форме. Например, в форме закона или подзаконного нормативного акта, договора с нормативным содержанием, правового обычая.

Формальная определенность связана также со структурой нормы права специфическим внутренним строением и ее представительным и обязывающим характером.

3. Норма права – единственная в ряду социальных норм, которая поддерживается в своей реализации, охраняется от нарушений принудительной силой государства.

В тоже время правовые нормы, как и другие виды социальных норм, в подавляющем большинстве случаев выполняются гражданами сознательно и добровольно, вследствие чего обеспечивается, в первую очередь, мерами убеждения, воспитания, организации. В том случае, когда воздействие этих средств оказывается недостаточным, возникает необходимость в применении соответствующих мер принуждения.

Хотелось бы выделить тот факт, что в отличие от норм морали, корпоративных и иных социальных норм, мерами принуждения, к выполнению которых служат различные средства общественного воздействия, за нормами права, кроме того, всегда стоит аппарат государства, способный, когда это необходимо, принуждать к их соблюдению.

Именно возможность государственного принуждения как гарантия реализации, охраны от нарушений есть специфический признак юридической нормы

4. Нормы права складываются из двух разновидностей общеобязательных правовых предписаний:

1) правил поведения, т.е. непосредственно регулятивных норм, норм прямого регулирования, которые обладают предоставительно-обязывающим характером, то есть устанавливают при наличии соответствующих условий вид и меру охраняемых и гарантируемых государством возможного и должного поведения участников общественных отношений, их взаимные субъективные права и юридические обязанности. Именно эти правила поведения составляют большую часть правовых норм.

2) исходных (отправных, учредительных) норм, к которым относятся нормы принципы, нормы-дефиниции и т. д., представляют собой нормы опосредованного регулирования1. Такие нормы хотя и не являются непосредственно регулятивными, поскольку сами не закрепляют прав и обязанностей субъектов, тем не менее также носят правовой характер; устанавливают (учреждают) общие начала, исходные положения и направления правового регулирования, участвуют в нем опосредованно, действуя в системной связи и единстве с нормами-правилами поведения, детализируются и реализуются через них.

Необходимо отметить, что правовое регулирование не мыслимо без органического сочетания и взаимодополнения в системе права, во всех его отраслях отправных (исходных, учредительных) норм и норм-правил поведения2.

5. Будучи, как все социальные нормы, с одной стороны, результатом отражения объективного мира, обобщения информации о нем, с другой – средством обратного воздействия, социальным регулятором отношений между людьми в общечеловеческих и классовых интересах, нормы права и в этом качестве отличаются существенными особенностями. Суть их в том, что юридическая норма, как и право в целом, не просто социальный, а государственный регулятор общественных отношений.

Таким можно отметить следующее. Указанное свойство правовой нормы проявляется, с одной стороны, в рассмотренных выше аспектах ее органической связи с государством, с другой — она необходимая юридическая предпосылка правоотношения, единственная среди социальных норм, чье воздействие на общественные отношения влечет для его участников юридические последствия, гарантом которых выступает государство.

Следует подчеркнуть, что норма права адресована не отдельному лицу, а кругу лиц и ее действие не исчерпывается исполнением, а рассчитано на неограниченное число случаев, на многократное применение. Правовая норма продолжает действовать после реализации ее в общественных отношениях и поведении людей1.

Юридическая норма – предписание общего характера, которое рассчитано не на отдельное, разовое отношение, не на каких-либо конкретных лиц, а на множество отношений определенного вида и индивидуально неперсонифицированных лиц, подпадавших под условия ее действия. В то же время заметить, что норма права не предусматривает и не может предусмотреть в деталях каждое в отдельности жизненное обстоятельство. Она ориентируется лишь на типовые, вбирающие в себя сходные признаки жизненные ситуации, при которых возникает необходимость или потребность ее применения.

Таким образом, правовая норма отражает и регулирует наиболее типичные многократно повторяемые отношения между людьми, в упорядочении которых непосредственно заинтересовано и участвует государство. Так, отношения по поводу собственности, политической власти, управления, правосудия, охраны прав и свобод граждан, организации труда, борьбы с преступностью и т. д.

Устанавливая для участников регулируемых отношений охраняемые и гарантируемые государством взаимные субъективные права и юридические обязанности, норма права придает данным отношениям характер правоотношений. При этом юридическая норма сама выступает как абстрактно-типическая модель правоотношения, которое при наступлении предусмотренных в данной норме условий и обстоятельств может возникнуть и действительно возникает в реальной жизни, в процессе правового урегулирования того или иного вида общественных отношений. Она выступает в качестве своеобразной меры, равного масштаба, применяемого при оценке поведения разных людей. Она является критерием определения правильности или неправильности, точнее, правомерности или неправомерности действий различных субъектов правоотношений. Норма права выступает также в качестве своеобразного определителя соответствия или несоответствия воле законодателя образа действий и поведения в тех или иных предусмотренных нормами жизненных обстоятельствах часто заранее неизвестных людей. Тем самым норма права – и в этом также ее существенная отличительная особенность – выступает одновременно и как модель, мера эталон, масштаб соответствующего выраженной в ней государственной волей должного или возможного поведения людей, и как мерило оценки критерий правомерного и неправомерного, законного и противозаконного поведения.

Подчеркнем, что каждая норма права существует не сама по себе, не в изоляции от других норм, а в тесной взаимосвязи и взаимодействии, в единой системе с другими правовыми нормами1. Кроме того, в отличие от иных социальных норм, таких, скажем, как нормы морали, правовые нормы располагаются не только по горизонтали, но и по вертикали. Иерархия правовых норм обусловлена различной юридической силой нормативно-правовых актов. Она складывается из системы норм, содержащихся в конституционных актах (законах), текущих, или обычных, законах и в подзаконных актах.

6. К специфическим признакам норм права является их охрана и обеспеченность государственным принуждением. Здесь следует говорить о том, что речь идет не только и даже не столько о реально применяемом, сколько о потенциально существующем государственном воздействии на правонарушителя. Среди мер государственного воздействия выделяются гражданско-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые и иные меры, а главной целью их применения, обусловленной характером правонарушения, могут выступать наказание правонарушителя, возмещение причиненного его противоправными действиями вреда, восстановление нарушенного права, выполнение невыполненных обязательств.

Говоря о мерах государственного воздействия на правонарушителей, не следует полагать, что нормы права реализуются лишь из-за существования угрозы государственного принуждения. Огромную роль играют воспитательные меры, авторитет государства и права у своих граждан, меры убеждения.

В конце данной главы, обобщая рассмотренные признаки, характеризующие юридическую норму, можно сформулировать ее определение. Норма права – это исходящее от государства и им охраняемое общеобязательное формально-определенное предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и являющееся государственным регулятором общественных отношений. Основными характерными признаками нормы права являются:

1. Норма права устанавливается или санкционируется государством. Это модель поведения, которая закрепляется в официальных государственных актах.

2. Норма права имеет предоставительно-обязывающий характер. Норма права сочетает в себе предоставление и одновременно ограничение внешней свободы лиц в их взаимных отношениях. Предоставительно-обязывающий характер правовой нормы позволяет удовлетворять законные интересы управомоченных субъектов через действие обязанных лиц.

3. Реализация правовой нормы в необходимых случаях обеспечивается мерами государственного принуждения. Нарушение границ свободы дозволенного и необходимого поведения влечет за собой применение со стороны компетентных государственных органов мер юридической ответственности к правонарушителям. Охранительный характер правовой нормы позволяет надежно защищать законные права и интересы граждан государства.

4. Благодаря вышеуказанным признакам (свойствам) нормы права выступают государственным регулятором типовых общественных отношений (например, отношений подчиненности в армии, отношений купли-продажи при совершении имущественных сделок). В этом выражается социальная роль правовых норм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА ЮРИДИЧЕСКОЙ НОРМЫ

 

Норма права имеет характерное внутреннее строение (структуру). Структура правовой нормы показывает, из каких элементов (частей) состоит норма и как эти части взаимосвязаны.

Структура нормы представляет собой ее внутреннее строение, внутреннюю форму, способ связи и порядок расположения составляющих ее структурных элементов.

Необходимо выделить то положение, что наиболее распространено в юридической литературе мнение о трехчленной структуре правовой норме. Любая норма устанавливает для участников регулируемых общественных отношений взаимные права и обязанности, предусматривает фактические обстоятельства, при наличии которых носителями этих прав и обязанностей становятся определенные, конкретные лица — субъекты правоотношений; предупреждает о последствиях нарушения данной нормы. Именно такому содержанию нормы права — правила поведения — соответствует свойственная только ей структура, внутреннее строение, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих ее трех элементов: диспозиции, гипотезы и санкции1.

Гипотеза (предположение) — это элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обязанности.

Спектр таких жизненных обстоятельств и всякого рода условий широк и разнообразен. Гипотеза может выражаться, в частности, в указании на сроки вступления в действие правовой нормы, на достижение определенного возраста гражданина — субъекта права, на время и место совершения того или иного события, на «принадлежность» гражданина к тому или иному государству.

Например, в нормах ст. 59 (ч. 2) и 60 Конституции Российской Федерации2, предусматривающих, что «гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом» и что «гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет», гипотезой является факт принадлежности лица к конкретному государству Российской Федерации, факт гражданства. Гипотеза указывает, что данные нормы права касаются лишь граждан Российского государства и не относятся ко всем другим лицам, проживающим на его территории.

Можно привести в качестве примера норму гражданского права, изложенную в статье 284 Гражданского кодекса Российской Федерации1, которая определяет обязанность наймодателя по содержанию сданного внаем имущества. Гипотезой, в данной норме является сдача внаем имущества. При таком условии у одного лица (наймодателя) возникает обязанность содержать сданное внаем имущество, а у другого (нанимателя) — право требовать исполнения этой обязанности.

В зависимости от строения гипотезы подразделяются на простые и сложные.

Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма. Например, гипотеза нормы, выраженной в ст. 276 ГК РФ: «Договор имущественною найма между гражданами на срок более одного года должен быть заключен в письменной форме»2.

Если гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий, то она называется сложной.

Разновидностью сложной гипотезы является альтернативная гипотеза. Ее сходство с другими сложными гипотезами состоит в том, что она также предусматривает два или несколько условий осуществления правовой нормы. Однако согласно альтернативной гипотезе — и в этом ее отличие для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств. Другим основанием для классификации гипотез служит форма их выражения. По этому критерию они подразделяются на абстрактные и казустическне.

Абстрактная гипотеза, указывая на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Абстрагируясь от частного, она вместе с тем связывает осуществление нормы с наступлением конкретных отношений определенного вида в качестве предмета правового регулирования. Отсюда следует, что абстрактная гипотеза как и все абстрактное, является тем же неконкретным, неопределенным в его типичных чертах и проявлениях. Преобладание в правой системе норм с абстрактными гипотезами объясняется тем, что это способствует разумным пределам объема и стабильности нормативного материала.

Казустическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определенными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы. Например, гипотеза нормы уголовного права предусматривает вступление этой нормы в силу при наличии состава преступления.

Безотносительно к той или иной разновидности гипотеза всегда предполагает условия наступления действия юридической нормы, приведения в движение ее диспозиции.

Диспозиция (распоряжение) — это элемент правовой нормы, в котором указывается, каким может или должно быть поведение при наличии условий, предусмотренных гипотезой. Диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей лиц. Диспозиция является основой, ядром нормы права, без диспозиции немыслимо ее существование.

Вследствие того, что законодатель по-разному формулирует содержание диспозиции, иногда требуются определенные логические операции для того, чтобы точно определить круг сторон — участников возникающих на базе данной нормы правоотношений, а также их права и обязанности1. Подобная ситуация особенно часто возникает тогда, когда диспозиция дается не в прямой, а в описательной форме и когда требуется указание на основные признаки противоправного деяния или деяний (кража, грабеж, вымогательство, шантаж и др.).

Весьма четко и доступно излагается содержание нормы права (диспозиция) и указывается на права и обязанности сторон в договорах поручительства, подряда, купли-продажи, залога и других гражданско-правовых сделках.

В приведенном выше примере диспозиция предписывает, что наймодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт сданного внаем имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, а наниматель в случае неисполнения наймодателем этой обязанности имеет право либо произвести капитальный ремонт и взыскать с наймодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет наемной платы, либо расторгнуть договор и взыскать убытки, причиненные его неисполнением.

Яркой иллюстрацией четкого определения диспозиции и указания на права и обязанности сторон может служить, в частности, ст. 359 Гражданского кодекса России1, регулирующая отношения, возникающие из договора о залоге. В ней говорится, что «кредитор, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику либо лицу, указанному должником, вправе в случае неисполнения должником в срок обязательства по оплате этой вещи или возмещения кредитору связанных с нею издержек и других убытков удерживать ее до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено». Диспозиция в данном случае довольно четко и целенаправленно (на исполнение требований закона) определяет права кредитора (удерживать вещь «до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено») и обязанности должника (добросовестно исполнить лежащее на нем «соответствующее обязательство»).

<

Диспозиция — это стержень правовой нормы, квинтэссенция содержания правила поведения. В диспозиции получает выражение предоставительно-обязывающий характер нормы права, позволяющий ей, при наличии предусмотренных гипотезой условий, выступать в качестве государственного регулятора отношений между людьми, необходимой юридической предпосылки правовых отношений. Именно диспозиция заключает в себе модель правомерного поведения.

В зависимости от формы выражения диспозиции подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие диспозиции предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий, определяет тот или иной вариант их возможного, дозволенного поведения. В качестве операторов волевого поведения субъектов в управомачивающих диспозициях выделяют слова «вправе», «имеет право», «может». Например, диспозиция нормы, содержащейся в ст. 4 Конституции Российской Федерации: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не противоречащими закону»1.

Обязывающие диспозиции возлагают на субъектов обязанность совершения определенных положительных действии, предписывают им тот или иной вариант должного поведения. В качестве операторов волевого поведения в обязывающих диспозициях используются слова: «обязан», «должен», «надлежит». Например, диспозиция нормы, закрепленной в ст. 15 Конституции РФ: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»2.

Запрещающими называются диспозиции, содержащие запрет совершения определенных противоправных действий (или бездействия). Запрещающая диспозиция требование воздерживаться от определенного варианта отрицательного поведения, которое законом признается правонарушением. Операторами волевого поведения в запрещающих диспозициях служат слова «запрещается», «не вправе», «не может», «не допускается».

В случае нарушения диспозиции правовой нормы вступает в действие предусмотренная данной нормой санкция.

Санкция (взыскание) — это элемент правовой нормы, в котором определяется, какие меры государственного взыскания могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией. Санкция определяет меры юридической ответственности за нарушение определенной нормы права.

Подчеркнем, что санкция всегда выражает реакцию государства в лице его судебных, правоохранительных и иных органов на противоправное поведение граждан или организаций. Именно санкция придает юридическим нормам, всему праву общеобязательный характер.

Санкция юридической нормы – это ее третий, заключительный элемент, в котором предусмотрены определенные нежелательные последствия материального, физического, психического и т. п. характера, наступающие для лица, нарушившего диспозицию данной нормы. По своему содержанию санкция есть вид и мера юридической ответственности правонарушителя.

Подкрепляя диспозицию, санкция вносит дополнительные существенные штрихи в характеристику юридической нормы и права в целом как государственного регулятора социальных отношений. В санкциях особенно выпукло проявляется и конкретизируется неразрывная связь государства и права.

Профилактическое влияние санкции на сознание субъектов регулируемого отношения в целях обеспечения их правомерного поведения начинается с момента издания правовой нормы. В действие же механизма правового регулирования она вступает в случае совершения правонарушения в целях пресечения противоправных действий (или бездействия) и восстановления нарушенного права.

Санкция – наиболее подвижная, динамичная часть нормы права. Она особенно чутко реагирует на изменения, происходящие в условиях жизни общества и государства, в общественных отношениях. Это позволяет, не меняя более или менее длительное время нормы права в целом, вносить изменения лишь в их санкции, приспосабливая тем самым существующие правовые предписания к решению назревших потребностей общественного развития.

В рассматриваемом примере наймодатель в случае нарушения своих обязательств должен в соответствии с законом возместить убытки нанимателю. Если же наймодатель добровольно не выполняет эти законные требования, то компетентные государственные органы (суд, арбитраж) применяют к нему соответствующие меры государственного воздействия, которые и обеспечивают исполнение договорных обязательств.

В зависимости от характера мер государственного воздействия санкции подразделяются на штрафные (карательные) и правовосстановительные.

Карательные санкции заключаются в лишении правонарушителя определенных благ, в наказании его путем лишения свободы, ссылки, высылки, путем осуждения его на выполнение принудительных работ и т. д. Карательные санкции состоят также в возложении на виновное лицо особых обязательств, например в виде уплаты пени, штрафа, а также в официально-властном осуждении и порицании (условное осуждение, выговор, предупреждение и т. п.) противоправного поведения.

Смысл правовосстановительных санкций состоит в восстановлении нарушенного права, в принуждении к исполнению невыполненной обязанности или же в возложении на лицо или организацию обязанности возместить незаконно причиненный ущерб. Согласно российскому гражданскому законодательству, а именно ст. 307 ГК, в частности, у лица, причинившего вред другому лицу, возникает обязательство совершить в его пользу «определенное действие»1, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т. п. либо воздержаться от определенного действия.

Некоторые авторы трактуют диспозицию как само правило поведения, то есть отождествляют диспозицию с нормой права. Такое суждение, однако, трудно признать правильным. Диспозицию нельзя не противопоставлять другим составными элементами правовой нормы, ни отрывать от них. Несмотря на свою приоритетность в структуре правовой нормы, диспозиция сама по себе еще не есть норма права. Только в результате системного объединения, целостного единства трех частей – диспозиции, гипотезы и санкции, обладающих относительной самостоятельностью и своими особенностями, образуется целостное, качественно новое правило поведения.

Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое особое место и назначение, вследствие чего, по справедливому суждению, сложившемуся в юридической науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна. Таким образом, структура юридической нормы как логическая взаимосвязь гипотезы, диспозиции и санкции в наиболее общем и кратком виде может быть выражена формулой: «если — то — иначе (в противном случае)».

Санкции юридических норм различаются прежде всего по их отраслевой принадлежности. К уголовно-правовым санкциям относятся, например, штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, конфискация имущества, лишение свободы на определенный срок и другие виды наказания, предусмотренные УК РФ. Они представляют собой меру государственного принуждения, применяемую только судом к лицам, совершившим преступление.

Административно-правовые санкции предусматривают штраф; конфискацию предмета, явившегося орудием совершения ими непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину (например, управления транспортными средствами, охоты); исправительные работы; административный арест и другие виды взысканий. Они могут применяться административными органами и судом к лицам, совершившим административные правонарушения.

Дисциплинарно-правовые санкции включают в себя замечание, выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность и другие взыскания, предусмотренные Кодексом законов о труде Российской Федерации. Они применяются администрацией предприятия, учреждения, организации за нарушение трудовой дисциплины. С этой разновидностью санкций сочетается, хотя имеет и самостоятельное значение, такая санкция как материальная ответственность рабочего или служащего за причиненный по его вине ущерб предприятию, учреждению, организации при исполнении трудовых обязанностей.

Среди гражданско-правовых санкций, применяемых за совершение гражданских правонарушений, преобладают санкции в виде возмещения правонарушителем причиненного имущественного вреда (изъятие имущества из чужого незаконного владения, возмещение убытков, принудительное выполнение невыполненной обязанности и т. п.) или в виде взыскания с виновного в нарушении договорных обязательств неустойки (штрафа, пени).

Соответствующие санкции присущи также нормам, относящимся и к другим отраслям права.

По характеру неблагоприятных для нарушителя последствий санкции подразделяются на правовосстановительные (возместительные) и штрафные (карательные). К первым относятся: санкции гражданского, финансового, трудового, процессуального права, ко вторым — уголовного и административного права.

В зависимости от степени определенности санкции юридических норм делятся на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные.

Абсолютно-определенные санкции точно указывают меру государственного воздействия, которая должна быть применена в случае нарушения данной нормы

Относительно-определенные санкции устанавливают низший и высший или только высший пределы меры государственного воздействия на правонарушителя. Например, санкции норм Особенной части уголовного права, выраженные формулами: «наказывается лишением свободы на срок от … до … лет», «наказывается лишением свободы на срок до… лет».

Альтернативные санкции позволяют правоприменителю выбрать из двух или нескольких возможных вариантов меры государственного воздействия какой-то один — наиболее соответствующий конкретным обстоятельствам совершенного правонарушения.

Обобщая вышесказанное можно сделать такой вывод. Норма права может выполнять свои непосредственные регулятивные функции лишь при наличии всех ее структурных элементов. Если представить, что в норме не указаны обстоятельства, при которых она действует, то есть отсутствует гипотеза. Такая норма будет безжизненной, ибо неизвестно, при каких условиях следует руководствоваться изложенным в ней правилом. Если в норме нет диспозиции, то такая норма превращается в «пустышку», теряет качество социальной нормы вообще. Отсутствие в структуре нормы санкции, обеспечиваемой мерами государственного принуждения, лишает ее качества правовой нормы, поскольку важнейшим признаком нормы права является охрана ее государством. Таким образом, норма права может активно воздействовать на общественные отношения, быть их государственным регулятором только при единстве и логической взаимосвязи всех ее структурных элементов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. СООТНОШЕНИЕ НОРМЫ ПРАВА И СТАТЬИ ЗАКОНА. СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ НОРМ ПРАВА В СТАТЬЯХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

 

Если обратиться к статьям нормативно-правовых актов (законам, актам исполнительной власти), то при анализе мы не всегда обнаружим все три элемента правовой нормы. Так, в статьях Конституции содержатся, как правило, только гипотеза и диспозиция, санкция же отсутствует. В ряде статей уголовного закона гипотеза и санкция излагаются в полном объеме, а диспозиция формулируется только в общем виде. Это говорит о том, что норма права и статья нормативно-правового акта не совпадают.

Фактически элементы правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) могут располагаться в различных статьях одного и того же нормативно-правового акта. В то же время следует заметить, что они могут располагаться иногда и в статьях различных нормативно-правовых актов, что обусловлено наличием неодинаковых форм правовых норм, способов их выражения с сохранением собственной логической структуры, так как норма права — это единое общеобязательное правило поведения, которое исходит от государства и находится под его защитой1.

В целях более глубокого и разностороннего понимания структуры нормы права, равно как и ее составных частей, важное значение имеет рассмотрение способов изложения норм права. В правовой теории и практике довольно часто возникает вопрос о том, как располагаются нормы права в текстах (частях, разделах, статьях) нормативно-правовых актов, и в частности, как соотносится структура нормы права со структурой ее статей (пунктов). Анализ такого соотношения показывает, что здесь возможны и в действительности существуют различные варианты.

Существуют следующие основные способы изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых актов:

1. Прямой способ изложения. Суть этого способа состоит в том, что в статье нормативно-правового акта излагаются все три элемента правовой нормы (гипотеза, диспозиция и санкция). Здесь логическая структура нормы права совпадает со структурой статьи нормативно-правового акта. Можно найти множество примеров такого построения нормативного материала, когда бы оно идеально соответствовало трех членной структуре нормы права. В действующих нормативных актах такое совпадение бывает не всегда. Главное состоит в том, чтобы лица, применяющие норму права, смогли бы обнаружить в статьях нормативно-правового акта или актов все структурные элементы, так как только при их наличии норма может обеспечить государственно-властное регулирование общественных отношений.

2. Отсылочный способ изложения. При такой форме изложения правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов содержатся не все ее структурные элементы, но имеется отсылка к другим родственным статьям этого же нормативно-правового акта, где находятся недостающие сведения. Например, статья 103 Уголовного кодекса Российской Федерации «Умышленное убийство» гласит: «Умышленное убийство без отягчающих обстоятельств, указанных в статье 102 настоящего кодекса, — наказывается лишением свободы на срок от 3 до 10 лет»1. В этой статье диспозиция нормы не раскрывается. Чтобы указать ее содержание, нужно обратиться к статье 102, где говорится, что умышленным убийством при отягчающих обстоятельствах является убийство из корыстных побуждений, из хулиганских побуждений, совершенное с особой жестокостью, совершенное способом, опасным для жизни многих людей и т. д. Следовательно, чтобы применить норму, которая содержится в статье 103 Уголовного кодекса, необходимо убедиться, что при умышленном убийстве отсутствуют признаки, указанные в статье 102 этого же кодекса. Статья 103 отсылает нас к статье 102, поэтому называется отсылочной. Вот почему и такой способ изложения структурных элементов правовой нормы в статьях закона также называется отсылочным.

3. Бланкетный способ изложения. При таком способе в статье нормативно-правового акта устанавливается лишь ответственность за нарушение определенных правил. Однако самих правил, которые нарушены, в ней не содержится и нет прямой отсылки к другой статье этого же закона. В таких статьях содержатся гипотеза и санкция, диспозиция же только называется, содержание ее не раскрывается. Так, статья 252 Уголовного кодекса России гласит: «Нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее несчастные случаи с людьми или другие тяжкие последствия, — наказывается лишением свободы на срок от 2 до 10 лет». В этой статье гипотеза подразумевается, четко излагается санкция, а сами правила (диспозиция), которые нарушены, только называются. Для того чтобы применить данную норму в каждом конкретном случае, следует выяснить, какие же правила вождения или эксплуатации машины нарушены. Для этого следователю, судье, эксперту необходимо обратиться к специальному правовому акту, где закреплены правила вождения или эксплуатации машины.

Отличие бланкетного способа изложения элементов правовой нормы в статье закона от отсылочного выражается в следующем: при отсылочном способе указывается конкретная статья, к которой следует обращаться, чтобы добыть недостающие сведения об элементах правовой нормы. Эта статья содержится в том же нормативно-правовом акте. При бланкетном способе отсылка к конкретной статье закона не дается, а недостающие сведения об элементах правовой нормы следует искать в другом или других нормативно-правовых актах.

Правильное понимание структуры юридической нормы с необходимостью предполагает четкое представление о соотношении нормы права и статьи нормативного акта. Данный вопрос имеет важное не только научное, но и практическое значение. Смешение нормы права, которая относится к содержанию права, со статьей нормативного акта, относящейся к форме выражения права, их отождествление ведет к неправильному представлению о внутреннем строении юридической нормы, постановке под сомнение или даже отрицание ее трехэлементной структуры, затрудняет процесс применения права1.

Норма права далеко не во всех случаях совпадает со статьей закона или иного нормативного акта. Не всегда в словесной формулировке отдельной статьи можно обнаружить все три известных нам элемента соответствующей правовой нормы, не говоря о том, что и тогда, когда норма права и статья нормативного акта совпадают, структурные элементы нормы зачастую не лежат на поверхности, требуется вычленить их путем мыслительного процесса. Непринятие во внимание этого обстоятельства ведет к утверждениям о двухэлементной структуре некоторых правовых норм, когда у одних из них якобы отсутствует гипотеза, у других – санкция1.

Вопрос о соотношении нормы права и статьи нормативного акта тесно связан с правилами законодательной техники, такими ее требованиями, как ясность, краткость и компактность изложения нормативного материала, удобство его изучения, толкования и применения. Сообразно этому в тексте статей формулировки некоторых элементов нормы могут сливаться, отдельные элементы полностью или частично подразумеваются. Например, в словесной формулировке диспозиций многих норм нередко указываются либо только субъективные права, либо только юридические обязанности одной из сторон, но при этом необходимым образом подразумеваются соответствующие им обязанности или права другой стороны.

В наиболее общем виде различаются три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта или, что одно и то же, три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов.

1. Норма права и статья закона или другого нормативного акта совпадают. В этом случае в статье наличествуют все три элемента, составляющие выраженную в ней правовую норму. В качестве примера можно сослаться на любую норму Особенной части Уголовного права. Диспозиция последней означает запрет совершения указанного в статье состава преступления (кража, грабеж, мошенничество, хулиганство и т. д.), гипотеза предполагает условия вступления нормы в действие (если кто-либо совершил данное преступление, санкция определяет наказание за нарушение содержащегося в диспозиции запрета, то есть за совершение определенного преступления.

2. Норма права изложена в двух или нескольких статьях одного и того же нормативного акта или даже другого нормативного акта. Например, гипотеза и диспозиция нормы, предусматривающей общие основания ответственности за причинение вреда, расположены в одной статье (ст. 444 ГК РФ), тогда как санкция этой нормы, заключающаяся в обращении взыскания на имущество должника, находится в другой статье (ст. 368 ГПК РФ)1.

3. В одной статье нормативного акта содержится две или несколько юридических норм. Например, ст. 16 Семейного кодекса РФ2, указывающая на препятствия к заключению брака, включает три части, каждая из которых представляет собой отдельную правовую норму. Большинство статей Особенной части УК РФ3 состоят из двух или более частей, каждая из которых – самостоятельная норма права.

В заключение следует отметить следующее. Норма права не тождественна статье закона. Норма права — это логически завершенное правило поведения, а статья закона — это форма его изложения. В статье закона, как видно, может содержаться часть нормы или даже часть ее элемента. Норма права поэтому может излагаться в ряде статей одного или даже нескольких нормативно-правовых актов. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду всем, кто пользуется правовыми нормами или применяет их в юридической практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В целях более глубокого изучения и эффективного применения нормы права их классифицируют в соответствии с различными критериями, в качестве последних могут быть характер и содержание норм права, предмет их регулирования, особенности структуры в целом и составных частей (гипотезы, диспозиции и санкции), принадлежность к тем или иным институтам и отраслям права1.

Следует отметить, что именно научно обоснованная классификация правовых норм позволяет, во-первых, четко определять место каждого вида юридических норм в системе действующего в государстве права; во-вторых, лучше уяснить функции правовых норм и их роль в механизме правового регулирования; в-третьих, точнее определить границы и возможности регулирующего воздействия права на общественные отношения; в-четвертых, совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов.

Выделим следующее: научная и практическая ценность классификации правовых норм зависит от обоснованного выбора ее критериев, оснований. Юридические нормы можно подразделить на виды по различным основаниям2.

По функциям, которые выполняют нормы права. Такая видовая классификация соответствует делению функций права на регулятивные (исходные) и охранительные, которые осуществляются соответствующими (регулятивными или охранительными) нормами права.

Исходные (отправные, учредительные) нормы определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, принципы, пределы, направления, закрепляют правовые категории и понятия. К этому виду правовых норм относятся: нормы-начала, конституционно закрепляющие основы экономики и политики, гражданского общества и государственного строя, взаимоотношений государства и личности, прав и свобод граждан; нормы-принципы, выражающие принципы права; определительно-установочные нормы, формулирующие цели и задачи отраслей права и правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования; нормы-дефиниции, содержащие определение правовых понятий и категорий (например, ст. ст. 17 и 21 ГК РФ1, в которых даются определения понятий гражданской правоспособности и дееспособности; ст. 7 УК РФ2, содержащая определение понятия преступления).

В то же время, учитывая функциональную роль юридических норм в правовом регулировании, то их подразделяют также на общие и специальные. Подобное деление отражает тот факт, что и те и другие, будучи предписаниями общего характера, различаются между собой по степени общности и сфере действия. Соответственно, под общими нормами следует понимать такие предписания, которые присущи общей части той или иной отрасли права (государственного, административного, трудового, гражданского, уголовного и других) и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права. Общие нормы могут иметь не только отраслевое, но и иное отраслевое значение (например, нормы, выраженные в статьях 46, 47, 48, 51, 54, 123 Конституции Российской Федерации – для соответствующих институтов гражданско-процессуального и уголовно-процессуального права).

Следует отметить, специальные нормы относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей, специфики, конкретных условий и т. п. Специальные нормы детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности.

По отраслям права выделяются нормы государственного, административного, трудового, гражданского, уголовного и других отраслей права.

В зависимости от их прямой связи и принадлежности к различным институтам нормы права определяются соответственно в рамках каждой в отдельности отрасли права.

Так, в рамках конституционного права нормы права подразделяются на нормы, регулирующие отношения, возникающие по поводу гражданства, прав и свобод граждан, формы правления и формы государственного устройства, порядка формирования и деятельности государственных органов.

В гражданском праве в зависимости от принадлежности к различным институтам выделяются группы норм права, регулирующие отношения, касающиеся ценных бумаг, различных гражданско-правовых сделок, исков, права собственности и других вещных прав1.

Отраслевые нормы делятся на материальные и процессуальные, различаясь между собой в том, что первые отвечают на вопрос «что регулируют нормы права?», а вторые – «как?».

Процессуальные правовые нормы – правила поведения организационно процедурного характера, они регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права.

Материальные нормы права регулируют экономические, политические, социальные, идеологические и иные материальные отношения; определяют правовой статус граждан, их разнообразные права и обязанности. С помощью материальных норм регламентируются взаимоотношения граждан между собой и с создаваемыми ими общественными органами и организациями. Материальные нормы права опосредуют деятельность политических партий, государственных органов и организаций, должностных лиц. Ими определяются компетенция государственных органов, их структура, сфера деятельности, характер взаимоотношений с гражданами и между собой, форма правления, государственный режим, форма государственного устройства.

Материальные нормы права устанавливают не только статус, субординацию и рамки деятельности государственных органов, но и принципы их организации и деятельности.

Процессуальные нормы права, в отличие от материальных, не регулируют ни экономических, ни политических, ни каких бы то ни было иных отношений, а лишь закрепляют процессуальные формы (процедуру, правила, порядок) осуществления и защиты предусмотренных материальными нормами прав. Процессуальные нормы содержатся в основном в таких отраслях права, как гражданское процессуальное право, арбитражное процессуальное право и уголовно-процессуальное право. Имеются они и в других отраслях права.

В юридической литературе материальные нормы права вполне обоснованно считаются как бы первым слоем права, правовой основой общества и государства, а процессуальные – как бы вторым слоем, юридические способы охраны, защиты, поддержания и восстановления первого слоя.

По методу правового регулирования нормы права классифицируются на императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные.

Содержание методов правового регулирования составляют в основном следующие способы воздействия на поведение субъектов:

1) императивный (метод властного приказа направленный на обеспечение предписанного государством строго обязательного поведения субъекта; 2) автономный, оставляющий субъектам значительный простор для свободного волеизъявления;

3) поощрительный, стимулирующий желательное для государства и общества правомерное и социально активное поведение;

4) рекомендательный, предлагающий наиболее приемлемый с точки зрения государства вариант поведения. Императивные нормы – категорические, строго обязательные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Императивными являются подавляющее большинство норм права, относящихся к различным его отраслям, в том числе все исходные юридические нормы. Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению1.

Суть такой более широкой правовой автономии, которой наделяются участники отношений, регулируемых диспозитивной нормой, заключается в том, что сторонам предоставляется возможность самим договориться о своих взаимных правах и обязанностях, и лишь на случай, если они не сделают этого, предписывается определенный обязательный вариант поведения.

Диспозитивные нормы свойственны многим отраслям российского права, однако в наибольшей мере они присущи гражданскому праву, так как специфический метод правового регулирования данной отрасли базируется на автономном положении субъектов.

Поощрительные нормы – это предписания относительно предоставления мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.

Рекомендательные нормы устанавливают варианты желательного, с точки зрения государства, урегулирования общественных отношений, для обеспечения реализации которых адресаты данных рекомендаций проводят соответствующие их компетенции мероприятия с учетом своих местных условий, возможностей и резервов. Субъекты — адресаты рекомендательных норм разнообразны, но согласно сложившейся практике российского права главным образом ими являются колхозы, другие кооперативные организации и государственные предприятия.

По субъекту правотворчества, то есть в зависимости от органа, издавшего те или иные юридические нормы, они подразделяются на законодательные нормы, обладающие высшей юридической силой, и подзаконные нормы, содержащиеся в подзаконных нормативных актах, издаваемых на основе и во исполнение закона.

По этому основанию различают нормы права, которые содержатся в законах и подзаконных актах (постановлениях правительства, приказах министров и т. д.). В свою очередь, нормы, содержащиеся в законах, подразделяются на нормы конституционных и нормы текущих (обычных) законов. Такая классификация, определяющая место и роль каждой нормы в общей системе правовых норм и их иерархию, имеет; огромное значение для поддержания принципа законности и конституционности.

Режим законности и конституционности в любой стране неизбежно предполагает не только строгое и неуклонное соблюдение предписаний правовых норм, но и строгое соответствие их самих друг другу. А именно: норм, содержащихся в подзаконных актах, нормам законов, норм текущих законов нормам конституционных законов.

По сфере действия нормы права разграничиваются на нормы общего действия (значения), ограниченного действия, локальные.

Нормы общего действия не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их действия. Таковыми являются федеральные правовые нормы: исходные, все конституционные и другие нормы, выраженные в нормативных актах федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.

Нормы ограниченного действия — это предписания, пределы приложения которых определяются пространственными, субъектными, временными и ситуационными факторами. К этому виду правовых норм относятся: нормы республиканского, краевого, областного, окружного значения; нормы, адресованные специальным субъектам (работникам определенных министерств и ведомств, работникам с определенными условиями труда); нормы, действующие ограниченное время; нормы, рассчитанные лишь на экстремальную ситуацию (аварийная ситуация, обстановка военного времени, стихийное бедствие и т. п.). Локальные нормы действуют в пределах отдельной государственной, кооперативной организации или их структурных подразделений, выражают характер, цели и специфику деятельности конкретного трудового коллектива, направлены на стимулирование и упорядочение этой деятельности.

Важное теоретическое и практическое значение имеет классификация правовых норм по времени, а также по кругу лиц, на которых распространяется действие норм права.

В зависимости от времени действия нормы права подразделяются на нормы постоянного действия, или обычные нормы (действуют до их отмены в установленном порядке), и нормы временного действия (указывается срок, по истечении которого они теряют юридическую силу).

По месту действия нормы делятся на те, которые распространяются на всю территорию страны, и действующие на части территории. В России это нормы, действующие на всей территории Федерации, нормы, действующие на территории ее субъектов, нормы местного значения (в пределах определенной административно-территориальной единицы или региона, скажем, Крайнего Севера).

В зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм права, они подразделяются на общие и специальные нормы. Первые охватывают собой всех лиц, проживающих на данной территории. Регулятивное воздействие вторых распространяется лишь на определенную категорию субъектов права, например на ветеранов, военнослужащих, пенсионеров.

Широко распространена в научной литературе классификация норм права в зависимости от характера составных элементов их структуры — гипотезы, диспозиции и санкции.

По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов. По этому признаку нормы права подразделяются на абсолютно определенные, относительно определенные и альтернативные.

– абсолютно определенные – это нормы, которые с абсолютной точностью определяют условия их действия, права и обязанности участников отношений или меры юридической ответственности за их нарушение. При этом конкретизация предписания, предусмотренного нормой права, не допускается. Так, уголовно-процессуальное законодательство устанавливает исчерпывающий перечень условий, при которых приговор суда должен быть безусловно отменен: если приговор вынесен незаконным составом суда, если нарушена тайна совещания судей, если приговор не подписан кем-либо из судей и другие условия. Здесь мы имеем абсолютно определенную гипотезу. В уголовно-процессуальном праве имеются нормы с абсолютно определенной диспозицией. Например, предписание суду удалять из зала судебного заседания всех свидетелей, явившихся до начала их допроса. Абсолютно определенные санкции точно и однозначно фиксируют вид и меру юридической ответственности за нарушение нормы права (например, штраф).

– относительно определенные – это нормы, которые не содержат достаточно полных сведений об условиях их действия, правах и обязанностях участников общественных отношений или мерах юридической ответственности и предоставляют правоприменительным органам возможность решать дело с учетом конкретных обстоятельств. Так, в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации ответственность за вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, суд, учитывая обстоятельства причинения вреда, может возложить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и причинившего вред. Относительно определенный характер имеет большинство санкций уголовного права, которые устанавливают низший и высший пределы наказания (например, лишение свободы от 1 до 5 лет).

– альтернативные – это нормы, предусматривающие несколько вариантов, условий их действия, поведения сторон или мер, санкций за их нарушение. Так, согласно гражданскому законодательству покупатель, которому продана вещь ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать либо замены вещи вещью надлежащего качества, либо соразмерно уменьшения ее цены, либо безвозмездно устранения недостатков вещи продавцом или возмещения расходов покупателя на их исправление. Альтернативные санкции содержат несколько вариантов наказаний, одно из которых может быть применено к правонарушителю. Например, умышленная потрава посевов и повреждение полезащитных и иных насаждений наказывается исправительными работами на срок до одного года или штрафом, или возложением обязанности загладить причиненный вред.

Получило распространение деление правовых норм на основании особенностей их структурных элементов. Так, по форме выражения диспозиции нормы права подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Под управомочивающими понимаются нормы, предоставляющие возможность участникам правоотношений действовать тем или иным образом. В них акцентируется внимание на правах субъектов, на допустимости совершения ими определенных действий.

Специфика обязывающих норм, как это следует уже из их названия, заключается в том, что они обязывают субъекта права совершить определенные положительные действия. В случае отказа лица совершить эти действия наступают негативные для него юридические последствия.

В ст. 24 ГК РФ закреплено, что «гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством» 1.

Примером обязывающей нормы может служить и норма ст. 331 ГК, обязывающая заключать соглашение сторон о неустойке в письменной форме «независимо от формы основного обязательства». Несоблюдение данного требования влечет за собой недействительность соглашения о неустойке.

Особенность запрещающих норм права заключается в том, что они устанавливают обязанность не совершать определенные действия, запрещают определенные варианты поведения. К запрещающим нормам относятся все нормы уголовного права, значительная часть норм административного права. Содержатся такие нормы и в других отраслях права.

Например, в конституционном праве России имеются нормы, которые запрещают создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст. 13 Конституции Российской Федерации)1.

Своеобразный вид правовых норм, выделяемых в зависимости от особенностей диспозиции, составляют бланкетные нормы, в которых содержатся лишь общее направление, своего рода каркас правила поведения, тогда как его конкретизация, наполнение определенным содержанием поручается соответствующему государственному органу.

Бланкетные нормы отличаются от других правовых норм тем, что они устанавливают правила поведения лишь в самой общей форме, никак не конкретизируя их. Что же касается конкретизации этих правил, то она содержится в специальных нормативно-правовых актах, существующих отдельно от бланкетных норм. На них указывается в рассматриваемых нормах.

Примерами бланкетных норм могут служить нормы, предусматривающие юридическую ответственность за нарушение Правил техники безопасности, Правил дорожного движения, всевозможных ГОСТов. В них указывается лишь на то, что за нарушение этих правил и ГОСТов наступает определенный вид ответственности, тогда как сами правила и ГОСТы излагаются в специальных актах.

При классификации правовых предписаний по данному критерию некоторые авторы предлагают также различать отсылочные (ссылочные) нормы1. Однако для выделения такого вида норм нет оснований, оно происходит в результате смешения правовой нормы со статьей нормативного акта. С учетом структуры юридической нормы отсылочных норм быть не может, но существуют ссылочные статьи нормативных актов, то есть такие, которые отсыпают к другим статьям.

В зависимости от характера и степени определенности предусмотренных в норме санкций нормы права подразделяют на нормы с абсолютно определенными, относительно определенными, альтернативными и кумулятивными санкциями.

В нормах права с абсолютно определенными санкциями содержатся точные указания на то, какие меры наказания должны быть применены к правонарушителям. Это могут быть меры уголовно-правового воздействия (например, тюремное заключение, ссылка, высылка), гражданско-правовые меры (неустойка, возмещение убытков и пр.), административно-правовые (например, штраф). Общим для них являются точность и строгая определенность вица и меры наказания.

Нормы с относительно определенными санкциями предполагают применение за допущенные правонарушения различных мер государственного воздействия с учетом тяжести совершенного деяния, личности правонарушителя и других обстоятельств. Довольно типично для таких норм указание на минимальные и максимальные меры государственного воздействия (например, лишение свободы от одного года до трех лет) или указание на возможность применения одного из нескольких видов наказания (например, лишение свободы на определенный срок или же исправительные работы).

Альтернативные санкции характеризуются тем, что предоставляют государственным органам и должностным лицам в процессе их правоприменительной деятельности возможность выбирать одну из названных в законе мер государственного принуждения. Выбор той или иной меры в каждом случае обусловливается конкретными обстоятельствами, касающимися данного дела. Например, согласно Лесному кодексу КНР, «за каждое погубленное дерево на территории населенного пункта, на деревенской околице, на обочине дороги, вблизи водоема или реки, на приусадебном участке виновный должен посадить три дерева либо подвергнуться денежному штрафу»1.

Особенностью норм с кумулятивными санкциями является то, что они предполагают применение к правонарушителям наряду с основными мерами наказания дополнительных мер. Например, согласно новому Уголовному кодексу Франции оставление без помощи лица, которое не в состоянии себя защитить «по причине своего возраста или своего физического или психического состояния», наказывается пятью годами тюремного заключения и штрафом в 500 тыс. франков2.

Хропанюк В.Н. предлагает нормы права классифицировать еще на специализированные нормы нрава2. Они классифицируются в зависимости от того, какую роль выполняют в процессе правового регулирования. В отличие от регулятивных и охранительных норм они носят дополнительный характер, так как не содержат в себе определенных правил поведения. При регламентации общественных отношений эти нормы как бы подключаются к регулятивным и охранительным нормам, образуя с ними единый регулятор. Специализированные нормы имеют следующие разновидности:

– закрепительные — это нормы, которые в обобщенном виде выражают определенные элементы регулируемых отношений. Например, нормы, определяющие общие условия исполнения обязательств в гражданском праве, нормы общей части уголовного права, устанавливающие единые признаки преступления, наказания, условий освобождения от наказания;

– дефинитивные — нормы, в которых содержатся научно сформулированные определения юридических понятий и категорий (например, понятие преступления, гражданской правоспособности и дееспособности, сделки, должностного лица);

– нормы-принципы — это нормы, в которых сформулированы общие или отраслевые правовые принципы и задачи данной совокупности юридических норм (принципы уголовного процесса, задачи гражданского законодательства и т. п.).

Нормы права могут классифицироваться и по другим основаниям (например, по времени действия, по юридической силе). Однако во всех случаях они выполняют роль государственного регулятора общественных отношений, организуют общественную жизнь, охраняют ее от посягательств со стороны отдельных лиц. Научная классификация правовых норм служит более глубокому их пониманию и правильному применению на практике.

В заключение отметим, что уяснение общетеоретических положений о структуре нормы права, способах изложения ее составных элементов в статьях нормативно-правовых актов классификации норм права, должно осуществляться на основе практического правового материала, подтверждающего положения теории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе решения поставленных в начале работы задач исследования было выяснено и исследование понятие «норма» права.

Норма права — это правило поведения, установленное или санкционированное государством, элементарная частица права, относящаяся к нему как часть к целому. Обосновано, что норма права — это и не форма, и не содержание всего права, а именно его частица. Она обладает собственными содержанием и формой и в системообразующих процессах с другими нормами составляет содержание права в целом.

Никакое государственно-организованное общество не может обойтись без норм права. Характерными чертами правовой нормы является следующее.

Во-первых, норма права представляет собой отвлечение от признаков индивидуализации и указывает лишь на существенные черты поведения, т. е. рассматривает его как вид общественного отношения. Эти признаки, включенные в текст нормы, становятся правилами поведения, обязательными к реализации.

Во-вторых, норма права является повелительным предписанием независимо от того, каков его характер: запрет, обязывание или дозволение. Предписание в любом случае находится под охраной государства; так как оно им установлено, то предусмотрены и меры, принуждающие к его исполнению.

В-третьих, норма права представляет собой определенный метод воздействия на регулируемые отношения. При этом методы регулирования совершенно несхожи, как и сами отношения. В этот метод включаются: обстоятельства, при которых применяется норма; круг участников отношений, регулируемых этой нормой; взаимные права и обязанности; санкции за невыполнение обязанностей.

В-четвертых, норма права — общеобязательное правило поведения. Оно имеет значение не для отдельного индивида, а для всех входящих в состав данной категории людей (общества в целом) как возможных (или реальных) участников конкретного вида общественного отношения. Она рассчитана на неопределенный круг уполномоченных и обязанных лиц.

В-пятых, абстрактность нормы права вовсе не означает неопределенности ее содержания. Как раз наоборот, норма права потому и является таковой, что содержит вполне конкретное правило поведения.

Норма права регулирует повторяющийся вид общественных отношений, так как не исчерпывается однократной реализацией, а охватывает все возможные индивидуальные случаи. Именно в силу этого норма права — общее и общеобязательное правило поведения.

В-шестых, содержание правовой нормы определяется объективной природой того вида общественных отношений, упорядочить которые она призвана. Оно формируется под влиянием социального опыта регулирования; уровня общей и правовой культуры, нравственных и политических установок, .ориентации Государства и других факторов.

Норма права — это общее правило, которое вбирает в себя все богатство социального опыта общества и государства, многообразие особенного, индивидуального, отдельного. Норма права является научным, объективно обоснованным предписанием — моделью общественного отношения, отражающей интересы общества в развитии данного отношения.

При этом правовая норма отличается единством, целостностью, неделимостью. Для нее характерна особая структура, т. е. специфическая компоновка содержания, связь и соотношение ее элементов в структуру правовой нормы входит три элемента– гипотезы, диспозиция, санкции.

Содержание нормы права едино, ее элементы не изолированы, а составляют целое, в котором гипотеза, диспозиция и санкция предполагают друг друга, вытекают одна из другой.

Со структурой нормы права тесно связаны способы изложения элементов нормы права в статьях нормативно-правовых актов различны, однако она сохраняет свою логическую структуру. В наиболее общем виде все многообразие этих способов может быть сведено к следующим вариантам: а) одна статья нормативного акта содержит лишь часть нормы права или даже часть одного из элементов нормы права, либо наоборот: норма права содержится в нескольких статьях акта (актов); б) одна статья содержит несколько непосредственно связанных между собой норм права, или наоборот: норма права содержится в части статьи; в) одна статья содержит гипотезу или диспозицию, общую для многих непосредственно связанных между собой норм права, т. е. является как бы «вынесенной за скобки», общей частью для таких норм (соответственно диспозиций или санкций); г) одна статья содержит несколько гипотез или несколько диспозиций непосредственно связанных между собой норм; д) одна статья содержит гипотезу и диспозицию, так называемую «усеченную» норму, а санкции выделены в отдельную статью.

Правотворческий орган руководствуется необходимостью обеспечить нормам права вид логически стройной системы и подчиняет ей язык нормативно-правовых актов. Это ставит перед ним ряд специальных задач: придать нормам права вид логического развертывания от одной нормы к другой, как движение от общего к конкретному; избежать повторений в различных нормах права одних и тех же юридически значимых положений; добиться логической ясности языка нормативного акта, выразить норму права наиболее экономными средствами; исключить самоочевидные и общеизвестные (в силу массового социального опыта людей условия, факты и положения. Решение этих задач — постоянно действующий фактор, который объясняет несовпадение статьи нормативного акта и нормы права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция РФ. Принята 12 дек. 1993. М., 2003
  2. ГК РФ. Ч. 2. М., 2003.
  3. ГПК РФ 14 ноября М., 2002.
  4. Семейный кодекс РФ от 29 дек. 1995 г. N 223 ФЗ. М., 2003.
  5. Трудовой кодекс РФ. От 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ.
  6. УК РФ. М., 1996.
  7. Китайская Народная Республика. Конституция и законодательные акты. М., 2000.
  8. Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация. М., 1995.
  9. Лазарев В.В. Общая теория государства и права. М., 2003.
  10. Лившиц Р.З. Теория права. М., 2003.
  11. Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. М., 1981.
  12. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997.
  13. Марченко М.Н. Теория государства и права. –М.: ООО «Велби», 2002.
  14. Новый Уголовный кодекс Франции. М., 1993.
  15. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева.– М.: Юристъ, 2003.
  16. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. М. 2000.
  17. Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н. Марченко.–М.: Юристъ, 2002
  18. Тихомиров Ю.А. Публичное прав. М., 2000.
  19. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. –М.: НОРМА, 2001.
  20. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко М., 1995.
  21. Теория государства и права/ Под ред. М.Н. Марченко М., 2002
  22. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2000.
  23. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. -М.: Интерстиль, 2003
  24. Юридический энциклопедический словарь. М., 1984.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.79MB | MySQL:119 | 2,114sec