ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА

<

081914 0113 1 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА Успешное решение сложных внутренних и внешних задач, стоящих в настоящее время перед Россией, напрямую связано с повышением роли государства, его усилением и развитием на основе демократии и права. Именно в этих условиях особенно возрастает значение механизма государства, укрепления и слаженной работы всех его составных частей и структурных подразделений, создания и совершенствования необходимой для этого нормативно-правовой основы.

Исследование проблем, связанных с пониманием сущности и содержания механизма государства, должно занять одно из ведущих мест в юридической науке, в отдельных ее отраслях, и особенно в общей теории государства и права. Однако несмотря на определенное продвижение в изучении отдельных звеньев государственного механизма со стороны конституционного (государственного), административного права и некоторых других отраслей правоведения, в теоретической разработке проблемы механизма Российского государства в целом наблюдается известное отставание1.

Актуальность работы связана в первую очередь с тем, что современный государственный аппарат в России проходит стадию реконструкции, становления и развития. В это время очень важно осознание обществом места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий. А с выдвижением общегосударственной цели — создания правового государства, этот вопрос и его проблематика привлекает пристальное внимание отечественных теоретиков права.Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия механизма государства, организации и деятельности государственного аппарата, характеристика основополагающих принципов теории разделения властей и построения правового государства.

Для более полного раскрытия темы исследования следует сформировать основные задачи исследования:

  • раскрыть понятие, сущность и содержание механизма государства;
  • проанализировать значение механизма государства;
  • рассмотреть характеристику структуры государственного механизма;
  • анализ понятия, признаков и классификации государственного органа как основного структурного элемента механизма государства;
  • вывить особенности содержания и функционирования механизма современного российского государства.

    Структурно работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы.

    Теоретической базой исследования выступили работы таких авторов как Алексеев С.С., Венгеров А.Б., Лазарев В.В., Марченко М.Н., Румянцев О.Г., Спиридонов О.Г., Корельский В.М., Перевалов В.Д., Тихомиров Ю.А., Черданцев А.Ф., Хропанюк В.Н. и др.

    1.

     

    Природа государства, его организация и функционирование всегда занимали и продолжают занимать одно из ведущих мест среди проблем, изучаемых с позиций различных подходов отечественной и зарубежной наукой, как прошлого, так и современности. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. в нашей стране стала постепенно формироваться новая Российская государственность, основой которой является идея правового государства, приверженность демократии и общечеловеческим ценностям. Однако, проблема оптимальной организации и эффективной деятельности государственного механизма РФ не утратила своей актуальности. Нельзя не согласиться с мнением российского государствоведа начала ХХ в. А.Паршина о том, что без глубокого и всестороннего понимания природы и сущности государства, без представления о том, как оно функционирует и каков его механизм, практически невозможно грамотное и квалифицированное управление им1, а значит – руководство обществом, так как именно современное правовое государство выступает как механизм согласования неизбежно различных потребностей и интересов граждан и их организаций в целях обеспечения общего блага, выражает мировоззрение и представляет всех членов общества.

    Государственная деятельность не должна носить стихийный характер. Только функционирование специальной системы органов и учреждений, входящих в государственный механизм, позволяет организованно и эффективно реализовывать задачи и функции государства, его предназначение в обществе. Государственный механизм является важным и необходимым атрибутом любого государства, его «материальной субстанцией» и «физическим воплощением государственной власти»2.

    В научной литературе уже обращалось внимание на многообразие понимания механизма государства, анализировались его организация и функционирование, структура, принципы построения в России и зарубежных странах, однако проблема выработки единого определения данного института в отечественной юридической науке до настоящего времени не решена. Дискуссия о точности формулировок этого понятия в России берет свое начало в середине прошлого века.

    Как отмечает М.К.Искакова, к началу 50-х годов ХХ столетия в СССР механизм государства понимался в широком и узком смыслах. В узком смысле он считался тождественным и исчерпывался понятием аппарата государственной власти, а в широком – политической системы общества1. По мнению Л.Л.Григоряна такая концепция являлась естественным продуктом сталинизма и служила своеобразным теоретическим обоснованием огосударствления всех сфер общественной жизни2. В настоящее время подобная широкая трактовка государственного механизма как политической системы общества в современной юридической науке полностью утрачена, и большинство ученых, правоведов, политологов оправдано отказались от нее. В частности, С.А.Комаров считает, что государство не может выступать даже в качестве основы или главного структурного элемента политической системы, так как это привело бы к смешению его с такими разнопорядковыми явлениями, как экономические, социальные, идеологические основы политической системы общества3. Мы также полагаем, что государство нельзя отождествлять со всей политической системой общества, а его следует рассматривать в качестве важной составной части этой системы, входящей в нее как целостный институт наряду с политическими партиями, общественными организациями.

    Во второй половине 50-х годов ХХ века, после смерти И.В.Сталина были пересмотрены некоторые положения советской теории государства и права, в том числе и понятие механизма государства. Сложилась точка зрения, согласно которой его стали рассматривать исключительно как совокупность государственных органов, то есть данные категории были признаны тождественными и подчеркивался их классовый характер. До настоящего времени одними из самых распространенных концепций понимания механизма государства в юридической науке являются узкий и широкий подход в аспекте соотношения терминов «механизм государства» и «государственный аппарат». Узкий подход базируется на взглядах советских правоведов 60-х-80-х гг. ХХв. о тождественности государственного механизма и аппарата, но без классового их обоснования. В частности, по мнению Л.И.Спиридонова механизм государства – это система его органов, «посредством которых оно осуществляет государственную власть и реализует свои функции»1. Данную точку зрения об идентичности понятий «механизм государства» и «государственный аппарат» разделяют Н.И.Матузов, В.И.Новоселов, В.Н.Хропонюк2 и ряд других. В частности, М.И.Байтин считает, что в теории государства и права понятие государственного аппарата в широком смысле адекватно понятию государственного механизма3. При этом широкая трактовка государственного аппарата означает, что в него включаются все, а не только исполнительные органы власти, узкая – основывается на утверждении В.И.Ленина, что под государственным аппаратом «разумеется, прежде всего, постоянная армия, полиция и чиновничество»4. Таким образом, узкая трактовка понятия государственного аппарата не охватывает законодательные и судебные органы государства.

    Сторонники второго подхода – широкого – включают в механизм государства помимо государственного аппарата другие составляющие, диапазон которых достаточно многообразен. Общим в этих взглядах является то, что проводится различие между государственным механизмом и аппаратом, причем первый предстает как более широкое по объему понятие. Например, М.Н.Марченко отмечает, что в научной и учебной литературе зачастую «государственный механизм рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов»1. Так, в частности, М.И.Абдулаев и С.А Комаров полагают, что механизм государства представляет собой систему государственных организаций, посредством которых реализуется государственная власть, и включает в себя государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия2. В.В.Лазарев и В.С.Афанасьев утверждают, что государственный механизм — это законодательные, исполнительные, судебные и иные органы, а также силовые структуры, осуществляющие в случае необходимости меры принуждения (армия, внутренние войска, тюрьмы и т.п.)3. Так как в РФ правоохранительные органы и вооруженные силы относятся к органам исполнительной власти, то по нашему мнению, они входят в структуру механизма современного Российского государства, но являются лишь отдельными его элементами. В демократическом правовом государстве, в отличие от тоталитарного и авторитарного, их роль в государственном механизме должна подчиняться общей тенденции по охране и защите личности, реализации ее прав и свобод, обеспечению ее безопасности. В данных условиях эти структуры не являются какими-либо основными, базовыми, что предопределяло бы необходимость особого выделения их в определении и структуре механизма современного государства РФ.

    В последние годы в правовой литературе обращают на себя внимание представляющие научный интерес исследования, критикующие «узкую» и «широкую» концепции определения государственного механизма. В их основе лежит попытка рассматривать механизм государства в динамике, во взаимоотношении между собой его составных частей. Среди сторонников данной точки зрения следует назвать Э.П. Григониса, С.И. Игонькину, И.П. Антонова, В.В. Гибова и ряд других. Одним из первых данную позицию выразил Г.А. Мурашин, который еще в 1972 году писал: «Механизм государства употребляется наряду с термином «государственный аппарат», однако, лучше определяется суть этого явления … не в статике, а в движении»1. Наиболее последовательно эта позиция была аргументирована Э.П.Григонисом, который обращался к лексическому значению слов «аппарат» как совокупности учреждений, обслуживающих какую-либо отрасль управления, и «механизм» как системы, где движение одного вызывает движение другого, и пришел к следующему выводу: понятия «государственный аппарат» и «государственный механизм» лежат в разных плоскостях и соотносятся между собой как вещь, находящаяся в покое, статике (государственный аппарат), и та же вещь, находящаяся в движении, в динамике (механизм государства). Само понятие механизма государства Э.П. Григонис определяет как «функционирование, действие органов государства», что выражается в определенных способах, принципах функционирования системы государственных органов (государственного аппарата), во взаимосвязи и взаимодействии между собой его отдельных частей2.

    Приведенный обзор различных подходов к решению проблемы определения понятия механизма государства позволяет сделать некоторые выводы: во-первых, единое понимание механизма государства в современной отечественной юридической науке на сегодняшний день не выработано; во-вторых, по данному вопросу существуют три наиболее распространенные точки зрения:

    1) механизм государства — это система государственных органов (понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» тождественны);

    2) механизм государства — это совокупность не только органов государственной власти (законодательных, исполнительных, судебных), но и государственных организаций, предприятий, учреждений (учебных, научных, лечебных и иных), а также так называемых «материальных придатков» (армии, правоохранительных органов, исправительно-трудовых учреждений и других);

    3) механизм государства – это функционирование, действие органов государства, их динамика.

    Нельзя не учитывать тот факт, что в настоящее время в России утвердился и продолжает формироваться новый тип государственного механизма. В связи с этим некоторые точки зрения, предложенные в период существования механизма Советского государства, построенного на основе руководящей роли партии и огосударствлении многих сфер жизни общества, вовсе не применимы к определению механизма современного Российского государства, его структуры, принципов формирования и функционирования. Наука теории государства и права уже отошла от понимания узко классовой сущности самого государства, многих его категорий, что диктует необходимость нахождения новых подходов, в частности, к решению проблемы определения данного института. По нашему мнению, все три концепции, несомненно, имеют право на существование. Вероятно, следует согласиться с указанными ранее исследователями, которые считают, что под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства – те же органы, но взятые в динамике. Рассматривая аппарат государства, нужно говорить, прежде всего, о порядке образования, структуре, компетенции того или иного государственного органа, об их видах, о статусе государственных служащих и о других подобных аспектах, а, исследуя механизм государства, необходимо анализировать непосредственно вопросы деятельности государственных органов, их место и роль в государственном механизме, направления взаимодействия между собой, проблемы функционирования и пути их преодоления.

    Сам термин «механизм» в прямом смысле применяется в техническом значении, его толкование связывается с внутренним устройством машины. Любой механизм – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, элементов при наличии, с одной стороны, внутренней упорядоченности и согласованности между ними, а с другой — дифференциации и относительной автономности. Применительно к структуре современного государственного механизма РФ важнейшими такими элементами являются государственные органы, организованные и функционирующие с учетом ряда принципов, наиболее значимым структурообразующим из которых является закрепленный в Конституции РФ принцип разделения властей. От уровня развития законодательных, исполнительных и судебных органов, четкости целей и задач их деятельности, компетенции, взаимодействия между собой и ряда других факторов в значительной мере зависит эффективность всего механизма государства. Таким образом, структурно мы выделяем в механизме современного Российского государства совокупность государственных органов (государственный аппарат) в его широком значении (а не только как совокупность органов исполнительной власти), однако, вслед за сторонниками третьего подхода предлагаем рассматривать их в динамике. Действительно, любой механизм подразумевает динамичную систему элементов. Важно подчеркнуть, что механизм есть система в действии, а не «действие системы». В связи с этим более точным было бы определять механизм государства не как «действие органов государства»1, а как систему государственных органов (государственный аппарат) в динамике, то есть в действии, в процессе осуществления государственной власти, функционировании и во взаимодействии.

    Основные принципы, обеспечивающие эффективную деятельность государственного механизма2:

    1) принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата. Он обеспечивается демократической избирательной системой, реальными гарантиями социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех государственных органов, направленной на удовлетворение интересов личности;

    2) принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

    3) принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата. Например, право граждан государства на основе общенародных голосований (референдумов) отменять противоречащие интересам народа решения любых органов государства, в том числе и в сфере международных отношений;

    4) высокий профессионализм и компетентность государственных органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населения страны. Профессиональный принцип в государственном управлении означает прежде всего использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность является основной профессией. Привлечение же к государственной службе людей, не обладающих навыками управления, как показала наша отечественная практика государственного строительства, приводит к негативным последствиям. Эти люди, будучи хорошими специалистами в области промышленного или сельскохозяйственного производства, на государственной службе (в советах, их комиссиях, комитетах) не могут выполнять возложенные на них обязанности достаточно квалифицированно;

    5) принцип законности, правовых начал в деятельности всех составных частей механизма государства в их взаимоотношениях с населением страны и между собой, а также с различными общественными движениями и организациями;

    6) принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев;

    7) в федеративных (союзных) государствах важным принципом организации и деятельности государственного аппарата является субординация и четкое взаимодействие между общефедеральными органами (центром) и государственной властью членов федерации. В национальных федерациях наиболее оптимальное разграничение компетенций между ними имеет особо важное значение, поскольку такое разграничение обеспечивает суверенность членов федерации, их самостоятельность в решении внутренних и внешних задач.

    Выяснение понятия механизма государства связано с раскрытием его характерных черт или признаков, позволяющих отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов. Данные признаки заключаются в следующем1.

    1. Это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности.

    2. Первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами). Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации.

    3. Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи, — вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.

    4. При помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства. Функции современного Российского государства осуществляются при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма — они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства. Между функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая2. В силу того, что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения

    Обобщение всех рассмотренных признаков позволяет прийти к выводу, что механизм современного государства это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей, располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которой осуществляются задачи и функции государства.

    Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение. Без государственного механизма нет и быть не может государства.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. Структура механизма государства

     

    Как справедливо отмечают М.И. Абдулаев и С.А.Комаров, каждый государственный орган выполняет определенные задачи, является «приводным ремнем» общего государственного механизма, в котором все органы действуют согласовано1. В итоге этот особый «живой организм» непрерывно находится в движении, в развитии. Однако, механизм современного государства – это не простое механическое соединение, суммирование его отдельных элементов, а их четко организованная и упорядоченная система, где изменение одного элемента ведет к изменению системы в целом, так как все части находятся во взаимодействии между собой.

    Структура механизма государства – это его внутреннее строение, порядок расположения составляющих его элементов, их соотношение между собой. Она указывает, из чего складывается государственный механизм, какова субординация его составных частей и т.п.

    <

    Необходимо исходить из того, что по своей структуре механизм государства – это целостная общая система, которая состоит из ряда частных подсистем, находящихся в динамике. Термин «система» греческого происхождения и означает в переводе «целое, составленное из частей; соединение» и определяется как множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство2. На данных положениях базируется системный подход как направление в методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, что требует раскрытия их целостности, выявления их элементов, а также взаимодействия системы со средой. С данным подходом тесно связан функциональный метод, который используется в науке для выделения в системах составляющих структурных частей, элементов с точки зрения их назначения, роли, функций, многочисленных типов связей между ними, взаимовлияния3.

    В то же время следует отметить, что на основе сочетания вышеуказанных методов допустимо использовать системно-функциональный подход к изучению структуры механизма государства. В рамках взгляда на понятие государственного механизма как динамичной, функционирующей системы государственных органов его структура должна рассматриваться в неразрывной связи с деятельностью его элементов, с учетом взаимодействия между ними.
    Системно-функциональный анализ механизма современного государства означает неразрывное сочетание, единство следующих аспектов:

  1. определение места и роли в нем образующих его элементов — государственных органов — системный аспект;
  2. изучение их назначения, анализ выполняемых функций и направлений взаимодействия между собой — функциональный аспект.

    При таком подходе механизм государства предстает не просто как функционирующая система государственных органов, а как совокупность взаимодействующих подсистем, осуществляющих государственную власть и функционирующих в рамках целостной системы аппарата государства.

    Государственный аппарат представляет собой взятые в единстве все государственные органы — законодательные, исполнительные, судебные, создаваемые в установленном законом порядке, обладающие определенной структурой, наделенные компетенцией, которые в отдельности выполняют собственные функции в определенной сфере, но в целом – обладая властными полномочиями, обеспечивают реализацию функций и задач всего государства, действуя при этом от имени государства.

    Механизм государства внутренне един. Каждый государственный орган как часть целого является носителем государственной власти, имеющей единый источник — народ. Любой государственный орган представляет собой единичное в рамках общего государственного механизма и, имея собственную природу и определенное назначение, содержит тем самым в себе потенциальную возможность для выделения его в структуре механизма государства в целом.

    С учетом важнейшего структурообразующего принципа организации государственного механизма РФ — принципа разделения властей — и федеративного устройства России, закрепленных в Конституции РФ, а также с использованием системно-функционального подхода в структуре механизма современного Российского государства можно выделить следующие основные частные элементы, в том числе и подсистемы государственных органов: Президент РФ; органы законодательной власти РФ (Федеральное Собрание РФ) и субъектов РФ; органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ (общей и специальной компетенции); органы судебной власти и прокуратуры.

    Таким образом, решению проблемы выработки единого подхода понимания механизма современного Российского государства способствует определение его как совокупности государственных органов в динамике, в процессе функционирования и во взаимодействии между собой. С учетом системно-функционального подхода в структуре механизма государства можно выделить совокупность взаимодействующих подсистем государственных органов, осуществляющих государственную власть и образующих государственный аппарат. Исследование вопросов сущности, понятия, структуры, назначения государственного механизма, анализ направлений взаимодействия между государственными органами имеют существенное значение для юридической науки и практики, так как содействуют повышению уровня эффективности функционирования механизма государства в целом и отдельных его составляющих.

    Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев-элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь1.

    Структура механизма государства включает в себя2:

  3. государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций.

    Особенностью государственных органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);

  4. государственные организации – это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);
  5. государственные учреждения – это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница, телеграф, научно-исследовательский институт, ВУЗ, школа, театр и т.д.);
  6. государственные предприятия – это такие подразделения механизма государства, которые тоже властными полномочиями (за исключением их администрации) не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о казенных заводах, фабриках и пр.);
  7. государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (депутаты, президент, глава правительства, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);
  8. организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимых для обеспечения деятельности государственного аппарата.

    Механизм государства и его структура не остаются неизменными. Они постоянно изменяются, совершенствуются1. На них оказывают влияние как внутренние (культурно-исторические, уровень экономического развития и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений государства с другими государствами и т.п.) факторы. Если государство имеет большую территорию, то и система управления им будет соответствующей, включающей общую структуру механизма государства (общефедеральные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федераций); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, военных предприятий и т.п.; в условиях высокого уровня преступности, коррупции и других негативных «болезненных» явлений в общественном организме особое значение приобретают правоохранительные органы, специально предназначенные для «хирургического» вмешательства и нейтрализации этих «болезней»; в условиях духовного кризиса на первое место должны выдвигаться научные, воспитательно-образовательные подразделения, учреждения культуры и т.д.

    Говоря, что структура механизма государства изменчива и разнообразна, но при всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так, что одна часть государственного механизма занимается только управлением, а другая — только принуждением. В реальной жизни управление и принуждение переплетаются между собой.

    Многие века и тысячелетия государственный механизм был неразвит, его органы не были дифференцированы по составу и компетенции. В рабовладельческом, феодальном и на ранних этапах развития капиталистического государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел.

    Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема — это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей — войско, полиция.

    К органам государства примыкают государственные учреждения, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и др.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. Понятие, признаки И КЛАССИФИКАЦИЯ государственного органа.

     

    Поскольку механизм государства состоит из соответствующих органов, логично начать его рассмотрение с анализа понятия и признаков государственного органа. Он отличается от партий, массовых и других общественных организаций, органов местного самоуправления и иных общественных объединений. Не всякие государственные организации и учреждения могут рассматриваться в качестве государственного органа.

    Отсюда, первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства является орган государства.

    Государственный орган — это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями, это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определяемые полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующая единое целое.1

    В отношении современного государства можно назвать следующие принципы организации и деятельности механизма государства, которые относятся и к деятельности государственного органа2:

    принцип разделения властей;

    принцип разграничения функций между органами государства;

    принцип верховенства права и Конституции. В соответствии с ним право выступает ограничителем для деятельности механизма государства. В праве определяется порядок деятельности органов государства, их полномочия, компетенция;

    принцип законности — означает обязанность для органов государства строгого соблюдения и исполнения законов, а также то, что органы создаются в строгом соответствии с требованиями закона;

    принцип демократизма (демократизм — участие народа в формировании и деятельности органов государства, возможность народа влиять на власть);

    принцип научности. В организации деятельности механизма государства должны использоваться достижения науки (управления, административное право, психология, экономика);

    принцип компетентности и профессионализма (лица, работающие в государственных структурах, должны быть профессионально подготовлены к выполняемой работе, иметь соответствующее образование, пройти инструктаж).

    Данные принципы показывают, как должны строиться и как должны действовать органы государства. Именно поэтому трактовка каждого принципа может быть различной в зависимости от того, на что делается акцент — на организацию или на деятельность органа государства. Например, важнейшим принципом организации и деятельности механизма государства является законность. Законность как принцип организации государственного аппарата означает, что органы создаются только на основе законодательных (или иных нормативных) решений; органы создаются при строжайшем соблюдении процедуры, установленной законодательством для формирования данного органа.

    Законность как принцип деятельности органов государства означает, что:

    органы государства вправе принимать лишь те решения, которые законом отнесены к их компетенции (например, только Дума может издавать законы, только суд осуществляет правосудие и т. д.), т. е. органы могут действовать только в пределах своей компетенции;

    органы вправе издавать лишь те правовые акты, которые предписаны им законом (например, Президент может издавать акты, называющиеся указы и распоряжения; Государственная Дума может издавать законы и постановления; судебные органы — приговоры, решения, определения; т. е. суд не может издать закон, а президент не может вынести приговор — эти акты находятся не в их компетенции);

    все решения органы государства принимают при строжайшем соблюдении процедуры, предписанной законодательством, иначе эти решения будут недействительны. Например, Конституция и Регламент Государственной Думы РФ определяют процедуру принятия закона, малейшее отклонение от которой приведет к тому, что принятый акт не будет являться законом. Решения и приговоры суда выносятся опять-таки в результате соблюдения ряда процедур: следственных действий, вынесения обвинительного заключения, судебного разбирательства, состоящего из нескольких стадий…

    Таким образом, при характеристике каждого принципа выделяются моменты, характеризующие его как принцип организации механизма государства и как принцип деятельности механизма государства.

    Раскрытие понятия, признаков данного органа позволяет глубже познать механизм государства в целом1.

    1. Хотя орган государства и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью единого механизма государства, занимает в государственной машине свое место и прочно связан с другими ее частями.

     

    2. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой, являются официальными.

    Положение, права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных правомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.

    К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.

    Распространяя на орган государства обязательный признак всякой организации как объединения, коллектива людей, следует, однако, заметить, что, когда речь идет о физическом воплощении органа государства, имеются в виду не люди вообще, а лишь те из них, которые замещают государственные должности, являются государственными служащими.

    3. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.

    4. Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции — властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве). Реализация органом государства своей компетенции — это не только его право, но и обязанность.

    5. Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются: а) в возможности издавать обязательнее к исполнению, правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными (акты применения норм права); б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.

    Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что1: а) порядок формирования и деятельности государственного органа, его структура и компетенция (права и обязанности) закрепляются нормами права; б) орган государства наделен правом издания юридических актов, содержащих соответствующие его компетенции обязательные общие и индивидуальные правовые предписания; в) установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, организации и охраняются от нарушений возможностью применения принудительной силы государства; г) государственный орган опирается на материальное обеспечение выполнения исходящих от него правовых предписаний, благодаря возможности распоряжаться определенной частью единого фонда государственной собственности в пределах своей компетенции.

    6. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из бюджета).

    7. Наконец, орган государства активно участвуете реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.

    Следовательно, рассмотренные признаки органа государства в своей совокупности и органической взаимосвязи раскрывают понятие органа государства и позволяют сформулировать его определение. Орган государства — это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления, в пределах своей компетенции, задач и функций государства.

    Разносторонность и многосложность деятельности государственного механизма по осуществлению задач и функций государства обусловливает множество его органов. Более глубокому и конкретному представлению о них способствует классификация государственных органов по видам на основе различных научно обоснованных критериев1.

    По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная, монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы). Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.

     

    По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Правда, не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления). Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства. Местные органы государства функционируют в административных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.

    По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).

    Органы государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и единоличные. На механизм государства, классификацию его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    4. ОСОБЕННОСТИ МеханизмА Российского государства

     

    Механизм Российского государства — это система взаимосвязанных объединенных общими принципами государственных органов (институтов), осуществляющих государственную власть и функции государства, решающих его задачи.

    Механизму российского государства присущи единство всех частей (элементов), их тесное и деловое взаимодействие, поскольку все органы государства осуществляют единую власть народа, опираются на одни и те же принципы образования и деятельности — демократизма, законности, разделения властей, субординации и координации, федерализма и профессионализма1.

    Демократизм. В демократическом государстве все его органы (институты) должны создаваться и формироваться на демократических началах выборности, отчетности, подконтрольности, гласности, открытости и доступности народу.

    Законность. В правовом государстве принцип законности обращен в первую очередь к государству, его органам. Уважать законы, беспрекословно следовать и подчиняться им, действовать в рамках своей компетенции, обеспечивать и гарантировать права и свободы граждан — важнейшая конституционная обязанность органов государства.

    Разделение властей. Умелое использование этого принципа обеспечивает гибкий и постоянный взаимный контроль верхних эшелонов государственной власти, предостерегает против узурпации государственной власти тем или иным органом. Кроме того, данный принцип повышает эффективность работы государственного механизма.

    Субординация и координация. Четкая, слаженная и высокоэффективная работа механизма государства невозможна без строгой государственной дисциплины, без подчинения по вертикали и деловой координации по горизонтали.

     

    Дисциплина цементирует весь механизм государства, обеспечивает его целостность и работоспособность.

    Федерализм. Этот принцип оказывает большое влияние на механизм Российского государства. Ряд общефедеральных органов (например, Федеральное Собрание) формируется с участием представителей субъектов Федерации. Наряду с общефедеральными создаются и действуют государственные органы субъектов Федерации, между которыми складываются отношения координации и субординации.

    Профессионализм. От человеческого фактора, т.е. персонала государственного аппарата (профессионалы там трудятся или дилетанты), в решающей степени зависит качество его работы. Без персонала механизм государства представляет собой безжизненную абстракцию. Первоосновой профессионализма служит компетентность государственных чиновников. В государственном аппарате профессионализму противостоит дилетантизм. Подчас он самоуверен, агрессивен и стремится вытеснить профессионализм. В практическом деле дилетантизм выражается в отсутствии необходимых знаний, в организационной беспомощности, в неспособности предвидеть результаты своих действий, последствия принимаемых решений.

    Структурно-функциональный анализ механизма современного Российского государства означает изучение роли и места в нем образующих его элементов государственных органов и их системных образований, как они закреплены в Конституции РФ (структурный подход) в сочетании с их функциональным назначением, выполняемыми ими государственными функциями (функциональный подход).

    Опираясь на конституционно выделяемые на основе разделения властей структурные подразделения государственного механизма и учитывая выполняемые составляющими их органами функции, т. е. на основе структурно-функционального анализа, можно выделить следующие виды (группы, подсистемы) органов, образующих механизм современного Российского государства.

    1. Президент РФ. С принципом разделения властей вполне сообразуется то, что по Конституции РФ Президент РФ как глава государства не относится непосредственно к какой-либо одной из трех основных ветвей власти, подобно тому, как это закреплено в Конституциях Франции, Германии, Италии.

    Согласно Конституции РФ, Президент РФ является гарантом федеральной Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

    Президент России в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. В развитие данного конституционного положения федеральный Закон «Об обороне» закрепил, что Президент РФ осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ. Некоторые полномочия, которыми наделен Президент РФ, он реализует совместно с Федеральным Собранием России (например, назначение Председателя Правительства РФ и других высших должностных лиц Российской Федерации). Президент РФ избирается на четыре года гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

    Институт президентства имеет место и в ряде республик в составе Российской Федерации. При этом правовой статус президента как главы государства либо главы исполнительной власти определяется конституцией соответствующей республики.

    2. Органы представительной и законодательной власти. Представительным и законодательным постоянно действующим органом Российской Федерации является Федеральное Собрание. Это— первый после Октябрьской революции парламента России, ибо бывший Верховный Совет лишь формально назывался парламентом, но никогда по существу им не был.

    Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы, наделено широкими полномочиями, главное среди которых — издание федеральных законов.

    Президенту России лишь в двух строго определенных случаях, причем подробно оговариваются условия, при которых Государственная Дума не может быть распущена. В то же время Федеральное Собрание РФ наделяется правом в указанных в Конституции РФ случаях и с соблюдением установленного порядка отрешить Президента РФ от должности.

    Президент РФ наделен Конституцией правом налагать вето на закон, принятый Федеральным Собранием РФ. Но последнему, в свою очередь, предоставляется право при повторном рассмотрении федерального закона одобрить его в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В этом случае данный федеральный закон подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ в установленный срок. Таким образом, Конституция РФ создает надежные меры недопущения как диктатуры Президента РФ, так и диктатуры парламента.

    Система представительных и законодательных органов государственной власти как составная структурная часть механизма Российского государства, наряду с Федеральным Собранием РФ, включает в себя также законодательные и представительные органы, образуемые субъектами Российской Федерации.

    3. Органы исполнительной власти. Согласно Конституции РФ, исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство России. Оно состоит из Председателя Правительства РФ и заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

    Правительство РФ:

    а) разрабатывает и представляет Государственной Думе РФ федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе РФ отчет об исполнении федерального бюджета;

    б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

    в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

    г) осуществляет управление федеральной собственностью;

    д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики;

    е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

    ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента России.

    Вся разносторонняя деятельность Правительства РФ осуществляется посредством функционирования работающих под его руководством различных федеральных органов исполнительной власти. Структура этих государственных органов включает в себя:

    1) федеральные министерства (Министерство по атомной энергии, Министерство внешних экономических связей, Министерство иностранных дел, Министерство культуры, Министерство образования, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов, Министерство путей сообщения, Министерство связи, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство финансов, Министерство экономики и др.);

    2) государственные комитеты Российской Федерации (Государственный Комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Государственный Комитет по высшему образованию, Государственный Комитет по оборонным отраслям промышленности, Государственный Комитет по управлению государственным имуществом и др.);

    3) комитеты Российской Федерации (Высший аттестационный комитет, Комитет по делам молодежи, физической культуре и туризму, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по кинематографии, Комитет по машиностроению, Комитет по печати и др.);

    4) иные федеральные органы исполнительной власти (Государственная архивная служба, Государственная налоговая служба, Федеральная служба лесного хозяйства, Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности и др.).

    Понятием системы исполнительных органов государственной власти или органов государственного управления как составной структурной части механизма Российского государства, вместе с федеральным Правительством и другими федеральными органами исполнительной власти, охватываются и исполнительные органы государственной власти в субъектах Российской Федерации.

    Кроме того, особую разновидность органов исполнительной власти представляют собой органы, учреждаемые в установленном законодательством Российской федерации порядке для непосредственного обеспечения функционирования государственных органов, устанавливаемых Конституцией РФ и федеральными законами, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации. К этой группе (подсистеме) органов государственного управления относятся: Администрация Президента РФ, включая входящие в нее соответственно ее подразделениям государственные органы; аппараты палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ; аппараты Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ; аппараты органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Отметим, что в специальной литературе, в том числе и по административному праву, до последнего времени не уделялось должного внимания этой разновидности исполнительных органов государства. Такое положение должно быть исправлено, ибо ныне трудно переоценить значение данной группы органов государственного управления для обеспечения эффективного функционирования механизма Российского государства в целом. Особенно важно принять меры к нормативно-правовому обеспечению легитимности этих органов, к развитию и совершенствованию правового регулирования их деятельности.

    4. Суд, прокуратура и другие органы, непосредственно стоящие на страже законности и правопорядка. Обращаясь к сочетанию структурного и функционального подходов в системе этих органов представляется возможным определить два блока органов. Первый из них охватывает органы, структурно выделенные и закрепленные в качестве таковых в главе 7 «Судебная власть» Конституции РФ. Второй блок составляют органы, которые, будучи структурно отнесены Конституцией РФ к исполнительной власти, одновременно по функциональному назначению представляют собой органы, непосредственно стоящие на страже законности и правопорядка.

    К первому блоку относятся установленные Конституцией РФ органы судебной власти и прокуратуры. Судебная власть — одна из ветвей власти, такая же опора государства, как законодательная и исполнительная власти. Согласно Конституции, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Судебная система Российской Федерации охватывает три разновидности органов судебной власти: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ и поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему нижестоящие арбитражные суды. Конституционный Суд РФ рассматривает дела, связанные с охраной Конституции РФ, и дает ее толкование.

    Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

    Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешений, экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

    Проводимая в стране судебная реформа призвана решить задачу создания сильного и авторитетного правосудия, отвечающего требованиям правового государства способного обеспечить действенную защиту прав граждан.

    Прокуратура РФ, как определено в Конституции РФ, составляет единую, централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим Генеральному прокурору РФ.

    Принятая в соответствии с Конституцией РФ новая редакция федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» подтвердила статус прокуратуры РФ как важнейшего независимого органа право охраны и обеспечения законности в стране Согласно этому документу, прокуратура РФ осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов и иные функции, в том числе уголовное преследование и координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Новый вариант закона в первую очередь усиливает такой аспект деятельности прокуратуры, как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а кроме того, подводит черту под дискуссией о роли и месте прокуратуры в системе органов государственной власти под попытками ликвидировать прокуратуру как орган надзора за исполнением законов

    Второй блок государственных органов рассматриваемого вида составляют органы отдельно не выделенные в Конституции РФ и структурно отнесенные к исполнительной власти, но по своему функциональному признаку непосредственна стоящие на страже законности и правопорядка. К ним относятся Министерство внутренних дел РФ, включая милицию, внутренние войска и другие его структуры, Федеральная служба безопасности РФ, Государственный таможенный Комитет РФ, а также соответствующие подконтрольные им органы в субъектах Федерации. Соответственно их принято именовал правоохранительными органами.

    В о существующих ныне различных трактовках термина «правоохранительные органы», о круге государственных органов, которые под этот термин подпадают.

    Одни ученые и практические работники-юристы предлагают употреблять данный термин применительно ко всем без исключения органам, непосредственно стоящим на страже законности и правопорядка, учитывая, разумеется, их особенности в зависимости от того, к какому из рассмотренных выше «блоков» они принадлежат. Другие же высказываются за более узкую трактовку термина «правоохранительные органы», полагая, что суд под него не подпадает. Судя по тому, что в «Положении о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью», утвержденном Президентом РФ имеется отдельный раздел о взаимодействии правоохранительных органов с судами и органами юстиции, точка зрения о том, что суд не является правоохранительным органом, получает официальную поддержку.

    Но дело, конечно, не в терминологии. Главное — улучшение работы всей системы рассмотренных в данном разделе органов, оптимальная отдача каждого из них, что является необходимым условием поддержания законности и правопорядка на уровне современных требований, охраны прав граждан и всех форм собственности, повышения эффективности мер против преступности и иных правонарушений.

    5. Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы. Как установлено федеральным Законом «Об обороне», Вооруженные Силы РФ — государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской федерации.

    Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной зашиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

    Деятельность Вооруженных Сил РФ осуществляется на основании Конституции РФ в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, и прежде всего законами об обороне, о Вооруженных Силах РФ и другими законами в области обороны, а также соответствующими нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

    Федеральным законом «Об обороне» определено, что Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и роды войск Вооруженных Сил государства, в тыл Вооруженных Сил и в войска, не входящие в виды и роды войск Вооруженных Сил РФ.

    Управление Вооруженными Силами РФ осуществляет Министр обороны РФ через Министерство обороны РФ и Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ, являющийся основным органом оперативного управления Вооруженными Силами РФ. Наряду с созданными в целях обороны Вооруженными Силами РФ, согласно рассматриваемому федеральному Закону, к обороне привлекаются Пограничные войска РФ, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, железнодорожные войска РФ, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны.

    Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, Служба внешней разведки РФ, органы федеральной службы безопасности, органы пограничной службы РФ, федеральные органы правительственной связи и информации, федеральные органы государственной охраны и др. Хотя органы Вооруженных Сил РФ и другие, упомянутые здесь, привлекаются к выполнению задач в области обороны и структурно отнесены Конституцией РФ к исполнительным органам государственной власти, их функциональное назначение и специфика позволяют выделить их также в отдельную подсистему (группу) органов в структуре государственного механизма.

    В ежегодных президентских посланиях Федеральному Собранию РФ выполнение задач обеспечения свободы и демократии как условий движения к прогрессу и процветанию в нашей стране непосредственно связывается с необходимостью всемерного укрепления российской государственности, механизмов властвования в рамках права. К первоочередным мерам в этом направлении относятся: дальнейшее улучшение структуры и повышение эффективности функционирования механизма государства в целом и каждого из составляющих его органов в отдельности, слаженность и взаимодействие в их работе, нормативно-правовое обеспечение данного процесса.

    Таким образом, механизм современного государства представляет собой ту материальную силу, которая способна и должна обеспечить гармоничное развитие общественной жизни, охранять законные интересы своих граждан и их объединений, выступать гарантом стабильной, разумной политики на международной арене.

     

     

     

    заключение

     

    Механизм государства — система государственных органов, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом. В широком смысле механизм государства включает в себя три составные части: государственные учреждения, государственный аппарат и государственные предприятия.

    В более узком смысле механизм государства нередко отождествляют с аппаратом государства, представляющим собой сложную систему органов, различающихся своим местом в общей структуре аппарата, характером и объемом компетенции, формами и методами деятельности.

    Орган государства является первичным элементом государственного аппарата. Органы государственного аппарата, связанные между собой, являются носителями властных полномочий, участвуют в решении наиболее общих задач государства и осуществлении его функций. Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.

    Основные специфические признаки: осуществляют от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области; обладают властными полномочиями, чем и отличаются от государственных учреждений и предприятий; имеют определенную компетенцию, т.е. закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей (правомочий); характеризуются определенной структурой, то есть строением по видам отдельных служб и численному составу (штатам) и имеют территориальный масштаб деятельности; образуются в порядке, установленном законом. Основное свойство государственного органа, качественно его характеризующее, заключается в том, что он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, применять меры принуждения, убеждения, поощрения для обеспечения требований этих актов, осуществлять надзор за их реализацией.

    Понятие органа государственной власти складывается из совокупности трех основных признаков: он создается в соответствии с установленным конституцией, законами или другими правовыми актами порядком; наделен властными полномочиями, т.е. его решения носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства; деятельность органов государственной власти осуществляется в формах и методах, установленных правовыми актами; ни при каких условиях орган государственной власти не вправе прибегать к действиям, выходящим за рамки допустимых организационных форм и методов, особенно в отношении применения принудительных мер.

    Таким образом, в результате проведенного исследования были решены поставленные задачи: раскрыто понятие, сущность и содержание механизма государства; проанализировано значение механизма государства; рассмотрена характеристику структуры государственного механизма; проведен анализ понятия, признаков и классификации государственного органа как основного структурного элемента механизма государства; выявлены особенности содержания и функционирования механизма современного российского государства.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  9. Конституция РФ. М., 1993.
  10. О системе федеральных органов исполнительной власти; Указ Президента РФ от 14 августа 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 34.
  11. Вопросы федеральных органов исполнительной власти; Указ Президента РФ от 6 сентября 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 37.
  12. О структуре федеральных органов исполнительной власти»; Указ Президента РФ от 22 сентября 1998г. // СЗ РФ. 1998. № 39.
  13. Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права. СПб., 2003.
  14. Алексеев С. С. Теория права. М., 1999.
  15. Алехина О.М. Теорико-методологические аспекты проблемы определения понятия государственного механизма РФ // Право: теория и практика. 2004. № 3.
  16. Байтин М. И. Механизм современного Российского государства // Правоведение. 1996. № 3.
  17. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2001.
  18. Григорян Л. Л. Теоретические и конституционные основы механизма Советского государства. Автореф. дис… канд. юрид. наук. М., 1989.
  19. Григонис Э. П. Механизм государства (теоретико-правовой аспект). Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. СПб., 2000.
  20. Искакова М. К. Механизм Советского общенародного государства. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 1984. С.10.
  21. Комаров С.А.Государство в политической системе общества // Общая теория государства и права. Академический курс в 2-томах. / Отв. ред. проф. М.Н.Марченко. Том 1 Теория государства. М., 1998.
  22. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 34.
  23. Мурашин Г. А. Органы прокуратуры в механизме Советского государства. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Киев. 1972.
  24. Общая теория права и государства / Под ред. В.В.Лазарева. М., 1994.
  25. Общая теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева М., 2001.
  26. Паршин А. Что такое государство? Научное исследование природы государства. СПб., 1997.
  27. Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2002.
  28. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. М., 1995.
  29. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 2001.
  30. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. Саратов, 1995.
  31. Хропонюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993.
  32. Философский энциклопедический словарь. М., 1999.
  33. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2000.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.03MB/0.00225 sec

WordPress: 22.33MB | MySQL:120 | 1,843sec