СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА ДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

<

081914 0051 1 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА ДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНО ПРАВОВЫХ АКТОВ

1.1 Действие правового акта во времени

 

Прежде всего, говоря о пределах действия нормативных правовых актов во времени, в первую очередь следует учесть такие существенные моменты, как вступление в действие нормативного правового акта и прекращение его действия.

Основывая свои законные требования на правовой норме или защищаясь с ее помощью от необоснованных претензий, необходимо точно знать, действовала ли она в момент нарушения права и возникновения спорных отношений.

Действие правового акта во времени по праву считается одним из важнейших пределов действия. В эту характеристику затянуты такие понятия, как сила и действие правового акта, его опубликование, обратная сила и «переживание». Во многом действие во времени имеет отношение к государственно-правовому режиму. По этим причинам данному параметру исследователи уделяют большинство внимания.

Основными характеризующими моментами для действия нормативно-правовых актов во времени являются вступление акта в силу и ее утрата.

Вступление в силу может напрямую связываться с решением соответствующего органа о принятии акта. Это намного упрощает работу законодателя, так как ему уже нет необходимости заботиться о введении в действие (оно происходит автоматически). Впрочем, вполне понятно, что такая форма вступления в силу антидемократична: лицо может быть подвергнуто наказанию по закону, о котором знает только принявший его орган. Для того, чтобы население успевало ознакомиться с новым законом, дату вступления в силу стараются отдалить, связывая с официальным опубликованием. Именно опубликование позволяет существовать так называемой презумпции знания закона, согласно которой никто не может оправдываться незнанием закона. Такая презумпция сама по себе значительно облегчает процедуру судопроизводства, поскольку она подразумевает то, что каждый гражданин имеет достаточную правовую культуру, знание законов общества, чтобы отвечать за свои действия. Можно сказать, что этот юридический принцип является одним из древнейших в своем роде. Нам известен так называемый Законник царя Хаммурапи, выполненный на базальтовой стеле, очевидно для того, чтобы каждый мог прочитать и запомнить нормы права. В Римской республике, к примеру, знание законов было обязательным для признания полноправным гражданином. Известную важность презумпция сохраняет и сейчас. Но в то же время хотелось бы обратить внимание на следующий аспект. Восприятие любой, в том числе правовой, информации носит избирательный характер. Несмотря на то, что она распространяется одновременно и для каждого, в действительности полный охват не достигается. Социологические исследования показывают существование разнородных групп с различными интересами. Эти группы в силу своей специфики могут игнорировать определенную информацию, в том числе и правовую. Следовательно, вероятность получения информации о нормах права приближается к нулю1. К таким индивидам становится довольно трудно применять презумпцию знания закона, хотя, следует сказать, это не означает ее оспоримости в данном контексте.

Однако зачастую срока до официального опубликования может не хватать для ознакомления. Это бывает связано с большим объемом либо сложностью нового правового акта. В таком случае применяется следующая тактика: законодатель отдаляет от вступления закона в силу на некоторый промежуток времени введение его в действие. Таким образом, как население, так и непосредственные правоприменители получают возможность подробнейшим образом ознакомиться с новым законом и привести в соответствии с ним затрагиваемые им отношения. Заодно в более полном варианте реализуется презумпция знания закона. Кроме того, иногда необходимо провести некоторые подготовительные мероприятия к принятию правового акта.

Разделение во времени вступления в силу и введения в действие говорит о неравноценности этих двух понятий. Прежде всего, определимся, что есть обладание акта силой и действие акта. Сославшись на А. А. Белкина, скажем, что «обладание акта силой – это сохранение однажды выраженного в установленном порядке волеизъявления компетентного субъекта правотворчества по поводу изданного им акта», действие же – «поведение адресатов акта в соответствии с установленными в нем нормами»1. Соответственно, «вступление акта в силу – это официально зарегистрированное волеизъявление на установление (или модификацию) юридических норм, предусмотренных данным актом»; вступление же в действие – «начало возникновения (изменения, прекращения) правоотношений, предусмотренных данным актом»2. То есть при введении в силу происходит не что иное, как декларирование государством своей воли, сообщение о принятии им новых правил, регулирующих определенный круг отношений и, в зависимости как от вида правового акта, так и от принявшего его органа, установление уровня приоритета. Жизнь закона, то есть воздействие, регуляция отношений, начинается только с введением в действие. Естественно, что этот этап очень сложен и включает в себя несколько подэтапов — «опубликование и информирование, определение срока вступления в силу закона в целом либо его отдельных частей, установление круга субъектов, территории, на которые сразу же или постепенно распространяется его действие, соотношение с другими правовыми актами в данной сфере»1.

Статьей 15 Конституции РФ определены обязательные условия вступления в силу нормативных актов. Все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу.

Установленный Конституцией РФ принцип обнародования нормативных актов послужил основой для принятия актов, определивших порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов.

Основными актами Российской Федерации, регулирующими этот вопрос, являются:

1) Федеральный закон от 14.06.94 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»;

2) Указ Президента РФ от 23.05.96 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

Рассмотрим подробнее условия, имеющие решающее значение для вступления в силу нормативных правовых актов, — обязательное официальное опубликование всех нормативных актов и обязательную государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер.

Под официальным опубликованием нормативного правового акта следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.

Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента РФ, актов Правительства РФ такими изданиями являются «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации».

Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Для ведомственных нормативных правовых актов официальным опубликованием считается опубликование в «Российской газете» и «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» издательства «Юридическая литература».

Исключение составляют акты Центрального банка Российской Федерации и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Российской Федерации, официальными источниками опубликования которых являются соответственно «Вестник Банка России» и «Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг».

Государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и интересы граждан и носящих межведомственный характер, производится Министерством юстиции РФ.

Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в определенном законодательством порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.

Общий порядок вступления в силу законов и актов палат Федерального Собрания определен ст. 6 Федерального закона от 14.06.94 N 5-ФЗ. В соответствии с ним федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования.

Этот порядок действует, если самими законами и актами палат Федерального Собрания не установлен другой порядок вступления их в силу.

Существуют, кроме того, следующие варианты вступления в силу законов и актов палат Федерального Собрания.

1. Порядок вступления в силу закона может быть определен в самом законе: называется конкретная дата или, что встречается наиболее часто, дается формулировка «Вступает в силу со дня официального опубликования».

2. Порядок вступления в силу закона нередко определяется отдельным документом — законом о введении его в действие.

Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Президента РФ и Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Данный порядок также является общим и применяется в тех случаях, когда самими актами не установлен другой порядок вступления в силу.

Если порядок вступления в силу не определен в самом акте, то нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения, носящие конфиденциальный характер и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок.

Для некоторых нормативных актов могут быть предусмотрены специальные правила их вступления в силу, всегда специально оговариваемые в законе (например, порядок введения в действие актов Банка России установлен в Федеральном законе от 02.12.90 N 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

Порядок вступления в силу нормативных правовых актов субъектов РФ и актов муниципальных образований устанавливается ими самостоятельно.

Статья 6 Закона РФ «#G0О порядке опубликования и вступления в
силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» говорит о том, что «#G0федеральные конституционные законы, федеральные законы… вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами… не установлен другой порядок вступления их в силу». При этом подразумевается, что закон с действием, устанавливаемым нормой этого Закона, не является собственно законом еще 10 дней; приобретая силу, он одновременно вступает в действие. При этом не исключается регулирование вступления в действие особой коллизионной нормой, содержащейся в документе или вынесенной в отдельный нормативный акт. Так, согласно части 1 статьи 168 Семейного кодекса Российской Федерации, этот нормативно-правовой акт вводится в действие с определенного срока – 1 марта 1996 года. Важность и сложность документа заставляет законодателя отнести введение в действие на продолжительный срок, причем, если бы данной нормы не было, Кодекс вступил бы в силу согласно общему порядку, через десять дней после опубликования. Нельзя согласиться с точкой зрения В. П. Малкова о предпочтительности общего пути вступления законов в силу. Напротив, значительный разрыв между опубликованием и введением в действие (для Семейного кодекса, например, – порядка трех месяцев) позволяет наилучшим образом подготовиться к введению закона в действие. Кроме того, как правило, по поводу законопроектов возникают дискуссии, благодаря которым общество получает еще большую возможность для глубокого ознакомления с будущим законом. В этом свете выглядят неубедительными выводы В. П. Малкова о том, что «населению… не обеспечивается возможность своевременного ознакомления с законом»1. О подобном говорит Алексеев: «Если… при утверждении нормативного акта не устанавливается специального срока для его введения, то применяются особые правила, регламентирующие общий порядок вступления нормативных актов в силу, который в то же время означает и порядок введения их в действие»2.

При осуществлении общего порядка возможны два варианта: одновременное или постепенное вступление правового акта в силу. Второй вариант означает разделенное во времени вступление акта в силу на тех территориях государства, в которых данный акт получил распространение.

Такая система действует, как правило, в тех странах, в которых слабо развиты средства массовой информации и системы связи. Скажем, подобный порядок действовал в СССР вплоть до середины 1958 года на основании постановления ЦИК и СНК СССР от 6 февраля 1925 г. «О времени вступления в силу законов и распоряжений Правительства Союза ССР, а равно распоряжений ведомств Союза ССР»1. Одновременное вступление актов в силу имеет преимущества: создается единый правовой режим на территории всей страны, отпадает ряд трудностей практического характера. В России для общих случаев используется именно такой порядок#G0. Следовало бы, впрочем, сказать, что в основном сегодняшняя практика заключается в закреплении времени введения в действие в самих законах.

Второй характеризующий момент – утрата нормативно-правовым актом юридической силы. А. А. Белкин характеризует ее как «прекращение компетентным субъектом сохранения своего волеизъявления на поддержку юридических норм, ранее установленных данным актом»2. В результате утраты юридической силы из правовой системы законодателем изымаются именно нормы, а не возникшие на их основе правоотношения. Об этом говорит тот факт, что даже потерявший силу акт в ряде случаев (как правило, в случае длящихся правоотношений) может продолжать действовать. С другой стороны, обладающий юридической силой акт может реально не применяться, т. е. прекратить свое действие. Окончание действия правового акта — «официально заявленное окончание случаев возникновения (изменения, прекращения) предусмотренных актом правоотношений»3, что означает не прекращение возникших на основании закона правоотношений, а, скорее, недопущение новых. При этом имевшие место правоотношения могут продолжаться в каком-то новом качестве, не теряя юридического значения. Их регуляция может происходить на основе ультраактивного действия закона (иначе – переживания) при наличии соответствующих норм права, оговаривающих это. Основными обстоятельствами утраты правовыми актами силы можно считать истечение срока, если таковой был оговорен, прямую отмену акта другим актом, изданным органом с соответствующим уровнем компетенции, и фактическую отмену, когда действовавший ранее акт замещается новым, действующим в той же сфере. В последнем случае нормы старого закона утрачивают силу с момента введения новых норм, регулирующих те же отношения, что и прежние. Такой способ, впрочем, создает ряд неудобств, в частности, «смесь» между старыми и новыми нормами; необходимо систематизировать нормы актов, признавать те или иные части нормативных актов действующими или недействующими и т. д. Как правило, с тем, чтобы избежать неудобства, в самом нормативном акте содержатся нормы, отменяющие те или иные устаревшие акты, т. е. фактическая отмена дополняется прямой. Например, уже упоминавшийся Семейный кодекс РФ в части 2 статьи 168 признаёт утратившим силу Кодекс о браке и семье РСФСР за исключением раздела IV «Акты гражданского состояния» в части, не противоречащей Семейному кодексу «впредь до принятия федерального закона об актах гражданского состояния.

Для части правовых актов существует возможность фактического прекращения действия ввиду исчезновения предмета регулирования. Такие акты не теряют свою силу автоматически и должны быть отменены в установленном порядке законодателем.

Отдельно следует сказать о вступлении в силу и утрате юридической силы индивидуальными правовыми актами. Судебные решения вступают в силу в обычном порядке через десять дней с момента оглашения решения (приговоры – через семь). Акты Президента, не носящие нормативного характера, на основании Указа Президента Российской Федерации «#G0О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» вступают в силу с момента подписания. Для индивидуальных правовых актов характерна одна специфическая особенность: установив определенное юридическое состояние, они прекращают свое действие, но сохраняют свою силу. Эта сила может быть утрачена лишь в случае прямой отмены либо истечения оговоренного срока (если таковой имел место). Акты толкования и нормативные договоры ведут себя подобно законам, хотя последние не могут потерять силу фактически.

<

Действие правового акта во времени связано не только с приобретением или утратой им юридической силы. Существует еще несколько принципов, связанных с периодической заменой одних нормативных актов другими и позволяющих прослеживать действие актов в «цепочке» взаимозаменяемости. Таких принципов обычно называют три: немедленное действие правового акта, обратная сила (ретроактивность) нормативно-правового акта и сохранение действия (ультраактивность, или «переживание») нормативно-правового акта.

С. С. Алексеев говорит о немедленном действии нормативно-правового акта как о принципе, согласно которому «новый нормативный акт немедленно распространяется на все существующие отношения… как бы «рассекает» длящееся отношение»1, при этом понимая этот принцип как действие, направленное «вперед» и приводящее «к возникновению юридических последствий лишь в связи с теми фактами, которые возникли после вступления в силу данного нормативного акта»2. К. И. Комиссаров говорит о том, что «новый закон начинает «работать» немедленно с момента введения его в действие», причем «его сила распространяется лишь на последующие факты, права и обязанности»3, т. е. только на последующие правоотношения. К примеру, по этой концепции правоотношения, возникшие между работником и работодателем, будет всегда управляться законом, существовавшим на момент заключения договора найма. Противоречие налицо. В этом случае вполне резонно поставить вопрос о том, насколько «немедленно» подобное немедленное действие, если оно распространяется в перспективу. В этой ситуации Д. Н. Бахрах совершенно справедливо настаивает на выделении такого типа действия новой нормы во времени, как перспективное, распространяющееся «на факты, возникшие после вступления ее в силу, порождающие новые правоотношения»1. При таком подходе немедленное действие понимается как распространяющееся «на факты прошлого и раннее возникшие правоотношения, изменяющие права и обязанности их участников с даты вступления ее в силу», обратное – «на правоотношения, которые возникли до ее вступления в силу: с какой-то более ранней даты или… с момента их возникновения»2. В этой концепции обратной силой правовой нормы считается ее ревизионная сила, т. е. та обратная сила, которая пересматривает уже сложившиеся юридические факты, закончившиеся правоотношения; простая обратная сила, понимаемая как «распространение нового нормативного акта на факты «прошлого», по которым окончательные юридические последствия еще не наступили»3, переходит по сути в область немедленного действия. Это связано с пониманием простой обратной силы: так, простая обратная сила распространяется на начавшиеся, но не закончившиеся правоотношения, не отрицая самого факта их возникновения. Согласно концепции Д. Н. Бахраха, так ведет себя закон согласно немедленному действию. Требует корректировки и известный принцип «Закон обратной силы не имеет»: закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, «не может иметь не только обратного, но и немедленного действия»4.

Применительно к старой норме Д. Н. Бахрах предлагает следующую схему: норма «переживает себя, если продолжает регулировать отношения, которые возникли на ее основе и после даты вступления в силу новой; немедленно прекращает действие на все отношения, которые регулировала, с даты утраты ею силы; досрочно прекращает действие на отношения, которые раньше регулировались ею, а впоследствии стали регулироваться новой нормой с обратной силой»1.

Особо следует упомянуть о так называемой обратной силе правового акта. Общее мнение по этому вопросу состоит в том, что обратная сила – исключение из правил, имеющее право на существование лишь в случаях смягчения закона2. Выделяют несколько вариантов придания закону обратной силы. Это может быть «молчаливое» придание нормативно-правовому акту обратной силы, когда закон обладает обратной силой по своему смыслу (например, статья 5813 Уголовного кодекса РСФСР 1926 г.). Обратная сила может быть дана разъяснительным законам. Возможно также прямое указание законодателя о придании закону обратной силы и придание закону обратной силы коллизионной нормой3. Другое дело, нужно ли такое своеобразное исключение из немедленного действия, как обратная сила, допустимы ли исключения даже «в целях более гибкого правового регулирования, более лучшего сочетания интересов государства и граждан». Приведенный выше пример из Уголовного кодекса РСФСР ясно показывает, как может использоваться обратная сила. По этой статье любые «активные действия или активная борьба против рабочего класса и революционного движения, проявленные на ответственной или секретной (агентура) должности при царском строе»4 подлежали наказанию в виде или расстрела или объявления «врагом трудящихся» с лишением имущества, прав гражданства и высылкой за пределы страны (учитывая то, что понятие активной борьбы против рабочего класса не определено вообще). Это притом, что на период совершения деяний таковые не считались преступными. Подобные законы дают простор в давлении на практически любого члена общества и, фактически, легализуют произвол власти. С. С. Алексеев упоминает о возможности разового распространения действия правовых актов на прошлое, например, в том случае, если действующий обратно акт был на момент возникновения отношения принят, опубликован, но не был введен в действие1. Действительно, такая ситуация в принципе может возникнуть, но тут следовало бы, скорее, применить старый закон, а при его отсутствии – не применять вовсе. Так или иначе, на применение закона «назад» обязательно должно быть дано разрешение компетентного государственного органа. Справедливости ради надо сказать и о положительном характере обратной силы. Например, норма, закрепленная в части 2 статьи 54 Конституции РФ говорит о том, что «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон». Это очень ценное в силу своего гуманного характера положение.

Можно выделить ряд норм, регулирующих действие закона во времени. Помимо уже упомянутой нормы об обратном действии смягчающего ответственность закона, можно сказать об аналогичной в отношении коллизии законов: в случае конкуренции законов, предусматривающих различные виды наказаний за однородные деяния, должен применяться более мягкий закон. Правомерность или противоправность поступков определяется согласно законам, действовавшим на момент деяния (хочется вновь упомянуть о статье 5813 УК РСФСР от 1926 года: вопиющий пример антидемократичной нормы права). Можно также выделить очень важную норму: закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет1.

Итак, в действии правовых актов во времени выделяют два основных момента: вступление в силу и утрату юридической силы. Для объемных и сложных нормативно-правовых актов от вступления в силу отделяют введение в действие: это служит лучшему осмыслению обществом нового закона, подготовлению соответствующих общественных отношений, и, тем самым, соблюдению презумпции знания закона. Также выделяется несколько типов действия правовых актов во времени. Как правило, называют три: принцип немедленного действия, обратное действие и «переживание». Но подобная классификация имеет ряд недочетов. Сейчас некоторые ученые склонны выделять шесть типов действия, по три для старого и нового правовых актов. Это – обратное действие, немедленное действие и перспективное действие для нового закона и, соответственно, досрочное прекращение действие, немедленное прекращение действия и «переживание» – для старого.

 

1.2. Действие правового акта в пространстве

 

Другим немаловажным аспектом действия правового акта является его действие в пространстве. Он позволяет определить пространственные пределы действия закона, сделать различие между актами различных государств, законом государства и международным актом, наконец, между общегосударственной и локальной нормами.

Пределы действия нормативных правовых актов в пространстве — это ограничение действия нормативного акта только той территорией, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующего правотворческого органа. Эти пределы определяются на основе территориального и экстерриториального принципов.

В соответствии с территориальным принципом действие нормативного правового акта распространяется на всю территорию в пределах государственных или административных границ деятельности правотворческого органа.

Так, федеральные законы и иные нормативные акты федеральных органов власти действуют на всей территории России, акты субъектов РФ — только на территории этих субъектов РФ, а акты муниципальных образований применяются только в границах этих административных единиц.

Экстерриториальность действия нормативного правового акта означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территориальных границ деятельности этого субъекта. Иными словами, применение на территории Российской Федерации законодательства иностранных государств в некоторых случаях допускается, но лишь настолько, насколько это допускается национальным законодательством и определено в межгосударственном соглашении.

Например, в соответствии с законодательством Российской Федерации при рассмотрении гражданских споров по поводу имущества суд должен применять правовые акты тех иностранных государств, на территории которых находится спорное имущество1.

В связи с этим, введем понятие территории государства. Это – часть территории земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства, составными частями которой являются сухопутные, водные, подземные и воздушные пространства, а также приравненные к ней объекты2.

В целом можно подразделить правовые акты на общегосударственные, действующие на всей его территории, на действующие на части территории и на международные, распространяющиеся на ряд государств. Следует сказать, что международные договоры не могут приниматься государством без его согласия; тем самым соблюдается государственный суверенитет. Договор, как правило, принимается согласно установленной процедуре законодательным органом и вступает в силу как часть правовой системы государства. В Конституции РФ, например, говорится о месте договора: при том, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу», «если международным договором… установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора»1. Это означает, что в Российской Федерации такой договор по своей юридической силе стоит всего порядком ниже Основного закона. Таким образом, соблюдаются начала суверенитета. При этом международные договоры России «являются составной частью ее правовой системы»2. Аналогичные нормы содержатся, например, в Основном законе ФРГ: «Общие нормы международного права являются составной частью права Федерации»3. Таким образом, можно говорить о включении международного права в право конкретных государств и действии напрямую на их территории как «родного».

К правовым актам, действующим на всей территории данного государства, в первую очередь можно отнести конституцию (при ее наличии), а также законы, в которых не оговаривается действие на каких-либо определенных территориях. В качестве примера можно привести Конституцию РФ. К правовым актам, действующим на определенной территории, можно отнести отдельные положения законов, относящиеся к определенной территории (например, в случае федерации – к ее субъекту), собственные акты отдельных территориальных единиц (например, субъектов федерации), акты местного самоуправления и локальные нормы права. Действуют повсеместно акты толкования, если касаются повсеместно действующих законов, договоры, если в них самих не оговорена определенная территория действия, индивидуальные правовые акты, если в них прямо или по смыслу не заложено какое-либо ограничение по пространству.

В качестве примера закона, действующего на определенной территории, можно взять закон о введении на какой-либо территории чрезвычайного положения. Такого рода акты исходят, как правило, от центральной власти и не подпадают под юрисдикцию субъекта федерации (если государство – федеративное. В случае унитарного государства о собственном законодательстве отдельных территорий не может идти речи). Правовой акт субъекта федерации – его устав (конституция – в случае республики), акты (решения), принятые законодательным органом субъекта в соответствии с уставом (например, решения Новосибирского областного Совета Депутатов). Как указано в Конституции РФ, субъекты федерации вне полномочий федерации и вне пределов совместного ведения федерации и ее субъектов обладают всей полнотой власти. Органы местного самоуправления (муниципалитеты, районные и поселковые советы и т. д.) издают акты, регулирующие «решение… вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью»1. Наконец, локальные нормы действуют в пространстве согласно с функциями, осуществляемыми организацией. Замечено, что территория для локальных норм важна постольку, поскольку на ней ведется трудовая деятельность, и в соответствии с этим в самих нормах предприятий координаты пространства указываются как «рабочее место», «строительная площадка», «территория завода» и так далее2.

Действие правовых актов в пространстве ограничено территорией государства. Международные договоры применяются, но как часть системы права данного государства. По юридической силе они подчиняются основному закону, но, как правило, являются верховенствующими по отношению к законам. Законы, в свою очередь, распространяют свое действие на всю территорию государства, хотя могут действовать и на определенной территории государства. В федерациях субъекты выпускают свои правовые акты по предметам своего ведения; эти законы действуют только на территории данного субъекта. Кроме того, правовые акты вправе издавать органы местного самоуправления (действуют на территории поселения либо на ее части) и организации (действуют на территории т. н. рабочего места).

 

1.3. Действие правовых актов по кругу лиц

 

По общему правилу признается, что нормативные правовые акты распространяются на все лица, находящиеся на территории действия данного нормативного правового акта и являющиеся субъектами отношений, им предусмотренных, в том числе распространяются на иностранных лиц и лиц без гражданства, действующих или проживающих на данной территории. Пространственно ограниченные акты распространяются на лиц, находящихся на определенной территории, а конституция распространяется на каждого гражданина на всей территории государства.

Действию закона подлежат не только граждане данного государства, но и иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на государственной территории. В данном случае закон распространяется и на них. Однако существует исключение из этого правила для лиц, обладающих экстерриториальностью, то есть внеземельности. Он действует в отношении некоторых иностранных граждан, в частности, дипломатов. Согласно ему иностранцы несут ответственность за совершенные правонарушения по законам родной страны. Вместе с тем иностранцы и лица без гражданства не могут участвовать в ряде правоотношений, например, служить в армии и т. д. Признак территории достаточно условен и для граждан данного государства. Скажем, российские граждане за границей подчиняются не только законам страны пребывания, но и российским законам: например, они должны быть приписаны к определенному призывному участку в России, имеют право избирать и быть избранными в Российской Федерации и т. д. С другой стороны, некоторые правовые акты распространяются только на определенных лиц. Например, уголовная ответственность за воинские преступления распространяется только на военнослужащих. Специальный характер могут носить и отдельные подзаконные нормативные акты. Действие локальных норм ограничено кругом работников предприятия. В индивидуальном правовом акте круг субъектов оговаривается особо.

Правовые акты действуют по кругу лиц на всех граждан на территории данного государства. Он может также распространяться на иностранных граждан и лиц без гражданства за исключением лиц, обладающих экстерриториальностью. Также правовые акты могут действовать только на определенную группу, категорию лиц, либо, в случае индивидуального правового акта, на конкретно указанных лиц. Таким образом, главных оснований действия закона по кругу лиц два: по принадлежности к государству и по принадлежности к какой-либо определенной группе лиц, на которую распространяется действие данного акта.

 

1.4. Действие правового акта по предмету

 

Пределы действия нормативных актов по предмету определяются кругом общественных отношений, которые урегулированы данным актом, отраслью законодательства, к которой он относится, и разновидностью (общие или специальные) содержащихся в нем правовых норм.

Необходимо отметить, что действие правового акта по предмету весьма мало рассматривалось в научной литературе. Можно выделить работу С. С. Алексеева «Государство и право. Начальный курс», но, к сожалению, этот труд носит скорее учебный, чем научный, характер. В целом же отдельные положения нащупываются в литературе, но неопределенно и в контексте других вопросов.

Пределы действия правового акта по предмету, по словам С. С. Алексеева, определяются тем, на какой предмет – круг общественных отношений – распространяются нормы, содержащиеся в данном законе, и к какой разновидности они относятся – общим, отраслевым, специальным1. Понимается, что под общими подразумеваются те законы, которые содержат нормы, имеющие наибольший радиус действия. Соответственно, мы должны сказать о различии норм по сфере действия на общие и специальные.

Общими нормами считаются такие предписания, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или бóльшую часть институтов соответствующей отрасли права, и тем самым служат целям правовой регламентации широкого круга общественных отношений определенного рода2. Общие нормы могут быть как специфически отраслевыми, так и межотраслевыми. В отличие от них специальными считаются «нормы, действующие только в пределах отдельного вида отношений»3. Таким образом, отраслевые правовые акты содержат преимущественно общие, касающиеся данной отрасли, определенного рода отношений, нормы, а специальные регулируют определенные виды отношений внутри отрасли. Тогда общие законы – такие нормативно-правовые акты, которые содержат наиболее общие нормы, имеющие в основном межотраслевое значение и близкие к правовым принципам.

Подобные правовые акты не ограничиваются одной отраслью, а стараются развить свое влияние на большинство общественных отношений, хотя и в самой общей форме. Такая специфика свойственна конституциям. Разумеется, что общие нормы не могут детально регулировать отношения, поэтому в рамках отраслях создаются ограниченные в действии отраслевые законы, которые, однако, обладают внутри нее всей полнотой действия. Однако зачастую и такие нормативные акты не могут регулировать всю полноту общественных отношений, поэтому для каждого из наиболее значимых их видов создается регулирующий его специальный акт, не противоречащий отраслевому, но раскрывающий его. Таким образом, создается своеобразная пирамида, во главе которой – общий закон, под ним – несколько не противоречащих ему отраслевых законов, раскрывающих его общие положения, а основу пирамиды составляют специальные законы, действующие применительно к конкретным видам отношений на основе отраслевого права и общих законов, касающихся регулируемого вопроса. При этом следует заметить, что индивидуальные правовые акты можно отнести к специальным. В самом деле, такой их подвид, как акты толкования, своим предметом имеет, как правило, нормы некоторого закона, показывая, как эти нормы необходимо применять на практике. В англосаксонской правовой системе развито так называемое прецедентное право, возникшее на основе правоприменительных актов высших судебных инстанций, которое при рассмотрении конкретных (но в какой-то мере общих) случаев позволяет имевшее место правоприменительное (конкретное) решение использовать в качестве нормативного акта, применяя его в ситуациях, аналогичных имевшему место.

Нормы Конституции РФ имеют неограниченное действие по предмету — они прямо распространяются на все правовые отношения, возникающие в государстве.

Действие отраслевых кодексов и законов ограничено рамками предмета данной отрасли законодательства. Так, в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса нормы гражданского законодательства применяются к имущественным и личным неимущественным отношениям между равноправными субъектами и не распространяются на имущественные отношения, основанные на властном подчинении, — налоговые, финансовые, административные.

Из этого правила есть исключения, когда закон предусматривает возможность применения положений одной отрасли законодательства для отношений, урегулированных другой отраслью. Например, согласно ст. 11 Налогового кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в настоящем Кодексе, если им не дано определение в самом Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.

В границах одной и той же отрасли законодательства действует приоритет специальных норм перед общими.

Суть этого правила в следующем. Нормативный акт может содержать общие положения по определенному кругу общественных отношений (например, по отношениям, связанным с заключением и исполнением договора купли — продажи) и одновременно предусматривать особые, специально установленные для конкретных случаев правила (например, по купле — продаже недвижимости). В ситуациях, касающихся этой конкретной разновидности отношений, в первую очередь будут применяться специальные нормы. Так, согласно ст. 454 Гражданского кодекса к договору купли — продажи недвижимости как к разновидности договоров купли — продажи общие положения о купле — продаже применяются, если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса об этом виде договора.

Итак, по предмету действия законы разделяют на общие, отраслевые и специальные. Общими являются, как правило, конституции и иные основополагающие законы. Отраслевые законы связаны с определенным родом отношений, отраслью права. Наконец, специальными являются законы, регулирующие различные виды отношений, уточняя и конкретизируя отраслевые и общие законы, но не противореча им.

 

 

    

 

2. НОРМАТИВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ

 

Под юридическими коллизиями понимается расхождение между отдельными нормативными правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий1. При таком столкновении необходимо определиться, какой нормативно-правовой акт будет действовать в конкретной ситуации.

Для действующего российского законодательства вопрос о разрешении возникающих противоречий между отдельными нормативными правовыми актами стоит особенно остро как по объективным, так и по субъективным причинам.

Экономическое, политическое, культурное, техническое развитие приводит к появлению принципиально новых общественных отношений и, как следствие, к фактическому устареванию действующих законов, а также к их замене новыми нормативными актами. Однако на определенном этапе может возникнуть ситуация, когда новые законы еще не появились, а действующие уже не соответствуют сложившимся в обществе отношениям. Так, например, некоторые акты Союза ССР, фактически утратившие свою актуальность, официально на сегодняшний день не отменены. В таких случаях юридические коллизии практически неизбежны2.

Масштаб территории, федеративное устройство, изменения экономической ситуации объективно обусловливают возникновение нормативных противоречий в Российской Федерации — между федеративным законодательством и законодательством субъектов Федерации, между актами представительных и исполнительных органов власти.

К субъективным причинам коллизий относятся такие, которые зависят от воли и сознания людей — политиков, законодателей, представителей власти. Это, например, низкое качество законов, пробелы в праве, непродуманность или слабая координация нормотворческой деятельности, непродуманность правового материала, отсутствие должной правовой культуры, юридический нигилизм, социальная напряженность, политическая борьба и др.

Все это делает юридические коллизии в какой-то мере неизбежными и естественными. Более того, по мнению Ю.А. Тихомирова, было бы упрощением оценивать их только как сугубо негативные явления. «Коллизии нередко несут в себе и положительный заряд, ибо служат свидетельством нормального процесса развития или же выражают законное притязание на новое правовое состояние»1.

В современной науке коллизию определяют как «отношение между нормами, выступающее в форме различия или противоречия при регулировании одного фактического отношения» . Скажем о двух основных способах разрешения коллизий. Первый – отменить один из коллидирующих актов, или, в случае, если их количество больше двух, отменить несколько, оставив только один, либо отменить соответствующие нормы, оставив в качестве регулятора нормы одного определенного. Но это мало приемлемо. Другой способ состоит в создании определенных коллизионных норм, регулирующих действие того или иного акта по данному вопросу, устанавливающих приоритет действия.

Всего выделяют четыре вида коллизий: темпоральные, пространственные, иерархические (субординационные) и содержательные. Соответственно выделяются коллизионные нормы – темпоральные, пространственные, иерархические (субординационные) и содержательные.

Темпоральная коллизия представляет собой «конфликт юридических правил, происходящий в результате издания в разное время по одному и тому же вопросу двух или более норм права»1. Подобное может происходить по причине того, что имело место повторение норм во времени. Например, по причине незнания о существовании нормативно-правового акта, регулирующего определенный круг отношений, был принят дублирующий акт. Также такая коллизия может произойти при фактической отмене правового акта другим, когда неясно, в какой части нормы одного перекрывают соответствующие нормы другого, и перекрывают ли вообще. В такой ситуации сложилась следующая коллизионная норма, регулирующая действие законов во времени: последующий закон отменяет предыдущий (lex posterior derogat priori). Таким образом, коллизия, сложившаяся между двумя (или более) нормативными актами, одинаковыми по юридической силе и предмету действия, но принятыми в разное время, решается в сторону последнего.

Коллизия норм в пространстве рассматривается как «конфликт норм, чаще всего возникающий в результате того, что одно фактическое обстоятельство может быть урегулировано правовыми нормами, действующими на разной территории»2. Среди причин этой коллизии можно назвать «протяженность» фактического обстоятельства, когда некоторое правоотношение начинается в одном государстве, находит продолжение во втором и, например, заканчивается в каком-то третьем. Так могло быть в Советском Союзе, когда в его составе существовали республики, имевшие свое собственное законодательство по многим вопросам, например, уголовное. Либо возможно изменение самой территории. По этому типу коллизий существует масса коллизионных норм, относящихся к различным отраслям права, различным отношениям и так далее (например, закон гражданства лица, закон места совершения сделки, закон места нахождения вещи, закон места заключения брака и т. п.). Естественно, что территории одного государства изменяются сравнительно редко; пространственные коллизионные нормы в основном действуют в международном праве, и устанавливают, нормы права какого государства действуют по конкретным случаям. Международные коллизионные нормы подразделяются на односторонние, устанавливающие то государство, нормам которого и подлежит регулирование данного круга отношений, и двусторонние, содержащие общий принцип, согласно которому определяется, законы какого государства подлежат применению.

Иерархические коллизии возникают тогда, когда регулирующие одни и те же отношения правовые акты, принятые в одно время, различаются по юридической силе. Соответствующая норма гласит: правовой акт с высшей юридической силой отменяет акт с низшей. По этой причине, например, подзаконный нормативно-правовой акт не может противоречить закону, обладающему по отношению к подзаконному акту высшей юридической силой.

Содержательная коллизия представляет собой «конфликтное отношение действующих одновременно и на одной территории предписаний равной юридической силы, возникающее в результате частичного совпадения объемов регулирования и обусловленное спецификой регламентирования общественных отношений»1. То есть, данные коллизии возникают по причине смешения действия по предмету двух или нескольких норм. Соответственно коллизия возникает между общими и специальными нормами права. Здесь действует коллизионная норма, устанавливающая приоритет специального закона: специальный закон отменяет действие общего (lex speciali derogat legi generali).

Нередко происходит такое явление, как совпадение коллизий, так сказать, «коллизия коллизионных норм». Соответственно, подобные ситуации должны находить свое разрешение. Так, может происходить смешение темпоральной и иерархической коллизионных норм. Это случается в случае, когда первый изданный акт имеет высшую относительно второго юридическую силу, и, следовательно, должен действовать, но существует такая норма, как «последующий закон отменяет предыдущий», и в соответствии с ней должен действовать последний закон. В таких случаях приоритет отдается иерархической норме. Это вполне объяснимо: нормативно-правовой акт, имеющий высшую относительно другого акта юридическую силу, принимается более высоким в государственной иерархии органом с соответствующей компетенцией. Скажем, федеральный закон, принятый Федеральным Собранием, по юридической силе всегда выше, чем указ Президента. Соответственно, указ Президента, даже изданный позже федерального закона, не может прекратить действие закона.

Аналогично разрешается совпадение темпоральной и содержательной коллизионных норм, когда первый нормативный акт является специальным, а второй – общим. Согласно темпоральной норме, действовать должен второй, более поздний, содержательная же говорит о преимуществе специальной нормы. В таких случаях приоритет, как правило, отдается содержательной норме. Это и понятно: специальные нормы более детально, подробно регулируют свою сферу общественных отношений, чем это делают общие.

Более сложен вопрос о совпадении иерархической и специальной коллизионных норм. Здесь нет установленного порядка, хотя есть мнение, что «в той ситуации, когда нижестоящий нормотворческий орган не уполномочен издавать специальные (исключительные) нормы и тем самым решать какие-то вопросы по-иному, должно действовать правило lex superior derogat priori»1. В остальных случаях действует содержательный принцип.

В случае совпадения темпоральной, иерархической и содержательной коллизий решение происходит по предыдущему случаю, то есть темпоральная норма в данном случае не имеет значения.

Нередко нормы права сталкиваются между собой, касаясь одного предмета регулирования. Возникает коллизия правовых норм. В таких случаях законодатель может исключить определенные нормы или же воспользоваться коллизионными нормами для урегулирования конфликта. Коллизионные нормы бывают четырех видов: темпоральные, пространственные, иерархические (субординационные) и содержательные.

На уровне практического правоприменения соответствующие органы и должностные лица при обнаружении коллизий обычно руководствуются следующими правилами:

а) если противоречат друг другу акты одного и того же органа, но изданные в разное время, то применяется последний по принципу, предложенному еще римскими юристами: позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится;

б) если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой (например, закон и указ, указ и правительственное постановление, постановление Правительства и акт отраслевого министерства), т.е. за основу берется принцип иерархии нормативных актов;

в) если расходятся общий и специальный акты одного уровня (коллизии по горизонтали), то применяется последний; если разного уровня (коллизии по вертикали), то общий. Подобные акты или нормы иногда называют конкурирующими. Например, в Конституции РФ есть норма о несменяемости судей Конституционного Суда, а в специальном законе об этом Суде установлен 12-летний срок. Действует последний.

В целом способами разрешения коллизий являются: 1) толкование; 2) принятие нового акта; 3) отмена старого; 4) внесение изменений или уточнений в действующие; 5) судебное, административное, арбитражное рассмотрение; 6) систематизация законодательства, гармонизация юридических норм; 7) переговорный процесс, создание согласительных комиссий; 8) конституционное правосудие. Некоторые из этих способов используются одновременно. Существуют также международные процедуры устранения конфликтов.

Конституция предусматривает право Президента РФ приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, если они противоречат Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушают права и свободы человека, до решения вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85). И это тоже способ устранения конфликта.

Попытаемся кратко охарактеризовать правовой режим предотвращения и устранения юридических коллизий, рассмотрев прежде всего его составные элементы.

Первый элемент — легальное признание юридических коллизий как явлений, возникающих, существующих и проявляющихся в различных формах. В Конституции РФ, конституциях республик и уставах других субъектов Федерации, в законах, указах и актах правительств фиксируются виды юридических коллизий. В одних случаях они содержатся внутри частей общих тематических актов, их разделов и глав, в других — в специализированных актах типа АПК РФ и УК РФ.

Второй элемент — точное определение участников отношений, возникающих в коллизионных процессах и ситуациях. Ими могут быть граждане, государственные органы всех уровней, предприятия и учреждения, общественные объединения. Распространенность юридических коллизий и подчас их невидимая масштабность объясняют массовый характер участников, которые должны действовать строго в рамках своей компетенции.

Третий элемент — право признает юридические коллизии нежелательными и вводит условия их недопущения — действие в рамках закона, соблюдение процедур, запреты и т.д., а допуская, — вытесняет. Такова формула правового воздействия на коллизионные процессы.

Четвертый элемент связан с регулированием тех или иных видов юридических коллизий. Как уже отмечалось, к ним имеют отношение, по сути дела, все отрасли законодательства. При наличии общих, типичных коллизий типа столкновений законов и подзаконных актов в каждой отрасли можно обнаружить также специфические коллизии. К примеру, в конституционном праве допускается введение различных государственных состояний, режимов в условиях угрозы, посягательств на конституционный строй, территориальную целостность государства, благополучие его граждан. Таков смысл законов о чрезвычайном, положении, об обороне, о безопасности, о государственной границе. В частности, чрезвычайное положение как любой правовой режим деятельности вводится для скорейшей нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка, устранения угрозы безопасности граждан. Охрана государственной границы как составная часть государственной системы обеспечения безопасности включает такие меры, как недопущение противоправного изменения прохождения границы, соблюдение ее режима, защита интересов личности, общества и государства от внешних угроз.

В гражданском законодательстве подробно регулируются юридические состояния физических и юридических лиц и способы предотвращения их противоправного изменения, защиты. Таков, например, механизм возмещения вреда. В гражданском, трудовом, уголовном, семейном законодательстве не одинаков возраст, по достижении которого гражданин может быть привлечен к ответственности.

Пятый элемент — установление легальных процедур разрешения коллизий, рассмотрения юридических споров. Подробнее об этом было сказано выше.

Шестой элемент — наличие управомоченных органов для предотвращения и устранения юридических коллизий. Напомним, что действуют законы о Конституционном Суде, об арбитражных судах, о статусе судей, о милиции, о федеральных органах государственной безопасности, о внутренних войсках.

Наконец, в качестве седьмого элемента правового режима можно назвать нормативные и правозащитные меры преодоления коллизий, устранения нарушений законности, восстановления прежнего состояния или статуса юридических и физических лиц.

Несомненно, правовой режим служит своего рода оболочкой коллизий. Его знание и умелое использование позволяет своевременно разрешать юридические коллизии.

Юридические коллизии, политические неурядицы подрывают основы порядка и стабильности в обществе, деформируют правосознание людей, создают критические ситуации, социальную напряженность. Подобные катаклизмы — признак невысокой правовой культуры, процветающего на всех уровнях юридического нигилизма. Поэтому их необходимо по возможности не допускать, профилактировать, а если они все же возникают — своевременно снимать с помощью выработанных для этого механизмов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция РФ. М., 1993.
  2. Алексеев С. С. Государство и право. Начальный курс. М., 2003.
  3. Алексеев С. С. Проблемы теории права. Курс лекций. М, 2004. Т. 2.
  4. Архипов С. И. Понятие и юридическая природа локальных норм права // Известия вузов. Правоведение. 1987, № 1.
  5. Бахрах Д. Н. Действие правовой нормы во времени // Советское государство и право, 1991, № 2.
  6. Белкин А. А. Юридические акты: обладание силой и действие // Известия вузов. Правоведение. 2000, № 5
  7. Власенко Н. А. Коллизионные нормы в советском праве. Иркутск, 1984
  8. Гаврилов О. А. Системный анализ и моделирование механизма действия правовой нормы. – Системный анализ, управление и право. М., 1979.
  9. Общая теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева М., 2001.
  10. Комиссаров К. И. Задачи судебного надзора в сфере гражданского судопроизводства. Свердловск, 1971.
  11. Конституции буржуазных государств. М., 1982.
  12. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 2003.
  13. Малков В. П. Опубликование и вступление в силу федеральных законов, иных нормативных актов // Государство и право. 1998. № 3
  14. Медведев А. М. Правовое регулирование действия закона во времени // Государство и право, 1995, № 5
  15. Нормы советского права: проблемы теории. Саратов. 1987.
  16. Паршин А. Что такое государство? Научное исследование природы государства. СПб., 1997.
  17. Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2002.
  18. Советский юридический словарь. М., 1974
  19. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. М., 1995.
  20. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 2001.
  21. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. Саратов, 1995.
  22. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Манько. — М.: ЮристЪ, 1997
  23. Тилле А. А. Действие советского закона во времени и пространстве. Автореферат докторской диссертации. М., 1966.
  24. Тихомиров Ю. А. Действие закона. М., 2000.
  25. Тихомиров ЮА. Юридическая коллизия: власть и правопорядок // Государство и право. 1994. № 1.
  26. Хропонюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993.
  27. Философский энциклопедический словарь. М., 1999.
  28. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2000.
  29. Уголовный кодекс РСФСР. М., 1950

     

     

     

 

 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.22MB | MySQL:120 | 2,230sec