Контрабанда

<

033114 0123 1 Контрабанда Актуальность темы исследования определяется тем, что расширение внешнеторгового оборота, вовлечение в него значительного числа субъектов повлекли за собой рост негативных явлений в сфере внешнеэкономической деятельности, что потребовало изменения уголовного законодательства, апробации его к изменившимся социально-политическим условиям. Одним из опасных экономических преступлений является контрабанда. В соответствии со ст. 15 УК РФ контрабанда, признаки которой содержатся в ч. 1 ст. 188 УК РФ, относится к преступлениям средней тяжести, в ч. 2 ст. 188 УК РФ — к тяжким, в чч. 3 и 4 ст. 188 УК РФ — к особо тяжким преступлениям. Преступление по статье 194 УК РФ относится к преступлениям небольшой тяжести. Контрабанда относится к преступлениям, попадающим в сферу криминальной деятельности организованных преступных групп, участниками которых становятся товаропроизводители, участники внешнеэкономической деятельности, торговые посредники, мелкие торговцы товаром, работники транспортных предприятий, таможенных служб и др. Контрабандным путем из нашей страны, как правило, вывозят: валюту, антиквариат, цветные и редкоземельные металлы, нефть и нефтепродукты, газ, лес, уголь, меха, стройматериалы, алкогольные напитки, продовольствие. Незаконно ввозятся на территорию российского государства, в частности, дешевые товары народного потребления, подержанные транспортные средства, наркотики, психотропные и сильнодействующие вещества. Наибольшее число выявленных фактов контрабанды, образующей состав соответствующего преступления, фиксируется па границах с бывшими союзными республиками, а также по всему периметру сухопутных, морских и воздушных границ России.

Цель выпускной квалификационной работы – провести исследование уголовно-правовой характеристики контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей по российскому законодательству, предложения мер по борьбе с указанными преступлениями

Задачи выпускной квалификационной работы:

– рассмотреть историю уголовной ответственности за контрабанду и уклонения борьбы от уплаты таможенных платежей;

– раскрыть объективные и субъективные признаки контрабанды и уклонения борьбы от уплаты таможенных платежей;

– дать квалификацию контрабанды и уклонения борьбы от уплаты таможенных платежей;

– рассмотреть уголовно-правовые аспекты борьбы с контрабандой и уклонением от уплаты таможенных платежей.

Методологической базой исследования являются формально-логический, исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный методы исследования.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при совершении контрабанды и в связи с уголовной ответственностью за ее совершение.

Предмет исследования — уголовно-правовые нормы об ответственности за контрабанду, их содержание, тенденции развития, судебная и следственная практика по уголовным делам о контрабанде.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, содержащих девять параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Обобщив проведенное в выпускной квалификационной работе исследование необходимо отметить, что развитие российского законодательства об уголовной ответственности за контрабанду не отличалось постоянством и стабильностью. Особенностью нормы дореволюционного законодательства был ее казуистический характер, что обусловливалось разбросанностью норм уголовного права по различным нормативным актам, неточностью в определении признаков состава преступления, Определение контрабанды, сформулированное первыми советскими нормативными актами, также было весьма нечетким. Российское законодательство содержало определение понятия контрабанды как в Таможенном, так и Уголовном кодексах одновременно, что вызывало трудности при определении признаков преступного деяния. Поэтому законодатель совершенно справедливо исключает из таможенного законодательства определение контрабанды как преступления для устранения разноречивых толкований закона и устранения трудностей при разграничении нарушений таможенных правил и преступлений. Норму об ответственности за контрабанду можно назвать традиционной, поскольку ее формирование было начато в законодательстве России до революции 1917 г., далее она была воспринята советским уголовным правом и трансформировалась в зависимости от внешней и внутренней политики государства, перейдя в обновленном виде в современное уголовное законодательство Российской Федерации.

<

Состав уклонения от уплаты таможенных платежей по своей конструкции является формальным, поскольку вред, причиняемый этим преступлениям, нельзя сводить к ущербу в виде доказанной суммы неуплаченных платежей. При «материальном» подходе не учитываются последствия в виде вреда, который причиняется основному объекту посягательства — общественным отношениям, по поводу исполнения лицом, в соответствии с порядком таможенного оформления и таможенного контроля, обязанности уплатить в установленный срок при вывозе или ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, сумму таможенных платежей, то есть правилам поведения участников внешнеэкономической деятельности.

Непосредственным объектом уклонения от уплаты таможенных платежей является обязанность лица в соответствии с правилами таможенного оформления и таможенного контроля уплатить , в установленный срок при вывозе или ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, сумму таможенных платежей.

Предметом преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, является обязательная к уплате в установленном таможенном законодательством порядке сумма денежных средств в виде (форме) таможенных платежей за вывоз или ввоз товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

Основными способами уклонения от уплаты таможенных платежей являются: недостоверное декларирование или недекларирование товаров (заявление в грузовой таможенной декларации недостоверных сведений о таможенном режиме; таможенной стоимости (занижение или завышение); стране происхождения, коде ТН АЭД товаров и др.); недоставка товара в таможенные органы назначения; использование недобросовестных фирм-перевозчиков, следующих по процедуре МДП и др.

Круг субъектов уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, обширен. В группу лиц, совершающих преступление, предусмотренное ст. 194 УК РФ, по предварительному сговору, могут входить не только декларанты, но и иные субъекты, принявшие участие в выполнении объективной стороны преступления. Под лицами, незаконно перемещающими товары через таможенную границу РФ, понимаются не только перевозчики товара и иные лица, которых ТК РФ (2003 г.) формально отнес к лицам, перемещающим товары, но и руководители и члены организованных преступных групп, которые с использованием реквизитов, печатей и уставно-регистрационных документов подставных коммерческих структур (псевдоучастников таможенных правоотношений) или подставных лиц фактически осуществляют в своих интересах незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, сопряженное с полной или частичной неуплатой в федеральный бюджет установленных таможенных платежей. Под последними предлагается понимать физических лиц, которые, организовывая незаконное перемещение товаров через таможенную границу, действовали посредством введенных ими в заблуждение граждан и организаций, непосредственно осуществляющих такое перемещение товаров.

УК России содержит три вида контрабанды:

товарную контрабанду — перемещение через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, разрешенных в гражданском (хозяйственном, предпринимательском) обороте, без цели незаконного освобождения от уплаты таможенных платежей;

экономическую контрабанду — перемещение через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, разрешенных в гражданском (хозяйственном, предпринимательском) обороте, в целях незаконного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, лицами, ответственными за уплату таможенных платежей, помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, а равно с недекларированием или недостоверным декларированием;

контрабанду запрещенных предметов, указанных в ч. 2 ст. 188 УК РФ.

Совершенствование уголовно-правовых норм в борьбе с уклонениями от уплаты таможенных платежей должно быть направлено на:

а)    дифференциацию уголовной ответственности за контрабанду путем разделения состава, содержащегося в ст. 188 УК РФ, на три, путем перенесения признаков контрабанды в ст. 188 (товарная контрабанда), ст. 194 (экономическая контрабанда) и в главу 24 УК РФ (контрабанда запрещенных предметов). Для этого из ч. 1 ст. 188 УК РФ необходимо исключить нормы об экономической контрабанде и закрепить незаконное перемещение товаров, разрешенных к гражданскому обороту через таможенную границу, сопряженное с уклонением от уплаты таможенных платежей РФ, в качестве самостоятельной нормы ст. 194 УК РФ. В диспозиции ст. 188 оставить лишь те действия, которые связаны с незаконным перемещением в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, разрешенных к гражданскому обороту. Данную статью назвать — «Товарная контрабанда» и внести некоторые изменения в санкции и примечание;

б)    криминализацию неправомерных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, после пересечения ими таможенной границы (ст. 188-1 УК РФ). Предложенная статья, признаки объективной стороны которой частично совпадают с нарушениями таможенных правил, предусмотренных ст. 16.9, 16.18 – 16.20 КоАП РФ, должна включать следующие нарушения таможенного законодательства Российской Федерации:

– выдача (передача), удержание или использование в нарушение установленного порядка товаров в крупном или особо крупном размерах, перевозимых в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита, либо помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита либо таможенный режим таможенного склада, либо имеющих статус находящихся на временном хранении;

– невывоз с таможенной территории Российской Федерации в установленный срок временно ввезенных товаров и (или) транспортных средств в крупном или особо крупном размерах;

– пользование или распоряжение товарами и (или) транспортными средствами в крупном или особо крупном размерах в нарушение таможенного режима, под который они помещены;

– пользование или распоряжение ввезенными на таможенную территорию Российской Федерации в крупном или особо крупном размерах товарами и (или) транспортными средствами в нарушение ограничений по их пользованию и распоряжению;

в) изменение действующей редакции ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица». В диспозиции ч. 1 ст. 194 УК РФ следует закрепить указание на умышленную неуплату таможенных платежей. В целях конкретизации признаков лица, совершающего или участвующего в уклонении от уплаты таможенных платежей, в ч. 1 ст. 194 УК РФ необходимо закрепить, что нарушение таможенного законодательства осуществляется лицом, на которое возложена обязанность по уплате таможенных платежей, либо лицом, выполняющим управленческие функции в организации или выступающим по специальному полномочию «от имени организации, на которую возложена такая обязанность.

Общественная опасность контрабанды весьма велика и обусловлена следующими обстоятельствами:

  • во-первых, своей распространенностью, которой способствуют криминогенные детерминанты политического, правового, социального, экономического, организационно-управленческого характера;
  • во-вторых, характером общественной опасности, который определяется широким спектром общественных отношений. К общественным отношениям, которым создается угроза причинения вреда или причиняется вред преступным посягательством, относятся экономическая безопасность, общественная безопасность, экологическая безопасность, здоровье и жизнь людей, военная безопасность, обороноспособность государства, нарушение порядка управления, основных конституционных прав граждан и др. Общественная опасность деяния определяется также содержанием преступных последствий — экономических, физических, дезорганизационных, социально-психологических и др.; причинением вреда личности, обществу, государству;

    — в-третьих, степенью общественной опасности, которая выражена в
    размере предмета контрабанды, способах совершения преступления, умышленном и длительном характере. Контрабанда, как правило, имеет отношение
    к сфере организованной преступности, что способствует вовлечению неопределенного круга лиц в эту незаконную деятельность, целью которой является получение наживы, материальной выгоды.

    Общественная опасность контрабанды велика, что признано также и мировым сообществом, поэтому изучение опыта борьбы с контрабандой зарубежных стран представляется интересным. Обобщая результаты исследования зарубежного законодательства можно сделать следующие выводы:

  • российское уголовное законодательство кодифицировано и представлено единственным законом, содержащим норму об уголовной ответственности за контрабанду, – Уголовным кодексом Российской Федерации;
  • норма об уголовной ответственности за контрабанду содержит законодательное определение понятия «контрабанда» и раскрывает признаки деяния, что исключает возможность применения закона по аналогии;
  • законодательное определение понятия «контрабанда» и размера перемещаемого товара является основанием для разграничения уголовно наказуемой контрабанды от административно наказуемой контрабанды.

    Контрабанда по ч. 1 ст. 188 УК РФ по своей сущности носит экономический характер. Именно в последние годы произошел скачок так называемой «экономической контрабанды», главная цель которой – корысть, получение максимальной выгоды. Часть 2 ст. 188 УК РФ содержит перечень предметов, частично или полностью изъятых из гражданского оборота, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через государственную границу.

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 21.46MB | MySQL:122 | 1,318sec