Общая характеристика оснований производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц в российском уголовном процессе

<

041714 0215 1 Общая характеристика оснований производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц в российском уголовном процессе

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВАНИЙ ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЛИЦ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

 

1.1. Понятие, сущность и виды иммунитета в уголовно-процессуальном законодательстве

 

Одной из современных задач российской юридической науки, нормотворческой деятельности и правоприменительной практики, связанных с утверждением новых демократических начал и созданием подлинного правового государства в России, является реальное обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина согласно принципу равенства всех перед законом и судом. В соответствии с данным принципом уголовно-процессуальный закон действует по кругу лиц в равной степени, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, образования, отношения к религии, убеждений и других факторов. В то же время действующий закон предусматривает некоторые изъятия из данного принципа, обусловленные рядом публично-правовых интересов.

В соответствии с данными изъятиями для некоторых категорий граждан предусмотрен процессуальный иммунитет, т.е. особый правовой статус, учитывающий условия и характер выполняемых ими межгосударственных, государственных и общественных функций.

Слово «иммунитет» происходит от латинского слова «immunitas» – освобождение, избавление.1

В общеупотребительном смысле термин «иммунитеты» обычно раскрывается с помощью таких близких по значению синонимов, как «особые права», «льготы», «преимущества» и т.п. Однако, в уголовном процессе данный термин используется для обозначения правовой категории и имеет юридический смысл, в первую очередь необходимо выявить его правовые признаки. В настоящее время, основываясь на положениях Конституции РФ, ряда международных договоров, Уголовно-процессуального кодекса и иных федеральных законов, можно выделить несколько видов процессуального иммунитета. В частности: дипломатический иммунитет; свидетельский иммунитет; служебный (должностной) иммунитет.

Дипломатический иммунитет действует в отношении лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью (иммунитетом от уголовной юрисдикции), и определен рядом международных договоров, ратифицированных Российской Федерации1. Особенность данного иммунитета проявляется в том, что он устанавливает не только изъятия из общего порядка судопроизводства и особые юридические преимущества для данной категории лиц, но и устанавливает их относительную неподсудность2. В соответствии с ч. 2 ст. 3 УПК особый порядок уголовного судопроизводства в отношении лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью, предполагает, что любые процессуальные действия в отношении этих лиц производятся лишь по их просьбе или с их согласия, которое испрашивается через Министерство иностранных дел Российской Федерации. Следует иметь в виду, что неприкосновенность распространяется как на членов дипломатического персонала, так и на служебные и жилые помещения, находящееся в них имущество, архивы (недопустимость осмотра, обыска и т.п.) и официальную переписку (недопустимость перлюстрации почты). Данный вид иммунитета действует до тех пор, пока аккредитующее иностранное государство не лишило дипломатической неприкосновенности соответствующее лицо и не дало ясно выраженного согласия на его привлечение к уголовной ответственности.3

Свидетельский иммунитет предоставляет лицу право без каких-либо последствий не давать показания против самого себя, своего супруга (супруги) и других близких родственников, а также в иных случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законом (п. 40 ч. 1 ст. 5 УПК, ст. 51 Конституции РФ). Лицо, являющееся свидетелем по конкретному уголовному делу, не может быть принудительно подвергнуто судебной экспертизе или освидетельствованию, за исключением случаев, когда освидетельствование необходимо для оценки достоверности его показаний (ч. 1 ст. 179 УПК). Кроме этого, свидетельский иммунитет распространяется и на некоторых иных участников уголовного судопроизводства. В частности, в соответствии с ч. 3 ст. 56 УПК не подлежат допросу в качестве свидетелей:

  1. судья, присяжный заседатель — об обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по данному уголовному делу;
  2. адвокат, защитник подозреваемого, обвиняемого — об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием;
  3. священнослужитель — об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди;
  4. член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без их согласия — об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с осуществлением ими своих полномочий.

    Данный вид уголовно-процессуального иммунитета распространяется на лиц, перечисленных в ст. 447 УПК, и представляет собой предусмотренные в законе особенности производства по уголовным делам в отношении отдельной категории лиц. К таким особенностям относятся: усложненная процедура возбуждения в отношении этих лиц уголовных дел, особый порядок привлечения их в качестве обвиняемого, задержания, применения мер уголовно-процессуального пресечения и производства отдельных следственных действий (гл. 52 УПК).

    Указанные особенности представляют собой уголовно-процессуальный институт служебного (должностного) иммунитета, нормы которого регулируют особый (усложненный) порядок уголовного судопроизводства, выражающийся в установлении изъятий из общего порядка судопроизводства и особых юридических преимуществ для отдельных категорий лиц.

    Следует, однако, иметь в виду, что институт служебного (должностного) иммунитета является смежным и взаимосвязан с одноименными институтами других отраслей права.

    В частности, статус и процессуальный иммунитет депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации определен Федеральным законом от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»1; депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации — Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»2; судьи Конституционного Суда РФ и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, а также мирового судьи — Конституцией РФ (ст. 122), Федеральным конституционным законом от 12 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»3, Федеральным конституционным законом от 23 октября 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»4, Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей Российской Федерации»5; Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, — Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий»6; кандидата в Президенты РФ — федеральным законом от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»7; Председателя Счетной палаты РФ, его заместителей, аудиторов и инспекторов Счетной палаты — Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»1; члена избирательной комиссии с правом решающего голоса в период подготовки и проведения выборов — Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»)2 и др.

    Следует отметить, что законодатель не оговаривает временные рамки, в течение которых в отношении перечисленных выше и некоторых других лиц, указанных в УПК, могут применяться процедурные особенности производства по уголовному делу. Исходя из этого, можно предположить, что предусмотренные законом особенности производства применяются в течение всего времени пребывания лица в соответствующем правовом статусе (депутата, судьи, прокурора и т.п.). Причем не имеет значения ни время совершения преступления, ни связь преступного события с выполнением служебных обязанностей. Такой вывод подтверждается и анализом большинства федеральных законов, регулирующих полномочия, в том числе устанавливающих неприкосновенность указанных должностных лиц. На это, хотя и косвенно, указывает и уголовно-процессуальный закон, определяя, что иммунитет распространяется на присяжного или арбитражного заседателя только в период его участия в осуществлении правосудия (п. 2 ч. 1 ст. 447 УПК).

    Итак, в целом о сущности и назначении иммунитетов в уголовном процессе следует отметить следующие основные положения.

    Иммунитеты в уголовном процессе представляют собой дополнительные процессуальные гарантии законности и обоснованности вовлечения указанных выше и некоторых других лиц в сферу уголовного судопроизводства и применения к ним процессуальных правоограничений.

    Однако, будучи смежным и взаимосвязанным с одноименными институтами других отраслей права и заимствуя положения последних, институты уголовно-процессуальных иммунитетов в конечном счете служат достижению общих целей этих институтов. В этом аспекте указанные иммунитеты имеют публично-правовой характер и призваны служить общественным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом отдельной категории лиц в силу осуществляемых ими государственных, межгосударственных и иных функций, ограждая их от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности и тем самым их самостоятельности и независимости.

    Своим юридическим основанием отмеченные иммунитеты имеют не принцип равенства граждан, которому очень часто их противопоставляют некоторые процессуалисты1, а другие не менее важные правила – независимость судей, разделение властей, законность и др.

     

    1.2. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.

     

    В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством (гл. 52 УПК) особый порядок производства по уголовному делу установлен в отношении следующей категории лиц:

  5. член Совета Федерации и депутат Государственной Думы (членом Совета Федерации является представитель от субъекта РФ, уполномоченный осуществлять в данном органе законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и иными федеральными законами. Депутатом Государственной Думы является выбранный в соответствии с законом представитель народа, уполномоченный осуществлять в этом органе законодательные и
    иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и иными федеральными законами)2;
  6. депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (избранный населением, проживающим на территории субъекта РФ, и обладающий в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом представитель народа, уполномоченный осуществлять свою деятельность в законодательном (представительном) органе и иные полномочия, предусмотренные Уставом субъекта Федерации и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»1);
  7. депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо органа местного самоуправления (по общему правилу к числу таковых относятся: депутаты, входящие в представительные органы местного самоуправления, избираемые на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ; глава муниципального образования, избираемый гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ; иные выборные должностные лица или должностные лица иного
    выборного органа местного самоуправления, должность и порядок избрания которых определены уставом муниципального образования, избранные непосредственно населением или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенные согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения);
  8. судья Конституционного Суда Российской Федерации, судья федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мировой судья и судья конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжный или арбитражный заседатель в период осуществления им правосудия (в связи с единым статусом судей особый порядок судопроизводства распространяется в равной степени на всех судей федеральных судов и судов субъектов РФ независимо от занимаемой ими должности (судья, председатель суда, заместитель председателя суда). Судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Следует иметь в виду, что за судьей, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу1);
  9. Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместитель и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации (Председатель Счетной палаты — должностное лицо, осуществляющее руководство деятельностью Счетной палаты и организующее ее работу в соответствии с Регламентом Счетной палаты. Назначается на должность Государственной Думой; заместитель Председателя Счетной палаты — должностное лицо, выполняющее должностные обязанности в соответствии с Регламентом Счетной палаты, исполняющее в отсутствие Председателя его функции. Назначается на должность Государственной Думой; аудиторы Счетной палаты — должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей
    федерального бюджета, объединенных единством назначения (шесть аудиторов в каждой из палат). Все указанные должностные лица назначаются сроком на шесть лет2;
  10. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания РФ, считается вступившим в должность с момента принесения присяги, назначается сроком на пять лет, полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным);
  11. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидат в Президенты Российской Федерации (Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью в отношении деяний, совершенных им в период исполнения полномочий Президента РФ. Указанная гарантия не распространяется на Президента РФ, прекратившего исполнение полномочий досрочно в случае отрешения его от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключении Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения1. Решение о регистрации кандидата в Президенты РФ принимается Центральной избирательной комиссией РФ в течение десяти дней с момента приема подписных листов и иных, необходимых для регистрации кандидата документов. Зарегистрированный кандидат утрачивает приобретенный им статус со дня официального опубликования общих результатов выборов);
  12. прокурор (Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и помощники, участвующие в уголовном судопроизводстве, — п. 31 ст. 5 УПК. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Заместители Генерального прокурора РФ назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генеральным прокурором по согласованию с органами государственной власти субъектов. Прокуроры городов, районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность Генеральным прокурором2);
  13. следователь (должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовным делам, — п. 41 ст. 5 УПК). Должности следователей предусмотрены в таких государственных органах, как: прокуратура, федеральная служба безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — ч. 2 ст. 151 УПК;

    10) адвокат (лицо, принятое в установленном порядке в члены коллегии адвокатов1);

    11) член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса (коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные федеральным законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение соответственно выборов и референдумов). В Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия РФ; избирательная комиссия субъекта РФ; избирательная комиссия муниципального образования; окружная избирательная комиссия; территориальная (районная, городская и др.) комиссия; участковая комиссия. При проведении соответствующих референдумов указанные избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума.2

    Следует иметь в виду, что должностным иммунитетом обладают и некоторые другие лица, не указанные в УПК РФ3. К ним, например, относится действующий Президент РФ, обладающий иммунитетом от уголовной ответственности за совершение общественно опасных деяний, не относящихся к категории тяжких или особо тяжких преступлений (ст. 91, 93, п. «е» ст. 102, п. «ж» ст. 103, п. 7 ст. 125 Конституции РФ).

     

    2. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЛИЦ

     

    2.1. Особенности возбуждения уголовных дел и привлечения в качестве обвиняемого отдельных категорий лиц

     

    В отношении каждой из указанных ранее категорий лиц предусмотрен свой особый порядок возбуждения уголовного дела и привлечения в качестве обвиняемого.

    Так, ст. 448 УПК предусматривает, что решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, обладающего должностным иммунитетом (их перечень содержится в ст. 447 УПК РФ), либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается:

  14. в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы — Генеральным прокурором РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, о наличии в действиях члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы признаков преступления и с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы;
  15. в отношении Генерального прокурора РФ — прокурором, на которого в соответствии с федеральным законом о прокуратуре в этом случае возлагается исполнение обязанностей Генерального прокурора РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ, о наличии в действиях Генерального прокурора
    РФ признаков преступления;
  16. в отношении судьи Конституционного Суда РФ — Генеральным прокурором РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Конституционного Суда РФ;
  17. в отношении судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, окружного (флотского) военного суда — Генеральным прокурором РФ на основании заключения коллегии, состоящей из
    трех судей Верховного Суда РФ, о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ;
  18. в отношении иных судей — Генеральным прокурором РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, военного суда соответствующего уровня, о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей;
  19. в отношении Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ — Генеральным прокурором РФ;

    7) в отношении Уполномоченного по правам человека в РФ — Генеральным прокурором РФ;

  20. в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты РФ — Генеральным прокурором РФ;
  21. в отношении депутата законодательного (представительно
    го) органа государственной власти субъекта РФ — прокурором субъекта РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа;
  22. в отношении следователя, адвоката — прокурором на основании заключения судьи районного суда или гарнизонного военного суда, а в отношении прокурора — вышестоящим прокурором на основании заключения судьи районного суда или гарнизонного военного суда по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления;
  23. в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления — прокурором субъекта РФ;
  24. в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса — прокурором субъекта РФ, а члена Центральной избирательной комиссии РФ с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта РФ — Генеральным прокурором РФ.

    Рассмотрение представления прокурора проводится с его участием, а также с участием лица, в отношении которого внесено представление, и его защитника в закрытом судебном заседании в срок не позднее 10 суток со дня поступления представления прокурора в суд.

    По результатам рассмотрения представления прокурора суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления.

    При рассмотрении вопроса о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы либо на привлечение его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, Совет Федерации или Государственная Дума соответственно, установив, что производство указанных процессуальных действий обусловлено высказанным им мнением или выраженной им позицией при голосовании в Совете Федерации или Государственной Думе или связано с другими его законными действиями, соответствующими статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, отказывает в даче согласия на лишение данного лица неприкосновенности.

    <

    Такой отказ является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу в отношении данного члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы (п. 6 ч. 1 ст. 24, ч. 4 ст. 448 УПК).

    Решение Конституционного Суда РФ, а также соответствующей квалификационной коллегии судей о даче либо об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или привлечение его в качестве обвиняемого должно быть мотивированным. Это решение принимается в срок не позднее 10 суток со дня поступления в суд представления Генерального прокурора РФ и заключения судебной коллегии о наличии в действиях судьи признаков преступления.

    Изменение в ходе предварительного расследования уголовного дела квалификации деяния, содержащейся в заключении судебной коллегии, которое может повлечь ухудшение положения лица, допускается только в рассмотренном выше порядке, установленном для принятия решения о возбуждении в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы либо судьи уголовного дела или привлечения его в качестве обвиняемого.

    В случае возбуждения уголовного дела в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Генеральный прокурор РФ в течение 3 суток направляет в Государственную Думу представление о лишении указанного лица неприкосновенности. В случае принятия Государственной Думой решения о даче согласия на лишение неприкосновенности данного лица указанное решение вместе с представлением Генерального прокурора РФ в течение 3 суток направляется в Совет Федерации.

    Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, принимается в срок не позднее 3 месяцев со дня вынесения соответствующего постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ, о чем в течение 3 суток извещается Генеральный прокурор РФ.

    Решение Государственной Думы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица влечет за собой прекращение уголовного преследования (п. 7 ч. 1 ст. 27, ч. 7 ст. 448 УПК).

    В тех случаях, когда уголовное дело в отношении лица, обладающего должностным иммунитетом, или его привлечение в качестве обвиняемого состоялось в порядке, предусматривающем соблюдение установленных законом особенностей, то после окончания предварительного расследования уголовное дело направляется в суд для производства судебного разбирательства (ст. 451 УПК).

    Подсудность данной категории уголовных дел не имеет каких-либо особенностей и определяется в соответствии с общими правилами, установленными ст. 31—36 УПК.

    Исключением являются уголовные дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда.

    В частности, ст. 452 УПК предусматривает, что по ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, уголовные дела в отношении указанной категории лиц рассматриваются Верховным Судом Российской Федерации.

     

    2.2. Особенности избрания мер пресечения в отношении отдельных категорий лиц

     

    Порядок избрания и применения мер пресечения, а также производства следственных действий в отношении лиц, обладающих должностным иммунитетом, также предусматривает некоторые особенности и зависит от того, возбуждено ли уголовное дело в отношении данного лица в порядке, предусмотренном ст. 448 УПК, либо оно возбуждено в отношении других лиц, или по факту совершения преступления, а также привлечено ли данное лицо в качестве обвиняемого или нет.

    Так, если уголовное дело возбуждено в отношении лица, обладающего должностным иммунитетом, либо оно привлечено в качестве обвиняемого в предусмотренной для него процедуре, то следственные и иные процессуальные действия в отношении такого лица производятся в общем порядке (ч. 1 ст. 450 УПК).

    Исключением из этого является лишь порядок задержания и избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу некоторых лиц, обладающих должностным иммунитетом.

    В частности, согласно ст. 449 УПК член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. 91 УПК, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.

    Статья 450 УПК, в свою очередь, предусматривает, что судебное решение об избрании в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в РФ в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется исключительно с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы.

    При получении сообщения о совершении преступления указанными лицами соответствующий прокурор проводит по нему проверку, по завершении которой принимает одно из следующих решений: а) о возбуждении уголовного дела на основании заключения судьи районного суда в отношении лиц, указанных в п. 10 ч. 1 ст. 448 УПК; б) об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении этих лиц; в) о возвращении материала на дополнительную проверку; г) о направлении материалов проверки в отношении лиц, указанных в п. 1–9, 11, а также нижестоящего прокурора — прокурору субъекта РФ.

    Придя к выводу о наличии поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, прокурор субъекта РФ в установленном порядке решает вопрос о возбуждении уголовного дела либо об отказе в этом или направлении материалов на дополнительную проверку в отношении нижестоящего прокурора и лиц, указанных в п. 9, 11 ч. 1 ст. 448 УПК, а по остальным лицам безотлагательно направляет материалы Генеральному прокурору для принятия соответствующего решения. По результатам рассмотрения материалов проверки в отношении всех лиц, указанных в ч.1 ст. 448 УПК, прокурор субъекта РФ может также принять решение об отказе в возбуждении уголовного дела либо направлении материалов на дополнительную проверку.

    Полученные Генеральным прокурором РФ материалы рассматриваются незамедлительно и по ним принимается одно из следующих решений: а) о необходимости возбуждения уголовного дела; б) об отказе в возбуждении уголовного дела; в) о возвращении материалов на дополнительную проверку. В случае, если Генеральный прокурор РФ пришел к выводу о необходимости возбуждения уголовного дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, суда субъекта Российской Федерации, окружного (флотского) военного суда, то он направляет в Верховный Суд РФ представление для рассмотрения вопроса о наличии в действиях указанных лиц признаков преступления. В отношении иных судей представление Генерального прокурора РФ направляется в суд субъекта Российской Федерации. Для решения вопроса о получении заключения на возбуждение уголовного дела в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ представление прокурора субъекта РФ направляется в суд субъекта Российской Федерации.

    Рассмотрение указанного представления проводится в закрытом судебном заседании в срок не позднее 10 суток со дня его поступления в суд с участием прокурора, а также лица, в отношении которого внесено представление, и его защитника.

    По результатам рассмотрения представления прокурора суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления.

    При положительном заключении судебной коллегии о наличии в действиях члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы признаков преступления Генеральный прокурор РФ в недельный срок вносит в соответствующую палату Федерального Собрания представление о лишении его неприкосновенности, к которому прилагается судебное решение. Представление прокурора рассматривается в порядке, установленном регламентом соответствующей палаты, члены которой принимают по данному представлению мотивированное решение и в трехдневный срок извещают о нем Генерального прокурора. Решением соответствующей палаты от прокурора могут быть истребованы дополнительные материалы. В рассмотрении вопроса на заседании палаты вправе участвовать член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, в отношении которых внесено представление.

    Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Государственной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия осуществляется только в случае лишения их неприкосновенности.

    При получении решения соответствующей палаты о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении указанных лиц Генеральный прокурор РФ выносит постановление о возбуждении уголовного дела и направлении его для производства по подследственности.

    Отказ палаты Федерального Собрания дать согласие на лишение неприкосновенности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу и влекущим прекращение дела (п. 6 ч. 1 ст. 27 УПК). Решение о прекращении соответствующего дела может быть отменено лишь при наличии вновь открывшихся обстоятельств.

    О возбуждении уголовного дела, его прекращении или о вступившем в законную силу приговоре суда в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы следователь или суд в трехдневный срок сообщает соответствующей палате Федерального Собрания.

    Решение о возбуждении уголовного дела в отношении Генерального прокурора, либо о привлечении его в качестве обвиняемого принимается в следующем порядке. Сообщение о преступлении незамедлительно направляется соответствующему прокурору, который в сроки и в соответствии с требованиями ст. 144 УПК проводит по нему проверку, определяет достаточность данных, указывающих на признаки преступления, их квалификацию. Далее материалы проверки направляются прокурору субъекта РФ, который после очередной проверки направляет их в Верховный Суд РФ для принятия решения о возбуждении уголовного дела либо привлечении в качестве обвиняемого. В этом случае Генеральный прокурор РФ временно отстраняется от исполнения своих служебных обязанностей Президентом РФ. Прокурор субъекта РФ может принять решение о возвращении материалов на дополнительную проверку либо об отказе в возбуждении уголовного дела по основаниям, указанным в ст.24, 27 УПК.

    При даче заключения судебной коллегией Верховного Суда РФ о наличии в деяниях судьи Конституционного Суда РФ признаков преступления Генеральный прокурор РФ направляет в Конституционный Суд РФ представление о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении названного судьи, к которому прилагается заключение. Данное представление рассматривается в порядке, установленном регламентом Конституционного Суда РФ, и решение принимается в десятидневный срок со дня поступления представления.

    Председатель Конституционного Суда незамедлительно передает судьям представление прокурора для изучения и устанавливает дату пленарного заседания для рассмотрения этого вопроса. На пленарном заседании заслушивается Генеральный прокурор или его представитель, судья, в отношении которого испрашивается согласие на возбуждение уголовного дела. При необходимости истребуются дополнительные материалы. Конституционный Суд на закрытом заседании принимает мотивированное решение о даче согласия или об отказе в согласии на возбуждение уголовного преследования судьи (п. 47 Регламента Конституционного Суда РФ от 01 марта 1995 № 2–1–6).

    Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается: а) в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда – Генеральным прокурором РФ на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей Верховного Суда РФ о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации; б) в отношении судьи иного суда – Генеральным прокурором РФ на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Мотивированное решение квалификационной коллегии судей по вопросу о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимается в десятидневный срок после поступления представления Генерального прокурора РФ и заключения судебной коллегии о наличии в действиях судьи признаков преступления. Порядок рассмотрения представления Генерального прокурора РФ определяется п. 15–26 Положения о квалификационных коллегиях судей, утвержденного постановлением ВС РФ от 13 мая 1993 (№ 4960–1).

    При получении решения судебной коллегии и квалификационной коллегии судей о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи Генеральный прокурор РФ вправе вынести постановление о возбуждении уголовного дела, которое в соответствии со ст. 156 УПК является началом производства предварительного расследования, после чего он поручает расследование дела следователю либо прокурору. При отсутствии заключения суда о наличии признаков преступления либо согласия квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела, оно не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению (п. 6 ч. 1 ст. 24).

    Изменение квалификации состава преступления в ходе расследования уголовного дела, которое может повлечь ухудшение положения судьи, допускается только в порядке, установленном ч. 3 – 5 ст. 448 УПК для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу.

    Судья, в том числе по истечении срока его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им мнение при осуществлении правосудия и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудного приговора, решения или иного судебного акта.

    Уголовное дело в отношении Председателя Счетной палаты, его заместителя, аудиторов, Уполномоченного по правам человека РФ может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ. При принятии решения о возбуждении уголовного дела в отношении Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя, аудиторов, Уполномоченного по правам человека РФ Генеральный прокурор в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК, в порядке, определяемом ч. 1 ст. 146, ст. 171, 172 УПК выносит постановление о возбуждении уголовного дела либо привлечении указанного лица в качестве обвиняемого и в соответствии с п. 1 ст. 149 УПК направляет уголовное дело для производства предварительного расследования следователю прокуратуры либо соответствующему прокурору.

    При необходимости возбуждения уголовного дела в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Генеральный прокурор РФ в течение трех суток направляет в Государственную Думу представление о лишении указанного лица неприкосновенности. В случае принятия Государственной Думой решения о даче согласия на лишение неприкосновенности бывшего Президента РФ, указанное решение вместе с представлением Генерального прокурора в течение трех суток направляется в Совет Федерации. Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, принимается в срок не позднее трех месяцев со дня вынесения соответствующего постановления Государственной Думы, о чем в течение трех суток извещается Генеральный прокурор. Решение Государственной Думы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности данного лица либо решение Совета Федерации об отказе в лишении его неприкосновенности влечет за собой прекращение уголовного преследования в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 27 УПК.

    Возбуждение уголовного дела в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется прокурором субъекта РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей суда субъекта РФ в следующем порядке. Сообщение о преступлении немедленно передается соответствующему прокурору, который в установленном порядке проводит по нему проверку (ст. 144 УПК). По ее завершении все материалы направляются прокурору субъекта РФ, который рассматривает их и, придя к выводу о наличии повода и основания для возбуждения уголовного дела, безотлагательно направляет представление и материалы в суд субъекта РФ для получения заключения о наличии признаков преступления для возбуждения уголовного дела в отношении депутата. Прокурор субъекта РФ по результатам рассмотрения материалов может также принять решение об отказе в возбуждении уголовного дела (п. 2 ч. 1 ст. 145 УПК) или о возвращении материалов на дополнительную проверку (ч. 4 ст. 146 УПК). Мотивированное заключение суда о наличии в действиях депутата признаков преступления является основанием для возбуждения уголовного дела (ст.146 УПК) либо обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу, и влечет прекращение уголовного преследования в отношении этого лица в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК. Вопрос о привлечении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в качестве обвиняемого рассматривается аналогичным образом.

    Решение о возбуждении уголовного дела в отношении следователя органов прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности, налоговой полиции, адвоката либо о привлечении этих лиц в качестве обвиняемого принимается прокурором, а в отношении прокурора – вышестоящим прокурором на основании заключения судьи районного суда по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, в следующем порядке.

    Сообщение о преступлении, принятое в установленном порядке, передается соответствующему прокурору, который проводит по нему проверку. Если установлено, что есть повод и основание для возбуждения уголовного дела, прокурор безотлагательно направляет районному судье по месту совершения противоправного деяния представление о вынесении заключения о наличии в деяниях следователя, адвоката или прокурора признаков преступления, которое рассматривается в установленном порядке. По результатам рассмотрения представления прокурора судья выносит мотивированное постановление. При получении заключения судьи о наличии признаков преступления прокурор возбуждает уголовное дело (ст. 156 УПК). На период расследования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела они отстраняются от должности, но им выплачивается денежное содержание в размере должностного оклада, доплата за классный чин и выслугу лет.

    Отсутствие заключения районного судьи о наличии в деяниях следователя, адвоката, прокурора признаков преступления является обстоятельством, исключающим его производство, и влечет за собой принятие решения об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК.

    Вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления на территории данного муниципального образования решается прокурором субъекта Российской Федерации (п. 7 ст. 18 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154–ФЗ). Сообщение о преступлении, принятое в установленном порядке, рассматривается соответствующим прокурором, и в случае установления поводов и оснований для возбуждения уголовного дела материалы проверки направляются прокурору субъекта Российской Федерации, либо по нему принимается решение об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении названного лица, о чем сообщается заявителю. Прокурор субъекта РФ по результатам рассмотрения материалов проверки может принять решение о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки (ч. 1,4 ст. 146 УПК, ч. 1 ст. 148 УПК). О принятом решении прокурор уведомляет заявителя, а также лицо, в отношении которого принималось решение. Вопрос о привлечении депутата законодательного (представительного) органа местного самоуправления, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления на территории данного муниципального образования в качестве обвиняемого решается аналогичным образом.

     Судебное решение об избрании в отношении судьи Конституционного Суда РФ, судей иных судов в качестве меры пресечения заключения под стражу исполняется с согласия соответственно Конституционного Суда Российской Федерации или квалификационной коллегии судей (ч. 2 ст. 450 УПК).

    Закон устанавливает, что мотивированное решение Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей о даче согласия на избрание в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска принимается в срок не позднее 5 суток со дня поступления представления Генерального прокурора РФ и соответствующего судебного решения.

    Следует иметь в виду, что если следственные и иные процессуальные действия, осуществляемые не иначе как на основании судебного решения, производятся в отношении лица, обладающего должностным иммунитетом (когда уголовное дело возбуждено в отношении иных лиц или по факту совершения преступления и данное лицо не было привлечено в качестве обвиняемого), то порядок их производства обладает особенностями, аналогичными ранее рассмотренной процедуры возбуждения уголовного дела и привлечения в качестве обвиняемого отдельной категории лиц (ч. 5 ст. 450 УПК).

     

    2.3. Задержание лица, производство отдельных следственных действий и направление уголовного дела в суд

     
     

    Уголовно-процессуальный закон устанавливает особые правила задержания лиц, перечисленных в ст. 447 УПК, применения к ним мер пресечения и производства отдельных следственных действий.

    Особенностью задержания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда, мирового судьи, прокурора, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудитора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, является то, что эти лица, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. 91 УПК, должны быть освобождены немедленно после установления их личности, за исключением случаев задержания их на месте преступления. Данная статья дополняет основания освобождения из-под стражи лица, подозреваемого в совершении преступления, установленные статьей 94 УПК. Однако, в перечень лиц упомянутых в ст. 449 УПК и подлежащих немедленному освобождению по установлении особого основания, законодатель не включил депутата законодательного (представительного) органа власти субъекта РФ, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо органа местного самоуправления, следователя, адвоката, которые подвергаются задержанию на общих основаниях, установленных в главе 12 УПК.

    Особенности применения к лицам, указанным в ст. 447 УПК, мер пресечения и производства отдельных следственных действий заключаются в следующем. Применение в качестве меры пресечения заключения под стражу, а также обыск (за исключением задержания на месте преступления), выемка, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, прослушивание телефонных и иных переговоров производятся в порядке, установленном главами 13 и 25 УПК, но с применением правил, определяемых в ст. 448 УПК для возбуждения уголовного дела в отношении этих лиц.

    Решение о применении мер пресечения и производстве следственных действий на основании положений ч. 2 ст. 29 УПК принимается теми же органами (должностными лицами), которые решали вопрос о возбуждении уголовного дела.

    Например, член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Они без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ не могут быть: а) задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу; б) подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

    Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку.

    Одной из особенностей следственных действий в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы является их право на отказ от дачи свидетельских показаний, закрепленное в ст. 21 Федерального закона от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ». Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением ими своих полномочий.

    Согласно п. 2 ст. 12 Федерального конституционного закона «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» в случае задержания Уполномоченного по правам человека на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден.

    Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилые и служебные помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.

    Председатель Счетной палаты, его заместитель, аудиторы не могут быть задержаны, арестованы, без согласия Генерального Прокурора РФ. Судебное решение в отношении Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов, Уполномоченного по правам человека РФ, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты РФ об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о производстве обыска, выемки, наложения ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, прослушивания телефонных и иных переговоров принимается соответствующим судьей по ходатайству Генерального прокурора.

    Решение об избрании в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в РФ в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия Совета Федерации или Государственной Думы. Получения такого согласия на производство других следственных действий в отношении данных лиц (выемки, наложения ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, прослушивание телефонных и иных переговоров) УПК не требует.

    Судебное решение в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ о производстве названных следственных действий принимается судебной коллегией, состоящей из трех судей суда субъекта РФ, на основании ходатайства прокурора субъекта Российской Федерации.

    Аналогичные решения в отношении следователя, адвоката, прокурора, депутата представительного органа местного самоуправления, члена и выборного должностного лица органа местного самоуправления принимается судьей районного суда. При этом в отношении следователя, адвоката ходатайство в суд направляет прокурор соответствующего уровня, а в отношении остальных лиц – прокурор субъекта Российской Федерации.

    В соответствии с п. 2 ст. 42 Федерального Закона от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления.

    После принятия судебного решения об избрании в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи Конституционного Суда РФ, судей иных судов в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска Генеральный прокурор или прокурор субъекта РФ направляет соответственно в Совет Федерации, Государственную Думу, Конституционный Суд РФ либо в соответствующую квалификационную коллегию судей представление вместе с судебным решением для получения согласия на исполнение этого решения (ч. 2 ст. 450 УПК). Порядок рассмотрения данного представления аналогичен порядку возбуждения уголовного дела в отношении этих лиц и производится в соответствии с регламентом органов, в которых оно рассматривается. Мотивированное решение Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей о даче согласия на избрание в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска принимается в срок не позднее пяти суток со дня поступления представления Генерального прокурора РФ и соответствующего судебного решения (ч. 4 ст. 450 УПК).

    В случае, когда уголовное дело было возбуждено либо привлечение в качестве обвиняемого состоялось в порядке, установленном ст. 448 УПК, после окончания предварительного расследования уголовное дело в отношении такого лица направляется в суд, которому оно подсудно (ст. 451 УПК).

    Уголовное дело в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом РФ (ст. 452 УПК). Ходатайство указанных лиц может быть заявлено на любом этапе уголовного процесса, но до начала судебного разбирательства. Положения ст. 452 УПК не распространяются на мировых судей и судей конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации.

     

    3. УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПУБЛИЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

     

    С 1 июля 2002 г. в соответствии с ч. 1 ст. 146 УПК РФ любое уголовное дело публичного или частно-публичного обвинения по общему правилу может быть возбуждено только прокурором района (города), субъекта Федерации, приравненным к ним военными и специальными прокурорами, Генеральным прокурором РФ, а также его заместителями.

    Существенно ужесточив прокурорский надзор за возбуждением всех без исключения уголовных дел, законодатель впервые за долгие годы решился на детальную регламентацию производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц, осуществляющих публичную деятельность (глава 52 УПК РФ)1, что, безусловно, свидетельствует о демократизации уголовно-процессуальных отношений. Цель данной новеллы очевидна: защитить депутатов, судей, прокуроров, следователей, адвокатов и иных лиц, осуществляющих публичную деятельность, от необоснованного обвинения и ограничения их прав и свобод.2

    Решая эту непростую проблему процессуальными средствами, законодатель, во-первых, утвердил перечень лиц, осуществляющих публичную деятельность и, по его мнению, нуждающихся в дополнительных процессуальных гарантиях от незаконного и необоснованного уголовного преследования (ст. 447 УПК РФ); во-вторых, жестко регламентировал перечень лиц, наделенных правом возбуждения уголовных дел рассматриваемой категории (ст. 448 Кодекса), в-третьих, прокурорский надзор за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц, осуществляющих публичную деятельность, дополнил институтом превентивного судебного контроля; в-четвертых, наделил Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей всех уровней еще одним уровнем процессуальной защиты (ч. 4, 5, 7 ст. 448 УПК РФ): уголовные дела в отношении указанных лиц могут быть возбуждены только при условии лишения их неприкосновенности. Таким иммунитетом вышеперечисленные лица наделяются при вступлении в должность на основании соответствующих отраслевых законов, эти же акты регламентируют и порядок лишения их неприкосновенности.1

    В последнем случае на смену решениям о возбуждении уголовного дела, привлечению лиц в качестве обвиняемых, традиционно принимаемым в России келейно органами исполнительной власти, пришло публичное рассмотрение тех же самых вопросов в судах. Таким образом, уголовное судопроизводство пополнилось пятью новыми институтами:

    — превентивным прокурорским надзором за законностью и обоснованностью возбуждения всех без исключения уголовных дел (ст. 146 УПК РФ);

    — его разновидностью — особой формой превентивного прокурорского надзора за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел, привлечения в качестве обвиняемых, проведения некоторых процессуальных и следственных действий в отношении отдельных категорий лиц, занимающихся публичной деятельностью, который осуществляется, во-первых, только уполномоченными на то прокурорами (п. 1–12 ч. 1 ст. 448 УПК РФ), во-вторых, в рамках специальной процедуры (ст. 447–452);

    — превентивным судебным контролем за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел, привлечения в качестве обвиняемых, проведения некоторых процессуальных и следственных действий в отношении отдельных категорий лиц, занимающихся публичной деятельностью (ст. 447–452).

    УПК РФ установлены также институты:

    — дачи согласия на лишение неприкосновенности лиц, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 147 УПК РФ, соответствующими палатами Федерального Собрания РФ;

    — дачи согласия Конституционным Судом РФ на возбуждение уголовного дела в отношении судьи Конституционного Суда РФ1;

    — дачи согласия квалификационными коллегиями соответствующего уровня на возбуждение уголовного дела в отношении судей судов общей юрисдикции, судей арбитражных судов, судей конституционных (уставных) судов субъектов Федерации (ч. 5 ст. 448 УПК РФ).

    В УПК РФ особое внимание уделено алгоритму действий правоохранительных органов в случае задержания лиц, перечисленных в ст. 449 УПК РФ, особенностям избрания мер пресечения и производства отдельных следственных действий в отношении лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, порядку направления дел в отношении них в суды, специфике рассмотрения уголовных дел в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда.

    В УПК РФ установлено, что только соответствующим прокурорам, но никак не их заместителям законом предоставлено право на следующие действия:

    — внесение представлений о лишении неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих обязанностей, в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания РФ (ч. 7 ст. 448 УПК РФ), судей Конституционного Суда РФ — в Конституционный Суд РФ, иных судей — в квалификационные коллегии соответствующего уровня (ч. 5 ст. 448);

    — внесение представления о даче заключения о наличии в действиях лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 Кодекса, признаков преступления до возбуждения уголовного дела;

    — внесение представления о даче заключения о наличии в действиях лиц признаков преступления при привлечении их в качестве обвиняемых, если уголовное дело возбуждено по факту либо в отношении иных лиц;

    — возбуждение уголовных дел в отношении лиц, перечисленных в ст. 447 УПК РФ.

    В то же время, оперативный судебный контроль за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел в отношении лиц, обозначенных в ч. 1 ст. 447, либо привлечения их в качестве обвиняемых, если уголовное преследование осуществлялось в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, до сих пор находится в стадии становления.

    На сегодняшний день в данной области существует множество вопросов, ответов на которые законодатель не дает, например:

    — обязательно ли ведение протокола при рассмотрении коллегией судей Верховного Суда РФ представления прокурора о наличии признаков преступления в действиях члена Совета Федерации РФ;

    — что делать коллегии судей, если вызов в суд данный субъект проигнорировал;

    — какие права разъяснять явившемуся в судебное заседание, например, члену Совета Федерации ФС РФ?

    Перечень подобных вопросов можно продолжать до бесконечности. Достаточно упомянуть хотя бы о том, что в законодательстве РФ отсутствует порядок образования коллегий судей, рассматривающих большинство видов прокурорских представлений, указанных в ст. 448 УПК РФ.

    В Немало специалистов постоянно напоминают о равенстве всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ). По их мнению, никаких изъятий из общих правил уголовного судопроизводства существовать не должно. В период действия ст. 14 УПК РСФСР данная норма даже рассматривалась в качестве одного из основных принципов уголовного судопроизводства.

    Следует отметить, что процессуальные иммунитеты существовали всегда. В СССР неприкосновенностью обладали депутаты советов всех уровней, отдельные категории военных. Неофициально, но процессуальный иммунитет имели и члены КПСС, особенно высокопоставленные. Заслуга современного законодателя заключается в том, что он на легальном уровне попытался упорядочить то, что имело место в жизни. Наличие процессуальных иммунитетов необходимо для нормальной работы отдельных категорий лиц, осуществляющих публичную деятельность, поскольку, как свидетельствует судебная практика, желающих расправиться с чиновниками, занимающими определенные должности, с помощью незаконного уголовного преследования более чем достаточно. 1

    Так, органами прокуратуры был поставлен вопрос о привлечении к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 116 УК РФ депутата законодательного собрания Тверской области С. Анализ собранного в отношении него материала показал, что действия прокуратуры были изначально незаконны. Несмотря на то что дела данной категории возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего, проверка в отношении С. была инициирована прокурором Весьегонского района Тверской области. В материале появился не соответствующий требованиям, предъявляемым к такого рода документам, акт судебно-медицинского освидетельствования потерпевшего Б. Как следует из пояснений депутата С., еще до возбуждения уголовного дела его несколько раз пытались насильно доставить в прокуратуру. К сожалению, коллегия судей Тверского областного суда вышеперечисленных нарушений закона не заметила, ходатайство прокурора области удовлетворила: обнаружила в действиях С. признаки преступления, фактически дав тем самым согласие на привлечение С. к уголовной ответственности.2

    Судебная коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ решение нижестоящей инстанции отменила, указав в кассационном определении на недопустимость формального подхода к осуществлению судебной деятельности. С необходимостью отмены заключения коллегии судей Тверского областного суда в отношении С. согласился и представитель Генеральной прокуратуры РФ.

    Перечень лиц, имеющих право на дополнительные меры процессуальной защиты в виде оперативного судебного контроля за законностью и обоснованностью возбуждения в отношении них уголовных дел, весьма ограничен. В нем нет ни Председателя Правительства РФ, ни министров РФ, ни губернаторов. Что это, установка законодателя или юридико-техническая неточность? Пока очевидно одно: губернаторы, как и прокуроры, в процессуальном плане весьма уязвимы, несмотря на то, что в данном случае процессуальные гарантии служат защитой не частных, а публично-правовых интересов.

    Губернатор Эвенкийского автономного округа, мотивируя свои действия тем, что отсутствие в перечне лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, глав исполнительной власти субъектов Федерации свидетельствует об игнорировании характера их функций, попытался отстоять свое право на неприкосновенность в Конституционном Суде РФ. Как отметил Суд, только законодателю принадлежит право, исходя из конституционно значимых целей и с учетом принципов демократического правового государства, определять в федеральных законах как круг лиц, нуждающихся — в конкретной исторической ситуации — в дополнительных гарантиях своей деятельности, так и объем этих гарантий1. Безусловно, положения уголовно-процессуального закона далеко не бесспорны. Налицо парадокс: депутат поселкового уровня иммунитет имеет, а губернатор края — нет. Проблема здесь, как указано в определении Конституционного Суда РФ, — в конкретной исторической ситуации, обусловленной противоправной деятельностью целого ряда губернаторов.

    О несовершенстве механизма привлечения к уголовной ответственности определенных категорий лиц, занимающихся публичной деятельностью, свидетельствует то обстоятельство, что нормы, регулирующие анализируемый вид судебной деятельности, «разбросаны» по разным отраслям права. Они не только занимают разные уровни в иерархии законов, но зачастую и противоречат друг другу.

    Например, ст. 447 УПК РФ в числе лиц, обладающих процессуальным иммунитетом, называет судей. Однако данная норма по своей конструкции является бланкетной, поскольку за разъяснением, что в каждом конкретном случае следует понимать под термином «судья», необходимо обращаться к ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации». Данный закон говорит о том, что все судьи в России (от мировых до военных, от членов уставных судов субъектов Федерации до судей Конституционного Суда РФ) обладают единым статусом. Он также гласит, что неприкосновенностью обладают не только действующие, но и пребывающие в почетной отставке судьи.

    Вместе с тем, если судья в отставке в установленном законом порядке трудится в государственном учреждении, то на указанный период он утрачивает свой процессуальный иммунитет. Если же судья занимается деятельностью, которая допустима и для действующих судей (профессор кафедры), то процессуальный иммунитет за ним сохраняется.

    Существуют и иные правовые проблемы. Например, неясно, что в п. 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ правоприменителю следует понимать под термином «прокурор». В силу п. 31 ст. 5 УПК РФ это — Генеральный прокурор РФ, подчиненные ему прокуроры и их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре. Не означает ли сказанное, что уголовное дело в отношении следователя, адвоката может быть возбуждено заместителем, а то и помощником прокурора района, области? Имеется целый ряд судебных постановлений, в том числе Президиума Верховного Суда РФ, в которых не ставятся под сомнение полномочия заместителей Генерального прокурора РФ вносить представления на предмет получения заключения коллегии судей суда субъекта Федерации в отношении депутатов представительных органов государственной власти того же уровня.

    В ч. 2 ст. 448 УПК РФ закреплено, что представление прокурора рассматривается с его участием. Буквальное толкование данной нормы таково: прокурор, внесший представление, поддерживает его в судебном заседании. Ввиду невозможности реализации данного положения закона судьи постепенно смирились с тем, что вместо прокурора в процессе участвует его помощник. Чтобы обойти прямое предписание закона о присутствии прокурора, внесшего представление, помощники прокуроров признаются полноценными участниками процесса при представлении ими доверенности.

    Стадия возбуждения уголовного дела условно делится на три этапа: 1) получение сведений о совершенном, готовящемся преступлении (признаках преступления); 2) проверку этого сообщения непроцессуальными средствами; 3) решение о возбуждении уголовного дела, отказе в возбуждении уголовного дела, передаче материалов по подследственности, переводу их в информацию, дальнейшее движение которой не нуждается в процессуальном оформлении.

    Уголовно-процессуальный закон регламентирует только первый и третий этапы возбуждения уголовного дела. Данные положения Кодекса весьма фрагментарны, за более детальными предписаниями УПК РФ отсылает к ведомственным нормативным актам и инструкциям. Применительно ко второму этапу в Кодексе содержатся указания только на продолжительность возможных сроков доследственной проверки. По общему правилу она не должна превышать 3 суток (ч. 1 ст. 144 УПК РФ). По ходатайству лица, производящего проверку, ее срок может быть продлен прокурором, начальником следственного отдела, начальником органа дознания до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий по ходатайству следователя — до 30 суток. Впрочем, вышеуказанные сроки пресекательными не являются, их несоблюдение совершенно не влияет на законность принятых по результатам доследственных проверок решений.

    Различают возбуждение уголовного дела по факту совершения преступления неизвестным лицом и в отношении конкретного лица. В обоих случаях, отделяя непроцессуальную деятельность от процессуальной, оно является начальным этапом уголовного преследования. Сообщение о преступлении может быть неубедительным, или ложным, поэтому доследственная проверка — ядро стадии возбуждения уголовного дела. Парадокс заключается в том, что такая проверка осуществляется в основном непроцессуальными средствами, в лучшем случае по правилам, предусмотренным законом об оперативно-розыскной деятельности. Если сообщение о преступлении чаще всего является лишь поводом к возбуждению уголовного дела, то результаты доследственной проверки выступают к тому основанием.

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

    Нормативно-правовые акты

  25. Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций от 13 февраля 1964 г. // Международное право в документах: Сборник документов. М., 1964; Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы от 2 сентября 1949 г. // Право Совета Европы и России: Сборник документов и материалов. Краснодар, 1996.
  26. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 25 декабря 1993 г.
  27. Уголовно-процессуальный кодекс РФ // Российская газета. 22 декабря. 2001. № 249.
  28. Уголовный кодекс РФ // Российская газета. 18 июня 1996 г. № 113.
  29. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 22021 «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
  30. Федеральный конституционным законом от 12 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
  31. Федеральный конституционный закон от 23 октября 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
  32. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 74.
  33. Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 2253.
  34. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
  35. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171.
  36. Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий» // СЗ РФ. 2001. № 7. Ст. 617.
  37. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-Фз «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.
  38. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
  39. Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей Российской Федерации» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1792.
  40. Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР: утв. Законом СССР от 3 августа 1966 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1996. № 32. Ст. 701.

     

    Судебная практика

  41. Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ № 35-005-49.
  42. Определение Конституционного Суда РФ от 06.02.2004 № 26-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса губернатора Эвенкийского автономного округа о проверке конституционности положений статьи 447 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

     

    Научная литература

  43. Авакьян С. А. Депутат: статус и деятельность. М., 1988.
  44. Агаев Ф. А., Галузо В.Н. Иммунитеты в Российском уголовном процессе. М., 1998.
  45. Басков В. Все ли равны перед законом и судом? // Советская юстиция. 1993. № 9.
  46. Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России. М., 2006.
  47. Бобров В. К. Комментарий к ст. 119 УПК/ / Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. О.М. Лебедева и В П. Божьева. М. 2002.
  48. Гаврилов Б. Новеллы уголовного процесса на фоне криминальной статистики // Российская юстиция. 2003. № 10.
  49. Григорьев В.Н., Победкин А.В., Яшин В.Н. Уголовный процесс.–М.: Эксмо, 2005.
  50. Даев В. Г. Иммунитеты в уголовно-процессуальной деятельности // Правоведение. 1992. № 3.
  51. Колоков Н.А. Производство по уголовным делам в отношении лиц, занимающихся публичной деятельностью: преодоление пробелов в законе // Уголовный процесс. 2007. № 2.
  52. Комментарий к Уголовно-процессуальном кодексу Российской Федерации // Под общ.ред. В.П. Верина, В.В. Мозякова. М., 2004.
  53. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. И.Л. Петрухин. М. 2003.
  54. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.И. Радченко М., 2007.
  55. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. Г.П. Химичевой. М., 2002.
  56. Мальцев Г. В. Социальная справедливость и право. М., 1977.
  57. Нагаев Е.А. Гарантии прав и законных интересов иностранных граждан в досудебном производстве по уголовным делам: Дис. .. канд. Юрид. наук. М., 1999.
  58. Советский энциклопедический словарь. М., 1982.
  59. Руднев В. Иммунитеты в уголовном судопроизводстве // Российская юстиция. 1996. № 8.
  60. Хабарова Е.А. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц и прекращение уголовного дела // Уголовная юстиция: состояние и пути развития. Региональная научно-практическая конференция, Тюмень, 28-29 ноября 2002 г. — Тюмень: ИПЦ «Экспресс», 2003. — С. 99-102
  61. Уголовный процесс: Сборник учебных пособий. Особенная часть. Вып. 3. М., 2007.
  62. Уголовный процесс: Учебник для иностранных слушателей вузов МВД СССР / Под ред. В.П. Божьева. М., 1989.
  63. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть / Под ред. Б.В. Здравомыслова. М., 2002. С. 245 – 246.
  64. Уголовный процесс: Учебник / Под ред. И.Л. Петрухина. М., 2001.
  65. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации / Отв. ред. П.А. Лупинская. М., 2004.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    041714 0215 2 Общая характеристика оснований производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц в российском уголовном процессе

     

     

    041714 0215 3 Общая характеристика оснований производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц в российском уголовном процессе

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.05MB/0.00145 sec

WordPress: 23.68MB | MySQL:122 | 2,093sec