Общая характеристика преступления по статье 188 УК РФ «Контрабанда»

<

033114 0129 1 Общая характеристика преступления  по статье 188 УК РФ  «Контрабанда»

1.1 Объективные признаки состава контрабанды

Контрабанда – традиционный состав для уголовного закона, он наказывался в дореволюционный период, наказывался в советский период, наказывается сейчас. Уголовно наказуемую контрабанду признают практически вес государства мира. Контрабанда посягает на принцип запрета заведомо криминальных форм поведения в экономической деятельности.1

Вопрос об объекте контрабанды в юридической литературе является дискуссионным. Это объясняется тем, что контрабанда, как и многие другие преступления, может причинить вред одновременно нескольким охраняемым уголовным правом общественным отношениям. Статья о контрабанде помещена законодателем в главу 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности», которая, в свою очередь, располагается в разделе VIII УК РФ «Преступления в сфере экономики».

Общим объектом контрабанды, как и любого другого преступления, предусмотренного УК РФ, является вся совокупность общественных отношений, охраняемых уголовным законом от преступных посягательств, перечисленных в ст. 2 УК РФ.

При определении родового объекта контрабанды традиционно исходят из того, в каком разделе Особенной части Уголовного кодекса находится исследуемая норма. Статья о контрабанде помещена законодателем в главе 22 «Преступления в сфере экономической деятельности», которая, в свою очередь, представляет собой составную часть раздела VIII УК РФ «Преступления в сфере экономики». Исходя из этого считается, что родовой объект контрабанды – экономика, понимаемая как совокупность производственных (экономических) отношений по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, так как состав преступления описан в разделе VIII УК РФ.

Авторы учебного пособия «Новое уголовное право России» определяют родовой объект преступлений в сфере экономики как «охраняемую государством систему общественных отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности общества, ориентированного на развитие рыночной экономики»1.

Н. А. Лопашенко пишет: «…родовой объект преступлений, осуществляемых в сфере экономической деятельности, — общественные отношения в сфере реализации принципов осуществления этой деятельности»2. В. И. Михайлов и А. В. Федоров приходят к выводу, что «родовым объектом контрабанды является совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальное функционирование и развитие экономики Российской Федерации»3. В ряде учебных изданий по уголовному праву России можно обнаружить похожие определения данного понятия4. Таким образом, можно проследить общее мнение относительно определения родового объекта преступлений в сфере экономики — это общественные отношения по поводу осуществления экономической деятельности.

При решении вопроса о видовом объекте учитывается многосторонний характер экономической деятельности. В частности, Н. А. Лопашенко считает, что «экономическая деятельность — деятельность в сфере производства по созданию общественного продукта, направленная на жизнеобеспечение общества и государства. Разумеется, что далеко не все аспекты экономической деятельности могут выступать в качестве объектов уголовно-правовой охраны…»5.

Б. В. Волженкин пишет: «Определяющими для установления уголовно-правовых запретов в сфере экономики явились положения ст. 8 Конституции РФ, согласно которой в Российской Федерации гарантируется свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, а также ст. 34, говорящей о праве каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, и о запрете экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию»1. Полагаем, что именно Б. В. Волженкину удалось наиболее полно сформулировать определение видового объекта преступлений в сфере экономической деятельности, к которым относится контрабанда: «…видовой объект этих преступлений может быть определен как охраняемая государством система общественных отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности в обществе, ориентированной на развитие рыночной экономики. Иначе говоря, таким объектом является установленный порядок осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благи услуг»2.

Практически все исследователи преступлений против порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности выделяют в особую группу так называемые «таможенные преступления». В эту
группу относят четыре состава преступлений – преступления, предусмотренные ст. ст. 188 –190, 194 УК РФ. Все эти преступления посягают на общественные отношения, складывающиеся в сфере внешнеэкономической деятельности3. Выделение в особую группу таможенных преступлений связано с
осуществлением таможенной политики, а также со средствами ее реализации: порядком и условиями перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, таможенным оформлением, взиманием таможенных платежей, таможенным контролем, которые реализуются в соответствии с Конституцией России (ст. 71) в целях обеспечения единого экономического пространства внутри государства и экономической интеграции на международном рынке.

Другими словами, деятельность государства в области таможенного дела направлена на организацию части экономической деятельности путем установления порядка и условий ввоза и вывоза товаров с одной таможенной территории на другую. При совершении преступлений, посягающих на порядок и условия перемещения товаров, нарушаются те общественные отношения, которые связаны с организацией экономической деятельности. Приведенные выше доводы позволяют определить, что если видовой объект контрабанды составляют общественные отношения в сфере организации экономическои деятельности, то ее непосредственным объектом является порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Этой же точки зрения придерживаются и другие авторы, в частности И. В. Шишко считает, что «основным непосредственным объектом контрабанды стали охраняемые законом отношения по поводу перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу Российской Федерации»1.

Чтобы правильно квалифицировать преступление, важно установить его непосредственный объект, поскольку именно по непосредственному объекту Особенная часть УК РФ делится на отдельные статьи. По мнению В. И. Михайлова и А. В. Федорова2, для выделения непосредственного объекта контрабанды необходимо обратиться к тексту ст. 188 УК РФ. Анализ приводит к выводу, что в качестве непосредственного объекта контрабанды следует рассматривать установленный порядок перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, а точнее, охраняемые уголовным законом общественные отношения в сфере таможенного дела, обеспечивающие установленный порядок товарооборота через таможенную границу и внесение в бюджет таможенных пошлин и сборов1.

Контрабанда относится к многообъектным преступлениям, которые одновременно посягают на несколько непосредственных объектов: один из них является основным (главным), а другой дополнительным либо факультативным. Основной непосредственный объект — общественное отношение, для охраны которого создавалась конкретная уголовно-правовая норма. Дополнительный непосредственный объект-это общественное отношение, причинение вреда которому либо угроза причинения вреда выступает обязательным условием уголовной ответственности, однако он лежит в плоскости другого видового объекта2.

Непосредственный объект контрабанды представляет собой охраняемые уголовным законом общественные отношения в сфере таможенного дела, обеспечивающие установленный порядок товарооборота через таможенную границу и внесение в бюджет таможенных пошлин и сборов, или, иначе, непосредственный порядок перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу Российской Федерации.

К дополнительным объектам контрабанды, в зависимости от вида незаконно перемещаемого товара или иного предмета, могут относиться здоровье населения (при перемещении психотропных веществ и наркотических средств), общественная безопасность (при контрабанде оружия), интересы сохранения многообразия культурного наследия (при контрабанде культурных ценностей). Дополнительным объектом указанного деяния, предусмотренным ч. 1 ст. 188 УК РФ, являются финансовые интересы государства, поскольку данный вид контрабанды может совершаться с целью уклонения от уплаты таможенных платежей.

Предмет в статье о контрабанде — конструктивный признак. Именно по предмету различаются чч. 1 и 2 ст. 188 УК РФ. «Учитывая характер незаконно перемещаемых через таможенную границу предметов, можно признать, что контрабанда в ряде случаев (ч. 2 ст. 188) является посягательством на национальную и общественную безопасность, экологические, культурные и другие интересы России»1.

Товары, выступающие предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК РФ, представляющие любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии, транспортные средства, традиционно составляют основу торговых сделок, в том числе и в международных торговых отношениях.

Часть 2 ст. 188 УК РФ содержит перечень предметов, частично или полностью изъятых из гражданского оборота, в отношении которых в связи с этим установлены специальные правила перемещения через государственную границу. Правила перемещения вышеназванных предметов имеют своей целью обеспечение общественной безопасности, здоровья населения, общественного порядка, сохранение национального достояния народа, экологических и иных интересов Российской Федерации. Большая часть предметов и веществ, перечисленных в ч. 2 ст. 188 УК РФ, являются источниками повышенной опасности, следовательно, необходим особый контроль за их оборотом со стороны государства.

Контрабанда является предметным преступлением, по предмету преступления различают чч. 1. и 2 ст. 188 УК РФ, при этом диспозиция ч. 2 ст. 188 УК РФ не находится в строгом логическом подчинении в отношении ч. 1 ст. 188 УК РФ, как это предусмотрено в большинстве составов Особенной части Уголовного кодекса, хотя и рассматривается как квалифицированный состав контрабанды2. Отсюда можно сделать вывод, что в ст. 188 УК РФ содержатся два самостоятельных состава преступления с различным предметом преступления, от которого напрямую зависит круг общественных отношений, охраняемых уголовно-правовой нормой, и общественная опасность деяния.

Характер общественных отношений, которым при совершении контрабанды может быть причинен вред или причиняется вред, полностью зависит от предмета, перемещаемого через таможенную границу. Предмет преступления – это материальный объект внешнего мира, в связи с которым или по поводу которого совершается преступление. Предмет для контрабанды является обязательным признаком состава преступления.

Предметами контрабанды признаются товары и предметы, указанные в чч. 1 и 2 ст. 188 УК РФ. Для преступления, предусмотренного ч. 1 этой статьи, предметом будут товары и предметы, перемещаемые в крупном размере любым из способов, указанных в диспозиции, за исключением тех, которые обозначены в ч. 2 вышеназванной статьи. Учитывая, что диспозиция ст. 188 УК РФ является бланкетной, необходимо понятие «товар» раскрыть детально, поскольку различные определения данного юридического термина содержатся в основных нормативных актах в сфере таможенного дела.

Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 11 ТК РФ1 российские товары — товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, т. е. не вывезенные с территории Российской Федерации товары, полностью произведенные в Российской Федерации, товары, выпущенные в свободное обращение на таможенной территории Российской Федерации, и товары, изготовленные в Российской Федерации из товаров, полностью произведенных или выпущенных.

В подпункте 3 п. 1 ст. 11 ТК РФ дано понятие иностранные товары — это товары, не являющиеся российскими товарами в соответствии с подпунктом 2.

Товары, находящиеся под таможенным контролем — это иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, до их выпуска для свободного обращения, фактического перемещения ими таможенной границы при вывозе или до их уничтожения, а также российские товары при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации до фактического пересечения таможенной границы (подпункт 4 п. 1 ст. 11 ТК РФ).

Различие в приведенных определениях товара можно заметить в том, что во втором определении этим понятием охватываются вещи, которые согласно ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесены к недвижимым вещам, а именно: «подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты»1.

Стоимость перемещаемых товаров и предметов, указанных в ч. 1 ст. 188 УК РФ, определяется на основе их таможенной стоимости. Порядок применения системы таможенной оценки товаров устанавливается Правительством Российской Федерации на основании соответствующих положений Закона «О таможенном тарифе». Таможенная стоимость товаров определяется декларантом в соответствии с методами ее определения, установленными ст. 18 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» и с соблюдением их последовательности.2

В части 2 ст. 188 УК РФ называются товары и предметы, оборот которых запрещен или ограничен: наркотические средства; психотропные вещества; сильнодействующие вещества; ядовитые вещества; отравляющие вещества; радиоактивные вещества; взрывчатые вещества; вооружение; взрывные устройства; огнестрельное оружие; боеприпасы; ядерное оружие; химическое оружие; биологическое оружие; другие виды оружия массового поражения; материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации; стратегически важные сырьевые товары, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации; культурные ценности, в отношении которых установле-

В перечень предмета контрабанды входят также культурные ценности. В Российской Федерации существует разрешительный порядок перемещения культурных ценностей через таможенную границу. Установленный Законом от 15 апреля 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей» 1 порядок вывоза и ввоза культурных ценностей применяется ко всем культурным ценностям, независимо от формы собственности, и обязателен для всех физических и юридических лиц, находящихся и (или) осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации. Данный Закон к культурным ценностям относит: исторические ценности; предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок; почтовые марки; старинные монеты, ордена, медали и другие предметы коллекционирования, ряд других культурных ценностей (ст. 7). Для признания предмета культурной ценностью требуется заключение государственной экспертизы (ст. 18), порядок проведения которой определяется Положением о порядке экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей2.

Вывозу из Российской Федерации не подлежат следующие категории культурных ценностей: движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, независимо от времени их создания; движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей Российской Федерации.

Помимо предмета, контрабанда как преступление с формальным составом характеризуется следующими объективными признаками:

  1. это деяние – перемещение через таможенную границу Российской Федерации предметов контрабанды;
  2. место осуществления – таможенная граница Российской Федерации;
  3. способ перемещения – с сокрытием предметов контрабанды от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, с недекларированием или недостоверным декларированием, а также помимо мест таможенного контроля.

    Таможенный кодекс Российской Федерации определяет, что под перемещением через таможенную границу Российской Федерации понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств, Таким образом, перемещение — это сложное понятие, включающее в себя два обязательных элемента: а) совершение действий по ввозу или вывозу; б) пересечение таможенной границы.

    Контрабанда как преступление с формальным составом признается оконченной с момента перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу Российской Федерации1.

    Таможенная граница Российской Федерации, согласно ст. 2 ТК РФ, совпадает с Государственной границей Российской Федерации. Территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации. Исключением являются пределы свободных таможенных зон и таможенных складов. Эти зоны и склады рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, кроме случаев, определяемых ТК РФ. Их пределы, будучи таможенной границей, с государственной границей не совпадают.

    Согласно ст. 360 ТК РФ товары находятся под таможенным контролем: при ввозе — с момента пересечения таможенной границы Российской Федерации до выпуска товаров и транспортных средств, при вывозе — с момента принятия таможенной декларации и до пересечения таможенной границы.

    Моментом окончания контрабанды при ввозе служит не само фактическое пересечение таможенной границы, а перемещение, которое было сопряжено с совершением действий, указанных в диспозиции ст. 188 УК РФ. В том случае, когда эти два момента – момент пересечения таможенной границы и совершение действий уголовно наказуемыми способами, нарушающими порядок перемещения товаров, — не совпадают во времени, контрабанда при ввозе товаров признается оконченной с момента совершения последнего действия, иначе говоря, когда в деянии лица имеются все признаки состава преступления. Поэтому для признания контрабанды оконченной при ввозе товаров необходимо и фактическое пересечение таможенной границы .

    <

    В Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 3 февраля 1978 г. (с изм. от 6 декабря 1979 г.) «О судебной практике по делам о контрабанде»1 разъясняется, что контрабанду при ввозе следует считать оконченным преступлением с момента фактического незаконного перемещения товара через границу, а действия лица, пытавшегося вывезти товары и иные материальные ценности контрабандным путем за границу, подлежат квалификации как покушение на контрабанду. Определение момента окончания контрабанды имеет важное значение для правильного применения института добровольного отказа от преступления2.

     

    1.1 Субъективные признаки состава контрабанды

     

    К субъективным признакам относятся субъект преступления и субъективная сторона рассматриваемого состава. Субъектом рассматриваемого преступления может быть только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности. Согласно ст. 20 УК РФ уголовной ответственности за контрабанду подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцати лет. Таким образом, субъектом контрабанды может быть вменяемое физическое лицо (гражданин России, иностранец или лицо без гражданства), достигшее 16-летнего возраста.

    В диспозиции нет специального указания на субъекта контрабанды, но согласно ТК РФ им могут быть: любые лица, постоянно проживающие в Российской Федерации, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей на территории Российской Федерации, иностранные лица, декларанты, перевозчики, таможенные брокеры (представители), заинтересованные лица, т. е. субъект общий, главное условие при этом заключается в их непосредственном участии в выполнении объективной стороны контрабанды. Исполнителями (соисполнителями) признаются лица, непосредственно участвовавшие в перемещении (ввозе или вывозе) предметов контрабанды через таможенную границу Российской Федерации одним из способов, указанных в диспозиции ст. 188 УК РФ, или совершившие это преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других предусмотренных уголовным законом обстоятельств, или воспользовавшиеся неосведомленностью других лиц. Кроме исполнителей, с контрабандой могут быть связаны другие лица, игравшие роль организаторов, подстрекателей либо пособников преступления. Все они несут ответственность за соучастие в контрабанде со ссылкой на ст. 33 УК РФ.

    Лица, являвшиеся соучастниками контрабанды, совершенной должностным лицом с использованием своего служебного положения, несут ответственность с вменением им данного квалифицирующего признака, если они были осведомлены об этом обстоятельстве, поскольку указанное обстоятельство характеризует, прежде всего, более высокую общественную опасность совершенного деяния.

    В качестве соучастника (пособника) может выступать должностное лицо таможенного органа. Если оно получает за содействие контрабанде незаконное вознаграждение имущественного характера, ответственность наступает по совокупности за соучастие в контрабанде и за получение взятки.

    Образует соучастие в контрабанде в виде пособничества заранее обещанное приобретение контрабандно доставленного из-за рубежа товара (предмета) лицом, не являющимся участником организованной группы. В этом случае ответственность наступает по ст. ст. 33 и 188 УК РФ. Заранее обещанное приобретение или сбыт контрабандного имущества влечет ответственность по ст. 175 УК РФ1.

    Говоря о субъекте контрабанды, нельзя обойти вниманием личность преступника — контрабандиста, которая обладает определенной криминологической характеристикой. Данные исследований показывают, что в большинстве случаев субъектом преступления выступает лицо мужского пола – 79%, лица женского пола составляют 21 %, из них граждане России — 55%, иностранные граждане – 45%.

    Необходимо отметить, что контрабанда товаров (ч. 1 ст. 188 УК РФ), совершенная гражданами Российской Федерации, составила 48%, иностранными гражданами – 52%, из них гражданами Республики Казахстан – 22%, гражданами Республик Узбекистан, Кыргыстан, Таджикистан – менее 30%. Отчасти это объясняется тем, что в сопредельных государствах сложились отличные от России социально-экономические условия жизни населения, что и обусловило интенсивность и конъюнктуру товарных потоков.

    Так, контрабанда наркотиков по ч. 2 ст. 188 УК РФ, совершенная гражданами Российской Федерации, составила 52%, иностранными гражданами — 48%, из них гражданами Республик Таджикистан — 18%, Казахстан — 18%, Кыргызстан — 9%. На долю остальных государств приходится 3%.

    Возрастной состав лиц, совершивших контрабанду, характеризуется следующим образом: молодежная группа (16-25 лет) – 3%, средневозрастная (25 – 35 лет) – 76%, зрелая (35 – 50 лет) – 21%. Такое соотношение можно объяснить тем, что в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности лица среднего и зрелого возраста устремились в эту прибыльную форму бизнеса и смешались с законно хозяйствующими субъектами.1

    Относительно образовательного уровня лиц, совершивших контрабанду, условно можно разделить по категориям: с высшим и неполным высшим образованием – 10%, со средним – 22%, средним профессиональным – 62%, неполным средним – 6%. Указанная характеристика свидетельствует о том, что личность преступника-контрабандиста имеет довольно высокий образовательный уровень.

    Специализация трудовой деятельности характеризуется следующими
    показателями: лица, нигде не работающие – 75,3%; предприниматели – 12%; служащие — 6,3%; рабочие – 5,7%.

    Никто из привлеченных к уголовной ответственности за контрабанду не имел прежнего криминального опыта и не был судим. Можно выделить единичные факты вовлечения в контрабанду несовершеннолетних.

    Субъектом контрабанды может быть физическое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности — 16 лет, вменяемое, имеющее гражданство Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства. Характеризуя личность преступника-контрабандиста в целом, можно сказать, что данная категория преступников в меньшей степени, чем другие категории преступников, отличается от законопослушных граждан. Побудительным мотивом занятия противоправной деятельностью таких лиц выступает, как правило, корысть, стремление к получению материальной выгоды. Не имея возможности, а иногда и желания легальным путем получить определенные блага, достичь признанных в обществе престижных целей, лицо стремится к ним посредством совершения противозаконных действий. Происходит умышленное достижение цели недопустимыми, незаконными средствами.

    Законодатель в числе обязательных признаков субъективной стороны контрабанды называет лишь вину, причем только в форме прямого умысла .

    Иных признаков субъективной стороны состава преступления в диспозиции ст. 188 УК РФ не указано.

    Контрабанда — это преступление с формальным составом, ее объективная сторона включает только деяние. Соответственно, контрабанда окончена в момент перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации. Достижение какого-то иного «конечного преступного результата», помимо непосредственного перемещения через таможенную границу, не требуется для признания этого преступления оконченным и уголовно наказуемым. Кроме того, закон не связывает наступление ответственности за контрабанду с определенными мотивом и целью преступления. Эти компоненты субъективной стороны контрабанды не имеют значения для квалификации незаконного перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу как преступления, предусмотренного ст. 188 УК РФ.

    Таким образом, субъективная сторона контрабанды характеризуется лишь виной в форме прямого умысла, когда лицо осознает общественную опасность своих действий по незаконному перемещению через таможенную границу конкретных товаров и предметов и желает их совершить. Сознание общественно опасного характера незаконного перемещения товаров или предметов, оборот которых ограничен или запрещен, означает понимание виновным как фактического, так и социального характера совершаемых им действий.

    Можно выделить мотивы совершения контрабанды, прежде всего это корыстный мотив, при котором виновный преследует цель наживы путем не только личного пользования предметами контрабанды, но и последующей их перепродажи по более высоким ценам. Контрабанда возможна и при отсутствии корыстной заинтересованности. Например, контрабандой следует считать попытку незаконно провести через таможенную границу товары и иные ценности для безвозмездной передачи другим лицам или для себя, но лишь как память о пребывании за границей, для коллекционирования. Мотивы совершения контрабанды на квалификацию преступления не влияют, но учитываются при назначении наказания.

    Можно сделать вывод, что субъективная сторона контрабанды характеризуется лишь виной в форме прямого умысла, когда лицо осознает общественную опасность своих действий по незаконному перемещению через таможенную границу конкретных товаров и предметов и желает их совершить. Сознание общественно опасного характера незаконного перемещения товаров или предметов, оборот которых ограничен или запрещен, означает понимание виновным как фактического, так и социального характера совершаемых им действий.

     

    2 Квалификационные виды преступления по ст. 188 УК РФ

     

    2.1 Квалификационные виды контрабанды

     

    Исследуя вопросы квалификации контрабанды, необходимо исходить из посылки, что ее правильная квалификация обеспечивается не только применением уголовно-правовых норм, но и строжайшем соблюдением уголовно-процессуального закона. Для этого, прежде всего, необходимо неукоснительное выполнение требований ст. 86-88 УПК РФ о порядке собирания, проверки и оценки всех имеющих место обстоятельств, подлежащих в согласно ст. 73 УПК РФ доказыванию по уголовному делу о контрабанде. На значимость этих положений для правосудия указал еще Пленум Верховного Суда СССР в постановлении № 2 от 3 февраля 1978 г. «О судебной практике по делам о контрабанде», обращая внимание судов на то, что «… борьба с контрабандой должна осуществляться на основе строгого и неуклонного соблюдения требований закона. Судам необходимо тщательно исследовать обстоятельства каждого дела, учитывая, что судебными и следственными органами должны быть выявлены и при влечены к ответственности лица, совершившие контрабанду и другие связанные с ней преступления, установлены источники приобретения и каналы сбыта предметов контрабанды».1 В практической деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда правильная квалификация контрабанды обеспечивается соблюдением двух условий: во-первых — тщательным исследованием фактических обстоятельств совершенного общественно опасного деяния и, во-вторых — установлением в содеянном всех признаков состава данного преступления.

    В качестве квалификационного вида контрабанды рассматривается контрабанда предметов, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ (ч. 2 ст. 188 УК РФ).
    Характерные особенности квалификации данной формы контрабанды (также как и предусмотренной ч. 1 ст. 188 УК РФ) определяются предметами этого преступления.

    Наркотические средства, психотропные, сильнодействующие и ядовитые вещества признаются предметами контрабанды в порядке, определенном Пленумом Верховного Суда РФ в постановлении № 14 от 15 июня 2006 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и
    ядовитыми веществами»1. В соответствии с указаниями Пленума Верховного Суда РФ для определения вида средств и веществ, их названий и свойств, установления принадлежности растений к культурам, содержащим наркотические средства, психотропные, сильнодействующие и ядовитые вещества, судам следует руководствоваться перечнем наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, который приводится в постановлении Правительства РФ № 681 от 30 июня 1998 г. «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ»2, списками сильнодействующих и ядовитых веществ, которые ежегодно издаются и корректируются, а также располагать соответствующим экспертным заключением.

    Надо заметить, что в отличии от других преступлений, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами, в ч. 2 ст. 188 УК РФ не дифференцируется ответственность в зависимости от количества незаконно перемещаемых через таможенную границу средств и веществ. Из разъяснения Пленума Верховного Суда СССР, приведенного в п. 2 постановления № 2 от 3 февраля 1978 г. «О судебной практике по делам о контрабанде» следует, что уголовная ответственность за контрабанду таких средств и веществ наступает вне зависимости от размера перемещения3. Заметим, что обнаруженное при пересечении таможенной границы микроскопически малое количество наркотических средств, психотропных, сильнодействующих или ядовитых веществ не образует контрабанды в силу малозначительности деяния (ч. 2 ст. 14 УК РФ). Для разграничения признаков контрабанды наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ и малозначительности целесообразно использовать рекомендации Пленума Верховного Суда РФ, приведенные в пп. 3 и 12 № 14 от 15 июня 2006 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами»1. А именно, как контрабанду по ч. 2 ст. 188 необходимо расценивать их незаконное перемещение через таможенную границу в небольшом (не являющемся крупным или особо крупным) и более размере.

    В соответствии с Законом РФ № 150-ФЗ от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» 2 в порядке, определенном постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 12 марта 2002 г. «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств»3 принадлежность предметов незаконно перемещаемых через таможенную границу к оружию, боеприпасам, взрывчатым веществам или взрывным устройствам определяется по каждому уголовному делу о контрабанде с учетом специальных познаний на основании экспертного заключения.

    Согласно разъяснению Пленума Верховного Суда РФ данному в пп. 3 и 4 указанного постановления, не влекут за собой уголовной ответственности незаконное ношение, хранение, приобретение или сбыт газовых, сигнальных, стартовых, строительно-монтажных пистолетов и револьверов, сигнальных осветительных, холостых, газовых, строительно-монтажных, учебных и иных патронов, не имеющих поражающего элемента и не предназначенных для поражения цели либо не содержащих взрывчатых веществ, смесей имитационно-пиротехнических и осветительных средств и т.п.

    Незаконное перемещение через таможенную границу предметов (не являющихся огнестрельным оружием, боеприпасами к нему, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами), перечисленных в пп. 3 – 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 12 марта 2002 г. «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств»1, в зависимости от стоимости квалифицируется как контрабанда товаров по ч. 1 ст. 188 УК РФ, либо как административное правонарушение по ст. 16.3 КоАП РФ2.

    Иногда указанные предметы, которые сами по себе не являются огнестрельным оружием или боеприпасами к нему, могут незаконно перемещаться через таможенную границу вместе с деталями, в комплекте с которыми они приобретают свойства огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывных устройств. В таких случаях их незаконное перемещение квалифицируется как контрабанда огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывных устройств по ч. 2 ст. 188 УК РФ.

    По сравнению с контрабандой оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, контрабанда вооружения, военной техники, средств доставки ОМП, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при их создании, редко встречается в следственной и судебной практике. Поскольку на сегодняшний день специального порядка отнесения данных предметов к предметам контрабанды не выработано следственной и судебной практикой, в этих целях надо руководствоваться перечнями, содержащимися в упомянутом постановлении в постановлении Правительства РФ № 879 от 4 сентября 1995 г. «О совершенствовании системы контроля за экспортом и импортом продукции, работ и услуг военного назначения в РФ»3 и соответствующим экспертным заключением государственных органов, в компетенции которых находится производство подобного рода экспертиз.

    Радиоактивные вещества, радиоактивные источники и ядерные материалы относятся к предметам контрабанды на основании списка, содержащегося в Указе Президента РФ № 202 от 14 февраля 1996 г. «Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль»1 в соответствии с экспертным заключением органов Федерального надзора по радиационной безопасности (ФНРБ). При этом, надо учитывать, что согласно законодательству к предметам контрабанды относятся только те радиоактивные вещества, радиоактивные источники и ядерные материалы, которые испускают ионизирующее излучение превышающее значения, установленные нормами и правилами ФНРБ.

    Незаконное перемещение через таможенную границу веществ, источников и материалов, не удовлетворяющих этим требованиям квалифицируется как контрабанда по ч. 1 ст. 188 УК РФ либо попадает под признаки малозначительности деяния и не влечет за собой уголовной ответственности или расценивается как административное правонарушение.

    В числе предметов контрабанды, предусмотренной ч. 2 ст. 188 УК РФ уголовный закон также называет стратегически важные сырьевые товары. Поскольку в настоящее время подзаконными нормативными актами указанная категория товаров не выделяется, действия, связанные с их незаконным перемещением через таможенную границу, квалифицируются как контрабанда по ч. 1 ст. 188 УК РФ либо как нарушение таможенных правил по ст. 16.1 – 16.3 КоАП РФ.

    Культурные ценности, незаконно перемещаемые через таможенную границу, признаются предметами контрабанды в соответствии с Перечнем культурных ценностей, вывозимых (временно вывозимых) из РФ на основании свидетельства Министерства культуры РФ, утвержденным приказом Министерства культуры № 528 от 21 июля 1999 г.2 в соответствии с заключением экспертизы органов этого министерства.

    Органы и эксперты, в компетенции которых находится производство подобного рода экспертиз, определены в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2001 года № 322 «Об утверждении положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей»1, а также приказами Министерства культуры РФ № 185 от 21 марта 1995 г. «Об экспертизе культурных ценностей, заявленных к вывозу из РФ» 2 и № 383 от 28 мая 1999 г. «Об утверждении экспертов Министерства культуры РФ»3.

    Культурные ценности как предметы контрабанды следует отличать от других предметов ч. 2 ст. 188 УК РФ, например: от огнестрельного оружия, предметов вооружения, военной техники.

    Обязательным признаком всех предметов контрабанды, предусмотренной ч. 2 ст. 188 УК РФ являются специальные правила их перемещения через таможенную границу, которые устанавливаются подзаконными нормативно-правовыми актами Правительства РФ, регулирующими осуществление внешнеэкономической деятельности (лицензирование деятельности, связанной с перемещением предметов через таможенную границу, квоты, разрешения на экспорт и импорт и т.д.)- Наличие либо отсутствие этих правил необходимо устанавливать по каждому уголовному делу о контрабанде. Если в отношении каких-либо из предметов, незаконно перемещаемых через таможенную границу специальные правила не установлены, их нельзя относить к предметам ч. 2 ст. 188 УК РФ.

     

    2.2 Особо квалификационные виды контрабанды

     

    Часть 3 ст. 188 УК РФ содержит квалифицированные признаки к обоим видам контрабанды, ими признаются:

    – совершение деяния должностным лицом с использованием своего служебного положения (п. «б» ч. 3 ст. 188 УК РФ);

    – совершение деяния с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенные контроль (п. «в» ч. 3 ст. 188 УК РФ).

    Квалификация контрабанды, совершенной должностным лицом, с использованием своего служебного положения (п. «б» ч. 3 ст. 188 УК РФ). Данная разновидность контрабанды обладает высокой степенью латентности по сравнению с другими видами преступлений, совершаемых должностными лицами. Во всяком случае, она очень редко встречается в исследованной нами следственной и судебной практике. Это объясняется, прежде всего, специфическими особенностями совершения и доказывания этого преступного деяния, следы совершения которого практически невозможно обнаружить и закрепить обычными оперативными и процессуальными средствами. Кроме того, в этих случаях сами должностные лица редко принимают непосредственное участие в перемещении предметов через таможенную границу, поэтому выявить действительных виновных по уголовному делу о контрабанде зачастую не представляется возможным.

    При толковании этого признака квалифицированной контрабанды необходимо учитывать, что всеми без исключения авторами в юридической литературе «использование служебного положения» понимается как злоупотребление им со стороны должностного лица вопреки интересам службы. Данный вид контрабанды с объективной стороны подразумевает две разновидности действий: использование лицом своего служебного положения в виде злоупотребления им, или действий, совершенных вопреки интересам службы; незаконное перемещение предметов через таможенную границу государства помимо или с сокрытием их от таможенного контроля, либо совершенное любым другим из указанных в уголовном законе способов. Субъективное отношение виновного к этим действиям должно характеризоваться исключительно прямым умыслом. Иное виновное отношение должностного лица данного признака контрабанды не образует.

    В контексте анализа особенностей квалификации контрабанды по данному признаку важно подчеркнуть, что незаконное перемещение контрабандных предметов через таможенную границу должно являться прямым и необходимым следствием должностного злоупотребления: не допустив его, виновный не смог бы совершить преступление или, во всяком случае, покушаться на него. Соответствующий признак имеет место и тогда, когда должностное лицо использует для совершения преступления других лиц, в силу обстоятельств дела или иных причин, не осознающих общественной опасности своих действий. В таких ситуациях непосредственное участие должностного лица в перемещении предметов через таможенную границу не является обязательным. Достаточным условием для привлечения к уголовной ответственности здесь является выполнение либо, невыполнение должностным лицом действий, которые создают возможность для непосредственного совершения контрабанды другими лицами1.

    При этом, как указал Пленум Верховного Суда СССР в постановлении № 2 от 3 февраля 1978 г. «О судебной практике по делам о контрабанде» контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, не требует дополнительной квалификации действий виновного по статьям об ответственности за должностное преступление.2

    В остальных случаях должностное лицо, оказывающее контрабандистам с использованием своего служебного положения то или иное содействие в незаконном перемещении ими товаров через таможенную границу, но не принимающее участия в выполнении объективной стороны преступления, подлежит ответственности за соучастие в совершении контрабанды и совершенное им соответствующее должностное преступление3. Например, в случае пропуска контрабанды должностным лицом за взятку, оно подлежит ответственности за получение взятки и пособничество в совершении контрабанды. И, наконец, последний практически значимый вопрос, на который необходимо получить ответ в настоящем исследовании: могут ли по п. «б» ч. 3 ст. 188 УК РФ нести ответственность руководящие работники коммерческих организаций, не относящихся к государственным органам и органам местного само управления? Теорией и судебной практикой он разрешается отрицательно.1 Его решение основано на понятийном аппарате уголовного законодательства, анализ которого позволяет сделать вывод о том, данные лица ни при каких условиях не могут быть специальными субъектами контрабанды, а их действия квалифицированы по п. «б» ч. 3 ст. 188 УК РФ.

    Квалификация контрабанды, совершенной с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль осуществляющему таможенный контроль (п. «в» ч. 3 ст. 188 УК РФ). Указанный квалифицированный вид контрабанды относится к преступлениям с так называемым формально-материальным составом. Его общественная опасность в отличие от других видов контрабанды материализуется не только в совершении преступного действия, но и в последствиях, в которых выражается вред, причиняемый объекту преступления.

    Законодательное описание данной разновидности контрабанды осуществляется путем указания на совокупность признаков способа ее совершения и потерпевшего («применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль»). Признак «применение насилия» охватывает собой как специфический способ совершения действия, так и возможные общественно опасные последствия от насильственной контрабанды. Поэтому для ее квалификации важно установить, что действия виновного повлекли либо могли повлечь наступление последствий в виде нанесения побоев, причинения легкого, средней тяжести, тяж кого вреда здоровью или наступление смерти лица, осуществляющего таможенный контроль и причинного связь между насильственными действиями и их последствиями. При этом сами преступные последствия не входят в число обязательных признаков насильственной контрабанды, и их характер не имеет значения для квалификации деяния в соответствии с и. «в» ч. 3 ст. 188 УК РФ.

    Однако, в целях отграничения этого преступления от смежных деяний, необходимо иметь ввиду, что по правилам о конкуренции норм насильственная контрабанда, предусмотренная п. «в» ч. 3 ст. 188 УК РФ, охватывает любые формы применения физического насилия в отношении лица, осуществляющего таможенный контроль, и не требует дополнительной квалификации по другим статьям УК РФ, тогда как причинение смерти такому лицу надлежит квалифицировать по совокупности преступлений по п. «в» ч. 3 ст. 188 и п. «б» ч. 2 ст. 105 либо ст. 317 УК РФ.

    Согласно положений ст. 180 ТК РФ, таможенный контроль осуществляется только должностными лицами таможенных органов, применение насилия к которым (за исключением причинения смерти указанным лицам) с названных позиций должно квалифицироваться по ст. 318 УК РФ, относящейся к гл. 32 «Преступления против порядка управления». Объекты контрабанды (п. «в» ч. 3 ст. 188) и применения насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ) совпадают, а конструкции составов являются идентичными и не требуют наступления общественно опасных последствий. Таким образом, применение насилия при контрабанде необходимо признавать частным случаем применения насилия к представителю власти, а значит, и соответствующие нормы соотносятся как специальная и общая. Следовательно, в основу для их разграничения должно быть положено сопоставление санкций, которое неизбежно приводит к выводу о том, что применение насилия при контрабанде не требует дополнительной квалификации по другим статьям, кроме п. «в» ч. 3 ст. 188 УК РФ, за исключением ситуаций которые подпадают под признаки п. «б» ч. 2 ст. 105 либо ст. 317 УК РФ.

    Потерпевшими от насильственной контрабанды законом называются лица, осуществляющие таможенный контроль, т.е. согласно ст. 180 ТК РФ должностные лица таможенных органов. При этом для признания их потерпевшими важно установить, что насилие применялось к должностному лицу таможенного органа во время исполнения им своих служебных обязанностей по осуществлению таможенного контроля, и что осуществление таможенного контроля входило в эти обязанности. Если же насилие было применено к должностному лицу таможенного органа, вне связи с исполнением этих обязанностей (например, при попытке воспрепятствовать совершению контрабанды в нерабочее время) либо их исполнение не входило в компетенцию должностного лица, содеянное квалифицируется по совокупности преступлений контрабанды и других статей УК РФ об ответственности за преступления против личности, либо порядка управления.

    Квалификация контрабанды, совершенной в составе организованной группы (ч. 4 ст. 188 УК РФ). Совершение контрабанды в составе организованной преступной группы образует особо квалифицированный вид этого преступления.

    Квалификация контрабанды, совершенной организованной преступной группой, сводится к установлению признаков, характеризующих подобного вида группы. Общее понятие организованной группы закреплено в ч. 3 ст. 35 УК РФ, согласно которой, она определяется как устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

    Как особо квалифицирующий признак контрабанды, «организованная группа» характеризуется специфическими внешними и внутренними чертами. От других групп она отличается высокой степенью организованности и устойчивостью.1

    Под организованностью группы следует понимать наличие руководителя, тщательное планирование одного или нескольких преступлений, предварительное распределение преступных ролей, подбор и вербовку соучастников, обеспечение мер по сокрытию преступления, его предметов и следов. Устойчивость же предполагает предварительную договоренность участников группы на совершение в ее составе группы одного или нескольких преступлений (как тождественных — контрабанды, так и разнородных) в течение продолжительного времени, наличие постоянных связей между участниками, а также специфических методов преступной деятельности2.

    Помимо лиц, непосредственно участвующих в совершении контрабанды, членами организованной группы могут быть также лица, которые занимаются разработкой плана совершения этого преступления, оказывают иное содействие как совершению преступления, так и уже сложившейся организованной преступной группе контрабандистов. Деятельность организованной преступной группы наиболее часто связана с распределением ролей, но это вовсе не исключает и соисполнительство. При этом речь идет не просто о предварительном сговоре нескольких (двух или более) лиц на совершение контрабанды, а о специальном их объединении для совместной, возможно и неоднократной либо в значительных размерах контрабандной преступной деятельности.

    Применительно к организованным преступным группам, созданным для занятия контрабандой, признак устойчивости объединения нескольких лиц как конститутивное и определяющее свойство такого рода преступного образования чаще всего проявляется в относительной длительности преступной деятельности группы, ее криминальной специализации, четком разделении ролей и функций каждого ее участника, планировании преступной деятельности в целом на определенный период времени и каждого преступного акта в отдельности. Как правило, тщательная организация таких групп объединяет большое количество людей, работающих в органах государственного управления, таможенных и пограничных органах, руководителей предприятий, работников транспортных организаций и т.д. Конечно, эти элементы в каждой организованной преступной группе проявляются в большей или меньшей степени, но в том или ином соотношении именно они обуславливают устойчивость и являются типичными для такого рода преступных образований, созданных для совершения контрабанды. Помимо организованной преступной группы, действующему уголовному законодательству известна еще одна форма организованной преступной деятельности — преступное сообщество (преступная организация (ч. 4 ст. 35 УК РФ)). Отличительным ее признаком является сплоченность, которая характеризуется иерархичностью построения, единством умысла участников, преступных задач, целей и средств их достижения, прочными связями между членами группы, подчинением их групповой дисциплине и требованиям организатора, а также продолжительностью групповой преступной деятельности.

    Надо полагать, что создание преступного сообщества исключительной целью которого является совершение контрабанды, возможно только теоретически. Однако, допуская теоретическую возможность существования преступного сообщества, исключительной целью которого является совершение контрабанды, следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что этой целью может являться лишь совершение квалифицированного и особо квалифицированных видов данного преступления. Ибо только эти виды контрабанды в соответствии со ст. 15 УК РФ могут быть отнесены к категориям тяжких и особо тяжких преступлении, совершение которых является целью создания преступного сообщества.

    Организованная преступная группа и преступное сообщество (организации) предполагают наличие в своей структуре создателя либо руководителя, преступные функции которых могут выполняться как одним, так и несколькими (различными) лицами, а также участников (членов) организованной преступной группы или сообщества. Участники организованной преступной группы или сообщества могут принимать непосредственное участие в совершении группой (сообществом) контрабанды и других преступлений либо выполнять иные функции, связанные, например, с финансированием, материально-техническим обеспечением группы, разработкой планов совершения преступлений и т.п. Но вне зависимости от роли и функций, выполняемых в организованной преступной группе или сообществе, как их создатели, руководители, так и участники признаются соисполнителями контрабанды, а их действия квалифицируются по ч. 4 ст. 188 УК РФ. При этом в силу требований ч. 5 ст. 35 УК РФ лица, создавшие либо руководившие организованной преступной группой или сообществом, подлежат уголовной ответственности за все случаи контрабанды, совершенные организованной преступной группой или сообществом, которые охваты вались их умыслом, тогда как другие участники отвечают лишь за те преступления в подготовке или совершении которых они принимали непосредственное участие. Наряду с этим уголовное законодательство позволяет дифференцировать ответственность участников организованной преступной группы или сообщества за совершение контрабанды, таким образом, что деятельность наиболее активных их участников (создателей, руководителей и др.) может расцениваться как отягчающее обстоятельство при назначении им наказания в пределах санкции ч. 4 ст. 188 УК РФ.

    Поскольку при наличии соответствующих признаков создание организованной преступной группы или преступного сообщества для занятия контрабандой, а равно участие в них образуют самостоятельные составы преступлений, предусмотренные специальными нормами УК РФ, при уголовно-правовой оценке контрабанды, совершенной организованной группой, всегда необходимо исследовать возможность квалификации содеянного по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 188 и ст. 209 или 210 УК РФ.

    Список использованной литературы

     

  4. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М., 2008.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.I: Федеральный закон от 21 октября 1994 г. № 51- ФЗ (ред. от 13.05.2008) // Сборник законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. Ст. 3301; Российская газета. – 2008. – 16 мая.
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. ФЗ от 03.03.2008 № 21-ФЗ) // Сборник законодательства РФ. 2002. № 1. (ч. 1), ст. 1.
  7. Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. (в ред на 31.04.2009) // Российская газета. 05 июня 2003.
  8. Уголовный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. — M: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2009.
  9. Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей» // ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. № 20. Ст. 718.
  10. Закон РФ № 150-ФЗ от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» // Сборник законодательства РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.
  11. Указ Президента РФ № 202 от 14 февраля 1996 г. «Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль» // Сборник законодательства РФ. 1996. № 8. Ст. 742.
  12. Постановление Правительства РФ № 879 от 4 сентября 1995 г. «О совершенствовании системы контроля за экспортом и импортом продукции, работ и услуг военного назначения в РФ» // Сборник законодательства РФ. 1995. № 37. Ст. 3626.
  13. Постановление Правительства РФ № 681 от 30 июня 1998 г. «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ» // КонсультанПлюс.
  14. Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2001 года № 322 «Об утверждении положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей» // Сборник законодательства РФ. 2001. № 19. Ст. 1938.
  15. Приказ Министерства культуры РФ № 185 от 21 марта 1995 г. «Об экспертизе культурных ценностей, заявленных к вывозу из РФ» // СПС «Консультант Плюс».
  16. Приказ Министерства культуры РФ № 185 от 28 мая 1999 г. «Об утверждении экспертов Министерства культуры РФ» // СПС «Консультант Плюс».
  17. Приказ Министерства культуры «Об утверждении Перечня культурных ценностей, вывозимых (временно вывозимых) из РФ на основании свидетельства Министерства культуры РФ» № 528 от 21 июля 1999 г. // СПС «Консультант Плюс».
  18. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 февраля 1978 г. (с изм. от 6 декабря 1979 г.) «О судебной практике по делам о контрабанде» // Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам / Сост. С. Г. Ласточкина, Н. Н. Хохлова. М., 2009.
  19. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 15 июня 2006 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и
    ядовитыми веществами» // СПС «Консультант Плюс».
  20. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 12 марта 2002 г. «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» // Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам / Сост. С. Г. Ласточкина, Н. Н. Хохлова. М., 2009.
  21. Положение о порядке экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей: утв. Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2001 г. № 3222 // Сборник законодательства РФ. 2001. №19. Ст. 1938.
  22. Федеральный закон от 01.07.1994 г. № 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» // СПС «Консультант Плюс».
  23.  
  24. Баяхчев В. Г. Ответственность за контрабанду по действующему законодательству //Законодательство. — 2006. № 12.С. 53-54.
  25. Волженкин Б. В. Комментарий Уголовного кодекса Российской Федерации. СПб., 2006.
  26. Волжанин В. В. Экономические преступления. СПб., 2002.
  27. Горелик А. С, Шишко И, В., Хлупина Г. Н. Преступления в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Красноярск, 2002.
  28. История уголовного законодательства советского государства: (Сборник правовых актов 1917-1991 гг.) / Под общ. ред. Ю. А. Агафонова. Краснодар, 2000.
  29. Кисловский Ю. Г. Контрабанда: история и современность. М., 2006.
  30. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под общ. ред. С. И. Никулина. М., 2007.
  31. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Б.В. Волженкин. М., 2006.
  32. Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В. И. Радченко. М., 2006.
  33. Котелевец О.А. Уголовно-правовое толкование основных понятий организованной преступности // Сборник Северный Кавказ; борьба с преступностью. М., 2005. С.64-73.
  34. Кузнецов A. M. Ответственность за таможенные преступления. М., 2003.
  35. Лопашенко Н. А. Вопросы квалификации преступлении в сфере экономической деятельности. Саратов, 2001.
  36. Лопашенко П. А. Преступления в сфере экономической деятельности: (Комментарий к главе 22 УК РФ). — Ростов н/Д, 2007.
  37. Ляпунов ЮМ. Должностные преступления. Киев, 2003.
  38. Михайлов В. И., Федоров А. В. Уголовная ответственность за контрабанду: Учебно-практическое пособие. — СПб., 2005.
  39. Михайлов В. И., Федоров А. В. Таможенные преступления: Уголовно-правовой анализ и общие вопросы оперативно-розыскной деятельности. СПб., 2003.
  40. Наумов Л. В.
    Российское уголовное право. М., 2009.
  41. Новое об экономических преступлениях. Уголовно-правовой анализ: Научно-практическое пособие / Под общ. ред. проф. И. И. Курцева. М, 2003.
  42. Памятники русского права / Под ред. С. В. Юшкова. М., 1953. Т. 1.
  43. Российское уголовное право / Под общ. ред. В. Н. Кудрявцева и А. В. Наумова. М., 2009.
  44. Соболев В., Душкин С. Контрабанда: вопросы квалификации, специальной конфискации и хранения предметов преступления // Законность. 2004. № 7. С. 33 – 34.
  45. Угаров Б. М. Международная борьба с контрабандой. М., 2001.
  46. Уголовное право России: (Особенная часть): Учебное пособие / Под общ. ред. Н. Ф. Кузнецовой. М., 2008.
  47. Уголовное право Российской Федерации: (Особенная часть) / Под общ. ред.Б. В. Здравомыслова. М., 2002.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.01MB/0.00049 sec

WordPress: 23.22MB | MySQL:120 | 1,600sec