Общая характеристика процедуры исполнения наказаний за рубежом

<

040614 1638 1 Общая характеристика процедуры исполнения наказаний за рубежом

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНЫХ АКТОВ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОСУЖДЕННЫМИ В СИСТЕМЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

 

Изучение процесса формирования и, развития сферы международных актов об обращении с осужденными показывает, что проблему эту можно представить состоящей из четырех основных частей: 1) история международного сотрудничества в области обращения с осужденными; 2) система действующих международных актов об обращении с осужденными; 3) основное содержание международных стандартов обращения с осужденными к мерам, не связанным с лишением свободы; 4) основное содержание международных стандартов обращения с осужденными к наказанию в виде лишения свободы.

История международного сотрудничества в области обращения с осужденными охватывает довольно длительный период. Еще в XVIII в. стали появляться первые, получившие общественное звучание, идеи о возможности и необходимости обмена информацией по вопросам пенитенциарной политики и практики в межгосударственных масштабах. Этому способствовало широкое распространение в мире идей английских основоположников пенитенциарной науки Д. Говарда и И. Бентама, прогресс пенитенциарной системы США. В XIX в. потребность в международном сотрудничестве в пенитенциарной области стала столь велика, что не могла не вылиться в определенные организационные формы.

Одной из них стала проведенная по инициативе общественности серия благотворительных, организованных частными лицами, международных тюремных конгрессов. Первый конгресс открылся во Франкфурте-на-Майне в 1846 г., второй — в 1847 г. в Брюсселе, третий — в 1857 г. снова во Франкфурте. Первый конгресс носил ознакомительную с национальными и международными пенитенциарными проблемами направленность, на втором — был образован разместившийся в Париже Тюремный комитет действия, на третьем — предметно обсуждался ряд пенитенциарных проблем и пути их решения. Однако на всех трех конгрессах превалировал благотворительный характер намечаемых мер.

Осознание государственной необходимости в решении пенитенциарных проблем на международном уровне привело к соединению усилий правительств ряда стран. Под эгидой межправительственной комиссии (1872 г. — комиссии представителей государств, 1878 г. международной пенитенциарной комиссии, затем международной уголовной и пенитенциарной комиссии) была проведена вторая серия из двенадцати тюремных конгрессов, состоявшихся в Лондоне (1872 г.), Стокгольме (1878 г.), Риме (1885 г.), Петербурге (1890 г.), Париже (1895 г.), Брюсселе (1900 г.), Будапеште (1905 г.), Вашингтоне (1910 г.), Лондоне (1925 г.), Праге (1930 г.), Берлине (1936 г.), Гааге (1950 г.).

Тюремные конгрессы второй серии приняли ряд международных актов по совершенствованию пенитенциарного дела — резолюций, носивших для государств рекомендательный характер. Принятые акты позволили ускорить прогресс в пенитенциарной сфере и стандартизировать отдельные моменты ее функционирования. На конгрессах обсуждались вопросы целесообразности одиночного тюремного заключения (пришли к выводу, что оно вредно для несовершеннолетних преступников и полезно для взрослых рецидивистов), организации режима отбывания лишения свободы (предложили примерный набор дисциплинарных, взысканий, рекомендовали определить перечень дисциплинарных проступков осужденных и т.п.), труда лиц, лишенных свободы (предложили считать труд обязательным для осужденных, оплачивать его и т.п.), об участии общественности в ресоциализации преступников (рекомендовано создать наблюдательно-попечительские органы при каждом месте заключения и т.п.) и другие проблемы пенитенциарной политики и практики.

В 1950 г. возникшая в русле тюремных конгрессов и постепенно расширившая сферу своих интересов далеко за пределы чисто пенитенциарной проблематики Международная уголовная и пенитенциарная комиссия была упразднена, а ее функции приняла на себя Организация Объединенных Наций1.

Под эгидой ООН проблематика применения уголовных наказаний развивается, главным образом, в рамках Конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, которые проводятся раз в пять лет, начиная с 1955 г.: 1955 (Женева), 1960 (Лондон), 1965 (Стокгольм), 1970 (Киото), 1975 (Женева), 1980 (Каракас), 1985 (Милан), 1990 (Гавана), 1995 (Кипр), 2000 (Вена).

На первом конгрессе (1955 г.) обсуждались: текст Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, статус пенитенциарного персонала, организация труда заключенных.

На втором конгрессе (1960 г.) освещались проблемы краткосрочного лишения свободы, обращения с несовершеннолетними преступниками, подготовки осужденных к освобождению и оказания им постпенитенциарной помощи.

На третьем конгрессе (1965 г.) на обсуждение были вынесены вопросы применения мер, не связанных с изоляцией осужденного от общества, исправительных мер для молодежи и предупреждения рецидива.

На четвертом конгрессе (1970 г.) обсуждались проблемы применения и совершенствования Минимальных стандартных правил обращения с заключенными в свете достижений пенитенциарной практики.

На пятом конгрессе (1975 г.) были освещены вопросы обращения с правонарушителями, осужденными к мерам, не связанным с изоляцией от общества, и с отбывающими тюремное заключение.

На шестом конгрессе (1980 г.) изучались проблемы применения смертной казни, а также мер, не связанных с изоляцией от общества, как реальных альтернатив наказанию в виде лишения свободы.

На седьмом конгрессе (1985 г.) обсуждались вопросы разработки и применения стандартов ООН в области уголовного правосудия.

На восьмом конгрессе (1990 г.) были рассмотрены проблемы стандартизации обращения с несовершеннолетними осужденными и другие вопросы пенитенциарной политики и практики.

На девятом конгрессе (1995 г.) рассматривались вопросы практической реализации минимальных стандартных правил обращения с осужденными в различных странах.

На десятом конгрессе (2000 г.) обсуждены проблемы борьбы с транснациональной преступностью и обращения с правонарушителями.

Система действующих международных актов об обращении с осужденными — часть системы международных актов по контролю над преступностью, которая содержит стандарты поведения в данной области.

Стандарты, содержащиеся в международных актах об обращении с осужденными, необходимо классифицировать, как минимум, по трем основаниям: 1) масштабам действия; 2) специализации; 3) обязательности для государств-применителей.

По масштабам действия все стандарты в изучаемой сфере можно разделить на две группы: универсальные и региональные1.

Универсальные — это стандарты, вырабатываемые ООН, а региональные — Советом Европы или иными региональными объединениями государств. В настоящем учебнике будут затронуты только универсальные стандарты, освещению региональных норм препятствует их многочисленность.

По специализации международные акты, содержащие универсальные стандарты обращения с осужденными, распадаются на два класса: 1) акты общего характера, не предназначенные специально для регламентации обращения с осужденными, но содержащие отдельные интересующие нас стандарты; 2) акты специализированного характера, имеющие своей целью изложение стандартов обращения с осужденными. Практическое значение этой классификации заключается в том, что при поиске стандартов обращения с осужденными она ориентирует не только на специализированные международные акты, но и на акты общего характера.

По обязательности для государств-применителей рассматриваемые стандарты можно отнести к двум основным разрядам: 1) обязательные нормы — принципы и общие положения; 2) конкретные стандарты — рекомендации, не носящие обязательного характера. Необходимость данной классификации связана с тем, чтобы можно было отделить обязательные нормы от рекомендательных. Если стандарты-принципы и общие положения обязательны для каждой стороны, ратифицировавшей соответствующие международные акты, то стандарты-рекомендации внедряются тем либо иным государством в той степени, в которой имеются необходимые экономические, политические и другие предпосылки для их реализации.

Исходя из приведенных классификаций, в систему действующих международных актов об обращении с осужденными можно включить следующие универсальные международные акты, принятые ООН.

I. Акты общего характера:

  • Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.);
  • Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.);
  • Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1963 г.);
  • Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 г.);
  • Декларация прав ребенка (1959 г.);
  • Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г.);

    —    Декларация «О правах инвалидов» (1975 г.)1.

    II. Специализированные акты:

  • Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.);
  • Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975 г.);
  • Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.);
  • Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.);
  • Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1982 г.);
  • Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни (1 984 г.);
  • Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985 г.);
  • Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989 г.);
  • Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) (1990 г.);
  • Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.);
  • Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) (1990 г.).

    Анализ приведенных международных актов показывает, что действие их целесообразно освещать относительно двух основных сфер обращения с осужденными: а) при использовании мер, не связанных с лишением свободы; б) при применении лишения свободы. Дело в том, что в рассматриваемых направлениях действует значительное количество специфических принципов, общих положений и конкретных норм, совокупность которых требует раздельного рассмотрения стандартов в каждой сфере.

    Основное содержание международных стандартов обращения с осужденными к мерам, не связанным с лишением свободы. Подавляющая часть стандартов рассматриваемого профиля сосредоточена в Минимальных стандартных правилах ООН в отношении мер, не связанными с тюремным заключением (Токийских правилах) 1990 г. В связи с этим целесообразно показать их основное содержание, исходя из данного международного акта.

    Цель стандартов рассматриваемой группы — содействие рациональному использованию мер, не связанных с тюремным заключением, как альтернативы лишению свободы.

    В процессе применения стандартов государствам — членам ООН предлагается руководствоваться следующими принципами: 1) обеспечить активное участие общественности на всех стадиях реализации рассматриваемых мер; 2) создать надлежащее соотношение между правами преступников, их жертв, интересами общественной безопасности и предупреждения преступности; 3) использовать стандарты с учетом национальных условий страны и целей системы уголовного правосудия; 4) иметь широкий набор мер, с тем, чтобы гибко реагировать на характер и степень тяжести преступления, личность и интересы общества; 5) минимальное вмешательство при применении мер.

    Стандартные правила рекомендуют следующий набор мер, не связанных с тюремным заключением: устные санкции: замечание, порицание, предупреждение; условное освобождение от ответственности; поражение в гражданских правах; экономические санкции и денежные наказания, такие как разовые и поденные штрафы; конфискация или постановление о лишении права собственности на имущество; возвращение имущества жертве или постановление о компенсации; условное наказание или наказание с отсрочкой; условное освобождение из заключения и судебный надзор; постановление о выполнении общественно полезных работ; направление в исправительное учреждение с обязательным ежедневным присутствием; домашний арест; любой другой вид обращения, не связанного с тюремным заключением; сочетание перечисленных выше мер.

    В целях отказа от тюремного заключения и оказания помощи осужденным в быстром возвращении к нормальной жизни в обществе после вынесения приговора могут применяться меры: 1) отпуск и помещение в исправительное учреждение полутюремного типа; 2) освобождение в связи с работой или учебой; 3) различные формы освобождения под честное слово; 4) сокращение срока; 5) помилование.

    Если компетентным органом определяются условия применения меры, не связанной с тюремным заключением, то они должны быть практическими, точными, по возможности, малочисленными и уменьшающими опасность возвращения осужденного к преступной деятельности.

    Определенные требования предъявляются и к режиму обращения. В рамках применяемых мер должны использоваться различные методы, в том числе индивидуальная работа, групповая терапия, программы по месту жительства, особое обращение с различными категориями преступников. Выбор обращения зависит от биографии личности, наклонностей, уровня умственного развития, системы ценностей, обстоятельств, которые привели к совершению преступления. При исполнении соответствующей меры может привлекаться общественность и система общественной поддержки.

    При нарушении условий отбывания назначенной меры, не связанной с тюремным заключением, она может быть изменена или отменена. Такое решение принимается только после тщательного исследования фактов. При этом сначала следует попытаться изменить содержание назначенной меры либо перейти к другой мере, не связанной с тюремным заключением. Только исчерпав эти возможности, можно переходить к лишению свободы.

    Токийские правила рекомендуют поощрять участие общественности в исполнении мер, не связанных с тюремным заключением, рассматривая его как один из важнейших факторов укрепления связей между осужденными, их семьями и обществом. Следует регулярно проводить конференции, семинары, симпозиумы и другие мероприятия, содействующие осознанию общественностью необходимости участия в реализации рассматриваемых мер. С той же целью необходимо использовать средства массовой информации. С учетом склонностей и интереса к данной работе могут привлекаться добровольцы, которых следует подготовить для выполнения конкретных обязанностей. Добровольцы оказывают осужденным и их семьям необходимые виды помощи.

    Стандартами рекомендуется планировать и осуществлять программы не связанных с тюремным заключением мер как неотъемлемую часть планирования национальной системы уголовного правосудия.

    Основное содержание международных стандартов обращения с осужденными к наказанию в виде лишения свободы. Главная масса стандартов в данной области сосредоточена в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными и Правилах ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. Остановимся на содержании их основных положений1.

    Основные положения рассматриваемых стандартов можно разделить на пять групп: 1) организация родовой и видовой классификации лиц, лишенных свободы; 2) организация микросоциальных условий отбывания лишения свободы; 3) организация режима в местах лишения свободы; 4) организация труда и профессиональной подготовки лиц, лишенных свободы.

    Группа стандартов микросоциальных условий отбывания наказания состоит из шести подгрупп, определяющих требования к организации: 1) жилых помещений для осужденных; 2) личной гигиены; 3) одежды и спальных принадлежностей; 4) питания; 5) упражнений и спорта; 6) медицинского обслуживания.

    Ряд предписаний касается средств обеспечения режима. Среди них рекомендации: твердо поддерживать дисциплину и порядок, вводя при этом лишь те ограничения, которые необходимы для обеспечения надежности надзора и соблюдения правил поведения в учреждении; законом или распоряжением должны в обязательном порядке определяться: а) поведение, составляющее дисциплинарный проступок; б) вид и продолжительность дисциплинарного взыскания; в) орган, имеющий право наложить его; осужденный не может быть наказан, не будучи информирован о проступке, который ставится ему в вину, и не получив возможности высказаться в свое оправдание; запрещается использовать в качестве дисциплинарных взысканий телесные наказания, заключение в темной камере, жестокие бесчеловечные или унижающие человеческое достоинство меры.

    <

    Описанные группы стандартов создают в совокупности примерную модель организации исполнения наказания в виде лишения свободы, реализация которой позволяет эффективно усовершенствовать национальные пенитенциарные системы.

    В связи со вступлением России в Совет Европы важное значение приобретает постепенная реализация европейских стандартов организации и правового регулирования исполнения уголовного наказания.

    К документам, содержащим европейские стандарты рассматриваемого профиля, относятся: Европейская Конвенция о надзоре за условно осужденными или условно освобожденными правонарушителями от 30 ноября 1964 г.; Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.; Европейская Конвенция по предупреждению пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г.; Европейские пенитенциарные правила, объявленные рекомендацией № К (87) 3 Комитета министров Совета Европы от 12 февраля 1987 г.; Резолюция Комитета министров Совета Европы от 9 марта 1976 г. «О некоторых мерах наказания, альтернативных лишению свободы»; Резолюция Комитета министров Совета Европы относительно избирательных, гражданских и социальных прав заключенных от 1 февраля 1962 г.; Резолюция Комитета министров Совета Европы о труде заключенных от 18 сентября 1975 г.; Резолюция Комитета министров Совета Европы об образовании в тюрьмах от 13 октября 1989 г.; Рекомендация Комитета министров Совета Европы относительно системы заключения и обращения с опасными преступниками от 24 сентября 1982 г.; Рекомендация Комитета министров Совета Европы относительно предоставления краткосрочных отпусков заключенным от 24 сентября 1982 г.1

    2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

     

    2.1 Особенности исполнения наказания в США

     

    Соединенные Штаты Америки внесли ощутимый вклад в мировое развитие пенитенциарных систем в XVIII—XIX вв. В ряде стран были внедрены в практику исполнения наказания пенсильванская и оборнская системы, молодежные реформатории.

    В 1786 г. в штате Пенсильвания (г. Филадельфия) для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, была открыта новая тюрьма, которая получила наименование «пенитенциарий» (от латинского слова «раскаяние»). Идея о создании пенитенциария возникла на религиозной почве. Совершение преступления рассматривалось квакерами (одной из ветвей протестантства)1, основоположниками создания пенитенциария, как грех, в котором преступник за время отбывания лишения свободы должен был искренне раскаяться. Для раскаяния, на взгляд квакеров, требовались особые условия: строгое уединение и молчание. Исходя из этих положений, пенитенциарий был специально приспособлен к реализации системы молчания: звуки шагов заглушались пробковыми дорожками, заключенные и администрация должны были разговаривать вполголоса. Осужденные за преступления содержались в одиночных камерах. Коллективный труд запрещался, прогулки организовывались поодиночно в изолированных участках двора пенитенциария, контакты с внешним миром полностью исключались. За малейшие нарушения применялись телесные наказания, пытки (водой, железными оковами и др.). Эта система оказывала на осужденного мощное устрашающее воздействие, подавляла его психику. Однако вместо раскаяния во время ее осуществления нередко следовали душевная болезнь либо смерть заключенного.

    Пенсильванская система отбывания наказания в виде лишения свободы, хотя и не достигала ожидаемых религиозных результатов, тем не менее, достаточно успешно выполняла задачу специальной превенции новых преступлений. В связи с этим она получила известное распространение в США (Питсбург, Черри-Гилле), Англии (Пентонвиль)1.

    В 1816 г. в г. Оборне штата Нью-Йорк был построен еще один уникальный пенитенциарий, отбывание наказания в котором основывалось, с одной стороны, на сохранении стремления добиться раскаяния осужденного путем системы молчания под угрозой телесных наказаний и пыток, а с другой — на реализации новых идей об экономической и исправительной выгоде коллективного производительного труда осужденных. Соединение этих двух начал привело к тому, что в оборнском пенитенциарии днем широко использовался дешевый совместный труд заключенных, а на ночь они отправлялись раскаиваться за содеянное преступление в одиночные камеры. Эта модель организации отбывания лишения свободы получила наименование «оборнская система». Использованный в ней новый подход к исправительному (исправление трудом) и экономическому (получение прибыли за счет целевого коллективного труда заключенных) аспектам исполнения наказания оказался весьма привлекательным для развивающегося капитализма. В этой связи оборнская система получил довольно широкое распространение не только в самих Соединенных Штатах Америки, но и в Европе.

    Во второй половине XIX в. на мировую практику организации исполнения наказания стали оказывать влияние идеи социологической школы уголовного права. Начинаются поиски вариантов лишения свободы с использованием прогрессивной системы отбывания наказания. В США эти поиски завершились созданием нового вида исправительных учреждений — молодежных реформаториев, которые сочетали в себе атрибуты тюрьмы и воспитательного заведения. Первый реформаторий был открыт в 1876 году в г. Эльмайре (штат Нью-Йорк). В реформаторий направлялись для отбывания лишения свободы лица в возрасте от 16 до 30 лет. В качестве средств воздействия на заключенных использовались труд, общеобразовательное и профессиональное обучение, обучение военному делу и приближенная к войсковой дисциплина.

    В XX в. в США разрабатывались различные варианты исполнения лишения свободы, основанные на социологическом, психолого-педагогическом и смешанном подходах. В разных штатах отдавали предпочтение той либо иной модели. В результате при общем прогрессе) пенитенциарных учреждений в США наблюдалась довольно пестрая картина сочетания разных идей при организации исполнения лишения свободы в целом по стране и ее отдельным регионам.

    Особенности действующей законодательной системы США (федеральные законы в сочетании с различными, вариантами законодательства каждого штата, являющегося по существу государством в государстве) оказали значительное влияние на построение уголовного и пенитенциарного законодательства этой страны. Исходя из сложившихся традиций, оно также состоит из федеральных правоположений в рассматриваемой сфере и законов каждого штата.

    Исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы, регламентируется в США в основном предписаниями уголовного и уголовно-процессуального характера, а лишения свободы — пенитенциарными нормами.

    Действующие положения, относящиеся к федеральной части правового регулирования исполнения уголовных наказаний, содержатся в разделе XVIII «Кодифицированное уголовное и уголовно-процессуальное законодательство» (часть I «Преступления», часть II «Уголовный процесс», часть III «Тюрьмы и заключенные») Свода законов США1. На уровне штатов исполнение наказаний регламентируется уголовными кодексами и иными законодательными актами. В силу ограниченных возможностей изложения материала остановимся только на федеральном уровне, который достаточно полно характеризует американский подход к организации и правовому регулированию исполнения наказаний.

    Наиболее часто за совершение преступных деяний американские суды применяют пробацию, штраф и тюремное заключение. В этой связи исполнение данных уголовно-правовых институтов представляет повышенный познавательный интерес.

    Институт пробации близок по своему существу к действующему в России уголовно-правовому институту условного осуждения, а по реальному содержанию является разновидностью уголовного наказания, не связанного с лишением свободы. В соответствии с § 3561 раздела XVIII Свода законов США к пробации могут быть приговорены лишь те преступники, которые: 1) совершили деяние, не относящееся к фелонии класса А или В (наиболее тяжкие преступления); 2) совершили деяние, за которое применение пробации не запрещается; 3) подсудимый не приговаривается одновременно к тюремному заключению за то же или иное деяние. В случае совершения фелонии (не относящейся к классу А или В) срок пробации составляет от 1 до 5 лет, мисдиминора — не более 5 лет, уголовного проступка — не более 1 года. Обязательные условия пробации (§ 3563) — несовершение в течение срока пробации нового преступления, предусмотренного федеральным законом, законом штата или местным законом. Если одновременно с приговором к пробации вступает в силу приговор к штрафу, то выплата штрафа также становится обязательным условием пробации.

    Самое распространенное уголовное наказание в США — штраф. Он налагается в следующих размерах (§ 3571) на обвиняемых физических лиц: (А) за фелонию или мисдиминор, повлекший лишение жизни, — не более 250 тыс. долларов (на обвиняемую организацию не более 500 тыс. долларов); (В) за любой другой мисдиминор — не более 10 тыс. долларов). Уплата штрафа должна быть произведена немедленно, если суд во время вынесения приговора: 1) не потребует уплаты к определенной дате или 2) не установит графика уплаты по частям с указанием конкретных сроков платежа.

    Если штраф наложен на организацию, обязанность уполномоченного на его выплату лица произвести выплату из средств организации.

    Время уплаты штрафа считается просроченным, если какая-либо его часть не уплачена в течение 30 дней со времени, когда она должна быть уплачена, а если просрочка составляет более 90 дней, штраф считается невыплаченным.

    Приговоренное к штрафу лицо, проявившее добросовестность по соблюдению сроков исполнения наказания, может подать в суд заявление (§3573): 1) о продлении графика выплаты штрафа по частям на срок не более двух лет (за исключением случаев заключения в тюрьму или наличия особых обстоятельств); 2) об отмене уплаты невыплаченной доли штрафа. Если осужденный добровольно произвел реституцию или возмещение потерпевшему, он может подать в суд заявление об отмене уплаты невыплаченной доли штрафа в размере, не превышающем суммы реституции или возмещения.

    Исполнение наказания в виде лишения свободы осуществляется в США в исправительных учреждениях, в систему которых входят федеральные тюрьмы, тюрьмы штатов и местные (окружные и муниципальные) тюрьмы1.

    На современную пенитенциарную систему США оказали значительное влияние пенсильванская и особенно оборнская система исполнения лишения свободы. В тюрьмах сохраняется применение жестких мер поддержания порядка, элементы прогрессивной системы отбывания наказания.

    Федеральные исполнительные учреждения штатов делятся на четыре вида: 1) минимальной безопасности; 2) средней безопасности; 3) максимальной безопасности; 4) чрезвычайной безопасности.

    Тюрьмы средней безопасности (пенитенциарии, реформатории) относятся к исправительным учреждениям закрытого типа. Они имеют вооруженную охрану. В то же время, как правило, не обносятся высокой стеной, заключенные могут выводиться на работу за пределы тюрьмы.

    К классическим тюрьмам с высокими стенами, сторожевыми вышками, усиленной охраной, строгим режимом содержания относятся тюрьмы максимальной и чрезвычайной безопасности, где содержатся наиболее опасные преступники. Вывод заключенных за пределы этих тюрем запрещен.

    В местных тюрьмах содержатся наименее опасные категории заключенных (осужденные за деяния, связанные с пьянством, нарушением общественного порядка, незначительными кражами и т.п.).

    Несовершеннолетние отбывают лишение свободы в молодежных реформаториях либо воспитательных школах, где устанавливается более мягкий, по сравнению с пенитенциарными учреждениями для взрослых, режим отбывания наказания. В отдельных штатах действуют пенитенциарии, которые называются центрами дневного содержания. Несовершеннолетние осужденные пребывают в них в течение дня (работают, учатся), а на ночь отправляются домой. Такой порядок существенно снижает негативные последствия лишения свободы, эффективно противодействует рецидиву.

     

    2.2. Исполнение наказания в Великобритании

     

    Великобритания является страной, где родились и получили мировую известность два основоположника пенитенциарной науки: Д. Говард (1726 – 1790 гг.) и И. Бентам (1748-1832 гг.). В ХVIII – ХIХ вв. они разработали и предложили обществу классические проекты пенитенциарных систем, которые предполагали искоренение приводящих к преступлению дурных нравов путем привлечения заключенных к труду в специальных мастерских, обучения трудовым специальностям, общего образования, нравственного воздействия на личность. По своей смелости и уровню гуманизма проекты далеко опередили свое время и поэтому не получили практического претворения при жизни авторов. Однако они оказали громадное прогрессивное воздействие на развитие тюремных систем как в самой Великобритании, так и за ее пределами (в том числе в России).

    В XIX в. начала функционировать английская прогрессивная система отбывания лишения свободы, которая предусматривала длительное одиночное заключение с последующим переводом заключенных в общую камеру, где режим распадался на три ступени. Движение по этим ступеням с приобретением соответствующих льгот зависело от поведения осужденного. Весь срок заключения распределялся таким образом: 1) пробный период (одиночное заключение); 2) исправительный период (общее заключение с принудительными работами); 3) условно- досрочное освобождение (по отбытии не менее трех четвертей срока наказания). Разновидностью английской прогрессивной системы являлась система, введенная В. Крофтоном. Ее особенность состояла в том, что между исправительным периодом и условно-досрочным освобождением предусматривался еще один этап — переходное заключение в тюрьме с полусвободным режимом (выход на работу без конвоя, свободное общение с внешним миром). Переходный этап позволял лучше адаптировать заключенных (особенно отбывших длительные сроки наказания) к условиям жизни на свободе.

    Международную известность имеет борстальская система исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении преступников в возрасте от 17 до 21 года. Свое наименование она получила от открытого в г. Борсталь (графство Кент) пенитенциарного тюремно-воспитательного учреждения. Заключенные содержались здесь от шести месяцев до двух лет в условиях строгих режимных правил, с обязательным привлечением к труду, профессиональному и общеобразовательному обучению. Аналогичные борстальскому заведения были открыты впоследствии как в самой Великобритании, так и за рубежом, поскольку они, с одной стороны, воплощали в практику передовые идеи Д. Говарда и И. Бентама, а с другой — впитали положительный опыт американских молодежных реформаториев (исключив при этом как неприемлемую действовавшую в них систему неопределенных приговоров).

    Правовое регулирование исполнения уголовного наказания осуществляется в Великобритании посредством использования положений прецедентного и статутного права.

    Судебный прецедент как форма права начал применяться в Англии еще в XII в. Так, в ХII – ХIII в. Суд Королевской Скамьи выработал нормы об ответственности за наиболее тяжкие преступления (фелонии), а в XIV в. — за менее тяжкие преступления (мисдиминоры). До сих пор ответственность за отдельные преступления определяется, исходя из имевших место судебных прецедентов. К концу XIII в. судебные прецеденты, для удобства использования, публиковались в сборниках, получивших наименование «ежегодников», которые были сначала рукописными, а затем печатными. С 1864 г. начинают выходить ежемесячные отчеты о судебной практике под названием «Lay Reports». В настоящее время наиболее авторитетным в сфере применения уголовного закона являются судебные отчеты «All England Reports» и «All England Reports». Однако прецедентное право все более вытесняется правом статутным. 1

    Роль статутного права стала заметно усиливаться со второй, половины XIX в. Первые попытки кодифицировать уголовное право и процесс его применения, предпринятые в 1855 г. (принятие двух законодательных актов о преступлениях против личности и кражах), не принесли большой пользы, поскольку пришли в противоречие с прецедентным правом. Не были удачны они и в последующем. Поэтому в настоящее время исполнение наказаний продолжает регламентироваться сложным сочетанием прецедентов, норм уголовного, уголовно-процессуального и пенитенциарного права. К наиболее значимым действующим законам в этой сфере следует отнести: Закон о тюрьмах 1952 г., Закон об уголовном праве 1967 г. Закон об уголовном праве040614 1638 2 Общая характеристика процедуры исполнения наказаний за рубежом040614 1638 3 Общая характеристика процедуры исполнения наказаний за рубежом040614 1638 4 Общая характеристика процедуры исполнения наказаний за рубежом 1977 г., Закон об уголовно наказуемом покушении 1981 г., Закон о полномочиях уголовных судов 1973 г., Закон о магистратских судах 1980 г., Законы об уголовной юстиции 1982 г. и 1991 г., Закон о полиции и доказательствах по уголовным делам 1984 г., Закон об уголовной юстиции 1993 г., Закон о полиции 1997 г., Закон о преступлении (наказании) 1997 г.

    Особенный интерес представляют некоторые действующие в Великобритании меры, не связанные с лишением свободы (отсрочка приговора, пробация, предоставление услуг обществу), а также современная пенитенциарная система.

    Отсрочка приговора — институт, позволяющий преступнику показать, что еще до его вынесения правонарушитель встал на путь раскаяния в содеянном и принял конкретные меры к ликвидации вредных последствий преступления. Иными словами, цели наказания начинают реализовываться еще до его назначения. Вместо предусмотренного за совершенное преступление лишения свободы суд с учетом характера преступного посягательства, личности виновного и иных обстоятельств может издать приказ о пробации, согласно которому осужденный будет находиться под наблюдением службы пробации в течение срока, определяемого приказом (от одного года до трех лет).

    Получив информацию о неподчинении осужденного к пробации требованиям приказа суда, мировой судья может: 1) вызвать осужденного или 2) издать приказ об его аресте. Полномочия магистратского суда в этом случае шире. Он может: 1) наложить на осужденного штраф в размере до 50 ф.ст.; 2) издать приказ о предоставлении услуг обществу; 3) издать приказ о посещении определенного центра воспитания; 4) если правонарушитель был осужден магистратским судом, издать приказ об осуждении к тому наказанию, которое было заменено пробацией; 5) если преступник осужден судом Короны, взять его под стражу, пока он не предстанет перед судом Короны. Суд Короны вправе: 1) наложить штраф в размере до 50 ф.ст.; 2) издать приказ о предоставлении услуг обществу; 3) назначить вместо пробации предусмотренное за преступление иное наказание.

    На основании заявления осужденного или чиновника службы пробации суд, установив, что осужденный не нуждается больше в режиме пробации, может издать приказ о переходе от нее к условному освобождению (на оставшийся срок пробации) при условии несовершения в этот период нового преступления.

    Разновидностью наказания без лишения осужденного свободы является приказ «о предоставлении услуг обществу», которые состоят в выполнении бесплатных работ (от 40 до 240 часов). Наказание этого вида назначается только с согласия правонарушителя и при наличии условий для его реального исполнения. Исполнение приказа осуществляется службой пробации. Осужденный, в отношении которого вступил в силу приказ о предоставлении услуг обществу, обязан: 1) сообщать службе пробации об изменении места жительства; 2) выполнять такую работу и в то время, которые укажет чиновник службы апробации. Выполнение работ продолжается, как правило, в течение года.

    При неисполнении осужденным требований приказа о предоставлении услуг обществу магистратский суд или суд Короны могут применять к осужденному штрафные либо другие меры, а также отменить в соответствии с компетенцией суда (приказ о предоставлении услуг обществу) и перейти к иному виду наказания.

    Пенитенциарная система Великобритании состоит из центральных и местных тюрем. Это деление позволяет иметь достаточно гибкую сеть исправительных учреждений для различных категорий преступников.

    В местных пенитенциарных учреждениях (тюрьма графств, городских тюрьмах) содержатся лица, ожидающие предания суду и вынесения приговора. Кроме того, здесь отбывают наказание три основные категории преступников: 1) определенная часть осужденных на краткие сроки лишения свободы; 2) осужденные за неуплату штрафов, долгов и другие малозначительные преступления; 3) несовершеннолетние осужденные в возрасте до 21 года.

    Помимо реализации задач места предварительного заключения под стражу и исполнения наказания в отношении перечисленных групп осужденных, местные тюрьмы выполняют функцию классификационных центров для остальных категорий преступников. Поступивший в местную тюрьму для классификации осужденный изучается с точки зрения совершенного им деяния (характера, тяжести, сопутствующих обстоятельств), наличия предыдущих судимостей и отбывания за них уголовного наказания, личности (возраст, степень агрессивности, наклонности и др.). По результатам изучения преступник причисляется к определенному классу, в соответствии с которым подлежит направлению для отбывания лишения свободы в тот либо иной вид центрального пенитенциарного учреждения.

    С 1969 г. центральные пенитенциарные учреждения Великобритании разделены на три группы: 1) для отбывания кратких (до 18 месяцев); 2) средних (от 1,5 до 5 лет); 3) и длительных (свыше 5 лет) сроков лишения свободы. Такое деление позволяет: во-первых, объединить в относительно однородные группы близких по степени социальной опасности и исправимости преступников; во-вторых, более точно и эффективно рассчитывать процесс их исправления по срокам, интенсивности и другим параметрам; в-третьих, относительно ровные сроки лишения свободы снимают ту психологическую напряженность, которая возникает в среде заключенных, совместно отбывающих резко отличающиеся сроки наказания. Отсутствие такой напряженности увеличивает степень управляемости поведением осужденных.

    Центральные тюрьмы делятся на учреждения открытого и закрытого типов.Учреждения открытого типа не имеют вооруженной охраны, решеток на окнах, предусматривают работу за пределами учреждения. Тюрьмы закрытого типа функционируют в классическом стиле: вооруженная охрана, высокие стены, строгая изоляция, минимальные контакты с внешним миром.

     

    2.3 Исполнение наказания во Франции

     

    Франция является родиной континентальной системы права. В отличие от Великобритании, во Франции историческим источником уголовных, уголовно-процессуальных и пенитенциарных норм служит не судебный прецедент, а кодифицированный закон и подзаконные нормативные акты.

    До 1994 г. во Франции продолжал действовать принятый в 1810 г. Уголовный кодекс, который отражал идеи классической школы уголовного права. В течение XIX и XX вв. он неоднократно подвергался отдельным изменениям и дополнениям, не утрачивая при этом своих фундаментальных положений1. Вместе с ним изменялись и ориентированные на кодекс правоположения уголовно-процессуального и пенитенциарного характера.

    22 июля 1992 г. были приняты четыре закона, которые в совокупности образовали новый Уголовный кодекс Франции, введенный в действие в 1994 г. Основными концептуальными идеями уголовно-правовой реформы стали более полное обеспечение защиты прав человека, последовательное проведение в жизнь принципов правового государства, приведение законоположений в соответствие с новыми социальными потребностями в области борьбы с преступностью, гуманизация уголовной ответственности и наказания. Новый Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс (раздел V «Исполнительное производство») 1958 г. с последующими изменениями и дополнениями, а также представляющий по своему содержанию пенитенциарный кодекс правительственный декрет от 23 февраля 1959 г. составляют правовую базу, регламентирующую применение уголовных наказаний во Франции.

    Система уголовных наказаний по новому УК Франции состоит из трех частей, ориентированных на классифицированные по степени тяжести преступные деяния: преступления, уголовные проступки, уголовные нарушения (ст. 111-1)1.

    За совершение преступления могут быть назначены: 1) пожизненное заточение или пожизненное заключение; 2) заточение или заключение на срок до тридцати лет; 3) заточение или заключение на срок до пятнадцати лет. Продолжительность срочного заточения или заключения составляет не менее десяти лет.

    Уголовные проступки влекут исправительные наказания: 1) тюремное заключение (на срок не более шести месяцев, одного года, двух лет, трех лет, пяти лет, семи лет, десяти лет); 2) штраф; 3) штраф в виде штрафо-дней; 4) неоплачиваемые работы в общественных интересах; 5) лишение или ограничение прав.

    Совершение уголовного нарушения может повлечь следующие наказания: 1) штраф; 2) лишение или ограничение прав.

    Наказание штрафом в виде штрафо-дней заключается в том, что осужденный должен внести в государственную казну сумму, общая величина которой определяется в результате назначения судьей ежедневного взноса, умноженного на назначенное число дней. Размер каждого штрафо-дня определяется с учетом доходов и обязательств подсудимого (но не более 2000 франков). Число штрафо-дней назначается с учетом обстоятельств уголовного проступка (не более 360). Общая сумма штрафа должна быть выплачена к истечению срока, соответствующего числу назначенных штрафо-дней. Полная или частичная неуплата этой суммы влечет заключение осужденного под стражу на срок, соответствующий половине числа невыплаченных штрафо-дней. Содержание под стражей осуществляется в этом случае в режиме исполнения наказания в виде тюремного заключения.

    Наказание в виде выполнения работ в общественных интересах не может быть назначено против воли преступника либо в его отсутствии на судебном заседании. Срок привлечения к выполнению работ в общественных интересах не превышает восемнадцати месяцев. Он заканчивается с выполнением всего объема работы. При появлении серьезных оснований медицинского, семейного, профессионального или иного характера срок исполнения наказания может быть приостановлен судьей по исполнению наказаний того округа, где осужденный постоянно проживает, или судьей по исполнению наказаний суда, вынесшего решение в первой инстанции, работы в общественных интересах выполняются осужденным с учетом предписаний законов и подзаконных актов, относящихся к работе в ночное время, гигиене, мерам безопасности, труду женщин и молодежи.

    За совершение уголовного проступка могут последовать следующие виды лишения или ограничения прав: 1) лишение водительских прав на срок не более пяти лет; 2) запрещение вождения некоторых транспортных средств на тот же срок; 3) аннулирование водительских прав с запрещением на срок до пяти лет добиваться выдачи новых прав; 4) конфискация одного или нескольких транспортных средств, принадлежащих осужденному; 5) запрещение на срок не более года использовать одно или несколько транспортных средств, принадлежащих осужденному; 6) запрещение на срок не более пяти лет владения или ношения оружия; 7) конфискация одной или нескольких единиц оружия, принадлежащих осужденному; 8) лишение разрешения на охоту с запрещением на срок не более пяти лет добиваться выдачи нового разрешения; 9) запрещение на срок не более пяти лет выдавать чеки и пользоваться кредитными карточками; 10) конфискация предмета, использованного или предназначенного для совершения преступного деяния или предмета, являющегося его результатом. Те же виды лишения или ограничения прав, но с менее продолжительными сроками действия, могут быть применены и за уголовное нарушение.

    Суд может применить наказание в виде временного (до десяти лет за преступление, до пяти — за уголовный проступок) лишения политических, гражданских и семейных прав: 1) права голосовать; 2) права быть избранным; 3) права отправлять функции правосудия или выступать в качестве эксперта перед судом, представлять или помогать одной из сторон в суде; 4) права давать свидетельские показания в суде; 5) права быть опекуном или попечителем.

    Пенитенциарная система Франции включает центральные и местные тюрьмы для взрослых преступников и специальные исправительные заведения для несовершеннолетних.

    В центральные тюрьмы направляются для отбывания лишения свободы лица, осужденные на срок свыше одного года. Все вновь прибывшие в целях привыкания к условиям тюрьмы должны содержаться определенный срок (до 45 суток) в одиночном заключении. Затем они подпадают под действие прогрессивной системы отбывания наказания, состоящей из следующих этапов: 1) одиночное заключение с классификацией на исправимых, неисправимых и сомнительных; 2) исправимые осужденные днем работают вместе, ночуют в одиночных камерах; 3) увеличение количества льгот; 4) перевод на полусвободный режим с трудом за пределами тюрьмы и посещением родственников; 5) условное освобождение за хорошее поведение.

    Местные тюрьмы (арестные дома, исправительные центры) создаются по департаментам. В них содержатся заключенные под стражу до вынесения приговора, лица, осужденные за малозначительные уголовные деяния и к кратким (до одного года) срокам лишения свободы.

    Несовершеннолетние отбывают лишение свободы в тюрьмах-школах либо специализированных исправительных колониях. Во Франции допускается наличие частных мест исполнения наказания в отношении несовершеннолетних. Принадлежат они, как правило, благотворительным или религиозным обществам.

    Другой особенностью Франции является то, что значительная роль в пенитенциарном деле отводится судьям по исполнению наказаний. Они обладают большими полномочиями по сокращению сроков лишения свободы, применению условного освобождения и т.п.

    Новый Уголовный кодекс Франции (ст. 132-25, 132-26) предусматривает исполнение наказания в условиях полусвободы.

     

    2.4 Исполнение наказания в ФРГ

     

    Правовое регулирование исполнения уголовных наказаний в ФРГ осуществляется Уголовным кодексом от 15 мая 1871 г. в редакции от 10 марта 1987 г., с изменениями на 17 августа 1999 г. и принятым в марте 1976 г. Законом «Об исполнении наказания в виде лишения свободы и выражающихся в лишении свободы мерах исправления и безопасности», положения которого вводились в действие поэтапно до января 1986 г.

    Познавательный интерес представляет применение штрафа, лишения свободы, а также мер исправления и безопасности.

    Штраф является в ФРГ одним из наиболее распространенных видов уголовного наказания. Назначается он в дневных ставках (от 5 до 360 дневных ставок). Размер дневной ставки определяется судом с учетом личности и материального положения виновного. При этом, как правило, суд исходит из чистого дохода, который преступник может или мог иметь в среднем в день. Дневная ставка определяется в размере от 2 до 10000 евро. При определении размера дневной ставки могут приниматься во внимание общие доходы правонарушителя, его имущество и другие источники существования. Такой порядок позволяет сделать штраф одинаково репрессивным для всех слоев населения. Если осужденный в силу личных обстоятельств или материального положения не в состоянии немедленно уплатить штраф, суд устанавливает ему срок уплаты или разрешает внести штраф по частям. При этом суд может постановить, что льгота на внесение штрафа по частям аннулируется, если осужденный не будет платить соответствующие части штрафа своевременно. При неуплате штрафа происходит его замена лишением свободы из расчета: одна дневная ставка — один день лишения свободы.

    Лишение свободы в ФРГ может быть срочным (от одного месяца до пятнадцати лет) либо пожизненным. Пожизненность является относительной. По отбытии не менее пятнадцати лет пожизненного лишения свободы суд при наличии соответствующих условий может отсрочить исполнение неотбытой части наказания.

    Исполнение наказания в виде лишения свободы осуществляется в пенитенциарных учреждениях открытого и закрытого типа.

    В учреждениях открытого типа содержатся осужденные к кратким (до шести месяцев) срокам лишения свободы либо за незначительные преступные деяния. Однако сеть этих учреждений невелика. Основную часть пенитенциарной системы составляют учреждения закрытого типа.

    Все взрослые преступники, осужденные на срок свыше 6 месяцев, содержатся первоначально в одиночном заключении. В этот период каждый вновь поступивший осужденный изучается. По результатам изучения определяются режим дальнейшего содержания, вид трудо-использования, обучения, воспитательного воздействия.

    До сих пор в ФРГ одновременно с системой наказаний действует система мер исправления и безопасности (как воплощение идей социологической школы уголовного права). В соответствии с § 61 УК ФРГ мерами исправления и безопасности являются: 1) помещение в психиатрическую больницу; 2) помещение в лечебное заведение для алкоголиков и наркоманов; 3) превентивное заключение; 4) установление надзора; 5) лишение водительских прав; 6) запрещение заниматься определенной профессиональной деятельностью.

    Превентивное заключение применяется к лицу, осужденному за умышленное преступное деяние к лишению свободы на срок не менее двух лет, если: 1) виновный ранее дважды осуждался к лишению свободы на срок не менее одного года; 2) отбыл до осуждения за последнее деяние не менее двух лет лишения свободы или меру исправления и безопасности, связанную с изоляцией от общества; 3) из общей оценки виновного и совершенного им деяния вытекает, что вследствие его тяготения к преступным деяниям значительной тяжести, в частности, причиняющим жертвам тяжкий духовный, физический или хозяйственный вред, он опасен для общества. Длительность превентивного заключения не должна превышать десяти лет.

    Остальные меры не связаны с лишением свободы и поэтому не представляют особого интереса.

     

    2.5. Исполнение наказания в Японии

     

    После Второй мировой войны в Японии начинают преобладать национальные традиции, под воздействием которых в уголовный закон вносится целый ряд изменений и дополнений1. Начинается движение за реформу уголовного и пенитенциарного законодательства, которая пока не получила завершения.

    УК Японии, принятый 24 апреля 1907 г., с последующими изменениями и дополнениями, Закон о тюрьмах 1908 г., положения Уголовно-процессуального кодекса, Закон о предупреждении преступлений и реабилитации преступников 1949 г., Закон о постпенитенциарной опеке над освободившимися заключенными 1950 г., Закон о введении пробации 1954 г., Закон об исправительных учреждениях для несовершеннолетних 1958 г., а также ведомственные акты «Об основных принципах реализации закона о тюрьмах» и «Краткое руководство по классификации заключенных» 1946 г. составляют сегодня ту правовую базу, которая регламентирует применение уголовных наказаний.

    В систему уголовных наказаний Японии входят малый штраф, штраф, уголовный арест, лишение свободы без принудительного труда, лишение свободы с принудительным трудом, смертная казнь.

    Уголовный арест предусматривается за незначительное преступное деяние, сроком от одного до тридцати дней. Исполняется он в арестном доме.

    Лишение свободы (с принудительным трудом или без такового) может быть срочным (от одного месяца до пятнадцати лет) либо бессрочным (пожизненным). Пожизненность не абсолютна, если по отбытии десяти лет бессрочного лишения свободы осужденный проявит подлинное исправление, к нему может быть применено условное освобождение из тюрьмы.

    В пенитенциарную систему Японии входят следственные тюрьмы, арестные дома, тюрьмы для взрослых преступников, тюрьмы для несовершеннолетних.

    Характерной чертой пенитенциарной системы Японии является развитая дифференциация лишения свободы, основанная на классификации осужденных. Все осужденные к лишению свободы поступают первоначально в центры классификации, в зависимости от результатов которой они могут быть направлены в пенитенциарные учреждения для: 1) лиц с незначительными преступными наклонностями; 2) лиц с более развитыми преступными наклонностями; 3) иностранных граждан; 4) лиц, срок наказания которых превышает восемь лет; 5) лиц моложе двадцати лет; 6) психически ущербных лиц; 7) лиц с разными заболеваниями и физическими недостатками и др.

    Ведущим средством исправления в тюрьмах считается физический труд заключенных. Труд организуется на основе положений трудового законодательства (8-часовой рабочий день при 44-часовой рабочей неделе). Воспитательное воздействие на осужденных строго индивидуализированно (в зависимости от преступной биографии заключенного, сроков лишения свободы и т.д.).

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 2008. С. 150 – 207.
  2. Европейская Конвенция по предупреждению пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г. // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 2008. С. 150 – 207.
  3. Европейские пенитенциарные правила, объявленные рекомендацией № К (87) 3 Комитета министров Совета Европы от 12 февраля 1987 г. // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 2008. С. 150 – 207.
  4. Резолюция Комитета министров Совета Европы от 9 марта 1976 г. «О некоторых мерах наказания, альтернативных лишению свободы» // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 2008. С. 150 – 207.
  5. Резолюция Комитета министров Совета Европы относительно избирательных, гражданских и социальных прав заключенных от 1 февраля 1962 г. // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 2008. С. 150 – 207.
  6. Резолюция Комитета министров Совета Европы о труде заключенных от 18 сентября 1975 г. // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 2008. С. 150 – 207.
  7. Резолюция Комитета министров Совета Европы об образовании в тюрьмах от 13 октября 1989 г. // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 2008. С. 150 – 207.
  8. Рекомендация Комитета министров Совета Европы относительно системы заключения и обращения с опасными преступниками от 24 сентября 1982 г. // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 2008. С. 150 – 207.
  9. Бородин С. В., Ляхов Е.Г. Международное сотрудничество и борьбе с уголовной преступностью. М., 2003.
  10. Зимин В.П., Зубов И.Н. Международное сотрудничество в области борьбы с преступностью и охраны общественного порядка. М., 2006.
  11. Новый Уголовный кодекс Франции. СПб., 2008.
  12. Пономарев П.Г. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и национальные варианты их реализации: Учебное пособие. Рязань, 2010
  13. Права человека: Сборник международных договоров. ООН, Нью-Йорк, 2008.
  14. Стручков Н. А., Шупилов В.П. Исполнение уголовного наказания в капиталистических странах (США, Япония): Учебное пособие. Вып. 3. М, 2008.
  15. Суверенные США: Энциклопедический словарь. Коллектив авторов. М., 2008.
  16. Уголовно-исполнительное право России / Под ред. В.И. Селиверстова. М., 2009.
  17. Уголовное законодательство зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии, Японии) / Под ред. Гуценко К.Ф.. М., 2008.
  18. Хорхряков Г.Ф. Парадоксы тюрьмы (проблемы, дискуссии, предложения). М., 2008.

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.01MB/0.00132 sec

WordPress: 22.21MB | MySQL:121 | 1,653sec