Отмена смертной казни

<

042414 1125 1 Отмена смертной казни В данном изложении мы не будем касаться общефилософских, нравственных, этических, религиозных аспектов проблемы сохранения или отмены наказания в виде смертной казни, на этот счет в литературе давно высказаны полярные точки зрения. То же пожалуй, можно отнести и к юридической науке. Достаточно сослаться на последние крупные публикации по данной проблеме1, чтобы понять одну простую и довольно очевидную истину —общего рецепта здесь быть не может даже в пределах одной стране
не говоря уже о европейском или мировом сообществе.

Обращение государства к применению такого специфического вида наказания, как смертная казнь, обусловливается многими факторами, а не только уровнем его развит ости, просвещенности явственности общества, приверженностью к демократическим устоям государственности и общественного бытия, как это иногда пытаются представить сторонники отмены смертной казни. Подобные утверждения не являются бесспорными, в основном же они
носят пропагандистский характер, не принимая в расчет внутренних особенностей конкретной страны, вынужденной иметь в своем арсенале средств борьбы с преступностью и смертную казнь. Нельзя объяснять применение смертной казни традициями, приверженностью того или иного народа к жестоким методам обращения с людьми, низким уровнем его правосознания. Особенно наивными
выглядят подобные объяснения в сочетании с такого рода утверждениями, как привычка населения к репрессиям, его равнодушие, восприятие смертной казни как обычного вида наказания.

Карательная политика государства в отношении уголовных преступников, совершающих преступления неполитического характера, определяется многими факторами (о них мы уже выше писали) и не в последнюю очередь состоянием, структурой и динамикой преступности в стране в тот или иной период ее развития. Если сравнить по этому показателю различные страны мира, то
картина применения смертной казни будет более ясной.

К сожалению, Россия в этом отношении имеет бесспорное лидерство (даже по сравнению с США, где уровень преступности на 100 тыс. населения всегда был достаточно высок). Уровень преступности на 100 тыс. населения в России составлял: в 1991 г. — 1463, в 1992г.—1857, в 1993 г. — 1888, в 1994г.— 1779, в 1995г.— 17631.

То есть с 1994 г. наметилась пусть незначительная, но все же заметная тенденция к снижению уровня преступности. Эта тенденция сохранялась и в 1996 г., когда общее число преступлений по сравнению с предыдущим годом снизилось на 4,7%2, а в 1997 г. это снижение достигло 8,7%. Однако уже в 1998 г. вновь наблюдался рост преступности на 7,7%3. Данная тенденция сохранилась и в
последующие годы: в 1999 г. произошел резкий скачок преступности —
на 16,3% (это, по существу, обвальный рост); не удалось приостановить ее рост и в 2000 г. (по сравнению с 1999 г. она сократилась всего на 1,6%).

Не имеет тенденции к резкому сокращению удельный вес убийств, в абсолютных цифрах картина выглядит еще более тяжкой: в 1996 г. было совершено 29 406, в 1997 г. — 29 285, в 1999 г.

31 140, в 2000 г. — 31 829 убийств и покушений на них. Следует иметь
в виду, что примерно такое же количество ежегодно обнаруживается неопознанных трупов, находящихся на учете органов внутренних дел (среди которых тоже немалое число убитых). Кроме того, большое число людей пропадает без вести, среди которых, как показывает практика, немалое число людей оказываются убийства (особенно с целью завладения квартирами, другим имуществом). Такая тяжелая ситуация с охраной жизни человека не может не беспокоить российское государство и общество, она просто требует применения всего арсенала имеющихся средств для защиты населения, в том числе и путем применения смертной казни за вершенные убийства при отягчающих обстоятельствах, носящих зачастую характер злодеяний.

Высокий удельный вес тяжких преступлений в общей структуре преступности (превысил рубеж 60%) не позволяет применять в полном объеме имеющуюся систему наказаний, особенно не связанных с изоляцией от общества. Удельный вес тяжких преступлений составлял: в 1991 г. — 14,3%; в 1992 г. — 15,1%; в 1993 г. — |,4%; в 1994 г. — 37,4%; в 1995 г. — 59,3%. Впервые за последние годы уровень тяжких преступлений в 1996 г. снизился по сравнению с предыдущим годом на 10,2% и составил 49,1%, эта тенденция сохранялась и в 1997 г. Однако в 1998 г. и особенно в 1999 г. наметился существенный рост тяжких преступлений (в 1999 г. он составил 18,4%, достигнув 61,1% от общего числа совершенных преступлений).

Этим прежде всего и объясняется та огромная разница в карательной практике различных стран мира. Так, по данным Нильса Кристи, в 1998 г. на 100 тыс. населения коэффициент лиц, находящихся в местах лишения свободы, составлял: в Исландии — 40, Финляндии — 54, Норвегии — 56, Швеции — 58, Ирландии — 65, Бельгии — 80, Нидерландах; Италии, Австрии — 85, Франции, Германии — 90, Турции — 95, Испании — 110, Великобритании — 125, Португалии — 1451. Аналогичная картина сложилась и во многих других странах. Лишь в США этот коэффициент составляет |в пределах 670—-700 заключенных; в России же на начало 2000 г.

Было 708 осужденных на 100 тыс. населения2.

 

 

Количество лиц, находящихся под стражей (под арестом —
заключением под стражу) и отбывающих наказание
в исправительных учреждениях России

Годы  

Общее количество (тыс. чел.)  

В расчете на 100 тыс. населения,чел.  

1898  

83,2  

66  

1909  

180,2  

140  

1913  

194,4  

122  

<

1917  

152,0  

103  

1922  

70,0  

67  

1930  

179,0  

106  

1937  

820,8  

469  

1939  

1669,6 .  

859  

1941  

2204,4  

1119.  

1945  

1891,2  

970  

1959  

846,1  

405.  

1975  

876.5* 669,5  

379* 500  

1979  

937.1* 709,3  

359* 522  

1989  

766.8*  

286  

1992  

425,1  

218  

1996  

745,6  

506  

1999  

1032,81

7082

1На 1 января 2002 г.— 1 060 085 человек.

2 Население России на август 2002 г. —145,8 млн. человек.

Уголовный кодекс РФ за убийство при отягчающих обстоятельствах предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до 20 лет или пожизненного лишения свободы либо смертной казни. Несмотря на тяжелую обстановку с преступностью, в России смертную казнь в последние годы суды применяли все реже и реже. Так, в 1990 г. к смертной казни были осуждены 223 человека в 1991 г. — 147,1992 г. — 159,1993 г. — 157,1994 г. —160,1995 г. — 143.

Однако реально смертная казнь исполнялась лишь в отдельных
случаях, особенно в начале 90-х гг. Так, из 56 рассмотренных в 11992 г. Комиссией по вопросам помилований при Президенте РФ дел осужденных к смертной казни и представленных на рассмотрение Президенту лишь одно ходатайство о помиловании Президентом было отклонено, а все остальные удовлетворены. В 1993 т. из рассмотренных 153 дел Президент помиловал в 149 случаях, в 1994 г. из 137 рассмотренных дел было помиловано 124 человека, в 1995 г. из 56 рассмотренных дел было помиловано всего 5 чело| век, а в 1996 г. все представленные Комиссией на рассмотрение Президенту РФ 53 дела им были полностью отклонены1. С 3 сентяб|ря 1996 г. смертная казнь в России не исполнялась вообще, на июнь 1999 г. исполнения смертной казни ожидало свыше 700 осужденных к данной мере наказания.

Часть 2 ст. 20 Конституции РФ определяет, что смертная казнь
впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие
преступления против жизни. УК РФ смертную казнь предусматривает лишь в некоторых статьях (убийство, геноцид, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов и лиц, осуществляющих правосудие, государственных или общественных деятелей и др.), связанных с умышленным причинением смерти, в яде случаев нескольким или даже многим людям.

В связи с вступлением России в Совет Европы и принятой ею
обязанностью отменить в течение трех лет смертную казнь Президент РФ издал Указ от 16 мая 1996 г. № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы». Совет Европы по отношению к России занял жесткую позицию: в своей резолюции № 1111 (1997 г.) пригрозил России сличением из Сообщества в случае дальнейшего приведения
инертных приговоров в исполнение.

Смертная казнь как вид наказания имеется в законодательстве многих стран мира. Лишь в законодательстве 58 стран смертная казнь ни за какие преступления не предусмотрена; в 14 странах она может быть применена только при особых обстоятельствах пример, в военное время); 30 стран хотя и сохранили смертную казнь в своем законодательстве, но более 10 лет ее не применяют.

Большинство стран мира (более 90) смертную казнь применяют,
зачастую довольно активно и расширяя диапазон ее применения
(21 страна). В 38 штатах США смертная казнь применяется, в том числе ее применение расширено за угон самолетов, если это привело к гибели людей, за убийство заложников и некоторые другие преступления. И никто в отношении этих стран не угрожает применением различных санкций (как, например, в случае с вынесением смертного приговора в Турции известному деятелю Оджалану), к России же пытаются применить двойной стандарт.

Однако Россия сама предприняла резкие шаги По направлению фактической отмены смертной казни без внесения изменений в Конституцию РФ, Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы РФ. Конституционный Суд РФ 2 февраля 1999 г. вынес постановление, согласно которому судам запрещается выносить смертные приговоры до создания на всей
территории Российской Федерации судов присяжных. Таким образом, в России введены как бы два моратория: один на вынесение
смертных приговоров, другой — на их исполнение. В июне-—июле
1999 г. Президент РФ в массовом порядке помиловал свыше
700 убийц, ожидавших Исполнения смертной казни. Но вопрос о смертной казни еще не снят с повестки дня, на этот счет в обществе постоянно идут дискуссии.

В сложившейся криминогенной ситуации Россия вряд ли сможет во имя благих намерений вот так сразу взять и отказаться от смертной казни. Население видит в ней чуть ли не единственную пеграду на пути преступного беспредела. По данным социологических исследований, более 90% опрошенных респондентов в восьми регионах страны не считают возможным отказаться в настоящее
время от применения смертной казни (за отмену этого наказания
высказалось всего лишь 7,6% опрошенных лиц)1. Других солидных
исследований по этому вопросу (за исключением опроса, проведенного в 1998 г. исключительно политизированным и ориентированным на власть фондом «Общественное мнение») не проводилось; сообщения журналистов о том, что в настоящее время против отмены смертной казни выступают уже не 90%, а якобы 68—75% населения, пусть останутся на их совести. Попытки западных
специалистов убедить россиян в том, что и там население не одобряло своей основной массе факты отмены или введения моратория смертную казнь, но правительства, этих стран пошли против ценного мнения и в итоге оказались правы, не выглядят убедительными. Там просто нет такого высокого уровня преступности, когда за год преступники убивают количество людей, равно населению целого города.

Игнорировать мнение подавляющего числа собственных граждан вправе никто, пусть это даже делается ради каких-то (вероятно), значимых для России) благих намерений.

Таким образом,, смертная казнь в сложившейся тяжелейшей криминогенной ситуации в нашей стране может еще какое-то время оказывать сдерживающее воздействие на наиболее опасные категории преступников, которые уверовали, что все можно купить, а деньги достать любыми средствами, вплоть до массового убийства людей. Но своя жизнь оказывается дороже денег, и, если ее могут отнять, это уже является достаточно сильным фактором, сдерживающим преступный беспредел. Ссылки на возможные судебные ошибки (кстати, как показывает анализ практики, исключительно редкие), которые впоследствии нельзя исправить, несостоятельны так же, как и в случаях врачебных ошибок, нередко приводящих пациентов к смертельному исходу.

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 21.58MB | MySQL:118 | 1,328sec