Понятие розыска и розыскной деятельности

<

040414 0039 1 Понятие  розыска и розыскной деятельности Розыскная деятельность есть функция органов дознания и предварительного следствия. Ее содержание составляют обнаружение замышляемых, готовящихся и совершенных преступлений, установление и обнаружение виновных, объектов (лиц и предметов) — носителей доказательственной информации, предметов преступного посягательства и иных объектов, имеющих значение для установления истины по делу. В общей форме ее отличие от расследования заключается в том, что целью розыскной деятельности является установление и обнаружение, а целью расследования — доказывание. Такое разграничение носит именно самый общий, приблизительный характер, оно не дает представления о структуре этих видов деятельности1.

Розыскная деятельность осуществляется путем проведения оперативно-розыскных и розыскных мероприятий и следственных действий, расследование — путем проведения следственных действий, организационно-технических и розыскных мероприятий. Если рассматривать эти оба вида деятельности как системы действий, то станет очевидным совпадение друг с другом двух элементов каждой системы. Оперативно-розыскные меры представляют собой специфический вид розыскной деятельности. Правом их проведения наделены лишь органы внутренних дел в лице некоторых (но не всех) своих служб и органы службы безопасности. Оперативно-розыскные меры носят непроцессуальный, преимущественно разведывательный (поисковый), характер и осуществляются специальными средствами. Указание на поисковый характер оперативно-розыскных мер и специальные средства их осуществления позволяет четко отграничить их как от следственных действий, так и от иных мероприятий органов дознания. Отсутствие же такого указания в определении оперативно-розыскных мер делает подобное определение беспредметным2.

Ныне определение оперативно-розыскной деятельности дано законодателем в ст. 1 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: «Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим федеральным законом…, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий»1.

В ст. 5 УПК [3] раскрывается значение основных уголовно-процессуальных понятий, в числе которых находится в п. 38 понятие розыскных мер, под которыми понимаются меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления.

Благодаря законодательной формулировке розыскных мер можно выделить ряд признаков, присущих указанному понятию. Прежде всего это круг участников уголовного судопроизводства, наделенных правом применения розыскных мер. Таких участников трое: дознаватель, следователь и орган дознания, действующий по поручению дознавателя или следователя.

Вместе с тем в ч. 2 ст. 223 УПК2 предусмотрено, что дознание производится по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, т.е. когда к моменту принятия этого процессуального решения установлено лицо, подозреваемое в совершении преступления. Учитывая это положение закона, можно сделать вывод о том, что дознавателю, осуществляющему предварительное расследование в форме дознания, нет необходимости применять розыскные меры. Такая необходимость теоретически может возникнуть только до возбуждения уголовного дела, на этапе установления дознавателем наличия достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Однако дознаватель, так же как и следователь, должен применять розыскные меры в процессе расследования уголовных дел. Это утверждение может послужить дополнительным аргументом для решения вопроса о внесении изменений в редакцию ч. 2 ст. 223 УПК, согласно которым дознание должно осуществляться не только по очевидным, а по всем преступлениям, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК.

Из законодательной трактовки розыскных мер также следует, что единственной их целью является установление лица, подозреваемого в совершении преступления. В то же время в ч. 2 ст. 209 УПК названы две цели применения следователем розыскных мер по приостановленному предварительному следствию:

а) установление лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого или обвиняемого;

б) установление места нахождения подозреваемого или обвиняемого и принятие мер по розыску, если он скрылся.

Целью оперативно-розыскных мер может быть и розыск скрывшегося преступника, похищенного имущества, возможных свидетелей и т. д. С этой точки зрения, их цель может совпадать с розыскными мероприятиями. Но розыскные мероприятия — это мероприятия, осуществляемые следователем в процессе расследования или по приостановленному делу только с указанной целью и только процессуальными или организационно-техническими средствами, тогда как основное назначение оперативно-розыскных мер — предотвращение, пресечение и обнаружение преступлений. Осуществляются они только оперативным работником и преимущественно негласными средствами1.

Общими между розыскными мероприятиями и следственными действиями, как элементами розыскной деятельности, являются цель и субъект проведения, различными — формы и приемы осуществления. При этом следственные действия — это не какие-то специфические «розыскные» следственные действия. Их процессуальный порядок и тактика обычны2.

Поскольку розыскные мероприятия и следственные действия, осуществляемые в розыскных целях, проводятся следователем в процессе расследования, постольку они являются элементами этого процесса, и в этом смысле и только в этой части розыскную деятельность можно считать элементом расследования. Оперативно-розыскные меры в содержание расследования не входят. Без такой оговорки включение розыскной деятельности в процесс расследования принципиально ошибочно1.

Розыскная деятельность представляет собой систему, состоящую из двух видов объектов. Первый вид объектов — оперативно-розыскные меры, закономерности содержания и осуществления которых, тактика применения, сочетания и пути совершенствования изучаются и разрабатываются теорией оперативно-розыскной деятельности. Второй вид объектов — розыскные мероприятия и следственные действия — в совокупности составляет содержание розыскной деятельности следователя. В этом качестве они — объекты криминалистики2.

Выделяют следующие закономерности розыскной деятельности следователя: «отображаемость в материальной среде и сознании людей признаков разыскиваемых лиц и иных объектов, что позволяет индивидуализировать их; повторяемость поведения разыскиваемых обвиняемых и лиц, укрывающих разыскиваемые объекты, что позволяет прогнозировать их поступки; зависимость поведения разыскиваемых от условий, в которых они находятся; обусловленность выбора способов укрытия объектов преступным опытом укрывающих, их профессиональными навыками и психологическими свойствами; взаимосвязь способов укрытия разыскиваемых объектов и следов применения этих способов; зависимость поведения разыскиваемого от характера совершенного преступления, степени его общественной опасности, а также принадлежности обвиняемого к определенной возрастной группе или преступной среде»3.

Поскольку целью розыскной деятельности следователя, являющейся объектом криминалистики, служит обнаружение установленных лиц, предметов и др., следует выяснить, что понимается под установлением объектов розыска.

Когда говорят, как об установленных, о таких объектах розыска, как люди, то имеем в виду наличие в распоряжении субъекта розыска данных, позволяющих индивидуализировать личность разыскиваемого и отождествить его при обнаружении. Это комплекс демографических сведений, информация о его внешних признаках и иных свойствах личности. Данные подобного рода могут быть получены двояким путем: как проведением оперативно-розыскных мероприятий, так и в результате следственных действий, направленных на обнаружение «отпечатков» преступления, несущих информацию о причастных к расследуемому событию людях. Разыскиваемый следователем человек — это всегда конкретное, определенное лицо. В большинстве случаев так же можно охарактеризовать и другие объекты розыска. Однако существуют и исключения из этого общего правила.

Объектами розыска могут быть предметы, в отношении которых известна лишь их групповая принадлежность (например, документы определенного вида, продукция, изготовленная из неучтенного сырья, и т. д.), причем иногда объем группы, к которой мы их относим, может быть чрезвычайно велик, что, однако, не препятствует их розыску (например, группа «ценности», группа «тяжелые тупые предметы» и т. д.). Термин «установленный» в подобных случаях означает зафиксированную принадлежность предмета к определенной группе1.

Возникновение разыскиваемого объекта именно как объекта розыска есть результат действия закономерностей возникновения доказательственной информации. Процесс установления этого объекта предполагает знание проявления этих закономерностей и осуществляется под воздействием закономерностей работы с доказательствами: собирание и исследование информации о разыскиваемом объекте, использование этой информации для организации и осуществления самого розыска и есть проявление этих закономерностей.2

К числу объектов, признанных установленными и подлежащими розыску, могут быть отнесены:

  • люди — подозреваемые; обвиняемые; осужденные, бежавшие из мест лишения свободы или с предписанного места жительства; потерпевшие; свидетели;
  • трупы и их части;
  • животные (как предмет преступного посягательства или орудие преступления) и их трупы;
  • вещественные доказательства (в том числе орудия преступления);
  • транспортные средства (как предмет преступного посягательства или орудие преступления);
  • имущество и иные ценности;
  • личные и иные документы, не являющиеся вещественными доказательствами1.

    Информация, служащая основой для розыскной деятельности следователя, по своему характеру неоднородна. Это, во-первых, информация, возникшая как изменение среды под воздействием расследуемого преступления, т.е. в результате проявления закономерностей возникновения доказательств. По своему содержанию это информация о возможном местонахождении объекта розыска, содержащаяся в нем самом или в других отпечатках события. Во-вторых, это информация о разыскиваемом объекте, носителями которой являются иные объекты, как связанные, так и не связанные с событием преступления (свидетели, родственники или знакомые подозреваемого, архивные уголовные дела, документы и т. д.). Собирание информации из этих источников входит в компетенцию следователя и составляет элемент его розыскной деятельности. В-третьих, это ориентирующая информация, предоставляемая в распоряжение следователя оперативным работником и полученная последним в результате осуществления оперативно-розыскных мер. Информация всех трех указанных видов служит базой для организации и планирования розыска, логическую основу которых составляют розыскные версии [7].

    Содержание розыскной версии — это предположение об образе действий того или иного лица по сокрытию разыскиваемого объекта и, в конечном счете, предположение о месте нахождения объекта розыска. Определяя направление розыска, розыскная версия играет роль фактора, детерминирующего поведение субъекта розыска. «Поведенческие» элементы розыскной деятельности, наличие взаимопротивоположных интересов субъектов обусловливают важность и перспективность психологических основ розыска1.

    Строго говоря, розыскная версия, будучи выдвинута следователем, является следственной версией. В то же время ряд особенностей, которыми обладает розыскная версия позволяют выделить ее из иных следственных версий.

    Психологические основы розыска должны включать в себя характеристику психологии субъекта розыска при осуществлении им розыскной деятельности, психологии разыскиваемого и лица, принимавшего меры к сокрытию объектов розыска. Степень исследования этой проблематики в криминалистике и судебной психологии не одинакова и, в целом, пожалуй, не высока. С психологической точки зрения розыскная деятельность следователя, то есть то, что мы имеем в виду, говоря о розыске как объекте рассматриваемой криминалистической теории, предполагает решение таких мыслительных задач, как:

    1) формирование представлений о психологическом облике разыскиваемого субъекта, а также лица, действия которого направлены на сокрытие объектов розыска;

    2) прогнозирование с учетом этих представлений поведения и действий этих лиц и определение вероятных мест нахождения объектов розыска;

    3) моделирование поведения и действий субъекта розыска;

    4) прогнозирование ответных действий лиц, противостоящих субъекту розыска, — как разыскиваемых, так и иных, так или иначе связанных с объектами розыска2.

    Решение первой из перечисленных задач требует, помимо собирания информации о чертах характера разыскиваемого, его связях — родственных, дружеских, профессиональных, интимных, — получения данных о том, «1) какими профессиями владеет скрывшийся и к какой профессии он питает особую склонность; 2) не мечтал ли скрывшийся преступник переменить место жительства или переехать на жительство к кому-либо.

    Воссоздание психологического облика интересующего следователя лица — это, естественно, не самоцель, а средство решения второй из названных мыслительных задач. Прогнозирование поведения и действий данного лица лежит в основе розыскной версии о местонахождении искомого объекта. Для такого прогноза существенное значение имеет знание следователем тех уловок и ухищрений, которые используются преступниками в целях уклонения от следствия и суда или для сокрытия объектов розыска1.

    Согласованность между элементами розыскной деятельности следователя и между этой деятельностью и оперативно-розыскными мерами органов дознания означает:

    – единство цели розыскных мероприятий и следственных действий, осуществляемых в процессе розыска, дополнительный характер тех и других по отношению друг к другу, комплексность их планирования и проведения;

    – тесное взаимодействие и деловое непрерывное сотрудничество между субъектами розыскной деятельности в целом — следователем и оперативными работниками.

    Содержательную сторону розыска как объекта криминалистической теории составляют его организация и планирование, розыскные мероприятия следователя и розыскные возможности следственных действий.

    Организация розыска предполагает учет и расстановку наличных сил и средств, определение форм и методов взаимодействия с оперативными аппаратами органов внутренних дел, анализ исходной информации. С организацией неразрывно связано планирование розыска, осуществляемое на основе выдвинутых розыскных версий. Содержание плана розыска зависит от объектов розыска.

    Существенным элементом организации розыска является определение форм и методов взаимодействия следователя и участвующих в розыске оперативных работников.

    Известно, что после возбуждения уголовного дела орган дознания вправе предпринимать какие-либо действия, направленные на установление истины, лишь по поручению следователя. Такое поручение составляет правовую основу взаимодействия при розыске. Рассматривая взаимодействие при розыске в тактико-криминалистическом плане, различают общие основания (условия) и специальные методы осуществления взаимодействия. В качестве общих оснований он расценивает совместные розыскные версии и план розыска; специальные методы взаимодействия зависят от объектов розыска1.

    Наличие совместных розыскных версий едва ли можно считать условием взаимодействия. Разумеется, совпадение мнений следователя и оперативного работника относительно вероятного местонахождения объекта розыска облегчает их сотрудничество. Однако такое совпадение не является обязательным; оперативный работник вправе выдвинуть и проверить свою розыскную версию, если это не идет вразрез с поручением следователя. Заметим, что седователь лишь определяет задачу розыскных мероприятий, но не определяет, не предписывает определенных методов решения этой задачи оперативным работником. Совместные розыскные версии и согласованный план розыскных мероприятий представляют собой, по нашему мнению, не условие, а форму взаимодействия2.

    Взаимодействие, осуществляемое в форме согласованных действий, с нашей точки зрения, имеет четыре уровня.

    На первом уровне следователь и оперативный работник проводят параллельно одноименные розыскные мероприятия, например, преследование преступника по разным возможным путям его ухода с места преступления. Взаимодействие осуществляется путем обмена информацией о ходе преследования.

    Второй уровень взаимодействия — проведение оперативным работником розыскных мероприятий, обеспечивающих розыскную деятельность следователя. Например, установление местонахождения свидетеля, обнаружив которого, следователь впоследствии сможет его допросить и получить необходимую информацию о возможных местах нахождения обвиняемого.

    Третьим уровнем взаимодействия можно считать передачу оперативному работнику следователем информации, полученной последним при проведении розыскных мероприятий и следственных действий, важной для выполнения розыскного требования следователя.

    Наконец, четвертый, самый высокий уровень этой формы взаимодействия — это проведение розыскной оперативно-тактической комбинации, под которой понимается комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных оперативно-розыскных мер, розыскных мероприятий и следственных действий, преследующих одну общую цель и выполняемых в определенной последовательности. При этом следует специально оговориться, что это комплекс самостоятельных мероприятий и действий, а не противозаконный гибрид типа пропагандировавшихся некогда в оперативно-розыскной практике «оперативно-следственных» действий.1

    Следующей формой взаимодействия является передача следователю оперативной информации, полученной оперативным работником из негласных источников. Такая информация передается вместе с рекомендациями о путях и способах ее использования следователем.

    Третьей формой взаимодействия можно признать совместное обсуждение результатов розыскной деятельности, выявление недостатков в осуществлении взаимодействия и принятие мер к их устранению.

    Розыскные мероприятия, которые могут быть осуществлены следователем, классифицируются следующим образом:

  • мероприятия, преследующие цель получения исходной информации для розыска;
  • мероприятия, проводимые с целью задержания преступника по горячим следам;
  • мероприятия блокирующего и «сторожевого» характера;
  • мероприятия, преследующие цель обнаружения объектов розыска;
  • мероприятия, направленные на активизацию розыска и расширение круга его участников.1

    Определение целей розыскных мероприятий может иметь тактическое значение, если имеется в виду тактический замысел намечаемых комбинаций. Именно такой замысел мы подразумевали, когда ранее рассматривали способы воздействия следователя на формирование решений противостоящей следователю стороны. В этом смысле можно, действительно, говорить о тактике розыска, как о тактике следствия. Однако под тактическим приемом понимается определенный способ действий, а не идея, которая с его помощью реализуется. И только в этом аспекте, как нам представляется, следует понимать тактику розыскных мероприятий (и следственных действий). Исходя из этого, можно говорить о тактике только тех розыскных мероприятий, в ходе которых преодолевается стремление противостоящей следователю стороны затруднить или сделать невозможным обнаружение объектов розыска. С этой точки зрения, правомерно считать, например, что существует тактика преследования скрывающегося преступника, но нет тактики направления розыскных требований или запросов [8].

    В сущности, следственное действие любого вида может быть использовано в розыскных целях: для получения розыскной информации, оказания воздействия на разыскиваемое лицо или лицо, укрывающее объекты розыска, для обнаружения искомых объектов. Однако, как свидетельствует практика, наибольшими розыскными возможностями обладают осмотр, допрос, обыск и выемка, проверка и уточнение показаний на месте. При этом в самой общей форме можно сказать, что розыскные возможности осмотра и допроса заключаются в том, что эти следственные действия позволяют получить исходную розыскную информацию, а обыск, выемка, проверка и уточнение показаний на месте — обнаружить объекты розыска. Сказанное, не означает, что, например, розыскная информация не может быть получена путем производства обыска (скажем, обнаружение писем разыскиваемого с указанием его местопребывания), а объекты розыска не могут быть обнаружены в процессе осмотра.1

    В сфере розыскных мероприятий участие общественности может иметь как форму содействия осуществлению этих мероприятий следователем, так и форму самостоятельного проведения розыскных непроцессуальных действий активистами-общественниками.

     

     

    2 Механизм и организация розыскной работы следователя

     

    2.1 Организация и осуществление розыска

     

    Организация и осуществление розыска должны отвечать следующим требованиям.

    Во-первых, оперативность, под которой понимаются быстрота и непрерывность розыска, активность субъекта розыска, массированность привлекаемых сил и средств. Динамизм следственных ситуаций, быстрота рассеивания доказательственной и «старения» ориентирующей информации, процессы отчуждения и ослабления коммуникабельности жителей современных больших городов, возможности средств сообщения и связи требуют незамедлительной реализации принятых решений о проведении розыскных мероприятий. Дефицит времени становится постоянно действующим фактором розыска. Он диктует необходимость максимального расширения фронта розыска в минимальном временном интервале.1

    Предельно возможное сокращение промежутка между установлением и обнаружением объекта, обозначаемое в практике как розыск «по горячим следам», или, что более точно, раскрытие преступления «по горячим следам». Это понятие охватывает комплекс неотложных следственных действий, розыскных и оперативно-розыскных мероприятий, позволяющих не только установить и обнаружить, но и изобличить преступника в течение нескольких суток2.

    Тактическая обоснованность розыска выражается в учете складывающихся следственных ситуаций, определении круга и последовательности розыскных мероприятий и проводимых в розыскных целях следственных действий, выборе момента их осуществления и прогнозировании ожидаемых результатов. Тактическая обоснованность связана с психологической, о которой, как о психологических основах розыска, мы говорили ранее. К сказанному можно добавить, что в число качеств, которые должен проявить субъект розыска, входит целеустремленность, настойчивость в достижении цели, что особенно важно, когда розыск принимает затяжной характер или осуществляется после приостановления производства по делу. 1

    Во-вторых, логическая обоснованность розыска заключается в непротиворечивости планируемых мер, последовательности плана розыска, обоснованности розыскных версий, принимаемых в процессе розыска решений, анализе действий противостоящей стороны.

    В-третьих, согласованность между розыскной деятельностью следователя и оперативно-розыскной деятельностью органов дознания означает:

  1. единство цели розыскных мероприятий и следственных действий,
    дополнительный характер тех и других по отношению друг к другу,
    комплексность их планирования и проведения;
    <
  2. тесное взаимодействие и деловое непрерывное сотрудничество
    между субъектами розыскной деятельности в целом — следователем и
    оперативными работниками. Взаимодействие, осуществляемое в форме
    согласованных действий, имеет четыре уровня2.

    На первом следователь и оперативный работник проводят параллельно одноименные розыскные мероприятия, например преследование преступника по разным возможным путям его ухода с места преступления. Взаимодействие осуществляется путем обмена информацией о ходе преследования.3

    Второй уровень — проведение оперативным работником мероприятий, обеспечивающих розыскную деятельность следователя. На этом уровне следователю передается информация, полученная из негласных источников, а также рекомендации о путях и способах ее использования. Например, выявляется свидетель, которого следователь впоследствии допрашивает и получает необходимые данные о месте нахождения обвиняемого1.

    Третьим уровнем взаимодействия можно считать передачу следователем информации оперативному работнику для выполнения розыскного требования следователя.

    Наконец, четвертый, самый высокий уровень — проведение розыскной оперативно-тактической комбинации, под которой понимают комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных оперативно-розыскных мер, розыскных мероприятий и следственных действий, преследующих одну общую цель и выполняемых в определенной последовательности каждым участником в границах его компетенции.2

    На этом уровне совместно обсуждаются результаты розыскной деятельности, выявляются просчеты, принимаются меры к их исправлению.

    Содержание розыскной деятельности составляют его организация и планирование, розыскные мероприятия следователя и розыскные возможности следственных действий.

    Опираясь на положения уголовно-процессуального закона можно выделить ряд процессуальных действий следователя, с помощью которых осуществляются розыскные меры, а именно:

    1) следственные действия;

    2) истребование;

    3) запрос;

    4) поручение.3

    Рассмотрим далее каждую из названных разновидностей розыскных действий следователя. При этом за рамками настоящего исследования мы оставляем организационные и тактические приемы осуществления розыска следователем.

    Прежде всего, это система следственных действий, находящаяся в распоряжении современного следователя и представляющая собой наиболее эффективный с точки зрения процессуальной техники инструментарий отыскания и закрепления сведений, имеющих существенное значение для познания обстоятельств совершенного преступления по расследуемому уголовному делу. Именно с их помощью собирается основная масса доказательств, чем и обусловлен приоритет их процессуальной регламентации в законе. Наряду с познавательной целью для следственных действий могут быть характерны и другие цели, предусмотренные законом.

    В этом легко убедиться, обратившись, например, к ст. 182 УПК, где прямо названа такая цель производства обыска, как обнаружение разыскиваемых лиц. Действительно, проведение обыска по месту предполагаемого нахождения разыскиваемого позволяет обнаружить его либо оставленные им следы. При этом особое внимание традиционно уделяется поискам переписки, дневников и иных записей разыскиваемого, по которым можно судить о круге и характере его связей, о его намерениях и т.п. Подлежат изъятию при обыске фотографии разыскиваемого лица.

    Эффективным следственным действием по розыску подозреваемого, обвиняемого является наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, ее осмотр и выемка. Осуществляется указанное следственное действие в отношении корреспонденции лиц, с которыми разыскиваемый может поддерживать связь. Такая связь может быть двухсторонней, и поэтому выемка должна распространяться как на входящую, так и на исходящую корреспонденцию1.

    Установлению места нахождения лица, скрывающегося от следствия, способствует и такое следственное действие, как контроль и запись телефонных и иных переговоров, когда имеются сведения о том, что разыскиваемое лицо выходит или будет выходить на связь со своими родственниками, знакомыми, соучастниками. Информация, полученная в ходе контроля и записи переговоров, может использоваться и для производства других следственных действий, а также оперативно-розыскных мероприятий в местах вероятного нахождения или появления подозреваемого, обвиняемого.

    Существенную помощь в розыске лица, совершившего преступление, может оказать судебная экспертиза. Благодаря экспертному исследованию следователь получает информацию о разыскиваемом лице и на этой основе может организовать его задержание. Путем, например, экспертного исследования фонограммы телефонных переговоров устанавливается не только дословное содержание зафиксированной устной речи, но и решается целый комплекс диагностических задач, включающих в себя:

    — установление географических районов формирования устной речи человека и возможных мест его длительного пребывания;

    — определение социальных характеристик лица — образование, профессия, уровень культуры;

    — установление некоторых физических характеристик человека — его внешние признаки, возраст, пол, заболевание, состояние речевого аппарата;

    — определение психических характеристик человека и др.1

    Организация розыска предполагает учет и расстановку наличных сил и средств, определение форм и методов взаимодействия с оперативными аппаратами, анализ исходной информации. С организацией неразрывно связано планирование розыска на основе выдвинутых версий. Содержание плана зависит от объекта розыска.

    Правовую основу взаимодействия при розыске составляют поручения следователя органам дознания.

    Весьма важной является работа с населением, средствами массовой информации, сотрудниками экспертно-криминалистической службы органов внутренних дел. Цель — получение информации о разыскиваемом, о свидетелях и потерпевших, месте нахождения искомых объектов, их признаках и свойствах и т. п. Население может принимать участие в поисковых мероприятиях, в обследовании участков местности и т. п. Специалисты и эксперты оказывают помощь при производстве розыскных следственных действий, отождествлении обнаруженных объектов розыска и т. д. 1

    Розыскные действия следователя группируются на мероприятия:

  3. с целью получить исходную информацию для розыска;
  4. проводимые с целью задержания преступника «по горячим следам»;

    3)    блокирующего и «сторожевого» характера;

    4) с целью обнаружить объекты розыска;

    5) с целью активизации розыска и расширения круга его участников.2

    Для начального этапа розыска характерны мероприятия первой и второй групп, для последующего — третьей и четвертой. Мероприятия пятой группы осуществляются на обоих этапах.

    Существенную роль при розыске могут играть и следственные действия, проводимые специально в розыскных целях, В сущности, в этих целях может быть использовано любое следственное действие, однако, как свидетельствует практика, наибольшими розыскными возможностями обладают осмотр, допрос, обыск и выемка, проверка и уточнение показаний на месте. При этом в самой общей форме можно сказать, что розыскные возможности осмотра и допроса заключаются в том, что они позволяют получить исходную розыскную информацию, а обыск, выемка, проверка и уточнение показаний на месте — обнаружить объекты розыска.3

    Организация и тактика розыска зависят от характера разыскиваемых объектов, складывающейся следственной ситуации и ее правильной оценки.

    Розыск скрывшихся обвиняемых
    предпринимается при уклонении от следствия, что должно быть документально зафиксировано, причем само по себе отсутствие обвиняемого в определенном месте еще не дает оснований для такого утверждения. Проверка того, уклоняется ли обвиняемый от следствия, включает получение данных с его места жительства и работы, наведение справок о его возможном пребывании у родственников, знакомых и т. п., в больницах, военкомате (призыв на военную службу, на сборы), по учетам ИЦ и других аппаратов органов внутренних дел, в том числе о возможном взятии его под стражу за совершение иного преступления. Все полученные сведения отражаются в соответствующих справках и протоколах следственных действий.1

    В целях уклонения от ответственности обвиняемый может сменить местожительство, изменить анкетно-демографические данные с помощью фальшивых документов, признаки внешности, укрыться в специально подготовленном месте и т. п.

    Приняв решение о розыске, следователь выносит об этом постановление, указывает в нем орган дознания, которому поручается розыск, и прилагает к постановлению справку о личности скрывшегося обвиняемого.

    Оперативный сотрудник, которому поручен розыск, заводит розыскное дело, оформляет статистические и розыскные карточки, передает сведения о разыскиваемом в дежурную часть органа внутренних дел, которые затем вносятся в картотеку разыскиваемых лиц. Все эти действия составляют содержание местного розыска.

    Продолжением и развитием местного может стать федеральный розыск, начинающийся рассылкой сторожевых карточек во все областные и республиканские органы внутренних дел.

    Перечисленные меры не освобождают следователя от обязанности самому продолжать розыск обвиняемого.

    Розыск иных объектов не требует специального постановления. Участие в нем сотрудников органа дознания обеспечивается поручением следователя на основании п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ.

    Свидетели и потерпевшие также могут уклоняться от явки в органы следствия (боязнь мести со стороны преступника, дружеские или интимные отношения с ним, нежелание огласки своих аморальных поступков и т. п.). Для их обнаружения используются приемы розыска обвиняемых.

    Сходство имеет и розыск пропавших без вести лиц, но при этом проверяется и версия об их убийстве. Заявление о пропавших без вести оформляется специальным протоколом с приложением к нему фотографий пропавшего и его документов. Через три месяца после объявления местного розыска объявляется федеральный розыск пропавшего; прекращается он по истечении 15 лет.

    Эффективным средством выяснения судьбы таких людей служит проверка по данным централизованного учета лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов и неизвестных больных.

    При обнаружении разыскиваемого трупа решается задача установления личности погибшего, поскольку без этого розыск нельзя считать завершенным. С этой целью труп предъявляется для опознания; может быть проведена и судебно-медицинская экспертиза, а также проверка по учету лиц, пропавших без вести.

    Розыск транспортных средств ведется в двух случаях: при краже (угоне); если водитель скрылся с места ДТП. В первом случае данные для розыска должны быть получены от владельца автомобиля, во втором — при производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий: осмотра места происшествия, допроса свидетелей-очевидцев и др. Используются также данные органов ГИБДД по учету автотранспортных средств, единому для всей Федерации.

    При розыске животных и их трупов розыскные ориентировки рассылаются в соседние органы внутренних дел, сельскохозяйственные предприятия, заготовительные организации, рынки и т. п. Оперативным путем может быть проверена причастность к краже заводчиков породистых собак и кошек, использованы данные криминалистического учета похищенного и пригульного скота.

    Весьма эффективную помощь в розыске могут оказать средства массовой информации, особенно телевидение.

     

     

    2.2 Механизм розыска скрывшегося обвиняемого

     

    Розыскные действия следователя, направленные на установление мест нахождения и задержание скрывшегося обвиняемого, могут производить, как по расследуемому, так и по приостановленному уголовному делу. В каждом случае имеются свои особенности, которые обусловливаются сложившейся следственной ситуацией.

    В ходе производства по уголовному делу следователь в соответствии с ч. 2 ст. 38 УПК РФ вправе поручать органу дознания производство не только следственных, но и розыскных действий. Отдельные поручения составляются в письменной форме и являются для органов дознания обязательными. Направив поручение о производстве розыска органу дознания, следователь продолжает устанавливать местонахождение обвиняемого процессуальными средствами.

    При разработке плана по расследуемому уголовному делу следователь включает в него необходимые организационные, следственные и розыскные действия, исходя из особенностей расследуемого события. Розыскные действия могут осуществляться как непосредственно следователем, так и органом дознания по его поручению. В ряде случаев непосредственное участие следователя может происходить в форме руководства и осуществления постоянного контроля за исполнением поручений. Вместе с тем некоторые розыскные действия следователь по тактическим соображениям должен производить лично. К таким следует отнести, например, изучение необходимых документов, а также архивных и приостановленных уголовных дел.

    В ходе производства по уголовному делу следователем могут быть истребованы следующие документы для достоверного подтверждения факта отсутствия скрывшегося обвиняемого и сведений о его возможном местонахождении:

    – справочные сведения из военкомата, лечебных учреждений (наркологических, психиатрических), бюро по трудоустройству и т. д.;

    – сведения из ГИЦ МВД России о возможном содержании разыскиваемого обвиняемого в местах лишения свободы;

    – справка из адресного бюро о постоянном месте жительства;

    – справка из территориального бюро ЗАГС о возможной регистрации смены имени, фамилии или факта смерти и др.;

    – сведения из других учреждений (таможня, почта, транспортные организации и т. д.).1

    Таким образом, прежде чем объявить розыск обвиняемого следователь Достоверно устанавливает и документально подтверждает отсутствие сведений о его местонахождении, проверяет, не находится ли обвиняемый по месту жительства, работы и в других местах возможного появления, не содержится ли он под стражей.

    При отсутствии сведений о местонахождении обвиняемого следователь обязан лично принимать меры к его розыску как по расследуемым, так и по постановленным уголовным делам. Однако на практике розыскная деятельность следователя по приостановленному уголовному делу чаще всего минимальна. Для выполнения этой задачи активно используются возможности оперативно-розыскных подразделений.

    Деятельность органов дознания по розыску скрывшегося обвиняемого регламентирована «Инструкцией по организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел». Она закрепляет за подразделениями криминальной милиции обязанность организации розыска обвиняемых, скрывшихся от дознания, следствия и суда, а также когда по иным причинам не установлено их местонахождение.2

    Основанием для производства розыска является постановление следователя (органа дознания, прокурора, судьи, определение суда) об объявлении розыска обвиняемого. В настоящее время органами внутренних дел осуществляется розыск трех видов: местный, федеральный, международный.

    Местный розыск – это комплекс оперативно-розыскных, поисковых и иных действий органа внутренних дел, направленных на обнаружение разыскиваемых лиц или иных объектов в пределах данного региона. Соответствующие мероприятия производятся в рамках розыскного дела, которое заводится в течение десяти дней после вынесения следователем постановления об объявлении розыска обвиняемого. О заведении розыскного дела также выносится постановление, которое утверждается начальником органа внутренних дел. На период местного розыска разрабатывается план розыскных мероприятий. 1

    На разыскиваемых лиц заполняются опознавательные карты, которые приобщаются к материалам розыскного дела. Через год они направляются в региональный и федеральный информационные центры для проверки по учету неопознанных трупов и постановки на учет. Одновременно с заведением розыскного дела заполняются розыскные карточки и сторожевой листок, которые затем направляются в региональный информационный центр и помещаются в соответствующие картотеки. О розыске скрывшегося обвиняемого информируется орган внутренних дел по месту получения им паспорта и отдел загса по месту рождения. Это необходимо для приобщений к имеющимся материалам сторожевого листка на случай обращения с просьбой о повторной выдаче документов.2

    Производство розыска скрывшегося обвиняемого возлагается на сотрудников специальных розыскных подразделений. Следователь, передав туда следующие документы: справку о личности обвиняемого, копии постановлений о привлечении в качестве обвиняемого, об избрании мер пресечения и объявлении розыска. Сразу после получения от следователя необходимых материалов на скрывшегося обвиняемого, сотрудник розыскного подразделения производит следующие действия:

    – информирует личный состав органа внутренних дел о личности и приметах внешности разыскиваемого путем включения соответствующих сведений в суточную сводку;

    – по месту жительства и работы разыскиваемого, в местах его вероятного нахождения выявляет лиц, которым могут быть известны сведения местонахождении обвиняемого либо иные данные, которые могут способствовать розыску;

    – опрашивает родственников и других лиц, знающих обвиняемого, с целью установления маршрутов движения, мест возможного нахождения, связей, примет, характеристики личности и т. д.;

    – принимает меры к получению фотографий и образцов почерка разыскиваемого;

    – направляет розыскные ориентировки в органы внутренних дел по вероятным маршрутам передвижения разыскиваемого;

    – осуществляет проверку по оперативно-справочным учетам и др. 1

    Ответы инициатору розыска направляются не позднее десяти дней с момента поступления запроса. Розыскные ориентировки направляются только в те органы внутренних дел, на территории обслуживания которых вероятно появление скрывшегося обвиняемого, когда неизвестны его конкретные адреса и связи. Содержание ориентировок доводится до сведения всех сотрудников этого органа; впоследствии ориентировки могут включаться в бюллетени оперативно-розыскной информации. Если разыскиваемое лицо не обнаружено, то ответы на розыскные ориентировки, как правило, не направляются.2

    При организации и производстве розыскных действий следователь и лицо, непосредственно осуществляющее розыск, должны учитывать некоторые тактические рекомендации криминалистики. В криминалистической литературе для розыска скрывшегося обвиняемого предлагаются следующие тактические приемы:

  • создание условий, побуждающих разыскиваемого действовать в затруднительной для него обстановке, мешающих ему свободно передвигаться, отыскивать убежища и длительное время скрываться в них;
  • проведение комплекса следственных действий и розыскных мероприятий в местах вероятного нахождения или появления обвиняемого;
  • создание ситуации, вынуждающей обвиняемого посетить то или иное место, где ведут наблюдение сотрудники милиции;
  • введение в заблуждение разыскиваемого по поводу состояния розыск ной ситуации;
  • склонение обвиняемого к явке с повинной с помощью лиц, пользующихся у него авторитетом;
  • установление каналов связи и мест возможного нахождения разыскиваемого, а также членов его семьи;
  • неоднократное проведение комплекса следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий в местах, где может появиться обвиняемый.1

    Для установления по приостановленному уголовному делу скрывшегося обвиняемого, следователь и лицо, непосредственно осуществляющее розыск, производят следующие действия:

  • подготовку и направление розыскных заданий и ориентировок, а также материалов для помещения в сводки-ориентировки, издаваемые вышестоящими органами внутренних дел, с указанием мероприятий, которые необходимо провести по розыску;
  • осуществление проверки по учетам информационного центра и адресного бюро;
  • изучение сводок-ориентировок, бюллетеней с целью получения данных, которые могут способствовать розыску;
  • использование в целях розыска возможностей средств массовой информации;
  • направление заданий региональным оперативно-поисковым подразделениям на проведение мероприятий, способствующих установлению скрывшегося обвиняемого;
  • истребование копии дактилоскопической карты и иной имеющейся идентификационной информации;
  • внесение предложений о производстве специальных технических мероприятий.1

    Федеральный розыск объявляется тогда, когда меры местного розыска исчерпаны, а местонахождение обвиняемого не установлено. В органе внутренних дел по истечении шести месяцев с начала местного розыска выносится постановление об объявлении федерального розыска обвиняемого. Одновременно сотрудником, осуществлявшим местный розыск, заполняются информационно-поисковые карты на связи разыскиваемого и места его вероятного появления. Постановление вместе с розыскным делом и заполненными информационно-поисковыми картами направляется в розыскное подразделение вышестоящего органа внутренних дел. При необходимости на местах могут оставаться его дубликаты.2

    Розыскные подразделения периодически (но не реже одного раза в квартал) анализируют сведения автоматизированного банка данных о местах возможного появления обвиняемого и его связях. На основе такого анализа принимаются решения о направлении в регионы сотрудников для проведения во взаимодействии с местными органами внутренних дел необходимых мероприятий по установлению местонахождения разыскиваемого обвиняемого.

    По существующему порядку обвиняемые, совершившие тяжкие преступления, а также вооруженные огнестрельным оружием либо имеющие при себе вещества, применение которых может привести к гибели людей или
    причинить вред их здоровью, объявляются в федеральный розыск немедленно после принятия процессуального решения следователем о производстве розыска.

    Международный розыск – это комплекс оперативно-розыскных и информационно-справочных мероприятий правоохранительных органов России и зарубежных стран, направленных на обнаружение разыскиваемых лиц, находящихся за пределами государства (инициатора розыска), осуществляемых через посредничество национальных бюро Интерпола.

    Органы внутренних дел России осуществляют международный розыск в двух случаях:

  • при наличии достоверных данных о выезде разыскиваемого лица из России в другие страны;
  • при поступлении запроса из НЦБ Интерпола о розыске лиц, въехавших на территорию России из других стран.

    Основанием для международного розыска является официальное обращение (запрос) органа внутренних дел, направляемое в НЦБ Интерпола в России. В нем указывается исчерпывающая информация о событиях, фактах и лицах, составляющих предмет обращения, наименования зарубежных городов и других населенных пунктов, конкретные адреса, имена и фамилии физических лиц, названия предприятий и учреждений.

    Помимо этого в запросе на международный розыск указываются:

  • основания розыска (номер, дата возбуждения уголовного дела, статья УК РФ, краткая фабула дела);
  • избранная мера пресечения (с указанием даты избрания и должности лица, утвердившего постановление);
  • целесообразность в случае обнаружения разыскиваемого установления контроля за его передвижением;
  • необходимость задержания разыскиваемого и его последующей экстрадиции (выдачи).

    При обнаружении скрывшегося обвиняемого по розыскному заданию (ориентировке), в которой указана избранная мера пресечения в виде заключения под стражу, по протоколу, утвержденному начальником органа дознания, он водворяется в изолятор временного содержания. Основание для розыска прилагается к протоколу. О произведенном задержании телеграммой уведомляются инициатор розыска и прокурор, утвердивший избранную меру пресечения. Копии уведомлений приобщаются к протоколу.

    Получив телеграмму, инициатор розыска обязан в течение суток выслать факсимильной или фельдъегерской связью постановление на арест органу внутренних дел, задержавшему обвиняемого. Это постановление будет являться основанием для содержания обвиняемого под стражей до момента этапирования в место производства расследования.

    Розыскное дело может быть прекращено в связи с установлением местонахождения или задержанием обвиняемого и в связи с прекращением уголовного дела. О принятом решении уведомляются все учреждения, задействованные в сигнальной системе органов внутренних дел. Информацию об установлении факта нахождения лица в розыске в прошлом следователь может получить по соответствующему требованию из регионального информационного центра по месту рождения обвиняемого.

     

     

    3 Тактические основы розыскной деятельности следователя

     

    3.1 Тактические основы розыскной деятельности, осуществляемой следователем на первоначальном этапе расследования

     

    При проведении первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий складываются различные следственно-розыскные ситуации, правильное разрешение которых позволяет установить местонахождение разыскиваемых объектов.

    Для разрешения следственно-розыскных ситуаций в процессе расследования наиболее часто проводятся:

    – осмотры (различные виды);

    – предварительные исследования объектов;

    – применение служебно-розыскной собаки и прочесывание местности;

    – поквартирные (подворные) обходы;

    – проверки на предприятиях, в учреждениях и организациях;

    – обследование мест возможного сбыта похищенного;

    – выявление свидетелей, очевидцев;

    – допросы;

    – создание достоверных моделей разыскиваемых лиц, трупов и их частей, а также других объектов;

    – подготовка розыскных ориентировок;

    – информирование сотрудников и подразделений органов внутренних дел;

    – рассылка запросов на предприятия, в учреждения и организации;

    – обыски;

    – привлечение общественности;

    –проверки по оперативно-справочным, розыскным и криминалистическим учетам;

    – наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и др.1

    Рассмотрим подробнее некоторые тактические операции:

    Осмотр — это непосредственнное обнаружение и исследование объектов, имеющих значение для уголовного дела, их признаков, свойств, состояния, взаиморасположения.

    Следственный осмотр представляет собой непосредственное обнаружение и исследование объектов, имеющих значение для уголовного дела, их признаков, свойств, состояния и взаиморасположения. Сущность осмотра заключается в том, что следователь с помощью органов своих чувств убеждается в существовании и характере фактов, имеющих доказательственное значение. Являясь, как и многие другие следственные действия, действием познавательным, осмотр производится с помощью различных методов познания. При следственном осмотре широко применяются специальные методы криминалистики, особенно технико-криминалистические методы работы со следами и другими вещественными доказательствами. Результаты восприятия осматриваемых объектов необходимо подвергать логической обработке в целях выявления их связей как с самим расследуемым событием, так и с другими фактическими данными, собранными по делу. Поэтому при осмотре участвует не только чувствительная форма познания. Результаты осмотра, особенно такого его вида, как осмотр места происшествия, позволяет следователю определить направленность расследования, представить механизм расследуемого события, личности преступника.1

    Применение служебно-розыскной собаки и прочесывание местности.
    В процессе розыскной деятельности следователь должен сочетать осмотр места происшествия с применением служебно-розыскной собаки и прочесыванием местности. Для прочесывания местности задействованные лица выстраиваются в цепочку и по заранее определенному маршруту ведут обследование местности. Последнее предназначено для целенаправленного розыска различных объектов, представляющих интерес для расследования. В целях эффективного проведения прочесывания местности, лица, принимающие участие в этом, должны тщательно инструктироваться и вооружаться необходимыми криминалистическими и специальными средствами в зависимости от объектов поиска.1

    Создание достоверных моделей разыскиваемых лиц, трупов и их частей, предметов; подготовка розыскных ориентировок.
    Получив определенный объем информации о личности, следователь приступает к ее осмыслению, обработке и организации описания внешности по методу словесного портрета. Субъективные портреты желательно составлять при непосредственном участии лиц, видевших разыскиваемого. В этих целях используются разнообразные компьютерные программы. Исходя из психологии запоминания и восприятия, в розыскные ориентировки по признакам внешности следует включать общефизические, анатомические, функциональные признаки, а также сопутствующие, особые и броские приметы. При значительном объеме сведений следует исключать признаки, относящиеся к средним параметрам, так как они затрудняют создание четкого мысленного образа разыскиваемого.

    В розыскную ориентировку целесообразно включать следующие признаки: пол, рост, возраст, телосложение, антропологический тип (целесообразно говорить не о типе лица, а о его сходстве с национальностями, обладающими типичными, характерными чертами внешности, например, разыскиваемый похож на цыгана, русского, татарина, прибалта и т.п.); цвет волос, цвет глаз. Остальные признаки внешности, внесенные в ориентировку, должны представлять собой элементы особых или броских примет, а также отклонения от средних характеристик отдельных признаков внешнего облика. Это объясняется тем, что лицам, занимающимся розыском, в большинстве случаев не удается продолжительно удерживать в памяти воспринятую информацию о внешности. Следует иметь в виду, что память человека удерживает предложения из 11 – 13 слов. Зачастую успешный розыск проводится по одной-двум броским или особым приметам, хотя в ориентировках данные об общефизических и антропологических признаках имелись в достаточном количестве. 1

    В ориентировку по розыску предметов включается: наименование предмета; модель, название; страна-изготовитель, фирма, торговая марка; серия, номер, год выпуска (выдачи); краткое описание предмета, дефекты, особые приметы и т.д.

    Допрос – это процесс получения показаний от лица, обладающего сведениями, имеющими значение для расследуемого дела. Это самое распространенное и сложное следственное действие. Допрос представляет собой процесс передачи информации о расследуемом событии или связанных с ними обстоятельствах и лицах. Процесс формирования показаний – от восприятия до передачи информации – носит психологический характер; на всем протяжении на психику человека влияют многочисленные объективные и субъективные факторы, действие которых в конечном счете так или иначе отражается на полноте и достоверности показаний. Следователь должен знать основанные на данных судебной психологии тактические приемы, позволяющие ослабить вредное влияние этих факторов на полноту и объективность показаний, оживить память о воспринятом, упорядочить воспроизведение хранящейся в памяти допрашиваемого информации. Для того чтобы успешно осуществить допрос, следователь должен четко представлять себе, какую информацию и с помощью каких приемов и средств он намерен получить.

    Для повышения эффективности розыскной деятельности на первоначальном этапе расследования необходимо проводить тактические операции. Сочетание следственных действий, организационных, технических и оперативно-розыскных мероприятий всегда дает положительные результаты; позволяет решить как тактические, так и стратегические задачи розыска. Содержание этих мероприятий, а также время, место, последовательность реализации, использование сил, средств, методов охраны общественного порядка должны охватываться единым тактическим замыслом. 1

    Тактические операции должны проводиться для розыска преступника в местах вероятного его появления, оперативного перекрытия возможных мест сбыта похищенного, ориентирования граждан, работников предприятий, организаций и учреждений на возможное появление преступников и попытку совершения ими новых преступлений. Следует иметь в виду, что успех тактических операций во многом зависит от целенаправленного планирования, правильной организации работы лиц, привлеченных к ее проведению, четкого взаимодействия между ними.

    В практической деятельности органов внутренних дел по розыску скрывшихся преступников, похищенного имущества, ценностей, орудий совершения преступления и т.д. получили распространение типовые планы проведения тактических операций. Периодическая тренировка личного состава по таким планам позволяет отрабатывать различные варианты действий и успешно решать конкретные розыскные задачи.

     

    3.2 Тактические основы розыскной деятельности, осуществляемой следователем на последующем этапе расследования

     

    На последующем этапе расследования могут складываться следующие типичные следственно-розыскные ситуации:

    – первая
    известен обвиняемый, но не разысканы похищенные ценности (в том числе являющиеся средством возмещения материального ущерба), орудия совершения преступления, а также отдельные свидетели преступления;

    вторая неизвестно местонахождение лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

    Для разрешения первой
    следственно-розыскной ситуации
    (в некоторых случаях следователь вынужден продлять сроки предварительного следствия) наиболее часто проводятся:

    – мероприятия по выявлению свидетелей, лиц, осведомленных о частной жизни обвиняемого и его близком окружении;

    – допросы;

    – рассылка ориентировок в органы внутренних дел, налоговой полиции, налоговой инспекции, таможни;

    – рассылка запросов в различные инстанции;

    – проверки по учетам органов внутренних дел и других
    правоохранительных органов, а также по документам
    предприятий, организаций и учреждений;

    – обследование мест возможного хранения или сбыта похищенного;

    – проверка и уточнение показаний на месте;

    – предъявление для опознания, экспертизы и др. 1

    Выявление свидетелей с последующим их целенаправленным допросом
    позволяет получить ценные данные о местах возможного нахождения разыскиваемого. Следует иметь в виду, что допрос соседей, знакомых, лиц, имевших возможность наблюдать за частной жизнью обвиняемого, нередко позволяет получить информацию о связях обвиняемого, о прежних местах жительства, работы, знакомствах, принадлежности различных подсобных помещений, строений и посредством этого установить места сокрытия орудий преступлений, похищенного имущества.

    В процессе организации розыска имущества, ценностей необходимо исходить из их дефицитности, размера и объема, времени, необходимого для его реализации, возможностей сбыта, предполагаемого способа транспортировки, количества лиц, задействованных на погрузочно-разгрузочных работах и т.п.

    При направлении ориентировок и запросов
    необходимо сообщать конкретные (индивидуализирующие) данные, давать целенаправленные задания. Обращения в Главный информационный центр России позволяют получить сведения:

    – о лицах, объявленных в розыск органами безопасности, внутренних дел и прокуратурой;

    – об осужденных к лишению свободы;

    – об осужденных в иностранном государстве и переданных России для отбывания наказания;

    – об осужденных к лишению свободы условно, а также с отсрочкой исполнения приговора1.

    В Главном информационном центре МВД России можно получить данные о правонарушениях и преступлениях, совершенных иностранными гражданами, лицами без гражданства и гражданами России, постоянно проживающими за границей.

    В Главном информационном центре МВД России сосредоточена информация о пропавших без вести лицах, неопознанных трупах, неизвестных больных и детях; лицах, объявленных в федеральный розыск; утраченном и выявленном нарезном оружии; разыскиваемом и бесхозном автотранспорте; похищенных и изъятых документах общегосударственного обращения и номерных вещах; о лицах, представляющих оперативный интерес (по признакам внешности на базе видеозаписи).2

    В экспертно-криминалистических подразделениях: в экспертно-криминалистическом центре (ЭКЦ) МВД России (федеральный уровень), в экспертно-криминалистических подразделениях МВД, ГУВД, УВД (региональный уровень) МВД России ведутся коллекции и картотеки, данные которых могут использоваться для осуществления розыска различных объектов.

    В ситуациях, когда дополнительная работа с обвиняемым приводит к установлению местонахождения орудий совершения преступлений или похищенного имущества, возникает необходимость в проведении проверки и уточнении показаний на месте
    с последующим опознанием
    обнаруженного, а также проведением экспертиз,
    если это диктуется необходимостью.

    Для разрешения второй следственно-розыскной ситуации
    после вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, местонахождение которого неизвестно, следователь, в соответствии с ч. 1 ст. 210 УПК РФ, объявляет розыск и поручает его органу дознания.

    Действия, из которых складывается объявление розыска следователем, с одной стороны, и органом дознания – с другой, входят в исключительную компетенцию каждого из них. Объявление розыска следователем по своей природе является процессуальным решением: основания и условия этого решения сформулированы уголовно-процессуальным законом. Розыск должен быть объявлен немедленно, как только возникнут основания, и будут созданы условия, делающие возможным принятие данного решения. 1

    На основе постановления следователя органы внутренних дел осуществляют местный, федеральный и международный розыск. В случае местного розыска
    они осуществляют комплекс оперативно-розыскных, поисковых, информационно-справочных и иных действий, направленных на обнаружение разыскиваемого лица, с помощью локальной системы оперативно-справочных учетов ИЦ и адресных бюро. При федеральном розыскекомплекс перечисленных действий с использованием системы всех оперативно-справочных учетов ИЦ и адресных бюро МВД, УВД регионов, входящих в Российскую Федерацию.

    В процессе международного розыска
    правоохранительными органами России и зарубежных стран реализуется комплекс оперативно-розыскных и информационно-справочных мероприятий, осуществляемых через посредничество национальных бюро Интерпола, направленных на обнаружение разыскиваемых лиц, находящихся за пределами государства (инициатора розыска).

    Поручение производства розыска органу внутренних дел не освобождает следователя от обязанности самому принимать меры к установлению места пребывания обвиняемого. Особенно важно не замедлять темп розыскных мероприятий в период времени, необходимый органу дознания для заведения розыскного производства, изучения материалов уголовного дела и планирования розыска.1

    После объявления розыска скрывшегося обвиняемого следователь должен использовать все предоставленные ему законом средства для более глубокого изучения личности обвиняемого, его связей и, в конечном счете — обнаружения разыскиваемого. Эта задача следователя, как и на предыдущих этапах розыска, сочетается с установлением обстоятельств, входящих в предмет доказывания.

    Основные особенности деятельности следователя по розыску обвиняемого на этапе, следующем за объявлением розыска, определяются более высоким уровнем взаимодействия с органом дознания, который осуществляет розыскные мероприятия параллельно со следователем.

    Поручение следователя о розыске обвиняемого наделяет орган внутренних дел широкой инициативой в выборе средств и методов розыскной деятельности, предусмотренной ведомственными нормативными актами. В этот период создаются предпосылки для эффективного проведения тактических операций.

    Сочетание следственных действий, оперативно-розыскных, технических, организационных мероприятий, реализуемых в рамках тактической операции на последующем этапе расследования, позволяет решить комплекс различных розыскных задач. Тактические операции последующего этапа расследования позволяют:

    – установить время и место реализации похищенного, маршрут следования разыскиваемого при смене места убежища;

    – установить лиц, которые знают местонахождение разыскиваемого;

    – создать условия, побуждающие разыскиваемое лицо действовать в затруднительной для него обстановке, принимать решения о реализации похищенного, изменении места либо условий его хранения;

    – создать условия, вынуждающие разыскиваемого совершать конкретные (установленные) действия;

    – создать условия, вводящие в заблуждение разыскиваемое лицо и его близкое окружение относительно района, времени, характера розыскных мероприятий;

    – создать условия, вводящие в заблуждение разыскиваемое лицо и его близкое окружение относительно характера информации, которой располагает следователь;

    – создать условия, вынуждающие разыскиваемое лицо явиться в орган внутренних дел, и др. 1

    Важными условиями успешного взаимодействия следователя с органами дознания в розыске обвиняемого являются согласованное планирование розыскных мероприятий и постоянный обмен информацией. Это позволяет не только избежать дублирования розыскных мероприятий, но и – более эффективно сочетать возможности следователя и органа дознания.

    Следователь и оперативный работник, в производстве которого находится розыскное дело, должны работать в тесном контакте, постоянно обмениваясь сведениями, полученными в результате розыскных мероприятий, совместно разрабатывать розыскные версии.

    Для обеспечения эффективности мероприятий по обнаружению обвиняемого необходимо, чтобы при построении версий и планировании розыска, была использована информация, которой располагают все субъекты розыскной деятельности.

    В этих целях осуществляющему розыск оперативному работнику желательно изучить уголовное дело, хранящееся у следователя, который, в свою очередь, должен быть осведомлен о данных, полученных инициатором розыска.

    В результате осуществления запланированных розыскных мероприятий одни ранее сконструированные версии отпадают и выдвигаются новые. Этот процесс продолжается до тех пор, пока розыск не увенчается успехом (либо пока уголовное дело не будет прекращено за истечением сроков давности привлечения обвиняемого к уголовной ответственности). Проверка версий о местонахождении обвиняемого, а, следовательно, и деятельность субъектов розыска существенно затрудняется и теряет эффективность без обоснованного и постоянно корректируемого плана розыска, предусматривающего объединение их усилий на основе разграничения компетенции1.

    Правильно организованный и эффективно проведенный следователем розыск должен завершаться задержанием обвиняемого, его личным обыском, освидетельствованием, допросом и предъявлением для опознания.

     

    Список использованных источников и литературы

     

     

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с изм. от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 дек.
  2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 07.03.2011 № 26-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. ФЗ от 28.12.2010 № 404-ФЗ) // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I).
  4. ФЗ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в ред. ФЗ от 28.12.2010 № 404-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
  5. Адельханян Р.А., Аминов Д.И., Федотов П.В. Криминалистика. М., 2011.
  6. Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России. М., 2011.
  7. Виноградова А.В. Использование специальных познаний на предварительном следствии в свете нового уголовно-процессуального закона // Законодательство, 2006. № 8.
  8. Дyлoв A.B., Гpaмoвич И.Г. Kpиминaлиcтикa. M., 2008.
  9. Ищенко Е.П. Криминалистика. М., 2011.
  10. Криминалистика / Под ред. В.А. Образцова. М., 2009.
  11. Криминалистика / Под ред. А.Г. Филиппова. М., 2007.
  12. Криминалистика / Под ред. Н.П. Яблокова. М., 2007.
  13. Оперативно-розыскная деятельность / Под ред. Горянова К.К., Овчинского В.С., Шумилова А.Ю. – М.: Юрайтъ, 2010.
  14. Семенцов В.А. Розыскные действия следователя // Российский следователь. 2007. № 12.
  15. Уголовный процесс / Под ред. В.П. Божьева. М., 2008.
  16. Уголовный процесс / Под ред. Кобликова А.С. М., 2010.
  17. Уголовно-процессульное право Российской Федерации / Отв. ред. П.А. Лупинская. М., 2011.
  18. Юридический словарь / Под общ. ред. Безлепкина Б.Т. М., 2009.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.04MB/0.00161 sec

WordPress: 24.26MB | MySQL:120 | 1,920sec