Принципы уголовно-исполнительного права

<

042714 1738 1 Принципы уголовно исполнительного праваПринципы уголовно-исполнительного права базируются на общих принципах права и принципах отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, прежде всего уголовного права рассмотреть положения, характеризующие указанные правовые категории.

В общей теории права принципы рассматриваются в качестве основных идей права, руководящих положений правовой системы.

Особую значимость они приобретают в ходе проведения правовой реформы, поскольку, обладая нормативными свойствами, становятся обязательными при формировании отрасли права, ее институтов и норм.

Принципы права, его отдельных отраслей объективны по своему характеру, хотя одновременно являются и субъективной категорией. Объективность принципов права определяется тем, что основные идеи, содержащиеся в них, подлежат обязательному воплощению как в конкретной отрасли права, так и при реализации в правоприменительной деятельности. Их забвение неизбежно влечет за собой причинение обществу существенного нравственного вреда, нарушение прав и свобод человека независимо от сферы общественных отношений.

 

Нарушение принципов права в правотворческой и правоприменительной деятельности привело к трагическим для общества результатам. Нарушение принципов социальной справедливости, гуманизма и законности в деятельности органов уголовной юстиции, применение явно несоразмерных мер наказания, жестокое обращение с осужденными вызвало искажение нравственных ценностей в обществе и жестокость в отношениях между людьми.

В основе правовых принципов лежат общечеловеческие ценности. Об этом свидетельствуют многие международные акты, в частности Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., в которых зафиксированы многие общеправовые принципы регулирования отношений между личностью и государством.

Субъективность принципов права определяется тем, что они формулируются людьми, а затем воспринимаются общественным сознанием как нравственные постулаты и входят в качестве составной части в правовую идеологию.

Исходя из изложенных положений, рассмотрим принципы уголовно-исполнительного права. В Уголовно-исполнительном кодексе впервые в данной отрасли законодательства сформулированы его принципы. В ИТК 1924 и 1933 гг. о них вообще не упоминалось, в Основах исправительно-трудового законодательства и ИТК 1970 г. лишь декларировалось, что исправительно-трудовое законодательство определяет принципы исполнения и отбывания уголовного наказания. Система же не формулировалась, сами принципы конкретно не закреплялись, а лишь вытекали из содержания некоторых норм и институтов ИТК, например принцип законности нашел отражение в ст. 4, 10 ИТК и др.

В ч. 2 ст. 2 УИК определено, что уголовно-исполнительное законодательство устанавливает принципы исполнения наказаний. Одновременно в ст. 8 закреплена система принципов данной отрасли законодательства, в которую входят: законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом, дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний, рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием.

Анализ перечисленных принципов показывает, что в них находят выражение общие принципы права, принципы отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, а также принципы политики государства в сфере исполнения наказания, которые образуют систему отраслевых принципов, присущих данной отрасли права. В совокупности они подчеркивают принадлежность уголовно-исполнительного права к системе права в качестве ее самостоятельной отрасли и одновременно отражают его особенности. Принципы уголовно-исполнительного права призваны предопределять стратегию и направления развития отдельных институтов и норм, обеспечивать системность правового регулирования общественных отношений, возникающих при исполнении наказания. Следует подчеркнуть единство системы принципов уголовно-исполнительного права и их взаимосвязь. Общеправовые и межотраслевые принципы, рецепиируемые в уголовно-исполнительном праве, сохраняя свое сущностное содержание, приобретают вместе с тем специфику, которая обусловливается необходимостью обеспечивать особенности правового регулирования общественных отношений при исполнении наказания.

Наконец, система принципов уголовно-исполнительного права отражает принципы обращения с осужденными, которые зафиксированы в соответствующих международных актах. Прежде всего это относится к Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными, принятым на Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1956 г., Своду принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, принятому ООН в 1989 г., Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятой ООН в 1984 г., Европейской конвенции по предотвращению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г. Закрепленные в них принципы затрагивают приоритетные права человека, лишенного свободы, которые должны безусловно закрепляться в национальном законодательстве и соблюдаться в правоприменительной деятельности. Даже исключительные обстоятельства не могут служить основанием для оправдания пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (ст. 3 Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания).

Система принципов уголовно-исполнительного права базируется на Конституции, поскольку принципы и общие положения, закрепленные в ней, в первую очередь определяющие права и свободы человека, согласно ст. 15 имеют прямое действие.

Принципы уголовно-исполнительного законодательства не являются, как нередко представляют, застывшими декларативными, лишенными нормативной силы положениями. Принципы, закрепленные в ст. 8 УИК, во-первых, определяют построение и содержание Особенной части Кодекса, где регулируется исполнение конкретных видов уголовных наказаний. Во-вторых, они влияют на содержание институтов и норм УИК, а также создают ориентиры для иных законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих исполнение различных видов наказания.

В-третьих, принципы уголовно-исполнительного законодательства через систему норм и путем непосредственного действия влияют на практику исполнения уголовных наказаний, корректируя ее в пользу реализации прогрессивных идей законности, гуманизма, равенства граждан перед законом и др.

К числу общеправовых принципов этой отрасли права следует отнести: законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом. К межотраслевым — дифференциацию и индивидуализацию исполнения наказания; к отраслевым — рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием.

Принцип законности — конституционный и закреплен в ряде статей Конституции (ст. 4, 13. 15, 17—19 и др.), а также в перечисленных выше международных документах. В уголовно-исполнительном праве он выражен в верховенстве закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в указанной сфере. Принцип законности реализуется в точном и строгом соблюдении уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, исполняющими наказание, органами государственной власти и управления, всеми организациями, хозяйствующими субъектами, должностными лицами, работниками организаций, взаимодействующих с учреждениями и органами, осуществляющими наказания, лицами, осуществляющими охрану и конвоирование осужденных, общественными объединениями, принимающими участие в исправлении осужденных, отдельными гражданами, посещающими места отбывания наказания, и самими осужденными. Принцип законности нашел отражение в ст. 10—15 УИК, определяющих правовой статус осужденных; в ст. 19—23 УИК, устанавливающих систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.

Принцип гуманизма уголовно-исполнительного права закреплен во многих институтах и нормах УИК, международных актах о правах человека и об обращении с осужденными. Так, в ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах он сформулирован следующим образом: «Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности». Он отражен в ряде статей УИК, в частности в ст. 10 подчеркивается, что «Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных…». В ч. 2 ст. 12 УИК указывается, что «они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению».

Принцип гуманизма выражается также в тех целях, которые ставит государство при исполнении наказания, — исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами. Он реализуется также в средствах исправительного воздействия: общественно полезном труде, интенсивном психолого-педагогическом воздействии, профессиональной подготовке и общеобразовательном обучении, наряду с режимными требованиями, обеспечивающими дисциплину и порядок в местах отбывания наказания и одновременно создающими условия для расширения прав и льгот осужденным вплоть до условно-досрочного освобождения. Цели гуманного отношения к осужденным отражены в таких институтах этой отрасли права, как выезды осужденных за пределы мест лишения свободы (ст. 97), свидания (ст. 91), телефонные переговоры (ст. 92) и др.

Принцип демократизма отражает содержание многих институтов и норм уголовно-исполнительного права. Прежде всего он реализуется в признании осужденного субъектом этой отрасли права. В Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 16) подчеркивается, что «каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности». Социальная значимость данного положения определяется тем, что осужденный, прежде всего к лишению свободы, существенно ограничивается в правах и поэтому особенно нуждается в соответствующей социальной защищенности. Принцип демократизма выражается в сущности организации процесса исправления осужденных, открытости деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание, прежде всего в привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными, осуществлении контроля за деятельностью органов, исполняющих наказания. Данный принцип закреплен, в частности, в ч. 2 ст. 9 УИК, в которой к числу основных средств исправления осужденных отнесено общественное воздействие на них. В ст. 23 УИК закреплено содействие общественных объединений работе учреждений и органов, исполняющих наказание, участие в исправлении осужденных.

Общеправовой принцип равенства граждан перед законом нашел закрепление и реализацию в Уголовно-исполнительном кодексе. Его истоком является конституционный принцип равенства всех перед законом, т.е. равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения (ст. 19 Конституции), а также Всеобщая декларация прав и свобод гражданина (ст. 7). В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными принцип равенства перед законом рассматривается в качестве основного принципа, согласно которому «дискриминация по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, семейного происхождения или социального положения недопустима» (ст. 6).

В соответствии с конституционными положениями и международными правилами нормы УИК не устанавливают каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от пола, расы, национальности, религиозных и политических убеждений, социального происхождения, имущественного положения и т.д. Вместе с тем равенство осужденных перед законом не означает равенства условий отбывания наказания. Они дифференцируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола. Например, в соответствии с международными положениями (Пекинскими правилами) для несовершеннолетних устанавливаются более льготные условия содержания. Предоставляются определенные льготы для инвалидов I и II групп и престарелых, женщин. Кроме того, условия отбывания наказания зависят от характера и степени общественной опасности совершенных преступлений и поведения осужденных. В данном случае принцип равенства перед законом корректируется реализацией принципа дифференциации исполнения наказания.

<

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания — производный от такого принципа уголовного права, как дифференциация и индивидуализация ответственности (ст. 6 УК). В уголовно-исполнительном праве он выражается в дифференциации и индивидуализации исполнения (отбывания) наказания. Дифференциация исполнения наказания означает, что к различным категориям осужденных в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений, прошлой преступной деятельности, формы вины, поведения в процессе отбывания наказания применяются принудительное воздействие и ограничение в правах в различных объемах. Один из методов дифференциации исполнения наказания — классификация осужденных, принятая в УИК, и распределение их по видам исправительных учреждений. Данный принцип нашел свое отражение в ст. 74, 78 УИК и др.

Принцип индивидуализации исполнения наказания базируется на учете не групповых, а индивидуальных особенностей личности осужденного, которые учитываются при отбывании им наказания. Так, в ч. 3 ст. 9 УИК, в которой закреплен названный принцип, указывается, что средства исправления должны применяться с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного, а также его поведения.

Принцип индивидуализации исполнения наказания реализуется путем изменения правового статуса осужденного в зависимости от поведения, при применении мер поощрения и взыскания.

Впервые в законодательстве, регулирующем исполнение наказаний, получил обобщающую формулировку такой важный принцип, как рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения, хотя в ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве он находил свою реализацию.

В Уголовно-исполнительном кодексе он впервые был сформулирован и получил свою реализацию в конкретных нормах закона. Рациональное применение мер принуждения закреплено в нормах, устанавливающих ответственность осужденных (ст. 29, 32, 46 и др.), основания, порядок и условия применения к ним мер взыскания (ст. 59, 117, 119, 138, 169). При применении этих мер закон требует учитывать обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения (ч. 1 ст. 117 УИК).

Принцип стимулирования правопослушного поведения не только закреплен в Уголовно-исполнительном кодексе, но одновременно отражен и во многих нормах закона. Это прежде всего поощрительные нормы (ст. 45, 57, 71, 113, 134, 153, 167). Применительно к лишению свободы важную роль играют стимулирующие нормы, регулирующие изменение условий содержания осужденных в лучшую сторону, в частности перевод на облегченные условия содержания. К поощрительным нормам можно также отнести положения кодекса, предоставляющие возможность определенным категориям осужденных проводить отпуск или проживать за пределами исправительного учреждения (ст. 97, 121 УИК).

Рациональное применение средств исправления предполагает целенаправленное воспитательное воздействие на осужденных, организацию их труда, профессионального и общеобразовательного обучения с учетом их типологических и индивидуальных особенностей. В данном случае реализуется метод дифференцированного и индивидуализированного психолого-педагогического воздействия на осужденных. Этот метод выходит за пределы принципа дифференциации и индивидуализации наказания, но реализуется в строго определенных правовых рамках.

Соединение наказания с исправительным воздействием как отраслевой принцип уголовно-исполнительного права был сформулирован еще в первом ИТК 1924 г., он нашел отражение в ИТК 1933 и 1970 гг. и предполагает, что исполнение всех видов наказания должно сопровождаться применением к осужденным различных мер воспитания. Это относится не только к осужденным к лишению свободы или исправительным работам, в отношении которых применяется весь комплекс средств исправительного воздействия в соответствии со ст. 9 УИК, но и к другим срочным видам наказания. К осужденным должны также применяться в обязательном порядке общие меры воспитательного характера. Правовым основанием для применения этих мер служит приговор суда.

Соединение исполнения наказания с мерами исправительного воздействия образует карательно-воспитательный процесс.

 

2. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛИ РЕЖИМА ОТБЫВАНИЯ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ РАЗНЫХ ВИДОВ

 

 

Под режимом в исправительных учреждениях понимается уставный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию прав и законных интересов, личную безопасность осужденных персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (ст. 82 УИК).. В уголовно-исполнительном законодательстве впервые дано определение этого понятия, хотя в теории науки этой отрасли права оно было сформулировано достаточно давно.

Значение законодательного определения режима состоит в том Го оно четко очерчивает его правовые основы, содержание и признания, а также основные требования, предъявляемые к его организации. Оно служит связующим звеном между такими категориями уголовно-исполнительного права, как порядок и условия исполнения и отбывания наказания (ч. 2 ст. 9, ч. 1. ст. 82 УИК), определяет его место в системе средств исправления осужденных, а также круг субъектов участников правоотношений, связанных с исполнением данного вида наказания. Наконец, законодательное определение режима обуславливает предмет и объем правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу и в связи с исполнением лишения свободы.

Принципиальным является положение, сформулированное в ч. 1 ст. 82, о том, что режим в исправительных учреждениях устанавливается федеральным законом, иные нормативные правовые акты, определяющие те или иные элементы режима, должны соответствовать закону, т.е. Уголовно-исполнительному кодексу. Это положение предопределяет иерархию норм, регулирующих режим, их соподчиненность, устанавливает компетенцию соответствующих органов по принятию нормативных правовых актов, регулирующих отдельные правила режима (см. ч. 3,4, 6, 7 ст. 82, ч. 3 ст. 83, ч. 2 ст. 84, ч. 2 ст. 86 УИК и др.).

Режим отражает сущность и содержание наказания, поскольку в нем выражается кара, т.е. совокупность применяемых к осужденным правоограничений. Одновременно режим устанавливает правила поведения всех субъектов и участников правоотношений, их права и обязанности, возникающие по поводу исполнения и отбывания наказания. Нормы режима обеспечивают порядок реализации правоограничений, прав и обязанностей соответствующих субъектов и участников процесса исполнения и отбывания наказания.,

Наконец, нормы режима создают необходимые предпосылки для применения к осужденным других средств исправления (ч. 2 ст. 82 УИК), а также для предупреждения совершения преступлений и иных правонарушений как осужденными, так и иными лицами (ч. 1 ст. 83, ч. 1 ст. 84).

Таким образом, в сферу воздействия режима лишения свободы включены осужденные, отбывающие указанный вид наказания, администрация исправительных учреждений, администрация предприятий и организаций, где работают осужденные, представители общественных объединений, участвующие в исправлении осужденных и осуществляющие контроль за исправительными учреждениями; должностные лица государственных органов, посещающие эти учреждения и участвующие в уголовно-исполнительном производстве; граждане, находящиеся на объектах исправительных учреждений и территориях, прилегающих к ним. Согласно ст. 14 Закона РФ «.Об учреждениях и органах,. исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», администрация этих учреждений имеет право требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством и Правилами внутреннего распорядка.

В этой связи важное правовое значение имеет территориальная сфера действия правил, устанавливаемых режимом. Согласно ч. 6 ст. 82 УИК их действие распространяется на прилегающие к исправительному учреждению территории, на которых установлены режимные требования. На этих территориях администрация вправе производить досмотр лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрешенные вещи и документы. Кроме того, УИК допускает предоставление осужденным длительного свидания с проживанием вне территории колонии (ч. 1 ст. 89), права проживания за пределами колонии при переводе на облегченные условия (ч. 3 ст. 121) и льготные условия в воспитательных колониях (ч. 4 ст. 133), При проживании осужденных за пределами исправительных учреждений также устанавливаются режимные требования.

Таким образом, правила режима необходимо разделять не только по субъектам воздействия, но и по применению в пространстве. Согласно ч. 2 ст., 82 УИК режим создает условия для применения этих средств исправления осужденных. С этих позиций необходимо уделять нормы, определяющие условия и порядок применения к еденным таких средств исправления, как привлечение их к труду, воспитательным мероприятиям, общеобразовательному обучению и профессиональной подготовке. В правилах режима содержатся также нормы, определяющие порядок материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных.

Самостоятельное значение имеют нормы режима, регламентируют предупреждение преступлений и иных правонарушений как со стороны осужденных во время отбывания ими наказания, так и иных лиц. Они включают правила охраны и надзора за осужденными, применения мер безопасности, проведения различных профилактических мероприятий.

Нормы режима лишения свободы (с точки зрения их содержания) направлены на обеспечение реализации следующих его функций: карательной, воспитательной, обеспечивающей, социального контроля (профилактической).

Карательная функция реализуется путем установления различных правоограничений осужденным в процессе отбывания наказания. Они охватывают сферу их субъективных гражданских прав и свобод, определяемую изоляцией от общества. Это прежде всего касается социальных связей осужденных (свидания, получения посылок, передач, бандеролей, телефонных разговоров и т.д.). Однако эти правоограничения не всеохватывающие, так как не вторгаются во все субъективные права (например, имущественные, семейные, трудовые), но вместе с тем определяют специфику их реализации (например, права, обеспечивающие свободу совести осужденных, право на информацию).

Карательная функция реализуется путем изоляции осужденных от общества, которая состоит в том, что они находятся под охраной, передвигаются под конвоем. Не допускается общение осужденных вне условленных правил с лицами, находящимися на свободе. Поэтому им запрещено нарушать границы жилых и производственных объектов, выходить без разрешения администрации за пределы изолированных участков. Однако физическая изоляция осужденных носит относительный характер. Осужденным предоставляются свидания и телефонные переговоры, краткосрочные выезды за пределы мест лишения свободы, они ведут переписку. Степень изоляции осужденных существенно снижается в связи с использованием ими средств массовой информации, что обеспечивает постоянное духовное воздействие общества на осужденных с целью возвращения их к полезной деятельности.

Как говорится в ст. 61 Минимальных стандартных правил, «в обращении с заключенными следует подчеркивать не их исключение из общества, а то обстоятельство, что они продолжают оставаться его членами».

Карательная функция режима выполняет задачу защиты общества, поскольку наказание служит средством, самозащиты общества и его граждан. ВМинимальных стандартных правилах (ст. 58) указывается, что «целью и оправданием приговора к тюремному заключению или вообще к лишению свободы является в конечном счете защита общества». Однако указанная функция должна иметь ограниченный характер. На определенном уровне возрастание карательного воздействия режима способно создавать сложности для успешной реализации его воспитательной функции.

Воспитательная функция режима осуществляется несколькими способами. Во-первых, путем реализации кары, поскольку принуждение воспитывает человека, приучает его к дисциплине, соблюдению правил отбывания наказания. Комплекс правоограничительных и правоустанавливающих мер, в которых выражается кара, формирует дисциплину воздержания или торможения. Таким образом, режим понуждает осужденных к общественно полезному поведению, к правопослушанию. Во-вторых, воспитательная функция осуществляется путем установления и реализации правил поведения, не являющихся по своей природе карательными. Так, в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений устанавливаются правила поведения осужденных во время работы и отдыха, которые в частности, включают требование бережно относиться к имуществу, добросовестно—к труду и учебе, быть вежливыми между собой и в обращении с сотрудниками исправительных учреждений, содержать в чистоте жилые и служебные помещения, рабочие места, одежду, соблюдать правила личной гигиены и т.д. В-третьих, воспитательная функция реализуется путем создания необходимых правовых предпосылок, содействующих успешному применению средств исправительного воздействия.

Обеспечивающая функция режима — правовая опора для реализации всего комплекса средств воспитательного и профилактического воздействия на осужденных, поскольку процесс исправления имеет принудительный характер. Режимные требования определяют порядок привлечения осужденных к труду и его организацию, специфику поведения общеобразовательного обучения и профессиональной подготовки, культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы. Нормы режима устанавливают порядок материально-бытового обеспечения осужденных (порядок размещения в общежитии), медико-сахарного обслуживания (порядок оказания осужденным медицинской помощи).

Если карательная и воспитательная функции режима касаются только осужденных, то обеспечивающая функция направлена и на их субъектов, в частности граждан, находящихся на территории и объектах исправительных учреждений, а также территориях, прилегающих к ним. Так, ст. 14 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» предоставляет право администрации исправительных учреждений требовать не только от сужденных, но и от иных лиц исполнения обязанностей и соблюдения правил внутреннего распорядка.

Функция социального контроля (профилактическая) направлена предупреждение совершения преступлений и иных правонарушений как осужденными, так и иными лицами, находящимися на территории и объектах исправительных учреждений и прилегающих к ним территориях. Она сложна и многообразна.

Применительно к осужденным функция социального контроля распространяется на трудовую сферу деятельности осужденного, его образ жизни в быту и на поведение в общественных местах. Основные формы такого контроля — государственный надзор за осужденными, установление специальных правил в период отбывания наказания. Реализация социально-контрольной функции режима неразрывно связана с его воздействием на правовой статус осужденных. Прежде всего установление контроля неизбежно влечет за собой определенное ограничение их субъективных прав и установление дополнительных г обязанностей. Социальный контроль включает оценку поведения осужденных на основе применения позитивных (мер поощрения) или негативных (мер взыскания) санкций. Чем строже режим отбывания ими наказания, тем интенсивнее реализуется социально-контрольная функция.

Применительно к иным гражданам, находящимся в исправительных учреждениях и его объектах, а также на прилегающих к нему территориях, социально-контрольная функция режима направлена на обеспечение соблюдения ими внутреннего распорядка, правил взаимоотношений с осужденными. Администрации предоставляется право осуществлять контроль за соблюдением режимных требований, применять по отношению к нарушителям предусмотренные законом меры воздействия, составлять протоколы об административных правонарушениях, проводить административное задержание и применять другие меры. Часть 6 ст. 82 УИК предоставляет администрации право подвергать досмотру производственные объекты, а также вещи и одежду лиц, входящих на эти объекты. Это право администрации распространяется на прилегающие к исправительному учреждению территории.

Функции режима лишения свободы реализуются комплексно, но они дополняют друг друга, взаимосвязаны между собой. Каждая из них, осуществляясь самостоятельно, создает одновременно условия для успешной реализации всей совокупности функций.

 

 

ЗАДАЧА 3

 

Иванову, осужденному по части 1 статьи 167 и части 1 статьи 45 УК РФ, судом назначены обязательные работы.

Приговором суда ему устанавливалась ежедневная отработка не свыше 6 часов при общей продолжительности обязательных работ до 300 часов.

На момент вынесения приговора Иванов не был занят трудом по месту своей основной работы.

Сопоставьте приговор суда с нормой УР РФ и определите:

– какие международно-правовые рекомендации принял во внимание суд при назначении наказания в виде обязательных работ?

– согласуется ли данный приговор суда, вынесенный в июле месяце 1997 года, с Федеральными законами – «О введение в действие уголовного кодекса Российской Федерации» и «О введение в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»?

– есть ли необходимость в связи с введением нормы УИК РФ об обязательных работах внесения изменений в Конституцию РФ и в Кодекс о труде РФ?

 

РЕШЕНИЕ

 

Какие международно-правовые рекомендации принял во внимание суд при назначении наказания в виде обязательных работ?

Применение общественных работ прямо рекомендуется некоторыми общепризнанными стандартами в области обращения с осужденными (например, Стандартными минимальными правилами ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением, 1990 года).

В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах от 1966 г. никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду; в тех странах, где в виде наказания за преступление может назначаться лишение свободы, сопряженное с каторжными работами, это запрещение не считается препятствием для выполнения каторжных работ по приговору компетентного суда, назначившего такое наказание. В указанном Пакте термином «принудительный или обязательный труд» не охватываются:

а) какая бы то ни было работа или служба, которую, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда, или лицо, условно освобожденное от такого заключения;

б) какая бы то ни было служба военного характера, а в тех странах, в которых признается отказ от военной службы по политическим или религиозно-этическим мотивам, какая бы то ни было служба, предусматриваемая законом для лиц, отказывающихся от военной службы по таким мотивам;

в) какая бы то ни было служба, обязательная в случаях чрезвычайного положения или бедствия, угрожающих жизни или благополучию населения;

г) какая бы то ни было работа или служба, которая входит в обыкновенные гражданские обязанности.

Привлечение осужденных к обязательным работам даже без их согласия не вступает в противоречие с общепризнанными международными актами, запрещающими принудительный труд.

 

Согласуется ли данный приговор суда, вынесенный в июле месяце 1997 года, с Федеральными законами – «О введении в действие уголовного кодекса Российской Федерации» и «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»?

Данный приговор суда, вынесенный в июле месяце 1997 года согласуется с федеральным законом «О введении в действие уголовного кодекса Российской Федерации», так как указанный закон не ограничивается возможность применения наказания в виде обязательных работ.

В то же время указанный приговор суда противоречит ст. 5 ФЗ «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации», согласно которой положения Уголовно - исполнительного кодекса Российской  Федерации о наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы  и ареста  вводятся в  действие федеральным  законом по  мере создания необходимых  условий  для  исполнения  этих  видов  наказаний,  но не  позднее 2001 года.  

В настоящее время в указанную статью ФЗ  от 10.01.2002 N 4-ФЗ внесены изменении:  Положения Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации
					о наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы  и ареста  вводятся в  действие федеральным  законом или  федеральными законами по  мере создания  необходимых условий  для исполнения  этих  видов наказаний, но при этом о наказании в виде обязательных работ  - не позднее  2004 года,  о наказании  в виде  ограничения свободы – не  позднее 2005 года, о наказании в виде ареста - не позднее 2006  года.

 

– есть ли необходимость в связи с введением нормы УИК РФ об обязательных работах внесения изменений в Конституцию РФ и в Кодекс о труде РФ?

 

Согласно ст. 37 Конституции РФ и ТК РФ принудительный труд запрещен и труд свободен. Согласно ч. 4. ст.  15 Конституции РФ общепризнанные  принципы и  нормы  международного  права  и международные договоры  Российской  Федерации  являются  составной частью  ее   правовой  системы.   Если   международным   договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах от 1966 г. никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду; в тех странах, где в виде наказания за преступление может назначаться лишение свободы, сопряженное с каторжными работами, это запрещение не считается препятствием для выполнения каторжных работ по приговору компетентного суда, назначившего такое наказание. В указанном Пакте термином «принудительный или обязательный труд» не охватываются:

а) какая бы то ни было работа или служба, которую, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда, или лицо, условно освобожденное от такого заключения;

б) какая бы то ни было служба военного характера, а в тех странах, в которых признается отказ от военной службы по политическим или религиозно-этическим мотивам, какая бы то ни было служба, предусматриваемая законом для лиц, отказывающихся от военной службы по таким мотивам;

в) какая бы то ни было служба, обязательная в случаях чрезвычайного положения или бедствия, угрожающих жизни или благополучию населения;

г) какая бы то ни было работа или служба, которая входит в обыкновенные гражданские обязанности.

Привлечение осужденных к обязательным работам даже без их согласия не вступает в противоречие с общепризнанными международными актами и, следовательно, Конституции РФ, ТК РФ, запрещающими принудительный труд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧА 31

 

В виде схемы изобразите содержание вопроса:

– исполнение наказания в виде обязательных работ.

042714 1738 2 Принципы уголовно исполнительного права

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция РФ. Принята на всенародном референдуме 12 дек. 1993 г.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФФЗ с изм. и доп., внесенным федеральным законами от 4 июля 2003 г., 7 июля и 8 декабря 2003 г., 22 апреля 2004 г., 29 июня 2004 г // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I)
  3. Уголовный кодекс РФ 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 25.
  4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997. № 1-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198.
  5. Уголовно-исполнительное право России / Под ред. В.И. Селиверстова. М., 2006.
  6. Уголовно-исполнительное право России / Под ред. А.И. Зубкова. М., 2006.
  7. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации / Отв. П.А. Лупинской.–М.: Юристъ, 2004.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.97MB/0.00202 sec

WordPress: 21.87MB | MySQL:123 | 1,838sec