Система исправительных учреждений в российском уголовном законодательстве

<

041714 0154 1 Система исправительных учреждений в российском уголовном законодательстве

1.1 Задачи и виды учреждений и органов государства, исполняющих наказания

 

Реализация государственного принуждения в его наиболее острой форме, каким является уголовное наказание, требует постоянного контроля государства за исполнением возложенных на осужденных карательных ограничений. С этой целью исполнение уголовных наказаний признается исключительной прерогативой (функцией) государства, для осуществления которой, как правило, создаются специализированные государственные учреждения и органы.

Исполнение лишения свободы согласно ч. 1 ст. 73 УИК РФ возлагается на исправительные учреждения, объединенные в соответствии с Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»1 в уголовно-исполнительную систему Минюста России. В число исправительных учреждений согласно ч. 9 ст. 16 УИК включены: колонии-поселения, воспитательные колонии, лечебные исправительные учреждения, исправительные колонии общего, строгого или особого режима, тюрьмы, а также следственные изоляторы.

Для исполнения наказания в виде ареста будут созданы арестные дома (ч. 1 ст. 68), в виде ограничения свободы — исправительные центры (ч. 1 ст. 47 УИК), которые согласно ч. 14 ст. 16 УИК также включены в уголовно-исполнительную систему. Исполнение наказания в виде содержания военнослужащего в дисциплинарной воинской части возлагается на специально предназначенные для этого дисциплинарные воинские части (ч. 12 ст. 16 УИК), особые учреждения уголовно-исполнительной системы в виде уголовно-исполнительных инспекций создаются также для исполнения наказания в виде исправительных работ и обязательных работ. На них же возложено исполнение уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, а также контроль за поведением лиц, осужденных условно, в соответствии со ст. 73 УК РФ.

Для исполнения других уголовных наказаний специальных государственных органов не создается. Так, исполнение наказаний в виде штрафа, конфискации имущества, согласно ч. 1 и ч. 6 ст. 16 УИК возлагается на суды, фактически они исполняются судебными приставами — исполнителями, функционирующими в составе отделов юстиции Минюста России. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград возложено на суды. Аналогичное положение существует при исполнении наказаний в отношении военнослужащих; исполнение ареста возлагается на командование гарнизонов, ограничение по военной службе — на командование воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований (ч. 12 ст. 16 УИК). Исполнение смертной казни возложено на учреждения уголовно-исполнительной системы (ч. 11 ст. 16 УИК), как правило, это следственные изоляторы Минюста России.

Одновременно уголовно-исполнительным законодательством установлено, что требования приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью. Требования же приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняется должностным лицом или органом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой (ч. 2 и 3 ст. 16 УИК).

Таким образом, можно сделать два вывода. Первый — о том, что законодателем функция исполнения уголовного наказания возлагается, как правило, на специализированные государственные органы, создаваемые в рамках Минюста России, Минобороны России. Второй — законодатель в рамках уголовно-исполнительного законодательства четко разграничил функции исполнения наказания и исполнения требований приговора суда, возложив первую на государственные учреждения или государственные органы, а последнюю на администрацию организаций (государственных, коммерческих и других), иных участников уголовно-исполнительных правоотношений в отношении конкретных осужденных к различным видам наказания. Уголовные наказания, применяемые в Российской Федерации, разноплановы. Одни из них в большей степени связаны с исправительным воздействием, другие — в меньшей. Часть наказаний имеет протяженный во времени процесс исполнения, остальные ограничиваются разовыми действиями. Есть наказания, выражающиеся в лишении свободы и даже жизни осужденного, большинство же не имеют такого сурового карательного содержания. При всем разнообразии уголовных наказаний (соответственно, процесса их исполнения) Можно вычленить общие задачи учреждений и органов, исполняющих наказания. Это можно сделать, исходя из целей уголовного наказания, целей и задач, которые ставятся перед законодательством, регулирующим процесс исполнения наказания1.

В ч. 2 ст. 43 УК установлено, что наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

На стадиях исполнения уголовных наказаний данные цели в определенной степени корректируются, что находит отражение в закрепленных в ст. 1 УИК целях и задачах уголовно-исполнительного законодательства. Так, законодатель предполагает, что цель восстановления социальной справедливости уже достигнута при вынесении приговора виновному, поэтому на первое место в процессе исполнения наказаний выдвигается цель нравственного совершенствования осужденного, т.е. его исправления. Соответственно наряду с целью предупреждения преступлений со стороны иных лиц появляется цель предупреждения совершения преступлений со стороны лиц, отбывающих наказания, ибо ее достижение не всегда совпадает по средствам реализации и времени с достижением цели исправления осужденных. Исходя из указанных статей нормативных актов перед учреждениями и органами, исполняющими наказания, ставятся следующие задачи1.

Задача исполнения приговора суда в соответствии с правилами, установленными уголовно-исполнительным и иным законодательством. При этом учреждения и органы исполняют указанное в приговоре суда наказание как совокупность карательных правоограничений, в отдельных видах наказания применяют меры исправительного воздействия на осужденных. Однако данными функциями задача исполнения приговора не исчерпывается. Учреждения и органы, исполняющие наказания, обязаны, например, добиться исполнения приговора в части применения принудительных мер медицинского характера (ст. 18 УИК РФ), взыскания материального ущерба, причиненного преступлением (ч. 2 ст. 107 УИК РФ).

Задача учреждений и органов, исполняющих наказания, состоит в обеспечении процесса исправления осужденных, создании условий для переоценки жизненных ориентиров, мотивов и целей поведения самими осужденными путем прежде всего точного и неуклонного исполнения назначенного наказания, повышения общеобразовательного и культурного уровня осужденных, их физического, психического, правового, духовного развития, а также обеспечения цивилизованного уровня жизнедеятельности осужденных в местах лишения свободы.

Задача обеспечения процесса исправления осужденных приоритетная и наиболее сложная в числе задач, стоящих перед системой учреждений и органов, исполняющих наказания.

Во-первых, ее решение не исчерпывается применением наказания как совокупности карательных ограничений. В ряде наказаний для решения указанной задачи используется специальный воспитательный процесс, который основывается на изучении личности осужденного, психолого-педагогическом и ином воспитательном воздействии на нее. Во-вторых, поскольку исправление осужденного — довольно отдаленный во времени результат, требуются значительные усилия администрации для того, чтобы ускорить внутренний процесс изменения личности осужденного. В-третьих, исправление осужденных — наиболее важная социальная задача, стоящая перед системой учреждений и органов, исполняющих наказания. Ее достижение гарантирует решение задачи специального предупреждения преступлений во время отбывания наказания, а также правопослушное поведение гражданина после его окончания1.

Задача специального, или частного, предупреждения считается выполненной в том случае, когда осужденный лишен возможности совершить новое преступление во время отбывания наказания. Для этого осужденные к лишению свободы изолируются от общества, а отдельные их категории – друг от друга. Организуется охрана и постоянный надзор за поведением осужденных в местах лишения свободы, изменяется их правовой статус (например, вводится цензура корреспонденции, досмотр посылок, передач и бандеролей и т.п.).

Контроль за поведением осужденных к исправительным работам на производстве и в быту с целью предупреждения совершения новых преступлений и правонарушений возлагается на администрацию организаций, где трудятся осужденные (ст. 43 УИК), а также на уголовно-исполнительную инспекцию. Для этого осужденный к исправительным работам обязан соблюдать установленный порядок отбывания наказания, являться по вызову в органы, исполняющие этот вид наказания. В случае неявки без уважительных причин осужденный может быть подвергнут принудительному приводу (ч. 5 ст. 11 УИК). Законодательством предусмотрены контрольные функции за поведением осужденных при исполнении содержания в дисциплинарной воинской части (ч. 1 ст. 156 УИК), ареста (ч. 2 ст. 69 УИК), ограничения свободы (ч. 3 ст. 50 УИК), обязательных работ (ч. 3 ст. 25 УИК). Кроме того, учреждения и органы, исполняющие наказания, проводят целый комплекс оперативно-розыскных, профилактических и иных мероприятий по выявлению, предупреждению и пресечению Преступных проявлений осужденных.

Решение задачи специального (частного) предупреждения, преступлений актуализируется в зависимости от степени общественной опасности преступления и личности виновного. С учетом этих признаков суд назначает вид наказания, условия отбывания которого дифференцированы, в том числе и по нормам, определяющим специально-предупредительное воздействие.

В условиях мест лишения свободы устанавливаются более строгие меры, направленные на предупреждение преступлений, чем при исполнении наказаний без изоляции осужденного от общества. Специально-предупредительное воздействие дифференцируется и в зависимости от поведения осужденного во время отбывания наказания. Например, за осужденными, допускающими злостные нарушения режима в местах лишения свободы, устанавливается более строгий надзор, особенно если они переведены в единые помещения камерного типа или отбывают меру дисциплинарного наказания в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изоляторы.

Общепредупредительная задача решается учреждениями и органами, исполняющими наказание, через реализацию в полном объеме и в точном соответствии с законом карательных правоограничений. Только этим оказывается общепредупредительное воздействие на граждан, не имеющих твердых моральных установок и вследствие этого склонных к совершению преступлений. Деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, направленная на обеспечение процесса исправления осужденных, а также на предупреждение с их стороны новых преступлений, не может рассматриваться в плане общего предупреждения преступлений, ибо не должна иметь устрашающего для неустойчивых граждан характера.

Таким образом, учреждения и органы, исполняющие наказания, выполняют четыре основные задачи: исполнение приговора суда, обеспечение процесса исправления осужденных, предупреждение как с их стороны, так и со стороны иных лиц совершения новых преступлений. Каждая из указанных задач имеет самостоятельное значение; все вместе они раскрывают смысл и содержание процесса исполнения уголовного наказания. Наряду с перечисленными основными задачами учреждения и органы, исполняющие наказания, выполняют различного рода вспомогательные или обеспечивающие функции. Особенно это характерно для исправительных учреждений, задачи которых существенно дополняются Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

 

1.2. Назначение и виды исправительных учреждений

 

Учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы (исправительные учреждения), образуют в своей совокупности уголовно-исполнительную систему, деятельность которой регулируется УИК, Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и другими нормативными правовыми актами.

В полной мере на исправительные учреждения возлагаются конкретные задачи по достижению целей уголовного наказания, целей и задач уголовно-исполнительного законодательства. Данные цели реализуются с помощью указанных в ч. 2 ст. 9 УИК основных средств исправления. Это — установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно-полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. Рассмотрим их подробнее.

Задача обеспечения режима исполнения (отбывания) наказания для исправительных учреждений — основная. Для ее выполнения в исправительных учреждениях ведется в установленном порядке учет осужденных, их распределение по отрядам и объектам труда, осуществляется постоянный надзор за поведением осужденных и лиц, работающих вместе с ними (технический и административный персонал), поддерживается необходимая степень изоляции от внешнего мира и различных групп осужденных. С целью обеспечения правопорядка принимаются меры по поддержанию дисциплины осужденных, применению к ним дисциплинарных взысканий и мер поощрения1.

Задача обеспечения режима в исправительных учреждениях универсальна. Она достигается в процессе применения исправительного Воздействия на осужденных. Общественно полезный труд, воспитательная работа с осужденными, получение ими общего образования и профессиональной подготовки, с одной стороны, применяются в условиях строгого соблюдения режима в исправительных учреждениях. С другой стороны, исправительное воздействие направлено на привитие осужденным уважения к закону и правопорядку в местах лишения свободы.

Важнейшая задача исправительных учреждений — организация зуда осужденных к лишению свободы. Для этого учреждения, исполнение лишение свободы, привлекают осужденных к труду с учетом пола, возраста, состояния здоровья, трудоспособности и, по возможности, специальности на промышленных предприятиях, принадлежащих исправительным учреждениям, либо предприятиях иных организационно-правовых форм, в том числе и коммерческих. Осужденные могут трудиться по хозяйственному обслуживанию исправительных учреждений, а также заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

Задача проведения воспитательной работы с осужденными к лишению свободы поставлена фактически перед всем персоналом исправительного учреждения. Она реализуется путем проведения мероприятий агитационно-пропагандистского характера, разъяснения действующего законодательства, проведения культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы. Индивидуальная работа с осужденными — одно из направлений воспитательной работы. Она проводятся на основе изучения личности каждого осужденного и с широким применением методов психолого-педагогического воздействия. Определенное воспитательное воздействие имеет религиозное обучение и образование осужденных.

 

Для решения задачи получения общего образования и профессиональной подготовки в исправительных учреждениях создана сеть общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ. Наиболее интенсивно проводится общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка осужденных в воспитательных колониях.

Перед исправительными учреждениями стоят и другие, присущие только им, задачи.

Так, перед исправительными учреждениями поставлена задача обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденных. Для ее реализации в ст. 13 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»1 устанавливаются обязанности учреждений, исполняющих наказания, по созданию условий для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных к лишению свободы, охраны их здоровья. Сюда же может быть отнесена обязанность по созданию надлежащих материально-бытовых и медико-санитарных условий отбывания наказания (питания осужденных, их жилищно-бытового размещения, вещевого и иного материального обеспечения, организации медицинской помощи и т.д.).

Одна из задач исправительных учреждений — социальная защита персонала мест лишения свободы, обеспечение его безопасности — вытекает из положений действующего законодательства (в частности, п. 13 ст. 2 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»), а также норм международных актов. В частности, в минимальных стандартных правилах обращения с осужденными рекомендуется принимать во внимание исключительно трудные условия работы персонала в пенитенциарных учреждениях и обеспечивать соответствующие льготы и условия его труда.

Учреждения, исполняющие лишение свободы, осуществляют оперативно-розыскную Деятельность, регламентируемую Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»2. Согласно ч. 2 ст. 84 УИК оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными аппаратами исправительных учреждений, а также другими уполномоченными на то органами в пределах их компетенции (милицией, органами разведки и безопасности), что служит законодательной основой для взаимодействия исправительных учреждений с указанными структурами.

В соответствии с ч. 1 ст. 84 УИК оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях направлена на: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительные учреждения.

На построение системы исправительных учреждений оказывают влияние различные социально-экономические, политические и духовные факторы. В их числе показатели демографической, уголовно-правовой и исправительной характеристик осужденных. В соответствии с нормами международных актов, действующего уголовно-исполнительного законодательства в исправительных учреждениях реализуется принцип раздельного содержания осужденных в зависимости от пола, возраста, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, прежней преступной деятельности и срока назначенного наказания. Признается необходимым изолированное от других осужденных и одновременно раздельное содержание некоторых категорий осужденных (осужденных при особо опасном рецидиве, отбывающих пожизненное лишение свободы, инфекционных больных и т.д.). В результате, с одной стороны, создаются исправительные учреждения разных видов, с другой — в исправительном учреждении одного вида раздельно отбывают наказание различные категории осужденных. Все это позволяет дифференцировать наказание и исправительное воздействие в местах лишения свободы, подходить к исполнению наказания и исправлению преступника с учетом тяжести и характера совершенного преступления, личности преступника, динамики ее изменения во время отбывания наказания.1

Отбывание наказания в виде лишения свободы по приговору суда согласно ст. 58 УК назначается в исправительных колониях или в тюрьме, в колониях-поселениях, а также в воспитательных колониях, уголовно-исполнительное законодательство дополняет виды исправительных учреждений, вводя в их перечень лечебные исправительные учреждения и следственные изоляторы (ч. 1 ст. 74 УИК). Последние выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

Отметим, что совершеннолетние осужденные отбывают наказание в колониях общего, строгого и особого режимов, а осужденные женщины – общего и строгого режима. В зависимости от уголовно-правовой и исправительной характеристики различаются и колонии-поселения, всего законодатель предусматривает два их вида. Несовершеннолетние осужденные, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года, отбывают наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях.

В колониях-поселениях отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, умышленные преступления небольшой и средней тяжести, а также осужденные, переведенные из исправительных колоний общего и строгого режимов в порядке поощрения за положительное поведение.

Столь разветвленная система исправительных колоний, включающая в себя учреждения полуоткрытого (колонии-поселения) и закрытого типа (все остальные), не случайна. Исправительная колония, по смыслу ст. 74 УИК, — основной вид исправительного учреждения. Она имеет ряд преимуществ перед другими учреждениями, исполняющими лишение свободы, например тюрьмой.

<

Во-первых, для исправительной колонии характерно применение исправительного воздействия в полном объеме, в отличие от тюрьмы, где привлечение осужденных к труду, получение общего образования и профессиональной подготовки сдерживается необходимостью обеспечения более строгой изоляции осужденных.

Вследствие этого для исправительной колонии характерно наличие разветвленной производственной базы, где трудятся осужденные к лишению свободы, системы общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, курсов переподготовки и т.п.

Во-вторых, в организационном плане исправительная колония построена по отрядному принципу: осужденные объединены в отряды, которые размещаются, как правило, в общежитиях, воспитательная работа с осужденными ориентирована в основном на применение коллективных методов воздействия на личность. В тюрьмах, а также в отношении части осужденных, отбывающих наказание в исправительной колонии особого режима, обеспечивается покамерное содержание осужденных, что определяет специфику организационного построения этих исправительных учреждений, формы и методы воспитательной работы с осужденными.

Указанные признаки характерны и для воспитательных колоний, с учетом особенностей, определяемых социально-демографической характеристикой личности несовершеннолетних осужденных.

В тюрьмах в соответствии с положениями ч. 2 ст. 58 УК отбывают по приговору суда часть назначенного срока наказания осужденные к лишению свободы на срок свыше 5 лет за совершение особо тяжких преступлений, а также при особо опасном рецидиве преступлений. Кроме того, в тюрьмах содержатся лица, которым на основании ч. 4 ст. 78 УИК по определению суда лишение свободы в исправительной колонии общего и строгого режима заменено тюремным заключением сроком не свыше трех лет, и осужденные, оставленные в тюрьме для хозяйственного обслуживания. В тюрьмах отбывают наказание совершеннолетние осужденные мужского пола.

В зависимости от такого признака социально-демографической Характеристики осужденных, как состояние их здоровья, в системе исправительных учреждений создаются специализированные исправительные учреждения. Например, осужденные, больные открытой формой туберкулеза, алкоголизмом или наркоманией, отбывают наказание в лечебных исправительных учреждениях (ч. 2 ст. 101 УИК).

Режим отбывания наказания в указанных учреждениях, привлечение осужденных к труду имеют свои особенности, вызванные необходимостью проведения лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической работы с осужденными. Существование лечебных учреждений служит примером проявления заботы государства о здоровье осужденных и о реальном действии принципа гуманизма в уголовно-исполнительном законодательстве.

Таким образом, исправительные учреждения являются основной части уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, предназначены для исполнения только одного вида наказания – лишения свободы. В то же время на них возложены и сугубо конкретные задачи по достижению целей уголовного наказания и целей уголовно-исполнительного законодательства: обеспечении режима исполнения (отбывания) наказания; организация труда осужденных к лишению свободы, проведение воспитательной работы с осужденными к лишению свободы; получение общего образования и профессиональной подготовки; обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных; социальная защита персонала учреждений, исполняющих наказание, и обеспечение его безопасности; осуществление определенной оперативно-розыскной деятельности.

 

2. СИСТЕМА ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ И ПРАВИЛА ИХ НАЗНАЧЕНИЙ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

 

2.1. Правила назначения исправительных учреждений

 

Наказание в виде лишения свободы отбывается в специальных учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. К их числу относятся, согласно ч. 1 ст. 56 УК, колонии-поселения, воспитательные колонии, лечебные исправительные учреждения, исправительные колонии и тюрьмы. В исправительных учреждениях устанавливается раздельное содержание а) мужчин и женщин; б) несовершеннолетних и взрослых; в) лиц, впервые осужденных к лишению свободы и ранее отбывавших лишение свободы. Распределение лиц, лишенных свободы, по исправительным учреждениям регулируется ст. 58 УК, согласно которой:

а)    лица, осужденные за преступления небольшой и средней тяжести, совершенные 1) по неосторожности, а также 2) умышленно (при условии, если ранее лицо не отбывало лишение свободы), направляются в колонии-поселения. При этом, с учетом обстоятельств содеянного и личности виновного, суд вправе определить указанным лицам отбывание лишения свободы в исправительной колонии общего режима, с приведением мотивов принятого решения;

б)    1) мужчины при осуждении их за совершение тяжких преступлений (при условии, что они ранее не отбывали лишение свободы), а также 2) женщины, осужденные за совершение тяжких и особо тяжких преступлений (в том числе при любом виде рецидива), помещаются в исправительные колонии общего режима;

в)    мужчины 1) при осуждении их за совершение особо тяжких преступлений (при условии, что они ранее не отбывали лишение свободы), а также 2) независимо от категории преступлений при рецидиве или опасном рецидиве (если осужденный ранее отбывал наказание в виде лишения свободы) содержатся в исправительных колониях строгого режима;

г)    мужчины 1) приговоренные к пожизненному лишению свободы, а также 2) при особо опасном рецидиве преступлений отбывают наказание в исправительных колониях особого режима. Таким образом, женщинам
строгий и особый режимы лишения свободы не назначаются.

В воспитательных колониях отбывают наказание лица обоего пола, не достигшие к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста (совершеннолетия), — ч. 3 ст. 58 УК.

Ранее отбывавшими наказание в виде лишения свободы признаются лица, которые за совершенное в прошлом преступление были приговорены к наказанию в виде лишения свободы и отбывали это наказание в исправительной колонии, тюрьме, лечебном исправительном учреждении либо в следственном изоляторе (в связи с оставлением там для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию). Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 11 апреля 2000 г. № 14 «О практике назначения судами видов исправительных учреждений» обратил внимание на то, что прежнее отбывание наказания за преступление учитывается лишь при условии, что судимость за это преступление не была снята или погашена на момент совершения нового, преступления1.

К ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы Пленум отнес, в частности: условно осужденных, направлявшихся в установленном порядке для отбывания лишения свободы в исправительное учреждение; условно-досрочно освобожденных и женщин, по отбытии части срока наказания освобожденных с предоставлением отсрочки отбывания наказания. Напротив, не могут рассматриваться в качестве таковых лица: осуждавшиеся к наказаниям, не связанным с лишением свободы, в случае замены этих наказаний ввиду злостного уклонения лица от их отбывания; при назначении по основаниям ч. 2 ст. 55 УК вместо лишения свободы наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части; в случае замены лишения свободы в порядке надзора иным наказанием; при определении судом срока лишения свободы в пределах срока нахождения лица под стражей; и т.д. (п. 5 постановления от 11 апреля 2000 г.).

Лишение свободы с отбыванием его в тюрьме является наиболее тяжким вариантом отбывания этого наказания. В тюрьме осужденные содержатся в камерах, к ним предъявляются более высокие требования относительно дисциплины, чем в колониях, и т.п. Поэтому закон строго регламентирует возможность направления осужденных для отбывания наказания в виде лишения свободы в тюрьму. Отбывание его в тюрьме может быть назначено на часть срока наказания только двум категориям лиц мужского пола:

а)    осужденным за совершение особо тяжких преступлений на срок свыше пяти лет лишения свободы;

б)    при особо опасном рецидиве.

Приняв решение о направлении осужденного на часть срока в тюрьму, суд обязан зачесть время содержания лица под стражей до вступления в законную силу обвинительного приговора в срок отбывания наказания в тюрьме.

Ограничение личной свободы осужденного как основное правоограничение, составляющее содержание наказаний этого рода, состоит в ограничении свободы передвижения, выбора места жительства и свободы общения с другими людьми. Ограничение свободы как вид наказания представляет собой перспективную альтернативу лишению свободы на средние сроки, однако его практическое применение зависит от решения проблемы места его отбывания. Содержание в дисциплинарной воинской части — специфический вид наказания, предназначенный исключительно для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Арест — краткосрочное лишение свободы с жестким режимом отбывания. Лишение свободы является наиболее тяжким наказанием из тех, применение которых не лишает человека права на жизнь. Поэтому оно особенно нуждается в гуманизации путем очищения его от ограничений и воздействий, не вытекающих из его сущности, необоснованного завышения его сроков. Пожизненное лишение свободы предусмотрено при назначении наказания за совершение особо тяжких преступлений против жизни и общественной безопасности.

Таким образом, лишение свободы состоит в изоляции осужденного от общества в специальных учреждениях, где он находится под постоянной вооруженной охраной и наблюдением, в условиях жесткой регламентации всей жизни осужденных установленным для этих учреждений режимом. Вид исправительного учреждения назначается судом в соответствии с правилами ст. 58 УК РФ. Отбывание лишения свободы назначается: а) лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, а также лицам, осужденным к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавшим лишение свободы, — в колониях-поселениях. С учетом обстоятельств совершения преступления и личности виновного суд может назначить указанным лицам отбывание наказания в исправительных колониях общего режима с указанием мотивов принятого решения; б) мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, ранее не отбывавшим лишение свободы, а также женщинам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе при любом виде рецидива, – в исправительных колониях общего режима; в) мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, ранее не отбывавшим лишение свободы, а также при рецидиве или опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, — в исправительных колониях строгого режима; г) мужчинам, осужденным к пожизненному лишению свободы, а также при особо опасном рецидиве преступлений — в исправительных колониях особого режима.

Мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений на срок свыше пяти лет, а также при особо опасном рецидиве преступлений отбывание части срока наказания может быть назначено в тюрьме, при этом суд засчитывает время содержания осужденного под стражей до вступления в законную силу обвинительного приговора в срок отбывания наказания в тюрьме.

Лицам, осужденным к лишению свободы, не достигшим к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, отбывание наказания назначается в воспитательных колониях.

Изменение вида исправительного учреждения осуществляется судом в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

 

2.2. Исправительные центры

 

В исправительных центрах как в специальном учреждении без изоляции от общества осуществляется исполнения наказания в виде ограничение свободы (ст. 53 УК) в условиях осуществления за осужденным надзора.

Ограничение свободы применяется только как основное наказание. Применение этого наказания ограничено по кругу лиц. Во-первых, оно может быть назначено только лицу, достигшему восемнадцати лет к моменту постановления приговора. Во-вторых, лицо, совершившее умышленное преступление, может быть подвергнуто этому наказанию только в том случае, если оно не имело в прошлом судимости; для лиц, совершивших преступление по неосторожности, это требование не предусмотрено. В-третьих, ограничение свободы не назначается инвалидам первой и второй групп, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, женщинам, достигшим возраста пятидесяти пяти лет, а мужчинам — шестидесяти лет, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

Срок ограничения свободы дифференцируется в зависимости от формы вины в совершенном преступлении. Лицам, осуждаемым за совершение умышленных преступлений (не имеющим ранее судимости), он установлен законом в пределах от одного года до трех лет, за преступления, совершенные по неосторожности, — от одного года до пяти лет (ч. 2 ст. 53 УК). При замене ограничением свободы обязательных работ или исправительных работ оно может быть назначено и на срок менее года (ч. 3 ст. 53 УК).

Закон предусматривает меры воздействия на осужденного, злостно уклоняющегося от отбывания наказания в виде ограничения свободы. В этом случае оно заменяется лишением свободы на срок ограничения свободы, установленный приговором суда. При этом время, когда ограничение свободы фактически отбывалось, засчитывается в срок лишения свободы из расчета: один день лишения свободы за один день ограничения свободы.

Статья 53 УИК устанавливает, что осужденные к ограничению свободы привлекаются к труду в организациях различных форм собственности. Осужденным, не имеющим необходимой специальности, обеспечиваются получение начального профессионального образования или профессиональная подготовка.

Ограничение свободы заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения приговора 18-летнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Ограничение свободы применяется только в качестве основного наказания и состоит из следующих элементов: содержание осужденного в специальном учреждении без изоляции от общества; содержание осужденного в условиях осуществления за ним надзора; применение только к определенным категориям лиц, виновных в совершении преступлений. В соответствии с уголовно-исполнительном законом осужденные к ограничению свободы в специальном учреждении отбывают наказание в специальных учреждениях – исправительных центрах, которые относятся к разряду учреждений открытого типа, не предусматривающих изоляцию осужденного от общества.

 

2.3. Содержание в дисциплинарной воинской части

 

Содержание в дисциплинарной воинской части — ст. 55 УК (в УК 1960 г. именовалось направлением в дисциплинарный батальон) — предназначено для применения только в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и военнослужащих, проходящих службу по контракту на должностях рядового и сержантского (на флоте — старшинского) состава, если они на момент постановления приговора не отслужили установленного для службы по призыву срока. Это наказание может быть назначено также курсантам военных учебных заведений, если они до поступления в учебное заведение не отслужили военную службу по призыву, и военным строителям. Оно не применяется в отношении офицеров, прапорщиков, мичманов и сверхсрочнослужащих.

Положение о дисциплинарной воинской части утверждено Правительством Российской федерации 4 июня 1997 г. № 669.1

Содержание в дисциплинарной воинской части может быть применено в двух случаях:

а)    если это наказание прямо предусмотрено в санкции статьи Особенной части УК за совершение преступления против военной службы (гл. 33 УК); в этом варианте в санкции может быть предусмотрено и приговором назначено содержание в дисциплинарной воинской части сроком от
трех месяцев до двух лет;

б)    если характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены наказания в виде лишения свободы на срок до двух лет содержанием в дисциплинарной воинской части; в этом варианте наказание рассматриваемого вида может назначаться за совершение как воинского, так и любого другого преступления. Срок содержания в дисциплинарной воинской части вместо лишения свободы исчисляется из расчета 1:1.

Содержание в дисциплинарной воинской части применяется только в качестве основного наказания. Оно является наказанием, связанным с исправительно-трудовым воздействием на осужденного, так как в распорядке дня дисциплинарной части восемь часов занимает общественно полезный труд и предусмотрены мероприятия воспитательного характера (ст. 164, 165 УИК).

Дисциплинарная часть представляет собой воинскую часть (отдельный дисциплинарный батальон, отдельная дисциплинарная рота) с более высокими требованиями дисциплины, специально предназначенную для отбывания наказания военнослужащими указанных категорий. Однако время отбывания наказания в нем в срок действительной военной службы по общему правилу не засчитывается. Оно может быть засчитано только в двух случаях:

а)    если военнослужащий овладел воинской специальностью, хорошо знает и точно выполняет требования воинских уставов и безупречно несет службу;

б)    если он освобождается из дисциплинарной части после того, как его сверстники уволены в запас, и если при этом он в период отбывания наказания твердо встал на путь исправления, проявил высокую дисциплинированность и честное отношение к труду и военной службе.

Таким образом, содержание в дисциплинарной воинской части является основным видом наказания и применяется военным судом к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, а также курсантам военных училищ и иных военно-учебных заведений за преступления, совершенные во время обучения. Наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части исполняется в специально предназначенных для этого воинских частях, дисциплинарных батальонах или отдельных подразделениях (ротах).

 

2.4. Арестные дома, исправительные колонии, тюрьмы и воспитательные колонии

 

Наказания, ограничивающие личную свободу осужденного лишением свободы состоят в изоляции осужденного от общества, одинаковом ограничении свободы передвижения и выбора места жительства, а также свободы выбора профессии, места и характера работы, бытовых условий и др. Различаются же между собой эти три вида лишения свободы по двум признакам:

а)    по режиму отбывания: арест отбывается в условиях строгой изоляции от общества — в арестных домах; лишение свободы на определенный срок — в колониях-поселениях, воспитательных колониях, лечебном исправительном учреждении, исправительных колониях общего, строгого и особого режимов или в тюрьме; пожизненное лишение свободы — в исправительной колонии особого режима или в тюрьме;

б)    по срокам: арест назначается на срок от одного до шести месяцев, лишение свободы с определенным сроком — на срок от двух месяцев до двадцати лет, а пожизненное лишение свободы, как видно из его наименования, — пожизненно, т.е. без определенного срока.

Лишение свободы — наиболее распространенный в судебной практике вид наказания — состоит в изоляции осужденного от общества в специальных учреждениях, где он находится под постоянными вооруженной охраной и наблюдением, в условиях жесткой регламентации всей жизни осужденных установленным для этих учреждений режимом1.

Во время отбывания наказания осужденный привлекается к обязательному труду, подвергается исправительно-воспитательному воздействию и обеспечивается возможностью общеобразовательного и профессионального обучения. Вопросы отбывания и исполнения этого наказания регулируются уголовно-исполнительным законодательством.

Лишение свободы — наиболее тяжкое наказание из тех, что не лишают человека права на жизнь. Кроме основного правоограничения — лишения возможности свободно передвигаться по стране, а тем более за ее пределами, селиться в избранном месте, ему свойственно также ограничение возможности выбора по своему усмотрению характера и места работы, общения с семьей, друзьями, другими людьми по своему выбору. Осужденный испытывает определенные лишения в быту, одежде, пище. Он вынужден переносить и моральные страдания, связанные с отрицательным отношением к нему со стороны законопослушных граждан, осуждающих преступление и преступника, и со стороны персонала исправительных учреждений.

Наказание в виде лишения свободы содержит в себе ряд противоречий, из которых укажем на наиболее существенные:

  1. стремясь с помощью причинения определенных лишений и страданий принудить человека к законопослушному поведению, государство причиняет ему одновременно излишние страдания, отвращающие осужденного от стремления к исправлению;
  2. стремясь к ресоциализации преступившего закон, т.е. к восстановлению его социально полезных связей, его помещают в такие условия, которые способствуют ослаблению и разрыву этих связей;
  3. стремясь приучить оступившегося человека нормально общаться с социально здоровыми законопослушными людьми, его помещают в общество людей, так же или в еще большей степени отклонившихся от социальной нормы, под влияние которых он может легко попасть;
  4. стремясь создать у человека уверенность в себе, умение самостоятельно ориентироваться в меняющихся условиях окружающей жизни, самостоятельно решать вопросы своего устройства в этой жизни, его помещают в условия, где от него не требуется никакой самостоятельности: в столовую, на работу его поведут строем по команде, уложат спать и разбудят утром по команде, определят, когда что надо делать и чего делать вообще нельзя и т.д.

    Лишение свободы должно применяться лишь тогда, когда с помощью других наказаний не представляется возможным достичь желаемого эффекта; его применение требует наиболее взвешенного учета личности осуждаемого человека. Во всех случаях по содержанию оно должно ограничиваться теми основными требованиями, о которых говорилось выше, — лишением свободы передвижения и выбора места жительства, но не лишением нормальных гигиенических условий, нормальной пищи, возможностей интеллектуального и эстетического развития. Из этого наказания должны быть устранены излишние правоограничения, в том числе относящиеся к связям с внешним миром — переписки, свиданий, телефонных переговоров и т.п. Должны быть полностью изжиты случаи жестокого обращения с осужденными, равнодушия сотрудников исправительных учреждений к судьбам людей, оказавшихся в их власти, унижения и расправ с осужденными со стороны других осужденных.

    Арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции и устанавливается на срок от одного до шести месяцев (ст. 54 УК).

    Понятие «условия строгой изоляции» в уголовном законе не раскрывается. Однако о том, что оно собой представляет, можно судить по содержанию положений об исполнении этого наказания, включенных в УИК (ст. 69), где сказано, что режим содержания приговоренных к аресту соответствует общему режиму лишения свободы в тюрьме, т.е. из шести вариантов режима отбывания наказания в виде лишения свободы здесь избран второй из числа наиболее жестких; осужденным в период отбывания ареста разрешается приобретение продуктов и предметов первой необходимости на сумму, не превышающую 20% минимального размера оплаты труда; не предоставляются свидания с родственниками и другими людьми, за исключением адвоката; не разрешается получение посылок, передач и бандеролей (за исключением содержащих предметы первой необходимости и одежду по сезону). Общеобразовательное и профессионально-техническое обучение лиц, подвергнутых аресту, не осуществляется; передвижение без конвоя не разрешается. Осужденные пользуются правом ежедневной кратковременной прогулки, и при исключительных личных обстоятельствах им может быть разрешен телефонный разговор с близкими.

    Это наказание может назначаться за совершение преступлений небольшой или (реже) средней тяжести, а при совершении тяжких или особо тяжких преступлений его назначение практически возможно только в порядке применения ст. 64 УК, т.е. с выходом за пределы санкции в сторону смягчения наказания при наличии исключительных обстоятельств дела.

    В изъятие из общего порядка определения срока ареста (в пределах от одного до шести месяцев) в случаях замены арестом обязательных или исправительных работ он может быть назначен и на срок менее одного месяца.

    Арест не назначается лицам, не достигшим к моменту постановления приговора возраста шестнадцати лет, беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет. Военнослужащие отбывают арест на гауптвахте.

    В УК 1996 г. общий максимальный срок лишения свободы установлен в двадцать лет, при сложении по совокупности преступлений — в двадцать пять, а по совокупности приговоров — в тридцать лет. Таким , образом, принято решение, которое предполагается эффективным в смысле так называемого восстановления социальной справедливости, т.е. мести преступнику, но не в смысле предупреждения совершения преступлений. Осуществление этих положений уже привело к существенному ужесточению уголовного законодательства, но вряд ли на практике будет способствовать снижению уровня преступности1.

    Минимальный срок лишения свободы, установленный в законе (ч. 2 ст. 56 УК), — два месяца.

    Предусмотренное ст. 57 УК пожизненное лишение свободы было бы точнее именовать бессрочным, так как от его отбывания возможно условно-досрочное освобождение (ч. 5 ст. 79 УК). Теперь оно выступает не только как альтернатива смертной казни, но и предусматривается в качестве самостоятельного наказания «за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против общественной безопасности» (ч. 1 ст. 57 УК). В связи с этим пожизненное лишение свободы включено в санкции шести статей Особенной части УК. Оно не применяется в отношении: женщин; лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет; мужчин, достигших к моменту постановления приговора возраста шестидесяти пяти лет.

    Пожизненное лишение свободы представляет собой крайне тяжкое наказание. Однако наличие этого вида наказаний оправданно, ибо его применение призвано сократить применение смертной казни, сыграть важную превентивную функцию. В то же время необходимо обеспечить исполнение этого наказания в нормальных человеческих условиях, с учетом того, что осужденному придется оставаться в этих условиях, может быть, всю жизнь, и уж никак не менее двадцати пяти лет, пока не возникнет возможность условно-досрочного освобождения.

    Согласно ст. 126 УИК осужденные к пожизненному лишению свободы, а также те, которым смертная казнь заменена в порядке помилования пожизненным лишением свободы, должны содержаться отдельно от других осужденных в исправительных колониях особого режима. Тот же вид исправительной колонии обозначен в п. «г» ч. 1 ст. 58 УК.

    Назначается в исправительных колониях, которые подразделяются на колонии-поселения, исправительные колонии общего режима, строгого режима и особого режима. Несовершеннолетние осужденные к лишению свободы отбывают наказание в воспитательных колониях общего или усиленного режима, В воспитательных колониях могут отбывать наказание осужденные до достижения ими возраста 21 года, если они были оставлены по постановлению начальника воспитательной колонии, санкционированному прокурором.

    При назначении осужденному наказания в виде лишения свободы суд должен в приговоре определить вид исправительного учреждения, в котором осужденный должен отбывать наказание. Вид исправительного учреждения, который определяет суд, назначается с учетом тяжести совершенного преступления и социальной запущенности личности осужденного. Дифференциация осужденных
    предполагает и исключение вредного влияния лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, осужденных за рецидив преступлений и другие виды множественности преступлений, на лиц, которые впервые осуждены к лишению свободы и совершили менее тяжкие преступления.

    Основания назначения осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения установлены ст. 58 УК.

    В колониях-поселениях отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, а также лица, осужденные к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавшие лишение свободы. Суд может назначить указанным лицам отбывание наказания в исправительных колониях общего режима с указанием мотивов принятого решения.

    В исправительных колониях общего режима отбывают наказание мужчины, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, ранее не отбывавшие лишение свободы, а также женщины, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе при любом виде рецидива.

    В исправительных колониях строгого режима отбывают наказание мужчины, осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, ранее не отбывавшие лишение свободы, а также при рецидиве или опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы.

    В исправительных колониях особого режима отбывают наказание мужчины, осужденные к пожизненному лишению свободы, а также при особо опасном рецидиве преступлений.

    В тюрьмах
    содержатся мужчины, осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений на срок свыше пяти лет, а также при особо опасном рецидиве преступлений. Они отбывают в тюрьме часть срока наказания, назначенного судом. В тюрьмах установлены общий и строгий режимы. Кроме того, в тюрьме содержатся осужденные, переведенные в тюрьму на срок до тех лет за злостные нарушения режима отбывания наказания. В тюрьме могут отбывать наказание лица, приговоренные к отбыванию наказания на общем режиме, но оставленные там с их согласия для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

    В воспитательных колониях
    отбывают наказание лица, осужденные к лишению свободы, которые к моменту вынесения судом приговора не достигли 18 лет. В воспитательных колониях установлены обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания. Здесь они находятся, как правило, до достижения 21 года, если срок на оканчивается раньше. После этого они во всех случаях подлежат переводу в исправительную колонию общего режима.

    Отрицательно характеризующиеся осужденные, достигшие 18-летнего возраста, переводятся для дальнейшего отбывания наказания в изолированный участок воспитательной колонии, функционирующий как исправительная колония общего режима, либо в исправительную колонию.

    Лечебные исправительные учреждения создаются в системе исправительных учреждений для отбывания наказания осужденными, которые больны открытой формой туберкулеза, алкоголизмом или наркоманий (ч. 2 ст. 101 УИК).

    Ввиду необходимости проведения лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидимеческой работы с данной категорией осужденных режим отбывания наказания в указанных учреждениях имеет свои особенности.

    Функции исправительных учреждений выполняют также лечебно-профилактически учреждения (больницы) в отношении находящихся в них на лечении осужденных.

    Следственные изоляторы предназначены для содержания под стражей лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений до вынесения приговора в их отношении. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений (1 ст. 74 УИК РФ) в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также осужденных на срок не свыше шести месяцев (с их согласия)

    Вопросы исполнения наказания в виде лишения свободы регламентируются уголовно-исполнительным законодательством.

    Во время отбывания наказания осужденный привлекается к обязательному труду, подвергается исправительно-воспитательному воздействию и обеспечивается возможностью общеобразовательного и профессионального обучения. Вопросы отбывания и исполнения этого наказания регулируются уголовно-исполнительным законодательством.

    Лишение свободы — наиболее тяжкое наказание из тех, что не лишают человека права на жизнь. Кроме основного правоограничения — лишения возможности свободно передвигаться по стране, а тем более за ее пределами, селиться в избранном месте, ему свойственно также ограничение возможности выбора по своему усмотрению характера и места работы, общения с семьей, друзьями, другими людьми по своему выбору. Осужденный испытывает определенные лишения в быту, одежде, пище. Он вынужден переносить и моральные страдания, связанные с отрицательным отношением к нему со стороны законопослушных граждан, осуждающих преступление и преступника, и со стороны персонала исправительных учреждений.

    Наказание в виде лишения свободы содержит в себе ряд противоречий, из которых укажем на наиболее существенные:

  5. стремясь с помощью причинения определенных лишений и страданий принудить человека к законопослушному поведению, государство причиняет ему одновременно излишние страдания, отвращающие осужденного от стремления к исправлению;
  6. стремясь к ресоциализации преступившего закон, т.е. к восстановлению его социально полезных связей, его помещают в такие условия, которые способствуют ослаблению и разрыву этих связей;
  7. стремясь приучить оступившегося человека нормально общаться с социально здоровыми законопослушными людьми, его помещают в общество людей, так же или в еще большей степени отклонившихся от социальной нормы, под влияние которых он может легко попасть;
  8. стремясь создать у человека уверенность в себе, умение самостоятельно ориентироваться в меняющихся условиях окружающей жизни, самостоятельно решать вопросы своего устройства в этой жизни, его помещают в условия, где от него не требуется никакой самостоятельности: в столовую, на работу его поведут строем по команде, уложат спать и разбудят утром по команде, определят, когда что надо делать и чего делать вообще нельзя и т.д.

    Лишение свободы должно применяться лишь тогда, когда с помощью других наказаний не представляется возможным достичь желаемого эффекта; его применение требует наиболее взвешенного учета личности осуждаемого человека. Во всех случаях по содержанию оно должно ограничиваться теми основными требованиями, о которых говорилось выше, — лишением свободы передвижения и выбора места жительства, но не лишением нормальных гигиенических условий, нормальной пищи, возможностей интеллектуального и эстетического развития. Из этого наказания должны быть устранены излишние правоограничения, в том числе относящиеся к связям с внешним миром — переписки, свиданий, телефонных переговоров и т.п. Должны быть полностью изжиты случаи жестокого обращения с осужденными, равнодушия сотрудников исправительных учреждений к судьбам людей, оказавшихся в их власти, унижения и расправ с осужденными со стороны других осужденных.

    Арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции и устанавливается на срок от одного до шести месяцев (ст. 54 УК).

    Понятие «условия строгой изоляции» в уголовном законе не раскрывается. Однако о том, что оно собой представляет, можно судить по содержанию положений об исполнении этого наказания, включенных в УИК (ст. 69), где сказано, что режим содержания приговоренных к аресту соответствует общему режиму лишения свободы в тюрьме, т.е. из шести вариантов режима отбывания наказания в виде лишения свободы здесь избран второй из числа наиболее жестких; осужденным в период отбывания ареста разрешается приобретение продуктов и предметов первой необходимости на сумму, не превышающую 20% минимального размера оплаты труда; не предоставляются свидания с родственниками и другими людьми, за исключением адвоката; не разрешается получение посылок, передач и бандеролей (за исключением содержащих предметы первой необходимости и одежду по сезону). Общеобразовательное и профессионально-техническое обучение лиц, подвергнутых аресту, не осуществляется; передвижение без конвоя не разрешается. Осужденные пользуются правом ежедневной кратковременной прогулки, и при исключительных личных обстоятельствах им может быть разрешен телефонный разговор с близкими.

    Это наказание может назначаться за совершение преступлений небольшой или (реже) средней тяжести, а при совершении тяжких или особо тяжких преступлений его назначение практически возможно только в порядке применения ст. 64 УК, т.е. с выходом за пределы санкции в сторону смягчения наказания при наличии исключительных обстоятельств дела.

    В изъятие из общего порядка определения срока ареста (в пределах от одного до шести месяцев) в случаях замены арестом обязательных или исправительных работ он может быть назначен и на срок менее одного месяца.

    Арест не назначается лицам, не достигшим к моменту постановления приговора возраста шестнадцати лет, беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет. Военнослужащие отбывают арест на гауптвахте.

    В УК 1996 г. общий максимальный срок лишения свободы установлен в двадцать лет, при сложении по совокупности преступлений — в двадцать пять, а по совокупности приговоров — в тридцать лет. Таким , образом, принято решение, которое предполагается эффективным в смысле так называемого восстановления социальной справедливости, т.е. мести преступнику, но не в смысле предупреждения совершения преступлений. Осуществление этих положений уже привело к существенному ужесточению уголовного законодательства, но вряд ли на практике будет способствовать снижению уровня преступности.

    Минимальный срок лишения свободы, установленный в законе (ч. 2 ст. 56 УК), — два месяца.

    Предусмотренное ст. 57 УК пожизненное лишение свободы было бы точнее именовать бессрочным, так как от его отбывания возможно условно-досрочное освобождение (ч. 5 ст. 79 УК). Теперь оно выступает не только как альтернатива смертной казни, но и предусматривается в качестве самостоятельного наказания «за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против общественной безопасности» (ч. 1 ст. 57 УК). В связи с этим пожизненное лишение свободы включено в санкции шести статей Особенной части УК. Оно не применяется в отношении: женщин; лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет; мужчин, достигших к моменту постановления приговора возраста шестидесяти пяти лет.

    Пожизненное лишение свободы представляет собой крайне тяжкое наказание. Однако наличие этого вида наказаний оправданно, ибо его применение призвано сократить применение смертной казни, сыграть важную превентивную функцию.

    Согласно ст. 126 УИК осужденные к пожизненному лишению свободы, а также те, которым смертная казнь заменена в порядке помилования пожизненным лишением свободы, должны содержаться отдельно от других осужденных в исправительных колониях особого режима. Тот же вид исправительной колонии обозначен в п. «г» ч. 1 ст. 58 УК.

    Таким образом, при назначении осужденному наказанию в виде лишения свободы суд в приговоре определяет вид исправительного учреждения, в котором осужденный должен отбывать назначенное ему наказание. Наличие исправительных учреждений различных видов обусловлено прежде всего необходимостью раздельного содержания заключенных в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений, а также от их личности, чтобы не допустить возможности негативного влияния рецидивистов и лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, на лиц, которые впервые осуждены к лишению свободы и совершили менее тяжкие преступления.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  9. Конституция РФ. Принята на всенародном референдуме 12 дек. 1993 г. // Российская газета. 25 декабря 1993 г.
  10. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ с изм. и доп. // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I) . Ст. 4921.
  11. Уголовный кодекс РФ 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  12. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3591.
  13. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.
  14. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
  15. Закон РФ от 21 июля 1993 г «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // СЗ РФ 1998. № 30. Ст. 3613.
  16. Постановление Правительства РФ от 4 июня 1997 г. № 669 «Об утверждении Положения о дисциплинарной воинской части» // Российские вести. 18 июня. 1997.
  17. Приказ Министра обороны РФ от 29 июля 1997 г. № 302 «О Правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими» // Российские вести. 26 дек. 1997. № 240.
  18. О практике назначения судами   видов исправительных учреждений : Постановление   Пленума верховного суда РФ от 12 ноября 2001 г.                                  N 14 // БВС. № 1. 2002.
    
  19. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 31 июля 1981 г. N 3 «О практике назначения наказания при совершении нескольких преступлений и по нескольким приговорам» // Бюллетень Верховного Суда СССР. 1981 г. №5.
  20. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 апреля 1992 г. N 8 «О применении судами Российской Федерации постановлений Пленума Верховного Суда Союза ССР» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. №7. 1992.
  21. Багрий-Шахматов Л.В. Уголовная ответственность и наказание. Минск, 1976.
  22. Багрий-Шахматов Л.В., Гуськов В.И. Теоретические проблемы классификации уголовных наказаний. Воронеж, 1971.
  23. Бриллиантов А.В., Курганов С.И. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации. М., 2006.
  24. Галиакбаров Р.Р. Система и виды наказаний. Горький, 1986.
  25. Гуськова В.А. Ещё раз к вопросу о наказании и его целях: Учебно-методические материалы по итогам межкафедрального теоретического семинара / Под ред. д.ю.н. В.А. Елеонского. Рязань, 1990.
  26. Дуюунов В.К. Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике. М., 2003.
  27. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.И. Зубкова, М., 2003.
  28. Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации / Отв.ред. В.М. Лебедев. М., 2003.
  29. Курс уголовного права. Общая часть. Том 2: Учение о наказании / По ред. Н.Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. М., 2002.
  30. Общие начала назначения наказания // Общество. Культура. Преступность: Межвуз. сб. науч. тр. / Сост. В.Г. Громов. Саратов, 2005. Вып. 7.
  31. Назначение осуждённым к лишению свободы вида исправительного учреждения в Российской Федерации // Сборник статей молодых учёных / Под ред. Л.И. Покатаева. Саратов, 2005.
  32. Уголовное право. Особенная часть / Под ред. Б.В. Здравомыслова. М., 2002.
  33. Уголовное право России. Особенная часть. Учебник / Под ред. А.И. Рарога. М., 1998.
  34. Уголовное право России. Часть Общая / Отв. ред. Л.Л. Кругликов. М., 2005.
  35. Уголовное право. Общая часть / Под ред. В Н Петрашева. М, 2005.
  36. Уголовное право России. Общая и Особенная части: Учебник / Под ред. Ревина В.П. М., 2004.
  37. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации / Под ред.И.Л. Трунова. М., 2005.
  38. Человек и тюрьма. Сб. информационных материалов / Сост. В. Абалкин. М., 2002.

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.02MB/0.00040 sec

WordPress: 22.45MB | MySQL:120 | 1,864sec