Террористический акт

<

040514 0451 1 Террористический акт

1 Социально-правовая обоснованность угрозы террористического акта

 

Терроризм как социальное явление в последние 5—10 лет превратился в острейшую глобальную проблему, требующую не только адекватного и оперативного государственного и общественного контроля, но и объединения на платформе антитеррористической деятельности усилий ученых и практиков. Обращая на это внимание, специалисты подчеркивают: терроризм — это именно та угроза, против которой еще не найдены серьезные защитные механизмы. Россия в этом смысле не исключение. Более того, именно Россия испытывает на себе такие террористические акты, которые наносят обществу серьезный вред. Надо иметь в виду еще и их далеко идущие социальные последствия.

Противодействие терроризму является не только российской, но и международной проблемой, поскольку атакам террористов подвергаются целые государства – Индонезия (2002) – и крупные мегаполисы – Нью-Йорк (2001), Мадрид (2004), Лондон (2005), Мумбаи (2008). Эти нападения сопровождаются многочисленными человеческими жертвами и крупным материальным ущербом. В ответ против террористов применяются чрезвычайные способы борьбы – оккупация отдельных государств, бомбардировки городов и территорий, запредельные сроки лишения свободы для виновных, создание тайных тюрем, длительное содержание подозреваемых под стражей без предъявления обвинения, применение пыток и др.1

Террористический акт — особый вид чрезвычайного события. Научный и практический интерес к особенностям терроризма неуклонно продолжает расти. Их содержание, кроме нормативных актов, включает сложные в данный момент проблемы борьбы с терроризмом, и в первую очередь это касается механизмов защиты жертв террора, проблем, связанных с проведением контртеррористических операций.

Несмотря на проводившиеся научные исследования и осуществляемую практическую деятельность, до сих пор в юридической науке не дано исчерпывающей дефиниции терроризма, и это не случайно, поскольку терроризм чрезвычайно многолик, давно вышел из рамок явлений сугубо криминального свойства. До настоящего времени, так и не удалось выработать общеприемлемое определение терроризма, что препятствует осуществлению успешной организации борьбы с данным общественно опасным явлением.

Исследовать состав ст. 205 УК РФ следует начинать с определения понятия терроризм и террористический акт. В науке уголовного права и даже в нормативных актах нет единства по этому поводу. В этой связи представляется необходимым рассмотреть различные подходы и мнения и попытаться выработать унифицированное понятие такого явления как терроризм.

Высокая степень общественной опасности терроризма обусловливается тем, что он выполняет социально-деструктивную функцию, связан с культом насилия, порождает в обществе атмосферу страха, беспокойства граждан за свою безопасность и безопасность близких лиц. В современных условиях опасность терроризма возрастает не только вследствие его более широкой распространенности, но также и потому, что человечество получило доступ к оружию массового поражения: ядерному, химическому, биологическому, лазерному и т. д., которое обладает огромной разрушительной силой. Именно поэтому международное сообщество прилагает все усилия для скоординированной борьбы с терроризмом. Начиная с 30-х гг. был заключен ряд международных соглашений по объединению усилий различных государств в выработке мер противодействия этой социальной болезни XX в. (Мадридская конвенция 1934 г., Международная конвенция по предотвращению и наказанию актов терроризма 1937 г., Европейская конвенция по борьбе с терроризмом 1977 г., Конвенция 1987 г. по пресечению терроризма и др.). Советский Союз и впоследствии Российская Федерация как его правопреемница также являются участниками этих международных соглашений, в связи с чем в Уголовном кодексе и предусматривается соответствующая норма.

Существует целый ряд подходов к пониманию терроризма. Дискуссии на этот счет не прекращаются, а сегодня они стали еще более активны, чем 10—15 лет назад, и более актуальны. В литературе говорится о террористической преступности как виде преступности. Используются такие понятия, как террористические преступления и преступления террористического характера, деяния с признаками терроризма. Термин «преступления террористического характера» закреплен в Уголовном кодексе России. Некоторые авторы ведут речь даже о таком понятии, как «акт (или действия) террористической направленности». Как отмечает А.Г. Кибальник, «к актам терроризма относятся самые разные преступления, но их объединяет то, что все они посягают на общую безопасность и мирное сосуществование»1. По мнению В.А. Середина, «понятие «преступления террористического характера» является собирательным, объединяющим обширную категорию преступлений»2. При самых разнообразных определениях большинство авторов считают, что ряд преступлений может отражать совокупность действий, причинно связанных с терроризмом (террором), или иметь самостоятельное значение при приготовлении или покушении на преступления террористического характера.

Развести термины «террор» и «терроризм», пишет Д. А. Шестаков, чисто лингвистически едва ли возможно. Оба слова происходят от латинского «террор» (страх, ужас) и означают применение насилия в политических и иных целях.3 Вероятно, что это касается и всех других терминов (террористическая акция, террористический акт, террористическое преступление и т.д.), у которых один и тот же корень. Однако необходимо строго придерживаться соответствующего словосочетания.

Воспользуясь определением, даваемым в криминологии, отметим: преступления террористического характера, фигурируя в одной и той же или похожей обрисовке, при их проявлении наиболее ярко характеризуют качественное состояние преступности. Эти преступления объединены единым общеупотребительным термином – преступления террористического характера. Несмотря на существующие различия, у них криминологически однородный феномен. Эта общность причинной детерминации обусловливает принципиальное сходство совокупных криминологических характеристик данных преступлений, а также социальных и нравственно-психологических свойств лиц, их совершающих.

Главная определяющая черта совокупной криминологической характеристики рассматриваемых преступлений — это их террористический характер. Отличительные черты такой группы преступлений рассматриваются в литературе и с позиций уголовного права. Представляется, что уголовно-правовые и криминологические признаки (черты, свойства, характеристики) преступлений террористического характера отрывать друг от друга нельзя.

Терроризм рассматривается с различных точек зрения: политической, социальной, экономической, правовой, религиозной, национальной и т.д. Пишется о различных его видах: информационный терроризм, телефонный, бытовой. Но как верно отмечается в литературе, исходной является уголовно-правовая позиция, которая изначально определяет понятие терроризма и ответственность за него. Отсюда берут свое начало криминологическое изучение терроризма, уголовно-процессуальное, криминалистическое, анализ данного явления с позиций оперативно-розыскной деятельности. Особую же роль в исследовании терроризма играет криминология.

Анализ терроризма как сложного и многомерного явления возможен с правовых позиций и в социальном аспекте. В социальном смысле терроризм выражает различные оттенки конфликтных ситуаций, которые проявляются в социальной жизни (политические, религиозные, националистические, общеуголовные и т. д.).

В связи с таким мотивационным многообразием формы терроризма достаточно разнообразны как в содержательной характеристике, так и в объеме распространения. Однако, с точки зрения уголовно-правовой характеристики, терроризм должен иметь определенный характер и четкие границы. Это обусловлено формализованностью права и необходимостью установления достаточных оснований для привлечения к уголовной ответственности. Как известно, в уголовном праве таким основанием выступает совокупность признаков состава преступления, которая однозначно и недвусмысленно «должна характеризовать конкретное общественно опасное явление как преступление.

Однако юридическому оформлению понятия «терроризм» в современных условиях препятствуют как минимум два обстоятельства: во-первых, крайняя политизированность оценок терроризма и, во-вторых, стремление придать такому определению всеобъемлющий характер. Оба эти обстоятельства отчетливо прослеживаются начиная с резолюции IV Конференции по унификации уголовного законодательства (Париж, 1931 г.)1.

Основой и главной сущностной характеристикой понятия терроризм является термин «террор».

Эти понятия зачастую идентифицируются и употребляются как синонимы не только в обиходе, но и в научной литературе. В переводе с латинского слово террор означает «страх», «ужас», а значит практически любой акт насилия, убийства, захвата заложников можно отнести к категории террористического постольку, поскольку этот акт преследует цель кого-то устрашить, запугать, повергнуть в ужас. В данном случае понятия «террор» и «терроризм» являются вполне идентичными по своему смысловому значению. Насилие, угроза насилия, уничтожение (повреждение) имущества являются теми опробованными теорией уголовного права понятиями, которые могут как нельзя лучше отразить суть терроризма.

В словарях «террор» определяется как «физическое насилие, вплоть до физического уничтожения, по отношению к политическим противникам»2. В Толковом словаре В.И. Даля подчеркивается основной смысл, нацеленность терроризма – страшать смертью, казнью, насилием1. Трактовка В.И. Далем слова «терроризм» ближе к современному понятию «терроризировать»:

1) устрашать, запугивать, держать в повиновении угрозами насилия и физического уничтожения;

2) творить расправу жестокими карательными мерами и истязаниями, расстрелами и т.п.

Такие определения также не позволяют четко разграничить такие понятия как «террор» и «терроризм». Многие российские ученые пытались внести ясность в этот вопрос. С.А. Эфиров считает, что понятие терроризма в широком смысле можно употреблять как объединяющее нелегальную подрывную деятельность, все виды государственного террора, террористической политики и геноцида, а в узком смысле – в отношении нелегальных террористических актов2.

Известный криминолог Ю.М. Антонян также предлагает понимать под терроризмом как все явление в целом, так и отдельные террористические акты. Кроме того, он настаивает на различении криминологического (более широкого) и уголовно-правового понятий терроризма3. С этой точки зрения автору представляется возможным выделить такие виды терроризма как политический, государственный, религиозный, националистический, военный, криминальный, корыстный и т.д.

Под террором Ю.М. Антонян предлагает понимать реализацию терроризма в течение достаточно длительного времени, на значительной территории и в отношении большого количества людей4.

В.И. Замковой и М.З. Ильчиков предлагают различать терроризм и террор по признакам субъекта, совершающего террористический акт, и по «адресату» такого террористического акта. С этой точки зрения более правомерным и логичным будет относить понятие террора к политическим силам, находящимся во власти, опирающимся на властные структуры и репрессивный аппарат подавления (армию, контрразведку, различные спецслужбы), то есть объективно являющимся более сильной стороной в противоборстве. Понятие же терроризм данные исследователи относят к оппозиционным силам, выступающим против официальной власти и объективно являющимся более слабой стороной в конфликте.

Кроме того, Замковой и Ильчиков, отмечают открытый и легальный характер осуществления террора, тогда как терроризму, по их мнению, присуща конспиративная и нелегальная форма реализации1.

В большинстве случаев в литературе террор понимается как одна из разновидностей терроризма.

Наиболее предпочтительной представляется позиция В.П. Емельянова, который предлагает отличать террор от терроризма по следующим признакам.

Террор, в отличие от терроризма, не одноразово совершаемый акт или серия подобных актов, он носит массовый характер, воздействуя на неограниченно большой круг лиц, состоящий не только из политических противников, но и случайно подвернувшихся людей, стремится к достижению повиновения всей массы населения на данной территории;

Террор применяется субъектами, которые обладают официально установленной (выборным путем, путем военной интервенции) властью над определенным социальным контингентом;

Террор – социально-политический фактор действительности, в то время как терроризм – явление уголовно-правового свойства. По мнению В.П. Емельянова, террор и терроризм – разноуровневые явления по своей сущности и значимости последствий для общества, которые они могут причинить2.

Терминологическая неразбериха в нормативном материале существенно затрудняет уяснение понятия терроризма как такового.

Если в УК РФ предусмотрена уголовная ответственность отдельно за терроризм (ст. 205) и террористический акт (ст. 277), а в Федеральном Законе «О борьбе с терроризмом» от 6 марта 2006 г июля № 35-ФЗ в раздельном порядке речь идет о терроризме и преступлениях террористического характера, то в других важнейших документах эти категории представляются как взаимозаменяемые слова-синонимы. В частности, в Указе Президента Российской Федерации от 22 января 2001 г. № 61 «О мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» не различаются такие категории как «терроризм» и «террористические акции», а в Федеральном Законе «Об органах федеральной службы безопасности» от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ ст. 10 гласит, что органы ФСБ осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, пресечению и раскрытию «террористической деятельности», тогда как п. «д» ст. 12 обязывает органы ФСБ выявлять, предупреждать и пресекать «акты терроризма».

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму», в ст. 205 УК РФ были внесены изменения, которые коснулись отягчающих и особо отягчающих обстоятельств состава террористического акта, а также приведению в соответствие терминологии примечания к названной статье. Еще одно изменение ст. 205 УК РФ направлено на приведение в соответствие терминологии примечания к ст. 205 УК РФ. Согласно данному изменению, слова «акта терроризма» заменено словами «террористического акта». Данное изменение, безусловно, правильно, иначе же в ст. 205 УК РФ употреблялись две формулировки «террористический акт» и «акт терроризма»1.

Анализ научной литературы, международных документов и уголовного законодательства ряда стран позволяет сделать вывод, что дать определение терроризма путем перечисления каких-то деяний, в которых он выражается, или путем перечисления альтернативных признаков общего характера не представляется возможным. Это возможно лишь в результате выработки системы взаимосвязанных признаков, определяющих основные сущностные характеристики данного деяния и позволяющих отграничить его от смежных деяний. Таковыми взаимосвязанными признаками терроризма являются:

  1. совершение общеопасных (именно общеопасных, а не любых общественно опасных) деяний или угрозы таковыми, что порождает общую опасность;
  2. публичный характер исполнения с претензией на широкую огласку. Другие преступления обычно совершаются без претензий на огласку, а при информировании лишь тех лиц, в действиях которых имеется заинтересованность у виновных. Терроризм же без широкой огласки, без открытого предъявления требований не существует. Терроризм – это бесспорно форма насилия, рассчитанная на массовое восприятие;
    <
  3. преднамеренное создание обстановки страха, напряженности на социальном уровне, направленное на устрашение населения или какой-то его части. Такая атмосфера представляет собой объективно сложившийся социально–психологический фактор, воздействующий на других лиц и вынуждающий их к каким либо действиям в интересах террористов или принятию их условий. Игнорирование указанных обстоятельств приводит к тому, что к терроризму порой относят любые действия, породившие страх и беспокойство в социальной среде. Однако терроризм тем и отличается от других порождающих страх преступлений, что здесь страх возникает не сам по себе в результате получивших общественный резонанс деяний и создается виновным не ради самого страха, а ради других целей, и служит своеобразным объективным рычагом воздействия, причем воздействия целенаправленного, при котором создание обстановки страха выступает не в качестве цели, а в качестве средства достижения цели. Благодаря созданной обстановке страха террористы стремятся к достижению своих целей, причем не за счет собственных действий, а благодаря действиям иных лиц, на кого призвано оказывать воздействие устрашение;
  4. применение общеопасного насилия в отношении одних лиц (невинных жертв) или имущества в целях склонения к определенному поведению других лиц.

    С учетом указанных признаков представляется необходимым сформулировать понятие терроризма в соответствующей статье УК следующим образом: терроризм, то есть совершение или угроза совершения взрыва, поджога или иных общеопасных деяний, могущих повлечь гибель людей или иные тяжкие последствия и направленных на устрашение населения в целях понуждения государства, международной организации, физического или юридического лица или группы лиц к совершению или отказу от совершения какого-либо действия.

    Таким образом, резюмируя существующие научные положения, представляется возможным остановиться на следующем обобщающем определении терроризма как явления, выраженного в деянии: Терроризм – это публично совершаемые общеопасные действия или угрозы таковыми, направленные на устрашение населения или социальных групп, в целях прямого или косвенного воздействия на принятие какого–либо решения или отказ от него в интересах террористов1.

    Правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в России определяются не только ратифицированными международными документами, но также и Законом о борьбе с терроризмом. Согласно ст. 6 Федерального закона от 6 марта 2006 июля № 35-ФЗ «О борьбе с терроризмом» под терроризмом понимается: «терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий». А также дано понятие террористической деятельности – террористическая деятельность — деятельность, включающая в себя: а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; б) подстрекательство к террористическому акту; в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;  

    д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;  

    е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;

    Впервые введено понятие террористического акта, под которым законодательно понимается «совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях».

    Основной сущностной характеристикой терроризма является устрашение террором, насилием, запугивание чем-нибудь, поддержание состояния постоянного страха1. Заслуживает внимания высказанная в литературе точка зрения, согласно которой к признакам терроризма относятся также порождение общей опасности, возникающей в результате совершения общеопасных действий либо угрозы таковыми, публичный характер исполнения и цель — прямое или косвенное воздействие на принятие какого-либо решения или отказ от него в интересах террористов2.

    Таким образом, под терроризмом в широком смысле слова следует понимать применение насилия со стороны отдельных лиц или групп людей по устрашению населения либо отдельных специальных лиц, созданию социально-психологической атмосферы страха в целях оказания воздействия на принятие решений, выгодных для террористов. Терроризм в узком смысле слова в каждом конкретном случае определяется в вышеуказанных статьях Уголовного кодекса.

    Террористические акты не могут быть оторваны от происходящих в стране криминальных процессов, а потому занимают свое место в структуре преступности. Надо иметь в виду еще и другое: преступность как общественно опасное социально-правовое явление представляет собой криминальный террор. Не случайно говорится, что преступность терроризирует общество.

    Любой террористический акт — это, прежде всего, преступление, причем, как правило, особо тяжкое. Думается, что положение должно быть четко определено в соответствующих законах. Это касается как Уголовного кодекса, так и Федерального закона «О противодействии терроризму». Без этого весьма затруднительно вести борьбу с терроризмом.

     

    2 Понятие террористического акта

     

    2.1 Объект террористического акта

     

    Уголовное право рассматривает терроризм как одну из опасных форм преступного посягательства, в основе которого лежит стремление субъекта посеять у окружающих страх, панику, парализовать социально полезную деятельность граждан, нормальное функционирование органов власти и управления и тем самым достичь своих криминальных целей. Терроризм — многообъектное преступление. Оно посягает на общественную безопасность, на жизнь и здоровье граждан, на собственность и т.д. Своим устрашающим воздействием терроризм обращен либо к широкому и, как правило, неопределенному кругу граждан, порой населению целых городов и административных районов, либо к конкретным должностным лицам и органам власти1. Терроризм всегда влечет за собой опасные последствия. В основном это дестабилизация обстановки, жертвы, паника, страх. В целом — это весьма болезненный урон общественным интересам.

    Социальные последствия терроризма проникают и дают о себе знать в различных сферах жизни и деятельности общества, и все они имеют социальный смысл. Понятно, что не всякий урон (ущерб, убыток), наносимый терроризмом, может быть исчислен или выражен в каком-либо числовом эквиваленте. Однако работа в этом плане должна проводиться. Надо стремиться к тому, чтобы все конкретизировать. Оценка последствий терроризма всегда связана с изучением «уровня безопасности» общества, защитой граждан и обеспечением эффективной борьбы с экстремизмом, насилием и жестокостью. Последствия терроризма следует рассматривать как «подрывающие» явления. Иногда они могут быть более значимыми и опасными, чем сам террористический акт, однако этот акт и его последствия отрывать друг от друга нельзя.

    В России правовые и организационные основы борьбы с терроризмом определяются ратифицированными международными документами и федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Согласно статье 3 федерального закона № 35-ФЗ под терроризмом понимается идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Основной сущностной характеристикой терроризма является устрашение террором, насилием, запугивание чем-нибудь, поддержание состояния постоянного страха1. Вместе с тем заслуживает внимания высказанная в литературе точка зрения, согласно которой к признакам терроризма относятся также порождение общей опасности, возникающее в результате совершения общеопасных действий либо угрозы таковыми, публичный характер исполнения и цель — прямое или косвенное воздействие на принятие какого-либо решения или отказ от него в интересах террористов2. Поэтому в широком смысле под терроризмом следует понимать применение насилия со стороны отдельных или группы лиц по устрашению населения либо отдельных специальных лиц, по созданию социально-психологической атмосферы страха в целях оказания воздействия на принятие решений, выгодных для террористов.

    Террористический акт — многообъектное преступление, направленное против неопределенно широкого круга общественных отношений и требует выделения основных и дополнительных непосредственных объектов.

    Основным непосредственным объектом террористического акта являются те конкретные общественные отношения, содержание которых составляет общественная безопасность, которые поставлены под охрану уголовного закона и которым причиняется ущерб преступлением (террористическим актом). Дополнительный непосредственный объект -общественные отношения, содержанием которых является альтернативно: безопасность жизни или здоровья личности; права собственности, не связанные с порядком распределения материальных благ; нормальное функционирование органов власти и международных организаций.

    Главной и основной формой проявления терроризма является террористический акт — совершение взрыва, поджога или иных действий, связанных с устрашением населения и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления экологической катастрофы или иных особо тяжких последствий, в целях противоправного воздействия на принятие решения органами государственной власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в же целях (ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ). Несколько иное определение террористического акта сформулировано в новом те: статьи 205 УК РФ, изложенном в соответствии с ФЗ от 27 июля 2006 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона, ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму»1: «Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких следствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях».

     

    2.2 Субъект террористического акта

     

    Террористический акт — состав с общим субъектом, каковым может быть любое физическое вменяемое лицо, достигшее 14 лет. Установление уголовной ответственности за террористический акт с 14 лет имеет важное превентивно-предупредительное значение. Субъектом террористического акта могут быть только физические лица, но не террористические организации и государства.

    Понятие субъекта террористического акта тесно связано с понятием личности террориста.1

    Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее возраста 14 лет.

    Это могут быть как частные, так и должностные лица, военнослужащие и работники правоохранительных органов, а также члены различных группировок, бандитских, экстремистских, национальных, религиозных; граждане Российской Федерации, иностранные граждане или лица без гражданства. Однако в современной практике террорист-одиночка встречается чрезвычайно редко.

    Широко используется бандитскими группировками в Чечне.

    В случаях, когда террористический акт совершается членами банды или незаконного вооруженного формирования либо иного преступного сообщества, деяние должно квалифицироваться по совокупности ст. 205 и соответственно ст. 208 – 210 УК РФ.

    В части 2 ст. 205 УК РФ в качестве квалифицированного вида террористического акта предусмотрено его совершение группой лиц по предварительному сговору. Поэтому по части 1 ст. 205 квалифицируются либо действия террориста-одиночки, либо террористические действия группы лиц без предварительного сговора, когда все участники выступают в качестве исполнителей (ч. 1 ст. 35 УК РФ).

     

    2.3 Объективная сторона террористического акта

     

    Изучение места состава террористического акта в Особенной части УК, позволяет сделать вывод о том, что криминализация данного деяния должна быть направлена, прежде всего, на охрану отношений общественной безопасности, которые и составляют его непосредственный объект, а, следовательно, место ст. 205 УК именно в гл. 24 УК.

    При исследовании объективной стороны террористического акта автор особое внимание уделяет рассмотрению признаков, содержащихся в диспозиции статьи, моменту окончания преступления, вопросам конструкции состава преступления.

    Анализ диспозиции ст. 205 УК показывает, что с объективной стороны террористический акт выражается альтернативно в двух формах: а) в совершении взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий; либо б) в угрозе совершения указанных действий.

    С объективной стороны терроризм, предусмотренный статьей 205 УК РФ, совершается только в виде действий, выражен двух альтернативных формах: 1) совершение взрыва, поджога иных действий, создающих опасность гибели человека, причине: значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, и 2) угроза совершения указанных действий.

    Способы совершения данного преступления в законе исчерпывающим образом не определяются. Законодатель указывает лишь наиболее типичные способы — взрыв и поджог, а далее дает щенную характеристику: совершение иных действий, создаю: опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий. Таким разом, законодатель, с одной стороны, подчеркивает основное характерное свойство этих действий — их общеопасный характер, а с другой стороны, указывает на обязательное свойство взрыва, поджога и иных подобных действий — их реальную способность повлечь обозначенные в законе последствия.

    Взрыв — это сопровождающееся сильным звуком воспламенен чего-нибудь вследствие мгновенного химического разложения вещества и образования сильно нагретых газов1. Поджог — намеренное, с преступным умыслом вызывание пожара где-нибудь2 имеет в своей первооснове пожар, т.е. неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства1. Иные действия — это различные по характеру действия, способные повлечь за собой такие же последствия, как и при взрыве или поджоге: использование радиоактивных, ядовитых и сильнодействующих веществ, производство массовых отравлений, устройство аварий и катастроф, нарушение технологических либо производственных процессов и т.п. Анализ судебной практики показывает, что подавляющее большинство актов терроризма совершается путем взрывов.

    Выделение угрозы совершения иных действий обусловлено двумя факторами. Во-первых, необходимостью криминализации случаев совершения «предупреждающих» взрывов, поджогов и иных подобных действий, в результате которых не создается опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, но которые по мысли виновных лиц предназначены продемонстрировать реальность их намерений. Во-вторых, необходимостью усиления ответственности за терроризм путем переноса момента окончания преступления с фактически совершенных действий на более ранний — высказывание соответствующей угрозы.

    Под угрозой совершения названных в части 1 ст. 205 УК РФ действий следует понимать психическое воздействие на людей в форме высказывания намерения совершения взрыва, поджога или иных подобных действий, совершаемое в определенных целях. Именно реальность намерения, объективизировавшаяся в конкретных действиях, отличает угрозу от высказывания в форме обнаружения умысла и придает ей уголовно-правовой характер. Как террористический акт в форме угрозы следует расценивать действия неизвестного (неизвестных), который в 7 часов 37 минут утра позвонил по телефону 02 и заявил, что на крыше коммерческого павильона у платформы № 1 Балтийского вокзала Санкт-Петербурга заложена бомба. Специалисты в указанном месте действительно обнаружили банку с 400 г. тротила с вставленной в нее железной трубкой, к которой была прицеплена записка. В ней содержалось требование закрыть АЗС ТОО «Лилит» и доставить в определенное место 100 тыс. долларов. В противном случае неизвестный грозился произвести ряд террористических актов на поездах типа ЭР-200.

    Опасность наступления указанных в законе последствий террористического акта: гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо иных тяжких последствий — должна носить реальный характер. Имущественный ущерб, возможный или причиненный реально, должен оцениваться как значительный с учетом кс конкретных обстоятельств дела.

    Иные тяжкие последствия — это сопоставимые и равнопорядковые со значительным имущественным ущербом и гибелью людей последствия (причинение лицу смерти, тяжкого или средней тяжкого вреда здоровью, серьезное нарушение деятельности предприятий, учреждений, органов власти и управления, транспорта, заражение местности, распространение эпидемий и т.д.). Реальное причинение легкого вреда здоровью, незначительного имущественного ущерба; иных подобных последствий, не охватываемых понятием «иные тяжкие последствия», следует рассматривать как элемент «создания опасности гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий». Согласно закону терроризм считается оконченным преступлением с момента совершения взрыва, поджога или иных подобных действий либо с момента создания угрозы совершения таких действий. Фактическое причинение физического вреда, имущественного ущерба и т.д. выходит за пределы основного состава терроризма и либо образует знаки квалифицированных видов терроризма, либо квалифицируются по совокупности статьи 205 и соответствующих статей Уголовного кодекса, предусматривающих ответственность за эти деяния. Угроза наступления соответствующих последствий уже есть соответствующее объективное изменение в окружающем мире, и поэтому они не что иное, как последствия совершенных действий. Следователь можно сказать, что по законодательной конструкции терроризм относится к числу формально-материальных составов преступлений.

     

     

    2.4 Субъективная сторона террористического акта

     

    Содержание субъективной стороны преступления раскрывается с помощью таких юридических признаков, как вина, мотив и цель. Субъективная сторона террористического акта (ч. 1 ст. 205 УК) характеризуется прямым умыслом и целью воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями. При отсутствии указанной цели квалификация по ст. 205 УК исключается.

    Субъективная сторона терроризма характеризуется прямым умыслом.

    Оказание воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями выражается в побуждении ответствующих субъектов к совершению действий, нужных и выгодных для террористов, ради которых они применяют столь изощренные способы, создание такой ситуации, когда органы власти вынуждены принимать незаконные решения ради обеспечения безопасно граждан и общества.

    Мотивы, которыми руководствуются виновные лица, не являются конститутивными признаками терроризма и поэтому на квалификацию содеянного не влияют. По своей мотивационной характеристике терроризм может подразделяться на политический, националистический, религиозный, корыстный и т.п.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3 Особенности примечания к ст. 205 УК РФ

     

    Важное предупредительное значение имеет примечание к статье 205 УК РФ, которое содержит поощрительную норму. Она доставляет возможность лицу добровольно отказаться от совершения террористического акта без боязни быть привлеченным к уголовной ответственности, а соответствующим правоохранительным органам реализовывать данное право в рамках уголовного закона. Это примечание распространяется как на индивидуально действующее лицо, так и на лицо, действующее в составе группы.

    По мнению Рарога А.И.1, необоснованно высказываемое в литературе2 мнение об ограничении применения рассматриваемого примечания в отношении единоличной подготовки к акту терроризма. Предусмотренный статьей 31 ЦУК РФ добровольный отказ от совершения преступления как институт Общей части носит универсальный характер, т.е. распространяется на все случаи совершения преступления, кроме тех, которые специально оговорены в Особенной части.

    Примечание к статье 205 УК РФ обладает статусом специального вида освобождения от уголовной ответственности, предусмотренного Особенной частью Кодекса. При соблюдении соответствующих условий оно распространяется на всех лиц, причастных к совершению именно этого преступления. В данном случае, по мнению Рарога А.И.3, в данном случае – конкуренция общей (ст. 31) и специальной (примечание к ст. 205) нормы Уголовного кодекса РФ, которая разрешается по правилам квалификации в пользу специальной нормы.

    Для индивидуально действующего лица освобождение от ответственности наступает как при пассивной (непродолжение подготовки акта), так и при активной форме отказа (устранение последствий своих действий по подготовке, сообщение о намечающемся акте соответствующим органам и т.д.). При групповой подготовке террористического акта отказ одного из соучастников (кроме исполнителя) возможен только в активной форме.

    Согласно закону освобождение лица от уголовной ответственности возможно при наличии двух обязательных условий: 1) при своевременном предупреждении органов власти или ином способствовании предотвращению осуществления террористического акта и 2) при отсутствии в действиях лица иного состава преступления. Своевременным предупреждением следует считать такое предупреждение органов власти, которое предоставляет им реальную возможность предотвратить грозящий террористический акт. Органы власти — это любые государственные и общественные органы, имеющие отношение к борьбе с преступностью, обеспечению общественной безопасности и предотвращению чрезвычайных происшествий. Иное способствование может выражаться в выполнении виновным любых действий, имеющих цель недопущения террористического акта (изъятие или разрядка взрывного устройства, увод людей с места совершения преступления или предупреждение их о возможном взрыве, поджоге и т.п.).

    Принципиальное значение имеет решение вопроса о правовых последствиях добросовестной, но неудачной попытки предотвращения террористического акта. Представляется, что если лицо совершило все необходимые в конкретной обстановке действия, но по причинам, от не

    040514 0451 2 Террористический акт

    зависящим (недостаточная квалификация саперов или их отсутствие на момент разминирования, неблагоприятные погодные условия и т.п.), предотвратить террористический акт не удалось, на данное лицо должно распространяться действие примечания к статье 205 УК РФ. Если в действиях лица имеет место состав иного преступления (например, хищение взрывчатых веществ), такое лицо освобождается от ответственности по статье 205, но подлежит наказанию по статье 226 УК РФ.

    От диверсии террористический акт отличается характером направленности действий — ориентация на подрыв экономической безопасности и обороноспособности государства. Если при террористическом акте совершение взрывов, поджогов и иных действий сопряжено с устрашением населения в широком смысле этого слова, то при диверсии виновное лицо ставит перед собой задачу иного содержания — причинить вред государству как форме организации общества, и главное — не столько физический, сколько материальный и органа; организационный вред.    

    От посягательств на личность, собственность, порядок управления и т.п. террористический акт отличается тем, что причинение вреда названным объектам является способом совершения терроризма воспринимается виновными как промежуточный, но необходимый этап в достижении конечной цели, которую преследует виновное лицо. Применение общеопасного способа обусловлено не столько стремлением причинить вред как можно большему кругу охраняемых интересов, сколько желанием лица добиться максимальной эффективности своего деяния.

    Уголовный кодекс России предусматривает также ответственность за вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению.

    Исходя из критериев криминологической классификации многие авторы выделяют особую группу террористических актов — общеуголовные террористические акты. Практика уже идет по пути именно такого рассмотрения проблемы. Это соответствует такому понятию, описываемому в криминологической литературе, как «общеуголовная преступность». Говорится и о «борьбе с общеуголовными преступлениями». По данным А.В. Бокова, удельный вес общеуголовных террористических актов в общем числе актов терроризма составляет 84%. Можно согласиться с А.В. Боковым, что общеуголовные террористические акты не связаны с политикой, религией, национальными противоречиями и т.п. Это обычный криминал1, а по выражению Ю.И. Ласкина, «такие теракты есть уголовщина, как и похищение человека, захват заложника, убийство»2. Как пишет А.В. Боков, такие деяния (общеуголовные террористические акты) совершаются при преступных разборках на рынках, в магазинах, кафе и ресторанах, в подъездах домов, складских помещениях, подвергаются посягательствам автомобили и т.д. Ю.И. Ласкин особо выделяет террористические акты, совершаемые по найму — «заказные теракты». По данным этого автора, таких терактов почти 80% в общем числе общеуголовных террористических актов. Многие специалисты предлагают выделять групповые теракты и единолично совершаемые, в литературе указывается также на необходимость классификации общеуголовных террористических актов по мотивам деяния. Обращается внимание и на другие критерии классификации террористических актов, на их тесную связь с типологией террористов. Специалисты подчеркивают: типам террористических актов всегда соответствуют типы преступников.

    Особой является проблема участия женщин и несовершеннолетних в совершении общеуголовных террористических актов. По имеющимся у нас сведениям, 90% женщин и примерно столько же (92%) несовершеннолетних вовлекаются в совершение террористических актов мужчинами, в основном ранее судимыми. Они, как правило, не самолично совершают преступные посягательства, а выступают в роли помощников, выполняют различные поручения. Рецидивистов среди лиц, совершающих общеуголовные террористические акты, примерно 70%, для большинства из них характерен криминальный профессионализм. Основной мотив рассматриваемых актов — корыстная мотивация, корыстная страсть.

     

    Список использованной литературы

     

  5. Декларация ООН от 9 декабря 1994 г. «О мерах по ликвидации международного терроризма» // Действующее международное право. Т. 3.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 90 — 94.
  6. Международная конвенция по предотвращению и наказанию актов терроризма 1937 г. // Действующее международное право. Т. 3.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 90 — 94.
  7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 дек.
  8. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 27.07.2010 № 195 -ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

    ФЗ «О противодействии терроризму» в ред. ФЗ от 27.07.2010№ 197-ФЗ // СЗ РФ. 13.03.2006. № 11. Ст. 1146.

  9. ФЗ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О борьбе с терроризмом» в ред. ФЗ от 27.07.2010 № 197-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3808.
  10. ФЗ от 27 июля 2006 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона, ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» // Российская газета. 2006. 29 июля.
  11. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму» // СЗ РФ. 5.01.2009. № 1. Ст. 29.
  12. ФЗ от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. ФЗ от 28.09.2010 № 243-ФЗ) // СЗ РФ. № 19. Ст. 1752.
  13. Указ Президента Российской Федерации от 22 января 2001 г. № 61 «О мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» в ред. ФЗ 05.07.2009 № 743 // Российская газета. 2001.№ 14.
  14. Абельцев С.Н. Проблемы криминального насилия (защита граждан от преступных посягательств) Коломна, 2002.
  15. Аванесов Г.А. Наука криминология: накопленный опыт, современные проблемы, перспективы развития // Криминологический журнал. 2004. № 1.
  16. Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М., 2003.
  17. Баранов П.П. Государственная политика борьбы с терроризмом: региональные аспекты и проблемы правового обеспечения // Антитеррор. 2002. № 1.
  18. Боков А.В. Классификация террористических актов и типология террористов // Антитеррор. 2003.
  19. Боков А.В. Организация борьбы с преступностью. М., 2003.
  20. Боровинков В. Преступления против общественной безопасности: вопросы ответственности и совершенствования законодательства // Уголовное право. 2006. № 4. С. 9-12.
  21. Галкин А. Ю. Проблемы квалификации объективной стороны состава
  22. Вахрушев С.А., Елинский А.В. Терроризм в России. Исторический аспект: 200 лет МВД России. Руза, 2002.
  23. Галкин А.Ю. Состав террористического акта в рамках последних изменений статьи 205 Уголовного кодекса Российской Федерации // Грамота, 2009. № 1 (2). C. 28-30.
  24. Гринько С. Д. Совершенствование уголовного законодательства об ответственности за терроризм // Российская юстиция. 2006. № 6. С. 51-52.
  25. Гундарь Е.С. Терроризм как форма политического экстремизма // Антитеррор. 2003. № 1.
  26. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 4. М., 2010.
  27. Замковой В.И., Ильчиков М..З. Терроризм — глобальная проблема современности, М., 2003.
  28. Емельянов В.П. Терроризм как деяние и состав преступления. Харьков. 1999.
  29. Исаков А.С. Экстремизм и террористические преступления. В кн.: Терроризм. Уголовно-правовое исследование: Сборник научных трудов. М., 2003.
  30. Емельянов В.П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования: Уголовно-правое исследование. М., 2002.
  31. Емельянов В.П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования. СПб., 2002.
  32. Кибальник А.Г. Понятие терроризма в международном уголовном праве // Антитеррор. 2002. № 1.
  33. Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации / Радченко В.И. М., 2010.
  34. Корецкий Д.А. Идеологические проблемы борьбы с преступностью // Законность. 2004. № 5.
  35. Ласкин Ю.И. Террористические преступления общеуголовного характера // Вестник Ставропольского государственного университета. 2008. № 2.
  36. Мальцев В. Ответственность за терроризм // Российская юстиция. 1994. № 11.
  37. Мусаелян М. Ф.  Терроризм (ст. 205 УК) // Суд присяжных: квалификация преступлений и процедура рассмотрения дел: Научно-практическое пособие / Под ред. А.В. Галаховой. М, Норма, 2006.  С. 17.
  38. Овчинникова Г.В. Терроризм. Спб, 1998.
  39. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 2010.
  40. Орлов В.Г. Опыт борьбы с террторизмом в России. В кн.: Терроризм в России: Сборник статей. Краснодар, 2005.
  41. Побегайло Э.Ф, Современная криминологическая ситуация и кризис российской уголовной политики // Российский криминологический взгляд. 2005. № 1.
  42. Ревин В.П. Международный терроризм: актуальные проблемы совершенствования международного сотрудничества // Антитеррор. 2006. № 1. С. 37.
  43. Садовников С.А. Терроризм и организованная преступность: монография. М., 2007.
  44. Середин В.А. Некоторые аспекты применения оперативно-розыскной деятельности по предупреждению терроризма // Антитеррор. 2005. № 1.
  45. Соблюдение процессуальных прав лиц, обвиняемых в совершении преступлений террористического характера // Бизнес в законе. 2009. № 1. С. 381.
  46. Суворов В.Л. Международный терроризм как феномен ХХ века: эволюция форм и этапы борьбы с мировым злом // Закон и право. 1999. № 2.
  47. Шестаков Д.А. Криминология. СПб., 2006.
  48. Уголовное право. Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. М., 2010.
  49. Устинова Т. Терроризм: некоторые вопросы совершенствования законодательства и практики его применения // Уголовное право. — 2005. — № 5. – С. 60-62.
  50. Эфиров С.А. Терроризм: психологические корни и правовые оценки // Государство и право. 2000. № 5. С. 14– 18.

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.99MB/0.00039 sec

WordPress: 25.18MB | MySQL:121 | 1,788sec