Взаимодействие учреждений и органов ГУФСИН с судом и иными правоохранительными органами, средствами массовой информации, религиозными конфессиями и общественными объединениями

<

040614 1604 1 Взаимодействие учреждений и органов ГУФСИН с судом и иными правоохранительными органами, средствами массовой информации, религиозными конфессиями и общественными объединениями Взаимодействие уголовно-исполнительных инспекций (далее — УИИ) с различными государственными и иными структурами — неотъемлемая часть исполнения наказаний, альтернативных лишению свободы. ГУФСИН России непрерывно ведет работу по поиску новых, наиболее эффективных форм взаимодействия, а также совершенствованию существующих.

ГУФСИН России ежегодно в рамках существующего законодательства и нормативной базы обоих ведомств разрабатывают документы, координирующие совместную деятельность в отношении осужденных без изоляции от общества. В связи с произошедшими изменениями в нормативной базе учреждений и органов ФСИН разработана и утверждена совместным приказом инструкция о порядке взаимодействия учреждений и органов ФСИН и служб МВД, в соответствии с которой осуществляется обмен информацией, контроль за осужденными по месту жительства, ОПМ, иные мероприятия. Аппаратами по руководству службами обоих ведомств осуществляются целевые проверки взаимодействия на местах. Результаты совместной деятельности анализируются, обсуждаются на совещаниях, отражаются в обзорах.

В системе учреждений и органов ФСИН эффективно работают созданные в совместные рабочие группы по предупреждению повторной преступности. Благодаря ее деятельности удалось наладить должный контроль за осужденными. В состав группы входят руководители отделов аппаратов управления и сотрудники обоих ведомств. Основная задача — максимально быстрое реагировать на складывающуюся в определенных территориях области криминогенную обстановку. Изучаются причины высокого уровня преступности, проверяется организация взаимодействия МВД и учреждений и органов ФСИН, даются указания, оказывается практическая, методическая помощь. Итоги работы обсуждаются на совещаниях с заслушиванием лиц, ответственных за организацию работы с осужденными без лишения свободы как в учреждений и органов ФСИН, так и в МВД.

Особое место во взаимодействии занимает вопрос организации контроля за поведением несовершеннолетних осужденных. Приказами начальников учреждений и органов ФСИН за несовершеннолетними осужденными закреплены наставники из числа офицеров МВД.

По инициативе межрегиональных уголовно-исполнительных инспекций ГУФСИН России судах регулярно проводятся собрания с несовершеннолетними осужденными и их родителями по вопросам ответственности за совершение преступлений, правонарушений, занятости подростков и т.д. с участием представителей суда, прокуратуры, УИИ, ОВД, ЦЗН, КДН и др. Часто такие собрания проводятся непосредственно после состоявшегося судебного заседания, как правило, по отмене условного осуждения со снятием судимости. Одно из собраний транслировалось по местному телевидению.

ГУФСИН России осуществляет тесное взаимодействие с региональными администрациями и органами местного самоуправления. Прежде всего, это обусловлено необходимостью создания механизмов трудоустройства осужденных к исправительным и обязательным работам. В связи с этим администрациями городов и районов края заключены соглашения с ГУФСИН России об организации совместной деятельности, изданы распоряжения об определении перечня предприятий и видов работ для трудоустройства осужденных данных категорий.

ГУФСИН России ведет интенсивную работу с органами власти и местного самоуправления по созданию условий для функционирования УИИ, в первую очередь по предоставлению помещений для их размещения, которые по мере возможности администрациями выделяются. Совместно с органами и учреждениями государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних УИИ занимаются организацией обучения, трудовой деятельности, летней занятости, досуга осужденных, ведется просветительская работа и т.д.

С целью обеспечения прозрачности деятельности уголовно-исполнительной системы организовано конструктивное сотрудничество органов и учреждений ФСИН России с различными институтами гражданского общества и средствами массовой информации, с судом, иными правоохранительными органами, средствами массовых информации, религиозными конфессиями и общественными объединениями. В этих целях используются возможности региональных общественных наблюдательных комиссий, общественных советов при территориальных органах ФСИН России, религиозных организаций. 
        В настоящее время  возрастает роль общественных и религиозных организаций в обеспечении деятельности институтов условно-досрочного освобождения и помилования. 

В соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» (далее – Федеральный закон об общественном контроле) решением Общественной палаты Российской Федерации в 74 субъектах Российской Федерации были сформированы общественные наблюдательные комиссии (ОНК) общей численностью 510 человек, из которых 71 являются представителями общественных советов при 40 территориальных органах ФСИН России. 
          В соответствии с п. 2 ст. 26 Федерального закона об общественном контроле приказом ФСИН России от 28.11.2008 г. № 652 утверждено Положение о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий. Проведена соответствующая разъяснительная работа о деятельности ОНК с осужденными и лицами, заключенными под стражу. 

В 2009 году члены ОНК 69 субъектов Российской Федерации более 1100 раз посещали учреждения УИС. В 53 субъектах Российской Федерации 583 посещения проведено совместно с членами общественных советов при территориальных органах ФСИН России. 

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2006 г.т № 842 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам» в 79 субъектах Российской Федерации созданы общественные советы при территориальных органах ФСИН России (далее – ОС). 

В настоящее время численность членов ОС при территориальных органах ФСИН России, включая Общественный совет при ФСИН России, составляет 1048 человек. В состав 74 ОС включено 277 представителей неправительственных правозащитных организаций. Представительство в общественных советах имеют члены местных отделений «Российского Красного Креста», «Всероссийского общества инвалидов», «Попечительского совета УИС» «Российского детского фонда», «Гражданское общество — детям России», «Российского Союза ветеранов Афганистана», «Боевое братство», «Союза казаков», «Нет алкоголизму и наркомании», «Мемориала», Московской Хельсинской группы, многочисленные женские организации в т. ч. «Матери в защиту прав задержанных, подследственных и осужденных», «Матери против наркотиков», «Комитет солдатских матерей», «Союз женщин Республики Адыгея», «Общество социальной реабилитации», «Человек и закон», Молодежного союза юристов, «Союз Молодежи Кузбасса», республиканские и областные правозащитные центры, центры народной дипломатии по правам человека, творческие организации и многие другие. 

Для обеспечения реализации права осужденных на свободу вероисповедания, отправление религиозных обрядов в состав ОС входят по 1-2 священнослужителя. 

Составной частью деятельности ОС является оказание гуманитарной, благотворительной финансовой и материальной помощи, как осужденным, так и членам семей сотрудников. Для ее осуществления в состав ОС вовлекают представителей коммерческих структур, способных поддержать осуществление подобных программ. 

Для содействия социальной адаптации и ресоциализации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, в состав ОС включены представители органов местного самоуправления, управлений социальной защиты, департаментов федеральной государственной службы занятости населения, аппаратов уполномоченных по правам человека. Большую методическую помощь в работе ОС оказывают ветераны УИС. 

Одним из направлений работы общественных советов является участие их членов в диалоге с местными органами власти по вопросам совершенствования нормативной правовой базы в сфере соблюдения прав и законных интересов сотрудников и ветеранов УИС, а также осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах. В связи с этим во многих субъектах Российской Федерации в состав советов входят депутаты местных законодательных органов власти. 
        Для проведения лекций, бесед, консультаций, «круглых столов», вечеров вопросов и ответов по социально-правовым вопросам, разъяснению требований уголовно-исполнительного законодательства и международно-правовых актов в состав ОС избраны преподаватели высших учебных заведений, деятели культуры и искусства, известные спортсмены. 

Для своевременного и качественного исполнения своих функций проводятся постоянные посещения членами ОС учреждений УИС. За 2009 год в 74 территориальных органах ФСИН России членами ОС осуществлено 1325 посещений. Ими проводится постоянный мониторинг ситуации с обеспечением прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах. В 2009 году в ходе посещений учреждений 70 территориальных органов членами ОС проведено более 4300 индивидуальных бесед. 

В целях повышения юридической грамотности, обеспечения правовой и социальной защищенности, как осужденных, так и сотрудников УИС, членами 51 ОС проведено более 4750 юридических консультаций. 

Членами ОС проводилась работа по содействию администрации учреждений и органов УИС в организации воспитательной, культурно-массовой и спортивной работы. С участием и при поддержке членов ОС в 74 территориальных органах проведено 1969 таких мероприятий, как с осужденными, так и с персоналом УИС. 

В настоящее время в учреждениях ФСИН России функционируют 523 храма, в том числе – 471 Русской православной церкви (РПЦ), 40 исламских мечетей, 9 буддийских дуганов и 3 костела Римско-католической церкви (РКЦ). Строится еще 61 храм РПЦ. Действует 705 молитвенных комнат, в том числе 466 – РПЦ, 115 – исламских, 6 – буддийских, 1 – иудейская, 2 – РКЦ, 64 – евангельских христиан-баптистов, 49 – христиан веры евангельской (пятидесятников) и 3 – для представителей других вероисповеданий. 

В исправительных учреждениях создано 1578 религиозных общин различных конфессий, в которых насчитывается 89665 осужденных. В ряде субъектов Российской Федерации организовано 275 воскресных школ и 293 библейских и исламских курса, где проходят религиозное обучение свыше 13300 тысяч верующих осужденных. На занятиях изучается Закон Божий, осуществляется показ видеофильмов на библейские темы, проводится подготовка концертов духовной музыки. 

В течение 2009 года продолжалось строительство храмов при исправительных учреждениях. Так, в ФБУ ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл по благословению Архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна состоялось освящение Православного храма в честь иконы Казанской Божьей Матери. На территории ФБУ ИК-17 ГУФСИН России по Нижегородской области освящен храм Новомученников и исповедников Российских. В ФБУ ИК-11 ГУФСИН России по Челябинской области открыта мечеть, в ФБУ ИК-3 УФСИН России по Республике Татарстан в честь открытия мечети «Рахматулла» проведен торжественный намаз представителями Духовного Управления мусульман (ДУМ) Республики Татарстан. 

Подготовлен и направлен для согласования проект соглашения о сотрудничестве ФСИН России с Русской Православной Церковью. 12 мая 2010 года заключено соглашение о сотрудничестве с Централизованной мусульманской организацией Совет Муфтиев России. 

<

Во многих исправительных учреждениях организованы радиотрансляции проповедей, поздравлений с церковными праздниками, рассказов о христианской жизни. Библиотеки учреждений обеспечены духовной литературой, которую верующим осужденным и подследственным разрешено иметь в личном пользовании. 
        Священнослужители принимают активное участие в решении проблем освобождающихся осужденных. Одним из положительных опытов взаимодействия с РПЦ является служение в учреждениях ГУФСИН России по Нижегородской области не просто священников, а иеромонахов Благовещенского мужского монастыря г. Нижнего Новгорода, отличающихся строгостью подхода к духовной жизни и монашествующих около 20 лет.

Конструктивное взаимодействие с духовными управлениями мусульман республик Башкортостан, Дагестан, Марий Эл и Татарстан, Кабардино-Балкарской и Чеченской республик, Саратовской, Свердловской, Оренбургской, Ульяновской областей и ряда других регионов осуществляется на договорной основе. 

Реализация программы по религиозной поддержке, социальной защите осужденных иудейского вероисповедания, а также оказание им благотворительной помощи осуществляются на основе Соглашения о сотрудничестве ФСИН России с Федерацией еврейских общин России (ФЕОР). К каждому еврейскому религиозному празднику направляются адресные посылки. 
          Представители еврейских общин принимают активное участие и в судьбе осужденных других национальностей и вероисповеданий путем создания дополнительных рабочих мест и обеспечения полезной занятости осужденных. 
        Буддийскими священнослужителями осуществляется духовное окормление осужденных, содержащихся в ИУ республик Бурятия, Калмыкия, Тыва и Забайкальского края.

Во исполнение поручения Минюста России ФСИН России совместно с Синодальным отделом Московского Патриархата Русской Православной Церкви по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями (далее – Синодальный Отдел) проводятся мероприятия по организации эксперимента, в формате пилотного проекта, по включению в деятельность исправительных учреждений на штатной основе на базе УФСИН России по Республике Мордовия, Камчатскому краю, Вологодской и Саратовской областей. 

 

 

2 Международное сотрудничество в пенитенциарной области

 

 

История международного пенитенциарного сотрудничества охватывает довольно длительный период. Еще в XVIII веке стали появляться первые получившие общественное звучание идеи о возможности и необходимости обмена информацией по вопросам пенитенциарной политики и практики в межгосударственных масштабах. Этому способствовало широкое распространение в мире концепций английских основоположников пенитенциарной науки Д.Говарда и И.Бентама, прогресс пенитенциарной системы США. С середины XIX века необходимость в международном сотрудничестве в пенитенциарной области стала столь велика, что не могла не обрести определенные организационные формы.

Одной из них стали проведенные по инициативе общественности благотворительные международные тюремные конгрессы, организованные частными лицами. В 1846 году во Франкфурте состоялся первый международный тюремный конгресс, целью которого было ознакомление с национальными и международными пенитенциарными проблемами. На втором тюремном конгрессе, проходившем в 1847 г. в Брюсселе, был образован Тюремный комитет действия с местом пребывания в Париже. В 1857 году во Франции состоялся третий тюремный конгресс, где предметно обсуждался ряд пенитенциарных проблем и пути их решения. В числе других были рассмотрены социальные аспекты исполнения уголовных наказаний. Однако необходимо отметить, что на всех трех конгрессах превалировал благотворительный характер намечаемых мер.

Осознание государственного участия в решении пенитенциарных проблем на международном уровне, в том числе в области социальной политики в отношении осужденных к лишению свободы, привело к объединению усилий правительств ряда стран. Под эгидой межправительственной комиссии (1872 г. — комиссия представителей государств, с 1878 г. — международная пенитенциарная комиссия, затем Международная уголовная и пенитенциарная комиссия) было проведено еще двенадцать тюремных конгрессов — в Лондоне (1872 г.), Стокгольме (1878 г.), Риме (1885 г.), Петербурге (1890 г.), Париже (1895 г.), Брюсселе (1900 г.), Будапеште (1905 г.), Вашингтоне (1910 г.), Лондоне (1925 г.), Праге (1930 г.), Берлине (1936 г.), Гааге (1950 г.).

На этих двенадцати конгрессах был принят ряд международных актов по совершенствованию пенитенциарного дела — резолюций, носивших для государств рекомендательный характер. Принятые документы позволили ускорить прогресс в пенитенциарной сфере и стандартизировать отдельные аспекты ее функционирования. Особый интерес представляют обсуждение социальных проблем пенитенциарной политики и практики, в том числе участия общественности в ресоциализации преступников, и рекомендации создать во всех местах заключения наблюдательно-попечительские органы.

На рубеже XIX — XX веков во многих государствах: США, Великобритании, Германии, Швеции и Франции наряду с широким распространением гуманистических, демократических идей наступил период интенсификации производственных отношений, усиления эксплуатации, массового обнищания и т. п., что привело к необходимости, с одной стороны, защиты прав и свобод наемных рабочих, с другой — социальной помощи малоимущим, нищим, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в специальной поддержке, опеке и защите.

Особым объектом внимания во всем мире стали осужденные (заключенные) как одна из наименее защищенных групп населения. Пенитенциарные учреждения и содержащиеся в них осужденные (заключенные) становятся предметом специальной социальной заботы государственных, общественных и религиозных организаций во всем мире. Важная роль в обеспечении прав заключенных в местах лишения свободы, в том числе и права на социальное обеспечение, принадлежит международным соглашениям и рекомендациям Организации Объединенных Наций в области защиты прав человека и борьбы с преступностью.

Под эгидой ООН проводятся международные конгрессы по проблемам предупреждения преступлений и обращения с правонарушителями, разрабатываются и принимаются международно-правовые документы ООН в области отношения к осужденным, в которых акцентируется внимание на то, что любые изменения в социально-экономической структуре должны сопровождаться надлежащими реформами в области уголовного правосудия, обеспечивающими соответствие пенитенциарной системы основным ценностям и целям общества, а также устремлениям международного сообщества.

Среди документов ООН следует, прежде всего, выделить Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, которая содержит в основном нормы рекомендательного характера. В ней в том числе определено, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам).

В «Минимальных стандартных правилах ООН по обращению с заключенными» 1995 г. (а также в европейском варианте — Европейских пенитенциарных правилах — ЕПП) были определены основные направления социальной политики в отношении осужденных (заключенных). Она основана на принципах уважения человеческого достоинства, справедливого обращения, обеспечения самоуважения, защите прав осужденных и соблюдении международных стандартов.

В этом международном документе указывается, что «в обращении с заключенными следует подчеркивать не их исключение из общества, а то обстоятельство, что они продолжают оставаться его членами. Общественные организации следует поэтому привлекать всюду там, где это возможно, к сотрудничеству с персоналом заведений в целях возвращения заключенных к жизни в обществе. При каждом заведении следует иметь социальных работников, заботящихся о поддержании и укреплении отношений заключенного с его семьей и с могущими принести ему пользу социальными организациями. Следует принимать меры для того, чтобы заключенные могли сохранять за собой максимум совместимых с законом и условиями из приговора прав в области их гражданских интересов, социального обеспечения и других социальных льгот»*(5).

Таким образом, проблемы распространения на осужденных к лишению свободы, как, впрочем, и к другим видам наказаний, права на социальное обеспечение носили глобальный характер, а их решение диктовало необходимость совместных усилий как на уровне мирового сообщества, так и отдельного государства. История развития цивилизации привела не только к утверждению понимания человеческих прав всех граждан, в том числе отбывающих наказание в местах лишения свободы, но и к их законодательному признанию в текстах основополагающих документов наиболее авторитетных международных и государственных организаций.

Следующим важным шагом на пути сотрудничества стран в разработке международных стандартов, в том числе и в области социального обеспечения, явилась принятая 18 октября 1961 года Европейская социальная хартия, которая была призвана выполнять функции регионального аналога Всеобщей декларации прав человека в области социальных прав (а не социально-экономических). Хотя в европейской литературе до сего времени социальные права рассматриваются иногда и как права трудовые.

Европейская социальная хартия является детищем Совета Европы и служит для гарантии прав и свобод, не включенных в Европейскую Конвенцию 1950 г., которая защищает только гражданские и политические права.

Такой подход был обусловлен тогдашними приоритетами и тактикой. Защита социальных прав оказалась в равной степени важной для реализации полного спектра международно признаваемых прав человека. Таким образом, вместе эти два документа обеспечивают для физических лиц в западной части Европы соблюдение основных прав человека, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека.

Для достижения провозглашенной в Хартии цели укрепления европейского единства в социальной области путем принятия общего для всех Договаривающихся Сторон свода основных обязательств предусматривается, что Договаривающиеся Стороны должны принять в полном объеме обязательства в отношении по крайней мере пяти из семи конкретно указанных в Хартии статей. Этими статьями являются:

статья 1: Право на труд;

статья 5: Право на объединение;

статья 6: Право на заключение коллективных договоров;

статья 12: Право на социальное обеспечение;

статья 13: Право на социальную и медицинскую помощь;

статья 16: Право семьи на социальную, правовую и экономическую защиту;

статья 19: Право трудящихся-мигрантов и их семей на защиту и помощь.

Таким образом, статья 12, относящаяся к числу «основных положений», касается права, реализация которого требует значительных расходов со стороны государства. Учитывая, что уровни заработной платы и социальных выплат в каждой стране разные и обусловлены природными ресурсами, демографической ситуацией, степенью экономического развития, национальными традициями и другими факторами, выровнять которые посредством какой-либо глобальной акции невозможно, Комиссия по социальному обеспечению, которая является специализированным органом ЕЭС, осуществляет сбор информации, проводит различные исследования, составляет сравнительные таблицы по видам социального обеспечения и представляет ежегодные доклады о социальном положении в ЕЭС и пр.

Согласно пункту 1 статьи 12 страны, подписавшие Хартию, обязуются «создать или обеспечить функционирование системы социального обеспечения». Здесь необходимо отметить, что в ходе последних заседаний Комитет независимых экспертов выражал озабоченность по поводу того, что Договаривающиеся Стороны стремятся ограничить постоянный рост расходов на социальное обеспечение, обусловленный демографическими изменениями (увеличением доли старших возрастов в общей численности населения), последствия которых усугубляются спадом в экономике многих европейских стран.

Согласно пункту 2 статьи 12 страны, подписавшие Хартию, обязуются «поддерживать систему социального обеспечения на удовлетворительном уровне». Под «более высоким уровнем» понимается уровень выше того, который необходим для ратификации Конвенции МОТ N 102 о минимальных нормах социального обеспечения (1952 года).

Здесь же необходимо, хотя бы вкратце, прокомментировать ст.13 Хартии, провозглашающую право на социальную и медицинскую помощь. При подготовке текста ст. 13 авторы стремились «отказаться от старых представлений о помощи, связанных с понятием благотворительности». Проблема, с которой пришлось столкнуться Комитету независимых экспертов, состояла в том, чтобы отличить социальную помощь от социального обеспечения, поскольку между ними нет четкой грани. Один из способов состоит в определении того, имеют ли лица, удовлетворяющие определенным объективным критериям, право на один и тот же уровень пособий, или же решение о размере пособий принимается на основе индивидуальных потребностей с учетом конкретных обстоятельств.

Так, применительно к Мальте, которая приняла на себя все обязательства по ст.13 и лишь часть обязательств по ст.12, Комитет принял во внимание тот факт, что пенсии по возрасту, а также пенсии, выплачиваемые слепым и инвалидам, рассматривались Мальтой в качестве социальной помощи.

Согласно пункту 1 статьи 13 страны, подписавшие Хартию, обязуются «обеспечить, чтобы любому лицу, которое не имеет достаточных средств к существованию и которое не может ни обеспечить их собственными силами, ни получить их из других источников, в частности в виде пособий в рамках социального обеспечения, предоставлялась соответствующая помощь, а в случае болезни — уход, необходимый в его состоянии». Хотя Комитет независимых экспертов не определил, что понимается под словами «достаточных средств к существованию», из его оценок национальных докладов следует, что то или иное лицо подпадает под действие п.1 ст.13, если оно не имеет достаточных средств для удовлетворения своих первоочередных потребностей (с учетом стоимости и уровня жизни на территории соответствующей страны).

Совершенно очевидно, что сейчас Российская Федерация должна строить свою политику с учетом принципов, изложенных в Европейской социальной хартии, а затем и ратифицировать ее, так как одним из жизненно важных внешнеполитических интересов современной России является ее стремление стать полноправным членом Европейского сообщества и «проживать в общем европейском доме». Особое значение ратификации этого документа для граждан Российской Федерации связано с теми обязанностями, которые государство, подписав Хартию, обязуется перед лицом Совета Европы выполнять, и тем контролем, который его органы могут применять в области выполнения государством взятых на себя обязательств.

Нельзя забывать, что по относительному количеству заключенных Россия занимает сегодня первое место в мире, и в заключении N 193 ПАСЕ по заявке России на вступление в Совет Европы (п.7.9) закреплены международные обязательства России по безотлагательному улучшению условий содержания заключенных и охране их прав в период отбывания наказания, в том числе прав трудовых и социальных.

Резолюцией 2 Комитета Министров от 1 февраля 1962 года об избирательных, гражданских и социальных правах государствами — членами Совета Европы было утверждено право заключенных на социальное обеспечение: «Когда заключенный получил право на пособия по социальному обеспечению до своего заключения, то оно не может быть аннулировано самим фактом заключения. Заключенный, насколько это возможно, должен сохранять свое право на эти пособия в течение заключения; в этой связи должны быть отданы все соответствующие распоряжения. За исключением пенсий, на которые заключенные имеют право в силу взносов, уплачиваемых только ими, выплата пособий заключенному может быть прекращена или сокращена в период заключения, но пособия на детей следует продолжать выплачивать непосредственно им без согласия или с согласия заключенного».

Выполнение данных рекомендаций и приведение уголовно-исполнительного законодательства зарубежных стран в соответствие с международно-правовыми актами, способствовали повышению уровня законности и ответственности пенитенциарных администраций в осуществлении тесного сотрудничества с социальными службами и общественными организациями, призванными помочь заключенным и освобождаемым из мест лишения свободы.

Таким образом, положения международно признанных норм в области социального обеспечения осужденных к лишению свободы представляют собой неотъемлемую часть правовой системы и социальной политики каждого суверенного государства с учетом его социально-экономических условий, а также этнических, религиозных, культурно-исторических факторов.

Обязательным требованием международного сообщества является проведение социальной работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях для оказания социальной помощи в организации культурных и общеобразовательных мероприятий (включая заочное обучение), консультаций заключенных по правовым вопросам, помощь в устройстве на работу и поисках жилья после освобождения, разъяснение религиозных вопросов и т. д., способствующей незамедлительному воспитательному процессу. «: с самого начала отбывания срока заключения следует думать о будущем, которое ждет заключенного после его освобождения» (ст.80 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными).

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что международное сообщество рассматривает личность осужденного к лишению свободы не только в плане достижения целей уголовного наказания, но и в плане социальном, то есть обеспечения его естественных социальных благ.

В большинстве европейских стран к гражданам весьма осторожно применяют такой вид наказания, как лишение свободы за преступления средней тяжести или малозначительные, справедливо полагая, что в большинстве случаев изоляция человека от общества вовсе не способствует его перевоспитанию или исправлению. Изолируя преступников, государство существенно ограничивает их возможность самостоятельно, посредством трудовой деятельности удовлетворять свои материальные и иные жизненно важные социальные потребности в период отбывания наказания в местах лишения свободы.

Комитетом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями были разработаны процедуры эффективного осуществления Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, одобренные резолюцией ЭКОСОС 1984/47 от 25 мая 1984 года. В этом документе всем государствам, законы которых не соответствуют Минимальным стандартным правилам, предлагается принять их и воплотить в национальном законодательстве. Седьмым Конгрессом ООН были приняты стандартные минимальные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

Этот международный документ, известный как «Пекинские правила», был утвержден Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией 40/33 от 10 декабря 1985 года. В нем в обобщенном виде обозначены подходы к обращению с несовершеннолетними осужденными. Одним же из наиболее объемных и подробных документов, созданных под эгидой ООН в сфере обращения с несовершеннолетними правонарушителями, являются Минимальные стандартные правила обращения с несовершеннолетними, лишенными свободы, утвержденные Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 45/115 от 10 декабря 1990 года.

Согласно этим документам в отношении несовершеннолетних осужденных проведение социальной работы требует достижения дополнительных целей, то есть «обеспечение опеки, защиты, образования и профессиональная подготовка с целью оказания им помощи для выполнения социально полезной и плодотворной роли в обществе» (ст.26.1 Пекинских правил). Следовательно, социальная работа в исправительных учреждениях для несовершеннолетних должна не только решать задачу ресоциализации личности, но и обеспечивать ее гармоничное развитие, не уступающее по качеству развитию их сверстников. В противном случае, по замечанию бывшего председателя Верховного Суда США Рамзея Кларка: «Любая тюрьма может оказаться просто еще одним рассадником преступности — местом, где содержатся трудные ребята».

Достижение дополнительных целей при проведении социальной работы с несовершеннолетними, отбывающими наказание в исправительных учреждениях, осуществляется в рамках специального статуса личности несовершеннолетнего. Этот процесс имеет два направления:

– обеспечение естественных социальных благ (опека, дополнительные права и льготы, культурно-оздоровительные мероприятия и т. д.);

– приобретение новых для себя прав (образование, профессия, право на заключение брака и т. д.).

В 1989 году в Вене представители государств — участников СБСЕ (ныне — ОБСЕ) подписали итоговый документ, в котором содержатся обязательства названных государств соблюдать международные стандарты обращения с заключенными. Среди проблем, рассматривавшихся в Вене, отдельно обсуждался вопрос об улучшении обращения с лицами, лишенными свободы в любой форме, а также о соблюдении в отношении этой категории граждан международно признанных стандартов, в том числе в области социального обеспечения.

Положения названного документа ко многому обязывают государства — участников ОБСЕ и международных Пактов о правах человека, в том числе и Россию. В соответствии с указанными положениями 22 ноября 1991 года была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, в которой была провозглашена преимущественная сила общепризнанных международных норм, относящихся к правам человека перед законами России. К числу документов, содержащих общепризнанные нормы в области прав человека, относятся и те, в которых устанавливаются международные стандарты обращения с заключенными.

Следует отметить, что действующее в нашей стране уголовно-исполнительное законодательство в целом соответствует требованиям, сформулированным в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными и в других международных пактах, а в ряде случаев оно значительно прогрессивнее. Это, прежде всего, относится к образованию и профессиональной подготовке осужденных.

 

Задача

 

После пребывания в карантинном отделении заключенный Кедров был распределен приказом начальника исправительного учреждения в 3-й отряд. По прибытии начальник отряда поместил его в общежитие со злостным нарушителем установленного порядка – заключенным Ивановым. Заключенный Кедров поинтересовался: кто является злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Дать ответ за начальника отряда.

 

Ответ

Согласно ч. 1, 2 ст. 1221 УИК РФ в общежитиях проживают осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в обычных и облегченных условиях в исправительных колониях общего режима.

Согласно п. 8 Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (в ред. Приказов Минюста РФ от 03.03.2008 N 48, от 12.02.2009 N 39, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 02.03.2006 № ГКПИ06-54) решение о распределении осужденных по отрядам (камерам) с учетом их личностных особенностей, привлечении их к труду, обучению в системе общего и профессионального образования принимается комиссией ИУ, возглавляемой начальником учреждения. В состав комиссии включаются представители служб — оперативной, безопасности (в тюрьме — режима и охраны), воспитательной, психологической, социальной, медицинской, производственной и других. Состав комиссии и ее решение объявляются приказом за подписью начальника учреждения.

Как видим, в законодательстве отсутствуют требования сообщения и обоснования решений комиссии по приему осужденных, поэтому на вопрос заключенного Кедрова начальника отряда не вправе дать какой либо ответ.

 

 

 

Список использованных нормативных актов и литературы

 

  1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Международное право в документах. М., 2006.
  2. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 2008. С. 150 – 207.
  3. Европейская Конвенция по предупреждению пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г. // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 2008. С. 150 – 207.
  4. Европейские пенитенциарные правила, объявленные рекомендацией № К (87) 3 Комитета министров Совета Европы от 12 февраля 1987 г. // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 2008. С. 150 – 207.
  5. Резолюция Комитета министров Совета Европы относительно избирательных, гражданских и социальных прав заключенных от 1 февраля 1962 г. // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 2008. С. 150 – 207.
  6. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 25 декабря 1993 г.
  7. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ в ред. ФЗ от 29.03.2010 № 36-ФЗ // СЗ РФ.1997. № 2. Ст. 198
  8. Федеральный закон от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» // СЗ РФ. 2008. № 24. Ст. 2789.
  9. Указ Президента Российской Федерации от 04.08.2006 т № 842 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам» // СЗ РФ. 2006. № 32. Ст. 353.
  10. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (в ред. Приказов Минюста РФ от 03.03.2008 N 48, от 12.02.2009 N 39, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 02.03.2006 № ГКПИ06-54) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». 2005. № 47.

  11. Положение о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий: утверждено Приказом ФСИН России от 28.11.2008 г. № 652 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. № 4.
  12. Уголовно-исполнительное право / Под ред. А.А. Игнатьева. М., 2010.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.97MB/0.00130 sec

WordPress: 22.45MB | MySQL:123 | 1,736sec