НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ СЕКСУАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

<

090114 0138 1 НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ СЕКСУАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В 18-ой главе сконцентрированы статьи, сходные по видовому объекту посягательства.

Объектом для этой группы является половая свобода и половая неприкосновенность. В ст. 134, 135 УК, а также в п. «д» ч. 2 ст. 131 УК (изнасилование заведомо несовершеннолетней), п. «в» ч, 3 ст. 131 УК (изнасилование потерпевшей, заведомо не достигшей четырнадцатилетнего возраста), п. «д» ч. 2 ст. 132 и п. «в» ч. 3 ст. 132 УК (насильственные действия сексуального характера в отношении заведомо несовершеннолетних и лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста) дополнительным объектом является нормальное физическое и нравственное, развитие детей и подростков.

По объекту посягательства половые преступления следует отграничивать от преступлений против общественного порядка, например, хулиганства (ст. 213 УК), и преступлений против жизни и здоровья. Названные преступления в определенных случаях образуют реальную совокупность (например, ст. 213 и 131 УК, ст. 105 и 131 УК) либо конкурируют между собой как часть (ст. 115, 116 УК) и целое (ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132 УК).

Характеристику потерпевших от данных преступлений целесообразно давать по конкретным статьям Уголовного кодекса, ограничившись указанием лишь на то, что, по смыслу ,кона, таковыми могут быть женщины и мужчины, несовершеннолетние и малолетние.

Следует отметить в связи с этим, что право на половую неприкосновенность и половую свободу предоставлено всем лицам и в равной степени обеспечивается уголовным законом, независимо от пола и возраста.

Объективная сторона характеризуется противоправными действиями виновных. Составы (основные) — формальные. Преступление считается оконченным при совершении действий. Квалифицированные составы в ст. 131 и 132 УК содержат указания на последствия от совершаемых действий, то есть относятся к материальным. Для правильной квалификации необходимо установление причинной связи между действиями виновных и наступившими последствиями.

Субъективная сторона для всех преступлений, названых в настоящей главе, характеризуется прямым умыслом. Мотивы — чаще сексуальной направленности, но могут быть иными, например, бытовой мести, по найму и другие. Их становление по конкретным составам преступлений учитывается для криминологической характеристики личности преступника и индивидуализации наказания.

Субъект преступления определить однозначно невозможно. В зависимости от конструктивных признаков той или иной статьи субъекты различаются по возрасту, наличию иных признаков, позволяющих отнести к специальным.

Содержащиеся в этой главе составы преступления имеют неодинаковую степень общественной опасности, в связи с чем целесообразно классифицировать их на две группы: 1) насильственные посягательства на половую неприкосновенность и половую свободу личности (изнасилование и насильственные действия сексуального характера — ст. 131 и 132 УК), представляющие наиболее высокую степень общественной опасности, которая зависит не только от важности объекта посягательства, но, главным образом, от способа совершения преступления, наличия целого ряда отягчающих обстоятельств, сопряженности действий с наиболее тяжким посягательством против личности — убийством; 2) ненасильственные половые преступления (понуждение к действиям сексуального характера; половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 14-летнего возраста; развратные действия — ст. 133, 134, 135 УК).

Насильственные действия сексуального характера – это новый состав преступления, введенный в УК РФ 1996 г. Общественная опасность данного преступления состоит в посягательстве на половую неприкосновенность и половую свободу не только женщин, но и мужчин. Кроме того, уголовно наказуемым является и лесбиянство, за которое ранее женщины к уголовной ответственности не привлекались.

Насильственные действия сексуального характера влекут уголовную ответственность наравне с изнасилованием, так как в этом случае страдают те же объекты уголовно-правовой охраны, что и при изнасиловании. Тяжесть анализируемого преступления справедливо соотнесена с тяжестью действий, названных в ст. 131 УК, независимо от того, чья половая неприкосновенность, половая свобода (женщины или мужчины) в страдает от сексуальных действий.

Объективная сторона по ч. 1 ст. 132 УК характеризуется довершением мужеложства, лесбиянства и других насильственных действий сексуального характера.

Мужеложство (разновидность гомосексуализма, педерастия) состоит в насильственном удовлетворении половой страсти путем полового сношения мужчины с мужчиной (реr anus).

Лесбиянство (сафизм, трибалия) представляет собой насильственное удовлетворение половой страсти путем общения женщины с женщиной, воздействующей на эрогенные зоны тела партнерши, имитации полового акта, совершения других любострастных действий руками и другими органами и частями тела (орально-генитальные контакты, удовлетворение сексуальных потребностей с помощью различных приспособлений — искусственных фаллосов, вибраторов, мастурбации, петтинга, фроттажа и т. д.).

Иные действия сексуального характера охватывают все другие (кроме мужеложства и лесбиянства) насильственные эротические формы половой активности, независимо от полового признака партнеров. Действия сексуального характера в зависимости от способа можно разделить на две самостоятельные группы: 1) совершаемые в виде полового акта; 2) совершаемые путем воздействия на тело без признаков полового акта.

Состав ч. 1 ст. 132 УК — формальный. Уголовно наказуемым является само деяние, если оно совершается с физическим либо психическим насилием. Понятие названных видов насилия не отличается от аналогичных понятий, данных при характеристике объективной стороны ст. 131 УК.

С субъективной стороны насильственные действия сексуального характера совершаются с прямым умыслом. Виновный сознает общественную опасность своих насильственных действий, преследующих цель — удовлетворение половой страсти, и желает их совершения,

Основным мотивом преступления является удовлетворение половой страсти.

Субъект преступления по ст. 132 УК — общий, лицо, достигшее к моменту совершения преступления 14 лет (ст. 20 УК).

Сопоставление ч. 2 и 3 ст. 132 УК с аналогичными частями ст. 131 УК показывает, что называемые в них квалифицирующие признаки полностью совпадают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. получение взятки

 

Ответственность за получение взятки ранее предусматривалась ст. 173 УК 1960 г. В отличие от ранее действовавшего законодательства Уголовный кодекс 1996 г. внес существенные изменения в объективные признаки деяния: дан перечень ценностей, могущих быть предметом взятки, более подробно характеризуется само деяние и, наконец, предусмотрен новый квалифицирующий это преступление признак (ч. 3 ст. 290 УК). По существу в ст. 290 УК 1996 г. получение взятки разделено на два вида: получение взятки за действия (бездействие), входящие в служебные полномочия должностного лица (ч. 1), и получение взятки за незаконные действия (ч. 2)1.

<

Получение взятки — типичное коррупционное преступление, подрывающее демократические устои и правопорядок, причиняющее существенный ущерб правильному функционированию органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а равно авторитет этих органов. Несмотря на распространенность этого преступления, удельный вес его в общей структуре преступности составил в 1998 и 1999 гг. — 0,2%, в 2000 г. было выявлено 6871 случаев взяточничества. В 2001г. было зарегистрировано 4 281 случай получения Взятки. Наибольшее число из них в 1998 г. было выявлено в Москве (437), Краснодарском крае (285), Московской области (217)2.

Взятка — это материальные ценности, а равно различного рода выгоды или услуги материального характера, незаконно получаемые должностным лицом за использование своих должностных полномочий в интересах дающего.

Непосредственным объектом получения взятки являются общественные отношения, составляющие содержание нормальной, в соответствии с законом, деятельности конкретного звена государственного аппарата или аппарата местного самоуправления.

Предметом взятки, согласно ст. 290 УК, являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, выгоды имущественного характера.

Относительно выгод имущественного характера в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» говорится, что таковыми «могут быть выгоды или услуги, …оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т. п.)»1. Выгодами имущественного характера являются также: занижение стоимости передаваемого имущества приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами, предоставление квартир, перевод денежных средств с банковских счетов в наличные, организация поездок в качестве консультантов с завышенной оплатой, оформление фиктивного контракта на работу, оплата долгов и т. п.

Получение должностным лицом различных услуг нематериального характера не может в Соответствии со ст. 290 УК рассматриваться как получение взятки (например, положительный отзыв на работу, рекомендации).

В доктрине уголовного права неоднократно поднимался вопрос о минимальном размере денежного вознаграждения, которое можно рассматривать как получение взятки. Так, в одном из учебников по уголовному праву предлагается, взяв за основу положения ст. 575 ГК, считать верхним пределом минимального размера материального вознаграждения должностного лица, превышение которого должно признаваться получением взятки, сумму, превышающую в пять раз минимальный размер заработной платы на момент получения вознаграждения2. В другой работе говорится, что согласно Гражданскому кодексу, в котором «речь идет о подарках государственным служащим на сумму более пяти минимальных размеров оплаты труда, не могут применяться к случаям дачи взятки, кроме одной (взятки-благодарности), которая будет рассмотрена ниже»1. Однако далее в этой работе вопрос о минимальном размере взятки не обсуждается.

С объективной стороны рассматриваемое преступление совершается путем получения должностным лицом лично или через посредника предмета взятки либо за действие (бездействие), входящее в служебные полномочия этого лица, либо за способствование таким действиям (бездействию), либо за общее покровительство или попустительство по службе.

Получение взятки лично или через посредника означает, что взятка вручается непосредственно взяткодателем должностному лицу или передается от имени взяткодателя каким-либо лицом, например, родственником, знакомым. В последнем случае передача взятки должна иметь место либо с ведома должностного лица, либо осознаваться им, за что ему вручается взятка. В качестве посредника всегда выступает физическое лицо, даже в случаях дачи взятки в завуалированном виде, например, под видом ссуды, фиктивно оформленной страховки, фиктивного трудового соглашения, предоставления беспроцентного кредита банком и т. п.

Характеризуя объективную сторону получения взятки, законодатель в первую очередь называет совершение должностным лицом таких действий (бездействия), которые входят в его служебные полномочия.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 февраля 2000 г. разъяснил, что в данном случае имеются в виду такие действия должностного лица, «которые он правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями» (п. 10). Следовательно, должностное лицо не нарушает своих служебных обязанностей и не выходит за пределы предоставленных ему полномочий, его действия законны.

В этом случае (ч. 1 ст. 290 УК) получение взятки характеризуется менее высокой (по сравнению с деяниями, предусмотренными частями 2, 3 и 4 ст. 290 УК), степенью опасности и вполне обоснованно отнесено законодателем к преступлениям средней тяжести. Вместе с тем получение должностным лицом незаконного вознаграждения даже при совершении им законных действий существенно подрывает авторитет органов государственной власти, управления, местного самоуправления в глазах населения, создает впечатление, что должностные лица принимают законные решения только при уплате им вознаграждения.

Другим видом использования служебного положения является такое способствование действиям (бездействию) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, которое должностное лицо может оказать в силу своего должностного положения. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. «под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны указанных должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя» (п. 4).

Использование таким лицом личных или родственных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование служебного положения.

Третьим видом использования служебного положения в ч. 1 ст. 290 УК названо общее покровительство или попустительство по службе. Для обеспечения общего покровительства вознаграждение, как правило, вручается не один раз, а на протяжении какого-то периода времени, Это могут быть систематические подношения начальствующему лицу, должностному лицу вышестоящего органа за благоприятное отношение в целом в решении различных вопросов в пользу взяткодателя. Получение взяток за общее покровительство предполагают, например, незаслуженное поощрение, необоснованное повышение в должности, совершение других действий, не вызываемых необходимостью. Особую опасность представляет общее покровительство со стороны должностных лиц государственных, в частности, правоохранительных органов в отношении криминалитета и представителей организованной преступности, которые проявляют большой интерес к коррумпированию правоохранительных органов. Поданным исследований, организованные преступные сообщества тратят от 30 до 50% преступно нажитых средств на коррумпированных функционеров государственного аппарата1.

Попустительство со стороны должностного лица, получившего взятку, означает непринятие мер в отношении находящегося в его подчинении по службе лица, неправильно или недобросовестно выполняющего свои служебные или профессиональные обязанности, например, «непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия» (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 36).

В доктрине уголовного права неоднократно поднимался вопрос об обусловленности взятки. Большинство ученых обусловленность взятки не относят к ее обязательным признакам. Это мнение основывалось на постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве»2 (отмененного в связи с принятием постановления от 10 февраля 2000 г., № 6), указывавшего, что предварительной обусловленности взятки и предварительной договоренности о даче-получении взятки не требуется.

С учетом изменений, внесенных законодателем в понятие «получение взятки», некоторые ученые считают обусловленность взятки обязательным признаком использования должностным лицом своих служебных полномочий в пользу взяткодателя. «УК 1996 г. напрямую связывает действия с получением взятки. Стало быть, обусловленность действий взяткой должна составлять необходимое условие ответственности за данное преступление. Ведь суть его в подкупе должностного лица. И если такой обусловленности нет, нет и состава получения взятки»3.

Существует и противоположная позиция: взятка «может являться и незаконной материальной благодарностью, вознаграждением за уже содеянное, хотя никакой договоренности об этом вознаграждении не было и его получатель совершал должностное действие (бездействие), не рассчитывая на последующее вознаграждение»1. При таком решении вопроса, учитывая к тому же отсутствие минимального размера подношения, вручение должностному лицу не обусловленного заранее вознаграждения за совершение им законных действий (например, бутылка шампанского) должно влечь уголовную ответственность как, должностного лица, так и лица, вручившего этот презент. Поэтому представляется обоснованным следующее мнение: «Взятка-вознаграждение имеет место лишь тогда, когда получение вознаграждения было обусловлено до совершения действий (бездействия) в пользу взяткодателя. Если же должностное лицо совершило какие-то действия по службе в пределах своей компетенции, которые не были обусловлены вознаграждением, а затем такое вознаграждение получено, его действия не выходят за рамки дисциплинарного проступка и могут влечь дисциплинарную, а не уголовную ответственность»2.

Получение взятки считается оконченным преступлением с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей. В случаях, когда должностное лицо отказалось принять взятку, взяткодатель или лицо, передающее предмет взятки, должны привлекаться к ответственности за покушение на дачу взятки.

Состав получения взятки сконструирован по типу формальных, поэтому совершение или несовершение должностным лицом обусловленных взяткой действий (бездействия) находится за пределами рассматриваемого состава преступления и на квалификацию по ст. 290 УК не влияет.

С субъективной стороны получение взятки предполагает наличие прямого умысла. Должностное лицо сознает, что получает незаконное вознаграждение либо за совершение в пользу взяткодателя действий (бездействия), входящих в его служебные полномочия, либо за способствовавшие таким действиям в силу своего должностного положения, либо за общее покровительство или попустительство по службе, и желает, эти деньги получить. Совершается это преступление по корыстным мотивам.

В случаях, когда должностное лицо, получая материальные ценности, вводит в заблуждение передающего их, утверждая, что ценности передаются за работу в виде штрафа и т. п., то такие действия получением взятки не являются.

Субъектом получения взятки может быть только должностное лицо. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. отмечается, что не являются субъектами получения взятки, работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным и административно-хозяйственным функциям.

Частью 2 ст. 290 предусмотрена ответственность за квалифицированный вид получения взятки. Признаком, квалифицирующим рассматриваемое деяние, является получение должностным лицом взятки за незаконные действия.

Под незаконными действиями, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 февраля 2000 г. № 6, подразумеваются неправомерные действия, которые не вытекали из служебных полномочий должностного лица или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие признаки преступления или иного правонарушения (п. 9).

Таким образом, под признаки ч. 2 ст. 290 УК подпадают действия, во-первых, выходящие за пределы полномочий должностного лица, но которые он мог совершить благодаря своему служебному положению (например, внеочередное предоставление квартиры за взятку), и, кроме того, могущие являться правонарушением, за исключением преступления (например, дисциплинарным проступком); во-вторых, совершенные вопреки интересам службы, что при наличии существенного нарушения правоохраняемых интересов свидетельствует о наличии, злоупотребления должностными полномочиями, а равно совершение иного преступления, например, служебного подлога (ст. 292 УК). В этих случаях содеянное должно квалифицироваться по совокупности.

Другим квалифицирующим получение взятки признаком является совершение деяния, предусмотренного ч. 1 или 2 ст. 290 УК, лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 3 этой статьи). Лица, занимающие такие особо ответственные должности, обладают более широкими полномочиями по сравнению с другими должностными лицами и, следовательно, использование ими своих полномочий в интересах взяткодателя характеризуется повышенной степенью общественной опасности.

В ч. 4 ст. 290 УК содержится перечень особо квалифицирующих признаков получения взятки: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) неоднократно; в) путем вымогательства; г) в крупном размере.

Получение взятки по предварительному сговору группой лиц предполагает наличие следующих признаков: 1) участие в преступлении двух или более должностных лиц; 2) договоренность о совместном совершении рассматриваемого преступления с использованием своих должностных полномочий; 3) получение каждым должностным лицом группы части взятки. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из них.

Крупный размер взятки определен в законе. Это сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающих 300 минимальных размеров оплаты труда (примечание к ст. 290 УК).

В тех случаях, когда взятка в крупных размерах получена частями, но все действия являются эпизодами одного продолжаемого преступления, содеянное должно квалифицироваться как получение взятки в крупном размере.

По смыслу закона, если умысел виновного был направлен на получение взятки в крупном размере и заранее обусловливалось ее получение частями, то при получении хотя бы части взятки содеянное должно квалифицироваться как оконченное преступление1.

Получение взятки является специальным видом злоупотребления должностными полномочиями, что, как уже отмечалось, не является препятствием квалификации по совокупности ст. 285 и 290 УК в тех случаях, когда получившее взятку должностное лицо использует свои служебные полномочия вопреки интересам службы, существенно нарушая при этом правоохраняемые интересы.

Ответственность за незаконные поборы со стороны лиц, облеченных определенными полномочиями, предусмотрена законодательством многих стран. Это обусловлено тем, что взяточничество, как проявление коррупции, подрывает устои любого государства в лице его аппарата и ослабляет действенность политики в социальной и экономической областях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Уголовный кодекс РФ. М., 1996.
  2. Курс уголовного права: Особенная часть/ Под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комисарова.–М.,: Зерцало-М 2002
  3. Преступность и правонарушения (1994—1999 гг.) // Статистический сборник. М., 1999. С. 119—120; Состояние преступности в России за январь— декабрь 2000 г. М., 2001.
  4. Уголовное право. Особенная часть. М.: Новый юрист, 2000.
  5. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2000. № 4.
  6. бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2000. № 5. С.12.

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.68MB | MySQL:117 | 1,310sec