Понятие и общая характеристика защиты земельных прав граждан и юридических лиц

<

091813 1600 1 Понятие и общая характеристика защиты земельных прав граждан и юридических лиц Правовой институт «земельные споры» является традиционным в системе земельного права РФ, однако в последнее время он значительно видоизменился и приобрел особое значение. Это обусловлено как общим изменением и либерализацией земельно-правовых отношений — земля стала объектом гражданского оборота, так и значительным изменением самого порядка разрешения земельных споров (ст. 64 ЗК РФ).

Следует сказать о том, что порядок разрешения споров неоднократно изменялся на протяжении нескольких десятилетий, причем общая тенденция состоит в переходе от административного порядка рассмотрения земельных споров к судебному порядку. Окончательно правило, по которому земельные споры разрешаются в судебном порядке, закрепила Конституция РФ 1993 г., в ст. 46 которой говорится о том, что «каждому гарантнруется судебная защита его прав и свобод».

Эти положения, безусловно, вызывают одобрение, ибо ранее местные органы исполнительной власти были по сути единственными вершителями судеб землепользователей и иных работников, хозяйствовавших на земле.

Новый ЗК РФ устанавливает, что ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или органа Местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в сфере использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания акта исполнительного органа государственной власти, который не соответствует закону и нарушает права на землю и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, подлежат возмещению исполнительным органом государственной власти, издавшим акт.

Именно эти органы издавали правовые акты, контролировали их исполнение и фактически единолично рассматривали и разрешали возникавшие коллизии, являлись судьями в собственном деле.

К чему приводит подобная практика, говорить не приходится. При таком порядке не учитывается особый, уникальный объект, который является собственно предметом земельного спора, а именно: земля как незаменяемое природное образование. И только лишь суд зачастую способен рассмотреть со всех сторон возникшую коллизию, учесть все особенности и вынести справедливое решение1.

Административный же порядок порождает бесправность, субъективизм и тенденциозность при рассмотрении подобных ситуаций. Поэтому необходимо активное участие суда, тем более в настоящее время, когда всем известна та криминогенная ситуация, которая сложилась на рынке земли. Необходимо учитывать и всевозрастающее самоуправство местных властей.

Разрешение земельных споров — это один из способов защиты прав и законных интересов собственников земли, землепользователей и арендаторов. Государство, участвуя в разрешении споров в лице местных администраций и судебных органов, тем самым осуществляет охранительную функцию при государственном регулировании земельных правоотношений.

Действующее земельное законодательство гарантирует защиту земельных прав всем пользователям земельными участками. Так, при обоснованном вмешательстве соответствующих органов государства в деятельность пользователей земельными участками их нарушенные права подлежат восстановлению в порядке разрешения земельных споров.

Защита земельных прав осуществляется способами, установленными новым ЗК РФ, гражданским законодательством и другими федеральными законами, путем признания земельных прав, установления запрета на вмешательство в деятельность субъектов земельных прав со стороны государства и третьих лиц, за исключением случаев нарушения земельного законодательства; установления в законе исчерпывающего перечня случаев прекращения или ограничения земельных прав государством; установления в законе гарантий защиты земельных прав в случае нарушения или ограничения государством (см. гл. 5 ЗК РФ ст. 25—39, ст. 59, 60).

В соответствии со ст. 304 и 305 ГК РФ все пользователи земельными участками могут требовать устранения нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В ст. 35 Конституции РФ сказано, что право частной собственности подлежит особой защите и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Статья 36 Конституции РФ устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (с учетом ст. 34, 45—48 и др.).

Статья 131 ГК РФ устанавливает, что все сделки по переходу прав на земельные участки подлежат обязательной государственной регистрации, а в случае отказа в ней такие действия могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственники вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Действующее земельное законодательство (постановление Правительства РФ от 28.01.93) защищает имущественные права граждан — пользователей земельными участками при изъятии у них земель для государственных и муниципальных нужд.

Признание земельных прав осуществляется судом общей юрисдикции или арбитражным судом путем вынесения судебного решения, восстанавливающего земельные права. Судебное решение является юридическим основанием, при наличии которого соответствующие комитеты по земельным ресурсам и землеустройству в пределах своей компетенции обязаны выдать документы, подтверждающие земельные права, а также план.

Нарушенное право подлежит восстановлению в случаях признания судом нормативного акта, не соответствующего законодательству и нарушающего земельные права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица; самовольного занятия земельного участка; в иных случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами субъектов РФ.

Действия, нарушающие земельные права граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, должны быть пресечены путем признания недействительными актов государственных и иных органов, не соответствующих законодательству, в судебном порядке; приостановления исполнения актов государственных и иных органов, не соответствующих законодательству, в административном порядке; приостановления промышленного, гражданского и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, мелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных работ.

Наряду с указанными способами защита земельных прав осуществляется путем разрешения возникших в результате этой защиты земельных споров в судах, арбитражных или третейских судах.

Споры граждан, и юридических лиц, связанные с земельными отношениями, в том числе по предоставлению и изъятию земельных участков, разрешаются в административном порядке, судебными органами и третейскими судами.

Досудебное административное рассмотрение земельного спора необязательно, за исключением спора о сельскохозяйственных землях. Для рассмотрения споров о выделении земельных участков для сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, Личных подсобных хозяйств и граждан, споров о границах участков арендных платежах на уровне районов и субъектов РФ могут создаваться сельскохозяйственные палаты в составе представителей органов управления сельским хозяйством, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, действующих на условиях третейских

Имущественные споры, связанные с земельными отношениями, рассматриваются в судебных органах и третейских судах. Земельные споры и иные дела, возникающие из земельных отношений, рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствии с их подведомственностью, установленной гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством, а также иными федеральными законами.

При определении подведомственности заявленного земельного спора арбитражному суду или суду общей юрисдикции нужно исходить из ст. 26 ГПК РФ, ст. 22 АПК РФ, ст. 5 Федерального конституционного закона от 28.04.95 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (в ред. от 04.07.03)1, принятого Госдумой 5 апреля 1995 г., Постановления Пленума Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.08.92 № 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам»2, постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.04.92 № 6 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении законодательства о земельной реформе» (в ред. от 25.10.96)3; постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 20.12.83 № 12 «О практике применения судами земельного законодательства» в части, не противоречащей Конституции РФ, ЗК РФ, ТК РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.95 №2/1 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»4.

Земельное законодательство устанавливает также порядок разрешения земельных споров в административном порядке. Так, земельные споры, хотя и подведомственные суду или арбитражному суду, если они переданы на разрешение административных органов одной из сторон до принятия дела к производству судом или арбитражным судом, рассматриваются в административном порядке. Принятое административным органом решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде.

Однако органы местной администрации не обладают достаточной объективностью при разрешении земельных споров, так как они сами непосредственно участвуют в создании и формировании земельных отношений, а споры о земле часто затрагивают решения самих администраций и, таким образом, предъявляемые к ним самим претензии, т.е. эти органы выступают судьями по собственным делам. Но это не означает, что органы местной администрации должны быть полностью отстранены от разрешения земельных споров, так как они обладают высокой компетенцией в области регулирования земельных отношений.    

К сожалению, в ЗК РФ нет четкого разграничения подведомственности между местной администрацией, судом и арбитражным судом.

При административном порядке разрешения земельных споров органы государственного регулирования земельных отношений одновременно играли главную роль при отводе, изъятии земель, землеустройстве, земельном контроле и в то же, время решали судьбу каждого земельного конфликта. Эти органы, как правило, не заботясь о защите прав пользователей земли, добивались лишь на словах соблюдения приоритета государственных и общественных интересов. На самом же деле существовавший порядок разрешения земельных споров не способствовал выявлению подлинных причин конфликта, а содействовал сокрытию бесхозяйственности и не обеспечивал необходимый уровень законности в земельных отношениях.

Земельные споры между предприятиями и организациями рассматриваются комиссиями, образуемыми на паритетных началах из представителей заинтересованных субъектов РФ. В случае если комиссия не пришла к согласованному решению, споры разрешаются комиссией, утвержденной Правительством РФ, решение которой может быть обжаловано в Верховный Суд РФ.

Однако правовой институт земельных споров значительно изменился в связи с либерализацией земельных правоотношений, особенно когда земля стала объектом гражданского оборота, что вызвало и изменение самого порядка разрешения земельных споров.

Разрешение земельных споров — это один из способов защиты прав и законных интересов всех пользователей земли.

 

1.2. Понятие и причины возникновения земельных споров

 

Спором, в общем понимании этого слова, является взаимное притязание двух или нескольких лиц (сторон) на один и тот же объект, разрешаемое путем состязания (словесного доказывания, отстаивания своей точки зрения) в судебном процессе. Например, гражданин, вынужденный провести мероприятия по устранению сорной растительности на соседнем участке, поскольку сорняки стали заражать его участок, предъявляет иск к нарушителю правил борьбы с сорняками о возмещении понесенных расходов, а нарушитель отказывается возместить их, полагая, что не обязан тратиться на устранение сорняков в той части участка, которую временно не использовал. В данном случае обе стороны имеют притязание на стоимость расходов: одна требует оплатить, другая считает, что не должна платить.

Земельный спор — это обсуждение и доказывание своих прав на землю с соблюдением установленной процессуальной процедуры и равноправия перед законом всех участников земельных отношений.

Предметом земельного спора может являться любая конфликтная ситуация, связанная с земельным участком, его границами, размерами и т.д.

Сторонами в спорах, помимо собственников земли, других пользователей, могут быть юридические и физические лица, нарушившие их законные интересы, а также органы власти и управления, принявшие решение по земельным вопросам, вызвавшим несогласие со стороны истца.

Земельные споры, как правило, касаются возникновения, изменения и прекращения прав пользователей землей. Споры могут быть как между пользователями землей, так и между ними и органами государственного регулирования земельных отношений.

Разрешение земельного спора — это правоотношение, урегулированное нормами земельного, гражданского, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального права.

Земельно-правовые споры специфичны тем, что объектом их всегда, является земля, которая фигурирует в качестве такового прямо или косвенно. Это споры по поводу предоставления, изъятия, порядка пользования землей, а также возмещения затрат, возникающих в связи с земельными отношениями.

Земельные споры могут быть классифицированы в зависимости от порядка их рассмотрения на административные и судебные, а также по объекту, субъекту спора и другим основаниям. Рассмотрим их по отдельности.

1. Споры, возникающие по поводу предоставления земельных участков. Они бывают следующих разновидностей:

а) по поводу нарушения правил предоставления земельных участков. Так, при предоставлении земель под строительство объектов, затрагивающих экологические интересы населения, в необходимых случаях решения должны приниматься по результатам обсуждения или референдума (ст. 35 Закона об охране окружающей среды), и если решение об отводе участка вынесено вопреки волеизъявлению населения, то заинтересованные лица через своих представителей или непосредственно вправе оспаривать в суде свои нарушенные права; равным образом вправе оспаривать незаконное предоставление участка другим лицам победитель в конкурсе на организацию крестьянского (фермерского) хозяйства1;

б) по поводу нарушения границ землепользовании, происшедшего при отводе земельных участков. Например, отводя участок в собственность тех или иных лиц, землеустроительная служба допустила ошибку в вычислении границ нового землепользования и отвела часть уже принадлежащей другому собственнику земли новому землепользователю; в ходе землепользования соседний землепользователь самоуправно прирезал себе часть земельной площади соседа; соседний землепользователь незаконно перекрыл земельный переход, являющийся местом общего пользования и т.п. Во всех этих случаях потерпевшее лицо, его представители и иные заинтересованные лица вправе обращаться с иском в суд и по суду добиваться восстановления нарушенных прав.

2. Споры, возникающие в ходе осуществления прав на использование земли. Как собственник, так и арендатор, а равно иные лица, осуществляющие использование земли, вправе оспаривать по суду:

а) вмешательство в их хозяйственную деятельность, поскольку право самостоятельного хозяйствования на земле гарантируется законом и всякие ограничения этого права допустимы не иначе, как в специально оговоренных законом случаях, если этого требуют интересы национальной безопасности и охраны окружающей среды. Так, собственник земельного участка вправе оспаривать незаконные действия соседнего землепользователя, который строительством объекта на границе участков затеняет выращиваемые сельскохозяйственные культуры, снижая их урожайность;

б) создание помех со стороны других лиц, препятствующих нормальному осуществлению правомочий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком. Например, если выстроенная по соседству с садоводческим товариществом фабрика сбросами вредных веществ препятствует собственникам выращивать экологически чистую сельскохозяйственную продукцию, то товарищество, как и каждый отдельный его член, вправе предъявить иск к этой фабрике об устранении данных препятствий (прекращении сброса вредных веществ).

3. Споры, возникающие при изъятии земельных участков, могут быть:

а) по поводу незаконного решения об изъятии земельного участка. Например, местная администрация принимает решение об изъятии земельного участка как используемого нерационально, и арендатор земли вправе доказывать по суду незаконность этих притязаний, поскольку снижения урожайности земли не произошло, мероприятия по повышению плодородия проводились своевременно и правильно;

б)    по поводу незаконных требований (или законных требований) досрочного прекращения договора аренды земли в связи с нарушением договорных обязательств арендатором. Так, арендатор вправе доказывать по суду, а арендодатель опровергать в судебном заседании несоответствие или соответствие хозяйственной деятельности арендатора положениям договора аренды данной земли.

  1. Земельные споры, возникающие из негаторных (владельческих) исков. В случае нарушения земельных прав собственников или других землепользователей они вправе обратиться в суд о прекращении неправомерных действий со стороны нарушителя и о возмещения причиненных им убытков.
  2. Земельные споры, возникающие в связи с земельно-планировочными работами. Такие споры часто встречаются в жизни. Они, как правило, имеют сложный юридический состав. Специфика этих споров заключается в том, что ответчиками или соответчиками в этих спорах являются, как правило, органы государственной власти, которые осуществляют в отношении этих земель свои земельные права. Эти споры возникают, когда ведут строительство крупных объектов (водохранилищ, железных и автомобильных дорог; таких, например, как скоростная дорога Москва — Санкт-Петербург и др.) и когда затрагиваются интересы многих пользователей землей.
  3. Споры по поводу возмещения убытков, причиненных в ходе осуществления земельных правоотношений, можно подразделить следующим образом:

    а)    взыскание по суду убытков, причиненных правомерными действиями, которые в свою очередь подразделяются:

  • на взыскание убытков, причиненных изъятием земель или временным занятием земельных участков, ограничением прав лиц, использующих землю, или ухудшением качества земель, которые совершены в соответствии с законом или не в противоречии с ним. В таком случае суды обязаны решать дело с применением специального Положения, в котором есть определенные ограничения во взыскании убытков;
  • взыскание убытков, причиненных иными правомерными действиями. Например, причинение убытков, совершенное в состоянии крайней необходимости (ст. 1067 ГК РФ). В таком случае суд вправе привлечь к участию третьих лиц, в интересах которых действовало лицо, причинившее этот вред, возложить на них обязанность возмещения этого вреда и т.п.;

    б)    взыскание убытков, причиненных неправомерными действиями.
    При решении дел данной категории применяются общегражданские
    правила возмещения вреда, предусмотренные ст. 1064 ГК РФ (полное возмещение причиненного вреда виновными лицами), с учетом особенностей объектов, которыми причинен вред. Например, вред, причиненный источником повышенной опасности, владелец его обязан возместить независимо от своей виновности или невиновности (ст. 1079 ГК РФ).

    <

    В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 22.04.92 №6 (в ред. от 21.10.96)1 суды вправе принять к производству и рассмотреть по существу дела по спорам, связанным с земельными отношениями, одной из сторон которых являются граждане, за исключением занимающихся предпринимательской деятельностью (в том числе ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство), если спор возник в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, а также по жалобам указанных лиц на решения местной администрации по земельным спорам (ст. 46 Конституции РФ). При определении подведомственности земельных споров арбитражному суду следует руководствоваться ст. 26 ГПК РФ, ст. 22 АПК РФ, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.08.92 № 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности судам и арбитражным судам»2.

    Согласно указанному Постановлению Пленума Верховного Суда РФ судам, в частности, подведомственны:

    а)    требования о признании неправомерным отказа местной администрации в предоставлении земельного участка, в том числе для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, ведения личного подсобного хозяйства, строительства индивидуального жилого дома, для индивидуального садоводства и огородничества, сенокошения, выпаса скота (ст. 8 Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»);

    б)    жалобы на отказ в регистрации и выдаче соответствующей администрацией государственных актов, удостоверяющих право собственности на землю, а также на отказ в регистрации заключенного договора аренды земли;

    в)    требования о признании неправомерными прекращения местной администрацией права собственности на землю и пользования земельными участками и их аренды;

    г)    жалобы собственников земельных участков и землепользователей на решение местной администрации о предварительном согласовании места размещения объекта, для строительства которого необходимо изъятие земельного участка для государственных и общественных нужд;

    д) жалобы собственников земли, арендаторов о признании недействительными актов, изданных государственными или иными органами не в соответствии с их компетенцией либо с нарушением требований законодательства;

    е)    требования о признании преимущественного права наследования земельного участка после смерти главы крестьянского (фермерского) хозяйства» а также о преимущественном праве наследования земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, жилищного, дачного, гаражного строительства, ведения предпринимательской деятельности, для садоводства и животноводства, а также о наследовании права аренды;

    ж)    требования о признании неправомерным отказа администрации в предоставлении служебного надела, а также отказа в сохранении права пользования служебным наделом за лицами, перечисленными в ЗКРФ;

    з)    требования о возмещении убытков, причиненных изъятием, выкупом или временным занятием земельных участков для государственных и общественных нужд, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей или ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций и граждан;

    и) требования о возмещении убытков, причиненных в результате неправомерного занятия земельного участка, его загрязнения, порчи и других нарушений прав собственников земельных участков и землепользователей;

    к) требования о возмещении убытков, понесенных собственником земли, землепользователем в связи с проведением изыскательских работ;

    л) требования о возмещении местной администрацией стоимости произведенных затрат на улучшение земель в случае добровольного прекращения права пожизненного наследуемого владения и пользования земельными участками и их аренды, а также требования местной администрации к землевладельцу или землепользователю о возмещении ущерба, связанного с ухудшением качественного состояния и порчей земель;

    м) жалобы на решение местной администрации о предоставлении земельного участка другим лицам, которым ущемлены права и охраняемые законом интересы собственника, землепользователя (например, собственники в результате решения местной администрации лишены подъезда к своим земельным участкам);

    н) споры между собственниками индивидуальных жилых строений, расположенных на смежных (соседних) земельных участках, об устранении препятствий в пользовании земельным участком, в том числе и в случае, когда оспариваются его границы и размеры;

    о) споры между садоводческим товариществом и его членами, споры членов товарищества между собой, а также споры между супругами, в том числе и бывшими, по поводу раздела земельного участка или определения порядка пользования этом участком;

    п) споры между членами дачно-строительного кооператива и кооперативом, а также споры членов дачно-строительного кооператива между собой по поводу пользования земельным участком или его раздела.

    Кроме того, в указанном выше Постановлении Пленума Верховного Суда РФ сказано, что судам не подведомственны споры и жалобы, связанные с предоставлением земель, их изъятием для государственных и общественных нужд, прекращением прав на землю, по вопросам аренды, отчуждения и приобретения земельных участков, а также иные земельные и имущественные споры, связанные с земельными отношениями, когда его участниками являются предприятия, их объединения, организации любых организационно-правовых форм, включая колхозы, а также граждане и их объединения, самостоятельно осуществляющие предпринимательскую деятельность, в том числе ведущие крестьянское (фермерское) хозяйство, поскольку по АПК РФ указанные дела относятся к юрисдикции арбитражного суда.

    По предмету земельные споры можно подразделить на споры, возникающие по поводу:

    – определенных земельных прав. Например, права собственности на земельный участок, права преимущественного перед другими лицами возобновления арендных отношений, права на наследование земельного участка и т.п.;

    – признания поземельных прав, т.е. прав на недвижимость, связанных с правом на земельных участок. Например, право собственности на жилой дом и земельный участок, на котором он построен; право на сохранение членства в садоводческом товариществе и на садовый домик с садовым участком; право на гараж и место, на котором он расположен, а также право на пользование землями общего пользования в гаражно-строительном кооперативе и т.п.;

    – признания имущественных прав. Например, права на компенсацию убытков, причиненных правомерными или неправомерными действиями; права на урожай, выращенный до расторжения договора аренды земельного участка и т.п.

    Основными причинами возникновения земельных споров являются:

    – недостатки в действующем законодательстве. Так, недостаточно четко регламентированный порядок предоставления земель, находящихся в собственности или аренде, для проведения изыскательских работ может породить многочисленные споры о порядке возникновения отношений по временному предоставлению таких земель, по порядку компенсации расходов на их восстановление, по порядку исполнения договорных обязательств и соотношению их. с производственно-хозяйственной деятельностью лиц, использующих землю на праве собственности или аренды и т.п.;

    – недостатки в доведении содержания вновь принятых нормативно-правовых актов до субъектов земельных отношений. Например, несвоевременное поступление сведений об изменившемся законодательстве неизбежно порождает необоснованные конфликты между теми, кто своевременно узнал об этих изменениях, и теми, кто не заботится о знакомстве со вносимыми в законодательство изменениями;

    – недостатки в работе должностных лиц государственного аппарата: покровительство монополистическим тенденциям, особенно в сфере нарождающегося частного предпринимательства в землепользовании; бюрократизм и волокита; недостаточная квалификация работников государственного аппарата и др.;

    – недобросовестное поведение отдельных субъектов земельных правоотношений, выражающееся в попытке строить свое материальное и финансовое благополучие за счет противоположной стороны по земельному спору.

    Профилактика земельных споров заключается в устранении вышеперечисленных причин и условий, порождающих эти споры. В частности, основными профилактическими мероприятиями следует признать:

    – совершенствование действующего законодательства, как земельного, так и смежного с ним. При этом совершенствование закона должно идти по трем основным направлениям:    

    а)    совершенствования материальных норм права, в частности более четкой регламентации правомочий собственников:, арендаторов земельных участков и других лиц, использующих землю; прав на возмещение причиненных им убытков; прав на компенсацию расходов, причиненных нарушением состояния окружающей среды производственной деятельностью государственных и иных организаций и т.п.;

    б)    совершенствования процессуальных норм права, от надлежащего действия которых зависит быстрота реализации правомочий субъектов и устранения конфликтных ситуаций. Например, принятое Положение о формировании специального фонда земель для ведения крестьянского хозяйства, порядок рассмотрения и решения дел о формировании крестьянских хозяйств и получении земель для этой цели способствуют более оперативной реализации прав граждан на ведение крестьянского хозяйства и устранению возможных конфликтов в данного вида отношениях;

    в) совершенствования нормативных актов, обеспечивающих применение материальных и процессуальных норм. Так, при возникновении споров, вытекающих из договора мены земельными участками, существенным подспорьем определения законности и справедливости данной сделки служит ГОСТ (обеспечительный нормативный акт), в котором закреплены основные признаки меняемых участков, квалифицирующих эти участки в качестве сельскохозяйственных или несельскохозяйственных, относящихся к тем или иным земельным угодьям;

    – совершенствование практики доведения до всех граждан и юридических лиц, находящихся на территории России, вновь принимаемых нормативно-правовых актов. Согласно ст. 15 Конституции РФ любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, а также его обязанности, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения, не могут применяться в России; подзаконные нормативные акты министерств и ведомств, не прошедшие государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, также являются недействительными.

    Обязательная публикация вновь принимаемых нормативных актов, а также их изменений в установленных периодических изданиях, способствуя совершенствованию правосознания субъектов земельных правоотношений, устраняет значительное число причин и условий, порождающих земельные споры;

    – правовое обеспечение деятельности должностных лиц органов государственной власти, от которых зависит решение земельных вопросов и особенно той их части, где могут возникать конфликтные ситуации. Так, неправомерные действия данных лиц, если они причинили существенный вред охраняемым правам граждан и иных лиц, государственным интересам, наказуемы и в уголовном порядке, если эти действия совершены с превышением служебных правомочий либо не совершались (ненадлежаще совершались) те действия, которые должностные лица обязаны были совершить. Законом о конкуренции на товарных рынках и ограничении монополистической деятельности признаются незаконными акты органов управления и должностных лиц, которыми оказывается протекция одним субъектам земельных правоотношений и ущемляются права других. В гражданском и арбитражном процессе предусмотрено ведение специальной категории споров о признании недействительными указанных актов.

    Совершенствование законодательства в данной сфере должно быть направлено на расширение круга лиц, могущих обжаловать незаконные действия указанных органов и их работников;

    – пресечение недобросовестного поведения отдельных субъектов земельных правоотношений, их незаконного стремления строить свое финансовое и материальное благополучие за счет других лиц и порождения вследствие этого заведомо незаконных заявлений. Этому служат такие положения в законодательстве, как институт взыскания морального вреда, получивший полноправное действие; институт гражданской пошлины, которую заявитель, обращаясь в суд, обязан предварительно заплатить (иначе дело не подлежит рассмотрению) (ст. 82, 130 ГПК РФ); в случае проигрыша дела данная пошлина уплачивается им полностью, возложение ее на другую сторону спора возможно лишь при проигрыше дела последней (ст. 90 ГПК РФ);

    – профилактика земельных споров. Ей способствует и правильное разрешение дел в судах, арбитражных и третейских судах, поскольку ошибки в решении споров порождают дополнительные жалобы, кассационные и надзорные производства и т.п.

    Правильному же решению земельных споров способствует эффективная работа надзорных инстанций, обобщающих дела по наиболее сложным вопросам, по которым имеются значительные пробелы в действующем законодательстве; вынесение пленумами судов руководящих определений и постановлений, публикующихся в ВВС РФ, в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ» и других официальных периодических изданиях.

    Наконец, профилактике земельных споров служит освещение деятельности судов по рассмотрению данной категории дел в средствах массовой информации и по телевидению, их надлежащая оценка.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ

     

    2.1. Порядок рассмотрения земельных споров

     

    До земельной реформы в России земельные споры разрешались главным образом в административном порядке. Судебные инстанции всячески ограничивали свою подведомственность по разрешению земельных споров, перекладывая эти заботы на органы государственного управления, которые часто бывали виновниками в возникновении земельных конфликтов. Во многом такой позиции судов содействовала долгое время господствовавшая в теории земельного права концепция об особом неимущественном характере земельных отношений и земли в системе материальных ценностей, на основании которой проводилось разделение споров на чисто земельные и на споры о прочей недвижимости, и, следовательно, невозможности применения судебного порядка разрешения земельных споров.

    В сегодняшних условиях данная позиция противоречит ст. 2 ГК РФ, согласно которой земельные отношения в имущественной части регулируются нормами гражданского и земельного законодательства. По действующему в настоящее время законодательству любой спор о правах граждан и юридических лиц может быть рассмотрен согласно подведомственности в суде или в арбитражном суде.

    Согласно ст. 118 Конституции РФ земельные споры, могут рассматриваться только в порядке судопроизводства, т.е. регламентированной законом процедуры рассмотрения. Если судом допущены существенные нарушения процессуального закона, то вынесенное по земельному спору решение подлежит отмене, а дело — пересмотру (ч. 4 ст. 306 ГПК РФ, ч. 4 ст. 270 АПК РФ).

    При определении подведомственности земельных споров арбитражному суду нужно исходить из ст. 22 ГПК РФ, ст. 34 АПК РФ и Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.08.92 № 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности судам и арбитражным судам»1.

    Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют: Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные суды округов и арбитражные суды субъектов РФ. Компетенция этих судов определена в ст. 10, 24, 26, 36 федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

    Их деятельность конкретизирована Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.08.922, а также ст. 27 АПК РФ, определившая подведомственность земельных споров арбитражным судам.

    Рассмотрение земельных споров осуществляется на принципе состязательности и равноправия сторон (п. 3 ст. 123 Конституции РФ), обеспечению которого служат следующие основные принципы судебного разбирательства:

    – недействительность отказа в праве на обращение за судебной защитой нарушенных земельных прав (ст. 3 ГПК РФ). Поэтому, например, формулировка о том, что стороны отказываются от обращения в суд и решают все вопросы во внесудебном порядке, является юридически недействительной, не препятствующей любой из сторон договора обращаться за защитой в суд;

    – равные процессуальные права сторон на представление в суде доказательств и исследование их, заявление ходатайств, дачу устных и письменных объяснений, возражений другой стороне и т.п. (ст. 34 ГПК РФ, ст. 41, 44 АПК РФ);

    – равная обязанность сторон в доказывании тех обстоятельств, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений (ст. 56 ГПК РФ, ст. 65, 66 АПК РФ);

    – равные права сторон в обжаловании в кассационном или ином порядке решения судов по земельным спорам (ст. 320 ГПК РФ, ст. 257 АПК РФ).

    Процессуальный порядок рассмотрения земельных споров можно подразделить на следующие стадии.

    1.    Обращение в суд заинтересованной стороны за защитой своего нарушенного или предполагаемо нарушенного земельного права, которое выражается в форме подачи искового заявления (ст. 131 ГПК, ст. 35 АПК). В исковом заявлении должны быть указаны наименование сторон и их адреса, цена иска, если иск подлежит оценке, обстоятельства, на которые заявитель ссылается как на обоснование своих требований, перечень прилагаемых к исковому заявлению доказательств, ходатайств и т.п.

    Обращение считается свершившимся, если исковое заявление о рассмотрении земельного спора с приложенными документами зарегистрировано в суде, рассматривающем спор, поскольку с этого начинает своей отсчет срок, отпущенный законом на рассмотрение, который не может превышать одного месяца в суде (ст. 107, 108 ГПК РФ) и двух месяцев в арбитражном суде.

    2.    Возбуждение дела о рассмотрении земельного спора в суде. Ему
    предшествует проверка судом поступивших материалов с тонки зрения соблюдения подсудности, достаточности, перспективности дела. В целях быстрого и правильного разрешения спора суд вправе провести подготовительные действия: вызвать и опросить стороны об известных им обстоятельствах дела, запросить дополнительные документы по данному спору и т.п. (ст. 147 ГПК РФ).

    Признав дело достаточно подготовленным к рассмотрению, суд выносит определение о назначении его к судебному разбирательству, что является заключительным этапом в стадии возбуждения гражданского дела (ст. 147 ГПК РФ, ст. 137 АПК РФ).

    3.    Вступительный этап стадии судебного разбирательства, выражающийся:

    – в открытии судебного заседания, установлении особого режима поведения находящихся там лиц. В частности, в судебном деле могут участвовать только лица, являющиеся участниками гражданского процесса (ст. 34 ГПК РФ, ст. 32 АПК РФ), иные лица, присутствующие в зале, обязаны соблюдать установленный порядок и тишину, в случае нарушения которого судья вправе вынести определения о применении санкций, предусмотренных законом;

    – в проверке явки сторон и других лиц, участвующих в деле, принятии к ним мер, предусмотренных законом. В частности, лицам участвующим в деле, разъясняются их права и обязанности (ст. 35 ГПК РФ, ст. 40 АПК РФ); свидетели удаляются до начала судебного заседания из зала суда; в отношении состава суда, прокурора, если он участвует в деле, решается вопрос об отводе (ст. 16—18 ГПК РФ, ст. 21 АПК РФ) и т.п.

    4.    Стадия судебного разбирательства (рабочая стадия рассмотрения земельного спора), включающая в себя подстадии:

    – доклад дела — оглашение материалов, поступивших в судебное заседание и зарегистрированных в судебном деле, поскольку одним из принципов судебного разбирательства является устность и непосредственность исследования материалов дела в судебном заседании;

    – заслушивание сторон, а затем лиц, участвующих в деле, допрос свидетелей, исследование доказательств и т.п.;

    – оценка доказательств в суде через судебные прения сторон, в которых каждая из сторон, участвующих в земельном споре, излагает свою точку зрения на результаты исследования материалов дела, комментирует их, дает свою оценку.

    5.    Стадия принятия решения по данному делу. Процедура принятия решения судом жестко регламентирована законом: обеспечение тайны совещательной комнаты; публичное оглашение решения в соответствии с принципом гласности судебного разбирательства. Арбитражный же суд не скован такими жесткими формальностями, и на него лишь возложена обязанность объявления решения по земельному спору (ст. 178 АПК РФ).

    Решение суда должно быть законным и обоснованным и вынесенным только на тех доказательствах, которые были рассмотрены в судебном заседании (ст. 195 ГПК РФ, ст. 170 АПК РФХ Не допускается вынесение решения по предположениям, не подтвержденным доказательствами.

    Добывание, предъявление в судебное заседание, оперирование в судебном заседании доказательствами является центральным элементом судебного процесса.

    Закон определяет следующие признаки, которыми должны обладать доказательства:

    – относимость к данному земельному спору по предмету спора (ст. 59 ГПК РФ, ст. 171 АПК РФ), т.е. суд принимает при рассмотрении земельного спора только те доказательства, которые имеют отношение к данному делу. Например, при взыскании стоимости неполученного урожая не могут приниматься во внимание материалы об урожайности соседних полей, имеющих иной почвенный покров, водно-солевой режим и другие свойства;

    – допустимость (ст. 60 ГПК РФ, ст. 66 АПК РФ), выражающаяся в том, что обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определёнными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими средствами доказывания. Например, нарушение установленной законом формы договора, которая должна быть письменной, лишает стороны земельного спора возможности ссылаться на свидетельские показания;

    – достоверность, поскольку при обнаружении подложного документа в деле суд устраняет его из числа доказательств;

    – достаточность, поскольку при недостатке доказательств сторона, доказывающая обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований или возражений по данному земельному спору, считается не доказавшей эти обстоятельства со всеми вытекающими из этого последствиями. Так, если при рассмотрении спора о преимущественном праве на продление аренды земельного участка арендатор не смог доказать надлежащего выполнения своих обязательств по прежним договорным обязательствам, то он лишается данного преимущества.

    Доказательства по земельному спору имеют сложную структуру, и в их составе необходимо выделить следующие элементы:

    – фактические данные, которые действительно имели место по данному земельному спору. Например, факт обращения в местную администрацию за получением земельного участка в аренду; факт вмешательства соседнего землепользователя в производственно-хозяйственную деятельность собственника земельного участка; факт нарушения границы землепользования и т.п.;

    – документальное и иное подтверждение этих фактических данных допустимыми способами доказывания. Например, свидетельскими показаниями; письменными доказательствами в виде акта, расписки в добровольном возмещении вреда, причиненного землепользователю; вещественными доказательствами и т.п.;

    – включение в судебный процесс документального подтверждения фактических данных, являющихся доказательством по земельному /спору. Он осуществляется двумя основными путями:

    а)приложением документов, подтверждающих фактические данные. К исковому заявлению при подаче его в суд и с оговоркой в этом заявлении всех реквизитов данных документов;

    б)    в ходе судебного разбирательства по земельному спору. В этом
    случае инициатор представления дополнительного документа обязан заявить ходатайство о приобщении документа, и приобщение его может быть осуществлено только по определению суда о приобщении к делу в качестве доказательства дополнительного документа. Кроме того, дополнительные доказательства могут быть истребованы судом как по собственной инициативе, так и по ходатайству сторон и других участников судебного процесса по земельному спору.

    Не требуется от сторон земельного спора доказывания тех обстоятельств, которые:

    а) являются общеизвестными. Например, стихийное бедствие, происшедшее в период, когда возник спор; объявление данной зоны зоной чрезвычайного положения; необычные погодные условия, происшедшие в известный период и др.

    Признание общеизвестным того или иного обстоятельства осуществляется судом, который может и не признать это обстоятельство таковым, и тогда стороны обязаны доказывать его в общем порядке;

    б)    уже установлены вступившим в законную силу приговором или решением суда. В таком случае стороны хотя и освобождены от доказывания уже доказанного судом факта, обязаны представить, в суд, рассматривающий данный земельный спор, надлежаще заверенную копию этого решения или приговора суда.

    Предъявленные по земельному спору доказательства должны быть исследованы судом всесторонне, полно и объективно во всей их совокупности. При этом никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Так, заключение эксперта по земельному спору не является «священным», оно оценивается судом критически наряду с показаниями свидетелей, материалами, закрепленными в документах неэкспертного характера, вещественными доказательствами.

    Оценка доказательств осуществляется каждым судьей с учетом трех факторов: закона, правосознания, присущего индивидуально каждому судье, и сложившегося у судьи в результате рассмотрения дела внутреннего убеждения (уверенности) в данном решении.

    ЗК РФ предусмотрено разрешение некоторых земельных споров в административном порядке.

    Земельные споры подведомственны суду или арбитражному суду, но если они переданы на разрешение административных органов по соглашению сторон до принятия дела к производству указанными судами, то они могут рассматриваться в административном порядке. Принятое административным органом решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде.

    В аналогичном порядке рассматриваются земельные споры, заявления или жалобы, переданные гражданами по их желанию в административный орган в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ о порядке рассмотрения жалоб и заявлений граждан.

     

     

    2.2. Основания и порядок обжалования решений по земельным спорам

     

    Как уже отмечалось, каждая сторона земельного спора вправе обжаловать вынесенное по данному спору решение суда, и порядок обжалования также детально урегулирован гражданским процессуальным законодательством, которое предусматривает три процессуальных порядка обжалования: кассационный, надзорный и пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Рассмотрим их по отдельности. Кассационный порядок обжалования решений по земельным спорам (ст. 376—397 ГПК РФ, ст. 257 АПК РФ) характеризуется следующими особенностями.

    1. Каждая из сторон по данному конкретному земельному спору вправе предъявить кассационную жалобу непосредственно в суд, рассматривающий данное дело, а последний обязан переправить эту жалобу вместе с делом в кассационную инстанцию.

    В отличие, к примеру, от надзорного обжалования, в котором жалоба может быть подана через определенный круг должностных лиц суда и прокуратуры, имеющих право принесения протеста, «технология» кассационного обжалования решений по земельным спорам является обязательной для кассационных инстанций, роль которых играют вышестоящие суды — судебные коллегии по гражданским делам Верховных судов республик в составе Российской Федерации, областных, краевых судов (ст. 377 ГПК РФ) и коллегии по проверке в кассационном порядке законности и обоснованности решений, не вступивших в законную силу.

    2. Срок на кассационное обжалование ограничен законом (ст. 376 ГПК РФ). Пропуск установленного срока не восстанавливается, а до истечения этого срока решения суда и арбитражного суда не могут вступать в силу. Данные решения могут вступить в законную силу лишь в том случае, если:

    а)    в установленный на кассационное обжалование срок ни одна из
    сторон не подала кассационной жалобы;

    б)    по результатам кассационной жалобы судебное (арбитражное)
    решение оставлено кассационной инстанцией в силе.

  1. Кассационный пересмотр судебного решения по земельному спору представляет собой проверку материалов дела, а не апелляционный (повторное рассмотрение) пересмотр его. В силу этого свидетели по делу повторно не допрашиваются, стороны по данному делу оповещаются о времени и месте работы кассационной инстанции, и их неявка не является препятствием для кассационного рассмотрения дела (ст. 232 ГПК РФ, ст. 284 АПК РФ).
  2. Кассационная инстанция при рассмотрении кассационной жалобы
    на решение суда по земельному спору ограничена в полномочиях. В
    частности, она может изменить решение или вынести новое решение по
    данному делу только в том случае, если не требуется собирания или дополнительной проверки доказательств, обстоятельства дела установлены судом первой инстанции полно и правильно, но допущена ошибка в применении норм материального права (ст. 337 ГПК РФ, ст. 288 АПК РФ).

    В остальных случаях кассационная инстанция наделена лишь полномочиями отмены незаконных решений и направления дела на новое рассмотрение в первую инстанцию в том же или в ином составе судей.

    5.    Основания и порядок решения кассационной инстанции при
    пересмотре дела жестко регламентированы законом. Например, она не
    вправе отменить правильное по существу решение по одним лишь
    формальным соображениям (ст. 387 ГПК РФ, ст. 288 АПК РФ).

    Кассационная инстанция вправе отменить решение по земельному спору лишь по четырем основаниям:

    а) неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела. Например, при взыскании убытков, причиненных собственнику земельного участка ограничением его земельных прав, отсутствует обоснование этих убытков, а расчет, не подкрепленный документальными доказательствами, не может служить доказательством материальных притязаний истца;

    б)    недоказанности обстоятельств, которые суд считает установленными, а они имеют существенное значение для дела. Например, отсутствие заключения эксперта в той части дела, где точное определение обстоятельства возможно лишь при наличии специальных познаний и навыков, и невозможно установить его обычным эмпирическим путем;

    в)    несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Так, нельзя считать выводы суда соответствующими обстоятельствам дела, если они основаны на предположениях, на объяснениях лиц, не рассмотренных а данном судебном заседании, на не рассмотренных в данном деле доказательствах и т.п.;

    г) нарушения или неправильного применения норм материального права или норм процессуального права. Например, применение института собственности к отношениям по аренде земель, в силу чего обязанности арендатора были отождествлены с обязанностями собственника земельного участка; применение к исковому производству норм гражданского процесса, регулирующих совершенно другой вид дел (например, порядок обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц и органов государственного управления и т.п.) (ст. 387 ГПК РФ).

    В кассационном рассмотрении дел по земельным спорам допускается предъявление сторонами новых доказательств, которые кассационная инстанция обязана включить в дело и рассмотреть его в совокупности с новыми доказательствами.

    Кроме того, кассационная инстанция при пересмотре решения по земельному спору не скована доводами заявителя, изложенными в этой жалобе, и обязана проверить дело в полном объеме (ст. 387 ГПК РФ).

    Надзорный порядок пересмотра решения по земельным спорам характеризуется следующими особенностями:

  3. Он применяется по делам, решения по которым вступили в законную силу. Следовательно, если у сторон есть возможности обжаловать не устраивающее их интерес судебное решение в кассационном порядке, то надзорный порядок обжалования не подлежит применению.
  4. Надзорный порядок пересмотра зависит от усмотрения лиц, обладающих правом принесения протестов на вступившие в силу судебные решения, к числу которых относятся Генеральный прокурор РФ, прокуроры республик в составе Российской Федерации, прокуроры областей, краев; председатели Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и др. (ст. 320 ГПК РФ, ст. 292 АПК РФ).

    3. Надзорный порядок пересмотра решений по земельным спорам не ограничен временными рамками и может быть применен к любому делу независимо от срока его рассмотрения.

    4. Надзорная инстанция обладает практически теми же полномочиями, что и кассационная инстанция (гл. 40—41 ГПК РФ, ст. 286 АПК РФ). В частности, надзорная инстанция имеет право оставить решение без изменения, а надзорную жалобу (протест) без рассмотрения; отменить решение по земельному спору полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение; прекратить производство по делу; изменить решение или вынести новое решение, если по делу не требуется собирания или дополнительной проверки доказательств, обстоятельства дела установлены судом первой инстанции полно и правильно, но допущена ошибка в применении норм материального права.

    Пересмотр решения по земельному спору по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 397 ГПК РФ, ст. 280—291 АПК) характеризуется следующими особенностями.

  5. Он допускается в соответствии со ст. 392 ГПК РФ.
  6. Основанием для пересмотра решения по земельному спору в данном порядке являются обстоятельства, которые:

    а)    не были известны заявителю либо не было доказательств, подтверждающих эти обстоятельства. Например, размер снижения урожайности земельного участка в результате залива его сточными водами соседнего землепользователя;

    б)    эти обстоятельства не являются упущением заявителя при первоначальном судебном рассмотрении земельного спора, поскольку одно и то же дело по одному и тому же предмету и основанию между теми же сторонами подлежит рассмотрению в суде только один раз.

    3.    Перечень обстоятельств, отнесенных законом к числу вновь от крывшихся, как основание пересмотра решения по земельному спору, определен законом исчерпывающе и расширительному толкованию не подлежит. К нему относятся следующие обстоятельства:

    а)    существенные для дела обстоятельства, которые не были и не
    могли быть известны заявителю. Например, нельзя отнести к их числу такие несущественные обстоятельства, как наличие дополнительного очевидца по делу, который может лишь повторить, но не дополнить чем-либо показания допрошенных в суде свидетелей;

    б)    обнаружение ложности показаний свидетелей, заключений эксперта, перевода, подложности документов либо вещественных доказательств.

    Данное обстоятельство является основанием для пересмотра судебного решения при наличии двух обязательных условий:

  • ложность действия указанных лиц и подложность документов послужили основанием для вынесения незаконного или необоснованного решения. Так, не является основанием для пересмотра дела ложность показаний одного свидетеля, если показаниями ряда других свидетелей доказаны действительно имевшие место факты;
  • данные ложные действия и факты подложности документов установлены вступившим в законную силу приговором суда. Следовательно, если лжесвидетели не были привлечены к уголовной ответственности, то их лжесвидетельские показания не могут явиться основанием для пересмотра дела по данному земельному спору;

    в)    преступные действия судей, сторон по делу либо других лиц, участвующих в деле. Здесь основанием для пересмотра также являются два обязательных обстоятельства:

    —    преступные действия совершены при рассмотрении данного дела,
    а не вне его (не до и не после рассмотрения);

    — преступные действия установлены вступившим в законную силу приговором суда;

    г)    отмена приговора, решения, определения или постановления суда или постановления иного органа, послужившего основанием к вынесению решения по данному земельному спору. Например, отмена решения местной администрации о продаже земельного участка в собственность гражданина; расторжение договора аренды по суду; отмена решения суда, которым было установлено преимущественное право арендатора на возобновление договора аренды земельного участка и др.

    Перечисленные формы пересмотра решений по земельным спорам являются самостоятельными и не могут заменять друг друга, поскольку применяются по определенным законом основаниям.

     

    2.3. Порядок исполнения решений по земельным спорам

     

    Исполнение решений по земельным спорам является самостоятельной стадией процесса, имеющей следующие особенности. Порядок исполнения решений регламентируется Федеральным законом от 21.07.97 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 10.01.03)1, а также действующими статьями ГПК РФ и АПК РФ в части вопросов об исполнении судебных решений (разд. 7 ГПК и разд. 7 АПК).

    1.    Исполнению подлежит лишь то решение по земельным спорам,
    которое вступило в законную силу, т.е. окончательно вынесено судом
    и прошло кассационный пересмотр (или истек срок на кассационное
    обжалование этого решения).

    Равным образом считается вступившим в законную силу и то решение суда, которое пересматривается в надзорном порядке, но решение надзорной инстанции пока не принято либо принятым ею решением оставлено в силе решение первой инстанции.

  1. Само решение суда не является основанием для его исполнения,
    а лишь основанием выдачи исполнительного документа — исполнительного листа (ст. 7 ФЗ об ИП), на основании которого и происходит исполнение судебного решения,
  2. Исполнение решений суда или арбитражного суда производится специально уполномоченными на то государственными должностными лицами — судебными приставами-исполнителями (Федеральный закон от 21.07.97 №118-ФЗ «О судебных приставах»1, а также ст. 3 ФЗ об исполнительном производстве).
  3. Процесс исполнения судебных и арбитражных решений осуществляется по специальной процедуре, определенной законом. В частности, законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны к исполнению (ст. 4 ФЗ об исполнительном производстве), возможен отвод судебного пристава-исполнителя по основаниям, определенным в законе (ст. 43 ФЗ об исполнительном производстве); возможна приостановка исполнительного производства (ст. 20—22 ФЗ об исполнительном производстве), отложение исполнительных действий (ст. 19 ФЗ об исполнительном производстве) и др.
  4. Как возможен пересмотр судебных решений, так и допускается
    поворот исполнения решения (ст. 443 ГПК РФ, ст. 287 АПК РФ), т.е. в
    случае отмены решения, приведенного в исполнение, и вынесения после
    нового рассмотрения дела решения об отказе в иске полностью или в
    части либо определения о прекращении производства по делу или оставления иска без рассмотрения ответчику должно быть возвращено все то, что было с него взыскано в пользу истца по отмененному решению.
  5. Исполнение решения суда или арбитражного суда обеспечивается прежде всего предоставлением возможности добровольного исполнения его ответчиком (ст. 9 ФЗ об исполнительном производстве). Лишь в случае, если данное решение добровольно не исполняется, применяются меры принудительного исполнения (ст. 44—45 ФЗ об исполнительном производстве).

     

    7.    Принудительное исполнение судебного решения обеспечивается специальными мерами:

    – обращением взыскания на имущество должника путем наложения ареста и продажи его имущества;

    – обращением взыскания на доходы должника;

    – обращением взыскания на денежные суммы и имущество должника, находящиеся у других лиц;

    – изъятием у должника земельного участка или участков либо части их, определенных судом;

    – применением штрафов за неисполнение решения суда, законных указаний судебного пристава-исполнителя и за другие нарушения исполнительного процесса (ст. 45, 85, 87 ФЗ об исполнительном производстве), например, за неисполнение решения арбитражного суда о взыскании денежных средств органом, которому оно предъявлено для исполнения, на него налагается арбитражным судом штраф в размере до 50% суммы, подлежащей взысканию (ст. 206 АПК РФ, ст. 86 ФЗ об исполнительном производстве).

  6. Порядок исполнения судебного решения дифференцирован в
    зависимости от того, кто является должником — гражданин или организация. Если предметом взыскания по исполнительному листу может быть любое имущество и денежные средства организации, то предмет взыскания с граждан ограничен законом. Так, в ст. 446 ГПК предусмотрен перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам.

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.49MB | MySQL:118 | 2,003sec