Право ограниченного использования чужим земельным участком

<

091813 1533 1 Право ограниченного использования чужим земельным участком Сервитут как правовая форма, опосредующая конкретное социальное явление, был знаком любому обществу с более или менее развитой правовой системой. Однако своим существованием в качестве определенной правовой традиции сервитут обязан римскому частному праву. В дальнейшем сервитут был усвоен рядом континентальных правовых систем и отчасти англо-саксонским правом. Сервитут определялся Французским Гражданским кодексом 1804 г. и был известен дореволюционному российскому гражданскому законодательству.

В римском праве слово «servitus» означало «рабство вещи», «служение ее». Право, возникающее на служащую вещь, называлось сервитутом. Классическая сущность сервитута, сформировавшаяся еще во времена Древнего Рима, сострит в том, что он представляет собой право ограниченного пользования чужим земельным участком. В римском праве сервитутом считалось право на чужую вещь, состоявшее в пользовании ею и принадлежащее или определенному субъекту, или вещи1. Если устанавливался сервитут, то земельный участок не только служил своему собственнику, но и использовался для выгод собственника соседнего участка.

Согласно воззрениям римских юристов, власть лица над вещью может иметь большее или меньшее содержание, обладать разной степенью интенсивности. До сих пор сохранило актуальность деление вещных прав на право собственности (dominium, proprietas) и права на чужие вещи (jurа in re aliena).2

Право собственности можно рассматривать как наиболее полное господство лица над вещью (plena in re potestas).3 Но, как отмечалось в литературе, еще законами XII таблиц в соответствии с принципом «собственник имеет право делать со своей вещью все, что ему прямо не запрещено», устанавливались определенные границы права собственности, связанные с защитой общественных интересов1.

Далее, за правом собственности по полноте содержания, следовало право долгосрочного, передаваемого по наследству пользования чужой землей (emphyteusis), по-сути, предоставлявшее и права владения и ограниченного распоряжения этой землей. Собственнику оставлялся голый титул права (nudum jus). Еmphyteusis, поглотивший собой в Юстиниановом законодательстве существовавшее до этого аналогичное право возведения строения на чужом земельном участке (superficies), частично отражается в предусмотренных ГК РФ правах пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. За названными правами римские юристы помещали личные сервитуты (ususfructus et usus), которые предоставляли управомоченному право пожизненного или срочного пользования чужой вещью (с получением или без получения плодов) и право проживания в доме (habitatio), известное как ФГК, так и ГК РСФСР 1964 г. (ч. 2 ст. 538). ГК РФ предусматривает возникновение названного права не только в силу завещательного отказа, но и в силу факта совместного проживания с собственником жилого помещения членов его семьи (ст. 292).

В научной литературе отмечалась определенная преемственность между римско-французским понятием «узуфрукта» и правами оперативного управления и хозяйственного ведения, известными отечественному законодательству2.

В XIX в. существовало мнение, что сервитут возник раньше права собственности. Оно основывалось на том, что право собственности есть господство над вещью наиболее полным образом, а сервитут – пользование в некоторых отношениях. В дальнейшем это мнение обоснованно было признано неверным.3 Действительно, на ранней стадии развития человеческого общества пользование землей осуществлялось не так полно, как в XIX в. или сегодня. Однако для того времени это использование было наиболее полным – выкапывал ли человек корешки, охотился ли, сеял ли злаки, – поскольку очевидно, что каждой ступени общественного развития соответствовало свое представление о праве собственности. Нарушение принципа историзма повлекло бы за собой смешение понятий права собственности и сервитута. Сервитут – это не просто пользование вещью, а пользование чужой вещью.

Само слово «сервитут» было введено в общерусское законодательство только в ХVIII веке Положением о нотариальной части (ст. 159) и определялось как «вещное право пользования чужим имуществом в определенном отношении, не обязывающее собственника к положительным действиям»1.

Претерпев ряд изменений, римская традиция определения перечня вещных прав в целом сохранена ГК РФ.

ГК РФ понимает под сервитутом право ограниченного пользования чужим недвижимым имуществом в целях удовлетворения нужд собственника другого, по общему правилу – соседнего, недвижимого имущества. Из анализа ст. 274 – 277 следует, что ГК РФ признает сервитутами только земельные (или иным образом прочно связанные с землей) права ограниченного пользования, т. е. предиальные сервитуты. Иной точки зрения на этот счет придерживается Ю.К. Толстой.2 В то же время и с исторической точки зрения, и с позиции, занятой ГК РФ, недопустимо отождествление вещных прав на чужое недвижимое имущество с сервитутными правами.3 Так, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, например, – не сервитутное право, а одно из группы прав на чужие вещи, куда сервитуты входят лишь составляющей.

Можно полностью согласиться с Копыловым А.В., утверждающим, что «земельные сервитуты – самое старое и первоначально единственное право на чужую вещь»4.

При сервитуте земельный участок одного собственника служит для удовлетворения нужд собственника другого участка, если эти нужды не могут быть удовлетворены без установления сервитута. При этом имеются в виду не абстрактные нужды, а только те, которые связаны с использованием недвижимого имущества, принадлежащего собственнику. Таким образом, сервитут дает право ограниченного пользования чужим земельным участком для обеспечения прохода и проезда; прокладки и эксплуатации линий электропередачи; связи и трубопроводов; обеспечения водоснабжения и мелиорации; других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута1.

Федеральный закон от 16.04.01 г. N 45-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» установил, что нормы главы 17 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) в части, касающейся сделок с земельными участками сельскохозяйственных угодий, вводятся в действие со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Здесь следует пояснить, что с введением части первой ГК РФ глава 17 не была введена в действие до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, сейчас же она действует в отношении всех категорий земель, кроме, как указано выше, сельскохозяйственных угодий.

Одним из видов прав, касающихся пользования земельным участком, установленных главой 17 ГК РФ, является право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). Сервитут устанавливается для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Собственник земельного участка вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Например, при необходимости прокладки водопровода через соседний участок коллективного садоводческого товарищества существует вправо требовать установления сервитута на данный участок, т.е. права использования соседнего участка для целей прокладки водопровода.

Сервитут — вещное право. Такое право существуют до тех пор, пока существует сама вещь. В случае гибели вещи прекращается и действие сервитута, поэтому сервитутное право не связано с личностью владельца сервитута. В сервитутном правоотношении одна сторона является управомоченной, другая — обязанной. Управомоченное лицо имеет право на пользование имуществом обязанной стороны. Обязанная сторона, соответственно, должна допускать такое пользование.

Обязанная сторона обладает правом собственности на вещь. Собственник вправе использовать вещь, потреблять свое имущество. Управомоченная сторона в отличие от обязанной имеет лишь право пользования вещью, ей принадлежит право, производное от права собственности. Управомоченная сторона не вправе потреблять вещь, в отношении которой обладает правом сервитута.

Одной из основных особенностей сервитута является то, что сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способам лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения которого сервитут установлен (п. 2 ст. 275 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 216 ГК РФ сервитут отнесен законодателем к вещным правам на имущество лиц, не являющихся собственниками этого имущества. Будучи отнесенным к вещным правам, сервитут должен содержать определенную совокупность признаков, присущих вещному праву и отличающих его от обязательственных и иных видов прав. В литературе, посвященной исследованиям вещных прав, высказывается достаточно сходный набор их признаков, в числе которых чаще всего указываются: бессрочный характер; вещь, как объект права; право преимущественного удовлетворения по сравнению с требованиями, вытекающими из обязательственных прав, право следования и абсолютная защита вещных прав.

Л. Ю. Михеева1 дополняет указанный перечень такими признаками как возможность правообладателя воздействовать на вещь без чьего-либо содействия, удовлетворяя свои потребности, и указание закона, определяющего указанное право как вещное. Впрочем, как обоснованно указывает Ю.К.Толстой2, целый ряд из перечисленных признаков не может претендовать на роль общих для всех без исключения вещных прав.

По мнению Цуканова В.И., вещные права, перечисленные в п. 1 ст. 216 ГК показывает, что сервитут «выпадает» из указанного перечня3.

1. Причиной этого является жесткая связь сервитута с наличием у его субъекта вещного права на другое имущество (господствующую вещь), чего не наблюдается в иных правовых связях между субъектом вещного права и вещью, на которую оно распространяется, например, для того, чтобы обладать правом хозяйственного ведения на одну вещь, субъекту совсем не обязательно обладать правом собственности на другую.

Права хозяйственного ведения или оперативного управления, являясь вещными правами на имущество, могут возникать лишь у определенного законом круга лиц (государственные унитарные и муниципальные предприятия, казенные предприятия), но в данном случае законодатель лишь сужает круг возможных субъектов данных прав за счет включения в законодательство требования их специальной правоспособности (организационно-правовой формы). Возможность же быть носителем сервитутного права связывается законодателем, как уже указывалось выше, с наличием у него вещного права на другую вещь, а ни какой-либо правоспособностью или организационно-правовой формой.

2. Кроме того, Цуканова В.И отмечает4, что переход вещного права от одного субъекта к другому сопровождается передачей самой вещи или хотя бы возможностью передачи этой вещи в будущем. Переход же сервитута не влечет за собой передачи вещи, на которую он распространяется. Любое вещное право из перечня прав, признаваемых законодателем в качестве вещных (в данном случае следует не рассматривать такие спорные с точки зрения классификации в качестве вещных прав права как право залогодержателя на вещь или право доверительного управляющего на передаваемое в управление имущество), предполагает наличие у субъекта указанных прав правомочия владения, т.е. фактического обладания, господства над вещью, что выражается в возможности удерживать вещь за собой и ограничивать доступ к вещи со стороны третьих лиц.

3. Такой подвид сервитута как срочный сервитут, который устанавливается на определенный срок, не отвечает такому признаку вещного права как бессрочность, поскольку существование вещного права (срок его существования) не может быть определено точной датой его прекращения в будущем. Например, право собственности не определено сроком существования кроме срока существования самой вещи и этот срок никак не может быть определен, сторонами, к примеру, в договоре купли-продажи.1

4. В отличие от права обязательственного объектом права вещного не могут служить действия других лиц, в силу того, что его объектом является определенная вещь. Объектом сервитутного правоотношения как права пользования являются определенные полезные качества чужой вещи, которые выражаются в определенной выгоде (имуществе), которая извлекается обладателем сервитута в результате использования этой вещи. Таким образом, сервитут имеет своим объектом не саму вещь, а производное имущество (в том числе и другие вещи), получаемые в результате воздействия обладателя сервитута на исходную чужую вещь.2

5. В отличие от иных вещных прав, правомочие пользования объектами которых может быть осуществлено их субъектами без какого-либо вмешательства (какого-либо вмешательства со стороны третьих лиц), то в случае с сервитутным правоотношением «требование о невмешательстве» адресовано, прежде всего, собственнику служащего земельного участка. В данном случае требуется содействие собственника служащего участка в осуществлении права пользования принадлежащей ему вещью, например, неустановка ограждения на пути для прохода или проезда. 1

Таким образом, сервитут как право ограниченного пользования чужим земельным участком не совсем соответствует признакам вещного права, что не может не вызвать вопроса о классификации сервитута, исходя из его правовой природы.

 

1.2. Виды и классификация сервитута

 

Сервитутам посвящена ст. 23 ЗК2. Существуют два вида сервитутов: частный и публичный. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством (ст. 274—277 ГК3).

Римское частное право различало сервитуты личные (servitutes personarum) и земельные (servitutes praediorum).

Так, собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может быть установлен для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи, и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Однако обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника прав владения, пользования и распоряжения участком.

Право собственности на земельный участок не единственный титул, обладание которым предоставляет возможность установить сервитут. Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного пользования. Однако к числу лиц, устанавливающих в своем имуществе сервитут, законодатель отнес лишь собственников земельных участков (п. 1 ст. 274 ГК1).

В связи с тем, что собственник земельного участка, в отношении
которого установлен сервитут, испытывает определенные неудобства, закон предусматривает необходимость выплаты ему компенсации. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.2    .

Важно правило о том, что сервитут следует юридической судьбе обремененного им земельного участка. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, обремененный этим сервитутом, к другому лицу. Согласно п. 9 ст. 23 ЗК3 сервитута подлежат государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ст. 1) рассматривает сервитут как ограничения (обременения), т.е. как наличие установленных законом или уполномоченными органам и в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительности управления, аренды, ареста имущества и др.).

Закон дает определение сервитута. Сервитут — право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут как вещное право на здание, сооружение, помещение может существовать вне связи с пользованием земельным участком. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения.

Статья 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установила, что наряду с вещными правами на недвижимое имущество государственной регистрации в Едином государственном реестре прав подлежат ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут.

Сервитут обременяет земельный участок, поэтому согласно ст. 613 ГК1 собственник земельного участка при передаче его в аренду обязан предупредить арендатора о правах третьих лиц на передаваемый в аренду участок, в том числе и об обременении земельного участка сервитутом. Если арендодатель — собственник участка не выполнил этого условия, арендатор вправе либо потребовать уменьшения арендной платы, либо расторгнуть договор аренды и требовать возмещения причиненных ему убытков. Такое же требование нужно выполнить и в случае заключения договора ссуды. Статья 694 ГК2 обязывает ссудодателя — лицо, передающее свою вещь (земельный участок) в безвозмездное пользование другому лицу, предупредить ссудополучателя об обременении земельного участка сервитутом. Невыполнение этой обязанности предоставляет ссудополучателю право потребовать расторжения договора ссуды и возмещения понесенного им реального ущерба.

Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.3

В отличие от частного публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Публичный сервитут устанавливается с учетом результатов общественных слушаний.

Публичные сервитуты устанавливаются в интересах неограниченного круга лиц. В этой связи ряд юристов (Суханов Е.А., Мейер Д.И., Уткин Б., Сарьян Е.) высказывали мнение о том, что публичные сервитуты не являются ограниченными вещными правами в прямом смысле этого слова, поскольку не устанавливают права на чужую вещь, а являются ограничениями права собственности, определяют пределы прав публичных или частных собственников соответствующих недвижимостей. Аналогично рассуждает и Тихомиров Ю.А., который считает, что «данное мнение находит косвенное подтверждение в п.7 ст. 23 ЗК РФ, из содержания которой можно сделать вывод о том, что органы государственной власти или местного самоуправления, предоставляя гражданам и юридическим лицам земельные участки в пользование или во владение, одновременно ограничивают пределы таких прав».1 В отличие от других юристов Чубуков Г.В. предлагает рассматривать публичный сервитут «не в плане ограничения права собственности на объект земельной недвижимости, а в плане расширения права собственности народов, проживающих на данной территории, на землю и иные природные ресурсы».2

Публичный сервитут отличается от частного по основаниям возникновения и прекращения, целям установления, кругу субъектов (неопределенный круг управомоченных лиц) и содержанию, хотя содержание пользования может в определенных случаях совпадать, например при сервитуте водопровода или водостока либо при обеспечении прокладки коммуникаций).3 Эти отличия позволяют сделать вывод, что предусмотренные земельным, водным, лесным и градостроительным законодательством «публичные сервитуты» по своей юридической природе не являются ограниченным вещным правом, а представляют собой ограничения права собственности на соответствующие природные объекты.1

<

Публичный сервитут имеет сходство с установлением ограничений
прав на землю, поскольку ограничения прав также определяются на
основании требований, предусмотренных законодательством. Однако
есть существенные отличия. Когда установлен публичный сервитут, то
по требованию лица, в отношении земельного участка которого установлен сервитут, допускаются изъятие участка, возмещение ему причиненных убытков и иные правовые последствия. При определенных обстоятельствах, к которым относятся существенные затруднения в использовании земельного участка, обремененного публичным сервитутом, возможна выплата лицу, чей участок обременен, соразмерной платы. Установление ограничений не предполагает взимания в этом случае платы.    

Публичные сервитуты, согласно п. 3 ст. 23 ЗК2, могут устанавливаться для различных целей. Например, для прохода или проезда через земельный участок; использования участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; размещения на участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ на земельном участке; забора воды и водопоя; прогона скота через земельный участок; сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких участков в пределах земель лесного фонда, и т.д.

Сервитут может быть срочным или постоянным. Закреплен принцип, касающийся использования сервитута. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.3

Если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, то его собственник, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков иди предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков. Если же установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, вправе требовать защиты в судебном порядке.1

Рассмотрение видов и классификация сервитутов будет не полной без рассмотрения сервитутов в сфере градостроительства. Статья 64 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что в отношении объектов недвижимости в градостроительстве могут устанавливаться публичные и частные сервитуты. Правовую основу сервитутов в сфере градостроительства составляют положения ст. 277 ГК2, согласно которой сервитутом могут обременяться также здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которыми необходимо вне связи с пользованием земельным участком.

Публичный сервитут устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления на основании градостроительной документации и правил застройки, если это определяется государственными или общественными интересами.3 Частные сервитуты в области градостроительства устанавливаются в целях ограниченного пользования чужим (соседним) земельным участком, иными объектами недвижимости для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации зданий, строений и сооружений; строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации объектов инженерной и транспортной инфраструктур; проведения работ по инженерной подготовке территорий, работ по защите территорий от затопления и подтопления, устройству подпорных стен; прохода, проезда через чужой (соседний) земельный участок; применения проникающих на чужой (соседний) земельный участок на определенной высоте устройств при возведении зданий, строений и сооружений; эксплуатации и ремонта общих стен в домах блокированной застройки; других нужд собственников объектов недвижимости, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.1 Порядок установления и прекращения частных сервитутов определяется в соответствии с ГК.

Согласно п. 23 Правил выдачи разрешения на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 2212, разрешение (специальное, разрешение) на строительство должно содержать данные о сервитутах в области градостроительства, в том числе частных сервитутах, установленных в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1223 «Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах»3 детализирует указанные выше положения об установлении сервитутов. Так, территория общего пользования (основные проезды, детские, физкультурные и спортивные площадки и сооружения, массивы зеленых насаждений, иные объекты общего пользования) в границах квартала, микрорайона подлежит передаче в собственность или аренду домовладельцам или товариществу собственников жилья только при условии установления соответствующих ограничений и сервитутов (п. 6 Положения4).

Водные и лесные сервитута фактически представляют собой земельные сервитуты, устанавливаемые на землях водного и лесного фондов. По содержанию эти сервитуты приближаются к земельным сервитутам. Объясняется это тем, что нельзя пользоваться водным объектом или лесным фондом без использования их земель.    

Право ограниченного пользования водным объектом выступает в формах публичного и частного водных сервитутов.

Согласно ст. 6 ВК РФ1 каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством РФ (публичный водный сервитут). На основании договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Частные водные сервитуты могут устанавливаться на основании судебного решения. Общие положения о сервитутах, предусмотренные гражданским законодательством, применяются к водным сервитутам в той мере, в какой это не противоречит требованиям ВК.

Согласно ст. 9 ЛК РФ2 право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Статья 11 ЛК3 закрепляет право граждан свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено лесным законодательством. Такое право осуществляется на основании публичного лесного сервитута.

Право пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и право пользования участками не входящих в лесной фонд лесов могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений (частный лесной сервитут). Предусмотрено также, что положения гражданского законодательства, земельного и иного законодательства применяются к лесным сервитутам в той мере, в какой это не противоречит требованиям ЛК.1

Лесной сервитут закреплен в ЛК2 предполагает право ограниченного пользования землями лесного фонда и произрастающими на них лесами. В правоотношении публичного лесного сервитута одной из сторон является собственник лесного фонда или не входящих в лесной фонд лесов — Российская Федерация, с другой — неограниченный круг граждан, не являющихся собственниками, осуществляющими право общего лесопользования. Субъектами частного лесного сервитута как правоотношения могут быть только лесопользователи-несобственники.

Лесной сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лесопользователем и подлежит регистрации в порядке, действующем для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении и условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Дополнительно к этим основаниям ЛК3 предусматривает возможность установления лесных сервитутов на основании административно-правовых актов: решений государственных органов и органов местного самоуправления. Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления об установлении лесных сервитутов могут быть обжалованы в соответствии с действующим законодательством в судебном порядке.

 

 

 

 

2. МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ СЕРВИТУТА

 

2.1. Основания установления сервитута

 

Согласно п. 3 ст. 274 ГК РФ1, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, нуждающимся в его установлении, и собственником соседнего земельного участка и подлежит регистрации в порядке, предусмотренном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, которое требует установления сервитута. В отношении служащей недвижимости сервитут может устанавливаться (исключая судебное решение) только с согласия ее собственника.

При установлении сервитута необходимо указать цель, для которой он устанавливается, и оговорить условия его осуществления, разумеется, не противоречащие содержанию сервитута. Древнеримские юристы отмечали, что сервитуты могут предусматривать указание на способ их осуществления (например, какими перевозочными средствами пользоваться или какой вес допускается перевозить). Гай писал, что пользование сервитутами может быть ограничено определенным временем, «чтобы кто-либо пользовался этим правом с третьего и до десятого часа или чтобы пользовался через день»2.

Российское законодательство не содержит никаких указаний на этот счет, и поэтому граждане и юридические лица в соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ3 свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Если же сервитут устанавливается не соглашением сторон, а решением суда, определение условий его осуществления зависит от усмотрения последнего. В случае же отсутствия условий право ограниченного пользования чужой недвижимостью осуществляется согласно п. 1 ст. 9 ГК РФ4 – по усмотрению управомоченного лица, но опять же без нарушения прав обязанной стороны – собственника служащей недвижимости.

Сервитут определенным образом умаляет ценность служащего недвижимого имущества – и ни арендатор, ни эмфитевт не вправе решать этот вопрос за собственника1. Касательно господствующего участка, согласно п. 4 ст. 274 ГК2, сервитут может быть установлен не только в интересах собственника, но также и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или на праве постоянного пользования, т. е. лиц, которым принадлежат права, опосредующие необходимость долговременного удовлетворения нужд, для которых сервитут устанавливается. Такой владелец не нуждается в согласии собственника для приобретения сервитута в пользу ему принадлежащего участка.

Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. Он вправе отказаться от ее взимания, но с переходом права собственности к другому лицу у нового собственника это право требования появляется вновь (п. 5 ст. 274 ГК РФ 3содержит правило о возмездности осуществления сервитута).

Однако в случае прекращения права пожизненного наследуемого владения или постоянного пользования собственник вправе потребовать изменения условий осуществления сервитута или отказаться от него, если сервитут не представляет для него интереса или собственник не желает возмещать стоимость ограниченного пользования владельцу служащего участка. Плата за ограниченное пользование участком должна вноситься собственнику служащего участка, кроме случаев, когда договором этого собственника с другим титульным владельцем не предусмотрено иного. Возможность безвозмездного осуществления сервитута может быть предусмотрена только законом или соглашением сторон, но только на время осуществления прав конкретными субъектами. С переходом права собственности на служащий участок к другому лицу у нового собственника появляется право требовать платы за сервитут, если до отчуждения участка договором не было установлено иное. В соответствии с п. 4 ст. 131 ГК РФ1 существование сервитута не должно утаиваться от заинтересованных лиц.

Один из вариантов возникновения сервитута определен п. 4 ст. 340 ГК РФ2, а именно, если при ипотеке земельного участка договором не предусмотрено иного, право залога не распространяется на находящиеся или возводимые на этом участке здания и сооружения залогодателя. В этом случае, если стороны в договоре о залоге земельного участка ничего не предусмотрели в отношении здания или сооружения, находящегося на нем, при обращении взыскания на заложенный земельный участок за залогодателем сохраняется право ограниченного пользования той его частью, которая необходима для использования здания или сооружения в соответствии с его назначением. Условия сервитута, обременяющего участок, определяются соглашением залогодателя с залогодержателем, а в случае спора – судом.

Поскольку сделка, которой устанавливается сервитут, подлежит так же, как и сам сервитут, в силу ст. 131, 164 ГК3 государственной регистрации (из чего следует и необходимость ее совершения в простой письменной форме), несоблюдение данного требования влечет ее недействительность, т. е. право ограниченного пользования чужой недвижимостью возникает лишь с момента его государственной регистрации.

Из всех вещных прав, исключая право собственности, только сервитут может прекратиться и возникнуть на основании давностного (не)осуществления. Иное вещное право, предусматривающее владение и пользование имуществом, или производно от права собственности, или, поскольку не может возникнуть независимо от него, само и есть право собственности. Однако установление сервитута по давности на практике будет, скорее всего, происходить путем обжалования в суде действий регистрационного органа, поскольку последний вряд ли сможет взять на себя решение вопроса о наличии оснований для приобретения этих двух вещных прав.4

Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (ст. 274 ГК1). В соответствии со ст. 23 ЗК2 публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Федеральные казенные предприятия и государственные или муниципальные учреждения — владельцы помещений в здании, находящемся на неделимом земельном участке, которые принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения или всем лицам на праве хозяйственного ведения, обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на принадлежащие им помещения.

В соответствии со ст. 274 ГК РФ3 частный сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также для других нужд собственника (пожизненного владельца и постоянного пользователя) земельного участка, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. То есть сервитут может устанавливаться не просто по желанию указанных лиц (например, линию электропередачи ближе, а значит, дешевле провести через соседний участок, а не вдоль существующего проезда), а в силу объективно существующих обстоятельств (линию электропередачи невозможно проложить иначе как через соседний участок).

Как было установлено в предыдущем главе курсовой работы, земельный сервитут есть вещное право на недвижимое имущество — земельный участок. Это право ограниченного пользования чужим участком. Объем этого права вытекает из названия сервитута. То есть объем правомочий обладателя сервитута определяется той нуждой, для обеспечения которой он установлен. Так, если частный сервитут установлен для прохода через соседний участок, то использовать его для проезда на автомобильном транспорте не разрешается. Обладатель ограниченного права на чужой земельный участок осуществляет его посредством собственных действий, в то время как лицо, чей участок обременен сервитутом, обязано не препятствовать осуществлению этого права (не мешать проходу, проезду через свой участок и т.д.).1

Если помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими федеральными казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, данный участок предоставляется одному из этих лиц на основании решения собственника участка в постоянное (бессрочное) пользование, а другие из этих лиц обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения (п. 3, 4 ст. 36 ЗК2).    

Установление сервитута земельного участка не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. В случаях когда установление сервитута приводит к невозможности использования данного участка согласно его целевому назначению, собственник вправе требовать выкупа у него данного участка с возмещением убытков. Если сервитут установлен органами государственной власти или органами местного самоуправления, то в этом случае собственнику земельного участка может быть вместо выкупа предложен другой земельный участок взамен выкупаемого с компенсацией понесенных убытков3.

Выкупная цена земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением между представителем государственных или муниципальных органов и собственником земельного участка. Соглашение включает обязательство органов государственной или муниципальной власти уплатить собственнику земельного участка выкупную цену за изымаемый участок. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества (строений, сооружений), а также все убытки, причиненные собственнику в связи с изъятием земельного участка, включая и те, которые он понесет из-за досрочного прекращения своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. 1

Заметим, что в гражданском праве под убытком понимается выраженный в денежной форме ущерб, причиненный одному лицу противоправными действиями другого, а упущенная выгода обычно представляет собой неполученную прибыль и подлежит возмещению как составная часть убытков.

Отношения по изъятию земельных участков у граждан, имеющих на них ограниченные права, какими являются право пожизненного наследуемого владения, право аренды, право временного пользования, регулируются Положением о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.93 г. №77.2

Отношения по принудительному выкупу земли у граждан — собственников земельных участков в части возмещения убытков и упущенной выгоды регулируются в основном нормами гражданского, а не земельного законодательства, поскольку затрагивают имущественные права собственников земельных участков и расположенной на ней недвижимости.3

Следует отметить, что сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка, если, конечно, установление сервитута не носит государственных или муниципальных интересов.

Установление сервитута подлежит регистрации в порядке, определенном Федеральным законом от 21.07.97 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»1. Этим Законом установлено, что государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте, т.е. согласия собственника земельного участка на установление сервитута по отношению к его участку. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав.

Если сервитут относится к части земельного участка, то к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается заверенный организацией по учету земельных участков план, на котором отмечена сфера действия сервитута. Если сервитут относится ко всему земельному участку, то предоставление плана земельного участка не требуется.

Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного пользования. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование его земельным участком. В случае перехода прав на земельный участок, обремененный сервитутом, к другому лицу сервитут сохраняется2.

ГК РФ3 установлено, что сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками земельного участка, для обеспечения использования которым сервитут установлен.

При отпадении оснований, по которым был установлен сервитут, он может быть прекращен по требованию собственника земельного участка или пользователя на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного пользования.

В случаях невозможности использования земельного участка, обремененного сервитутом в соответствии с его целевым назначением, собственник или пользователь земельного участка вправе требовать по суду прекращения действия сервитута по отношению к его участку.

Возможность установления публичных и частных земельных сервитутов предусмотрена не только Земельным и Гражданским кодексами, но и некоторыми другими законами и подзаконными актами. Так, в ст. 64 Градостроительного кодекса говорится, что частные сервитуты могут устанавливаться в отношении объектов недвижимости в градостроительстве (земельный участок — один из них) для обеспечения:

строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации зданий, строений и сооружений;

строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации объектов инженерной и транспортной инфраструктур;

проведения работ по инженерной подготовке территорий, работ по защите территорий от затопления и подтопления, устройству подпорных стен;

применения проникающих на чужой (соседний) земельный участок на определенной высоте устройств при возведении зданий, строений и сооружений;

эксплуатации и ремонта общих стен в домах блокированной застройки;

других нужд собственников объектов недвижимости, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Порядок установления и прекращения частных сервитутов в области градостроительства определяется в соответствии с Гражданским кодексом.

Возможность установления публичных сервитутов на земельный участок предусмотрена не только Земельным кодексом РФ, но и ФЗ от 21.01.2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества»1, ФЗ от 19.07. 1998 г. «О гидрометеорологической службе»2 и другими нормативными актами.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 ЗК РФ1 публичный сервитут на земельный участок может быть установлен в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Интересы, для обеспечения которых устанавливаются публичные сервитуты, перечислены в ч.3 ст. 23 ЗК РФ. Тихомиров Ю.А. предлагает в зависимости от этих интересов разделить сервитуты на несколько групп: «сервитуты, предоставляющие право прохода (проезда) через земельный участок (подп. 1, 6, 10 п. 3); сервитуты, предоставляющие право осуществления определенных работ (иных действий) на земельном участке (подп. 4, 5, 7 – 9 п.3); сервитуты, необходимые для размещения и обслуживания объектов, эксплуатация которых имеет публичный интерес (подп. 2, 3 п. 3)»2.

Что касается публичных сервитутов, то согласно ст. 64 Градостроительного кодекса они могут устанавливаться в отношении объектов недвижимости в градостроительстве нормативными правовыми актами органов местного самоуправления на основании градостроительной документации и правил застройки в случаях, если это определяется государственными или общественными интересами.

В Федеральном законе от 19 июля 1998 г. «О гидрометеорологической службе»3 закреплено, что на земельные участки, через которые осуществляется проход или проезд к стационарным пунктам наблюдений, входящим в государственную наблюдательную сеть, могут быть установлены сервитуты в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (ст. 13).

Не допускается запрет на установление сервитутов в случае необходимости обеспечения доступа иных лиц к объектам, существовавшим до момента принятия указанного Федерального закона. Новые сервитуты устанавливаются по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и домовладельцами. При недостижении соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом (п. 5 ст. 8).

Возможность установления сервитутов для обеспечения нужд мелиорации земель заложена в ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 10 января 1996 г. «О мелиорации земель»1. В ней, в частности, говорится, что земельные участки, которые граничат с участками мелиорируемых (мелиорированных) земель, могут быть использованы для проведения мелиорации земель на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Следует отметить, хотя Гражданский кодекс не регулирует установления частных сервитутов на земельных участках, закрепленных на праве пожизненного наследуемого владения, или праве постоянного (бессрочного) пользования, или предоставленных в аренду (из земель государственной, муниципальной собственности), однако у соседей может возникнуть необходимость в ограниченном использовании таких участков. В этом случае также возможно установление земельного сервитута.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает его собственника прав владения, пользования и распоряжения этим участком, а пожизненного владельца, постоянного пользователя, арендатора — прав владения и пользования земельным участком.

Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником (владельцем, пользователем) соседнего участка. В случае недостижения соглашения об установлении сервитута или его условиях спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (п. 3 ст. 274 ГК РФ2). Можно предположить, что прекращение частного сервитута должно производиться таким же образом.

Как и другие вещные права, сервитут следует за вещью. Согласно п. 1 ст. 275 ГК РФ3 сервитут сохраняется в случае перехода к другому лицу прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом. Причем это правило применимо как к частным земельным сервитутам, так и к публичным. Например, передача земельного участка в аренду или безвозмездное срочное пользование не является основанием для прекращения или изменения сервитута, установленного в интересах третьих лиц. В силу ст. 613 ГК РФ1 арендодатель при заключении договора аренды земельного участка обязан предупредить арендатора обо всех правах третьих лиц на сдаваемое в аренду имущество, и в частности о наличии сервитута. Если арендодатель не выполнил этой обязанности, арендатор имеет право требовать уменьшения арендной платы либо расторжения договора с возмещением причиненных ему убытков.

При заключении договора безвозмездного пользования (ст. 689 ГК РФ2) земельным участком ссудодатель — лицо, передающее участок, обязано предупредить ссудополучателя — лицо, которому передается участок, обо всех правах третьих лиц на эту вещь, в том числе и о наличии обременения земельного участка сервитутом. Неисполнение этой обязанности дает ссудополучателю право требовать расторжения договора и возмещения понесенного им реального ущерба (ст. 694 ГК РФ3).

В случаях если земельный участок, на котором находится принадлежащее продавцу здание, сооружение или другая недвижимость, продается без передачи в собственность покупателя этой недвижимости, а условия пользования частью земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования в соответствии с назначением, не определены договором продажи, продавец сохраняет право ограниченного пользования (сервитут) этой частью земельного участка (ст. 553 ГК РФ4).

Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли — продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками (пожизненными владельцами, постоянными пользователями) земельного участка, для обеспечения использования которого сервитут установлен (ст. 275 ГК РФ5).

 

В п. 2 ст. 32 ЗК РФ1 предусмотрен порядок установления публичных сервитутов. В отличие от частных сервитутов, которые устанавливаются по соглашению между собственниками (владельцами, пользователями) соседних земельных участков либо по решению суда, публичные сервитуты вводятся законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, ее субъекта, нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Публичный сервитут устанавливается для обеспечения интересов государства, т.е. Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, местного самоуправления или местного населения. Конкретные виды таких интересов перечислены в п. 3 комментируемой статьи.

В п. 2 ст. 32 ЗК РФ2 предусмотрено, что установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Однако Кодекс не дает понятия общественных слушаний, не определяет порядок их проведения, не предусматривает механизма учета результатов этих слушаний.

Исходя из положений некоторых законодательных актов других отраслей права, и прежде всего экологического, а также п. 3 ст. 31 ЗК РФ3 («Выбор земельных участков для строительства») по вопросу участия общественности в принятии хозяйственных и иных решений органами государственной власти или местного самоуправления, можно дать следующее определение общественных слушаний. Общественные слушания — это форма проведения общественных обсуждений тех или иных вопросов, которые прямо или косвенно затрагивают интересы общественности. Под общественностью понимаются граждане, общественные организации (объединения), органы территориального общественного самоуправления, которые вправе участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения в связи с установлением публичных сервитутов.

В п. 3 ст. 32 ЗК РФ4 статьи перечислены интересы государства, местного самоуправления и местного населения, для обеспечения которых могут быть установлены публичные сервитуты, т.е. фактически виды публичных сервитутов. Это проход или проезд через земельный участок; использование участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; размещение на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведение дренажных работ на земельном участке; забор воды и водопой; прогон скота через земельный участок и т.д.

Содержащийся в комментируемой статье перечень видов публичных сервитутов носит исчерпывающий характер, однако, по всей видимости, при необходимости органы государственной власти, органы местного самоуправления могут установить публичный сервитут для обеспечения каких-то иных государственных, муниципальных, общественных нужд.

Защищается сервитут, по мнению Косарева И.Э. 1, конфессорным иском (actio confessoria), появление которого связано с появлением сервитута, и конструирование которого возможно по аналогии закона, согласно ст. 6 ГК РФ. Еще в Древнем Риме с помощью actio confessoria сервитут защищался от препятствования к своему осуществлению не только против собственника служащей недвижимости, но и против всех третьих лиц. Поскольку сервитут – это вещное право, выражающееся в непосредственном осуществлении и устранении обязанного лица (обязанных лиц), то праву ограниченного пользования собственника господствующего участка противостоит обязанность собственника служащего не нарушать это право. Вещные права более полного содержания защищаются негаторным иском против всех третьих лиц, включая и собственника имущества, принадлежащего другим лицам на иных титулах владения в силу прямого указания закона (п. 4 ст. 216, 305 ГК РФ2). Однако правоотношение по реализации сервитута не является правоотношением по реализации права собственности или иного вещного или обязательственного права, опосредующего владение недвижимостью, и имеет определенную специфику. Поэтому применение негаторного иска для защиты сервитута в соответствии со ст. 305 ГК РФ1 будет не совсем корректно. Одно из основных условий предъявления в суде негаторного иска – сохранение владения вещью. Сервитут же предоставляет управомоченному не право владения чужой недвижимостью, а лишь право ограниченного ею пользования. Значит, говорить о «сохранении владения вещью», и о «владении» сервитутом нельзя, так как лицо владеет господствующим участком, а соседней землей только ограниченно пользуется. Таким образом, при нарушении своего владения со стороны соседа собственник господствующего участка должен предъявлять негаторный иск, а при нарушении права ограниченного пользования соседским недвижимым имуществом – другой вещно-правовой иск по аналогии – иск конфессорный.

 

2.2. Основания прекращения сервитута

 

Согласно ст. 48 ЗК2 частный сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, а публичный сервитут—в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

Основание прекращения частного сервитута предусмотрено в ст. 276 ГК3.

Статья 276 ГК РФ4 называет два основания для прекращения частного сервитута: расторжение договора и судебное решение. Инициатором прекращения сервитута в этих случаях выступает собственник участка, обремененного сервитутом. В первом случае причиной прекращения сервитута является отпадение оснований, по которым он был установлен. Во втором случае – невозможность использования земельного участка в соответствии с назначением в результате обременения его сервитутом. Между тем частный сервитут может прекращаться и в иных случаях:

– при гибели объекта сервитутного права (пересыхание водного источника);

– при изъятии служащего земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

– при истечении срока действия срочного сервитута и др.

Так, по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым был установлен. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

Публичный сервитут может быть прекращен в том случае, если отпали те общественные нужды, ради удовлетворения которых он был установлен. В этом случае принимается акт об отмене сервитута. Очевидно, имеется в виду ненормативный правовой акт, который должен быть принят органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, указанными в ст. 29 ЗК1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сервитуты, выражающиеся в праве ограниченного пользования соседним земельным участком.

Бывают частные и публичные сервитуты. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, субъекта РФ и органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельного участка. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Сервитут может устанавливаться по соглашению между собственниками земельных участков или решением суда.

Собственник земельного участка вправе требовать, в том числе в судебном порядке, предоставления сервитута для обслуживания своего земельного участка.

Сервитут должен осуществляться способом, наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено законом. За сервитуты, установленные в пользу сельских жителей и их объединений, плата не взимается.

Сервитут может устанавливаться на земельный участок на любом праве и может быть временным или постоянным. Сервитуты подлежат государственной регистрации. Сервитут сохраняется при переходе земельного участка к другому лицу.

По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. В случае, если земельный участок в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением земельного участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута. Особенности данного вещного права следующие:

если основанием возникновения прав пожизненного наследуемого владения и прав постоянного пользования земельным участком является свободный от чьих-либо притязаний участок, то основанием сервитута всегда является наличие соседнего используемого участка, интересы надлежащей эксплуатации которого требуют вмешательства в пользование данным земельным участком. Например, невозможность подхода к соседнему землепользованию иным способом, кроме как через данный участок;

право сервитута представляет своего рода право безысходности, невозможности не затрагивать интересы соседних землепользователей. Если есть возможность обеспечить надлежащую эксплуатацию участка, не ущемляя прав соседних землепользователей, то право сервитута возникать не должно;

право сервитута представляет собой узкоцелевое использование земельного участка, выделенного для прохода или проезда; его нельзя использовать под складирование имущества, размещение каких-либо объектов и т.д.;

право сервитута не может быть самостоятельным предметом сделок. В частности, его нельзя приобретать, вносить в качестве вклада в имущество хозяйственного общества и использовать в качестве самостоятельного объекта гражданских прав вне зависимости от земельного участка, для обеспечения рационального использования которого установлен данный сервитут;

право сервитута носит придаточный характер к основному праву на земельный участок для лица, в пользу которого устанавливается данный сервитут. С прекращением права этого лица на данный земельный участок прекращается и право сервитута;

право сервитута не порождает у лица, в пользу которого устанавливается данный сервитут, прав на земельный участок, служащий для сервитута (ограниченного пользования им), поскольку сервитут не влечет за собой лишения прав землепользователя на данный земельный участок (п. 2 ст. 274 ГК РФ);

сервитут устанавливается, как правило, не на определенный срок,
а на период до устранения причин, породивших необходимость этого сервитута. С устранением данных причин необходимо и прекращение действия сервитута.

Сервитут на земельный участок — право ограниченного пользования одним или несколькими соседними участками. Сервитут может устанавливаться по соглашению между собственниками земельных участков или решением суда.

Таким образом, вещные права на землю выражаются в праве пожизненного наследуемого владения земельным участком; в праве постоянного (бессрочного) пользования участком и в праве сервитута (ограниченного пользования соседним земельным участком).

Вещные права являются производными от права собственности на земельный участок, обладая при этом определенной самостоятельностью и независимостью от права собственности.

Разнообразие вещных прав обусловлено их целевых назначением. В частности, пожизненное наследуемое владение преследует цель обеспечить реализацию конституционных прав граждан на свободное хозяйственное использование земель, сохранение преемственности в ведении крестьянского (фермерского) хозяйства и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская Газета. – 25 декабря 1993г.
  2. Водный кодекс РФ 3 июня 2006 года № 74-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 № 201-ФЗ, от 19.06.2007 № 102-ФЗ, от 14.07.2008 № 118-ФЗ) // КонсультантПлюс
  3. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г.// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  4. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 № 136 ФЗ // СЗ РФ от 29 октября 2001. №44. Ст. 4147.
  6. Лесной Кодекс РФ от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 13.05.2008 № 66-ФЗ, от 22.07.2008 № 141-ФЗ, от 22.07.2008 N 143-ФЗ)// СЗ РФ, 1997. № 5. Ст. 610.
  7. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: ФЗ от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ (в ред. от 12.04.01 г.) // Российская газета. 02 августа 1997 г.
  8. О приватизации государственного и муниципального имущества: ФЗ от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ (в ред. ФЗ от 27.02.2003 г № 29-ФЗ) //СЗ РФ 28.01.2002. № 4. Ст. 251
  9. ФЗ от 19.07.1998 г. «О гидрометеорологической службе» // СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3609
  10. ФЗ от 10 января 1996 г. «О мелиорации земель» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 142.
  11. Положением о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.93 г. N77 (в ред. от 15.05.99 г.) // КонсультантПлюс.
  12. Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1223 «Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах» // Российская газета. 5 октября 1997 г.
  13. Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением правительства РФ от 18.02.1998 г. № 219 // СЗ РФ. 1998. № 8. Ст. 963; 1999. № 52. Ст. 6416.
  14. Правила выдачи разрешения на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения: утверждены постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 221 // СЗ РФ. 2000. № 12. Ст. 1297.
  15. Аликаева А.М. Сервитуты в земельном праве // Налоги. Инвестиции. Капитал. 2008. № 1 – 2. С. 29 – 33.
  16. Гражданское право: Учебник. Ч. 1. / Под ред. Ю.К. Тостого. СПб., 2008.
  17. Гражданское право. Учебник для ВУЗов / Под ред. Ю.К.Толстого и А.П.Сергеева, М., 2008.
  18. Гражданское право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. Т. 1. М., 2008.
  19. Гусаков А.Г. К вопросу о теории сервитутного права // Журнал гражданского и уголовного права. СПб., 1884. № 8 – 9.
  20. Дигесты Юстиниана. Избранные фрагменты. М., 2005.
  21. Земельное право России / Под ред. Чубукова Г.В. М., 2007.
  22. Иванов А.А., Медведев Д.А. Право государственного предприятия на имущество // Правоведение. № 6. 2005.
  23. Комментарий к Земельному кодексу РФ / Под ред. Г.В.Чубукова, М.Ю.Тихомирова. М., 2005.
  24. Копылов А.В. Вещные права на землю. –М.: Статут. 2005. С. 59.
  25. Косарев И.В. Право ограниченного пользования чужим недвижимым имуществом (Сервитуты) // Правоведение. 2006. № 3 С.38 – 40.
  26. Литвинцова А. Право ограниченного пользования чужими земельными участков // Финансовая газета. 5 сентября 2006.
  27. Михеева Л.Ю. Доверительное управление имуществом. Комментарий законодательства // Международный оценочный консорциум. Вып. 1. 2006.
  28. Пухта Г.Ф. Курс Римского гражданского права.(По изд. 1874 года) М., 2005.
  29. Суханов Е. А. Понятие и виды ограниченных вещных прав // Вестник МГУ. Право. 2007. № 4. С. 19-20
  30. Харьков В. Правовое регулирование земельных сервитутов// Хозяйство и право. 2005. № 9. С. 29 –32.
  31. Цуканов В.И. Сервитут как вещное право// Международный оценочный консорциум. Вып. 1. 2007.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.02MB/0.00048 sec

WordPress: 24.39MB | MySQL:121 | 1,656sec