Правовое регулирование объектов водного фонда

<

091813 1547 1 Правовое регулирование объектов водного фонда

1.1. Понятие водного фонда

Необходимость правового регулирования отношений по использованию и охране водного фонда требуют расшифровки понятия воды. Вода — кровеносная система Земли — подлинный источник земли. Распространение растений и животных на нашей планете всегда связано с наличием пригодной для их жизни воды (поверхностной или подземной). Там, где вода в изобилии, все живое размножается быстрее, и наоборот, там, где воды мало или она загрязнена, жизнь замирает и развивается медленнее. Лишь в условиях благоприятного водного режима природная среда обеспечивает существование нормально развивающихся и жизнеспособных растительных и животных сообществ.

Важно отметить, что вода всегда оказывала существенное влияние на формирование человеческой культуры и развитие цивилизации и значительно больше, чем другие природные ресурсы. Реки, озера и часто подземные воды во всех странах мира играли важную роль в размещении производительных сил городов и других населенных пунктов. Так, любое поселение человека создается всегда на том месте, где есть питьевая вода, будь то река или выход подземных вод на поверхность в виде родников.

Как и другие предметы природы, вода также подвергается производственному воздействию людей и в следствии этого какая-то часть вещества воды, добытая из ее природных запасов выделяется из природной среды и в определенной степени изолируется от стихийно действующих сил природы путем заключения ее в сосуды, искусственно созданные емкости: баки, цистерны, резервуары, сети водопроводов и т.д.

Главным отличием правового режима добытой воды от правового режима природных запасов является то, что добытая вода в процессе ее использования в качестве сырья или потребительского продукта может принадлежать на праве собственности не только государству, но и общественным организациям.

Вода с момента ее отделения от природной среды утрачивает качества объекта природы и приобретает качества товара, включается в товарный оборот и может состоять как в собственности государства, так и в собственности иных субъектов права.

В специальной литературе высказывалось мнение о том, что вода, к которой приложен человеческий труд, становится товаром независимо от ее взаимосвязи с природной средой и как пример приводятся водохранилища и каналы. Воду в них, якобы, нельзя считать природным объектом, а следует рассматривать как товар, созданный трудом человека. На этом основании делается предложение о необходимости денежной оценки вод.

Действительно, ресурсы водохранилищ и каналов являются в определенной мере продуктом труда людей, но в то же время они как правило, не выделены из природной среды и продолжают оставаться ее компонентом. Эти водные ресурсы не изолированы от воздействия с грунтовыми водами, поверхностным стоком и атмосферой, находясь в рамках естественного круговорота воды, совершающегося независимо от воли людей.

Правовой охране подлежат воды, состоящие в собственности государства и составляющие в совокупности единый государственный водный фонд. Все воды, — в водном законодательстве, — составляют единый государственный фонд, который включает: реки, озера, водохранилища, другие поверхностные водоемы и водные источники, а также воды каналов и прудов, подземные воды и ледники, внутренние моря и другие морские воды, и территориальные воды.

Рассматривая взаимодействие природы и общества, отдельные авторы считают природу целым единым интегрированным объектом правовой охраны. Такой подход к охране природы, по их мнению, обязательно предполагает дифференциацию природы. Оберегая природную среду в целом, закон тем самым прямо или косвенно охраняет ее отдельные элементы. И наоборот, осуществляя правовую защиту отдельных элементов естественной среды с учетом их взаимосвязи, закон обеспечивает тем самым качество природной среды в целом1.

Рассмотрим понятие воды как природного ресурса. Понятие это экологическое, выражает потребительское отношение общества к водам. То или иное природное вещество становится и вырывается из природного объекта и среды вследствие развития производства и возникновения новых потребностей общества. Это же вещество перестает быть ресурсом, если общество теряет к нему интерес, как к источнику своего потребления. Включение природного ресурса в систему правовой охраны природы объясняется тем, что природное вещество, получившее экономическое значение, продолжает существовать в неотделимом состоянии с природой, а всякое изъятие его вносит изменения в экологические пределы естественной среды. Природным комплексом считается участок природной среды, включающий в себя совокупность взаимосвязанных между собой природных объектов (земли, лесов, недр, атмосферного воздуха, животного мира), специально обособленный с целью заповедной охраны природы.

Такие природные комплексы создаются государством и служат для сохранения участков естественной среды от разрушительного влияния производственно-хозяйственной деятельности. Для них характерен заповедный режим правовой охраны, главным содержанием которого является запрещение вредного вмешательства в природные процессы.

Природно-территориальные комплексы создаются с целью рационального совмещения определенных видов производственно-хозяйственной деятельности с запретительными или ограничительными мерами в области природопользования2.

Однако в отличие от природных комплексов природно-территориальные комплексы могут быть местом жизни и деятельности человека. В их пределах разрешается развитие некоторых безвредных для природы видов производств, таких как курортно-оздоровительные зоны, зеленые зоны вокруг городов, зоны рекреаций и другие охраняемые зоны.

Следовательно,    юридическому понятию «воды», обозначающему объект правовой охраны, соответствуют природные запасы воды, выступающие как самостоятельное материальное благо и образующие единый государственный водный фонд.

Согласно п. 6 ст. 1 ВК РФ1
водный фонд – совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации, при этом водным объектам является природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

В ст. 5 ВК РФ указано, что водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:

1) поверхностные водные объекты;

2) подземные водные объекты.

В свою очередь, к поверхностным водным объектам относятся:

1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);

2) водотоки (реки, ручьи, каналы);

3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);

4) болота;

5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);

6) ледники, снежники.

Поверхностные водные объекты состоят их поверхностных вод, дна и берегов. Такие водные объекты имеют многофункциональное значение и могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей одновременно.

Поверхностные водные объекты подразделяются на поверхностные водотоки и водохранилища на них; поверхностные водоемы; ледники и снежники

Поверхностные водотоки — поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии непрерывного движения. К ним относятся: реки и водохранилища на них; ручьи; каналы межбассейнового перераспределения и комплексного использования водных ресурсов

Ледниками водное законодательство признает движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения на земной поверхности.

Снежники — неподвижные естественные скопления снега и льда, сохраняющиеся на земной поверхности в течение всего теплого времени года или его части. Кроме того, к числу водопокрытых земель относятся земли, занятые внутренними морскими водами и территориальным морем РФ.

К внутренним морским водам относятся морские воды, расположении в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширит территориального моря РФ. К территориальному морю РФ относятс прибрежные морские воды шириной двенадцать морских миль, отмеряемых соответствии с нормами международного права и законодательством РФ.

Понятие земель, выделенных под полосы отвода по берегам водоем указано в Водном Кодексе, полоса суши вдоль берегов водных объекта общего пользования (бечевник), предназначенная для общего пользования Каждый вправе (без использования транспорта) пользоваться бечевником передвижения и пребывания у водного объекта общего пользования, в числе рыболовства и причаливания плавательных средств. Ширина берега не может превышать двадцати метров.

В соответствии с ч. 4 ст. 5 ВК РФ1 поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Береговая линия (граница водного объекта) определяется для:

– моря — по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды — по линии максимального отлива;

–реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера — по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом;

– пруда, водохранилища — по нормальному подпорному уровню воды;

–болота — по границе залежи торфа на нулевой глубине.

К подземным водным объектам относятся:

– бассейны подземных вод;

–водоносные горизонты.

Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.

 

1.2. Право водопользования: понятие, содержание

 

По отношению к многочисленным и разнообразным конкретным общественным отношениям, возникающим в процессе использования природных запасов воды, понятие «водопользование» выступает как одно собирательное, обобщающее понятие. Нужно отметить, что как таковое водопользо вание вообще на практике не существует. Есть добыча воды из реки, озера, моря, подземного водоносного горизонта и т.д. Добыча может производится как путем применения сложнейших гидротехнических сооружений, так и с помощью простейших бытовых приспособлений. Все случаи пользования природными запасами воды характеризуются разными свойствами и признаками, но когда они рассматриваются как водопользование, то учитываются не все их признаки и свойства, а лишь типичные, свойственные каждому случаю водопользования. В соответствии с этими общими признаками и свойствами и формируется понятие водопользования, которое является базой для юридического понятия права водопользования в Российской Федерации.

Но не все случаи пользования водой юридически признаются водопользованием. Это зависит от экономических и хозяйственных условий, в которых происходит пользование водой.

Согласно п. 14 статье первой ВК РФ1 водопользование представляет собой использование водных объектов (водопользование) – использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

Право водопользования является институтом водного права и одновременно может рассматриваться в качестве субъективного права, принадлежащему конкретному водопользователю.

Объект права водопользования – водный объект или его часть. Водный объект представляет собой не только сосредоточение воды на поверхности суши в формах рельефа либо в недрах, но и земли, на которой эта вода сосредоточена. Таким образом, в случае использования водного объекта право пользования им распространяется не только на воды, но и на землю, на которой она находится. В случае предоставления в пользование водного объекта одновременно в пользование предоставляется его дно и берега.

ВК содержит детальную характеристику видов водных объектов, которые предоставляются в пользование. В зависимости от физико -географических, гидрорежимных и других признаков водные объект подразделяются на поверхностные водные объекты; внутренние морские воды; территориальное море РФ; подземные водные объекты.

Определения видов водных объектов, за исключением подземных, были уже приведены ранее.

Подземные водные объекты — сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты водного режима.

К подземным водным объектам относятся:

Водоносный горизонт — воды, сосредоточенные в трещинах и
пустотах горных пород и находящиеся в гидравлической связи;

Бассейн подземных вод — совокупность водоносных горизонтов,
расположенных в недрах;

Месторождение подземных вод — часть водоносного горизонта, в
пределах которой имеются благоприятные условия для извлечения подводных вод;

Естественный выход подземных вод — выход подземных вод на суше или под водой.

Кроме того, ВК подразделяет водные объекты на внутренние воды и трансграничные водные объекты. Все водные объекты на территории РФ, за исключением территориального моря РФ, являются внутренними водами.

Поверхностные и подземные водные объекты, которые обозначают, пересекают границу между двумя или более иностранными государствами или по которым пролегает Государственная граница РФ, трансграничными водными объектами.

Водные объекты общего пользования — водные объекты, пах общедоступном, открытом пользовании. На водных объекте пользования осуществляется общее водопользование в установленном водным законодательством. Использование водных объектов общего пользования ограничивается, если это прямо предусмотрено законодательством РФ.

В соответствии со ст. 6. ВК РФ1 к водным объектам общего пользования относятся поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено ВК РФ. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральным законами.

Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется жителям соответствующих поселений органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. При этом береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется.

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

ВК РФ устанавливает особые правила оборотоспособности водных объектов. Оборот водных объектов осуществляется в соответствии с требованиями ВК.

Продажа, залог, совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов, не допускаются. Обособленные водные объекты могут переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством РФ.

Содержание права водопользования находит выражение в правомочиях водопользователя, которыми его наделяет водное законодательство: владение, пользование, распоряжение.

Водопользователи могут распоряжаться правами пользования водными объектами (в весьма ограниченных пределах). Права пользования водными объектами могут переходить от одного лица к другому лицу только на основании распорядительной лицензии, выдаваемой специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.

Конкретное содержание правомочий водопользователей отражается в правах и обязанностях водопользователей. Права и обязанности водопользователей в определенной мере дифференцированы в зависимости от видов водопользования.

Ограничение, приостановление или запрещение использования водных объектов устанавливается Правительством РФ или органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда.

 

1.3. Основания возникновения и прекращение права водопользования

 

По общему правилу, право пользования водными объектами возникает на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.

Статья 11 ВК РФ1 определяет порядок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование

На основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 ст. 11 ВК РФ1, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 ст. 11 ВК РФ, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) сброса сточных вод и (или) дренажных вод;

3) размещения причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;

4) размещения стационарных и (или) плавучих платформ и искусственных островов;

5) размещения и строительства гидротехнических сооружений (в том числе мелиоративных систем), мостов, подводных и подземных переходов, а также трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, подводных коммуникаций;

6) разведки и добычи полезных ископаемых;

7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;

8) подъема затонувших судов;

9) сплава древесины в плотах и с применением кошелей;

10) забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);

11) организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.

Необходимо заметить, что не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для:

1) судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов;

2) осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов;

3) забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;

4) забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

5) забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);

6) забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств;

7) воспроизводства водных биологических ресурсов;

8) проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов;

9) проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ;

10) рыболовства, рыбоводства, охоты;

11) осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

12) санитарного, карантинного и другого контроля;

13) охраны окружающей среды, в том числе водных объектов;

14) научных, учебных целей;

15) разведки и добычи полезных ископаемых, размещения и строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек;

16) полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными;

17) купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса.

Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 — 27 ВК РФ1.

<

Водное законодательство предусматривает случаи возникновения права водопользования также в случаях
перехода этого права.

Передача прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу осуществляется в соответствии со ст. 19 ВК РФ

Водопользователь с согласия исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных частью 4 статьи 11 ВК РФ, вправе передавать свои права и обязанности по договору водопользования другому лицу. Передача прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

Заявление водопользователя о даче согласия на передачу прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу должно быть рассмотрено исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными частью 4 статьи 11 ВК РФ1, не позднее чем через тридцать дней со дня получения такого заявления.

Права и обязанности по договору водопользования считаются переданными после регистрации в государственном водном реестре.

В случае смерти водопользователя — гражданина, реорганизации водопользователя — юридического лица принадлежащие им права пользования водными объектами переходят в порядке правопреемства. Кроме того, право водопользования возникает при выдаче распорядительной лицензии, которая является основанием приобретения права пользования водным объектом при его переходе от одного лица к другому в случаях, предусмотренных ВК.

Права пользования водными объектами могут переходить от одного лица другому только в случаях, если указанные лица осуществляют водопользование для собственных нужд, и цели использования водных объектов при переходе указанных прав не меняются.

Водные объекты предоставляются в пользование путем выделения участков акватории, мест забора и сброса воды, а также другими определенными водным законодательством способами, то есть путем индивидуализации конкретных водных объектов.

Трансграничные водные объекты предоставляются в пользование в соответствии с международными договорами РФ и законодательством РФ. Право пользования внутренними морскими водами и территориальным морем РФ осуществляется в соответствии с водным законодательством РФ, иными федеральными законами. Водные объекты, находящиеся на территориях двух и более субъектов РФ, предоставляются в пользование с учетом бассейновых соглашений.

Договором пользования водным объектом признается соглашение органа исполнительной власти субъекта РФ с водопользователем о порядке использования и охраны водного объекта или его части.

В водном законодательстве предусмотрены существенные условия договора пользования водным объектом. Так в соответствии со ст. 13 ВК РФ1 договор водопользования должен содержать:

1) сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;

2) цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 11 ВК РФ;

3) срок действия договора водопользования;

4) размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы;

5) порядок прекращения пользования водным объектом или его частью;

6) ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.

Договор водопользования наряду с условиями, указанными в части 1 статьи 13 ВК РФ, может содержать иные условия по соглашению сторон этого договора.

Основания прекращения права пользования водными объектами приведены в ст. 10 ВК РФ. Право пользования поверхностными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены гражданским законодательством и ВК РФ. Право пользования подземными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Основанием принудительного прекращения права пользования водным объектом по решению суда является:

1) нецелевое использование водного объекта;

2) использование водного объекта с нарушением законодательства Российской Федерации;

3) неиспользование водного объекта в установленные договором водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование сроки.

 

 

2. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

 

2.1. Нормативно-правовое законодательство

 

В соответствии со ст. 2 ВК РФ1 правовое регулирование водного фонда в Российской Федерации основывается на водном законодательстве, которое состоит из Конституции РФ, Водного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать ВК РФ.

Водные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить ВК РФ, другим федеральным законам.

Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, в пределах полномочий, определенных ВК РФ, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.

Уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, в случаях и в пределах, которые предусмотрены ВК РФ, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

На основании и во исполнение ВК РФ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения.

На основании и во исполнение ВК РФ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения.

 

2.2. Основные принципы государственного управления водными объектами

 

Особенности содержания государственного управления в области использования и охраны вод обусловлены спецификой вод как объекта природы. Отличительной чертой государственного управления в этой области является принцип бассейнового управления использованием и охраной вод.

В соответствии со ст. 28 ВК РФ1 бассейновые округа являются основной единицей управления в области использования и охраны водных объектов и состоят из речных бассейнов и связанных с ними подземных водных объектов и морей. Российской Федерации устанавливаются двадцать бассейновых округов: 1) Балтийский; 2) Баренцево-Беломорский; 3) Двинско-Печорский; 4) Днепровский; 5) Донской; 6) Кубанский; 7) Западно-Каспийский; 8) Верхневолжский; 9) Окский; 10) Камский; 11) Нижневолжский; 12) Уральский; 13) Верхнеобский; 14) Иртышский; 15) Нижнеобский; 16) Ангаро-Байкальский; 17) Енисейский; 18) Ленский; 19) Анадыро-Колымский; 20) Амурский.

Государственное управление в рассматриваемой области основано на закрепленных в законе принципах:

1. Устойчивое развитие (сбалансированное развитие экономики
и улучшение состояния окружающей природной среды)

2. Сочетание рационального использования и охраны всего
бассейна водного объекта и его части в границах территорий отдельных
субъектов РФ

3. Разграничение функций управления в области использования
и охраны водных объектов и функций их хозяйственного использования.

В соответствии со ст. 3 ВК РФ1 механизм правового регулирования водных правоотношений основываются на следующих принципах:

1) значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав;

2) приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду;

3) сохранение особо охраняемых водных объектов, ограничение или запрет использования которых устанавливается федеральными законами;

4) целевое использование водных объектов. Водные объекты могут использоваться для одной или нескольких целей;

5) приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования. Предоставление их в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов;

6) участие граждан, общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов. Граждане, общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их использовании и охране. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством Российской Федерации;

7) равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами, за исключением случаев, предусмотренных водным законодательством;

8) равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению в собственность водных объектов, которые в соответствии с ВК РФ могут находиться в собственности физических лиц или юридических лиц;

9) регулирование водных отношений в границах бассейновых округов (бассейновый подход);

10) регулирование водных отношений в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей;

11) регулирование водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему;

12) гласность осуществления водопользования. Решения о предоставлении водных объектов в пользование и договоры водопользования должны быть доступны любому лицу, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа;

13) комплексное использование водных объектов. Использование водных объектов может осуществляться одним или несколькими водопользователями;

14) платность использования водных объектов. Пользование водными объектами осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;

15) экономическое стимулирование охраны водных объектов. При определении платы за пользование водными объектами учитываются расходы водопользователей на мероприятия по охране водных объектов;

16) использование водных объектов в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления традиционного природопользования.

Функциями государственного управления в области использования и охраны вод являются:

1. Планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования

2. Ведение государственного мониторинга водных объектов,
государственного водного кадастра и государственного учета поверхностных
и подземных вод.

3. Проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов

4.Лицензирование в области использования и охраны водных
объектов

5.Подготовка, заключение и реализация бассейновых
соглашений о восстановлении и охране водных объектов.

Планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования.

Эта функция управления осуществляется на основе водохозяйственных балансов. Водохозяйственные балансы составляются специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда. Сведения, содержащиеся в водных балансах, имеют большое практическое значение, поэтому данные по водным балансам большинства основных озер и водохранилищ страны публикуются в бюллетенях оперативных водных балансов, которые составляются ежемесячно по пятьдесят водоемам.

На основании водохозяйственных балансов устанавливаются лимиты водопользования, которые представляют собой предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, устанавливаемые водопользователю на определенный срок.

Лимиты водопользования субъектам РФ на основании водохозяйственных балансов и заявленных ими потребностей в водных ресурсах по поверхностным водным объектам устанавливаются Минприроды

России по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, а по подземным водным объектам — и с государственным органом управления использованием и охраной недр.

Лимиты водопользования могут пересматриваться в связи с изменением состояния водных объектов. Изменение лимитов требует внесения в установленном порядке изменений в лицензию на водопользование. Порядок пересмотра лимитов водопользования определяется Правительством РФ.

Важнейшей составной частью планирования использования и охраны водных ресурсов являются схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов. Схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов разрабатываются в целях определения водохозяйственных и иных мероприятий для удовлетворения перспективных потребностей общества в водных ресурсах, обеспечения рационального использования и охраны водных объектов, а также для предотвращения и ликвидации вредного воздействия вод. Схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов разрабатываются органами Минприроды России.

Разрабатываются схемы за счет средств федерального бюджета. Схемы реализуются в рамках федеральных и других государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, иных целевых программ, а также используются для установления лимитов водопотребления, водоотведение и экологических пропусков.

 

2.3. Полномочия органов государственной власти в сфере управления водными объектами

 

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений установлено в ст. 24 ВК РФ. К ним относятся:

– владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности;

– разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов и внесение изменений в эти схемы;

– осуществление федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов;

– организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов;

– установление порядка ведения государственного водного реестра и его ведение;

– утверждение порядка подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, порядка подготовки и заключения договора водопользования;

– определение порядка создания и осуществления деятельности бассейновых советов;

– гидрографическое и водохозяйственное районирование территории Российской Федерации;

– установление ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, порядка расчета и взимания такой платы;

– установление порядка утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах;

– территориальное перераспределение стока поверхностных вод, пополнение водных ресурсов подземных водных объектов;

– утверждение правил использования водных ресурсов водохранилищ и правил технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ;

– установление режимов пропуска паводков, специальных попусков, наполнения и сработки (выпуска воды) водохранилищ;

– определение порядка осуществления государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов;

– определение порядка резервирования источников питьевого водоснабжения;

– установление порядка использования водных объектов для взлета, посадки воздушных судов;

– осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

– утверждение методики исчисления вреда, причиненного водным объектам;

– определение критериев отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;

– утверждение перечней объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;

– установление перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов;

– иные установленные ВК РФ полномочия.

В соответствии со ст. 25 ВК РФ1 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относятся:

1) владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

2) установление ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, порядка расчета и взимания такой платы;

3) участие в деятельности бассейновых советов;

4) разработка, утверждение и реализация программ субъектов Российской Федерации по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации;

5) резервирование источников питьевого водоснабжения;

6) осуществление регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору;

7) утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах;

8) утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах;

9) участие в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов;

10) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

11) осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

12) утверждение перечней объектов, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;

13) установление перечня должностных лиц, осуществляющих региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов.

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 26 ВК РФ следующие полномочия:

– предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 ВК РФ1;

– осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации;

– осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

В то же время необходимо отметить на ограничение действия ст. 25 ВК РФ, в соответствии с которым действие части 1 25 ВК РФ не распространяется на водохранилища, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации. Перечень таких водохранилищ устанавливается Правительством Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, на основании ст. 27 ВК РФ относятся:

– владение, пользование, распоряжение такими водными объектами;

– осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий;

– осуществление мер по охране таких водных объектов;

– установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 ст. 27 ВК РФ, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.

К полномочиям органов местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 статьи 27 ВК РФ, 1 относится предоставление гражданам информации об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований.

 

2.4. Государственный мониторинг водных объектов и государственная экспертиза

 

Государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему регулярных наблюдений за гидрологическими или гидрогеологическими и гидрогеохимическими показателями их состояния, обеспечивающую сбор, передачу и обработку полученной информации в целях своевременного выявления негативных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения вредных последствий и определения степени эффективности водоохранных мероприятий.

Мониторинг водных объектов ведется Минприроды РФ совместно со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, с государственным органом управления в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (по поверхностным водным объектам) и государственным органом управления использованием и охраной недр (по подземным водным объектам).

В процессе государственного мониторинга ведутся регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями поверхностных и подземных вод; обеспечивается сбор, хранение, пополнение и обработка наблюдений; проводятся оценка и прогнозирование изменений состояния водных объектов.

Целью государственного учета вод является обеспечение текущего и перспективного планирования рационального использования водных объектов, их восстановления и охраны.

В соответствии со ст. 30 ВК РФ1 государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц.

Государственный мониторинг водных объектов является частью государственного мониторинга окружающей среды и осуществляется в целях:

– своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов;

– оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов;

– информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.

Государственный мониторинг водных объектов включает в себя:

– регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов, а также за режимом использования водоохранных зон;

– сбор, обработку и хранение сведений, полученных в результате наблюдений;

– внесение сведений, полученных в результате наблюдений, в государственный водный реестр;

– оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов.

– Государственный мониторинг водных объектов состоит из:

– мониторинга поверхностных водных объектов с учетом данных мониторинга, осуществляемого при проведении работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;

– мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон;

– мониторинга подземных вод с учетом данных государственного мониторинга состояния недр;

– наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, а также за объемом вод при водопотреблении и водоотведении.

Государственный мониторинг водных объектов осуществляется в границах бассейновых округов с учетом особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей.

Организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов проводятся уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Особая функция управления — государственная экспертиза предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов. Содержание этой функции представляет собой проверку указанной документации на ее соответствие исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительству. Государственная экспертиза осуществляется органами Минприроды России.

 

3. ПРАВОВАЯ ОХРАНА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

 

3.1. Государственный контроль и надзор

 

Задачи, цель и порядок государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов установлены в ст. 36 ВК РФ1. Задачей государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов является обеспечение соблюдения:

– требований к использованию и охране водных объектов;

– особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон специальной охраны источников питьевого водоснабжения;

– иных требований водного законодательства.

Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов).

Критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, определяются Правительством Российской Федерации. На основании указанных критериев федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждаются перечни объектов, подлежащих соответственно федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.

Перечень должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов (государственных инспекторов по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов), устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов государственные инспектора имеют право:

1) осуществлять проверки объектов, подлежащих контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;

2) проверять соблюдение требований к использованию и охране водных объектов;

3) составлять по результатам проверок акты и представлять их для ознакомления водопользователям;

4) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений условий использования водных объектов и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки;

5) осматривать в установленном порядке и при необходимости задерживать суда (в том числе иностранные) и другие плавучие средства, допустившие загрязнение с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором либо не принявшие необходимых мер по предотвращению такого загрязнения водных объектов;

6) уведомлять в письменной форме стороны, заключившие договор водопользования, о результатах проверок, выявленных нарушениях условий использования водных объектов;

7) предъявлять физическим лицам, юридическим лицам требования о проведении необходимых мероприятий по охране водных объектов и по организации контроля за соответствием сточных вод нормативам допустимого воздействия на водные объекты и воздействием сточных вод на них;

8) предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции;

9) привлекать в установленном порядке научно-исследовательские, проектно-изыскательские и другие организации для проведения соответствующих анализов, проб, осмотров и выдачи заключений в случаях аварий на водных объектах.

Государственному инспектору по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов выдаются служебное удостоверение и форма установленного образца. При этом решения органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, являются обязательными для исполнения всеми участниками водных отношений. Указанные решения могут быть обжалованы в судебном порядке.

Порядок осуществления государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации.

 

 

3.2. Правовая охрана вод от загрязнения, засорения, истощения и ответственность за нарушения водного законодательства

 

В соответствии с ВК РФ все воды (водные объекты) подлежат охране от загрязнения, засорения и истощения. При использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно -технологические, мелиоративные, агротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. В Водном кодексе РФ охране водных объектов посвящена шестая глава.

Понятием «загрязнение» охватывается не только сброс сточных вод, содержащих химические вещества в количествах свыше допустимых норм, но и так называемое тепловое загрязнение, а также появление в воде микроорганизмов в недопустимых концентрациях. Критерием загрязненности воды является ухудшение ее качества вследствие изменения физических (повышение температуры), химических, биологических (вкус, запах) и появления вредных веществ для человека, животного и растительного мира. На органы исполнительной власти РФ и ее субъектов возложена обязанность осуществлять охрану водных объектов от всех видов загрязнения, включая диффузное загрязнение (загрязнение через поверхность земли и воздух).

В отличие от загрязнения, которое затрачивает качество воды в водоемах, под засорением понимается поступление в водоем посторонних нерастворимых предметов (древесины, шлаков, металлолома), не изменяющих качество воды. Юридических критериев для определения засорения вод законодательство не устанавливает, предоставляя тем самым органам по регулированию использованию и охране вод в каждом конкретном случае с учетом местных условий решать вопрос о засорении водного объекта.

Основные требования к охране водных объектов установлено в статье 55 ВК РФ1, в соответствии с которыми собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 — 27 ВК РФ.

При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

На основании ст. 56 ВК РФ сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.

Проведение на водном объекте работ, в результате которых образуются твердые взвешенные частицы, допускается только в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Меры по предотвращению загрязнения водных объектов вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций и по ликвидации их последствий определяются законодательством Российской Федерации.

Содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.

Захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ запрещается.

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Проведение на основе ядерных и иных видов промышленных технологий взрывных работ, при которых выделяются радиоактивные и (или) токсичные вещества, на водных объектах запрещается.

Статья 66 ВК РФ1 относит к особо охраняемым водным объектам:

1. Водные объекты или их части, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, могут быть признаны особо охраняемыми водными объектами.

2. Статус, режим особой охраны и границы территорий, в пределах которых расположены водные объекты, указанные в части 1 ст. 66 ВК РФ, устанавливаются в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

В соответствии со ст. 67 ГК РФ1, с законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера зонами экологического бедствия, зонами чрезвычайных ситуаций могут объявляться водные объекты и речные бассейны, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека, объектам животного и растительного мира, другим объектам окружающей среды.

Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 — 27 ВК РФ. Границы территорий, подверженных затоплению и подтоплению, и режим осуществления хозяйственной и иной деятельности на этих территориях в зависимости от частоты их затопления и подтопления устанавливаются в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

На территориях, подверженных затоплению, размещение новых поселений, кладбищ, скотомогильников и строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещаются.

Административная и уголовная ответственность за нарушение водного законодательства устанавливается в соответствии со ст. 68 ВК РФ, Кодексом об административной ответственности и Уголовным кодексом РФ. Лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

Подводя итог, следует сказать, что водный фонд – совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации, при этом водным объектам является природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Правовой режим земель водного фонда имеет особый объект регулирования — водный объект, в состав которого входят земли водного фонда.

Водопользование представляет собой использование водных объектов (водопользование) – использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц. Отношения по поводу водных объемов регулируются водным законодательством. В последнее время проведена большая законотворческая работа, принят Водный Кодекс 2006 г., в то же время во исполнение его норм необходимо принять новый массив нормативных актов Правительства РФ. Однако чтобы быть регулятором общественных отношений, данные нормы должны исполняться. Недаром древняя пословица гласит: «Применение — есть жизнь нормы». Но в настоящее время не все положения законодательства четко выполняются. Это проявляется, к примеру, в том, что зачастую не проводится четкий государственный мониторинг водных объектов, не в достаточной мере осуществляется государственный контроль за использованием и охраной водных объектов, право пользования водным объектом зачастую приводит к злоупотреблению данным правом, а номинальное целевое использование водного объекта оказывается противоположным в реальности.

Также ограниченно применяются нормы законодательства об охране водных объектов. Так, нарушители водного законодательства часто отделываются штрафом, который для них практически ничего не значит, хотя следовало бы применить более серьезные меры уголовно — правового характера.

Таким образом, хотелось бы отметить, что необходимо:

– усилить деятельность по реализации законодательных норм;

– продолжить разработку новых нормативно-правовых актов, регламентирующих данную сферу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Конституция РФ: принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 227.
  2. ВК РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381.
  3. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
  4. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002.№ 1 (ч. 1). Ст. 1.
  5. ФЗ «Об экологической экспертизе» № 174-ФЗ от 23 ноября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556.
  6. ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 №7-ФЗ // СЗ РФ. 2002. №2. Ст. 133.
  7. Бобылев А. И. Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и право. 1999. №5. С. 105 – 110.
  8. Бринчук М.М. Правовой механизм подготовки и принятия экологически значимых решений // Государство и право. 2000. № 1. С. 40 – 42.
  9. Вылегжанин А.Н. К характеристике правового режима морских природных ресурсов России // государство и право. 1997. № 7. С. 49-59.
  10. Дубовик О.Л., Кремер Л., Люббе-Вольфф Г. Экологическое право. М., 2005.
  11. Ерофеев Б.В. Экологическое право . – М.: Высшая школа, 2002.
  12. Петров В.В. Природноресурсовое право и правовая охрана окружающей среды. – М., Юридическая литература, 1988.
  13. Петров В.В. Экологическое право России. –М.: ЮРАЙТ, 2000.
  14. Тимофеев Л.А. Водное право.– Саратов: СГАП, 2000.
  15. Ярох А.И. Концепция управления охраной водных ресурсов // Водные ресурсы. 1990. № 1. С. 40 – 43.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.4MB | MySQL:120 | 1,733sec