СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ КОМПОЗИЦИИ

<

081414 2108 1 СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ КОМПОЗИЦИИ Моделирование формы одежды, костюма немыслимо без представления о композиции, поскольку композиция как структурная целостность лежит в основе многих явлений и реальной жизни, и искусства.

Композиция (от латинского сотрозпло — составление, сочинение) — построение (структура) художественного произведения, обусловленное его содержанием, и значимое соотношение частей произведения искусства. Композиция играет существенную роль в процессе художественного познания жизни, воплощения содержания в зрительных, звуковых и других формах художественных произведений, организуя, соподчиняя и приводя к определенному единству элементы этих произведений.

Следовательно, композиция — понятие организующее, так как таит в себе силу составлять, соединять части в том или ином порядке, организовывать из них единое целое, а также отражение гармонической упорядоченности во внешнем проявлении целого.

В то же время композиция представляет собой особый художественный язык, посредством которого художник передает свои идеи, чувства, отражающие действительность. Художник сознательно оперирует элементами создаваемой композиции в зависимости от тех идейных задач и функциональных целей, которые перед ним стоят. Композиция лежит в основе творчества художника, составляет сущность процесса образной переработки материала искусства, как физического, так и идейного, и является целью творческой деятельности художника. Поэтому композиция, являясь средством и результатом творческого мышления, становится в костюме как произведении искусства инструментом выражения идейного замысла, средством его гармонизации, структурной основой образа.

Костюм, как и все видимые нами предметы, воздействует на наши чувства, главным образом на зрение. Зрительные ощущения являются исходной точкой сложного психологического процесса, состоящего из их анализа, осмысления и переработки в представления и понятия. В развитии этого сложного психологического процесса мы сталкиваемся с эмоциональной реакцией наших чувств на воспринимаемые нами предметы.

У человека в результате многократного повторения восприятия и связанных с ним эмоций вырабатываются определенные условные рефлексы, которые могут в ассоциации вызвать определенный эмоциональный образ, определенное настроение.

Так, цвета мы делим на теплые и холодные, а зрительное цветовое различие между словами «темные» и «светлые» имеют еще и эмоциональное значение, связанное с нашими ассоциациями. Отсюда такие метафоры, как «темные силы», «светлый разум».

Действенным средством в деятельности людей давно уже является геометрическая линия, что напрямую связано с определенными ассоциациями, которые они вызывают в сознании людей.

Так, например, горизонтальная линия ассоциируется с горизонтом, передает покой, вертикальная — стремление вверх, наклонная — неустойчивость, падение, ломаная линия — переменное движение, волнообразная — равномерное движение, качание, спиральная — вращение.

Столь же определенный характер имеют воспринимаемые нами пространственные отношения формы: сама форма, ее детали. Эмоции, возникающие в этом случае, объясняются тем, что формы предметов, и одежды, их цвет, очертания и другие качества связаны с представлениями о покое, движении, взлете, падении и т. д., то есть представлениями о механических свойствах тел, характеризующих их положение в пространстве.

Если обратиться к таким принятым метафорам как «вялая линия», «динамичная линия», «тяжелая форма», «легкая форма» и т. д., можно заметить, что и здесь эпитеты эмоционально окрашены.

Все сказанное выше лежит в основе эмоционально-выразительного творчества человека в области прикладного искусства, в частности моделирования костюма, так как образ каждой модели, созданной художником, должен быть эмоциональным и впечатляющим, способным оказывать воздействие на человека.

Сила образной выразительности костюма достигается при помощи определенного его построения, то есть при помощи композиции.    

Композиция формы одежды может строиться на линиях разного вида: силуэтных, конструктивных, конструктивно-декоративных, декоративных.

Силуэтные линии — это контуры плоскостного зрительного восприятия объемных форм одежды.

Конструктивные линии одежды — это, во-первых, видимые линии соединения составных частей и деталей формы (швы), во-вторых, видимые линии, создаваемые вытачками, складками, строчками, которые также участвуют в формообразовании, в-третьих, контурные линии формы одежды в целом и ее деталей. Все конструктивные линии еще называют рабочими. В большинстве случаев, участвуя в решении формы, они малозаметны в готовом изделии, так как глаз вообще привыкает к конструктивным швам и вытачкам, поскольку они повторяются в большинстве композиционных разработок, и воспринимает их не как линии фасона, а как неизбежную закономерность построения формы,

Конструктивно-декоративные линии несут двойную нагрузку: с одной стороны, они дополняют конструктивное построение внутри самой формы, с другой — обогащают форму, участвуют в решении фасона. Конструктивно-декоративными линиями становятся конструктивные линии, выполняющие одновременно роль декоративных линий. Например, контуры воротника по отлету, контуры карманов, клапанов, вырез горловины у жейских платьев являются одновременно и конструктивными, и декоративными линиями. Конструктивно-декоративные линии могут быть оформлены складками, бейкой, кантом или декоративной строчкой,

Декоративные линии—линии, образуемые различными элементами отделок: отделочными, или декоративными, швами, мережкой, бейкой, вышивкой, кружевом, защипами, рельефами и т. д. Декоративными можно считать и контурные линии деталей: воротника, лацкана, манжеты, кармана, хлястиков, поясов и т. д.

Степень объемности, зрительная легкость или тяжесть формы одежды зависит от величины ее формы, которая выражает соотношение между одеждой и фигурой человека, а также отдельных форм одежды между собой. Чем резче проявляется разница в размерах одной части костюма по сравнению с другой, тем выразительнее, декоративнее форма и силуэт одежды в целом.

Зрительное увеличение или уменьшение величины формы костюма в целом заметно при сопоставлении больших и малых величин. Мелкие детали в большой форме подчеркивают ее величину, а крупные детали при сопоставлении с формой в целом уменьшают величину формы. Например, маленькие пуговицы на платье полу прилегающей формы и большие пуговицы на одежде той же формы зрительно изменяют одну и ту же величину формы.

Зрительное весовое количество формы одежды в целом и ее составных частей представляет собой массу. Она зависит от ширины плеч, обхвата груди, талии и бедер, размеров рукавов, воротника и др. Это свойство формы в одежде может меняться в зависимости от:

  • величины формы, то есть большей по величине форме соответствует большая масса;
  • степени объемности, плоскостности или линейности выражения формы, то есть масса зависит от геометрического вида формы, силуэта одежды: максимальной массой обладают формы, приближающиеся к форме куба; минимальной массой обладают формы, приближающиеся к линейному выражению;
  • степени заполненности формы в пределах ее границ конструктивными, декоративными линиями, деталями или отделкой (швы, строчки, пояс, карманы, пуговицы, кокетка и др.): масса минимальна при наиболее разреженном заполнении, максимальна при наибольшем заполнении формы;
  • величины предметов, сопоставляемых с пей: масса формы увеличивается при уменьшении сопоставляемых с ней деталей, и, наоборот, масса уменьшается при увеличении сопоставляемых с ней деталей (например, увеличение размеров деталей: воротника, карманов зрительно уменьшает массу пальто, платья);

    — цвета, рисунка и фактуры материала, из которого сделана одежда. Цвет обладает свойством зрительно увеличивать или уменьшать форму одежды, придавать форме легкость или тяжесть, успокаивать или утомлять человека. Величина и масса формы костюма зависит от заполненности рисунком поверхности материала. Так, разреженный рисунок увеличивает, а уплотненный, сгущенный рисунок уменьшает величину и массу одежды. Для выявления степени объемности и массы одежды большое значение имеет фактура материала, фактура ткани с ярко выраженной рельефностью (буклированная, в крупный рубчик, ворсовая) зрительно увеличивает объемность, тяжесть одежды; гладкие, прозрачные, блестящие поверхности, наоборот, зрительно уменьшают объем, придают легкость одежде. Ткани с длинным ворсом и завитковые меха (каракуль, клям, смушка) обладают свойством придавать форме монолитность, цельность, так как благодаря усиленной фактурной поверхности не видны соединения отдельных частей формы.

    Средства композиции

    Одним из основных условий возникновения художественных качеств одежды является единство (связь) всех ее элементов в формы, то есть соразмерность, согласованность и соподчиненность их, создающих целостное восприятие формы. Для создания такого единства в композиции художнику нужно уметь правильно использовать ее свойства, а следовательно, быть способным оперировать определенными свойствами и приемами. Такими средствами и приемами являются контраст, нюанс, тождество; пропорция, ритм; масштаб, масштабность; симметрия и асимметрия; статика, динамика; зрительные иллюзии. Все эти средства позволяют, осуществляя гармонизацию, получать утилитарно оправданной формы вещи, которые имеют функциональную, конструктивную и эстетическую ценность.

    Одним из самых действенных средств композиции является контраст, так как сущность его — противопоставление, борьба разных начал, что создает наиболее выразительную форму в целом, подчеркивает разность характеристик и придает динамичность общей форме костюма, оказывая влияние на свойства композиции.

    Контраст в костюме может проявляться в различии форм, размеров, пластики, цвета, фактур. Контрастная композиция всегда визуально активна, форма при контрасте особенно заметна. Значит, цель такого костюма — приподняться над обыденностью, вы делиться. Поэтому композиция костюма, построенного на контрасте, всегда необычна.

    081414 2108 2 СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ КОМПОЗИЦИИ

     

    Рис. 1. Контраст геометрического вида элемента

     

    Контраст формы в костюме достигается путем графического обозначения ее величины и сопоставления различных форм по величине и характеру
    линий. Контрастным может быть геометрический вид отдельных элементов формы.

    Так, например, на рис. 1, представлена форма, где прямоугольная кокетка контрастирует с трапециевидной нижней частью костюма. Контраст форм
    по-разному организует объемно-пространственную структуру костюма. Объемно-пространственная структура костюма может быть легкой, изящной (рис. 2, а) или тяжеловесной, монолитной (рис. 2, б). В первом случае в абрисе формы
    участвует пространство, во втором пространства так мало, что    оно не может взаимодействовать с формами костюма.    

     

     

    081414 2108 3 СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ КОМПОЗИЦИИ

    а

    (а)

     

    Рис. 2 . Объемно-пространственная форма костюма

     

    <

    Поиски разной величины и массы формы, применение разной пластики в форме костюма дают многообразные контрастные образования. Интересны исторические примеры контрастных сочетаний элементов формы. Так, в костюме XIX века встречаются огромные рукава и юбки, маленькая прическа и обувь.

    Примерами контраста по различным свойствам элементов формы будут сопоставления тяжелого и легкого, блестящего и матового, ровного и шероховатого, прозрачного и непрозрачного, а также контраст цветовых тонов, то есть контраст, получаемый путем моделирования поверхности костюма (более подробно о контрасте цветов в разделе «Цвет в костюме»).

    Нюанс как средство композиции имеет не меньшее значение, чем контраст, он создает дополнительные связи между элементами, способствует гармоничности решения композиции, так как характеризует оттенки сходства и различия между элементами. Причем в нюансных отношениях сходство выражено сильнее, чем различие, и связь образуется на явно выраженном сходстве. В моделировании нюансировке подвергаются конструктивные линии, детали, цвет, фактура и даже соотношение самих форм. Элементы подобия встречаются в конструктивных линиях, в деталях формы там, где одна деталь развивается и повторяется в различных вариантах уменьшения или увеличения (рис. 3 ). Широко применяются цветовые нюансные отношения, когда используются соотношения пастельных цветов. Нюансировка фактурных отношений наблюдается тогда, когда в одной модели применяются ткани-компаньоны, в которых идет развитие фактуры от гладкой к сложной.

    В изделии, построенном на контрасте, как правило, присутствуют элементы, имеющие черты подобия, оттенки сходства. Нюансные проработки элементов формы, легкий декор при четком контрастном решении формы только подчеркивают идею композиции, заставляют ее зазвучать более выразительно и образно. Обычно к нюансировке прибегают на заключительных этапах разработки модели изделий.


    081414 2108 4 СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ КОМПОЗИЦИИ

    Рис. 3. Нюанс в композиции костюма

     

    081414 2108 5 СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ КОМПОЗИЦИИ

    Рис. 4. Тождество конструктивно-декоративных линий

     

    Так, например, в архитектурном проектировании фигура человека служит мерой, в соответствии с которой задаются членения зданий, его пропорциональный строй, все его элементы. Удобство пользования человеком определяет масштабность предметов бытовой техники, станков, приборов, машин. Поэтому при проектировании объектов техники стараются найти соответствие всего строя, членений и элементов фигуре человека, соответствие и чисто внешнее — соотнесенность восприятия, и эргономическое. Масштабность вещи оказывается в прямой зависимости от ее размерности, связанной с антропометрией.

    Масштабность имеет большое значение в одежде. Но здесь она проявляется не так, как в архитектуре и технике, потому что человек находится «внутри» костюма и все средства композиции бытового костюма испокон веков направляются на то, чтобы и общая масса его, и членения, и детализации.

    Варьирование подразумевает поиск эмоциональных и тектонических возможностей гармонизации формы средствами масштабных величин и пропорционирования. При этом определяется соответствие величины той или иной детали росту человека, силуэтной массе костюма, площади того или иного членения. Да и сама площадь членения выверяется относительно площади целого (рис. 5 ).

    Масштаб и масштабность проявляются двояко: и в строе самого костюма как оболочки и человека в костюме. Согласованность размерных показателей всех составляющих частей костюма определяет степень грамотности построения форм костюма и его пластической выразительности. Угаданная масштабность формы костюма, ее членений относительно величины фигуры человека делает ее изящной, стройной; неугаданная часто приводит к тому, что костюм или его части, детали формы утяжеляют фигуру, делают ее неуклюжей.

    081414 2108 6 СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ КОМПОЗИЦИИ

    Рис. 5. Масштабность

     

     

    Динамика — неустойчивое положение формы в пространстве с элементами движения внутри формы при общей статичности формы, вне формы вследствие асимметричности формы и в результате выхода в пространство деталей костюма, а также сочетание внутренней и внешней динамики с движением самой фигуры человека.

    Статика и динамика могут выступать и как средство композиции, и как ее свойство .

    Пропорции – это размерное соотношение элементов формы.

    Ритм – чередование каких-либо элементов, происходящих в с определенной последовательностью, частотой.

    Статика – устойчивое положение формы в пространстве.

    Симметрия— одинаковость расположения элементов относительно точки, оси или плоскости. Существуют разные виды симметрии: классическая, аффинная, подобия, криволинейная.

    Асимметрия — расположение элементов при отсутствии точки, оси или плоскости симметрии. Асимметрия придает форме различную степень динамики, которая может быть внутренней и внешней.

    Симметрия и асимметрия в костюме — это и свойство, и средство, и закономерность композиции.

    Наряду систорической изменчивостью систем и приемов композиция содержит в себе и ряд устойчивых принципов, среди которых главными являются единство содержания и формы и целостность структуры.

    Эти главные принципы определяют законы и правила, по которым строится композиция. Причем каждому виду искусства свойственны свои законы и правила композиции. В искусстве композиции одежды основными законами являются следующие:

    1. Подчинение компонентов композиции и компоуи-циопных средств назначению одежды.

  1. Наличие композиционного центра и соподчинение эле
    ментов.
  2. Соразмерность всех элементов композиции между со-
    бог! и фигурой человека.
  3. Цельность композиции.

    Подчинение компонентов композиции и композиционных средств назначению одежды

    Все в композиции должно подчиняться назначению одежды и выражать его. То есть практическое назначение одежды всегда должно являться содержанием ее художественной формы. Иначе говоря, эстетика костюма должна быть целесообразной.

    Достижению эстетической целесообразности костюма способствует выполнение трех правил, выражающих этот закон.

    1. Органическое единство назначения одежды и ее формы.

    Форма любой вещи должна отвечать непосредственному ее назначению, быть целесообразно построенной. Целесообразность формы в связи с выполняемой изделием функцией является основным и исходным критерием формообразования. Функциональность формы — это рациональность ее объёмно-пространственной структуры и максимально возможное соответствие определенному назначению изделия. Для предметов личного пользования форма обусловливается деятельностью человека; особенностями потребления изделия и вытекает из рациональных научно обоснованных взаимосвязей человека с окружающей средой. Чем рациональнее такая взаимосвязь, тем выше удовлетворенность формой. Изучение процессов использования изделий позволяет определить в каждом конкретном случае степень рациональности.

    Целесообразность современных форм одежды — это результат длительного и сложного исторического процесса, приведшего к тому, что одежда стала удобной в пользовании, обеспечивает оптимальные комфортные условия для организма человека в зависимости от ее назначения.

    Совершенствованию форм одежды, определяемых их функциональностью, способствуют научные разработки, предпринимаемые на протяжении всего XX века. В связи с функциональностью одежды интересные материалы дает эргономика —- наука, изучающая оптимальные условия удобства — комфорта и устанавливающая рациональные взаимосвязи человека с окружающей средой и трудовой деятельностью.

    Постоянно углубляющаяся дифференциация одежды по назначению (для работы, отдыха, спорта и т. д.) ведет к дифферециации ее форм.

    Расширение сферы деятельности человека влечет за собой появление новых специальностей, а это требует разработки новых типов костюма, Примерами могут служить костюмы космонавта, стюардессы, водолаза и др.

    2. Соответствие материала назначению и форме одежды.

    Художественная и практическая ценность одежды обеспечивается применением такого материала или сочетания

    материалов, которые выявляют замысел художника и вполне отвечают назначению одежды и ее форме.

    Итак, назначение костюма обусловливает и выбор материала, из которого его следует делать. Например, плащи, чтобы они отвечали своему прямому назначению, выполняют из тканей с водоотталкивающей пропиткой, из прорезиненных и специальных синтетических материалов, которые не пропускают влагу и хорошо сохраняют форму.

    История костюма позволяет проследить тесную взаимосвязь формы и материала в одежде. Так, эластичность и мягкость ткани (ее пластичность) с предельной гармоничностью использовались в греческой драпированной одежде мягкой формы, хорошо выделявшей фигуру человека.

    Форма увязывалась даже и с цветом ткани. В основном применялись ткани гладкокрашеные светлых тонов, так как они служили лучшим фоном для выявления сложных ритмов складок в одежде.

    Позже, в эпоху Византийской империи, использовались тяжелые негнущиеся ткани, соответственно, и форма одежды уподобилась футляру, который искажал очертания человеческого тела.

    А в эпоху средневековья, с появлением эластичных сукон, возникла мужская одежда, плотно облегающая фигуру, типа трико.

    Таким образом, выявление специфических особенностей тканей было характерно для больших исторических стилей в одежде, за счет чего достигалась необычайная художественная выразительность ее форм.

    Такие свойства тканей, как пластичность и мягкость, были необходимы для некроеной одежды, так как ее формы создавались исключительно за счет этих свойств.

    Формы современной одежды в основе своей создаются конструктивно, то есть проектируются из отдельных частей соответствующих размеров и конфигурации. Но свойства тканей в современном костюме не менее важны для формообразования.

    Количество, величина и форма деталей одежды, их соразмерность и согласованность с моделью в целом должны обязательно уточняться в процессе моделирования, так как изменение любого компонента, как правило, влечет за собой изменение либо его расположения, либо формы и объема той части одежды, на которой этот компонент располагается.

    Соразмерность элементов композиции с фигурой человека обусловлена тем фактом, что костюм является как бы оболочкой тела человека и становится объемно-пространственной структурой только на фигуре человека. Даже тогда, когда одежда представляла собой нагромождение немыслимых по форме и размеру частей, несоразмерность элементов костюма была относительной, объемы не могли раздуваться до бесконечности.

    Современный костюм отличают целесообразность объемно-пространственной структуры и функциональность, что определяет его соответствие форме и размерам тела человека, удобство пользования, обеспечение оптимальных комфортных условий для организма человека в зависимости от его назначения.

    Цельность композиции

    Цельность— это целостное восприятие всей художественной формы костюма. Гармоничная целостность композиции образуется при взаимодействии свойств и качеств композиции, которые создаются соразмерностью, согласованностью и соподчиненностью всех элементов композиции, то есть единством (связью) их,

    Цельность композиции, ее гармоническая целостность достигается не только тонко прочувствованной соразмерностью всех частей, элементов, свойств формы, что составляет основу тектонической формы; она зависит и от социально-психологических факторов.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. МОДЕЛИРОВАНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЫ (СРЕДНЯЯ ГРУППА)

     

    Быстрый рост ребенка, изменения пропорций в телосложении, изменение в характере его деятельности требуют частой смены одежды, и только промышленное изготовление детской одежды может удовлетворить потребности в ней.

    Следовательно, промышленный способ производства является решающим фактором в обеспечении детей одеждой. Именно в промышленном производстве учитываются требования, предъявляемые к детской одежде, главными из которых являются красота, удобство, гигиеничность, безопасность, учет особенностей физиологического и психологического развития ребенка в каждом возрасте. Все эти требования сводятся к комплексу современных требований утилитарно-практического, гигиенического и художественного порядка.

    081414 2108 7 СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ КОМПОЗИЦИИ

     

     

    Рис. 6. Особенности формы и конструкции одежды для детей дошкольной возрастной группы

    *

     

    В летних платьях вырез горловины делают несколько свободнее, а форму воротников разнообразнее.

    Конструкция основных форм одежды для девочек этой возрастной группы почти такая же, как для детей ясельного возраста. Формы одежды старших детей (5-7 лет) имеют некоторые отличия. Лиф с завышенной линией талии чуть сужен книзу за счет скоса боковых швов и маленьких вытачек или складок на переде и спинке, как бы уменьшающих обхват талии. В сочетании с расширенной книзу юбкой такая форма лифа образует новый силуэт.

     

    Силуэт одежды мальчиков тот же, что и в ясельной группе: свободная, прямая форма курток и короткая длина брюк с нагрудной частью или на бретелях.

    Рубашки и брюки чаще всего делают из разных по цвету и фактуре тканей, заправляя рубашку в брюки или оставляя ее поверх брюк, что создает различные соотношения одежды — завышенное или заниженное.

    Рубашки и куртки для старших мальчиков часто делаются на кокетке, создающей дополнительное членение и новые пропорциональные соотношения в одежде.

    Одежда детей дошкольного возраста яркая, декоративная, мягких свободных форм. Организованная в комплекты, она дает возможность разумным количеством изделий обеспечить все потребности утилитарного и образно-выразительного плана.

    Жизнь дошкольников становится еще разнообразнее. Появляются новые игры и занятия. В связи с этим расширяется их гардероб спортивными куртками, брюками, фартуками рабочего или декоративного типа, фартуками-халатами. Незаменимы становятся комплекты. Комплекты для детского сада могут состоять из платья или блузки с сарафано-м для девочек и коротких брюк или открытого комбинезона с рубашкой для мальчиков. Удобен также комплект, состоящий из блузы или рубашки и длинных брюк с грудкой, украшенной аппликацией.

    Комплект для зимнего спорта и прогулок чаще состоит из длинных брюк или плотных колготок и куртки с капюшоном из водоотталкивающей ткани, синтетических материалов или вельвета. Утепленные и отделанные мехом куртки могут заменить пальто. Эффективной отделкой таких курток, как правило, является строчка, делающая ее нарядной и прочной. Летние комплекты хорошо сочетаются с легкими светлыми куртками и шапочками из одной ткани.

     

    Одежда для детей младшего школьного возраста

    Фигура семилетнего ребенка, особенно мальчика, становится более стройной за счет удлинения ног. Выпуклость живота исчезает, намечается талия.

    В возрасте от 8 до 10 лет происходит некоторая стабилизация фигуры за счет уменьшения интенсивности роста. Величина головы относится к длине всего тела как 1:6 в 7-8 лет и 1:6,5 — в 10 лет. Развивается костная основа, укрепляется мускулатура. Ребенок «мужает». Значительно меняется и облик детей в этом возрасте. Цвет лица становится более бледным, глаза, губы и волосы — менее интенсивной окраски.

    В связи с изменением пропорций фигуры в пределах данной возрастной группы следует менять форму одежды и расположение линии талии.

    Изменение распорядка дня, появление новых занятий и обязанностей неизбежно вызывают появление новых форм одежды, изменение силуэта и пропорций одежды (рис. 7).

    Основные силуэты одежды для девочек 7-8 лет — прямой и расширенный от линии талии, а в 9-10 лет полуоблегающий с расширенной юбкой. Разнообразны конструктивные членения. Платья для девочек 7-8 лет лучше делать с завышенной линией талии, близкой к ее естественному положению. У девочек 9-10 лет платья полуприлегающего силуэта расширяются книзу различными средствами. Платье обычно делают отрезным по линии талии. Вариантом такого решения может быть и платье с цельнокроеным передом и отрезными бочками и спинкой. Линию талии в подобных платьях можно подчеркнуть поясом, расположенным на естественном месте талии.

    Для девочек этой возрастной группы подходит и силуэт почти прямой формы, решаемый часто двухчастно: сочетание прямой блузы типа джемпера с юбкой в складкуили сборку. Этот силуэт несколько отличается от подобного силуэта дошкольной группы: его делают прямее, заниженную линию талии немного повышают, изменяя пропорции в соотношении верха и низа. В платьях на этой линии располагают клапаны и карманы, планки, хлястики.

    Верхнюю одежду решают во всех перечисленных силуэтах. Основными силуэтами для мальчиков 7-8 лет являются свободный и полуприлегаюший; для мальчиков 9—11 лет характерен также прямой силуэт одежды, но ведущим становится полу прилегающий, так как фигура их становится значительно стройнее. В этом силуэте решают куртки, пальто, а прямой силуэт приближают к пол у прилегающему, располагая по низу курток и рубашек притачные пояса, защипы, вытачки и пр.

    Композиционное решение одежды приобретает большое разнообразие благодаря возможности различного членения формы по вертикали и горизонтали, а также применению различных отделок.

     

    081414 2108 8 СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ КОМПОЗИЦИИ

    Рис. 7 . Особенности формы и конструкции одежды для детей младшей школьной возрастной группы

     

     

    Эстетическим требованиям, предъявляемым к детской
    одежде, отвечают материалы ярких, насыщенных или нежных цветовых тонов.

    Колорит материалов детской одежды должен быть чистых и нежных оттенков. Наиболее распространенными в ассортименте детской одежды являются материалы, в которых рисунок и поле находятся в контрастных цветовых сочетаниях, что объясняется стремлением детей (особенно младшего возраста) к контрастным, ярким цветам, так как звучное, красочное сочетание запоминается им быстрее. Однако не следует забывать, что слишком яркие, насыщенные тона, такие как оранжевый и ярко-красный, отрицательно, возбуждающе воздействуют на психику ребенка, поэтому их нужно употреблять в небольших количествах, используя в кокетках, воротничках, манжетах, головных уборах и рукавичках, аппликации, бейках, поясах и т. д.

    От возраста ребенка, особенностей его телосложения, облика и умственного развития зависит выбор рисунка ткани — его содержание, ритм, масштаб и заполненность полотна. Ведь каждому возрасту свойственно определенное восприятие окружающего мира вещей, животных и растений. Рисунок не только служит красивым оформлением ткани, но и несет воспитательную нагрузку, помогает ребенку в познании действительности, прививает вкус к красивому, любовь к природе и животным.

    К орнаментированным тканям предъявляют следующие требования: композиционная схема должна быть простой и ясной, рисунок должен легко прочитываться на общем фоне, орнаментальные формы должны иметь проработанный контур и интересную внутреннюю разработку. Универсальны в этом отношении ткани с мелкой и средней величиной орнаментального мотива.

    Широко используются ткани с классическим рисунком гороха, полосы, клетки, растительного орнамента.

     

     

     

     

     

     

    Используемая литературура

     

  4. Козлова Т.В., Рытвинская Л.Б. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды: Учеб. Для сред. Спец. уч. заведений. 2- е изд., переаб. и доп. –М.: Легпромбытиздат, 1990.
  5. Литвина Л.М., Леонидова И.С., Гурчановская. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды. Изд. 2-е, испр. И доп. М., Легкая индустрия, 1972.
  6. Рачинская Е.И., Сидоренко В.И. Моделирование и художественное оформление одежды / Серия «Учебники, учебные пособия». –Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2008.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 21.18MB | MySQL:123 | 1,658sec