АУДИТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ

<

102814 1748 1 АУДИТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВОсновными направлениями аудита доходов и расходов являются:

– аудит учета выручки от продажи продукции (работ, услуг);

– аудит расходов по обычным видам деятельности;

– аудит прочих доходов;

– аудит прочих расходов;

– аудит расчетов с дебиторами и кредиторами;

– аудит денежных средств (касса, расчетные счета);

– аудит финансовых результатов.

Отдельным направлением можно выделить аудит расходов периода, как показателей отчетности. Здесь проверяются данные бухгалтерской отчетности (баланс, отчет о прибылях и убытках) на предмет достоверности отражения итоговых результатов за отчетный период предприятия. Аудит расходов организации проводится на выборочной основе и включает в себя тестирование доказательств, подтверждающих числовые показатели в финансовой (бухгалтерской) отчетности и раскрытие в ней информации о финансово-хозяйственной деятельности, оценку соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета и т.д.

Аудит доходов организации проводится в основном на предмет укрытия предприятием некоторых денежных притоков, а также искажения информации. Здесь делается акцент на достоверность данных статей прихода. Могут проверятся выписки из банка (графа «Назначение платежа»), выписанные покупателям счета-фактуры, учетная политика предприятия и т.д. Особое внимание уделяется размеру НДС и обоснованности его применения. На основании полученных данных делаются соответствующие выводы и анализируется правильность ведения налогового учета.

Данный вид аудиторской проверки позволяет выявить ошибки и искажения в бухгалтерском учете и финансовой (бухгалтерской) отчетности, в динамике сравнивать изменение доходов и расходов, устанавливать на основе проведенной проверки лимиты и нормативы расходов, определять рентабельность отдельных направлений деятельности и т.д. Рекомендации, данные аудитором, позволят оптимизировать деятельность предприятия в данной области и избежать в дальнейшем ошибок в ведении бухгалтерского и налогового учета.

При проверке учета денежных потоков задачами аудитора являются:

– проверка соответствия ведения бухгалтерского учета доходов и расходов принятой на предприятии учетной политике;

– проверка соответствия учетной политики и ведения учета действующему законодательству;

– проверка ведения документооборота, правильности оформления и своевременности поступления первичных документов;

– проверка полноты и правильности проведения инвентаризации имущества и обязательств;

– проверка соответствия данных синтетического и аналитического учета;

– проверка своевременности ведения учетных регистров;

– проверка правильности и законности отражения в учете выручки, расходов по обычным видам деятельности, прочих доходов и расходов;

– проверка правильности отражения показателей статей доходов и расходов в бухгалтерской отчетности и др.

Аудиторская проверка может проводиться в рамках инициативного аудита и как аудит отдельных операций. По отдельным операциям проверка может проводится, например, по группам проводок в бухгалтерском учете. Здесь аудиторами может проверяться соответствие проведенных операций действительности путем изучения соответствующих документов (актов, счетов-фактур, накладных, договоров и т.п.). Иногда возможно проведение «встречной проверки».

Особая роль при проведении данного аудита отводится проверке соответствия ведения учета требованиям нормативных документов. В случае незначительных нарушений аудитором могут быть даны устные разъяснения и составлено модифицированное аудиторское заключение (с обращением внимания на информацию, не влияющую на достоверность бухгалтерской отчетности).

Аудиторская проверка проводится в соответствии с ФЗ «Об аудиторской деятельности», федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, нормативными актами органа, осуществляющего регулирование деятельности аудируемого лица.

В качестве источников информации при проверке учета финансовых результатов используются данные аналитического и синтетического учета по счетам 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки», а также информация отчета о прибылях и убытках (ф. № 2).

Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) отражается на счете 99 и определяется из финансового результата от обычных видов деятельности (продаж), а также прочих доходов и расходов.

Для удобства ведения учета и заполнения отчетности по ф. № 2 к счету № 99 могут быть открыты субсчета:

— «Финансовый результат от обычных видов деятельности»;

— «Финансовый результат от прочих видов деятельности»;

3 — «Расходы, связанные с налогообложением прибыли (дохода)».

Аудитор прежде всего выясняет, как в учетной политике для целей налогообложения предприятия предусмотрено учитывать финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) — методом начисления или кассовым методом.

Аудитор проверяет аналитические документы, регистры учета (при журнально-ордерной форме учета — журнал-ордер № 15) и устанавливает законность, правильность и достоверность отраженных сумм прибылей и убытков.

Финансовый результат (прибыль) от продажи продукции (субсчет 99-1) определяется как разница между выручкой от реализации (кредитовый оборот счета 90) без НДС и акцизов и фактической себестоимостью реализованной продукции (работ, услуг) (дебетовый оборот счета 90), убыток (дебет субсчета 99-1 — кредит счета 90).

На счете 90 отражаются, в частности, выручка и себестоимость:

– по готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства;

– по работам и услугам промышленного характера;

– по работам и услугам непромышленного характера;

– по другим услугам и работам.

К счету 90 «Продажи» могут быть открыты субсчета:

90-1 «Выручка»;

90-2 «Себестоимость продаж»;

90-3 «Налог на добавленную стоимость»;

90-4 «Акцизы»;

90-9 «Прибыль/убыток от продаж».

<

На субсчете 90-1 «Выручка» учитываются поступления активов, признаваемые выручкой. На субсчете 90-2 «Себестоимость продаж» учитывается себестоимость продаж, по которым на субсчете 90-1 «Выручка» признана выручка. Соответственно на субсчете 90-3 учитываются суммы налога на добавленную стоимость, причитающиеся к получению от покупателя (заказчика), на субсчете 90-4 учитываются суммы акцизов, включенные в цену проданной продукции (товаров).

Если предприятие реализует продукцию (работы, услуги) за валюту, то полученные в валюте доходы подлежат налогообложению по совокупности с рублевой выручкой. Аудитор проверяет при этом правильность перевода валюты в рубли, отнесения курсовых разниц на счет 91.

Финансовый результат от прочих видов деятельности (субсчет 99-2) включает результаты от реализации основных средств, товарно-материальных ценностей, нематериальных активов, ценных бумаг и т.п., отражаемых обычно на счете 91.

Аудитор осуществляет проверку по данным, приведенным по счету 91, и устанавливает правильность отнесения и списания сумм, отражения НДС и др.

Информация о прочих доходах и расходах отчетного периода обобщается на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

К счету 91 «Прочие доходы и расходы» могут быть открыты субсчета:

91-1 «Прочие доходы»;

91-2 «Прочие расходы»;

91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

Для выявления сальдо прочих доходов и расходов предназначен субсчет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов». На субсчете 91-1 «Прочие доходы» учитываются поступления активов, признаваемые прочими доходами. На субсчете 91-2 «Прочие расходы» учитываются прочие расходы. Записи по субсчетам 91-1 «Прочие доходы» и 91-2 «Прочие расходы» должны производиться накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по субсчету 91-2 «Прочие расходы» и кредитового оборота по субсчету 91-1 «Прочие доходы» определяется сальдо прочих расходов и доходов за отчетный месяц. Это сальдо ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 91 «Прочие доходы и расходы», подобно счету 90 «Продажи», сальдо на отчетную дату иметь не должен.

В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие.

К доходам от обычных видов деятельности относятся:

– поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг;

– поступления, получение которых связано с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды (арендная плата), если это не является предметом деятельности организации;

– поступления, получение которых связано с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (лицензионные платежи (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности), если это не является предметом деятельности организации;

– поступления, получение которых связано с участием в уставных капиталах других организаций, если это не является предметом деятельности организации.

К прочим доходам относятся:

– поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации, если это не является предметом деятельности организации;

– поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, если это не является предметом деятельности организации;

– поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам), если это не является предметом деятельности организации;

– прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

– поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

– проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

– штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

– активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

– поступления в возмещение причиненных организации убытков;

– прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

– суммы кредиторской и депонентской задолженностей, по которым истек срок исковой давности;

– курсовые разницы;

– сумма дооценки активов;

– прочие внереализационные доходы.

Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие.

Расходами по обычным видам деятельности являются:

– расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг;

– расходы, осуществление которых связано с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, если это не является предметом деятельности организации;

– расходы, осуществление которых связано с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, если это не является предметом деятельности организации;

– расходы, осуществление которых связано с участием в уставных капиталах других организаций, если это не является предметом деятельности организации;

– расходами по обычным видам деятельности считается также возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений.

К прочим расходам относятся:

– расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

– расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

– расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

– расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

– проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

– расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

– отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;

– штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

– возмещение причиненных организацией убытков;

– убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

– суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, не реальных для взыскания;

– курсовые разницы;

– суммы уценки активов;

– перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;

– прочие расходы.

При проверке устанавливается:

– правильность определения прибыли от реализации основных средств и иного имущества;

– правильность отражения НДС от реализации основных средств и иного имущества;

– правильность отражения в учете убытков, связанных с передачей основных средств и прочих активов, и др.;

– полнота получения доходов и правильность отражения в учете результатов от сдачи имущества в аренду (проверить наличие и оформление договоров аренды);

– законность списания расходов на содержание законсервированных мощностей и объектов (при этом установить, имелись ли решение руководителя предприятия или другой документ аналогичного характера о консервировании данного объекта, выделены ли средства на охрану этих объектов, не относится ли на них часть затрат по охране, освещению и пр.);

– правильность получения процентов по суммам средств, числящихся на расчетных, текущих, валютных и других счетах организации (в соответствии с договорами организации с учреждениями банков, в которых находятся ее счета);

– правильность отражения сумм, полученных от покупателей в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения и других поступлений;

– правильность и полнота отражения доходов (убытков) от присужденных или признанных должниками штрафов, пени, неустоек за нарушение условий хозяйственных договоров, а также от возмещения причиненных убытков;

– правильность отражения операций по начислению и уплате в бюджет налоговых платежей из прибыли (Дт 99 — Кт 68; Дт 68 — Кт 51), а также местных налогов и сборов;

– правильность отражения в учете финансовых санкций, подлежащих изъятию в бюджет за сокрытие или занижение уплаты платежей в бюджет, внебюджетные фонды и прочие нарушения налогового и иного законодательства;

– законность и обоснованность создания резервов по сомнительным долгам, резервов под обесценение вложений в ценные бумаги, резервов под снижение стоимости материальных ценностей;

– правильность списания долгов и дебиторской задолженности и соблюдение сроков исковой давности;

– правильность отражения дополнительных расходов по заказам, расчеты по которым закончены в истекших годах. Нужно также выяснить причины их несвоевременного списания на расходы;

– правильность и полнота отражения и своевременность списания расходов и доходов будущих периодов, учитываемых на счете 97 «Расходы будущих периодов» и 98 «Доходы будущих периодов»;

– правильность списания убытков прошлых лет.

Кроме того, нужно проверить:

– правильность ведения аналитического и синтетического учета по счетам раздела VIII Плана счетов «Финансовые результаты»;

– соответствие записей аналитического и синтетического учета выручки от реализации, фактических затрат, прибыли от прочей реализации и внереализационных доходов записям в главной книге, балансе и формах бухгалтерской отчетности.

По итогам аудита прибыли целесообразно разработать мероприятия, направленные на ускорение продажи продукции, снижение себестоимости, предотвращение потерь.

Сальдо, формирующееся на счете 99 «Прибыли и убытки», показывает: кредитовое — балансовую прибыль; дебетовое — балансовый убыток. Общий финансовый результат (балансовая прибыль или убыток) отражается в отчете о прибылях и убытках (ф. № 2)

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. О бухгалтерском учете: ФЗ от 21.11.96 г. № 129-ФЗ // КонсультантПлюс.
  2. Ковалева О.В., Константинов Ю.П. Аудит: учебное пособие.– М.: ПРИОР, 2008.
  3. Парушина Н.В., Суворова С.П. Аудит.-М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008.
  4. Слатецкая Н.Ю. Планирование аудиторской проверки // Аудиторские ведомости. 2006.– № 4.– С. 75– 82.
  5. Шеремет А.Д. , Суйц В.П. Аудит: учебник. –М.: ИНФРА-М., 2009.
  6. Хмельницкий В.А. Ревизия и аудит. М., 2005.

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.93MB/0.00053 sec

WordPress: 21.97MB | MySQL:120 | 2,076sec