АУДИТ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ КОНСАЛТИНГОВЫМИ УСЛУГАМИ ВВЕДЕНИЕ

<

110414 1911 1 АУДИТ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ КОНСАЛТИНГОВЫМИ УСЛУГАМИ                                                 ВВЕДЕНИЕ С созданием и развитием предпринимательского сектора экономики в России в 90-х годах возникла потребность в профессиональных, деловых услугах, в том числе в аудите. В начале появилась потребность в собственно аудиторских услугах, осуществлении вневедомственной, независимой проверки экономических субъектов в целях установления достоверности их бухгалтерской (финансовой) отчетности. Однако вскоре российским предпринимательским структурам, работающим в рыночных условиях, потребовалась помощь в консультациях по вопросам постановки и ведения бухгалтерского учета и финансово-банковского законодательства (финансово-бухгалтерский консалтинг), по вопросам составления декларации о доходах и налогового законодательства, защиты от претензий налоговых служб (налоговый консалтинг) и по вопросам, касающимся более эффективного хозяйственного управления (управленческий консалтинг), а также появился спрос и на другие сопутствующие аудиту деловые услуги.

В результате всего этого в России стали создаваться отечественные аудиторско-консалтинговые фирмы, которые получали доходы не только от собственного аудита, но и от консультации, а также других сопряженных услуг. 90-е годы характеризовались форсированным ростом количества отечественных аудиторско-консалтинговых услуг. На рубеже ХХ –ХХ1 столетия в России действовало почти 3 тысячи аудиторско-консалтинговых фирм, которые свое предпринимательство осуществляли на рыночных условиях, с учетом закона спроса и предложения, рыночного ценообразования.

За истекшее десятилетие в России сложился довольно емкий рынок аудиторско-консалтинговых услуг. Российские предприниматели, пройдя десятилетний путь своей деятельности, все в большей степени осознают необходимость четкой регламентации    профессионального    бизнеса.     Усложнение хозяйственных и партнерских связей потребовало независимого внешнего контроля за финансовым состоянием и платежеспособностью экономических субъектов. Вместе с тем, возрастает спрос на консалтинг, восполняющий пробелы в различных отраслях знаний и недостаток опыта предпринимательской деятельности.

Цель исследования — выявить особенности консалтинговых услуг и определение их взаимосвязи с аудитом.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

– исследовать природу, сущность и специфику консалтинговых услуг;

– охарактеризовать особенности классификационных подходов консалтинговых услуг;

– взаимосвязь аудита и консалтинговых услуг.

Теоретическими источниками послужили работы таких авторов как Комаров В.Ф., Коровин А.В., Маркосян К.Л., Прокопенко И., Пятенко С.В., Шеремет А.Д.

 

 

1. КОНСАЛТИНГОВЫЕ УСЛУГИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

 

1.1. Понятие консалтинговых услуг

 

В современной сфере услуг доля деловых услуг постоянно возрастает. Это обусловлено рядом факторов. Переход многих стран к ресурсосберегающему производству вследствие удорожания энергии, рабочей силы, различных материалов, а также в результате научно-технического прогресса, усложнения хозяйственных связей вызывает структурные изменения в сфере услуг, увеличивает потребность в деловом обслуживании. Этому способствует возрастание спроса на многообразные финансово-кредитные, страховые, бухгалтерские, правовые, консалтинговые и другие услуги. Рост сферы обращения, обслуживающей производство и потребление, повышает значение посредников, которые стремятся предлагать комплексные деловые услуги.

Увеличение объема финансовых операций, осуществляемых как традиционными финансовыми институтами, в том числе банками, страховыми, торговыми и другими компаниями, так и безналичных сделок через современные электронные сети, требует соответствующего контроля.

В условиях интеграции российской экономики в мировую вопросы, связанные с обслуживанием бизнеса, приобретают огромное значение для руководителей предприятий. Все они сталкиваются с преобразованием форм собственности на основе разгосударствления и акционирования предприятий, с ростом цен, иностранным инвестированием и переплетением украинских и иностранных капиталов, а также изменением их внутренней структуры, с приближением ее к тем пропорциям, которые характерны для мировой экономики в целом. Лишь после этого может начаться движение страны к мировому уровню эффективности экономики, что и является главной целью преобразований.

Имеется множество определений управленческого консультирования. Можно выделить два основных подхода к консультированию.

В первом случае используется широкий функциональный взгляд на консультирование. Фриц Стееле определяет его так: «Под процессом консультирования я понимаю любую форму оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответствен за это»1.

Второй подход рассматривает консультирование как особую профессиональную службу и выделяет ряд характеристик, которыми она должна обладать. Согласно Лэрри Грейнеру и Роберту Метцгеру «управленческое консультирование — это консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют, при необходимости, выполнению решений»2.

Можно считать два эти подхода взаимодополняющими. В частности, Европейская Федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО) дает следующее определение: «Менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации»3. Такого же определения придерживается Американская Ассоциация консультантов по экономике и управлению (ACME) и Институт менеджмент-консультантов (IMC).

В нашей стране раньше это называлось «внедрением науки в производство». Однако консалтинг — это понятие рыночной экономики, следовательно, и отличается от научно-внедренческой деятельности так же, как рыночная экономика отличается от планово-централизованной.

С целью полного раскрытия понятия консалтинговой деятельности проанализируем изменения существующих формулировок управленческого консультирования (консалтингового управления) и изменения основных принципов консалтинговой деятельности

Консалтинговое управление – это «…высококвалифицированная помощь руководителям, направленная на повышение работы организаций, которая оказывается независимыми (не входящими в состав организации) экспертами, специализировавшимися в определенной области»1; «разновидность экспертной помощи руководителям организации в деле решения задач перестройки управления в изменяющихся внешних и внутренних условиях»2 ; «это деятельность и профессия, его содержанием является помощь руководителям в решении их проблем и во внедрении достижений науки и передового опыта»3; «определенным образом организованный процесс взаимодействия между консультантом и персоналом предприятия (организации), результатом которого является осуществленное на нем организационное изменение или проект его внедрения»4; «услуги, оказываемые независимыми и профессионально подготовленными специалистами (консультантом или их группой) с целью помочь руководителю организации в диагностике, анализе и практическом решении управленческих и производственных проблемах»5; «услуга, оказываемая консультантом с целью помочь предприятию в диагностике, анализе и практическом решении проблем»6 ; «эффективная форма рационализации управления производством на основе использования науки и передового опыта»7.

Сам консалтинг можно определить как «профессиональная помощь со стороны специалистов по управлению хозяйственным руководителям и управленческому персоналу различных организаций (клиенту) в решении проблем и функционировании их развития, осуществляемая в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых с клиентом решений»8.

Бизнес-консалтинг представляет собой обеспечение клиента специализированным опытом, методологией, техникой поведения, профессиональными навыками или другими ресурсами, помогающими ему в оптимизации сложившегося на предприятии (организации) финансово-экономического состояния в рамках действующей нормативно-законодательной базы.1

Управленческое консультирование — это сервис, обеспечивающий клиента независимым и объективным советом, и предоставляемый специализированной компанией или специалистом для идентификации и анализа управленческих проблем и возможностей компании-клиента.2

Управленческое консультирование — это сервис, обеспечивающий клиента независимым и объективным советом, и предоставляемый специализированной компанией или специалистом для идентификации и анализа управленческих проблем и возможностей компании-клиента.

Анализ представленных формулировок не дает оснований взять какую-либо из них за образец, поскольку каждая из них фиксирует лишь определенную сторону консалтинговой деятельности. Поэтому симбиоз формулировок консалтинговой деятельности как специфической формы деятельности может дать более полное и более системное определение.

Если в начале 1980-х гг. в них содержались только принципы, касающиеся профессиональных характеристик консалтинговых услуг, то по мере продвижения к рыночной экономике они дополнялись характеристиками консалтинга как предпринимательской деятельности.

Западные теоретики управленческого консультирования3 выделяют следующие характерные черты управленческого консультирования.

Во-первых, консультанты оказывают профессиональную помощь руководящим работникам. Опытные консультанты проходят через многие организации и учатся использовать приобретенный опыт, оказывая помощь новым и старым клиентам в различных ситуациях. Следовательно, они умеют распознавать общие тенденции и обычные причины проблем. Более того, профессиональные консультанты постоянно следят за литературой по проблемам управления и за развитием теорий методов и систем управления, а также за ситуацией на рынке. Таким образом, они действуют как связующее звено между теорией и практикой управления.

Во-вторых, консультанты в основном дают советы. Это означает, что они — только советники и не обладают непосредственной властью принимать решения об изменениях и претворять их в жизнь. Консультанты отвечают за качество и законченность совета. Клиенты несут всю ответственность, которая проистекает из принятия совета.

И в-третьих, консультирование — это независимая служба. Консультант оценивает любую ситуацию, предлагает объективные рекомендации относительно того, что надо делать клиенту, не задумываясь о том, как это могло бы повлиять на его собственные интересы. Консультант должен обладать такими видами независимости: финансовой, административной, политической, эмоциональной. Все это предъявляет высокие требования к качеству и эффективности консалтинговых услуг и вызывает их ориентированность на интересы клиента.

Выделяют следующие принципы консалтинговой деятельности: компетентность; репутация; этические нормы; интересы клиента; широкие общественные интересы; изменение системы; вовлечение персонала; научность; гибкость; креативность; конкретность и объективность; эффективность; взаимоотношения.

Можно дать следующее обобщающее определение консалтингового консультирования, как вид интеллектуальной профессиональной деятельности, в процессе которого квалифицированный консультант предоставляет объективные и независимые советы, способствующие успешному управлению организацией-клиентом. Следует отметить профессиональность консалтинговой деятельности, т.к. она является самостоятельным и основным элементом инфраструктуры рыночной экономики.

 

 

 

1.2. Особенности классификации консалтинговых услуг

 

Действующая в отечественной статистике классификация отраслей национальной экономики использует в качестве критерия материализацию результатов труда для определения границ материального производства и сферы услуг, дополняя их признаком организационно-технологической и функциональной общности сервисной деятельности как собирательной отрасли.

Такой подход к отраслевой классификации позволил упорядочить услуги, возникшие в ходе развития рыночных отношений, глобализации экономического пространства, укреплением межгосударственных связей.

Следует отметить, что сфера деловых услуг весьма динамична как по объему деятельности, так и по структуре. Это обусловлено все возрастающим участием сферы услуг в ускорении научно-технического прогресса, усложнением производства и межпроизводственных связей, качественными изменениями в потребительском сервисе. Одновременно совершенствуются классификации видов и отраслей услуг с учетом их дифференциации и синтеза, а также возникновения многообразных комплексов услуг.

Определенное представление о месте аудита и консалтинга в сфере услуг, в т.ч. деловых услуг, дает принятая в Европейском экономическом сообществе и постепенно внедряемая в методологию официальной статистики Российской Федерации1 статистическая классификация по виду деятельности. Согласно подходу, рекомендованному Советом ЕЭС, аудит относится к прочей коммерческой деятельности, среди которой выделяются:

  • услуги в области составления счетов и аудита;
  • услуги по проведению аудита;
  • услуги по проверке счетов;
  • услуги по составлению баланса;

    —    прочие услуги по составлению счетов (услуги в области
    бухгалтерского учета, кроме налоговых деклараций);

    —    консультативные услуги в области налогообложения.
    Отдельно выделяют консультативные услуги, в т.ч. по вопросам коммерческой деятельности и управления, в т.ч. консалтинг по:

    —    общим вопросам управления;

    — вопросам финансового управления; маркетингу;

  • управлению ресурсами;
  • управлению производством;
  • связям с общественностью и т.п.

    Консультационные услуги, как вспомогательные и дополнительные, могут предоставляться в областях правоведения уголовное и другое право, патентоведение и авторское право, юридический консалтинг; налогообложения; обеспечения безопасности, архитектура, дизайн и инженерно-технические изыскания и др.

    Самостоятельный классифицированный подход дается Европейским справочником-указателем консультантов по управлению. Он выделяет предметные области консалтинга, в т.ч. в:

  • сфере общего управления;
  • администрировании;
  • финансовом управлении;
  • управлении кадрами;
  • маркетинге, включая связи с общественностью;
  • производстве, включая инжиниринг;
  • информационных технологиях;
  • специализированных услугах по обучению, научно-техническим разработкам и т.п.

    Данный классификационный подход способствует упорядочению деятельности в области консалтинга и может применяться самостоятельно специализированными фирмами.

    Однако научно-технический прогресс, специализация и интеграция видов деятельности увеличивают многообразие услуг, обращающихся на рынке.

    Классификация видов аудита складывается исторически параллельно развитию содержания самой профессиональной деятельности. В зарубежной и отечественной литературе приводятся различные классификационные подходы, акцентирующие те или иные аспекты аудиторской работы.

    Классификация в зависимости от цели аудита различает операционный (или еще его называют управленческий) и аудит на соответствие . При операционном аудите проверка сосредотачивается на способах ведения хозяйственной деятельности с тем, чтобы выработать направления ее совершенствования. Заказ аудита на соответствие ставит целью оценить как соблюдаются установленные вышестоящей администрацией и государством нормы и правила. Например, Мировой банк может заказать аудиторскую проверку на соответствие деятельности отдельных российских компаний.

    Эволюция развития аудита все больше ведет к повышению роли аналитических видов услуг, к появлению специфических видов аудита. Среди них выделяются:

  • экологический аудит, который должен давать оценку эффективности использования природных ресурсов;
  • операционный аудит, разрабатывающий рекомендации по повышению рентабельности хозяйственной деятельности;
  • ценовой аудит, оценивающий обоснованность изменения цен на товары и услуги;
  • аудит кризисного управления, выясняющий причины неплатежеспособности предприятия или организации;
  • аудит в сфере инвестиции, направленный на подготовку рекомендации по эффективному вложению средств;
  • аудит в системе проектного финансирования, выявляющий возможные риски на стадиях подготовки, реализации и эксплуатации проектов.

    Стандартизованы виды сопутствующих аудиту услуг, под
    которыми понимается предпринимательская деятельность аудиторских
    фирм, осуществляемая наряду с аудиторскими проверками. Согласно
    указанному стандарту сопутствующие аудиту услуги делятся на две
    группы: совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки и независимые с обязательным аудитом.

    Первая группа услуг, совместных с обязательной аудиторской проверкой, довольно емкая, включающая работы контролирующего характера (постановка бухгалтерского учета, контроль ведения учета и составления отчетности, начисления и уплаты налогов, обязательных платежей); аналитические услуги по оценке результатов хозяйственно-финансовой деятельности, экономических и инвестиционных проектов, экспертизы; научные и методические разработки, компьютерная обработка экономической информации; консультации по вопросам финансового, налогового, банковского и др. законодательства, менеджменту, маркетингу, инвестиционной деятельности, оптимизации налогообложения, регистрации, реорганизации и ликвидации предприятий; обучающие услуги и др.

    Ко второй группе услуг, несовместимых с обязательным аудитом, относят: ведение и восстановление бухгалтерского учета, составление бухгалтерских отчетов, налоговых деклараций. Обычно эти услуги предоставляются на договорной основе как комплексно, так и по отдельным составляющим.

    Консультирование, совместное с обязательной аудиторской проверкой, проводится в виде разового либо абонементного обслуживания.

    <

    Довольно широкое поле деятельности аудиторско-консалтинговых фирм связано с образовательными услугами по повышению квалификации персонала фирмы-клиента, что обусловлено задачами по совершенствованию учета, отчетности, компьютерной обработке информации и т.п. В образовательных целях проводятся семинары, курсы, обсуждение актуальных проблем за «круглыми столами» с участием специалистов, практиков и др. заинтересованных лиц. Дополнительное обслуживание может осуществляться посредством оказания методической помощи, подготовке научно-практической литературы и т.п.

    Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» определены сопутствующие аудиту услуги, которые могут оказываться аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами:

  • постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
  • налоговое консультирование;
  • анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
  • управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;
  • правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
  • автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
  • оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
  • разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
  • проведение маркетинговых исследований;
  • проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
  • обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;
  • оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

    Представляется, что существующие классификации аудиторских и консалтинговых услуг, в основном, соответствуют пассивной рыночной политике, обусловленной преобладанием обязательного аудита. Переход российских предпринимателей от суррогатных к цивилизованным формам организации хозяйственной деятельности, расширение официального сектора и сокращение теневой экономики, потребуют реализации активного маркетинга.

    Для этого, по нашему мнению, необходимо усиление роли консалтинговых услуг, которые могли бы способствовать убыточным предприятиям улучшить свое финансовое положение, нормализовать отношения с государством. Консалтинговые услуги должны получить преимущественное развитие в обслуживании сети филиалов, дочерних структур крупных и средних отечественных компаний, с последующим предложением им услуг инициативного аудита, особенно в тех условиях, когда внутренний аудит или ревизия сопряжены с большими затратами.

    Консалтинг и другие сопутствующие услуги в сфере обязательного аудита законодательно строго регламентированы. Иное положение с инициативным аудитом, доля которого на российском рынке пока еще невелика. В инициативном аудите, в отличие от обязательного аудита, больше творческой свободы, возможностей учесть самые разнообразные пожелания и интересы клиентов. Консалтинговые услуги должны быть ориентированы на подготовку клиента в контингент аудируемых лиц, как хозяйствующих субъектов, имеющих достойный экономический имидж.

    Консалтинговые услуги, как составная часть и/или начальная фаза аудита, должны предлагаться на рынке посредством активного маркетинга. Для этого необходимо, прежде всего, уточнить классификацию многообразия консалтинговых услуг, предлагаемых на российском рынке.

    Попытки поиска классификационных подходов, улавливающих цели маркетинга и сегментирования рынка, предпринимались неоднократно.

    Так, Посадский А.П. высказывался за визовую (попредметную) классификацию консалтинговых услуг, считая ее более соответствующей запросам потребителей1. Видовая классификация услуг по управленческому консалтингу включает следующие группы:

  • общее управление;
  • администрирование;
  • финансовый менеджмент;
  • управление человеческими ресурсами;
  • маркетинг.

    Маркосян К.Л. предлагает синтезированный подход, сочетающий классификацию консалтинговых услуг по видовому и методологическому признакам. Достоинство синтезированной классификации состоит в том, что она позволяет выделить как основные, так и дополнительные услуги. Подключение методологического признака классификации способствует более четкому упорядочению видов деятельности в сфере консалтинга, что соответствует рекомендациям Федерации Европейских Бухгалтеров и Консультантов, и обеспечивает сопоставимость при страноведческом анализе.1

    Синтезированная классификация подразделяет консалтинг на две укрупненные группы: стратегический и оперативный. В группе стратегического консалтинга выделяются услуги реинжиниринга, маркетинга, стратегического планирования, информации. Оперативный консалтинг подразделяется по функциям управления, в т.ч. собственно управленческий, финансовый, бухгалтерский, юридический, налоговый, кадровый и т.п.

    Синтезированный подход, безусловно, решает многие задачи управленческого консалтинга. Но аудиторско-консалтинговые компании решают более широкий круг задач, что обусловливает    необходимость    дальнейшей    проработки классификационных подходов.

    Конкурентная    борьба    побуждает предпринимателя диверсифицировать свою деятельность, вследствие чего происходит процесс интеграции услуг, возникают услуги, ценные своей комплексностью. Обычно в центре комплекса находится основная профильная услуга. Наряду с ней возникают сопутствующие и дополнительные услуги. При этом профильные услуги предопределяют основы технологического процесса. Сопутствующие услуги (например, аудиту сопутствуют консультационные услуги) предназначены оказать помощь в реализации основной потребности. Дополнительные услуги (например, обучение персонала в сочетании с аудиторско-консультационным обслуживанием) включаются в сервисный комплекс по инициативе клиента.

    Деление услуг на основные профильные, сопутствующие и дополнительные позволяет не только упорядочить информацию о видах деятельности, но и исследовать влияние различных факторов на рыночный спрос, способствует активизации маркетинговой политики аудиторско-консалтинговой фирмы.

    В сфере деловых услуг комплексность обслуживания создает новые возможности для развития бизнеса. Как показывает мировой опыт, многие фирмы, специализирующиеся на деловом обслуживании, ориентированы в большей степени на сохранение постоянных клиентов, чем на приобретение новых. Это вызвано, во-первых тем, что емкость рынка не безгранична и попытки увеличить занимаемую долю обостряют конкурентную борьбу, во-вторых, работа с новыми клиентами обычно более трудоемка и произведенные затраты не всегда окупаются. Именно поэтому, для многих фирм предпочтительнее стабильный контингент потребителей, а увеличение объема деятельности достигается за счет расширения комплексности услуг. Это положение особенно важно для российского рынка деловых услуг, вступающих во второе десятилетие своего существования, где сложившиеся партнерские отношения играют большую роль, чем освоение новых сегментов. В связи с этим, фирмы, реализующие политику сохранения своей ниши на рынке, разрабатывают программы внедрения новых услуг для постоянных клиентов, отслеживают их обратную реакцию, изучают потребности, усиливают стимулирование обслуживающего персонала за качество услуг.

     

    1.3. Характеристика основных консалтинговых услуг

     

    В российском правиле (стандарте) «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним» рассмотрены требования к видам услуг, которые могут оказывать аудиторы экономическим субъектам, кроме аудиторских проверок с выдачей аудиторского заключения.

    Для выполнения этой основной цели должны быть решены следующие задачи:

  • определены и классифицированы сопутствующие аудиторские услуги;
  • описан общий характер работ и услуг, сопутствующих аудиту;
  • определены особенности оказания аудиторскими организациями сопутствующих аудиту работ, услуг и их оформления;
  • выявлены особенности распределения ответственности между аудиторской организацией и экономическим субъектом при оказании услуг.

    Согласно стандарту под оказанием сопутствующих аудиту услуг понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая аудиторами и аудиторскими организациями помимо обязательного аудита. Таким образом, четко разграничиваются услуги организаций, называемых консалтинговыми (оказывающими сходные аудиторским услуги), и услуги аудиторских организаций. Отличие это определяется наличием лицензии на право заниматься аудиторской деятельностью.

    Выполнение сопутствующих аудиту услуг требует от исполнителей профессиональной компетентности в области аудита, бухгалтерского учета и экономического анализа, налогообложения, хозяйственного права, экономики.

    Сопутствующие аудиту услуги можно классифицировать по принципуих совместимости с различными видами аудита следующим образом.

    К услугам, совместимым с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки по поручению государственных органов, в частности, относятся услуги по:

    оценке активов и пассивов, экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности, систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;

    тестированию бухгалтерского персонала экономического субъекта;

    тестированию персонала аудиторских фирм.

    К услугам, совместимым с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки на основе критериев (системы показателей) деятельности экономических субъектов, в частности, относятся услуги по:

  1. проведению инициативного аудита;
  2. постановке бухгалтерского учета;
  3. улучшению ведения учета и составления отчетности; контролю ведения учета и составления отчетности;
  4. контролю начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей;
  5. анализу хозяйственной деятельности; оценке активов и пассивов, экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности, систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;
  6. представлению интересов экономического субъекта по доверенности перед третьими лицами;
  7. проведению семинаров, повышению квалификации и обучению персонала экономических субъектов и, в частности, аудиторских организаций; научной разработке, изданию методических пособий и рекомендаций по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу хозяйственной деятельности, аудиту, хозяйственному праву и т.д.;
  8. компьютеризации бухгалтерского учета, составления отчетности, расчетов по налогообложению, анализа хозяйственной деятельности, аудита и т.д.;
  9. по вопросам финансового, налогового, банковского и иного
    хозяйственного законодательства, инвестиционной деятельности, менеджменту, маркетингу, оптимизации налогообложения, регистрации, реорганизации и ликвидации предприятий; информационному обслуживанию; консультационные услуги;
  10. экспертному обслуживанию;
  11. подбору и тестированию бухгалтерского персонала экономического субъекта;
  12. подбору и тестированию персонала аудиторских организаций и др.

    К услугам, не совместимым с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки на основе критериев (системы показателей) деятельности экономических субъектов, относятся услуги по:

    1) ведению бухгалтерского учета;

  13. восстановлению бухгалтерского учета;    
  14. составлению деклараций по налогам;
  15. составлению бухгалтерской отчетности.

    Сопутствующие аудиту услуги по их содержанию могут быть условно подразделены на услуги действия, услуги контроля и информационные услуги.

    Услуги действия — услуги по созданию документов, состав которых установлен в договоре с экономическим субъектом, ранее экономическим субъектом не созданных. Услуги контроля — услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согласованным аудиторской организацией с экономическим субъектом; инициативный аудит; контроль ведения учета и составления отчетности; контроль начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; тестирование бухгалтерского персонала экономического субъекта и персонала аудиторских фирм. Информационные услуги — услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным вопросам: проведение обучения, семинаров, «круглых столов»; информационное обслуживание; издание методических рекомендаций и т.д.

    В Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» иначе трактуются понятия совместимости и несовместимости. Так, согласно ст. 12 аудит не может проводиться аудиторскими организациями, оказывавшими в отношении этих лиц в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по: восстановлению бухгалтерского учета; ведению бухгалтерского учета; составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности.

     

    2.1. Сущность аудита как деловой услуги

     

    Рост сферы финансовых услуг, включение в нее небанковских структур, диверсификация и усиление комплексности обслуживания, повышают риск и, вместе с тем, ответственность хозяйствующих субъектов. Необходим постоянный контроль за соответствием хозяйственной деятельности действующему законодательству.

    Развитие финансово-экономических отношений предполагает включение в них услуг аудита, которые стали их неотъемлемой частью.

    Аудиторская деятельность насчитывает полуторавековую историю, но, тем не менее, практики и теоретики не достигли единого понимания их сущности. Многообразие существующих определений можно условно разделить на три группы.

    К первой группе следует отнести определения аудита, трактующие его сущность как постоянно возобновляемую специфическую деятельностью Так, например, Комитет Американской бухгалтерской ассоциации по основным концепциям учета (Amerikan Accounting Association — AAA — Commitee on Basik Auditing Concepts, создан в 1971 г.) дал такое определение аудита: «Аудит — это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающий уровень их соответствия определенному критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям»1.

    Весьма близкое по сути понимание аудита дают Арене Э.А. и Лоббек Дж.К. По их мнению «Аудит (auditing) — это процесс, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям»1.

    Вторая группа определений оттеняет в аудите целевой характер услуги. Р.Адамс называет аудитом деятельность по оказанию необходимой обществу услуги с целью подтверждения видимого правдоподобия опубликованной финансовой отчетности предприятий2.

    Комитет по аудиторской практике (Великобритания) выработал более простое определение; согласно которому к аудиту относят «независимое рассмотрение специально назначенным аудитором финансовых отчетов предприятия и выражения мнения о них при соблюдении правил, установленных законом».

    Amerikan Institut of Certified Publik, Accountants (FICPA) в отчете № 1, посвященном аудиторским стандартам, четко выделяет основную цель финансового аудита: «Составить мнение о точности, с которой в финансовых отчетах представлены финансовое положение, результаты операций и движение денежных средств экономической единицы в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими принципами. Отчет аудитора есть средство выражения его мнения или, в зависимости от обстоятельств, отказ дать заключение. Причем в любом случае аудитор сообщает, была ли проведена проверка в соответствии с общепринятыми аудиторскими стандартами».

    Шеремет А.Д. и Суйц В.П. используя в качестве основы Правила (стандарты) аудиторской деятельности в Российской Федерации, определяют цели аудита бухгалтерской отчетности как «формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях»3.

    Целевой характер аудита, как важнейшая его черта, проявляется в ходе проверки на соответствие соблюдения хозяйствующим субъектом законодательно установленных норм и правил.

    Синтетический подход к определению аудита объединяет выше перечисленные признаки. Например, Комитет по основным концепциям аудита Американской ассоциации бухгалтеров называет аудитом систематический процесс объективного сбора и оценки свидетельств об экономических действиях и событиях с целью определения соответствия этих утверждений установленным критериям и представления результатов проверки заинтересованным пользователям. К достоинствам этого определения следует отнести учет многообразия целей и предметов анализа аудиторской деятельности, с одной стороны, и системность, постоянную возобновляемость действий аудитора, с другой стороны.

    Синтез признаков аудита привел к возникновению определения аудита как процесса минимизации информационного риска для пользователей финансовых отчетов. Данная точка зрения, на наш взгляд, несколько упрощает суть аудиторской деятельности, сводя ее к выявлению заведомо ложных или неточных финансовых сведений.

    Различают широкую и узкую трактовку термина «аудит». В широком понимании к аудиту относят любую деятельность независимых специалистов с предоставлением их заключения о результатах анализа. Вследствие этого работу аудиторов делят по функционально-отраслевому признаку, выделяя экологический, технологический, управленческий и иной аудит.

    В узком смысле аудит характеризуют как аудит бухгалтерской отчетности, цель которого — проверка на соответствие требованиям к ее составлению, осуществлению работы сотрудниками независимых аудиторских фирм в интересах внешних пользователей результатами.1

    В отечественной и зарубежной практике находит применение как широкая, так и узкая трактовка аудита. Узкий смысл термина «аудит» более конкретно отражает целевой характер профессиональной специализированной деятельности.

    Согласно п. 1 ст.1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в 2001 г. аудит – это «предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей».

    Мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности должно базироваться на достаточности и:

    —    соответствии бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности в Российской Федерации;

    —    соответствии бухгалтерской отчетности тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.

    Аудит следует рассматривать как деловую услугу, осуществляемую в виде предпринимательской деятельности независимой профессиональной фирмой, на основе равноправных отношений с клиентом и в его интересах. Вместе с тем, мнение о достоверности бухгалтерской отчетности должно формироваться на основе законодательно-правовых норм. Мнение аудитора в виде соответствующего заключения может быть полезным как аудируемому лицу для разработки мер по улучшению финансового положения, так и его экономическим партнерам, инвесторам, акционерам, банковско-кредитным учреждениям и др.

    По нашему мнению, аудит как деловая услуга, имеет двойственную, противоречивую сущность. Предпринимательская основа аудиторской деятельности обусловливает необходимость выжить в условиях рыночной конкуренции, поддерживать уровень рентабельности не ниже нормального. Для этого аудиторская фирма вынуждена рассредоточивать риск, не включать в сферу своей деятельности заведомо ненадежных клиентов, потенциальных
    банкротов. Это означает переход к пассивному маркетингу, сужение доли на рынке услуг, что нежелательно с точки зрения предпринимателя.    Соблюдение критериев достоверности бухгалтерской отчетности и требование объективности выносимого мнения о финансовом положении клиента может вступать в противоречие с необходимостью получения дохода, обеспечивающего не только самоокупаемость, но и самофинансирование дальнейшего развития. В иных случаях аудиторская фирма может неоправданно увеличить цену на свои услуги, мотивируя это необходимостью сохранения высококвалифицированного персонала.

    Применительно к аудиторским услугам целесообразно выдвинуть на передний план функции контроля, выполнение которых делегировано им государством. Такая постановка вопроса требует более четко выделить социально-этические приоритеты. По отношению к аудиторской фирме это означает ее ответственность перед обществом и государством за объективность оценки финансового положения аудируемого лица и достоверности бухгалтерской отчетности. Влияние общества должно приводить к тому, что аудиторы все больше осознают свою социальную и этическую ответственность. Деловая этика аудиторов, как предпринимателей, должна включать важнейшие нравственные принципы, такие как утилитаризм, справедливость, соблюдение прав человека. Утилитаризм, как этическая норма, побуждает к принятию решений, в основе которых лежит стремление к максимальному благу для большинства людей . Аудиторы, придерживающиеся этого принципа, при оценке достоверности изучаемых данных, сделают такой выбор, который будет соответствовать интересам большинства людей.

    Возможности и право выбора аудируемым лицом услуг аудитора является их важнейшей неотъемлемой чертой. В этом видно отличие аудита от судебно-бухгалтерской экспертизы, которая проводится по решению уголовного или арбитражного суда и предназначена для получения источника доказательств.

    Аудит целесообразно отличать от финансового анализа. Существуют различные трактовки финансового анализа как самостоятельной деятельности, как одного из элементов менеджмента, как услуги, сопутствующей аудиту и т.п. Как самостоятельный вид деятельности, финансовый анализ подразумевает выявление взаимосвязи внутренних и внешних факторов на финансовое положение экономического субъекта. Его результаты и выводы используют для текущего внутреннего контроля и прогнозов хозяйственной деятельности на предстоящий период. Оценка достоверности, свойственная аудиту, в финансовом анализе подразумевается, но не ставится целью.

    При этом, безусловно, следует согласиться с тем, что финансовый анализ используется как метод аудиторского доказательства1. Аналитические процедуры на начальных стадиях аудиторской проверки дают возможность определить специфику клиента, оценить степень риска и, в соответствии с этим, разработать стратегию действий аудиторской фирмы. Анализ служит основой оценки достоверности учета и отчетности. Вместе с тем, аналитические приемы, факторный анализ создают методическую основу аудиторской работы, позволяют выявить нетипичные ситуации и определить причины их возникновения. Умение применить аналитические приемы отражает уровень профессионализма аудитора.

    Многогранность финансового анализа, разнообразие методических приемов позволяют рассматривать его как вид услуг, сопутствующий аудиту. Поскольку результаты финансового анализа используют для обоснования управленческих решений, текущего контроля собственников, при выдаче кредитов, ссуд, налоговых льгот и т.п., то безусловно, он является частью финансового менеджмента.

     

    2.2. Грани соприсокоснования аудита и консалтинговых услуг

     

    Аудиторские услуги имеют много общего с консалтингом. Прежде всего, их сходство проявляется через специфические черты, свойственные сервисной деятельности в целом, т.е. неосязаемость (нематериальность), невозможность накопления, участие клиента в сервисном процессе, персонифицированная направленность, комплексность.

    Неосязаемость услуг как у аудита, так и у консалтинга, затрудняет оценить их качество на стадии выбора исполнителя. В преодолении неосязаемости как аудиторы, так и консультанты, стремятся создать определенный имидж своей фирмы, предлагают клиентам ознакомиться с результатами своей предыдущей деятельности, применяемой методологией действий.

    Нематериальность услуг создает невозможность накопления, вследствие чего аудиторская, как и консалтинговая деятельность предполагает постоянное (периодическое) возобновление. Это ведет к необходимости поддерживать постоянные отношения между фирмой-поставщиком услуг и их потребителем на основе договоров, контактов и т.п.

    Участие в сервисном процессе клиента необходимо как в аудиторской, так и в консалтинговой деятельности. Но если в консалтинге при выработке, например, рекомендаций по совершенствованию хозяйственной деятельности, участие клиента сопряжено с обсуждением направлений, методов, ожидаемых результатов, то в аудите – это предоставление необходимой информации. Как в аудите, так и в консалтинге взаимоотношения клиента и исполнителя услуг конфиденциальны. Согласно п. 4 ст.8 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» информация, находящаяся в распоряжении аудиторов, попадает под понятие «аудиторской тайны» и может быть предоставлена исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицом или органом государственной власти РФ. Кроме того, строго конфиденциальными являются сведения и материалы об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.

    Комплексность обслуживания — это важнейшая составляющая услуг в современных рыночных условиях. Аудит и консалтинг, как взаимодополняющие услуги, обеспечивающие комплексность сервиса, весьма динамичны по отношению друг к другу.

     

    2.3. Персонифицированность и комплексность услуг аудита и консалтинга

     

    Персонифицированная направленность услуги понимается как невозможность предоставления абсолютно двух (или нескольких) одинаковых результатов сервисной деятельности даже двум однотипным организациям, хозяйствующим в одной отрасли. В аудите, как и в консалтинге, персонифицированность услуги обусловлена неповторимостью каждой конкретной ситуации, относительно которой нужно дать совет или рекомендацию. Своеобразным и уникальным может быть не только экономическое положение хозяйствующего субъекта, но все многообразие влияющих факторов. При этом аудит должен строго соответствовать законодательно утвержденным стандартам деятельности, тогда как консалтинг весьма ограничен в возможностях стандартизации, а чрезмерная стандартизация способна сделать работу консультанта бесполезной.

    Комплексность сервисной деятельности принято рассматривать в двух аспектах: в технологическом и результативном. Аудиту и консалтингу присущи оба аспекта, причем в весьма схожем выражении.

    Технологическая комплексность проявляется в применении методологии и методик, позволяющих рассмотреть экономическую ситуацию под воздействием внешних и внутренних факторов. Это повышает уровень объективности оценки и, одновременно, позволяет более глубоко провести анализ. Результативная комплексность видится в том, что полученный информационный продукт позволяет оценить достоверность учета и отчетности о финансово-хозяйственной деятельности клиента не только с позиций аудиторского заключения, но и выработать на профессиональной консалтинговой основе рекомендации, советы, меры по улучшению этой деятельности. По нашему мнению, своеобразие технологической и результативной комплексности проявляется во взаимодополнении аудиторских и консалтинговых услуг, предоставляемых в едином комплексе аудиторско-консалтинговыми фирмами, что повышает качество обслуживания и усиливает конкурентоспособность.

    Схожесть аудита и консалтинга иногда приводит к отождествлению этих услуг. Так, например, Пятенко С.В. в учебно-практическом пособии «Организация работы аудитора и консультанта» приходит к выводу о том, что «аудиторские услуги» и «консультационные услуги» используются как синонимы1.

    Как и консалтинг, аудит представляет собой профессиональную интеллектуальную услугу. Но если аудит, в качестве результата своей деятельности, должен выразить мнение о достоверности бухгалтерской отчетности, т.е. дать ей объективную оценку, то конечный продукт консалтинга – это совет или рекомендация, узконаправленного характера, т.е. преобладают субъективные элементы.

    Несмотря на вышеотмеченное сходство, различие между аудитом и консалтингом, как представляется, должно исключать их отождествление. Тем не менее, профессиональные аудиторские и консалтинговые услуги относятся к группе деловых интеллектуальных услуг. Наличие творческих элементов у них, по-видимому, неодинаково. Аудит тяготеет к установлению соответствия либо отклонения от утвержденных законом норм, а консалтинг менее регламентирован и свободен в поиске оригинальных решений.

    Некоторые элементы схожести можно увидеть при сравнении аудита и контроллинга. В современном понимании контроллинг – интегрированное понятие, включающее в себя совокупность функций по управлению и действия по поддержке управления. Первоначально содержание контроллинга сводилось к решению задач контроля в сфере учета и финансов, а контроллер был главным бухгалтером.

    Постепенно функции контроллинга расширялись, включались финансовый контроль, оптимизация финансовых ресурсов, а затем планирование и анализ исполнения плановых показателей. Согласно некоторым точкам зрения, контроллинг понимается как система управления и оптимизации прибыли предприятия.

    В современной зарубежной практике контроллинг представляет собой методическую и инструментальную базы для выполнения таких основных функций менеджмента, как учет и анализ, планирование, контроль, обоснование управленческих решений. В этом отношении контроллинг имеет сходство с финансовым анализом. Вместе с тем, контроллингу отводится одна из ведущих ролей в разработке системы учета, эффективной системы документооборота, включая электронную обработку данных для управленческих целей.

    В теории и практике принято выделять два подхода к пониманию контроллинга: во-первых, с ориентацией на планово-контрольные функции, во-вторых, преимущественно на координацию.

    Контроллинг обеспечивает руководство достоверной, полной и своевременной информацией о том, как решается задача достижения определенного финансового результата. В этом можно увидеть сходство с аудитом, также нацеленном на получение достоверной информации о финансовом положении предприятия.

    Второй подход рассматривает контроллинг как инструмент управления, предназначенный для практических целей. Поскольку материалы аудиторского заключения также важны для принятия управленческих решений, то и здесь можно отметить некоторое сходство. Однако, контроллинг — это внутренняя функция, относимая к менеджменту, выполняемая персоналом предприятия и в его интересах. Аудит — это независимая экспертиза, осуществляемая извне на предпринимательских условиях преимущественно в интересах внешних пользователей. Таким образом, аудит и контроллинг не только не исключают, но и должны дополнять друг друга.

    Результат аудиторской деятельности может быть представлен в
    виде новой информации о состоянии хозяйственно-финансовой деятельности аудируемого лица. Этот конечный результат овеществлен документально-аудиторским заключением, т.е. свойство неосязаемости, нематериальности услуг здесь не абсолютно. Аналогичное свойство присуще информационным услугам, результат деятельности которых также документально материализуется, переносится, хранится на носителях и может транспортироваться на расстояния. Но информационные услуги не акцентируют свое внимание на анализе исходных данных, хотя соответствие их критерию достоверности также важно.

    Информационные услуги составляют базу исходных данных, которыми оперирует учет и затем оценивает аудит. В свою очередь, аудит поставляет новую информацию, которая поступает в экономический оборот и влияет на взаимоотношения экономических субъектов.

    Сходство и различие аудита с судебно-бухгалтерской экспертизой, ревизией, финансовым анализом, консалтингом, информационными услугами, контроллингом и менеджментом свидетельствует о необходимости разработки комплекса деловых интеллектуальных услуг, определении взаимозависимости между ними. На этой основе аудиторские услуги в деловом обслуживании экономических субъектов займут соответствующее место, что позволит активизировать формирование спроса и предложения на рынке услуг.

    Оказание аудиторских услуг, как и других видов профессиональных деловых услуг представляет собой интеллектуальную деятельность. Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора является высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских вузах, имеющих государственную аккредитацию и наличие стажа работ по экономической или юридической специальности не менее трех лет.

    Основная профильная деятельность аудиторских организаций и
    индивидуальных аудиторов состоит в проведении аудиторской
    проверки и составлении по результатам такой проверки аудиторского
    заключения в соответствии с федеральными стандартами аудиторской
    деятельности, которое содержит мнение о достоверности финансовой
    (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица. Обоснованность такого
    мнения определяет качество работы аудиторской организации и
    индивидуального аудитора. Но для его составления требуется
    опираться как на фундаментальные знания в области финансово-
    экономических и правовых наук, так и на специальные знания в сфере
    профильной    аудиторской    деятельности.    

    Особенность аудиторской услуги состоит в том, что в основе процесса ее оказания лежат субъект-субъективные отношения, которые могут содержать определенные элементы материального воплощения (например, в бумажных и электронных носителях), но определяющим полезным эффектом аудиторской деятельности будет его интеллектуальное содержание, его смысловая нагрузка, его знаниеемкость. А это означает, что технология оказания аудиторских услуг базируется на неотчуждаемости аудиторского интеллектуального ресурса, то есть неотделимости аудиторских знаний и умений от личности аудитора, они объективизированны в деятельность человеческого мозга, в его память. Поэтому широкое признание в сфере аудиторской деятельности, как и других видов профессиональных деловых услуг получили, так называемые персонал-технологии.

    Консалтингового консультирования представляет собой вид интеллектуальной профессиональной деятельности, в процессе которого квалифицированный консультант предоставляет объективные и независимые советы, способствующие успешному управлению организацией-клиентом. Выделяют следующие принципы консалтинговой деятельности: компетентность; репутация; этические нормы; интересы клиента; широкие общественные интересы; изменение системы; вовлечение персонала; научность; гибкость; креативность; конкретность и объективность; эффективность; взаимоотношения.

    Сущность и специфика аудиторско-консалтинговых услуг рассматриваются на основе многообразия существующих определений, в ходе изучения разделенные на три условные группы, в которых преобладали следующие признаки: постоянно возобновляемая деятельность; целевой характер услуги; синтетический    подход,    объединяющий    два вышеназванных признака.

    В теории и практике различают широкую и узкую трактовку термина «аудит». В широком понимании аудитом считают любую деятельность независимых специалистов с предоставлением их заключения о результатах анализа, что позволяет делить аудиторов по функционально-отраслевому признаку, выделяя экологический, технологический, управленческий и иной аудит.

    В узком смысле под аудитом подразумевают проверку сотрудниками независимых аудиторских фирм в интересах внешних пользователей результатов бухгалтерской отчетности на соответствие требованиям к ее составлению. По нашему мнению, узкий смысл термина «аудит» более конкретно отражает целевой характер профессиональной специализированной деятельности.

    В современной отечественной и зарубежной экономической литературе и статистической практике отсутствует единый подход к классификации аудиторских и консалтинговых услуг, что затрудняет маркетинговые исследования.

    Аудит классифицируется по целому ряду признаков, в т.ч. по отношению к пользователям информации (на внешний и внутренний), по отношению к законодательству (обязательный и инициативный), по объектам проверки (банковский, страховых, инвестиционных и др. компаний), по назначению (финансовый, налоговый, ценовой и т.п.), по времени осуществления (первоначальный, повторяющийся, оперативный), по характеру проверки (подтверждающий, системно ориентированный, базирующийся на риске).

    Эволюция видов аудита продолжается, что на данном этапе вызвало повышение роли аналитических видов услуг, к появлению таких специфических видов, как экологический, ценовой аудит, аудит в системе проектного финансирования и т.п.

    Существующие классификации аудиторских и консалтинговых услуг, в основном, соответствуют пассивной рыночной политике, обусловленной преобладанием обязательного аудита. Расширение официального сектора экономики, переход к цивилизованным формам организации предпринимательской деятельности, потребуют реализации активного маркетинга в сфере аудита.

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  16. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г // Российская газета. 1993. 25 дек.
  17. Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» // КонсультантПлюс.
  18. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ // КонсультантПлюс.
  19. Постановление Совета ЕЭС «О статистической классификации продукции па виду деятельности», № 3696/93 от 29 октября 1993 г.
  20. Адаме Р. Основы аудита. / Пер. с анг. Под ред. Я.В.Соколова. М., 2007.
  21. Арене Э.А., Лобеек Дж.К. Аудит. / Пер. с анг. М., 2005.
  22. Консалтинг в Украине. — Киев: Ассоциация «Укрконсалтинг», 2006.
  23. Комаров В.Ф. Программа работ лаборатории управленческого консультирования. Новосибирск, 1988.
  24. Коровин А.В. Особенности финансового анализа в аудите. / Финансы. 2004, № 8 С. 47 – 48.
  25. Маркосян К.Л. Маркетинг консалтинговых услуг на российском рынке. Автореф канд дисс. М., 2000.
  26. Елмашев О.К. Управленческое консультирование: Вопросы теории и практики. Ижевск, 1989.
  27. Основные положения программы (материалы к Ученому совету МЭ и ОПП СО АН СССР от 13.01.88). Новосибирск, 1988.
  28. Посадский А.П. Основы консалтинга. М., 2007.
  29. Посадский А.П., Хайниш С.В. Консультационные услуги в России. М., 2005.
  30. Правила (стандарты) аудиторской деятельности. Все 38 стандартов / Сост. и автор комментария Н.А. Ремизов. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001.
  31. Прокопенко И. Управленческое консультирование как услуга // Проблемы теории управления. М., 1988.
  32. Пятенко С.В. Организация работы аудитора и консультанта. Учебно-практическое пособие. М, 2007.
  33. Робертсон Джек К. Аудит / Пер. с анг. М., 2003.
  34. Рапопорт В.Ш. Диагностика управления: (практический опыт и рекомендации). М., 1988.
  35. Саврук А., Красюк Р. Готовых решений не бывает // Рынок капитала. 2003. №23-24.
  36. Чакыров К. Управленческое консультирование — организация процесса. София, 1986.
  37. Управленческое консультирование /Под ред. М.Кубра. В 2т. М., 2002.
  38. Шеремет А Д., Суйц В.П. Аудит. М., 2007.
  39. Юксвярав Р.К., Хабакук М.Я., Лейманн Я.А. Управленческое консультирование: теория и практика. М., 1988.
  40. FEACO Information Document. Bruxelles, 1994.
  41. Greiner L.E., Metzger R.O. Consulting to management. Englewood Cliffs, NJ, Prentice Hall, 1983.
  42. Steele F. Consulting for organisational change. Amherst, MA, University of Massachusetts Press, 1975.


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.02MB/0.00165 sec

WordPress: 21.77MB | MySQL:121 | 2,258sec