Аудит кассовых операций

<

111813 0319 1 Аудит кассовых операций

Цель и задачи аудита кассовых операций

 

Цель аудита кассовых операций — установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета, действующей в проверяемом периоде, нормативным документам для того, чтобы сформировать мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных аспектах.

Задачи аудита кассовых операций:

— проверка своевременного и полного отражения в бухгалтерском учете операций с денежными средствами при соблюдении требований законодательства Российской Федерации;

— правильное документальное оформление операций с денежными средствами в соответствии с установленными правилами ведения кассовых операций;

— контроль за сохранностью денежных средств, документов в кассе и их целевым использованием;

— своевременное проведение инвентаризации денежных средств в кассе, выявление ее результатов и отражение на счетах бухгалтерского учета [15, с. 45].

Как уже упоминалось, кассовые операции являются одним из самых «нормируемых» объектов учета. Порядок их проведения раскрывается в таких нормативных актах, как:

— Гражданский кодекс РФ (части 1 и 2);

— Налоговый кодекс РФ;

— Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп.);

— Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»;

— Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный Решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 № 40;

— Положение Банка России от 05.01.1998 № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации», утвержденное Банком России 19.12.1997 (с изм. и доп.);

— Указания Банка России от 14.11.2001 № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке»;

— Письмо Минфина России от 30.08.1993 № 104 «Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением»;

— Постановление Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (с изм. и доп.);

— Постановление Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций» и др.

При планировании аудита конкретного предприятия, готовится перечень вопросов с целью определения внутреннего контроля и обеспечения сохранности денежных средств и достоверности отражения кассовых операций в бухгалтерском учете:

  1. Установлена ли сигнализация в кассе?
  2. Хранятся ли денежные средства в несгораемом шкафу?
  3. Заключен ли договор на охрану?
  4. Где и у кого хранятся дубликаты ключей?
  5. Инкассируется ли данная организация?
  6. Хранятся ли в кассе денежные документы (бланки ценных бумаг, путевки, билеты и т.д.)?
  7. Сопровождается ли кассир при сдаче и получении денежных средств в банк?
  8. Кому предоставлено право подписи приходных и расходных кассовых ордеров?
  9. Имеются ли распоряжения руководителя предприятия (организации) о назначении уполномоченного лица ставить подпись на приходных и расходных кассовых ордерах в качестве главного бухгалтера?
  10. Своевременно ли производятся записи в отчете кассира? Каков срок сдачи отчета?
  11. Сменялись ли кассиры в проверяемом периоде?
  12. Была ли произведена ревизия при смене кассира?
  13. Назначена ли приказом руководителя предприятия комиссия для производства ревизии кассы?
  14. Заключен ли договор с кассиром о полной материальной ответственности?
  15. В каком размере банком установлен лимит остатка наличности в кассе?
  16. Выдаются ли денежные средства при наличии в расходном кассовом ордере одной подписи (руководителя, главного бухгалтера)?
  17. Проводятся ли внезапные проверки кассы?
  18. Периодичность плановых инвентаризаций кассы.
  19. Принимает ли участие в инвентаризации кассы бухгалтер?
  20. Регистрируются ли кассовые ордера в журналах регистрации?
  21. Ведется ли на предприятии кассовая книга?
  22. Проверяются ли бухгалтером отчеты кассира?
  23. Имеется ли на предприятии список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нужды, утвержденный приказом по предприятию? Установлен ли срок на который они выдаются?
  24. Составляет ли кассир реестр дополнительных сумм?
  25. Ведется ли на предприятии журнал учета депонентов?

    Для обеспечения полноты формируемой информации, а также для предотвращения повторных процедур необходимо предусмотреть сопоставление полученных данных, что, как правило, оформляется внутренними документами аудитора.

    Рассмотрим основные этапы аудиторской проверки кассовых операций:

    — оценка риска внутреннего контроля по кассовым операциям;

    — оценка правильности документального оформления кассовых операций;

    — анализ сохранности наличных денежных средств в кассе;

    — проверка соблюдения установленного лимита остатка денежных средств в кассе;

    — проверка правильности применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов с населением;

    — проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств и отражение данных хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета;

    — проверка правильности списания денег в расход и отражение данных хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

    При проверке (проведении аудита) необходимо уделить особое внимание правильному, всесторонне грамотному заполнению первичных документов, наличию и подлинности подписей получателей денег на расходных кассовых ордерах. При проверке методом инвентаризации выявляется ничем не замаскированное хищение денежных средств. Для этого необходимо провести инвентаризацию денежной наличности в момент выхода аудитора на предприятие.

    Наличные деньги из кассы выдаются по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетам и др. с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами на это уполномоченными. В случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях, счетах и др. имеется разрешительная подпись руководителя предприятия, подпись на его расходных кассовых ордерах не обязательна.

    Под распиской, используемой для маскировки растраты денежных средств, следует понимать, как правило, расходный кассовый ордер, не подтвержденный хотя бы одной из приведенных подписей:

    — получателя денег;

    — главного бухгалтера или уполномоченного приказом руководителя предприятия должностного лица;

    — руководителя предприятия или должностного лица, уполномоченного приказом руководителя предприятия.

    Выдача денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе в оправдание остатка наличных денег в кассе не принимается. Эта сумма считается недостачей и взыскивается с кассира. Наличные деньги, не подтвержденные приходными кассовыми ордерами, считаются излишками кассы и зачисляются в доход предприятия.

    Грубейшим нарушением расчетов наличными деньгами между предприятиями являются неоприходование и присвоение денежных средств, поступивших от различных физических, юридических лиц по приходным ордерам, а также денежных сумм из банков. Для выявления случаев присвоения денежных средств производится взаимная проверка операций по кассе и по банку. Документами, подтверждающими движение (оприходование) денежных средств, являются приходные кассовые ордера, отражающие факт поступления денежных средств в кассу с расчетного счета, а также чековые книжки, корешки чековых книжек и выписки банка. Чековые книжки, корешки использованных чеков, а также неиспользованные чеки должны храниться у главного бухгалтера в условиях, исключающих возможность их утери. Испорченные чеки погашаются надписью «Аннулировано» и хранятся подклеенными к корешкам чеков.

    Для оформления выводов аудитору необходимо последовательно просмотреть чековые книжки предприятия, проверяя в них количество корешков и незаполненных чеков (их должно быть столько, сколько указано на обложке чековой книжки)

    При проверке аудитору следует проанализировать движение денежной наличности, выявить расхождение между суммами фактически произведенных оплат в погашение дебиторской задолженности и суммами, зачисленными в кассу, а также проконтролировать своевременность сдачи выручки в банк и выявить случаи ее расхода на различные цели.

    Если задолженность сотрудника или стороннего лица (организации) погашена, т.е. деньги были внесены в кассу предприятия, то этот сотрудник (лицо, организация) должником не считается. Но если деньги в кассу не оприходованы, за ним будет числиться задолженность. При увольнении работники должны погашать свою задолженность.

    В случаях, когда в учете значится задолженность за уволившимися сотрудниками, необходимо проверить эти факты методом письменных подтверждений от третьих лиц или методом устных опросов.

    Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации предусмотрен ряд моментов, соблюдение которых на практике позволяет, во-первых, предотвратить злоупотребления и, во-вторых, значительно облегчить работу аудиторов. Так, п. 11 Порядка ведения кассовых операций предусматривает, что лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

    В соответствии с п.21 Порядка ведения кассовых операций приходные кассовые ордера до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных кассовых ордеров. Кассовые приходные и расходные ордера должны иметь раздельную нумерацию. Прием денег по кассовым ордерам может производиться только в день их составления (п.19 Порядка ведения кассовых операций).

    Если по выписанному приходному ордеру деньги в кассу не поступили, то кассир обязан вернуть его в бухгалтерию, о чем должна быть сделана отметка в журнале регистрации приходных кассовых ордеров. При обнаружении пропуска в нумерации ордеров следует проверить, не вызвано ли это уничтожением документов или другими злоупотреблениями.

    Наличие на предприятии утвержденного приказом руководителя списка лиц, которым могут выдаваться из кассы наличные деньги на хозяйственные нужды, оформление сотрудниками «заявлений на выдачу денег», указание в разрешительной надписи руководителя предприятия или уполномоченного лица срока, на который они выданы, препятствуют злоупотреблениям.

    Вместе с тем лица, получившие деньги на хозяйственные нужды, также должны своевременно отчитаться и произвести полный расчет по выданным в подотчет суммам. Документами для проведения проверки будут приходные кассовые ордера и журнал регистрации приходных кассовых ордеров, журнал- ордер № 7 «Расчеты с подотчетными лицами».

    Если в кассовом ордере по строке «Основание» будет значиться «Остаток подотчетных сумм», в соответствии с которым производится возврат денежных средств, то просматриваются приложенные к авансовому отчету документы и командировочные удостоверения или авансовый отчет с приложенными документами (хозяйственные расходы). Сравнивается дата составления авансового отчета (последний должен быть составлен не позднее трех рабочих дней со дня возвращения из командировки), является ли этот день рабочим для данного предприятия, сверяется дата составления авансового отчета, номер приходного ордера, указанный в авансовом отчете, по которому вносится остаток неизрасходованных сумм, с номером, датой и суммой по приходному ордеру, а также с журналом- ордером «Расчеты с подотчетными лицами».

    Последовательный просмотр всех приложенных к отчету кассира за определенный день приходных и расходных кассовых ордеров позволит выявить перечень документов, реквизиты которых не совпадают с Журналом регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (если таковые имеются).

    Злоупотребления посредством подлогов возможны в результате недоброкачественного составления первичных кассовых документов. Неотражение даты составления документов, нумерации, других реквизитов позволяет использовать их для целей незаконного списания денег. Недоброкачественность их исполнения может быть выявлена при формальном осмотре первичных документов. Сознательные арифметические ошибки в ведомостях и кассовых отчетах приводят к образованию искусственного излишка денег в кассе, которые затем могут быть присвоены. Пересчет итогов всех кассовых отчетов и всех платежных ведомостей проводится с целью выявления таких злоупотреблений.

    Признаками подлога могут служить наличие среди первичных документов ксерокопий, документов со следами подшивки, изменения цвета документа из-за давности его составления, штампов гашения документов.

    Все ранее проверенные аудитором документы следует отмечать его подписью или штампом. Особое внимание следует проявить при проверке регистрации платежных ведомостей, так как одним из способов подлога является внесение в расчетно-платежные ведомости подставных лиц, на которых выписывается заработная плата с целью ее присвоения. При проверке сверяют табели учета рабочего времени, приказы о зачислении на работу и увольнении, первичные документы о начислении заработной платы с данными платежных ведомостей, карточек лицевых счетов, приказов о зачислении на работу и об увольнении, первичных документов по начислению заработной платы. Обращают особое внимание на номер или наименование подразделения (цеха, отдела), период, за который производится выплата, период работы лица на данном предприятии.

    Если в расчетно-платежной ведомости будет завышена сумма начисленной заработной платы, то этот подлог можно выявить путем сравнения данных синтетического и аналитического учета по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Сомнения в подлинности документов могут появиться в связи с наличием подчисток и помарок в ведомостях. Проверяются: Главная книга, журналы-ордера (по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», по кредиту счета 50 «Касса»), журнал регистрации платежных ведомостей. Также проводится выборка дебетовых оборотов по счету 70 в корреспонденции со счетами 68, 69 и т.д.

    В соответствии с п.18 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации по истечении трех рабочих дней, включая день получения денег в банке для выплаты средств на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот, кассир должен:

    — в платежной или расчетно-платежной ведомости против фамилий лиц, которым не произведены указанные выплаты, поставить штамп или сделать надпись от руки «Депонировано»;

    — составить реестр депонированных сумм;

    — в конце платежной или расчетно-платежной ведомости сделать надпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах, сверить их суммы с общим итогом по платежной ведомости и скрепить надписью. Нарушением (злоупотреблением) этого пункта является присвоение депонированной заработной платы и средств, начисленных по другим основаниям. Выявление злоупотреблений с депонированными суммами возможно путем проверки состояния аналитического учета депонентов и сверки данных аналитического учета с данными синтетического учета [10, с. 17].

    В соответствии с Планом счетов в настоящее время учет расчетов с депонентами ведется на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по депонентам». Кредитовый оборот по субсчету «Расчеты по депонентам» за период — невыплаченные в течение периода в установленный срок суммы, дебетовый оборот — погашенная в течение периода задолженность по депонированным суммам. Сальдо по субсчету представляет собой депонированные суммы на конец проверяемого периода. Аналитический учет депонированных сумм ведется в журнале регистрации депонированных сумм [11, c. 55].

    Типичные ошибки, выявляемые при проведении аудита кассовых операций:

  26. Неполное оформление первичных документов (нет подписей директора, руководителя, главного бухгалтера, не указаны дата, номер документа, код организации и т.д.).
  27. Неоприходование и присвоение поступивших денежных сумм (из банка, от физических лиц и юридических лиц и т.д.).
  28. Излишнее списание денег по кассе, неоднократное использование одних и тех же документов.
  29. Списание сумм без оснований и по подложным документам.
  30. Искажение остатка на начало и конец дня путем неправильного подсчета итогов в кассовых документах и кассовых отчетах.
  31. Некорректное отражение кассовых операций в регистрах синтетического и аналитического учета.
  32. Присвоение сумм, законно и незаконно начисленных разным лицам и организациям.
  33. Присвоение депонированной заработной платы и средств по другим основаниям.
  34. Расчеты суммами наличных денег, превышающими предельную величину.
  35. Расчеты с начислением наличных денег без применения контрольно — кассовых машин, без регистрации их в налоговых органах.
  36. Сверхлимитное накопление денежных средств в кассе. Отсутствие подтверждения банка об установленном лимите кассы по данному предприятию (организации).
  37. Для проведения ревизии кассы не назначается приказом руководителя предприятия специальная комиссия.
  38. В нарушение приказа руководителя предприятия на предприятии внезапные ревизии кассы не проводились.
  39. Отсутствие договора о полной материальной ответственности с кассиром.
  40. На предприятии в установленном порядке не ведется кассовая книга.
  41. В нарушение Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации кассир при закрытии платежных ведомостей реестр депонированных сумм не составляет.

    По результатам проверки аудитор составляет отчет экономическому субъекту — аудиторское заключение.

    В аналитической части аудиторского заключения должны быть изложены результаты проверки по трем направлениям:

    1) состояние внутреннего контроля;

    2) состояние бухгалтерского учета и отчетности;

    3) соблюдение законодательства при совершении экономическим субъектом хозяйственных операций.

     

     

  42. Краткая характеристика хозяйственно-финансовой деятельности ООО «Гофра-Упак»

     

    Курсовая работа выполнялась на материалах общества с ограниченной ответственностью «Гофра-Упак» — краснодарского предприятия, специализирующегося на изготовлении, импортировании и оптовой торговле упаковочными материалами.

    Юридический адрес предприятия — г. Краснодар, ул. Уральская, 71.

    Данное предприятие действует в соответствии с Уставом, зарегистрированным Регистрационной палатой г. Краснодара № 2459 от 16.01.2004 г.

    Учредителем Общества является физическое лицо — один человек, которым сформирован и полностью оплачен уставный капитал в сумме 9 тыс.р.

    Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

    В соответствии с Уставом ООО «Гофра-Упак» осуществляет следующие виды деятельности:

    — производство и реализация гофрированной упаковки;

    — оптовая торговля товарами народного и промышленного назначения;

    — рекламно-информационная деятельность, выполнение полиграфических работ; издательская деятельность;

    — организация торговли своей продукцией через собственные магазины, торговые общества или через торговые общества других организаций и лиц;

    —торгово-закупочная деятельность;

    — посредническая деятельность и др.

    Основной вид деятельности ООО «Гофра-Упак» — оптовая торговля импортируемыми упаковочными материалами.

    Организационная структура предприятия представлена на рис. 1.

    111813 0319 2 Аудит кассовых операций

    Как видно из приведенной схемы, в структуре предприятия, помимо бухгалтерской службы, представлены отделы закупок и оптовых продаж. Также предприятие имеет цех по изготовлению гофрированной упаковки.

    Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности показывает, что товарооборот достигает 10 млн.руб. в год, в то же время, рентабельность предприятия невысока, что связано с высокой себестоимостью продукции. Так, рентабельность продаж в 2006 г. составила 2,9%, а рентабельность чистой прибыли 0,5%.

    Численность персонала компании постепенно возрастает. В настоящий момент число работников составляет 22 человека. Система налогообложения на предприятии — общая.

    Бухгалтерский учет на предприятии организован в соответствии с действующими нормативными документами, основными из которых являются Федеральный закон «О бухгалтерском учете №129-ФЗ и Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98).

    В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.

    Бухгалтерская служба функционирует как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером (п.2 ст. 6 №129-ФЗ). Структура аппарата бухгалтерии предопределена условиями организации и технологии производства, объемом учетной работы и наличием технических средств. Главный бухгалтер выполняет всю учетную работу, кроме того он совмещает функции кассира.

    На главного бухгалтера возложена ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

    Бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной системе с применением автоматизированной технологии обработки учетной информации, основанной на программе «1 С: Бухгалтерия». Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные документы, фиксирующие факт хозяйственной деятельности. Используются типовые формы первичных документов согласно утвержденным законодательством унифицированным формам.

    В соответствии с ПБУ 1/98 предприятие ежегодно принимает приказ по учетной политике, который определяет организационные и методические основы ведения бухгалтерского учета. Приказ представлен двумя разделами, в которых последовательно излагаются политика организации для целей бухгалтерского и налогового учета.

    Приказ разделен на разделы: организационно-технический и методический. В то же время, отсутствуют приложения к приказу по учетной политике, а именно:

    — график документооборота;

    — приказы о составе инвентаризационной комиссии и график инвентаризации и др. (изданы отдельными документами).

    В целом уровень организационно-методического обеспечения бухгалтерского и налогового учета можно оценить как достаточно высокий.

    В рамках организации аудиторской проверки была дана оценка системы внутреннего контроля и неотъемлемого риска.

    В таблице 1 представлен тест оценки риска средств контроля аудируемого лица.

    Таблица 1 — Оценка риска средств контроля аудируемого лица

    N п/п

    Факторы риска

    Ответы: «Да» или «Нет»

    1

    2

    3 

    I. Учетная политика и основные принципы ведения бухгалтерского и налогового учета

    1 

    Учетная политика применяется последовательно от одного отчетного периода к другому

    Да

    2 

    Изменения в учетную политику вносятся в соответствии с требованиями нормативных актов по бухгалтерскому учету

    Да

    3 

    Учетная политика применяется всеми структурными подразделениями организации

    Да

    4 

    В учетной политике направления хозяйственной деятельности и способы их учета раскрыты достаточно полно

    Нет

    5 

    Учетная политика не содержит противоречивых положений

    Да

    6 

    Учетная политика не содержит методов учета, отличных от установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету и налоговым законодательством

    Да

    II.

    Структура и характеристика финансово-бухгалтерской и налоговой служб

     

    7 

    В структуре организации имеется обособленная налоговая служба, отвечающая за ведение налогового учета и составление налоговой отчетности

    Нет 

    8 

    Первичные документы обрабатываются в бухгалтерии, а затем передаются в налоговую службу с необходимыми пояснениями и справками

    Нет

    9 

    График документооборота имеется в наличии и соблюдается

    Нет

    10 

    Имеются должностные инструкции на работников финансово-бухгалтерской и налоговой службы

    Да

    11 

    Имеется отдел внутреннего контроля (аудита)

    Нет

    III. Формы и методы отражения хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете

    12.

    Применяется единый рабочий план счетов бухгалтерского учета (в том числе всеми филиалами и структурными подразделениями)

    Да

    13.

    Разработана система налогового учета

    Да

    14.

    В организации разработаны регистры налогового учета доходов и расходов от реализации и внереализационных доходов, расходов

    Нет

    15.

    В организации разработаны регистры налогового учета наиболее сложных операций (на ремонт, НИОКР, по определению финансового результата при реализации основных средств, .ценных бумаг, уступки прав требования и т.д.), по которым налоговым законодательством определен особый порядок учета

    Нет

    16.

    Финансово- хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском и налоговом учете только на основании первичных документов

    Да

    17.

    Исправления в бухгалтерском и налоговом учете всегда обоснованы

    Да

    18.

    Ошибки при переносе из одного учетного регистра в другой отсутствуют

    Да

    IV. Компьютерная обработка данных (КОД)

    19.

    Ведение бухгалтерского и налогового учета автоматизировано

    Да

    20.

    Система КОД охватывает всю деятельность организации (полностью интегрированная система)

    Да

    21.

    Разработанные при помощи КОД формы документов и регистров соответствуют требованиям унифицированных и утвержденных форм

    Да

    22.

    Алгоритмы обработки данных соответствуют действующему законодательству.

    Да

    V.. Составление бухгалтерской и налоговой отчетности

    23.

    Бухгалтерская и налоговая отчетность составляется с соблюдением требований законодательства

    Да

    24.

    В случае обнаружения ошибок изменения в бухгалтерскую и налоговую отчетность вносятся с соблюдением установленного порядка

    Да

     

    VI . Осуществление контроля

     

    25.

    На предприятии действует служба внутреннего аудита

    Нет

    <

    26.

    На предприятии действует ревизионная комиссия (ревизионный отдел)

    Нет

    27.

    Утверждена руководителем и действует инвентаризационная комиссия

    Да

    28 

    Утверждена руководителем и действует комиссия по приему, вводу в эксплуатацию и списанию основных средств

    Да 

    29 

    Утверждена и действует служба по контролю за выполнением обязательств по заключенным договорам, предъявлением претензий

    Нет 

    30. 

    Имеется в наличии приказ о проведении инвентаризаций имущества и финансовых обязательств

    Да 

    31. 

    Документы по проведению инвентаризации составляются с соблюдением требований нормативных актов по бухгалтерскому учету

    Да 

    VII. Кадровая политика

    32 

    Прием на работу специалистов производится на конкурсной основе, по результатам собеседования (тестирования)

    Да

    33 

    Проводятся мероприятия по обучению и повышению квалификации кадров

    Нет

    Итого оценок:

    «Да» 22 шт.

    «Нет» 11 шт.

    Итоговая оценка риска средств контроля: Средняя — 33%

     

    По результатам тестирования получено 11 отрицательных ответов и 22 положительных. Расчет надежности СВК проводился по формуле:

    СВК = 22/33 = 67%

    Таким образом, надежность СВК была определена 67% (средний уровень надежности).

    Риск средств внутреннего контроля составил:

    Рск = 11/33 = 33%.

    Показатель Рск также соответствует среднему уровню.

    В таблице 2 представлен тест по оценке неотъемлемого риска.

    Таблица 2 — Оценка неотъемлемого риска

     

    Nn/п

    Факторы риска

    Огветы:

    «да» или «нет»

    1

    2

    3

    I. Особенности деятельности, осуществляемой аудируемым лицом

    1.

    Аудируемое лицо осуществляет следующие виды деятельности:

     

    — продажу товаров с непрерывным циклом

    Да


     

    — оказание услуг специфического характера, в т.ч.:

    Нет 


     

    — связанные с использованием объектов, обслуживающих производств и хозяйств

    Да


     

    — профессионального участника рынка ценных бумаг

    Нет 


     

    -лизинг (сублизинг)

    Да


     

    — выполнение строительно-монтажных работ (в т.ч. для собственных нужд)

    Нет 


     

    — производство сельскохозяйственной продукции

    Нет 

    2.

    Аудируемое лицо осуществляет следующую инвестиционную деятельность:

     


     

    — приобретение (реализация) объектов недвижимости

    Нет 

     

    — осуществление строительных, монтажных, пусконаладочных работ

    Нет 

       

    — осуществление НИОКР 

    Нет 

       

    — осуществление финансовых вложений 

    Да

       

    — реализация ценных бумаг 

    Нет 

       

    — осуществление совместной деятельности 

    Нет 

       

    — осуществление операций по уступке прав требований

    Нет 

     

    3. 

    Аудируемое лицо осуществляет следующую финансовую деятельность:

       

    — выпуск акций, облигаций, векселей 

    Нет 

       

    — получение (погашение) кредитов и займов 

    Да

     

    4. 

    Аудируемое лицо осуществляет внешнеэкономическую деятельность

    Да

     

    5. 

    Для деятельности аудируемого лица имеются отраслевые методические рекомендации, имеющие свою специфику и отличия от общепринятых нормативных документов

    Нет 

     

    6. 

    Аудируемое лицо осуществляет продажу прочего имущества (основных средств, материалов и т.п.)

    Да

     

    7. 

    Аудируемое лицо пользуется льготами по налогам 

    Нет 

     

    8. 

    Аудируемое лицо осуществляет мероприятия за счет средств, имеющих целевой характер (бюджетное финансирование, прочие источники)

    Нет 

     

    9. 

    Доля расчетов не денежными средствами в общем объеме расчетов составляет более 20%

    Нет 

     

    10. 

    Оценка и инвентаризация запасов сложны и специфичны 

    Да

     

    II. Структура организации

     

    И.

    У аудируемого лица имеются обособленные подразделения и филиалы

    Нет 

     

    12.

    У аудируемого лица имеются территориально удаленные подразделения

    Нет

     

    13.

    У аудируемого лица имеются обособленные подразделения и филиалы за пределами РФ

    Нет

     

    III. Информационная обеспеченность организации по изменениям законодательства

     

    14.

    У аудируемого лица нет в наличии специальной периодической литературы

    Да

     

    15.

    У аудируемого лица нет в наличии регулярно обновляемых справочно-информационных электронных баз

    Да 

     

    IV. Опыт и квалификация работников, ответственных за ведение бухгалтерского и налогового учета и составление отчетности

     

    16.

    Главный бухгалтер не имеет высшее или среднее специальное образование

    Нет

     

    17.

    Стаж работы главного бухгалтера в данной должности менее 2 лет

    Нет

     

    18.

    Стаж работы главного бухгалтера в проверяемой организации менее 1 г.

    Нет

     

    19.

    Средний возраст работников бухгалтерии и налоговой службы до 25 лет

    Нет

     

    20.

    Доля работников бухгалтерии и налоговой службы, имеющих высшее и среднее экономическое образование, менее 30%

    Нет

     

    21.

    Доля работников бухгалтерии и налоговой службы, обучавшихся за последний год на курсах повышения квалификации, посещающих семинары, получающих дополнительное образование, менее 20%

    Да

     

    22. 

    Текучесть кадров бухгалтерии и налоговой службы высокая (свыше 40%)

    Нет 

     

    V. Наличие информации о нарушениях налогового законодательства

     

    23.

    Проверки со стороны налоговых органов не производились более 3 лет

    Нет

     

    VI. Наличие обстоятельств, влияющих на возможность искажения показателей финансовой и налоговой отчетности

     

    24.

    Нет уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем

    Нет

     

    25.

    Производится реорганизация аудируемого лица

    Нет

     

    26.

    В наличии внешнее давление на руководителей и персонал (со стороны собственников, проверяющих органов, вышестоящих организаций)

    Нет

     

    VII. Роль и место средств вычислительной техники в ведении учета и подготовки отчетности

     

    27.

    Применяемая система КОД разработана специально для данной организации

    Нет 

     

    28.

    У аудируемого лица нет разработанной единой внутренней отчетности и единой системы свода данных для структурных подразделений

    Да

     

    Итого оценок:

     

    «Да» 12 шт.

     

    «Нет» 29 шт.

     

    Внимание: Ответы «Да» повышают риски!

     

    Итоговая оценка неотъемлемого риска 29,3%≈30%

     

     

    Оценка неотъемлемого риска составила 30 %.

    В числе факторов, повышающих неотъемлемый риск следует назвать:

    — ведение внешнеэкономической деятельности,

    — привлечение кредитов и займов, как долгосрочных, так и краткосрочных,

    — слабое информационное обеспечение организации,

    — нерегулярное обучение работников бухгалтерии.

    Риск необнаружения был определен около 50 %.

    Оценка аудиторского риска проводилась по формуле:

    Ар = РСК*НР*РН = 0,33*0,3*0,5 = 4,95% ≈5,0%.

    Такой уровень аудиторского риска можно оценить как низкий.

    Следующий этап — определение уровня существенности.

    Уровень существенности рассчитывается по ключевым показателям из данных отчетности предприятия за отчетный период (6 месяцев 2007 г.).

    Данные по числовым значениям ключевых показателей приведены в таблице 3.

     

    Таблица 3 — Определение уровня существенности нарушений в учете

    Наименование базового показателя

    Значение базового показателя в отчетности, тыс. руб.

    Доля, %

    Предельное значение ошибки, тыс. руб.

    1

    2

    3

    4

    1. Нераспределенная прибыль

    119,9

    6 

    7,2

    2. Валовый объем реализации без НДС

    4790,2

    2 

    95,8

    3. Себестоимость 

    4594,1

    2 

    91,9

    4. Валюта баланса 

    12769,4

    2 

    255,4

    5. Капитал и резервы организации

    2087,0

    10 

    20,9

    6. Обязательства организации

    10682,4

    3

    320,5

    ИТОГО 

       

    791,7

     

    Среднее арифметическое значение показателей в столбце 4 составило 791,7 тыс.руб. Обращает на себя внимание, что ряд показателей существенно отклоняется от среднеарифметического значения, поэтому при расчете исключим показатели нераспределенной прибыли, а также обязательства организации (самый маленький и самый большой показатели). Сумма оставшихся показателей составила 464 тыс.руб. Среднеарифметическое — 116 тыс.руб.

    Таким образом, уровень существенности на предприятии определяем в размере 116 тыс.руб.

    Расчет распределения существенности проведем по данным оборотно-сальдовой ведомости за исследуемый период (приложение 3). Это связано с тем, что в отчетности не отражается фактическое движение наличных денежных средств.

    Суммарный оборот по счету 50 «Касса» составил в исследуемый период 178424 руб. Суммарные обороты за период составили — 34048671 руб. Доля наличных денежных средств в обороте составила 0,56%. Округляя эту цифру получим 1%.

    Проведем расчет уровня существенности по объекту аудита:

    116/100 * 1= 1,16 ≈ 1 тыс.руб.

    Итоговый уровень существенности по аудиту кассовых операций определяем в 1 тыс.руб.

     

     

     

     

     

     

    1. Методика проведения и оформления результатов инвентаризации наличных денег и денежных документов в кассе.

     

    На первом этапе аудиторской проверки была произведена оценка сохранности наличных денежных средств в кассе.

    Порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель предприятия, кроме случаев, когда она обязательна. Это соответствует п. 1 ст. 12 Закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

    В процессе проверки было установлено, что инвентаризация денег в кассе проводится ежеквартально, в последний рабочий день отчетного квартала. Все акты инвентаризации составлены без нарушений. Аудитор обратил внимание руководства на то, что эксперты рекомендуют проводить инвентаризацию кассы ежемесячно. Для этого сроки проведения инвентаризации необходимо закрепить в приказе об учетной политике фирмы.

    Порядок проведения инвентаризации следующий:

    Директорм ООО «Гофра-Упак» издан приказ, в котором утвержден состав инвентаризационной комиссии (3 человека). Комиссия в присутствии кассира проверяет фактическое наличие денег в кассе и сверяет полученный показатель с приходными и расходными ордерами. Если проверяющие обнаруживают недостатки или излишки, в акте по итогам проверки эта сумма фиксируется. Результаты ревизии оформляются актом инвентаризации денежных средств (форма № ИНВ-15 утверждена Постановлением Госкомстата от 18 августа 1998г. № 88).

    Анализ актов инвентаризации от 31 марта 2007 г. и 30 июля 2007 г. показал, что никаких отклонений в процессе инвентаризации обнаружено не было.

    Как было установлено в результате проверки, сроки внезапной ревизии кассы приказом по организации не оговорены и ревизии кассы не проводятся.

    Аудитор отметил, что организация внутренних ревизий кассы в учреждении определена п. 37 Порядка ведения кассовых операций: в сроки, установленные руководителем предприятия, а также при смене кассиров на каждом предприятии производится внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге. Ревизия кассы должна проводиться не реже одного раза в месяц. Для этого приказом руководителя должна быть назначена комиссия. Результаты ревизии оформляются актом по форме представленной в Приложении 4 к Порядку ведения кассовых операций.

     

    1. Проверка соблюдения условий, обеспечивающих сохранность денежных средств и документов в кассе

     

    Проведенная проверка показала, что на исследуемом предприятии касса оборудована в соответствии с действующими требованиями. Помещение кассы изолировано, запирается изнутри, в нем обеспечена полная сохранность денежных средств и денежных документов. В кассе предприятия установлена сигнализация. Денежные средства хранятся в несгораемом шкафу (сейфе), ключ от которого находится у кассира и главного бухгалтера.

    Предприятием заключен договор на охрану с вневедомственной охраной, что дополнительно обеспечивает сохранность.

    Денежные документы в кассе не хранятся.

    При сдаче и получении денег кассира сопровождает шофер предприятия, дополнительной охраны нет, так как денежные суммы обычно не велики.

    За сохранность денежных средств в кассе отвечает кассир, с которым заключен договор о полной материальной ответственности. В течение проверяемого периода кассиры на предприятии не сменялись.

    Таким образом, в процессе аудита условия, обеспечивающие сохранность денежных средств в кассе были оценены как удовлетворительные, соответствующие требованиям действующего законодательства.

    5 Аудит бухгалтерского учета операций с денежными средствами

     

    В процессе проверки бухгалтерского учета операций с денежными средствами было установлено следующее.

    Для учета поступления денежных средств и связанных с этим кассовых операций в ООО «Гофра-Упак» применяются только унифицированные формы первичных документов. Право подписи приходных документов принадлежит главному бухгалтеру и руководителю организации, при этом отсутствуют распоряжения руководителя о назначении уполномоченного лица ставить подпись на приходных и расходных кассовых ордерах в качестве главного бухгалтера (в случае болезни или отпуска). Записи в отчете кассира производятся своевременно. Лимит остатка наличности денежных средств в кассе установлен в сумме 5 тыс.руб. Лимит не нарушается

    Анализ приходных и расходных ордеров, проведенных сплошным методом показал, что в ряде случаев имеют место факты, когда денежные средства выдаются при наличии в документах только одной подписи. Был составлен рабочий документ аудитора (таблица 4).

    Таблица 4 — Рабочий документ аудитора. Реестр кассовых документов,

    на которых имеется только одна подпись

    Ордер


    Получатель
     

    Выявленные
    нарушения

    Данные опроса
    получателя


    Примечание
     

    Дата  

    Ф.ИО.

    Дата 

    Документ

         

    4

    20.06.07

    Брысин А.Ф

    20.06

    Паспорт

    Отсутствие подписи директора

    Фактически получены

    Нарушен порядок оформления первичных документов

    3 

    20.06.07 

    Буровая А.Г. 

    20.06 

    Паспорт

    —«— 

    —«— 

    —«— 

     

    Образца расходных ордеров представлены в приложениях к курсовой работе (приложения 3, 4).

    В результате установлено, что выявленные нарушения не принесли материального ущерба организации, вместе с тем нарушен порядок оформления первичных документов.

    Кассовые ордера регистрируются в соответствующих журналах, проведенная сплошная проверка отклонений не выявила, кассовая книга также на предприятии ведется.

    В определенной степени снижает прозрачность учета тот факт, что бухгалтер и кассир — одно и то же лицо. Таким образом, внутренний контроль можно определить как недостаточно высокий.

    Также отмечено, что в 2007 г. не был утвержден список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нужды. Фактически, деньги под отчет получают только три лица, анализ карточки счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» показал, что действующий порядок в исследуемом периоде не нарушался. Срок, на который выдаются деньги, составляет на предприятии 1 месяц. Поскольку законодательно он не ограничен, срок может и должен устанавливаться приказом руководителя организации (приказ отсутствует).

    Аудитором отмечена необходимость издания приказа, содержащего список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нужды, срок выдачи, а также рекомендовано установить предельные размеры сумм, выдаваемых в подотчет по каждому виду операций и сроки сдачи авансового отчета.

    Для учета движения денежных средств в кассе предприятия используется счет 50 «Касса». Счет активный. К счету открыт единственный субсчет 50.1 «Касса». Сальдо этого счета показывает наличие свободных денег в кассе предприятия на начало отличной даты. Оборот по дебету указывает на поступление денежных средств в кассу, а по кредиту — суммы выданные.

    Анализ порядка отражения наличных денежных средств на счетах синтетического учета и в отчетности ошибок не выявил: данные карточки счета и оборотно-сальдовой ведомости совпадают, в отчетности показаны также фактические и соответствующие учетным данным суммы.

    1. Аудит соблюдения кассовой дисциплины

     

    В результате проверки соблюдения кассовой дисциплины установлено, что лимит остатка кассы установлен в соответствии с Положение ЦБ РФ «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 № 14-П (ред. от 21.10.2002). Превышение установленного лимита — 5 тыс. руб. допускается лишь в течение 3-х дней в период выплаты заработной платы, премий и пособий по временной нетрудоспособности.

    Согласно п.2.14 Правил банки не реже одного раза в два года проверяют соблюдение установленного порядка ведения кассовых операций, работы с денежной наличностью и лимита остатка кассы. Последняя проверка проводилась на предприятии в 2006 г.

    Остаток в кассе определяется на конец рабочего дня после отражения в кассовой книге всех операций по приходу и расходу наличных денег.

    Наличной выручки на предприятии нет, контрольно-кассовая машина отсутствует. Все расчеты ведутся безналично или с оформлением законодательно установленных документов (получение денег из банка, выдача заработной платы).

    Документальное оформление подотчетных сумм ведется по каждой сумме отдельно. Фактов получения наличных денег под отчет, в случаях, когда полный отчет по ранее выданному авансу не представлен не выявлено, что также является одной из важных характеристик уровня соблюдения кассовой дисциплины.

    Таким образом, нарушений кассовой дисциплины в организации выявлено не было.

    Библиография

     

  43. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп.)
  44. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ (ред. от 03.11.2006).
  45. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н (ред. от 18.09.2006 г. № 115 н).
  46. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 (с последующими изменениями)
  47. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации. Утвержден Решением Совета директоров Банка России 22.09.1993 № 40.
  48. Положение о правилах наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 № 14-п в редакции от 31. 10. 2002 г.. Утверждено Советом директоров Банка России 19.12.1997 № 47.
  49. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99: Приказ Минфина РФ от 6.05.99 №32 н. (ред. от 27.11.2006)
  50. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: Приказ Минфина РФ от 6.05.99 №33 н (ред. от 27.11.2006).
  51. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.98 г. № 60 н.
  52. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94-н (ред. от 07.05. 2003 № 38 н)
  53. Аудит / Под ред. В.И. Подольского. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 655 с.
  54. Бычкова С.М. Аудит кассовых операций // Аудиторские ведомости. 2005. — № 11.
  55. Букина О.А. Аудит годовой отчетности (памятка от Минфина России аудитору и бухгалтеру) // Бухгалтерский бюллетень. — 2007. — № 4.
  56. Бычкова С.М. Аудит бухгалтерской отчетности // Аудиторские ведомости. — 2006. — № 4.
  57. Волков Н.Г. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. – М.: Библиотека журнала Бухгалтерский учет, 2007 // Консультант +, 2007.
  58. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. – М.: Дело и сервис, 2003. – 336 с.
  59. Еникеева Г.Е. Аудит годовой бухгалтерской отчетности // Современный бухучет. — 2006. — № 3.
  60. Карзаева Н.Н. Нормативная база составления годовой бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет. — 2006. — № 23. — С. 3—10.
  61. Комаров А.В. Комментарий к письму Минфина России «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности // Нормативные акты для бухгалтера. — 2006. — № 4.
  62. Парушина Н.В., Баркова Т.В. Планирование в аудите // Аудитор. — 2003. — № 2. — С. 36—41.
  63. Учетная политика-2007: бухгалтерская и налоговая. — М.: Информцентр XXI век, 2007. — 320 с.
  64. Ширкина Е.И. Аудит денежных средств // Аудиторские ведомости. — 2006. — № 12.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.09MB/0.00163 sec

WordPress: 24.31MB | MySQL:117 | 2,484sec