АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ

<

110214 1538 1 АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИАктуальность темы исследования. Предприятия постоянно ведут расчеты с покупателями – за купленные ими товары, с заказчиками – за выполненные работы и оказанные услуги. В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово – хозяйственной деятельности неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений. Сомнительная дебиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.

Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечении эффективности расчетов с дебиторами. Эффективность руководства деятельностью предприятия полностью зависит от способности вовремя получать полную, точную, объективную, достаточно детальную и своевременную экономическую информацию, особенно информацию о состоянии расчётов с покупателями и заказчиками.

Цель работы – практическое применение методики проведения аудита по расчетам с покупателями и заказчиками.

Объект: ЗАО «Плодовод»

Задачи:

– изучить теоретические вопросы аудита расчетов с покупателями и заказчиками;

– провести оценку ведения бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля в исследуемой организации;

– охарактеризовать организацию аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками, составить отчет по ее результатам.

Методологической основой для работы послужили: Федеральный Закон «О бухгалтерском учете»; Положение по введению бухгалтерского учета и отчетности в РФ; Постановления Правительства РФ и инструктивные материалы по изучаемым вопросам; учебная литература и труды отечественных и зарубежных ученых.

В качестве теоретической основы исследования использованы работы следующих авторов: Агеева Ю. Б., Богатая И. Н., Бычкова С.М., Ковалева О.В., Парушина Н.В., Подольский В.И., Сухов М.В. и др.

1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ

 

Цель аудита расчетных операций с покупателями и заказчиками заключается в проверке законности расчетов с контрагентами (покупателями и заказчиками) и подтверждении достоверности показателей бухгалтерской отчетности.

Основная цель проверки — установление соответствия совершенных операций по расчетам с покупателями и заказчиками действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерской отчетности.

Согласно основной цели в первую очередь необходимо было проверить наличие договоров с покупателями и заказчиками, правильность их оформления и соответствие содержания договоров экономическому смыслу совершенных сделок. При этом все сделки с покупателями и заказчиками можно разделить на две группы в зависимости от предмета и сущности заключаемых договоров.

В первую группу входят расчеты с покупателями. Предмет договоров данной группы — приобретение любых товаров (термин «товар» применяется в контексте ГК РФ) и имущественных прав. Основные формы заключаемых договоров в рамках этой группы: договор купли-продажи, договор поставки, договор мены.

Во вторую группу входят расчеты с заказчиками. Предметом договоров этой группы является выполнение определенной работы и сдача ее результата заказчику. Основные формы договоров; договор подряда, договор возмездного оказания услуг, договор на выполнение НИОКР. Подобное деление на группы обусловлено тем, что специфика договоров внутри каждой из групп требует различных подходов при проведении аудита. В первую очередь это разница в используемых приемах сбора аудиторских доказательств и порядке построения аудиторской выборки.

В ходе аудита данного раздела учета подлежат проверке:

– выбытие товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг), в том числе неотфактурованные поставки и поставки, обеспеченные векселями;

– выставленные покупателям и заказчикам претензии;

– списанные безнадежные к взысканию долги;

– выданные авансы и полученные коммерческие кредиты.

При этом особое внимание необходимо уделить просроченной задолженности и задолженности с истекшим сроком исковой давности. Аудитору следует выяснить причины возникновения такой задолженности и уточнить, какие были приняты меры к ее взысканию. При наличии кредиторской задолженности необходимо установить дату и причину ее возникновения.

Данные синтетического и аналитического учета расчетов с покупателями и заказчиками должны давать полное представление о расчетах:

– с покупателями и заказчиками по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

– с покупателями и заказчиками по неоплаченным в срок расчетным документам;

– с покупателями и заказчиками по неотфактурованным поставкам;

– по авансам выданным;

– с покупателями и заказчиками по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;

– с покупателями и заказчиками по просроченным оплатой векселям;

– с покупателями и заказчиками по полученному коммерческому кредиту и др. Основные источники информации для проверки данного раздела учета:

– договоры на поставку товарно-материальных ценностей (выполнение работ, оказание услуг);

– счета-фактуры покупателями и заказчиками при импортных операциях таможенные декларации);

– накладные на поступившие ТМЦ, акты выполненных работ;

– документы оплаты поставщикам (кассовые, банковские, акты о взаимозачетах и проч.);

– журналы регистрации счетов-фактур;

– книга покупок;

– регистры аналитического и синтетического учета.

При аудите должны быть выполнены следующие задачи общего характера:

проверка документального подтверждения расчетных операций с покупателями и заказчиками;

контроль документов с использованием методов инспектирования, пересчета, экономического анализа;

проверка организации аналитического учета расчетных операций по наименованиям контрагентов, видам задолженности, договоров, налогов и платежей;

сверка данных аналитического и синтетического учета по счетам расчетов с покупателями и заказчиками;

проверка организации синтетического учета в соответствии с инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета и рабочим Планом счетов;

сверка оборотов и сальдо по счетам в регистрах синтетического учета, Главной книге и бухгалтерском балансе;

проверка соблюдения расчетной дисциплины и анализ выполнения договорных обязательств, дебиторской и кредиторской задолженности;

проверка инвентаризационной работы, запрос и подтверждение достоверности остатков по счетам расчетов.

При аудите решаются задачи частного характера, которые зависят от раздела бухгалтерского учета расчетных операций с покупателями и заказчиками.

В качестве аудиторских доказательств используется следующая информационная база:

1) нормативно-правовые документы, регулирующие расчеты организации с прочими юридическими и физическими лицами: Гражданский кодекс РФ, ч.ч. 1 и 2; Налоговый кодекс РФ, чч. 1 и 2; Закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г.; Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ); Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (приказ Министерства финансов РФ от 7 октября 2003 г. № 16-00-14/310); Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (указание ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. № 1050-у); Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Министерства РФ № 49 от 13 июня 1995 г.); Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914; О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах между организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги) (Письмо Минфина РФ от 31 октября 1994 г.); «Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации», утвержденное Центральным банком РФ от 3 октября 2002 г. № 2-П;

2) учетные документы, отражающие факт совершения хозяйственной операции: акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (форма № ТОРГ-2), товарная накладная (форма № ТОРГ-12), счет-фактура, книга покупок, книга продаж, справка-расчет бухгалтерии и пр.;

3) учетные регистры аналитического и синтетического учета, отражающие бухгалтерские записи по расчетным операциям: карточки, ведомости по счетам, журналы ордера, анализы счетов, обороты по счетам: 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 63 «Резервы по сомнительным долгам» и др.;

4) бухгалтерская отчетность, подтверждающая суммы сальдо по счетам расчетов: форма № 1 «Бухгалтерский баланс», форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»;

5) прочие аудиторские доказательства, отражающие законность совершения расчетов: письма, приказы (распоряжения) руководителя, соглашения, договоры займа, кредитные договоры, договоры купли-продажи, мены, возмездного оказания услуг, поставки, подряда и пр.

Характер проверки расчетных операций (сплошная, выборочная) зависит от каждого конкретного раздела учета расчетов.

Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» предназначен для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками.

Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» дебетуется в корреспонденции со счетами 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы, на которые предъявлены расчетные документы.

Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т.п. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.

 

Таблица 1 – Корреспонденция по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

По дебету

По кредиту

46 Выполненные этапы по незавершенным

50 Касса

51 Расчетные счета

52 Валютные счета

55 Специальные счета в банках

57 Переводы в пути

62 Расчеты с покупателями и заказчиками

76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

79 Внутрихозяйственные расчеты

90 Продажи

91 Прочие доходы и расходы

50 Касса

51 Расчетные счета

52 Валютные счета

55 Специальные счета в банках

57 Переводы в пути

60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками

62 Расчеты с покупателями и заказчиками

63 Резервы по сомнительным долгам

66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам

73 Расчеты с персоналом по прочим операциям

75Расчеты с учредителями

76Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

79 Внутрихозяйственные расчеты

 

Если по полученному векселю, обеспечивающему задолженность покупателя (заказчика), предусмотрен процент, то по мере погашения этой задолженности делается запись по дебету счета 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета» и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (на сумму погашения задолженности) и 91 «Прочие доходы и расходы» (на величину процента).

Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами — по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.

Учет расчетов с покупателями и заказчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» обособленно

 

Таблица 2 – Аудиторские процедуры по разделу аудита «Аудит расчетов с покупателями и заказчиками»

Наименование процедуры

Раздел аудита

Проверка полноты и точности раскрытия информации о расчетах с кредиторами в отчетности

Аудит расчетов

Анализ структуры дебиторской задолженности по срокам возникновения

Аудит задолженности

Анализ используемых форм расчетов с покупателями

Аудит задолженности

Анализ изменения объемов дебиторской задолженности за отчетный период

Аудит задолженности

Организация аналитического учета расчетов с покупателями

Аудит расчетов

 

Продолжение таблицы 2

Наименование процедуры

Раздел аудита

Анализ зависимости между основными покупателями и реализуемой продукцией

Аудит задолженности

Анализ дебиторской задолженности на предмет реальности взыскания

Аудит дебиторской задолженности

Расшифровка дебиторской задолженности

Аудит расчетов

Обоснованность и правильность отражения в учете перемены лиц в обязательстве по дебиторской задолженности

Аудит дебиторской задолженности

Проверка на своевременность и обоснованность проведения зачета

Аудит расчетов

Проверка точности проведения переоценки дебиторской задолженности

Аудит расчетов

Проверка операций по возврату покупателям ранее перечисленных средств

Аудит дебиторской задолженности

Проверка обоснованности и своевременности списания дебиторской задолженности

Аудит расчетов

 

Проводя аудит расчетов с покупателями и заказчиками, аудитор должен знать о возможных ошибках и нарушениях, свойственных данному разделу учета. Наиболее типичные из них сгруппированы следующим образом:

– арифметические ошибки при фиксировании оперативного факта (при измерении количества, веса, размеров и т.п.);

– несвоевременная регистрация оперативного факта на носителе информации;

– регистрация хозяйственных операций в документах неунифицированной формы (в случае если для данной операции унифицированный документ предусмотрен);

– отсутствие необходимых реквизитов, придающих документу юридическую силу;

– нарушения, допущенные при оформлении первичного документа (заполнение документов средствами, не допускающим долговременное хранение, нарушения при внесении исправлений в первичный документ);

– отсутствие графиков документооборота;

– ошибки при регистрации документа (количественные либо качественные расхождения при переносе данных из документа в учетные регистры);

– несвоевременная регистрация документа в учетном регистре (либо отсутствие данных в учетном регистре по отдельным первичным документам);

– нарушения сроков хранения документации в архиве;

– уничтожение первичных документов без акта о выделении документов к уничтожению;

– нарушения при оформлении дел с первичной учетной документацией (касается кассовых и банковских документов).

 

 

2 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАО «ПЛОДОВОД»

 

2.1 Организационно-правовая характеристика

 

Полное фирменное наименование Общества на русском языке – Закрытое акционерное общество «Плодовод».

Сокращенное фирменное наименование Общества – ЗАО «Плодовод».

Адрес: 350910, г. Краснодар, п. Пашковский.

Общество является юридическим лицом с момента его государственной регистрации, имеет право от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и неимущественные права, нести ответственность, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество имеет в собственности обособленное имущество, самостоятельный баланс, круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование, штампы, товарный знак, другие средства визуальной идентификации.

Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Целью создания и деятельности Общества является получение прибыли за счет производства товаров, выполнения работ и оказания услуг в соответствии с общественными потребностями.

Основными видами деятельности Общества являются:

– растениеводство;

– выращивание плодово-ягодной продукции;

  • производство и реализация мясной продукции, в том числе колбасных изделий;
  • производство, приобретение у юридических и физических лиц, переработка, хранение, заготовка и реализация сельскохозяйственной, в том числе растениеводческой и животноводческой продукции, муки и хлебобулочных изделий;
  • племенная работа по разведению, приобретению и реализации Красной степной породы крупного рогатого скота;
  • производство продуктов питания, в том числе мясоконсервной, молочной продукции;
  • оказание услуг общественного питания юридическим и физическим лицам (путем эксплуатации столовых, кафе и т.д.);
  • оказание коммерческих, посреднических услуг юридическим и физическим лицам, торгово-закупочная деятельность;
  • организация и функционирование собственной торговой сети (киоски, магазины, лари и т.д.);
  • оказание транспортных услуг юридическим и физическим лицам по перевозке грузов и пассажиров, в том числе и в международном сообщении;
  • производство и реализация отдельных видов строительных материалов, конструкций и изделий (блоки стеновые и фундаментные, кирпич и т.д.);
  • организация и функционирование передвижных и стационарных заправочных станций ГСМ;
  • оказание складских услуг, в том числе в рамках хранения продукции;
  • осуществление внешнеэкономической деятельности;
  • семеноводство сельскохозяйственных культур и производство элитных семян;
  • ремонт и переоборудование тракторов, автомобилей, автобусов, комбайнов, и сельхозмашин;
  • проведение ветеринарных работ, вакцинация, лечение животных и птицы, забой животных и птицы для реализации и переработки.

    На рисунке 1 представлена организационная структура ЗАО «Плодовод».

    Высшим органом управления ЗАО «Плодовод» является общее собрание акционеров. Один раз в год проводится годовое общее собрание акционеров. Проводимые помимо годового общие собрания акционеров являются внеочередными. Общее руководство осуществляет ЗАО «Плодовод» Совет директоров Общества, за исключением решения вопросов, отнесенных Уставом ЗАО «Плодовод» к исключительной компетенции общего
    собрания акционеров. Единоличным исполнительным органом является Генеральный директор.

     

    110214 1538 2 АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ

    Рисунок 1 – Организационная структура ЗАО «Плодовод»

     

    Генеральный директор ЗАО «Плодовод» избирается общим собранием акционеров из числа акционеров сроком на 2 (два) года и является единоличным исполнительным органом управления. Генеральный директор решает все вопросы текущей деятельности ЗАО «Плодовод», за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания акционеров и Совета директоров Обществ, без доверенности действует от имени ЗАО «Плодовод», представляет его интересы, совершает сделки от его имени, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками предприятия.

    Права и обязанности Генерального директора по осуществлению руководства текущей деятельностью ЗАО «Плодовод» определяются правовыми актами РФ, Уставом предприятия и Договором.

    Договор с Генеральным директором от имени ЗАО «Плодовод» подписывает Председатель Совета директоров или иное лицо, уполномоченное Советом директоров предприятия.

     

    2.2 Экономическая характеристика

     

    Эффективность производства относится к числу ключевых категорий рыночной экономики, которая непосредственно связана с достижением конечной цели развития общественного производства в целом и каждого предприятия в отдельности. В наиболее общем виде экономическая эффективность производства представляет собой количественное соотношение двух величин – результатов хозяйственной деятельности и производственных затрат. Сущность проблемы повышения экономической эффективности производства состоит в увеличении экономических результатов на каждую единицу затрат в процессе использования имеющихся ресурсов.

    Повышение эффективности производства может достигаться как за счет экономии текущих затрат (потребляемых ресурсов), так и путем лучшего использования действующего капитала и новых вложений в капитал (применяемых ресурсов). Важнейшим экономическим результатом рыночной деятельности предприятия с учетом долговременной перспективы его развития является получение максимальной прибыли на вложенный капитал. Соотношение прибыли и единовременных затрат становится исходной основой для реального повышения эффективности производства. Однако в соответствии с законами рынка нельзя отождествлять эффективность производства с производительностью труда. Производительность труда означает плодотворность производственной деятельности людей и определяется величиной затрат живого и овеществленного труда, приходящихся на единицу продукции. Отсюда рост производительности труда отражает использование лишь потребляемых ресурсов (текущих затрат), тогда как повышение эффективности производства характеризует использование всех ресурсов, включая текущие и единовременные затраты. Попутно можно отметить, что понятие единовременных затрат, капитальных вложений и вложений в капитал имеют одинаковый экономический смысл, который сводится к необходимости соблюдения общего правила окупаемости этих ресурсов за счет прибыли, получаемой в процессе производства.

    Основные показатели, характеризующие производственно -финансовую деятельность ЗАО «Плодовод» за период с 2007 – 2009 гг. приведены в таблице 3.

     

    Таблица 3 – Основные экономические показатели деятельности ЗАО «Плодовод» за 2007/09 гг., тыс. руб.

    Показатель

    Года

    Абсолютное отклонение

    Темпы роста, %

    2007

    2008

    2009

    2008 к 2007

    2009 к 2008

    2008 к 2007

    2009 к 2008

    1. Выручка от продажи, тыс. руб.

    51555

    71983

    97397

    20428

    25414

    136,62

    135,31

    2. Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

    46615

    64210

    82275

    17595

    18065

    137,75

    128,13

    3. Прибыль от продажи, тыс. руб.

    4940

    7773

    15122

    2833

    7349

    157,35

    194,55

    4. Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

    33999

    12125

    10701

    -21874

    -1424

    35,66

    88,26

    5. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

    50605,5

    70363,5

    73023,5

    19758

    2660

    139,04

    103,75

    6. Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.

    40188,5

    45565,5

    42333

    5377

    -3232,5

    113,38

    92,91

    7. Среднесписочная численность персонала, чел.

    182

    130

    254

    -52

    124

    71,43

    195,38

    8. Фонд оплаты труда, тыс. руб.

    24604

    14116

    37288

    -10488

    23172

    57,37

    <

    264,15

     

    Продолжение таблицы 3

    Показатель

    Года

    Абсолютное отклонение

    Темпы роста, %

    2007

    2008

    2009

    2008 к 2007

    2009 к 2008

    2008 к 2007

    2009 к 2008

    9. Затраты на 1 р. реализованной продукции, коп.

    0,90

    0,89

    0,84

    -0,01

    -0,05

    98,65

    94,70

    10. Рентабельность производства, %

    10,60

    12,11

    18,38

    1,51

    6,27

    114,23

    151,83

    11. Рентабельность продаж, %

    9,58

    10,80

    15,53

    1,22

    4,73

    112,69

    143,78

    12. Фондоотдача, руб.

    1,02

    1,02

    1,33

    0,31

    100,42

    130,38

    13. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, раз

    1,28

    1,58

    2,30

    0,30

    0,72

    123,15

    145,64

    14. Период оборачиваемости оборотных средств, дней

    284,53

    231,05

    158,64

    -53,48

    -72,40

    81,20

    68,66

    15. Производительность труда, тыс. руб./чел.

    283,27

    553,72

    383,45

    270,45

    -170,26

    195,47

    69,25

    16. Среднемесячная заработная плата, тыс. руб.

    11,27

    9,05

    12,23

    -2,22

    3,18

    80,32

    135,20

     

    Как видно из данной таблицы, выручка на исследуемом предприятии возросла с 51555 тыс. руб. в 2007 г. до 97397 тыс. руб. в 2009 г, что составило прирост 45842 тыс. руб. но при этом наблюдается уменьшение чистой прибыли на 1343 тыс. рублей в 2009 г по сравнению с предыдущим годом (2008) и снижение прибыли по сравнению с базовым 2007 годом на 23307 тыс. руб.). Коммерческие и управленческие расходы в исследуемом периоде у предприятия отсутствуют.

    За исследуемый период предприятию повысило эффективность своей деятельности от основной деятельности. Наблюдается рост прибыли от реализации, а прибыль до налогообложения снижается. Прибыль от продажи в 2008 г. увеличилась на 2833 тыс. руб. (относительный рост составил 157,35%). В 2009 г. абсолютный прирост прибыли от продажи был также положительным – 7349 тыс. руб. (темп прироста 194,55%). Прибыль от продажи составила 4940 тыс. руб. в 2007 г., 7773 тыс. руб. в 2008 г., 15122 тыс. руб. в 2009 г. Повышение эффективности деятельности подтверждает и динамика показателей рентабельности производства (абсолютный рост 1,51% в 2008 г.), в 2009 г. абсолютный прирост 6,27%. Если в 2007 году рентабельность производства составляла 10,6%, то в 2009 году она составила 18,38%.

    Рентабельность продаж также имеет положительную тенденцию, увеличившись с 9,58% в 2007 г. до 15,53% в 2009 г.

    Прибыль до налогообложения в 2008 г. имеет отрицательную динамику по сравнению с предыдущим годом – 21874 тыс. руб. Темп роста 35,66%. Если в базовом году прибыль до налогообложения составляла 33999 тыс. руб., то в следующем 2008 г. ее величина равна 12125 тыс. руб. В отчетном 2009 году прибыль до налогообложения снизилась на 1424 тыс. руб. (темп роста 88,26%), ее величина равна 10701 тыс. руб.

    Среднегодовая стоимость основных средств равна 50605,5 тыс. руб. в 2007 г., 70363,5 тыс. руб. в 2008 г., 73023,5 тыс. руб. в 2009 г. Абсолютный прирост среднегодовой стоимости основных средств составил 19758 тыс. руб. в 2008 г., 2660 тыс. руб. в 2009 г. Темп прироста среднегодовой стоимости 139,04% в 2008 г., 103,78% в 2009 г.

    Среднегодовая стоимость оборотных средств выросла на 5377 тыс. руб. в 2008 г. (темп роста 113,38%), их величина равна 45565,5 тыс. руб. Среднегодовая стоимость оборотных средств равна 42333 тыс. руб. в 2009 г., что на 3232,5 тыс. руб. меньше прошлогоднего значения (темп роста 92,91%).

    Среднесписочная численность персонала уменьшилась в 2008 г. на 52 человек и составила 130 чел. (темп роста 71,43%), в 2009 г. численность персонала увеличилась значительно (на 124 чел.) и равна 254 чел. (темп роста по сравнению с предыдущим годом 195,38%).

    Наблюдается рост фонда оплаты труда. Если величина фонда оплаты труда составляла 24604 тыс. руб. в базовом 2007 г., то в 2008 г. его величина равна 14116 тыс. руб. и 37288 тыс. руб. в 2009 г. (абсолютный прирост 23172 тыс. руб. по отношению к предыдущему году, темп роста 264,15%).

    Положительным фактом следует называть снижение величины затрат на 1 р. реализованной продукции. Если данный показатель составлял 90 коп. в 2007 г., 89 коп. в 2008 г., то в 2009 г. он равен 84 коп. Абсолютный прирост затрат на рубль проданной продукции составлял -0,01 коп. в 2008 г. (темп роста 98,65%), и 5 коп. в 2009 г. (темп роста 94,70% по сравнению с предыдущим 2008 г.).

    Положительным фактом является рост эффективности использования основных средств предприятия, что подтверждает динамика фондоотдачи. Так если в 2007 г. и 2009 г. фондоотдача составляла 1,02 руб./руб., в 2009 г. ее величина равна 1,33 руб./руб. Таким образом, показатель фондоотдачи увеличился на 0,31 руб./руб. в отчетном году по сравнению с 2007 г.

    Коэффициент оборачиваемости оборотных средств увеличился в 2008 г. (на 0,30 раз), и увеличился изменился в 2009 г. на 0,72 раза по отношению к предыдущему году. Период оборачиваемости оборотных средств имеет отрицательную динамику – 284,53 дня в 2007 г., 231,05 дня в 2008 г., 158,64 дня в 2009 г. Этот положительный факт, который свидетельствует о росте эффективности использования оборотных средств в производственном процессе.

    Положительным фактом является увеличение производительности труда персонала. Производительность труда составляла 283,27 тыс. руб./чел. в 2007 г., в следующем 2008 г. данный показатель увеличился на 270,45тыс. руб./чел. (темп роста 195,47%), и равен 553,72 тыс. руб./чел., в 2009 г. показатель несколько снизился на 170,26 тыс. руб/чел. (темп роста 69,25%) по отношению к предыдущему году и равен 383,45 тыс. руб./чел., что все же превышает показатель базового 2007 г.

    Среднемесячная заработная плата выросла с 11,27 тыс. руб. в 2007 г. до, 12,23 тыс. руб. в отчетном 2009 г.

    Предприятию следует рекомендовать в целях повышения эффективности деятельности предприятия добиться сокращения величину коммерческих и управленческих расходов, что повлияет на величину прибыли от деятельности предприятия, добиться роста фондоотдачи, повысив эффективность деятельности основных средств, повысить скорость оборачиваемости оборотных средств. Предложенные мероприятия повысят эффективность работы исследуемого предприятия, улучшить показатель рентабельности и прибыльности.

     

    2.3 Оценка постановки бухгалтерского учета и внутреннего аудита

     

    Бухгалтерия ЗАО «Плодовод» ведет бухгалтерский и налоговый учет имущества, обязательств и хозяйственных операций на основе натуральных измерителей в денежном выражении сплошного, непрерывного и взаимосвязанного их отражения, руководствуясь:

    – Законом РФ от 21 ноября 1996 года № 129 — ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. Федерального закона от 03.11.06);

    – Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ. Приказ МФ РФ от 30.67.2003 г. № 86 ФЗ;

    – Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98.Приказ МФ РФ от 09.12.1998г. №60н; (ред. от 30.12.99 г.);

    – Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (Приказ МФ РФ от 06.07.1999г. № 43н);

    – Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01. (Приказ Минфин России от 09.06.01 г. № 44н);

    – Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (Приказ Минфин России от 30 марта 2001 г. №26н);

    – Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 Приказ Минфина РФ от 18.09.2006 №116н,от 27.11.2006 №154н. №32н (ред. От 30.03.2001 г.№27н)

    – Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 Приказ Минфина РФ от 18.09.2006 №116н,от 27.11.2006 №154н.

    – Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкции по его применению (Приказ МФ РФ от 31.10.2000 г. №94 н);

    – Налоговый Кодекс РФ

    Организационная структура бухгалтерии ЗАО «Плодовод» представлено на рис. 2.

    110214 1538 3 АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ

     

     

    Рисунок 2 – Организационная структура бухгалтерии ЗАО «Плодовод»

     

    Каждый отдел занимается текущим учетом соответствующих хозяйственных фактов от начала до конца по группе счетов, исходя из их экономической однородности.

    Главный бухгалтер назначается на должность руководителем организации, подчиняется непосредственно генеральному директору и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерского отчетности.

    На предприятии применяется журнально-ордерная форма учета.

    В целях соблюдения единства системы бухгалтерского учета и охвата всех ее составляющих: методологической, технической и организационной сторон бухгалтерский учет в ЗАО «Плодовод» ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика» и основывается на соблюдении правил, уставленных настоящим положением.

    Учетная политика ЗАО «Плодовод» на 2009 год утверждена приказом руководителя и сформирована на основе Приказа Минфина РФ от 09.12.1998 г. № 60н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации»ПБУ 1/98, что является ошибочным, так как новое ПБУ 1/2009 года согласно п. 3 Приказа Министерства финансов
    от 6 октября 2009 г. № 106н вступило в действие с 1-го января 2009 года.

    В течение отчетного 2009 года ЗАО «Плодовод» принимает следующие правила бухгалтерского учета:

  • ведение бухгалтерского учета осуществляется на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета, унифицированных формах первичных учетных документов, применяемых для оформления операций, включая формы документов для внутреннего бухгалтерской отчетности;
  • требования главного бухгалтера по документальному оформлению операций и предоставлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников предприятия;
  • без подписи главного бухгалтера или заместителя главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства, оформленные документами, считаются недействительными и не принимаются к исполнению.

    На ЗАО «Плодовод» применяются типовые формы документов, предусмотренные общероссийским классификатором управленческой документации (ОКУД). Формы первичных учебных документов, применяемых для оформления операций, включая формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, подлежат обязательному утверждению руководителем предприятия.

    Основными элементами учетной политики ЗАО «Плодовод» являются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями современности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемые для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология учетной информации;
  • порядок контроля над хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

    Рассматривая данные элементы в учетной политике ЗАО «Плодовод» подробнее, выяснилось, что:

    Бухгалтерия ЗАО «Плодовод» применяет два из способов обработки учетной информации:

    – журнально-ордерную;

    – автоматизированную — программа «1С».

    В соответствии с п.43 «Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ», «Положением по бухгалтерскому учету «, «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 г. № 26 н основные средства отражаются в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости, т.е. по фактическим затратам приобретения, сооружения и изготовления, без учета НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ). Изменение стоимости основных средств, связанных с реконструкцией,    ликвидацией, достройкой и т.д. увеличивает первоначальную стоимость. Списание фактических затрат на ремонт непосредственно в издержки производства и обращения по мере осуществления ремонта. Стоимость основных средств погашается путем начисления износа (амортизированной стоимости) и списания на издержки производства в соответствии со ст. 258 НК РФ, согласно Постановления Правительства РФ от 01.01.02 г. №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизированные группы « линейным способом. Не относится к основным средствам и учитывается в организациях в составе средств в обороте: (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.99 № 107 н):

    – предметы со сроком полезного использования менее 12 месяцев, независимо от их стоимости, исходя из технических соображений;

    – предметы стоимостью на дату приобретения более 20 000 руб. в зависимости от срока их полезного использования.

    В соответствии с п.58 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (п. 16 Положения по бух. учету, учет МПЗ, ПБУ 5/01 ), «…фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется исходя из затрат на их приобретение « при отпуске в производство МПЗ и иное выбытие производится по средней себестоимости, а приобретение книг, брошюр и т.п.- признаются расходами на производство.

    Учет готовой сельскохозяйственной продукции производится в течении года по плановой стоимости, а в конце года доводится до фактической производственной себестоимости, определяемой только в конце отчетного периода, на единицу произведенной продукции, как по реализованной продукции, так и по оставшейся на начало года.

    Учет незавершенного производства отражается в учете по фактическим
    производственным затратам.

    Учет доходов и расходов в целях исчисления ЕСХН применяется в соответствии со статьями 271,272,273 НК РФ

    Учет затрат необходимо ведется по видам деятельности (производство сельскохозяйственной продукции).

    Инвентаризация проводится в полном объеме и в следующие сроки:

    – тары, запасных частей — на 31.12.2009 г.;

    – инвентаризацию остатка денежных средств в кассе — при необходимости;

    – инвентаризацию денежных средств в банке — на 01.01.2009 г.;

    – инвентаризацию ГСМ — ежемесячно на 1 число после отчетного месяца;

    – расчеты с дебиторами и кредиторами — по мере необходимости;

    – при смене материально-ответственных лиц на дату приемки-передачи дел;

    – при установлении фактов хищения и порчи ценностей. Внеплановые инвентаризации проводятся по распоряжению руководителя в установленных законодательством случаях.

Анализ методологических аспектов учетной политики приведен в Приложении 5.

На основании приложения 5 рассчитаем внутрихозяйственный риск, используя формулу:

ВР=ВРmin + Отрицательные ответы/Всего вопросов = 0,5 + 1/16= 0,5625 или 56,25%.

где ВР =0,5 (или 50%).

Организация внутрипроизводственного контроля заключается в том, что оперативный контроль и соблюдение методологии бухгалтерского учета в соответствии с положением о бухгалтерском учете и отчетности, изменениями и дополнениями к нему возлагается на главного бухгалтера. При этом исследуемым предприятием утвержден график документооборота.

В ходе оценки постановки бухгалтерского учета на предприятии выяснено:

1) В учетной политике исследуемого предприятия отражены основные элементы документооборота.

2) Используемый план счетов соответствует требованиям, предъявляемым к предприятию.

3) Использование метода средней стоимости каждого вида материалов, сырья, товаров в производстве является не эффективным, т.к. у предприятия существует проблема снижения себестоимости выпускаемой продукции, а данный метод не способствует необходимому процессу уменьшения себестоимости.

4) Использование линейного способа начисления амортизации, с одной стороны, приближает бухгалтерский учет на предприятии к налоговому учету, но с другой, при необходимости ускоренного восстановления амортизируемого имущества возможность начисления амортизации другим способом отсутствует.

5) С 2002 г в связи с принятием НК РФ на ЗАО «Плодовод» используют нормы амортизационных отчислений, соответствующие 25 главе НК РФ.

6) Отсутствие процесса формирования резервов на исследуемом предприятии может привести к убыткам и неблагоприятному финансовому состоянию, а также к увеличению риска потери платежеспособности.

8) При утверждении порядка финансирования ремонта основных средств не учтен предельный уровень отнесения расходов по ремонту на себестоимость и не определен резерв для ремонта основных средств, создание которого необходимо согласно 25 главы НК РФ.

9) Недостаточно широко расписаны организационные аспекты, а в частности, организация внутрипроизводственного контроля, организация составления отчетности, принцип информирования бухгалтерской информацией заинтересованным лицам и т.д.

11) Все остальные элементы технического, методологического и организационного аспектов соответствуют необходимым требованиям.

Таким образом, учетная политика ЗАО «Плодовод» имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Самым значительным недочетом является наличие некоторых устаревших методов и принципов формирования учетной политики. А положительным моментом является соблюдение и описание основных аспектов, из которых должна состоять учетная политика.

Перед составлением плана и программы аудита строительной организации, прежде всего, необходимо установить качество состояния внутреннего контроля по учету таких операций. Для достижения этой цели, как правило, прибегают к опросу (письменному и устному) работников предприятия. Это позволяет выявить наиболее уязвимые места в системе учета расчетов и определить дальнейшее направление проверки. Преимущественно проверяют работы, которые совсем не подвергались контролю либо мало контролировались бухгалтерией (или другой внутренней службой предприятия),

В Приложении 1 приведен перечень процедур контроля и возможных методов организации внутреннего контроля на предприятии, наличие или отсутствие которых аудитору надлежит выявить в ходе опроса.

Из данных этого тестирования следует, что на ЗАО «Плодовод» организация и осуществление внутреннего контроля по вопросам исследования находятся на среднем уровнем. На ЗАО «Плодовод» организация и ведение бухгалтерского учета также в основном отвечают современным требованиям, так как по всем исследуемым вопросам их значения выше среднего уровня. Основной недостаток внутрихозяйственного контроля – это отсутствие должного полного контроля за движением производственных запасов, а поэтому следующим этапом проверки должна стать инвентаризация материально-производственных запасов.

На основании Приложения 6 рассчитаем уровень контрольного риска:

 

РК = РКmin + Отрицательные ответы/Всего вопросов = 0,5 + 4/18 = 0,7222 или 72,22%.

 

где РКmin – минимальный риск контроля, равный 0,5 (или 50%).

В качестве начального этапа налогового аудита на проводится оценка информационной базы проверяемой организации с целью полноты ее охвата и проведения предварительного анализа, являющегося основой для осуществления конкретных аудиторских процедур проверки по существу и качественного решения стоящих перед налоговым аудитом задач.

На данном этапе наше внимание, прежде всего, должно быть направлено на изучение состава и содержания технической документации, представляющей собой существенное условие договора строительного подряда, определяющей объем, содержание, технология выполнения строительных работ, потребность в трудовых и материальных ресурсах, являющейся основанием для составления сметы на строительство.

В качестве второго этапа налогового аудита используется предварительный анализ бухгалтерской и налоговой отчетности подрядных строительных организаций в целях выявления несоответствий и противоречий является вторым необходимым этапом, предшествующим как планированию, так и непосредственно проведению налогового аудита.

Для проведения предварительного анализа бухгалтерской и налоговой отчетности подрядных строительных организаций используем следующие виды аудиторских процедур:

  • проверка взаимоувязки показателей налоговой и бухгалтерской отчетности;
  • проверка своевременности представления бухгалтерской и налоговой отчетности;
  • анализ основных финансовых показателей налоговой и бухгалтерской отчетности с учетом их динамики;
  • проверка обоснованности применения налоговых ставок и налоговых вычетов.

    Внутренний аудит — организованная на экономическом субъекте – на ЗАО «Плодовод» – в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. К институтам внутреннего аудита относятся назначаемые собственниками экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов.

    На ЗАО «Плодовод» внутренний аудит осуществляется специальной службой организации или ее работниками (специалистами), непосредственно подчиненными руководству хозяйствующего субъекта.

    Внутренний аудит это фактически внутрихозяйственный контроль, но по содержанию и методам проведения он имеет много общего с внешним аудитом.

    На ЗАО «Плодовод» основная цель внутреннего аудита заключается в обеспечении эффективности функционирования всех видов деятельности на всех уровнях управления, а также в защите законных имущественных интересов организаций и ее собственников (акционеров).

    На ЗАО «Плодовод» внутренний аудит решает следующие задачи:

  • проверка соответствия финансово-хозяйственной деятельности пред
    приятия действующим нормативным актам;
  • проверка наличия, состояния, правильности оценки имущества, эффективности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов, соблюдения действующего порядка установления и применения цен, тарифов, а также расчетно-платежной дисциплины, своевременности внесения в бюджет налогов и платежей во внебюджетные фонды;
  • контроль правильности организации, методологии и техники ведения
    бухгалтерского учета;
  • экспертиза достоверности учета затрат на производство, полноты
    отражения выручки от реализации продукции (работ, услуг), точности формирования финансовых результатов, объективности использования прибыли и фондов;
  • анализ финансово-хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия;
  • разработка и представление обоснованных предложений по улучшению организации системы контроля, бухгалтерского учета и расчет
    ной дисциплины, повышению эффективности программ развития, изменению структуры производства и видов деятельности;
  • консультирование учредителей, руководителей подразделений, специалистов и работников аппарата управления по вопросам организации
    и управления, права, бухгалтерского учета, налогообложения, анализу
    хозяйственной деятельности и другим проблемам;
  • организация подготовки к проверкам внешнего аудита, налоговой инспекции и других органов внешнего контроля.

    Аудиторы службы внутреннего контроля могут решать также другие организационно-управленческие, правовые, технологические, технико-экономические и прочие задачи, связанные со спецификой видов деятельности организации.

    На ЗАО «Плодовод» служба внутреннего аудита должна являться самостоятельным подразделением аппарата управления и подчиняться только руководителю организации.

     

     

     

     

     

    3.1 Расчет уровня существенности и аудиторского риска

     

    Уровень существенности рассчитаем по рекомендуемой Правилом (стандарт) аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск». В таблице 3 приведем базовые показатели.

     

    Таблица 3 – Базовые показатели 2009 года и определение уровня существенности

    Базовый показатель

    Значение базового показателя в отчетности предприятия, тыс. руб.

    Уровень существенности, %

    Суммовое выражение уровня существенности, тыс. р.

    1

    2

    3

    4

    Прибыль до налогообложения

    10701

    5

    535,1

    Выручка от продажи без НДС

    97397

    2

    1948

    Валюта баланса

    120360

    2

    2407

    Собственный капитал

    101627

    10

    10162,7

    Общие затраты предприятия

    77649

    2

    1553

     

    Среднее арифметическое показателей в столбце 5, рассчитанное непосредственным образом, составляет:

    (535,1 +1948 +2407 +10162,7 +1553)/5 = 3321,2 тыс. руб.

    Наименьшее значение отличается от среднего на

    (535,1 – 3321,2)/3321,2*100% = -83,89%.

    Наибольшее значение отличается от среднего на

    (1948 – 3321,2)/3321,2*100% = 41,35%.

    Поскольку в первом случае отклонение наименьшего показателей от среднего и от всех остальных является значительным (более 45 – 50%), принимаем решение отбросить значения 535,1 тыс. р., а в качестве приемлемого принимаем наибольшее значение 1948 тыс. руб.

    Если в исследуемом организации будут обнаружены ошибки в бухгалтерской (финансовой) отчетности на сумму, превышающую 1948 тыс. руб., их следует признать существенными.

    Далее рассчитаем величину аудиторского риска. Риск необнаружения равен:

    РН = РА/(РК*ВР) = 0,04/(0,7222*0,5625) = 0,0985 или 9,85%,

    где РА – приемлемый аудиторский риск на уровне 3 –5 % , принимаем 4%.

    Так как полученное значение риска необнаружения достаточно высокое, то нет необходимость увеличивать количество подлежащих сбору свидетельств.

    Риск аудитора (аудиторский риск) означает вероятность того, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта может содержать невыявленные существенные ошибки и (или) искажения после подтверждения ее достоверности или что она содержит существенность.

     

    3.2 Общий план и программа аудита

     

    План и программа проведения аудита учета расчетов с покупателями и заказчиками строятся с учетом результатов проверки системы внутреннего контроля данного раздела. При этом план аудита должен охватить следующие основные направления проверки:

    – правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками с позиций действующего законодательства;

    – организация первичного учета операций по расчетам с покупателями и заказчиками;

    – организация бухгалтерского учета операций по расчетам с покупателями и заказчиками;

    – организация налогового учета операций по расчетам с покупателями и заказчиками.

    Содержание плана и программы проверки учета расчетов с с покупателями и заказчиками приведены в Приложения 7 и 8.

    Первый этап проведения аудита по расчетам с покупателями и заказчиками — правовая оценка договоров с позиций действующего законодательства. Необходимость проведения данной процедуры обусловлена тем, что в зависимости от правовой формы и условий договора различаются и варианты отражения в учете операций с поставщиками и подрядчиками. Юридический статус контрагента и его права заниматься определенными видами деятельности напрямую влияют на порядок принятия к учету затрат и налога на добавленную стоимость.

    Различают две группы договоров: с покупателями и заказчиками.

    Экспертиза договоров с покупателями. Договоры этой группы оформляют операции по поступлению на предприятие различных товарно-материальных ценностей и имущественных прав. Сюда относятся: договор купли-продажи, договор поставки, договор мены. Аудитору в ходе проведения аудита надлежит убедиться в том, что форма заключенного договора полностью соответствует экономическому смыслу совершенной предприятием сделки. Кроме того, должна быть получена уверенность в том, что договор содержит все существенные условия и риск признания договора недействительным отсутствует. Договоры с покупателями отличает одна существенная особенность: предмет этих договоров — приобретение вещи или вещных прав, обладающих количественными и стоимостными характеристиками. Проверка соблюдения этих договоров — достаточно несложная процедура, так как здесь всего лишь нужно сверить данные количественного и стоимостного учета по реализованным ценностям с условиями договора, подтвердив тем самым факт совершения сделки. Как правило, договоры с поставщиками проверяют, используя репрезентативную выборку, поскольку все они достаточно однотипны, и при проверке определенного количества отобранных договоров можно составить мнение о всей проверяемой совокупности.

    Экспертиза договоров с заказчиками. Гораздо более трудоемкая процедура — подтверждение факта выполнения работ, оказания услуг по договорам с подрядчиками. Здесь наиболее распространены: договор подряда, договор возмездного оказания услуг, договор на выполнение НИОКР. Это связано с тем, что предметом названных договоров является выполнение определенной работы и сдача ее результатов заказчику. Некоторые виды работ и услуг при этом не имеют вещевого выражения и определить их содержание и полноту не всегда просто. Среди договоров данной группы наибольший риск с точки зрения аудита представляют договоры возмездного оказания услуг, как то: реклама, маркетинговые исследования, консультационные услуги, нотариальные услуги, пожарные услуги, охранные услуги и т.д. Как правило, все перечисленные услуги очень дорогие, а риск того, что подтверждающие их совершение первичные документы (а для аудитора — аудиторские доказательства) некачественные — очень велик. Кроме того, здесь велика вероятность наличия фиктивных договоров, обеспечивающих фиктивные выплаты.

     

    3.3 Проведение аудиторской проверки по существу

     

    В соответствии с подготовленной программой с 15 марта 2010 года по 23 мая 2010 года аудитором Ватутиной Н.Л. был проведен аудит расчетов с покупателями и заказчиками.

    Аудитором Ватутиной Н.Л. установлено, что расчеты с покупателями и заказчиками за товары и услуги на ЗАО «Плодовод» производятся в основном через банки по безналичному расчету и регулируются соответствующими договорами, в которых оговариваются вид поставляемых ценностей, условия поставки, количественные и стоимостные показатели, сроки поставки, порядок расчетов (условия платежей) между организацией и поставщиками. Что касается возможных условий поставок, то они рассмотрены ранее. Порядок расчетов между предприятиями и поставщиками по внутрироссийским поставкам определяется в соответствии с Правилами безналичных расчетов в Российской Федерации; по импортным поставкам – в соответствии с правилами международных расчетов и оговаривается в договоре.

    Аудитором Ватутиной Н.Л. установлено, что на ЗАО «Плодовод» учет расчетов с покупателями ведут на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Здесь учитываются расчеты по предъявленным покупателям и принятым к оплате расчетным документам за отгруженные товары, расчеты с покупателями при наличии длительных хозяйственных связей, задолженность по расчетам с покупателями, обеспеченную полученными векселями, а также по полученным авансам и предоплатам.

    Аудитор Ватутиной Н.Л. определила, что На ЗАО «Плодовод» аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами — по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.

    Установлено, что счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» дебетуют в корреспонденции со счетами 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы, причитающиеся с покупателей, на которые покупателям предъявлены расчетные документы (при применении метода определения выручки по отгрузке и предъявлению расчетных документов). Кредитуют счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции со счетами учета денежных средств на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов).

    Аудитором Ватутиной Н.Л. установлено, что на ЗАО «Плодовод» расчеты с покупателями могут быть осуществлены путем зачета взаимных задолженностей, что отражается проводкой:

    Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

    Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

    При этом при наличии незачтенной суммы она оплачивается покупателями в обычном порядке.

    На ЗАО «Плодовод» невзысканная сумма задолженности покупателя по истечении исковой давности списывается на убыток через счет 91 (при этом числятся за балансом) проводкой:

    Дт 91 «Прочие доходы и расходы»

    Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

    В ходе проверки было определено, что на ЗАО «Плодовод» синтетический и аналитический учет расчетов с покупателя отгруженные им товары (учет операций по счету 62) ведется в журнале-ордере № 11 (обороты по кредиту), ведомости отгрузки и реализации товаров в разрезе каждого дебитора, которые дают возможность контролировать наличие задолженности покупателей, сроки оплаты за отгруженный товар. В зависимости от объема учетной работы и необходимости данных по различным группировкам можно вести несколько ордеров (по отдельным контрагентам, по транзитным операциям).

    Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т.п. При этом суммы поступивших авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.

    Аудитором Ватутиной Н.Л. установлено, что суммы полученных авансов организация должна учитывать на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», обособленно, например, на отдельном субсчете «Расчеты авансам полученным». При этом, документом, служащим для покупателей и заказчиков основанием для осуществлен предварительной оплаты продукции, является счет на предстоящую поставку продукции, выписываемый им организацией.

    Аудитором Ватутиной Н.Л. установлено, что исследуемое предприятие (продавец) ведет учет оплаты продукции в обычном порядке на субсчете 62-1 «Расчеты с покупателями по оплате продукции, учет предварительной оплаты продукции (авансов) ведет на субсчете 62-2 «Расчеты авансам полученным» к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». В бухгалтерском учете суммы полученных авансов отражаются по кредиту счета «Расчеты с покупателями и заказчиками» (субсчет 62-2 «Расчеты по авансам полученным») в корреспонденции с дебетом счетов учета денежных средств. Эти суммы числятся на субсчете 62-2 «Расчеты по авансам полученным» до тех г пока покупателю не будет отгружена продукция. Начисление НДС с сумм полученных авансов отражается в учете по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (субсчет 62-2 «Расчеты по авансам выданным») в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»). После поставки продукции и предъявления покупателю расчетных документов полученные авансы подлежат зачету. Зачет полученных авансов отражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (субсчет 62-2 «Расчеты по авансам полученным») корреспонденции том счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (субсчет 62-1 «Расчеты с покупателями по оплате продукции»). Одновременно с зачетом аванса сумма НДС, ранее начисленная с полученного аванса и перечисленная в бюджет, подлежит вычету при расчетах с бюджетом. Вычет НДС отражается записью по кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (субсчет 62-2 «Расчеты по авансам полученным») и дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет 68-1 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»). Возврат неиспользованных сумм полученных авансов отражается в учете по кредиту счетов денежных средств и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (субсчет «Расчеты по авансам полученным»). Невостребованные авансы, ранее полученные от покупателей, считаются прибылью организации и списываются с дебета счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет 62-2 «Расчеты по авансам полученным») в кредит счета 91- «Прочие доходы и расходы».

    Аудитором Ватутиной Н.Л. установлено, что для оформления результатов инвентаризации расчетов с покупателями, заказчиками и прочими дебиторами и кредиторами организация заполняет акт инвентаризации по форме № ИНВ-17. Акт составляется в двух экземплярах. Один экземпляр передается в бухгалтерию, другой – остается у инвентаризационной комиссии.

     

    3.4 Результаты аудиторской проверки

     

    В ходе выполнения курсовой работы проанализированы основные показатели экономической деятельности исследуемого предприятия, рассмотрены особенности организации на исследуемом предприятии синтетического и аналитического учета расчетов с покупателями и заказчиками. Представлены основные пути совершенствования бухгалтерских расчетов с покупателями и заказчиками.

    В соответствии с Планом счетов учет расчетов с покупателями и заказчиками по-прежнему ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по:

    — покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

    — покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам;

    — авансам полученным;

    Таким образом, очевидна необходимость открытия, как минимум, следующих субсчетов:

    — расчеты в порядке инкассо (возможность инкассовой формы расчетов установлена ГК РФ и, наконец, урегулирована письмом Центробанка РФ от 3 октября 2002 года «О безналичных расчетах»
    (в ред. Указаний ЦБ РФ от 03.03.2003 № 1256-У, от 11.06.2004 № 1442-У, от 02.05.2007 № 1823-У, от 22.01.2008 № 1964-У) ), причем, с учетом последних изменений нормативной базы (письмо №120-П) в аналитическом учете может возникнуть необходимость группировки инкассовых расчетов еще по двум признакам — с акцептом и без акцепта;

    — расчеты плановыми платежами;

    — авансы полученные;

    — векселя полученные.

    Прочие изменения связаны с изменением наименований и номеров корреспондирующих счетов.

    На счете 62, таким образом, должны отражаться следующие основные операции

    — при авансовой системе оплаты продукции (работ, услуг):

    Дебет счета 51 «Расчетный счет» (50 «Касса», 52 «Валютный счет») Кредит счета 62 – на сумму полученного аванса под отгрузку продукции выполнение работ или оказание услуг;

    Дебет счета 62 Кредит счета 68 субсчет «НДС» – на сумму налога на добавленную стоимость по сумме полученного аванса;

    Дебет счета 90 субсчет «Себестоимость продаж» Кредит счета 20 (23, 26 и т.д.) — на сумму фактической себестоимости отгруженной продукции, выполненных работ или оказанных услуг;

    Дебет счета 62 Кредит счета 90 субсчет «Выручка» — на сумму задолженности покупателя или заказчика за проданные товары, работы или услуги;

    Дебет счета 90 субсчет «НДС» Кредит счета 68 — на сумму НДС по всей сумме стоимости проданных товаров, работ или услуг;

    Дебет счета 62 Кредит счета 68 (сторно) — на сумму восстановленного налога (ранее начисленного по сумме полученного аванса);

    Дебет счета 62 Кредит счета 62 — на сумму аванса, зачтенного в счет задолженности покупателя или заказчика;

    Дебет счета 51 (50, 52) Кредит счета 62 — на сумму денежных средств, поступивших на расчетный счет (в кассу, на валютный счет) организации в окончательный расчет.

    расчетам с покупателями и заказчиками непосредственное отношение имеет использование субсчета «Расчеты по претензиям». Наиболее широко этот субсчет используется при расчетах с поставщиками, подрядчиками, транспортными, кредитными организациям и т.п. С покупателями и заказчиками данный субсчет применяется только по штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым за несоблюдение договорных обязательств. Обращаем внимание на то, что обязательным условием для отражения сумм финансовых санкций в бухгалтерском учете, является их признание плательщиками или факт присуждения этих санкций судом (суммы предъявленных претензий, не признанных плательщиками, на учет не принимаются).

    В бухгалтерском учете эти суммы отражаются проводкой:

    Дебет счета 76 Кредит счета 91.

    По поступлении денежных средств в погашение задолженности по финансовым санкциям оформляется проводка:

    Дебет счета 51 (50, 52) Кредит счета 76.

    В таблице 4 приведены результаты проверки расчетов с покупателями и заказчиками.

     

    Таблица 4 – Результаты аудиторской проверки расчетов в ЗАО «Плодовод» за 2009 г.

    Выявленная ошибка

    Нарушенный нормативный акт или необходимость исправлений

    Сумма нарушений, руб.

    Исправительные записи

    Несоблюдение требований к ведению первичной документации: отсутствуют обязательные реквизиты документа

    Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, ст. 9

    Внести соответствующие исправления в первичные документы, заполнить реквизиты

    В учетной политике не выделяются субсчета для вводимого и ликвидируемого оборудования

    Улучшит аналитичность учета

     

    Ввести субсчета 01-10 – для вводимого оборудования

    01-20 – для ликвидируемого оборудования

    Открытие субсчета 67–3 «Проценты по кредитам и займам»

    Изменение учетной политики

     

    Улучшение организации учетных операций долгосрочных кредитов, займов

    Недостатки документального оформления движения основных средств

    Повышение эффективности учета и контроля за движением основных средств

     

    Контроль за своевременностью оформления актов приема-передачи основных средств, создание приемочной комиссии

    Внутренняя аудиторская проверка внутренней отчетности не проводится

    Позволит проводить оперативный контроль, вовремя выявлять и пресекать нарушения и отклонения в учете

     

    Проводить внутреннюю проверку ежеквартально

     

     

    Реализация предложенных рекомендаций позволит: повысить эффективность и оперативность обработки первичных документов; повысить качество и объективность оценки основных средств; снизить трудоемкость работ бухгалтера, повысить его квалификацию с повышением его роли как бухгалтера-аналитика, а не традиционно, – как учетчика. Все это будет способствовать повышению эффективности производственной деятельности ЗАО «Плодовод».

    Таким образом, при проверке расчетов с покупателями и заказчиками устанавливают, заключены ли договора поставки продукции, правильно ли исчисляются суммы (с учетом сроков реализации, качества продукции и других факторов), причитающиеся предприятию за принятую покупателем продукцию, а также проверяют реальность задолженности покупателей, числящейся по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Важным вопросом является проверка полноты и своевременности расчетов покупателей за принятую ими продукцию. С этой целью проводится инвентаризация расчетов. Инвентаризация расчетов с иногородними покупателями производится высылкой копии карточек аналитического учета расчетов (контокоррентной выписки). Данную выписку после проверки и внесения необходимых исправлений, подписи и заверения печатью предприятие-дебитор возвращает предприятию-кредитору в течение 10 дней со дня получения. Если покупатели являются одногородними, при проведении инвентаризации расчетов составляется акт взаимовыверки расчетов. По акту инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками необходимо исследовать задолженность, числящуюся на балансе в целом и по отдельным должникам, в том числе подтвержденную и не подтвержденную ими, а также выявленную инвентаризационной комиссией в качестве просроченной. По справке к акту инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками, составленной бухгалтерией проверяемого предприятия, устанавливают, за что и когда образовалась задолженность, а также является ли она реальной. В заключение аудита расчетов с покупателями и заказчиками проверяется соблюдение действующей корреспонденции счетов бухгалтерского учета, что позволяет не только выявить ошибки в учетном отражении расчетных операций, но и вскрыть факты умышленного искажения учетных данных с целью сокрытия допущенных злоупотреблений.

     

     


    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

     

  1. ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 8 декабря 2008 года № 307-ФЗ // СЗ РФ. 2007. Ст. 5.
  2. ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 года №119-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 14.12.2001 № 164–ФЗ, от 30.12.2001 № 196–ФЗ, от 30.12.2004 № 219–ФЗ, от 02.02.2006 № 19–ФЗ, от 03.11.2006 № 183–ФЗ, от 30.12.2008 № 307–ФЗ) // СЗ РФ. 2001, № 33 (часть I). Ст. 3422.
  3. ФЗ от 21.11.96 г. № 129–ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. Федеральных законов от 23.07.1998 № 123–ФЗ, от 28.03.2002 № 32–ФЗ, от 31.12.2002 № 187–ФЗ, от 31.12.2002 № 191–ФЗ, от 10.01.2003 № 8–ФЗ, Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 № 61–ФЗ, Федеральных законов от 30.06.2003 № 86–ФЗ, от 03.11.2006 № 183–ФЗ, от 23.11.2009 № 261–ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5369.
  4. Положение о лицензировании аудиторской деятельности от 16 февраля 2008 г. / Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 80 в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2009 № 281.
  5. Правило (стандарт) № 5. «Аудиторские доказательства». Утв. Постановлением Правительства Российской федерации от 23.09.2002 г. № 696.
  6. Правило (стандарт) № 6. «Аудиторское заключение о финансовой (бухгалтерской) отчетности». Утв. Постановлением Правительства Российской федерации от 23.09.2002 г. № 696.
  7. Правило (стандарт) № 7. «Внутренний контроль качества аудита». Утв. Постановлением Правительства Российской федерации от 23.09.2002 г. № 696.
  8. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом Минфина РФ от 28.03.2000г. № 32 н).
  9. Агеева Ю.Б., Агеева А.Б. Аудиторская проверка: практическое пособие для аудита и бухгалтера. –– М.: Бератор-пресс, 2009.
  10. Аудит: Учебник/ Под ред. В.И. Подольского. –– М.: Аудит, ЮНИТИ, 2007.
  11. Безруких П.С. Комментарии к методическим указаниям по бухгалтерскому учету основных средств // Информ–центр, 2006. № 42.
  12. Богатая И.Н., Лабынцев Н.Т., Хахонова Н.Н. Аудит. –– Ростов–на–Дону, Феникс, 2009.
  13. Ковалева О.В., Константинов Ю.П. Аудит. –– М.: Изд-во ПРИОР, 2008.
  14. Кочинев Ю.Ю. Аудит. –– СПб.: Питер, 2008.
  15. Латыкин И.А. Бухгалтерский учет: Учебник –– М.: Филин, Рилант, 2008.
  16. Леонтьева Ж.Г., Ерофеева В.А., Ларионов А.Д., Станков П.А. Бухгалтерский учет. М., 2009.
  17. Парушина Н.В., Суворова С.П. Аудит. –– М.: ФОРУМ: ИНФРА–М, 2009.
  18. Новиков Д.Ю. Дооборудование основных средств //Главбух. 2008. №5.
  19. Сухов М.В. Новое в учете основных средств // Главбух. 2007. № 7.
  20. Потемкина Т.И. Организация документооборота в бухгалтерии // Бухгалтерский учет. 2009 № 24.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.11MB/0.00072 sec

WordPress: 24.94MB | MySQL:121 | 2,991sec