Аудит расчетов с поставщиками и покупателями

<

101113 0309 1 Аудит расчетов с поставщиками и покупателями Задача.

Дебиторская задолженность ООО «Радуга», определяющих выручку для целей налогообложения по оплате, составляет 480000 руб. Основными должниками Общества являются:

  • ООО «Комета» — 177000 руб., в т. ч. 27000 – НДС;
  • ООО «Аргус» — 295000 руб., в т. ч. 45000 руб. – НДС.

    На основании решения арбитражного суда об исключении дебитора из государственного реестра в связи с банкротством списана дебиторская задолженность ООО «Аргус».

    В ООО «Радуга» проведена инвентаризация дебиторской задолженности и по ее результатам издан приказ о списании задолженности ООО «Комета» с истекшим сроком исковой давности.

    Резерв по сомнительным долгам в Обществе не создавался.

    В бухгалтерском учете ООО «Радуга» операции отражены следующим образом:

    Дт

    Кт

    Сумма

    Хозяйственная операция

    91

    62

    295000

    списана дебиторская задолженность ООО «Аргус»

    91

    76

    177000

    списана дебиторская задолженность ООО «Комета»

    007

     

    472000

    отражена задолженность неплатежеспособных дебиторов, списанная в убыток

    По данным задания требуется: провести аудит расчетов с дебиторами ООО «Радуга», выявить нарушения правил ведения бухгалтерского учета, дать рекомендации бухгалтеру по их устранению.

     

     

    Решение:

    Целью аудита расчетов с поставщиками и покупателями является выражение мнения о достоверности отражения в учете и отчетности показателей дебиторской и кредиторской задолженности.

    Задачами аудита расчетов с поставщиками и покупателями являются установление правильности определения и отражения в учете расчетов с поставщиками и покупателями.

    Основные нормативные документы:

  • Гражданский кодекс РФ (ГК РФ);
  • Налоговый кодекс РФ (НК РФ);
  • Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 28.09.2010 г.) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011 г.);
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н (в ред. от 08.11.2010 г.);
  • План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н (в ред. от 08.11.2010 г.);
  • Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н (в ред. от 08.11.2010 г.);
  • Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н (в ред. от 08.11.2010 г.);
  • приказ Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» в ред. от 02.07.2010 г. № 66н;
  • Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 г № 49 в ред. от 08.11.2010 г.

    Основная цель проверки — установить соответствие совершенных операций по расчетам с поставщиками и покупателями действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерской отчетности.

    Согласно основной цели аудитору в первую очередь необходимо проверить наличие договоров с поставщиками и покупателями, правильность их оформления и соответствие содержания договоров экономическому смыслу совершенных сделок. В ходе аудита данного раздела учета подлежат проверке: поступление ТМЦ (ТМЦ), в том числе неотфактурованные поставки и поставки, обеспеченные векселями; выставленные поставщикам претензии; списанные безнадежные к взысканию долги; выданные и полученные авансы, а также выданные полученные коммерческие кредиты. При этом особое внимание должно быть уделено просроченной задолженности и задолженности с истекшим сроком исковой давности. Аудитору следует выяснить причины возникновения такой задолженности и уточнить, какие были приняты меры к ее взысканию. При наличии дебиторской и кредиторской задолженности необходимо установить дату и причину ее возникновения.

    В случае если среди контрагентов предприятия есть поставщики- нерезиденты, осуществляющие поставки за иностранную валюту, следует выяснить, как велся учет курсовых разниц, и уточнить, производился ли пересчет остатков по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и покупателями» и 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» на отчетную дату. При наличии поставщиков- резидентов, договоры на поставку от которых выражены в иностранной валюте (или в условных единицах), необходимо определить, каким образом в учете отражались суммовые разницы, возникшие до даты принятия ТМЦ к учету и после этой даты.

    При применении на предприятии журнально-ордерной формы бухгалтерского учета, все операции по расчетам с поставщиками и покупателями отражаются в журналах-ордерах. При ведении учета с использованием средств автоматизированной обработки данных — все операции группируются в различных аналитических карточках и ведомостях аналитического и синтетического учета.

    Данные синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками и покупателями должны давать полное представление о расчетах:

  • с поставщиками и покупателями по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
  • с поставщиками и покупателями по неоплаченным в срок расчетным документам;
  • с поставщиками и покупателями по неотфактурованным поставкам;
  • по авансам выданным и полученным;
  • с поставщиками по векселям, срок оплаты которых не наступил;
  • с поставщиками по просроченным оплатой векселям;
  • с поставщиками по полученному коммерческому кредиту и др.

    Основные источники информации для проверки данного раздела учета:

  • договоры на поставку ТМЦ;
  • счета-фактуры поставщиков (при импортных операциях — таможенные декларации);
  • накладные на поступившие ТМЦ,;
  • документы оплаты поставщикам (кассовые, банковские, акты о взаимозачетах и др.);
  • журналы регистрации счетов-фактур;
  • книга покупок и книга продаж;
  • регистры аналитического и синтетического учета.

    Перед составлением плана и программы проверки расчетов с поставщиками и покупателями необходимо установить качество состояния внутреннего контроля по учету таких операций. Для достижения этой цели прибегают к опросу (письменному и устному) работников предприятия. Это позволяет выявить наиболее уязвимые места в системе учета расчетов и определить дальнейшее направление проверки. Преимущественно проверяют работы, которые совсем не подвергались контролю либо мало контролировались бухгалтерией (или другой внутренней службой предприятия).

    Примерный перечень процедур контроля и возможных методов организации внутреннего контроля на предприятии, наличие или отсутствие которых аудитору надлежит выявить в ходе опроса, приведен в таблице.

    Заполнив две последние графы таблицы, аудитор уже с достаточной степенью определенности может оценить действующую на предприятии систему внутреннего контроля применительно к разделу учета расчетов с поставщиками и покупателями. Причем положительный ответ на каждый из первых предложенных методов достижения поставленных двенадцати задач говорит о наличии очень высокого уровня системы внутреннего контроля в организации. Однако следует заметить, что положительные ответы на первые предложенные методы обязательно должны подтверждаться рабочими документами службы внутреннего контроля.

    После проведения анализа системы внутреннего контроля, аудитору следует определить, каким образом на предприятии организован обмен информацией между службой внутреннего контроля и органом управления предприятия. Это важный момент в понимании организации учета на предприятии, так как сами по себе результаты внутреннего контроля лишь сигнализируют о допущенных нарушениях и ошибках, но не являются подтверждением того, что обнаруженные ошибки и нарушения будут исправлены. Поэтому аудитору следу-

    Наименование процедуры контроля

    Конечные задачи процедуры контроля

    Возможные методы проведения процедуры контроля на предприятии

    Оценка наличия внутреннего контроля

    Примечание

    «+»

    «-«

    1 Контроль законности совершения операции и создания первичного документа

    Все хозяйственные операции совершаются и фиксируются в учете с письменного руководства или уполномоченных на то лиц

    Систематическая проверка первичной документации на наличие необходимых подписей службой внутреннего контроля

         

    Отказ в принятии документа в обработку работниками бухгалтерии без соответствующих подписей

    Отказ конкретных исполнителей в исполнении хозяйственной операции без соответствующих письменных распоряжений

    Все хозяйственные операции совершаются в строгом соответствии с заключенными договорами и действующим законодательством

    Проверка службой внутреннего контроля соответствия произведенных и зафиксированных на носителе операций хозяйственным договорам и действующему законодательству

         

    Визирование договоров и прочих юридических актов главным бухгалтером или другим уполномоченным работником бухгалтерии

    2 Формальная проверка документации на наличие всех обязательных реквизитов

    Весь массив первичных документов в части наличия необходимых реквизитов отвечает требованиям законодательства о бухгалтерском учете

    Систематическая проверка службой внутреннего контроля наличия всех обязательных реквизитов в документах

         

    Контроль со стороны работников бухгалтерии, обрабатывающих конкретные документы, за правильностью оформления документов

    Таблица 1 – Оценка состояния внутреннего контроляПродолжение таблицы 1

    Наименование процедуры контроля

    Конечные задачи процедуры контроля

    Возможные методы проведения процедуры контроля на предприятии

    Оценка наличия внутреннего контроля

    Примечание

    «+»

    «-«

    3 Соответствие первичной документации регистрируемым оперативным фактам

    Достижение уверенности в том, что на каждую операцию составлен документ, верно зафиксировавший совершенный оперативный факт

    Систематическая проверка службой внутреннего контроля соответствия созданных и полученных первичных документов экономическому смыслу операции

         

    Арифметический и логический контроль со стороны работников бухгалтерии, обрабатывающих документацию, за соответствием совершенной операции оформленному оправдательному документу

    4 Контроль полноты регистрации первичных документов

    Достижение уверенности, что все первичные документы на предприятии будут введены и обработаны

    Проверка службой внутреннего контроля полноты регистрации документов в учетных регистрах

         

    Единая нумерация первичной документации, контроль со стороны бухгалтерии за отклонениями в нумерации документов, ведение журналов регистрации первичных учетных документов

    Продолжение таблицы 1

    Наименование процедуры контроля

    Конечные задачи процедуры контроля

    Возможные методы проведения процедуры контроля на предприятии

    Оценка наличия внутреннего контроля

    Примечание

    «+»

    «-«

    5 Контроль точности регистрации и обработки первичных документов

    Точный количественный и качественный перенос данных из документа в систему учета

    Проверка службой внутреннего контроля соответствия занесения данных из первичного документа в систему бухгалтерского учета

         

    Автоматический ввод бухгалтерской проводки с документа с помощью соответствующих программных продуктов

    Обязательная контировка первичных документов бухгалтером, производящим их обработку

    6 Контроль своевременности регистрации и обработки первичных документов

    Достижение уверенности в том, что принцип временной определенности на предприятии соблюден

    Проверка службой внутреннего контроля соответствия даты документа дате его регистрации в учетном регистре

         

    Проведение инвентаризации и сверок расчетов с целью установления реальности числящихся в учете сумм на определенную дату

    Система поощрений и наказаний за выполнение бухгалтером – исполнителем своих обязанностей, в том числе за своевременность регистрации документов

    Продолжение таблицы 1

    Наименование процедуры контроля

    Конечные задачи процедуры контроля

    Возможные методы проведения процедуры контроля на предприятии

    Оценка наличия внутреннего контроля

    Примечание

    «+»

    «-«

    7 Контроль документопотоков

    Достижение уверенности в том, что на предприятии исполняются действующие графики документооборота

    Проверка службой внутреннего контроля исполнения функций персонала, задействованного в системе документооборота в соответствии с действующими графиками

    <
         

    Контроль со стороны бухгалтерии за сроками оборота документов

    8 Контроль организации обработки и регистрации документов (с точки зрения защиты информации)

    Достижение уверенности в том, что в процессе регистрации и обработки информации и обработки информации, вся первичная документация будет защищена от несанкционированного доступа

    Проверка службой внутреннего контроля организации хранения документов в процессе текущей деятельности

         

    Определение круга лиц, имеющих право доступа к той или иной документации, контроль со стороны работников бухгалтерии за документами, находящимися у них на обработке

    Практика введения паролей на автоматизированных рабочих местах (АРМ), установление системным оператором определенного порядка доступа к информации с другого АРМа

    9 Контроль системы защиты информации в условиях КОД

    Продолжение таблицы 1

    Наименование процедуры контроля

    Конечные задачи процедуры контроля

    Возможные методы проведения процедуры контроля на предприятии

    Оценка наличия внутреннего контроля

    Примечание

    «+»

    «-«

    10 Контроль организации хранения документов

    Достижение уверенности в том, что в организованной на предприятии системе хранения документов не будет допущено утери или исправления первичной документации на протяжении всего срока ее хранения

    Проверка службой внутреннего контроля соблюдения требований нормативных актов в части организации архивной службы

         

    Контроль со стороны бухгалтерии за соблюдением сроков сдачи документации в архив и сроков хранения первичной документации

    Инвентаризация дел в архивах

    11 Контроль за истребованием кредиторской задолженности

    Достижение уверенности в том, что с любой сомнительной или просроченной задолженностью на предприятии будет проводиться работа по ее истребованию

    Систематическая проверка службой внутреннего контроля своевременности предъявления претензий поставщикам и своевременности подачи дел в арбитражные суды и отслеживание результатов проведенных мероприятий

         

    Контроль со стороны бухгалтерии за своевременностью истребования задолженности

    Продолжение таблицы 1

    Наименование процедуры контроля

    Конечные задачи процедуры контроля

    Возможные методы проведения процедуры контроля на предприятии

    Оценка наличия внутреннего контроля

    Примечание

    «+»

    «-«

    12 Контроль за правильностью отражения операций на счетах бухгалтерского учета

    Достижение уверенности в том, что все операции с поставщиками и покупателями будут отражены на соответствующих экономическому смыслу совершенной операции счетах бухгалтерского учета

    Использование на предприятии автоматизированных средств обработки данных, в которых реализована возможность автоматического формирования корреспонденции счетов по типовым операциям

         

    Контроль со стороны службы внутреннего контроля и главного бухгалтера (или другого ответственного лица) за правильностью произведенных на счетах учета записей

         

    Разработка типовых корреспонденций счетов без дальнейшего контроля за их соблюдением

         

     

     

     

    ет выяснить, какие действия со стороны руководства и непосредственных исполнителей были предприняты после того, как служба внутреннего контроля выявила конкретные недостатки в системе учета.

    План и программа проведения аудита учета расчетов с поставщиками и покупателями строятся с учетом результатов проверки системы внутреннего контроля данного раздела. При этом план аудита должен охватить следующие основные направления проверки:

  • правовая оценка договоров с поставщиками и покупателями с позиций действующего законодательства;
  • организация первичного учета операций по расчетам с поставщиками и покупателями;
  • организация бухгалтерского учета операций по расчетам с поставщиками и покупателями;
  • организация налогового учета операций по расчетам с поставщиками и покупателями.

    Первый этап проведения аудита по расчетам с поставщиками и покупателями — правовая оценка договоров с позиций действующего законодательства. Необходимость проведения данной процедуры обусловлена тем, что в зависимости от правовой формы и условий договора различаются и варианты отражения в учете операций с поставщиками и покупателями. Юридический статус контрагента и его права заниматься определенными видами деятельности напрямую влияют на порядок принятия к учету затрат и налога на добавленную стоимость.

    Договоры с поставщиками оформляют операции по поступлению на предприятие различных ТМЦ и имущественных прав. Сюда относятся: договор купли-продажи, договор поставки, договор мены. Аудитору в ходе проведения аудита надлежит убедиться в том, что форма заключенного договора полностью соответствует экономическому смыслу совершенной предприятием сделки. Кроме того, должна быть получена уверенность в том, что договор содержит все существенные условия.

    При проверке учета расчетов с поставщиками и покупателями аудитору необходимо оценить качество первичной информации, поступающей в систему бухгалтерского учета. Связано это с тем, что практически все документы данного раздела поступают на предприятие извне, увеличивая внутрихозяйственный и контрольный риски при проведении аудита данного раздела. Причины следующие:

  • отсутствие многократного контроля за первичными документами на стадии их создания и проверки;
  • сложность восстановления отсутствующих и исправления неправильно оформленных документов;
  • большая вероятность несвоевременного поступления подтверждающих документов;
  • значительная часть первичных документов, подтверждающих совершение этих операций не унифицирована. Отсюда риск того, что первичная документация может быть не признана в качестве подтверждающей, если будут какие-либо сомнения в правильности оформления документов и их комплектности.

    В таких условиях анализ организации первичного учета позволит аудитору более квалифицированно провести основные аудиторские процедуры по данному разделу и более обоснованно определить объемы выборки и способы отбора элементов проверяемой совокупности. Кроме того, результаты организации первичного учета позволят ответить на вопрос о качестве первичной учетной документации, которая будет использоваться аудитором в качестве аудиторских доказательств.

    Аудит организации первичного учета строится по следующей схеме:

  • определяется степень воздействия на организацию первичного учета различных внутренних и внешних факторов (среди внешних — требования законодательства, принадлежность организации, специфика отрасли, размеры предприятия, местоположение, используемые ресурсы; внутренние факторы — организационная структура, качество управления и стиль работы руководителей, методы распределения полномочий и ответственности, информационное и кадровое обеспечение, техническая оснащенность).
  • оцениваются величины внутрихозяйственного риска системы первичного учета на данном участке по результатам проведения аналитических процедур.
  • определяются примерные объемы первичной учетной документации, представляемой к проверке, по данному разделу учета.

    При проведении аудита организации первичного учета по разделу учёта расчетов с поставщиками и покупателями применяются следующие методы сбора аудиторских доказательств:

  • проверка достоверности (полноты и точности) фактов оприходования ТМЦ. Основная цель — достижение уверенности в том, что на предприятии присутствует вся первичная документация по всем поступившим ценностям за отчетный период. Выборку на данном участке целесообразно осуществлять репрезентативную (с помощью случайного или систематического отбора). Проводя эту процедуру, аудитору надлежит сверить данные первичных приходных документов с договорами на поставку с тем или иным поставщиком. Затем необходимо проверить наличие счетов-фактур от поставщиков по каждой конкретной сделке (целесообразно использовать журнал регистрации счетов- фактур). После чего сверить данные вышеуказанных документов с данными складского учета или с информацией от бухгалтерии о принятых к учету ТМЦ;
  • проверка оперативности регистрации фактов поступления ТМЦ. Аудитор должен установить причины расхождений (если таковые есть) между датами совершения хозяйственных операций и сроками их регистрации в учете, а также выяснить, имеют такие факты разовый или систематический характер. С помощью опроса главного бухгалтера (его заместителя или работника отдела по учету расчетов с поставщиками и покупателями) аудитор должен выяснить, каким образом и в какие сроки обрабатываются поступившие на предприятие документы, каковы основные каналы поступления документов, ведется ли их централизованная регистрация. Осуществляются ли работы по истребованию документов в случае их отсутствия, некомплектности или некачественности, и как в таких ситуациях происходит принятие к учету ТМЦ. Также аудитору необходимо ознакомиться с перечнем постоянных и разовых контрагентов предприятия, и документам последних уделить особое внимание;
  • проверка законности первичной учетной документации (ПУД) по операциям расчетов с поставщиками и покупателями. Проведение этой процедуры обязательно. Ее цель — получение достаточного количества доказательств того, что весь массив ПУД имеет юридическую силу (т.е. соблюдены все требования к оформлению документации). Аудитор полистно просматривает те документы, которые были отобраны им для проверки ранее (в соответствии с выбранными критериями). К проверке документации, оформляющей операции, по которым были обнаружены расхождения, аудитору следует подойти с особой тщательностью. По результатам проведения данной процедуры он должен выявить общий уровень соблюдения правил оформления документов по данному участку и, выявив нарушения, отразить их в акте проверки. Информация по тем операциям, где документов нет либо они оформлены неверно (отдельные реквизиты отсутствуют либо в документах есть исправления), обязательно должна быть учтена в дальнейшем, при проверке их отражения на счетах учета;
  • проверка соблюдения графика документооборота проводится с целью установить наличие или отсутствие графика документооборота по операциям с поставщиками и покупателями, и на все ли первичные документы он составлен. При необходимости аудитор может также лично проследить за движением конкретного документа и исполнением сроков его создания и обработки. По операциям, оформляемым документами, графики оборота которых не прописаны или прописаны только формально, есть риск того, что:
  1. некоторые первичные документы могут отсутствовать;
  2. некоторые первичные документы могут быть утеряны;
  3. некоторые первичные документы будут приняты к учету (т.е. проверены и обработаны) несвоевременно (например, в следующем отчетном периоде);
  4. в некоторых документах будут содержаться приписки и прочие злоупотребления.

    Исходя из этого, на документацию, на которую нет графиков документооборота или если эти графики реально не работают, при проведении следующей процедуры аудитор должен обратить особое внимание.

  • проверка полноты и точности регистрации документа в учетных регистрах нацелена на получение достаточного количества доказательств того, что при принятии документа к учету были соблюдены следующие принципы:
  1. было достаточно оснований для регистрации документа в системе учета;
  2. все документы, оформляющие проверяемые операции, зарегистрированы полностью;
  3. все документы зарегистрированы своевременно;
  4. все документы зарегистрированы в соответствующих данной хозяйственной операции учетных регистрах;
  5. все документы отражены в соответствии с экономической сущностью операции, и по всем документам произведен точный количественный и качественный перенос данных в систему учета;
  6. документ принят к учету единожды.

    Выборка документов, проверяемых в рамках данной процедуры, должна производиться с учетом результатов предшествующих процедур. Особо внимательно следует подойти к документам, на которые не составлены графики документооборота, а также к операциям, где первичные документы отсутствуют либо в них отсутствуют определенные реквизиты.

  • проверка организации хранения документов и организации доступа к ПУД. Цель проведения данной процедуры — установить, соблюдены ли на предприятии правила хранения документации в процессе текущей деятельности и правила хранения документов в архиве предприятия. Если на предприятии нет четко установленного порядка хранения документации в период исполнения документов и в период хранения уже исполненных документов в архиве — присутствует большой риск несанкционированного доступа к ПУД. Это в свою очередь может привести как к утере документов, так и к различного рода злоупотреблениям с первичной учетной документацией, как то: приписки, исправления в документах, уничтожение или подлог документов.

    Все организации обязаны хранить первичную учетную документацию не менее трех лет. Соблюдение этого срока также надлежит проверить в ходе проведения данной процедуры.

    Источниками информации аудитору могут служить: графики документооборота (где указаны сроки сдачи документов в архив), оформленные к передаче в архив и уже хранящиеся в архиве дела, акты о выделении документов к уничтожению. Кроме того, в ходе проверки может быть использована информация о наличии или отсутствии на предприятии системы паролей доступа к автоматизированным рабочим местам, на которых осуществляется создание и обработка документов данного раздела учета.

    Сведения, полученные в ходе аудита организации первичного учета по этому разделу, используются для определения дальнейшей тактики проведения проверки учета расчетов с поставщиками и покупателями (глубины проверки бухгалтерского и налогового учета, определения объемов выборки на отдельных участках и способов отбора проверяемой совокупности).

    Учитывая результаты проведенных ранее процедур, аудитор может приступить к детальной проверке оборотов и сальдо по счетам учета расчетов с поставщиками и покупателями. Для проверки правильности и полноты отражения в учете и отчетности операций данного раздела учета применяются следующие аудиторские процедуры:

  • проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженностей. Цель процедуры — достижение уверенности в том, что задолженности контрагентов и задолженности перед контрагентами числятся на счетах учета в реальных значениях. Наиболее эффективным способом проведения данной процедуры является инвентаризация расчетов. В ходе инвентаризации устанавливаются сроки возникновения задолженности, реальность ее погашения, тождественность расчетов с различными организациями, правильность и обоснованность числящихся по балансу сумм дебиторской и кредиторской задолженностей, а также предъявлены ли иски на взыскание просроченной дебиторской задолженности. Инвентаризацию целесообразно проводить посредством запроса к контрагенту аудируемого предприятия о состоянии расчетов на определенную дату с приложением к запросу расшифровки задолженности. Запросы-подтверждения или акты сверок (обычно используют именно их) могут быть оформлены на бланке предприятия. Такой запрос отправляется поставщику или покупателю в двух экземплярах, один из которых с подтвержденной (или нет) суммой возвращается аудитору. Это одна из важнейших процедур аудита расчетов с поставщиками и покупателями, так как операции с кредиторской задолженностью и погашением ее наличными денежными средствами представляют возможность для мошенничества, растрат и искажений данных финансовой отчетности. Необходимо принимать во внимание данное обстоятельство и знать типичные методы совершения и сокрытия подобных действий. Наиболее значительных размеров мошенничество может достигать при осуществлении закупочных операций. Нарушения при закупках сырья могут быть как простыми, например, предъявление в качестве оправдательных документов накладных и счетов фиктивных фирм, что легко выявляется в ходе инвентаризации и сверок расчетов, так и очень сложные, которые почти невозможно вскрыть при помощи аудиторской проверки, когда мошенничество осуществляется по взаимной договоренности должностных лиц обеих сторон сделки в целях обеспечения неверных кассовых выплат. Аудитору следует убедиться также в том, что за проверяемый период не было случаев перекрытия кредиторской задолженности перед одним контрагентом дебиторской задолженностью другого. Кроме того, суммы кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности должны быть своевременно списаны на внереализационные доходы организации.
  • проверка правильности списания дебиторской задолженности, безнадежной ко взысканию. Процедура проводится, если на предприятии имели место случаи списания дебиторской задолженности со счета 60, субсчета «Авансы выданные» (так как дебиторская задолженность может возникнуть только на этом субсчете). Проверке подлежат обороты по следующим счетам: по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» или дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и покупателями». Кроме того, надлежит проверить факт отражения списанных в качестве безнадежных ко взысканию сумм на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».

    Дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности (в общем случае 3 года), а также другие долги, нереальные ко взысканию, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на счет средств резерва сомнительных долгов либо на счет прочих доходов и расходов, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались. Аудитору следует иметь в виду, что при списании задолженности в связи с истечением срока исковой давности, началом течения срока исковой давности считается дата окончания срока исполнения обязательств должником. По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства. В случае если на предприятии списывается дебиторская задолженность, нереальная ко взысканию, аудитору надлежит убедиться, что во взыскании списанной задолженности было отказано в судебном порядке, и на предприятии присутствуют оправдательные документы (постановление суда о признании должника неплатежеспособным, выписка из государственного реестра о том, что организация прекратила свою деятельность и т. д.). Списание долга вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

  • Проверка расчетов по неотфактурованным поставкам. Цель процедуры — проверка отражения на счетах учета операций по получению ТМЦ от сторонних организаций, не подтвержденных в течение определенного срока первичными документами. Отсутствие подтверждающих документов выявляется в ходе проведения аудита системы первичного учета по данному разделу. При проверке необходимо учитывать следующее:
  • аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и покупателями» должен обеспечивать получение данных по неотфактурованным поставкам;
  • материальные ценности по неотфактурованным поставкам должны быть учтены по ценам и на условиях, предусмотренных договором.

    Аудитору надлежит убедиться в том, что истребование документов по неотфактурованным поставкам производится на предприятии в разумные сроки. По тем неотфактурованным поставкам, где подтверждающие документы отсутствуют достаточно долгое время (имеется в виду, что на момент составления отчетов — налоговых и финансовых — документы еще не поступили), аудитору надлежит убедиться в том, что входящий НДС по таким поставкам не был принят к возмещению. В случае если подтверждающие документы поступили, и имеются какие-либо расхождения в ценах и номенклатуре, аудитору следует проверить правильность корректировки сумм по соответствующим позициям на счетах бухгалтерского учета (особое внимание уделить ТМЦ, которые к моменту поступления документов уже были списаны на затраты проверяемого периода). При этом следует учесть, что в случае когда подтверждающие документы поступают в следующем отчетном периоде, суммы корректировки относятся на счета внереализационных доходов (расходов).

  • проверка расчетов по векселям выданным. Если на предприятии практикуется проведение расчетов за поставленные материальные ценности собственными векселями, аудитору надлежит обратить внимание на следующие моменты:
  1. аналитический учет по счету 60 должен обеспечить возможность получения данных в разрезе поставщиков по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил, и по просроченным оплатой векселям;
  2. по векселям, просроченным оплатой, с истекшим сроком исковой давности необходимо проверить своевременность списания кредиторской задолженности на внереализационные доходы организации;
  3. если по выданному векселю предусмотрено начисление процентов (или дисконт), то эти проценты (или дисконт) должны своевременно увеличивать кредиторскую задолженность предприятия и отражаться на счетах учета прочих доходов и расходов (по дебету счета 91).
  • проверка расчетов по коммерческим кредитам. Если с передачей в собственность другой стороне товаров предусматривается предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, то эти операции должны быть оформлены договорами коммерческого кредита.

    В случае, когда материальные ценности поступили на условиях коммерческого кредита, аудитору следует иметь в виду, что:

  1. аналитический учет по счету 60 должен обеспечить возможность получения данных в разрезе поставщиков по полученным коммерческим кредитам;
  2. проценты, причитающиеся к уплате по договору коммерческого кредита, включаются в стоимость ТМЦ, приобретенных на условиях коммерческого кредита (отражаются по дебету счетов 10, 15, 20, 25, 26 и др.), если эти проценты начислены до принятия ценностей к учету. После этой даты проценты учитываются в составе операционных доходов (расходов).
  • проверка расчетов по претензиям. В случаях если счет поставщика оплачен и акцептован до поступления ТМЦ, а при приемке на склад обнаружились недостача ТМЦ против отфактурованного количества либо несоответствие принятых ТМЦ по ценам, качеству, номенклатуре против оговоренных в договоре величин — поставщикам предъявляется претензия. На неудовлетворенные претензии поставщику должен быть предъявлен иск. При проверке таких операций аудитор должен обратить внимание на следующие моменты:
  • все претензии в соответствии с новым Планом счетов учитываются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Расчеты по претензиям»;
  • необходимо убедиться (путем отправления запроса поставщику) в том, что претензия действительно была предъявлена и что отраженные на счете 76 (субсчет «Расчеты по претензиям») суммы соответствуют значениям, указанным в коммерческом акте:
  • претензия должна быть предъявлена своевременно (в противном случае суд может отказать в удовлетворении иска);
  • пакет документов, приложенных к претензии и исковым заявлениям, должен быть доказательным. Здесь должны присутствовать, как минимум: претензионный расчет, коммерческий акт об установленном расхождении в количестве и качестве при приеме ТМЦ, претензионное удостоверение о полномочии участников количественной и качественной выбраковки, документы, подтверждающие произведенные расходы, стоимость которых возмещается за счет поставщика.
  • проверка учета курсовых и суммовых разниц. Если у проверяемого предприятия есть поставщики-нерезиденты, а также в случаях, когда расчеты между контрагентами-резидентами производятся в рублях, а в договоре сумма указана в иностранной валюте или в условных единицах, в учете возникают курсовые и суммовые разницы. При проверке аудитор должен убедиться в правильности расчета курсовых разниц, отнесенных на внереализационные доходы и расходы организации. Пересчет производится по курсу ЦБ РФ, действующему на дату совершения операции в иностранной валюте (при импорте ТМЦ — на дату перехода права собственности на импортированное имущество), а также на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности. Курсовые разницы подлежат отражению на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (по дебету счета 91 — если курсовая разница положительная, по кредиту — если отрицательная). В случае образования суммовых разниц (при расчетах между контрагентами-резидентами) необходимо учитывать следующее. Если эти разницы возникли до принятия ТМЦ к учету — разницы относятся на уменьшение (увеличение) расходов по обычным видам деятельности. Соответственно в учете должны присутствовать дополнительные либо сторнировочные записи по дебету счетов учета внеоборотных активов, производственных запасов и затрат и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». При возникновении суммовых разниц после принятия ТМЦ к учету — они отражаются в составе прочих доходов и расходов организации (на счете 91).
  • проверка соответствия данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. В ходе проведения этой процедуры проверяется полнота и достоверность отражения на счетах синтетического учета расчетов с поставщиками и покупателями. Аудитору необходимо сверить методом пересчета итоговые данные по регистрам аналитического учета с суммами, отраженными на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и на субсчетах к этому счету. В частности, в случае ведения учета по журнально-ордерной форме счетоводства итоговые данные по журналу-ордеру № 6 должны совпадать с оборотами и остатками по счету 60, при этом ведомость учета неотфактурованных поставок, ведомость учета материалов в пути должны в сумме соответствовать одноименным субсчетам к счету 60. При автоматизированном способе ведения учета необходимость в данной процедуре отпадает, так как все сводные (синтетические) регистры формируются автоматически на основании однократно введенной первичной информации.
  • проверка правильности отражения в отчетности итоговых данных по расчетам с поставщиками и покупателями. Основная цель — определение достоверности сумм кредиторской и дебиторской задолженностей в части расчетов с поставщиками и покупателями, отраженных в отчетности аудируемого предприятия. Проверяются бухгалтерский баланс (в части статей актива «Авансы выданные» и статей пассива «Поставщики и подрядчики», «Векселя к уплате») и приложение к бухгалтерскому балансу (в части наличия на начало и конец года отдельных видов дебиторской и кредиторской задолженностей). Основные нарушения при отражении сумм дебиторской и кредиторской задолженностей в отчетности — зачет различных статей задолженности между собой (так называемое «сворачивание» задолженности). В ходе проверки аудитору следует убедиться, что суммы, отраженные в активе, пассиве баланса и в приложении к бухгалтерскому балансу соответствуют остаткам дебиторской и кредиторской задолженностей на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

    В случае если кредиторская задолженность обеспечена векселем и предусматривает уплату поставщику определенного процента, необходимо обратить внимание на учет процентов по этим обязательствам в целях налогообложения. В настоящее время проценты по долговым обязательствам признаются расходом организации в целях налогообложения при соблюдении следующих условий (пп. 2 п. 1 ст. 65 и п. 1 ст. 269 НК РФ):

  • расходом признаются проценты, начисленные за фактическое время пользования заемными средствами (фактическое время нахождения ценных бумаг у третьих лиц);
  • размер начисленных по долговому обязательству процентов существенно (более чем на 20% в ту или иную сторону) не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же отчетном периоде на сопоставимых условиях. Если долговые обязательства, выданные в том же отчетном периоде на сопоставимых условиях, отсутствуют, то предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на 10% (когда долговое обязательство выражено в рублях) и равной 15% (по долговым обязательствам в иностранной валюте).

    Кроме того, аудитору следует помнить, что в налоговом учете проценты по заемным средствам, связанным с приобретением ценностей, отражаются в составе внереализационных расходов, тогда как в бухгалтерском учете проценты по заемным средствам включаются в состав операционных расходов только после принятия ценностей к учету. До этого момента проценты по заемным средствам включаются в стоимость приобретаемых ценностей.

    Если учетной политикой предусмотрено создание резервов по сомнительным долгам, то аудитору следует учесть следующее:

  • в соответствии с п. 4 ст. 266 НК РФ сумма резерва определяется по результатам проведенной на последний день отчетного периода инвентаризации дебиторской задолженности следующим образом. По сомнительным долгам со сроком возникновения свыше 90 дней — задолженность включается в резерв в полной сумме; по сомнительным долгам со сроком возникновения от 45 до 90 дней — 50% от суммы долга; со сроком возникновения меньше 45 дней — в резерв не включаются. Общая сумма резерва не должна превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода и может быть использована только на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в соответствии с законодательством (истечение срока исковой давности; невозможность взыскания, подтвержденная соответствующим актом государственного органа либо ликвидация предприятия). Суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам производятся равномерно в течение отчетного (налогового) периода (п. 3 ст. 266 НК РФ);
  • расходы по списанию долгов, признанных безнадежными ко взысканию, осуществляются только за счет суммы созданного резерва. В случае превышения суммы списываемой задолженности над суммой созданного резерва разница подлежит включению в состав внереализационных расходов.

    Суммовая разница возникает у предприятия, если сумма возникших обязательств на дату оприходования товаров, исчисленная по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц, не соответствует фактически уплаченной сумме в рублях. Суммовые разницы в налоговом учете полностью включаются в состав внереализационных доходов (расходов).

    Суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), подлежат вычету из общей суммы исчисленного к уплате налога на добавленную стоимость и отражаются на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». Предприятие вправе произвести налоговые вычеты, если:

  1. товар принят к учету;
  2. товар фактически оплачен, что подтверждается первичными документами;
  3. на приобретенный товар имеется выписанный в установленном Налоговым кодексом порядке счет-фактура.

    При проверке учета НДС по приобретенным ценностям аудитору следует учесть следующее:

  • счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением установленного НК РФ порядка (несоблюдение обязательных реквизитов, отсутствие подписей ответственных лиц), не могут служить основанием для принятия НДС к возмещению;
  • составление счетов-фактур и ведение книги покупок обязательно для всех налогоплательщиков как в случае осуществления операций, подлежащих налогообложению, так и освобождаемых от налогообложения (исключение составляют освобожденные от налогообложения операции, осуществляемые банками, страховыми организациями и негосударственными пенсионными фондами, а также операции по реализации ценных бумаг);
  • если обязательство по условиям сделки выражено в иностранной валюте, то суммы, указываемые в счетах-фактурах, также могут быть выражены в иностранной валюте.

    Проверяя суммы предъявленного к возмещению НДС, аудитор сверяет соответствие оборотов за отчетный период по дебету счета 68 «Расчеты с бюджетом» в корреспонденции со счетом 19 с итоговыми суммами за этот период в книге покупок.

    Проводя аудит расчетов с поставщиками и покупателями, аудитор должен знать о возможных ошибках и нарушениях, свойственных данному разделу учета. Наиболее типичные из них сгруппированы следующим образом.

  • в части организации первичного учета:
  1. арифметические ошибки при фиксировании оперативного факта (при измерении количества, веса, размеров и т.п.);
  2. несвоевременная регистрация оперативного факта на носителе информации;
  3. регистрация хозяйственных операций в документах неунифицированной формы (в случае если для данной операции унифицированный документ предусмотрен);
  4. отсутствие необходимых реквизитов, придающих документу юридическую силу;
  5. нарушения, допущенные при оформлении первичного документа (заполнение документов средствами, не допускающими их долговременное хранение, нарушения при внесении исправлений в первичный документ);
  6. отсутствие графиков документооборота;
  7. ошибки при регистрации документа (количественные либо качественные расхождения при переносе данных из документа в учетные регистры);
  8. несвоевременная регистрация документа в учетном регистре (либо отсутствие данных в учетном регистре по отдельным первичным документам);
  9. нарушения сроков хранения документации в архиве;
  10. уничтожение первичных документов без акта о выделении документов к уничтожению;
  11. нарушения при оформлении дел с первичной учетной документацией (касается кассовых и банковских документов).
  • В части организации бухгалтерского и налогового учета:
  • перекрытие задолженности одного контрагента авансами, выданными другому контрагенту (проводка: Дт 60 — Кт 60 субсчет «Авансы выданные», 76);
  • несвоевременное списание задолженности в связи с неверным исчислением сроков исковой давности (проводка: Дт 91 «Прочие доходы и расходы» — Кт 60);
  • возмещение входящего НДС по неотфактурованным поставкам (проводки Дт 19—Кт 60 субсчет «Неотфактурованные поставки» и Дт 68-Кт 19);
  • отсутствие корректировки по списанным на затраты ТМЦ, ранее отраженным как неотфактурованные поставки, документы по которым поступили и имеют несоответствия с ранее отраженными в учете показателями;
  • возмещение входящего НДС по поставкам, обеспеченным выданными организацией собственными векселями;
  • несвоевременное предъявление претензий поставщикам (проводка: Дт 76 субсчет «Расчеты по претензиям» — Кт 60), отражение на счете 76 субсчет «Расчеты по претензиям» нереальных сумм;
  • счетные ошибки при исчислении курсовых разниц (проводки Дт 91-Кт 60 или Дт 60-Кт 91);
  1. неправильное отражение на счетах учета суммовых разниц;
  2. списание безнадежного долга на счет прочих доходов и расходов при наличии ранее образованного резерва под эту задолженность (проводка Дт 91—Кт 60);
  3. неправомерное признание задолженности безнадежной и ее списание за счет резерва по сомнительным долгам либо за счет внереализационных расходов (проводки Дт 63 или 91— Кт 60 субсчет «Авансы выданные»);
  4. отсутствие аналитического учета по: поставщикам, неоплаченным в срок расчетным документам, неотфактурованным поставкам, авансам выданным, выданным векселям, просроченным оплатой векселям и др. (исходя из требований нормативных актов);
  5. нарушение методологии учета в части неверно составленных корреспонденции счетов.

    В условиях задачи бухгалтерские проводки выполнены в соответствии с Правилами бухгалтерского учета.

    Если бы предприятием был создан резерв по сомнительным долгам, следовало бы сделать следующие бухгалтерские проводки:

    Дт 63 – Кт 62 295000 – списана дебиторская задолженность ООО «Аргус»

    Дт 63 – Кт 62 177000 – списана дебиторская задолженность ООО «Комета»

    Расхождений в ПУД на предприятии не выявлено, нарушений ведения книги покупок и книги продаж нет.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.03MB/0.00042 sec

WordPress: 24.73MB | MySQL:119 | 1,879sec