АУДИТ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ООО «КРАСНОДАР-ОЙЛ» » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

АУДИТ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ООО «КРАСНОДАР-ОЙЛ»

<

103114 1252 1 АУДИТ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ООО «КРАСНОДАР ОЙЛ»Актуальность темы исследования определяется тем, что учетная политика предприятия, как совокупность правил реализации метода бухгалтерского учета, должна обеспечивать максимальный эффект от ведения учета. При этом понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность, объективность, доступность и полезность для управленческих решений и широкого круга пользователей. И поскольку эффективность решения управленческих проблем предприятия зависит от решения указанной функции бухгалтерского учета, то целью данной работы является также показать основные организационные аспекты бухгалтерского учета и технические принципы их реализации. Учётная политика – это совокупность способов ведения бухгалтерского учёта, принятая в организации. Поскольку способы отражения операций в бухгалтерском учёте учитываются при выработке и принятии управленческих решений, значение учётной политики достаточно велико. Она является основной для формирования всех остальных организационно-распорядительных документов организации. Поэтому руководителю и главному бухгалтеру следует серьёзно отнестись к формированию и утверждению учётной политики, так как от этого зависит, насколько эффективной, оперативной и гибкой будет дальнейшая деятельность организации.

Объектом исследования данной работы является учетная политика ООО « «Краснодар-Ойл» на 2007 год.

Целью данной работы является изучение порядка аудиторской проверки учетной политики на примере конкретной организации.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

1. Изучить методику аудита учетной политики организации;

2. Установить соответствие избранной учетной политики характеру и условиям деятельности организации;

3.Проверить соответствие положений учетной политики организации и порядка ее утверждения требованиям законодательства;

4. Провести анализ соответствия основных элементов учетной политики их применению в бухгалтерском учете;

5. Выявить недостатки и предложить свои варианты по исправлению ошибок, а так же возможные пути улучшения.

6. На основе изученной методики аудита составить рекомендации и отчет аудитора по результатам проверки учетной политики.

 

Теоретические вопросы аудита учетной политики

  1.  

    1.1 Цель и задачи аудиторской проверки учетной политики

     

    В связи с реформой бухгалтерского учета и предстоящим переходом на применение международных стандартов финансовой отчетности изменилась роль учета в организации: из простой регистрации фактов хозяйственной жизни он превратился в один из важнейших элементов управления бизнесом. При этом одним из ключевых центров политики управления сегодня становится учетная политика организации, оказывающая самое непосредственное влияние на показатели финансовой отчетности — информационную базу для принятия решений реальными и потенциальными инвесторами. Пользователи финансовой информации лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют доступа к учетным записям и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

    Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдения ими законодательства необходимо так же государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.
    Вопросы формирования учетной политики и ее исполнения относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности. В связи с этим организация бухгалтерского учета и учетная политика организация является объектом проверки на всех этапах аудита бухгалтерской отчетности — от планирования до формирования заключения.

    Основными нормативными документами, регулирующими вопросы учетной политики предприятия являются:

    1)Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129- ФЗ «О бухгалтерском учете». В соответствии с п.3 ст.5 организации самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

    2)Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденное Приказом Минфина России от 09.12.1998 г. №60-н. Исходя из требований п.16 ПБУ 1/98 дополнения в учетную политику в течение года могут быть внесены в момент приобретения организацией активов или при возникновении фактов деятельности, имеющих вариантность в законодательстве, но не имеющих аналогов в практике данной организации. Минфин утвердил новое ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций» (Приказ Минфина России от 6 октября 2008 года № 106н). Оно действует с 1 января 2009 года. ПБУ 1/2008 содержит ряд новых положений, которых не было в ПБУ 1/98. Нормы, регулирующие порядок изменения учетной политики, перенесены в раздел III ПБУ 1/2008 (ранее они находились в разделе IV ПБУ 1/98). Ранее пунктом 21 ПБУ 1/98 было установлено, что, когда изменения учетной политики не обусловлены изменениями законодательной или нормативной базы, последствия изменений должны быть рассчитаны и отражены в отчетности минимум за два года.

    В пункте 15 ПБУ 1/2008 минимальный период, за который производится указанный расчет, исключается, но вводится понятие «ретроспективное отражение» (последствий изменений в учетной политике), то есть отражение пересчитанных показателей за максимально возможный период времени. При этом устанавливается только одно ограничение по продолжительности периода: «за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью». Иначе говоря, предлагается производить перерасчеты до тех пор, пока имеются необходимые данные. На практике это означает, что максимальная продолжительность указанного периода ограничивается пятью годами (ст. 17 Закона о бухгалтерском учете).

     

    3)Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 5/01 «Учет материально производственных запасов»; ПБУ 6/01 «Учет основных средств»; ПБУ 8/01 «Условные факты ​хозяйственной деятельности»; ПБУ 13/2000 ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»; ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»; ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию»; ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-​конструкторские и технологические работы»; ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»; ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»). ПБУ 1/2008 уточнен и перечень информации, которую организация должна раскрывать при внесении упомянутых изменений. В частности, организации обязаны раскрывать не только причину изменения учетной политики, но также содержание изменения и порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности. При этом предполагается, что порядок отражения последствий не является универсальным, а будет разрабатываться каждой организацией самостоятельно.

    Кроме того, установлена обязательность раскрытия сумм корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, то и по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию, а также суммы соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, — до той степени, до которой это практически возможно (а не за два года, как это было ранее).

    4)Приказ Минфина России от 22.07.2003 г. №67-н «О формах бухгалтерской отчетности».

    5)Методические указания по бухгалтерскому учету материально- производственных запасов, приказ № 119-н от 28.12.2001 г.

    6)Методические указания по бухгалтерскому учету спецодежды, приказ Минфина РФ № 135-н от 26.12.2002 г.

    7) План-счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 96-н, а также внесенные приказом Минфина России от 07.05.2003 г. № 38-н дополнения и изменения в план счетов.

    8)Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая).

    Цель аудита учетной политики – составить мнение о достоверности бухгалтерской отчетности организации (экономического субъекта) исходя из требований, выполнение которых согласно ПБУ 1/98 должна обеспечивать учетная политика организации, а также исходя из следующих допущений: имущественной обособленности организации; последовательности применения учетной политики; временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

    При проведении проверки необходимо установить: наличие и состав распорядительных документов по учетной политике; соответствие формы и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов; последовательность применения учетной политики; наличие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты; полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности; соблюдение учетной политики.

     

     

    1.2 Методика аудита учетной политики организации

     

    В соответствии с п.3 ст.5 Закона РФ от 21 ноября 1996г. №129 ФЗ «О бухгалтерском учете» организации самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Требования Положения по бухгалтерско