АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

<

102814 1749 1 АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙПодавляющее большинство гражданско-правовых сделок, совершаемых субъектами предпринимательской деятельности, опосредуется при помощи расчётов, осуществляемых в безналичном порядке. Между тем, без использования наличных денежных средств на настоящий момент не может обойтись практически ни одно предприятие. В целях  расчетов наличными деньгами каждая организация в обязательном порядке должно иметь собственную кассу, оборудованную контрольно-кассовым аппаратом.

Аудит кассовых операций имеет свои особенности. Неотъемлемой чертой аудиторской проверки операций по кассе является значительная трудоёмкость её проведения и большое количество сопутствующих процедур, применяемых в ходе работы аудитора. Источниками информации для аудитора служат главная книга, регистры синтетического учёта операций по счёту 50, отчёт о движении денежных средств по форме № 4, а также бухгалтерский баланс. Наряду с ними обязательной проверке аудитором подлежат кассовая книга, приходные и расходные кассовые ордера, книги учёта кассовых ордеров, книги регистрации депонентов и платёжных ведомостей, отчёты кассира и журнал учёта доверенностей. Вся кассовая документация должна быть проверена на предмет соответствия требованиям, содержащимся в законодательстве.  

Поступления наличных денег в кассу предприятия оформляется приходным кассовым ордером, составляемым в одном экземпляре и подписываемым главным бухгалтером.  Квитанция к приходному кассовому ордеру подписывается главным бухгалтером и кассиром (другой вариант — заверяется оттиском кассового аппарата) и регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов, после чего выдается на руки лицу, сдавшему деньги. 

Расходный кассовый ордер применяется для обратной поступлению денег процедуры —  выдачи наличных денег из кассы предприятия. Он также выписывается в одном экземпляре, однако, наряду с подписью главного бухгалтера требует подписи и непосредственного руководителя организации. В строке ордера «Основание» раскрывается содержание хозяйственной операции, а в строке «Приложение» указывается перечень прилагаемой документации с номерами и датами их оформления. Выдача денежных средств отдельному лицу по расходному кассовому ордеру должна сопровождаться подписью получателя и документальной фиксацией данных, содержащихся в документе, удостоверяющем его личность.

Унифицированная форма кассовой книги установлена Постановлением Госкомстата от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту кассовых операций по учёту результатов инвентаризации». Каждый лист кассовой книги состоит из 2-х равных частей: одна из них (с горизонтальной линовкой) заполняется кассиром как первый экземпляр, вторая (без горизонтальных линеек) заполняется кассиром как второй экземпляр с лицевой и оборотной стороны через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Вторые экземпляры листов, служащие отчетом кассира, должны быть отрывными.  

Несоблюдение установленных форм и правил оформления кассовой документации может свидетельствовать как о недопустимо низком уровне внутриорганизационного контроля деятельности по учёту, вследствие небрежности или халатности, так и о виновных действиях сотрудников организации, в первую очередь, руководства и работников бухгалтерии. Другим важным моментом, на который стоит обратить внимание является соблюдение организацией лимитов, касающихся наличных денежных средств.

Указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 года № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» вводит количественное ограничение на денежные суммы, поступающие в кассу по договорам с контрагентами. Так, начиная с 21 июля 2007 года, расчеты наличными деньгами между субъектами предпринимательской деятельности в рамках одного договора могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей. Вся денежная наличность сверх установленной нормы подлежит сдаче в банковское учреждение.

В ходе проверки аудитору следует учесть тот факт, что не все операции с денежной наличностью должны проходить непосредственно через кассу. В некоторых случаях, при оказании услуг населению, кассовая техника может и не применяться. При этом расчёты между организацией и населением могут осуществляться как при помощи наличных денежных средств, так и с использованием платёжных карт, а роль кассовых чеков выполняют документы к ним приравненные в соответствии с законом. 

К кассовым чекам приравниваются такие документы, как квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов с использованием платежных карт. Все они представляют собой бланки строгой отчётности представленные по форме, утверждённой Минфином РФ. Обязательными реквизитами таких бланков являются наименование, номер и серия, код формы бланка по ОКУД, наименование и код организации, выдавшей бланк, ИНН, вид услуги, единица измерения оказания услуг, стоимость услуги в денежном выражении, дата осуществления расчета, должности и Ф.И.О. лица, ответственного за совершение операции. Исключением из общего правила выступают бланки, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования. Для них предусмотрен несколько усечённый перечень обязательных реквизитов — наименование, номер и серия, код формы бланка по ОКУД, наименование организации, выдавшей бланк, вид транспортного средства и стоимость услуги в денежном выражении.

 

При наличии сомнений у аудитора относительно правильности ведения учёта по кассовым операциям и состоятельности существующего на предприятии внутреннего контроля, дальнейшую проверку целесообразно проводить, предварительно опросив всех ответственных лиц. В качестве ответственных за порядок ведения операций по кассе лиц традиционно выступают руководитель организации, главный бухгалтер и кассир. Для каждого из них аудитором составляется отдельный опросный лист (вопросник), который должен содержать указание на должность опрашиваемого лица в соответствии со штатным расписанием, действующим в пределах организации. В целом, проведённый опрос помогает установить конкретные факты нарушения Порядка ведения кассовых операций.  

Все нарушения учёта операций по кассе принято классифицировать в зависимости от формы вины ответственных лиц и их должностного положения. Обычно различают такие виды нарушений, как прямое хищение, виновное неоприходование поступивших средств с последующим их присвоением, хищения денежных средств, маскируемого расписками должностных лиц, излишнее списание денежных средств, присвоение сумм, начисленным третьим лицам, расчёты наличными средствами в нарушение положений об их максимально допустимой величине и ошибки в учётных регистрах. Данная классификация имеет большое практическое значение, так как позволяет аудитору  применить процедуру, наилучшим образом подходящую для каждого конкретного случая нарушений. Рассмотрим эти процедуры более подробно.

Прямое хищение средств с предприятия помогает выявить инвентаризация наличных средств в кассе. Хищение может осуществлять как при помощи так называемых маскировочных приёмов (подписи и визы бухгалтерских работников, руководителей предприятия и их заместителей), так и без них. Обнаружению хищения денежных средств, маскируемого расписками должностных лиц и работников бухгалтерии, способствует проверка наличия на приходных и расходных кассовых ордерах подписи главного бухгалтера или уполномоченного лица, проверки наличия на расходных кассовых документах подписей руководителя предприятия или уполномоченного лица; проверки наличия на расходных кассовых документах расписок получателей денег и устный опрос лиц, получивших деньги по расходным кассовым ордерам, но не подтвердившим этот факт своей распиской.

<

Факт неоприходования средств с последующим их присвоением устанавливается путём проверки чековой книжки организации на полноту содержащихся в ней данных и проверки полноты оприходования денежных средств в кассу предприятия, полученных из банка по чеку. Частными случаями виновного неоприходования является неоприходование и присвоение денежных сумм, поступивших от физических и юридических лиц по приходным ордерам и неоприходование денежных сумм, поступивших от юридических лиц по доверенностям. Данные факты могут быть подтверждены проверкой своевременности расчетов сотрудников предприятия по командировочным расходам и средствам, выданным на хозяйственные нужды, а также проверки соответствия приходных кассовых ордеров записям в журнале регистрации приходных кассовых ордеров и проверки правильности оприходования сумм по доверенностям.

Излишнее списание денежных средств может быть установлено в ходе таких процедур, как проверка итогов кассовых отчетов, проверка полноты первичных приходных и расходных кассовых документов, приложенных к отчету кассира, проверка соответствия данных аналитического  и синтетического учета по расчетам с персоналом, проверка совпадения расходных кассовых ордеров с информацией о них, содержащейся в журнале регистрации.

Для выявления случаев присвоения сумм, законно начисленных третьим организациям аудитор применяет проверки соответствия платежных реестрам депонированных сумм, проверки полноты и своевременности сдачи в банк депонированных сумм, проверки полноты оприходования депонированных сумм на расчетный счет в банке, проверки соответствия выписанных расходных кассовых ордеров журналу регистрации депонентов и проверки соответствия данных синтетического и аналитического учета денежных сумм.

Наконец, ошибки и случаи некорректного учёта кассовых операций можно установить с помощью проверки соответствия совершённой бухгалтером записи, зафиксированной на первичных кассовых документах, фактическим информационным данным, содержащимся в журнале-ордере № 1 «Касса».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

 

Нормативными актами Банка России на кредитные организации возложена обязанность осуществлять систематические проверки соблюдения предприятиями требований Порядка ведения кассовых операций в Российской федерации № 40 . Банк не реже одного раза в два года проверяет организации, осуществляющие операции по кассе. Поэтому крайне актуально проведение аудиторской проверки соблюдения кассовой дисциплины

Для проведения проверок аудитор запрашивает следующие документы:

– кассовую книгу;

– отчеты кассира с прилагаемыми документами (приходные и расходные кассовые ордера и приложения к ним, в т.ч.платежные ведомости);

– приказ о назначении кассира;

а также при наличии:

– авансовые отчеты с подтверждающими документами;

– приказ о подотчетных лицах и сроках отчета по выданным авансам;

– прочие документы, обосновывающие проведение некоторых операций по кассе (включая договора на получение и выдачу займов, лимит остатка кассы предприятия в случае его утверждения в другом кредитном учреждении, основания оплаты – счета или копии счетов-фактур – при расчетах с юридическими лицами и др.)

При проверке соблюдения порядка ведения кассовых операций на предприятии рассматривается:

1. Ведение кассовой книги, ежедневный отчет кассира по произведенным кассовым операциям в соответствии с приходно-расходными документами, расчетно-платежными ведомостями, их оформление.

Пунктами 22 и 23 Порядка предусмотрено, что все поступления и выдачи наличных денег необходимо учитывать в кассовой книге. Каждая фирма ведет только одну такую книгу. Она должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью.

Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера.

Записи нужно вести в двух экземплярах через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными и служат отчетом кассира. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Оба экземпляра должны иметь одинаковый номер.

Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера торговой организации или лица, его заменяющего.

В соответствии с пунктом 24 Порядка записи в кассовую книгу вносятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подводит итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами.

Следует помнить, что одним из критериев установления факта неоприходования денежной наличности является разница между показателями контрольно-кассовой техники и кассовой книги. Поэтому отсутствие кассовой книги будет свидетельствовать о неправильном оприходовании денежных средств (например, постановление ФАС Поволжского округа от 26 июня 2008 г. по делу № А65-29513/07-СА3-44).

2. Полнота оприходования денежной наличности, полученной в банке. Соответствие записей в кассовой книге данным банка (по суммам, полученным из банка и сданным в банк). В случае расхождения между данными банка и записями в кассовой книге выясняются причины этих расхождений.

Фактическое наличие денег в кассе предприятия представителем банка не проверяется. Однако, если остаток кассы по кассовой книге складывается в крупных размерах, длительное время не снижается и значительно превышает ежедневные поступления и выдачи, проверяющий вправе потребовать от руководителя предприятия назначения ревизии кассы.

Полнота оприходования в кассу предприятия денег, полученных в результате хозяйственной деятельности, проверяется налоговыми органами при проведении проверок соблюдения налогового законодательства.

3. Целевое использование наличных денег, полученных в банке (на цели, указанные в чеке).

4. Расходование наличных денег из выручки на цели, предусмотренные п. 7 Порядка ведения кассовых операций в РФ № 40 и Письмом ЦБ РФ № 26-13-4-16/40598 от 19.06.2006.

Учреждения банков принимают решения о расходовании предприятиями постоянной денежной выручки на основании письменных заявлений клиентов с учетом соблюдения ими требований порядка ведения кассовых операций, состояния расчетов и остатков средств на расчетных (текущих) счетах предприятий.

5. Соблюдение на каждый день проверяемого периода установленного банком лимита остатка кассы, сроков и порядка сдачи денежной выручки, своевременность возврата в банк не выплаченных в срок средств на оплату труда и социально-трудовых льгот.

6. Осуществление расчетов наличными деньгами между юридическими лицами.

Проверяется соблюдение предприятием предельных сумм налично-денежных расчетов (1000 тыс. рублей) в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 20 июня 2007 года № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя».

Дополнительно скажем, что в письме ЦБ РФ от 4 декабря 2007 г. № 190-Т уточнено, в каких случаях лимит не применяется. К ним относятся ситуации, когда:

– наличные деньги выданы работникам организации (расчеты связаны с выплатой заработной платы и иными выплатами, в том числе социального характера);

– за оказанные услуги рассчитывается подотчетное лицо от своего имени (например, командированный работник оплачивает проезд, проживание).

Обратите внимание: действие лимита не распространяется на расчеты организаций и предпринимателей с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (например, на расчеты, осуществляемые при закупе продукции у населения).

Наиболее часто встречающиеся нарушения порядка работы с денежной наличностью:

– превышение лимита остатка кассы. Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками и обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками. Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда. Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги (полученные из банка) сверх установленных лимитов только для оплаты труда, не свыше 3-х рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка.

Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.

Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет по форме № 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу». Срок подачи такого расчета предприятиями, организациями и учреждениями в учреждения банка – ежегодно не позднее 1 февраля.

По предприятию, в состав которого входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов в учреждениях банков, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений.

По представительствам, филиалам и другим обособленным подразделениям предприятия, расположенным вне места его нахождения, составляющим отдельный баланс и имеющим счета в учреждениях банков, лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается обслуживающими учреждениями банков по месту открытия соответствующих счетов структурных подразделений.

При наличии у предприятия нескольких счетов в различных учреждениях банков предприятие по своему усмотрению обращается в одно из обслуживающих учреждений банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. После установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка предприятие направляет уведомления об определенном ему лимите остатка кассы в другие учреждения банков, в которых открыты ему соответствующие счета. При проверке данного предприятия учреждения банков руководствуются этим лимитом остатка наличных денег в кассе.

По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность – сверхлимитной.

Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.

При этом лимит остатка кассы устанавливается:

для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России ежедневно в конце рабочего дня – в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятий с утра следующего дня;

для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России на следующий день – в пределах среднедневной выручки наличными деньгами;

для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России не ежедневно – в зависимости от установленных сроков сдачи и суммы денежной выручки;

для предприятий, не имеющих денежной выручки – в пределах среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии).

Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и другие), а также в соответствии с договором банковского счета.

Превышение предельно допустимого размера расчетов наличными деньгами

В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 20 июня 2007 года № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке в сумме 100 тысяч рублей.

Расходование поступающей денежной наличности в кассу предприятия без согласования с банком либо на цели, отличающиеся от согласованных с банком

В соответствии с п.7 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации и п.1.3 Указания ЦБР от 31.07.98г. № 305-У предприятия, не имеющие задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать поступающую в их кассу выручку на заработную плату и выплаты социального характера, закупку сельскохозяйственной продукции у населения, скупку тары и вещей у населения, а также на командировочные расходы, покупку канцелярских принадлежностей и хозяйственного инвентаря, оплату срочных ремонтных работ и ГСМ, выплату возмещения убытков по договорам страхования физических лиц.

Решение о расходовании предприятиями денежной выручки из кассы принимается учреждениями банков ежегодно на основании письменных заявлений предприятий и представленного расчета по форме 0408020 с учетом соблюдения ими порядка работы с денежной наличностью, состояния расчетов с бюджетами всех уровней, государственными внебюджетными фондами, поставщиками сырья, материалов и услуг, а также с учреждениями банков по ссудам.

Если банк выдает такое разрешение, предприятие может расходовать наличные деньги из выручки только на цели, указанные в разрешении.

Решение о расходовании предприятием поступающей в его кассу денежной выручки при наличии у него нескольких счетов в различных учреждениях банков принимается в порядке, аналогичном установлению лимита остатка наличных денег в кассе такого предприятия.

Ответственность за нарушения в сфере налично-денежного обращения

В соответствии со ст.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2002 № 195-ФЗ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц – от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. О бухгалтерском учете: ФЗ от 21.11.96 г. № 129-ФЗ // КонсультантПлюс.
  2. О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт: ФЗ от 22.05.03 № 54-ФЗ// КонсультантПлюс.
  3. Постановлением Госкомстата от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту кассовых операций по учёту результатов инвентаризации» // КонсультантПлюс.
  4. Указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 года № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» // КонсультантПлюс.
  5. Ковалева О.В., Константинов Ю.П. Аудит: учебное пособие.– М.: ПРИОР, 2008.
  6. Парушина Н.В., Суворова С.П. Аудит.-М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008.
  7. Слатецкая Н.Ю. Планирование аудиторской проверки // Аудиторские ведомости. 2006.– № 4.– С. 75– 82.
  8. Шеремет А.Д. , Суйц В.П. Аудит: учебник. –М.: ИНФРА-М., 2009.
  9. Хмельницкий В.А. Ревизия и аудит. М., 2005.

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.94MB/0.00134 sec

WordPress: 23.6MB | MySQL:115 | 1,591sec